МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационные технологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение экономики и информационных технологий
Направление подготовки10.02.05. специальность Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость ЗЕТ
Учебный план10_02_05_ОбеспИнфБезАвтСистем-2022_9кл
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 92
самостоятельная работа 6
индивидуальные консультации 2
контроль 8
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 74 74 74 74
Сам. работа 6 6 6 6
Консультации 2 2 2 2
Часы на контроль 8 8 8 8
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Препод., Саповатова Влада Юрьевна

Рецензент(ы):
Препод., Лыскова Ольга Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Информационные технологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 10.02.05 ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ (приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 г. № 1553)

составлена на основании учебного плана:
Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение экономики и информационных технологий

Протокол от 28.02.2023 г. № 5
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Глубокова Людмила Геннадьевна, канд.экном.наук


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование системы знаний в области технологий управления и обработки потока информации с применением вычислительной техники.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОП

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам
ОК 02 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 04 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами
ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учётом особенностей социального и культурного контекста
ОК 09 Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 10 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках
ПК 1.1 Производить установку и настройку компонентов автоматизированных (информационных) систем в защищенном исполнении в соответствии с требованиями эксплуатационной документации
ПК 2.4 Осуществлять обработку, хранение и передачу информации ограниченного доступа
ПК 4.1 Осуществлять подготовку оборудования компьютерной системы к работе, производить инсталляцию, настройку и обслуживание программного обеспечения
ПК 4.2 Создавать и управлять на персональном компьютере текстовыми документами, таблицами, презентациями и содержанием баз данных, работать в графических редакторах
ПК 4.3 Использовать ресурсы локальных вычислительных сетей, ресурсы технологий и сервисов Интернета
ПК 4.4 Обеспечивать применение средств защиты информации в компьютерной системе
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Назначение и виды информационных технологий, технологии сбора, накопления, обработки, передачи и распространения информации
Состав, структуру, принципы реализации и функционирования информационных технологий
Базовые и прикладные информационные технологии
Инструментальные средства информационных технологий
3.2.Уметь:
3.2.1.Обрабатывать текстовую и числовую информацию;
Применять мультимедийные технологии обработки и представления информации;
Обрабатывать экономическую и статистическую информацию, используя средства пакета прикладных программ.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1. Основные понятия информационных технологий
1.1. Введение в информационные технологии; понятие информационных технологий и их классификация. Лекции 5 2 ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 09, ОК 10, ПК 1.1, ПК 2.4, ПК 4.1, ПК 4.2, ПК 4.3, ПК 4.4 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.2. Современные информационные технологии и рынок труда. Информационные технологии – неотъемлемая часть современной жизни человека. Лекция - беседа Лекции 5 1 ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 09, ОК 10, ПК 1.1, ПК 2.4, ПК 4.1, ПК 4.2, ПК 4.3, ПК 4.4 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.3. Понятие "Операционная система", виды. Файлы и папки Windows. Файловая структура. Работа с файлами. Файловые менеджеры. Лекции 5 6 ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 09, ОК 10, ПК 1.1, ПК 2.4, ПК 4.1, ПК 4.2, ПК 4.3, ПК 4.4 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.4. Командный интерпретатор. Файловые менеджеры. Лабораторные 5 6 ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 09, ОК 10, ПК 1.1, ПК 2.4, ПК 4.1, ПК 4.2, ПК 4.3, ПК 4.4 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.5. Устройство глобальной сети. Беспроводные технологии. Лекции 5 2 ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 09, ОК 10, ПК 1.1, ПК 2.4, ПК 4.1, ПК 4.2, ПК 4.3, ПК 4.4 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. 2. Работа с прикладным программным обеспечением. Пакет прикладного программного обеспечения MS Office
2.1. Работа с текстовыми документами. Основы работы с приложениями пакета MS Office Word. Лекции 5 1 ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 09, ОК 10, ПК 1.1, ПК 2.4, ПК 4.1, ПК 4.2, ПК 4.3, ПК 4.4 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.2. Работа с электронными таблицами. Основы работы с приложениями пакета MS Office Excell. Лекции 5 1 ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 09, ОК 10, ПК 1.1, ПК 2.4, ПК 4.1, ПК 4.2, ПК 4.3, ПК 4.4 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.3. Особенности подготовки мультимедийных презентаций. Лекции 5 1 ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 09, ОК 10, ПК 1.1, ПК 2.4, ПК 4.1, ПК 4.2, ПК 4.3, ПК 4.4 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.4. Представление презентаций. Лекция-беседа. Лекции 5 1 ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 09, ОК 10, ПК 1.1, ПК 2.4, ПК 4.1, ПК 4.2, ПК 4.3, ПК 4.4 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.5. Принципы подготовки и обработки текстовых документов. Лабораторные 5 8 ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 09, ОК 10, ПК 1.1, ПК 2.4, ПК 4.1, ПК 4.2, ПК 4.3, ПК 4.4 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.6. Принципы подготовки и обработки электронных таблиц различной структуры. Лабораторные 5 10 ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 09, ОК 10, ПК 1.1, ПК 2.4, ПК 4.1, ПК 4.2, ПК 4.3, ПК 4.4 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.7. Принципы подготовки мультимедийных презентаций. Лабораторные 5 10 ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 09, ОК 10, ПК 1.1, ПК 2.4, ПК 4.1, ПК 4.2, ПК 4.3, ПК 4.4 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 3. 3.Информационные технологии обработки графической информации. Работа с прикладным программным обеспечением для обработки графической информации
3.1. Понятие компьютерной графики. Виды компьютерной графики: растровая графика, векторная графика, фрактальная графика Лекции 5 1 ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 09, ОК 10, ПК 1.1, ПК 2.4, ПК 4.1, ПК 4.2, ПК 4.3, ПК 4.4 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.2. Представление графических данных: форматы графических данных, цвет. Графические редакторы. Лекции 5 1 ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 09, ОК 10, ПК 1.1, ПК 2.4, ПК 4.1, ПК 4.2, ПК 4.3, ПК 4.4 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.3. Редакторы растровой и векторной графики. Применение графики в разработке программного обеспечения Лекции 5 1 ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 09, ОК 10, ПК 1.1, ПК 2.4, ПК 4.1, ПК 4.2, ПК 4.3, ПК 4.4 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.4. Создание статических и динамических изображений в растровых графических редакторах Лабораторные 5 20 ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 09, ОК 10, ПК 1.1, ПК 2.4, ПК 4.1, ПК 4.2, ПК 4.3, ПК 4.4 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.5. Создание статических изображений в векторных графических редакторах Лабораторные 5 20 ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 09, ОК 10, ПК 1.1, ПК 2.4, ПК 4.1, ПК 4.2, ПК 4.3, ПК 4.4 Л2.1, Л1.1
3.6. Создание статических и динамических изображений в растровых графических редакторах Сам. работа 5 6 ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 09, ОК 10, ПК 1.1, ПК 2.4, ПК 4.1, ПК 4.2, ПК 4.3, ПК 4.4 Л2.1, Л2.2
3.7. Консультации 5 2 ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 09, ОК 10, ПК 1.1, ПК 2.4, ПК 4.1, ПК 4.2, ПК 4.3, ПК 4.4 Л2.1, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (лабораторные работы, индивидуальное задание, тесты) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10793

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам
Закрытые вопросы
1. Содержание вопроса: Укажите, что из перечисленного относится к принципам информационной безопасности (выберите два верных варианта ответа):
1. системность
2. масштабность
3. законность
4. скрытость
Правильный ответ: 1, 3
2. Содержание вопроса: Обеспечение соответствия возможных потерь от нарушения информационной безопасности затратам на их построение – это …
1. реагирование на инциденты
2. управление рисками
3. обеспечение устойчивости
4. управление конфигурацией
Правильный ответ: 2
 
3. Содержание вопроса: Сетевая безопасность – это
1. защищённость глобальных и национальных телекоммуникационных сетей от нежелательного доступа в сеть со стороны третьих лиц
2. защищённость российских телекоммуникационных сетей от нежелательного доступа в сеть со стороны третьих лиц
3. защищённость сетей конкретной организации от нежелательного доступа в сеть со стороны третьих лиц
4. защищённость глобальных и национальных телекоммуникационных сетей от нежелательного доступа посторонних
Правильный ответ: 1

4. Содержание вопроса: последовательность слайдов, содержащих мультимедийные объекты, переход между которыми осуществляется с помощью управляющих объектов или гиперссылок называется
1. электронной книгой
2. мультимедийной презентацией
3. графическим редактором
4. видеоинформацией
Правильный ответ: 2

5. Содержание вопроса: в MS Excel мастер диаграмм применяется…:
1. Для упрощения создания функций
2. Для создания всевозможных графиков и диаграмм
3. Для упрощения форматирования текста в ячейке
Правильный ответ: 2
6. Содержание вопроса: графический редактор – это программа:
1. создания, редактирования и просмотра графических изображений
2. для управления ресурсами компьютера при создании рисунков
3. для работы с изображениями в процессе создания игровых программ
4. для работы с различного рода информацией в процессе делопроизводства
Правильный ответ: 1


7. Содержание вопроса: последовательность слайдов, содержащих мультимедийные объекты, переход между которыми осуществляется с помощью управляющих объектов или гиперссылок называется
1. электронной книгой
2. мультимедийной презентацией
3. графическим редактором
4. видеоинформацией
Правильный ответ: 2
Открытые вопросы

8. Содержание вопроса: Вставьте пропущенное слово. Совокупность процедур или мероприятий, которые производятся при нарушении или подозрении на нарушение информационной безопасности – это ... на инциденты
Правильный ответ: реагирование
9. Содержание вопроса: Закончите предложение. Составление списка объектов, которые будут подлежать защите, и субъектов, которые задействованы в данном информационном пространстве и будут влиять на информационную защиту системы, – это …
Правильный ответ: инвентаризация
10. Содержание вопроса: Закончите предложение. Создание и использование средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира и нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем - это …
Правильный ответ: информационная война

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
Закрытые вопросы
1. Содержание вопроса: Укажите, какие бывают модели классификации информационных объектов (выберите два верных варианта ответа):
1. по наличию
2. по принадлежности
3. по разглашению
4. по аппелируемости
Правильный ответ: 1, 3
2. Содержание вопроса: Укажите термин, характеризующий, что при хранении или передаче информации не было произведено несанкционированных изменений
1. конфиденциальность
2. доступность
3. аутентичность
4. целостность
Правильный ответ: 4
3. Содержание вопроса: Электронная подпись состоит из следующих частей:
1. открытый и закрытый ключи
2. хэш-значения
3. шифрования документа и подписи
4.данные владельца и название удостоверяющего центра
Правильный ответ: 1
4. Содержание вопроса: к современным Интернет – технологиям относятся:
1. веб- сервера
2. гипертексты и сайты
3. электронная почта
4. форумы и блоги
5. чат и ICQ
6. теле- и видеоконференции
7. энциклопедии
8. графические редакторы
Правильный ответ: 1,2,3,4,5,6,7

5. Содержание вопроса: несколько wеb-страниц, связанных между собой по содержанию, называют:
1. форумом
2. книгой
3. web-сайтом
Правильный ответ: 3

6. Содержание вопроса: для облегчения работы с встроенными функциями используется…
1. Мастер функций
2. Мастер диаграмм
3. Мастер диаграмм и функций
Правильный ответ: 1
7. Содержание вопроса: блоги в Интернет- это…
1. наборы гипертекстов с гиперссылками, размещаемые на серверах и порталах в Интернет
2. новейшие технологии публикации научной и учебной литературы в сети Интернет
3. сайты, совмещенные с интерактивными форумами для общения и публикации сообщений и комментариев посетителей сайтов
Правильный ответ: 3
Открытые вопросы
8. Содержание вопроса: Укажите название информации, которая не является общедоступной, ставит лиц, обладающих ею в силу своего служебного положения в преимущественное положение по сравнению с другими объектами.
Правильный ответ: конфиденциальная информация
9. Содержание вопроса: Укажите номер базового для информационной сферы Федерального закона
Правильный ответ: 149-ФЗ, 149
10. Содержание вопроса: Укажите термин, которым определяется проверка (подтверждение) характеристик на соответствие требованиям государственных стандартов или иных нормативных документов по защите информации, выпущенных уполномоченными федеральными органами: ФСТЭК России (Гостехкомиссией России), ФСБ России и Министерство обороны
Правильный ответ: сертификация

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
Закрытые вопросы
1. Содержание вопроса: дана таблица истинности. Определите логическую операцию:

1.  Инверсия
2. Конъюнкция
3. Эквивалентность
4. Импликация
5. Дизъюнкция
Правильный ответ: 2

2. Содержание вопроса: Укажите основной принцип построения системы защиты автоматизированной информационной системы:
1. открытость
2. комплексность
3. взаимозаменяемость подсистем защиты
4. минимизация привилегий
Правильный ответ: 3
3. Содержание вопроса:  укажите ложное высказывание (T – true; F – false).
4. (8 – 2 = 5) = F 
5. (6 – 2 = 4) = Т
6. (2 – 3 = –5) = F 
7. (6 – 2 = 4) = F
8. (8 + 2 = 10) = T
Правильный ответ: 4

4. Содержание вопроса: что будет в результате выполнения программы:

1. 25
2. 250
3. 2500
4. 1000
Правильный ответ: 4

5. Содержание вопроса: примитивами в графическом редакторе называют:
1.
линейный
2. разветвляющийся
3. циклический
4. смешанный
Правильный ответ: 3

6. Содержание вопроса: дано дерево каталогов. Как выглядит полное имя файла Test.

1. A:\Inform\Test
2. A:\Test\Test1
3. A:\Inform\Test1
4. A:\Inform\Test1\Test


Правильный ответ: 1
 
7. Содержание вопроса: что будет выведено на экран монитора в результате программы.


1. 15
2. 25
3. 100
4. 125

Правильный ответ: 4


Открытые вопросы
8. Содержание вопроса: что будет выведено на экран монитора в результате программы.

Правильный ответ: 2
 
9. Содержание вопроса: Переведите число из одной системы счисления в другую:
Правильный ответ: 17

10. Содержание вопроса: какое число будет выведено на экран в результате выполнения кода условия?

Правильный ответ: 1


 ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
Закрытые вопросы
1. Содержание вопроса: Выберите правильные идентификаторы переменных в языке программирования Python (выберите два верных варианта ответа):
2. 1znak
3. _d1
4. name
5. 1_sum ...
Правильный ответ: 2, 3
2. Содержание вопроса: Язык программирования Python - это ... язык.
1. интерпретируемый
2. функциональный
3. процедурный
4. логический
Правильный ответ: 1
3. Содержание вопроса: Укажите как называется фрагмент заранее написанного кода на языке программирования, который выполняет некую операцию.
1. операнд
2. функция
3. процедура
4. оператор
Правильный ответ: 2
4. Содержание вопроса: выберите все возможные варианты ответа. К логическим функциям относятся:
1. Сумм
2. Мин
3. И
4. Или
5. Если
Правильный ответ: 3,4,5

5. Содержание вопроса: меню текстового редактора — это:
1. часть его интерфейса, обеспечивающая переход к выполнению различных операций над текстом
2. подпрограмма, обеспечивающая управление ресурсами ПК при создании документа
3. своеобразное "окно", через которое тест просматривается на экране
4. информация о текущем состоянии текстового редактора
Правильный ответ: 1
 
6. Содержание вопроса: с помощью графического редактора Paint можно:
1. Создавать и редактировать графические изображения
2. Переводить двухмерные изображения в трехмерные
3. Заниматься строительным проектированием
Правильный ответ: 1
 
7. Содержание вопроса: для хранения 256-цветного изображения на кодирование одного пикселя выделяется
1. 1 байт
2. 8 байт
3. 1 бит
4. 8 бит
Правильный ответ: 1, 4

Открытые вопросы
8. Содержание вопроса: основным элементом электронных таблиц является?
Правильный ответ: ячейки, ячейка

9. Содержание вопроса: напишите понятие, которому принадлежит следующее определение: «совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач информационной системы». 
Правильный ответ: математическое и программное обеспечение

10. Содержание вопроса: заполните пропуски. Формулой в электронной таблице называют … и … выражение.
Правильный ответ: арифметическое, логическое

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
Закрытые вопросы
1. Содержание вопроса: Укажите, какие вирусы входят в классификацию компьютерных вирусов по способу заражения (выберите два верных варианта ответа):
1. резидентные
2. файловые
3. загрузочные
4. нерезидентные
Правильный ответ: 1, 2
2. Содержание вопроса: Укажите основной принцип построения системы защиты автоматизированной информационной системы:
1. открытость
2. комплексность
3. взаимозаменяемость подсистем защиты
4. минимизация привилегий
Правильный ответ: 3
3. Содержание вопроса: Блокировка атак – это…
1. прекращение доступа к хостам, обрыв сессии сотрудника, нелегитимно обращающегося к данным
2. изменение конфигурации устройств в сети компании для предотвращения атаки
3. удаление или фильтрация инфицированных файлов перед отправкой пользователям на уровне сетевых пакетов
4. процесс анализа и сканирования файлов системы для предотвращения киберугроз. 
Правильный ответ: 1
4.  Содержание вопроса: основное назначение электронных таблиц
1. редактировать и форматировать текстовые документы
2. хранить большие объемы информации
3.  выполнять расчет по формулам
Правильный ответ: 3
 
5. Содержание вопроса: к числу основных функций текстового редактора относятся:
1.  копирование, перемещение, уничтожение и сортировка фрагментов текста
2. создание, редактирование, сохранение и печать текстов
3. строгое соблюдение правописания
4. автоматическая обработка информации, представленной в текстовых файлах
Правильный ответ: 2
 
6. Содержание вопроса: какую комбинацию клавиш следует применить, чтобы вставить в документ сегодняшнюю дату?
1. Ctrl + Alt + A
2. Shift + Ctrl + V
3. Shift + Alt + D
Правильный ответ: 3
 
7. Содержание вопроса: гипертекст – это…
1. структурированный текст, в котором могут осуществляться переходы по выделенным меткам
2. обычный, но очень большой по объему текст
3. текст, буквы которого набраны шрифтом очень большого размера
4. распределенная совокупность баз данных, содержащих тексты
Правильный ответ: 1
 
Открытые вопросы

6. Содержание вопроса: примитивами в графическом редакторе называют:
Правильный ответ: простейшие фигуры, рисуемые с помощью специальных инструментов графического редактора

7. Содержание вопроса: запишите название инструмента текстового процессора, с помощью которого можно задать нумерацию страниц документа.
Правильный ответ: колонтитул, колонтитулы
 
8. Содержание вопроса: запишите название типа поля в базах данных, который имеет свойство автоматического наращивания.
Правильный ответ: счетчик

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
Закрытые вопросы
1. Содержание вопроса: Совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по признанию авторства и охране имущественных и неимущественных прав авторов и правообладателей - это определение
1. сертификата
2. авторского права
3. патента
4. товарного знака
Правильный ответ: 2
 
 
2. Содержание вопроса: Авторские права на все виды программ для ЭВМ (в том числе на операционные системы и программные комплексы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код, охраняются так же, как авторские права на произведения_________.
1. Литературы
2. Патента
3. Регистрации ЭВМ и базы данных
4. Товарного знака
Правильный ответ: 1
 
3. Содержание вопроса: Правообладатель для оповещения о своих правах может, начиная с первого выпуска в свет программы для ЭВМ или базы данных, использовать знак охраны авторского права
1. ©
2. ®
3. ™
4. 
Правильный ответ: 1
 
4. Содержание вопроса: Символ ® означает
1. патент
2. охраняемый знак
3. торговую марку
4. авторское право
Правильный ответ: 2
 
5. Содержание вопроса: Программы для ЭВМ и базы данных к объектам авторского права
1. относятся
2. относятся в исключительных случаях
3. не относятся
4. все ответы верны
Правильный ответ: 1
 
6. Содержание вопроса: Основной принцип компьютерной стеганографии предполагает использование двух типов файлов – файл-______, которое должно быть скрыто, и файл-контейнер
1. сообщение
2. шифратор
3. нету верного ответа
Правильный ответ: 1

7. Содержание вопроса: В статье 42 Конституции РФ говорится о том, что
1. каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений
2. сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются
3. каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом
4. каждый имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды
Правильный ответ: 4
 
Открытые вопросы
9. Содержание вопроса: Укажите номер ФЗ «О коммерческой тайне»
Правильный ответ: 98-ФЗ, 98
10. Содержание вопроса: Дайте определение вируса по типу «Трояны» 
Правильный ответ: Вирусы, которые маскируются под обычные программы.
(ответ студента может быть написан в собственной трактовке, эквивалентной по смыслу приведенному правильному ответу).
11. Содержание вопроса: Дайте определение вируса по типу «Червь»
Правильный ответ: Вредоносная программа, которая копирует себя и распространяется, используя уязвимости сети.
(ответ студента может быть написан в собственной трактовке, эквивалентной по смыслу приведенному правильному ответу).

 
ПК 1.1. Производить установку и настройку компонентов автоматизированных (информационных) систем в защищенном исполнении в соответствии с требованиями эксплуатационной документации.
Закрытые вопросы
 
1. Содержание вопроса: для чего создаются информационные системы?
2. получения определенных информационных услуг
3. обработки информации
4. все ответы правильные
5. все ответы не верны
 
Правильный ответ: 1
 
2. Содержание вопроса: целостность можно подразделить:
3. статическую 
4. динамичную
5. структурную
6. все ответы верны
Правильный ответ: 1, 2
 
3. Содержание вопроса: где применяются средства контроля динамической целостности?
1. анализе потока финансовых сообщений
2. обработке данных
3. при выявлении кражи, дублирования отдельных сообщений
4. все ответы верны
Правильный ответ: 1, 3
 
4. Содержание вопроса: Какие трудности возникают в информационных системах при конфиденциальности?
1. сведения о технических каналах утечки информации являются закрытыми
2. на пути пользовательской криптографии стоят многочисленные технические проблемы
3. все ответы правильные
Правильный ответ: 3
 
5. Содержание вопроса: от чего зависит информационная безопасность?
1. от компьютеров
2. от поддерживающей инфраструктуры
3. от информации
4. все ответы не верны
Правильный ответ: 1, 2 
 
6. Содержание вопроса: Какие события должны произойти за время существования окна опасности?
1. должно стать известно о средствах использования пробелов в защите.
2. должны быть выпущены соответствующие заплаты.
3. заплаты должны быть установлены в защищаемой И.С.
Правильный ответ: 1, 2, 3 
 
     7. Содержание вопроса: Основными источниками внутренних отказов являются:
1. отступление от установленных правил эксплуатации
2. разрушение данных
3. все ответы правильные
4. все ответы не верны
Правильный ответ: 3

Открытые вопросы
8. Содержание вопроса: Укажите название сервиса, к которому относятся: идентификация и аутентификация, управление доступом, протоколирование и аудит, криптография, экранирование
Правильный ответ: безопасности, сервис безопасности
9. Содержание вопроса: Укажите примером какой электронной подписи является авторизация на портале «Госуcлуги» при помощи ввода логина и пароля
Правильный ответ: простая, простой

10. Содержание вопроса: Как называется программа или устройство, которое шифрует документы и генерирует электронную подпись.
Правильный ответ: средство криптографической защиты информации или СКЗИ

ПК 2.4. Осуществлять обработку, хранение и передачу информации ограниченного доступа
Закрытые вопросы
1. Содержание вопроса: Основными компонентами парольной системы являются (выберите два верных варианта ответа):
1.интерфейс администратора;
2. хранимая копия пароля;
3. база данных учетных записей;
4. хэш-сумма.
Правильный ответ: 1, 3
 
2. Содержание вопроса: Запишите название набора знаков, с помощью которых соответствующие сведения могут быть переданы от одного человека другому и восприняты им или восприняты устройствами автоматизированной обработки информации
1. информация в форме «текста»
2. информация в форме «сообщений»
3. информация в форме «рассылки»
4. информация в форме «данных»
Правильный ответ: 4

3. Содержание вопроса: Укажите как называется набор аппаратных и программных средств для обеспечения сохранности, доступности и конфиденциальности данных
1. защищенность информации
2. безопасность данных
3.компьютерная безопасность
4. защита информации
Правильный ответ: 4

4. Содержание вопроса: Какие меры обеспечивают безопасность при передаче конфиденциальной информации?
1. Шифрование данных
2. Открытый доступ к информации
3. Использование общедоступных сетей
4. Публикация информации в открытых источниках
Правильный ответ: 1

5. Содержание вопроса: Что включает в себя обработка информации ограниченного доступа?
1. Разглашение данных
2. Неуполномоченный доступ к информации
3. Поддержание конфиденциальности и целостности данных
4. Публичное распространение информации
Правильный ответ: 3

6. Содержание вопроса: Какие меры обеспечивают безопасность хранения конфиденциальной информации?
1. Регулярное обновление паролей
2. Публикация паролей в общедоступных источниках
3. Использование ненадежных сетей для хранения данных
4. Необходимость сложных паролей
Правильный ответ: 1

7. Содержание вопроса: Что является основным принципом ограничения доступа к конфиденциальной информации?
1. Максимальная открытость
2. Минимальный доступ
3. Безусловное распространение
4. Общедоступность данных
Правильный ответ: 2

8. Содержание вопроса: Какие действия должны выполняться при обнаружении утечки конфиденциальной информации?
1. Игнорирование ситуации
2. Немедленное уведомление ответственных лиц
3. Публикация информации о утечке в социальных сетях
4. Ожидание, пока ситуация решится сама собой
Правильный ответ: 2
 
Открытые вопросы
1. Содержание вопроса: Какие меры безопасности следует предпринять при обработке информации ограниченного доступа?
Правильный ответ: Криптография

2. Содержание вопроса: Какие угрозы могут возникнуть при хранении информации ограниченного доступа?
Правильный ответ: Взлом

3. Содержание вопроса: Какие протоколы передачи данных предпочтительны при работе с информацией ограниченного доступа?
Правильный ответ: SSL/TLS

4. Содержание вопроса: Какие требования к паролям обеспечивают безопасность информации ограниченного доступа?
Правильный ответ: Длина

5. Содержание вопроса: Какие меры предпринимаются для контроля доступа к информации ограниченного доступа?
Правильный ответ: Аутентификация
(ответ студента может быть написан в собственной трактовке, эквивалентной по смыслу приведенному правильному ответу).

ПК 4.1. Осуществлять подготовку оборудования компьютерной системы к работе, производить инсталляцию, настройку и обслуживание программного обеспечения.
Закрытые вопросы
1. Содержание вопроса: Какие действия необходимо выполнить перед установкой нового программного обеспечения?
1. Удалить все текущие программы
2. Сделать резервную копию данных
3. Не предпринимать никаких действий
4. Подключить устройство к интернету
Правильный ответ: 2

2. Содержание вопроса: Какая операционная система является наиболее распространенной для установки на компьютер?
1. Windows
2. MacOS
3. Linux
4. Android
Правильный ответ: 1

3. Содержание вопроса: Какие методы можно использовать для настройки программного обеспечения?
1. Чтение руководства пользователя
2. Произвольное изменение параметров
3. Не учитывать настройки
4. Копирование настроек с других компьютеров
Правильный ответ: 1

4. Содержание вопроса: Какое программное обеспечение обычно требует регулярного обновления?
1. Антивирусное ПО
2. Текстовые редакторы
3. Игры
4. Драйверы для устройств
Правильный ответ: 1

5. Содержание вопроса: Какой способ подключения к интернету предпочтительнее для безопасности сети?
1. Проводное подключение
2. Беспроводное подключение
3. Общественные Wi-Fi сети
4. Использование мобильного интернета
Правильный ответ: 1

6. Содержание вопроса: Каким образом можно обеспечить безопасность данных при установке программного обеспечения?
1. Использовать лицензионное ПО
2. Игнорировать необходимость резервного копирования
3. Скачивать программы с ненадежных источников
4. Регулярно обновлять антивирусное ПО
Правильный ответ: 1

7. Содержание вопроса: Какие действия следует предпринять после завершения установки программного обеспечения?
1. Удалить все файлы на компьютере
2. Перезагрузить компьютер
3. Не выполнять никаких дополнительных действий
4. Изменить пароль администратора
Правильный ответ: 2
 
Открытые вопросы
1. Содержание вопроса: Какие шаги требуется выполнить перед началом инсталляции программного обеспечения?
Правильный ответ: Подготовка

2. Содержание вопроса: Какие этапы включает в себя процесс настройки программного обеспечения?
Правильный ответ: Конфигурация

3. Содержание вопроса: Какие методы используются для обслуживания программного обеспечения?
Правильный ответ: Обновление

(ответ студента может быть написан в собственной трактовке, эквивалентной по смыслу приведенному правильному ответу).

ПК 4.2. Создавать и управлять на персональном компьютере текстовыми документами, таблицами, презентациями и содержанием баз данных, работать в графических редакторах.
Закрытые вопросы
1. Содержание вопроса: Какое программное обеспечение используется для создания текстовых документов?
1. Microsoft Word
2. Adobe Photoshop
3. Google Chrome
4. Windows Media Player
Правильный ответ: 1

2. Содержание вопроса: Какой из перечисленных программ предназначен для создания и управления таблицами?
1. Microsoft Excel
2. Mozilla Firefox
3. iTunes
4. Skype
Правильный ответ: 1

3. Содержание вопроса: Какой инструмент используется для создания и редактирования графических изображений?
1. Adobe Photoshop
2. Microsoft Excel
3. Microsoft Word
4. Google Drive
Правильный ответ: 1

4. Содержание вопроса: Какой программой можно создавать презентации?
1. Microsoft PowerPoint
2. Adobe Illustrator
3. VLC media player
4. WinRAR
Правильный ответ: 1

5. Содержание вопроса: Какой программой можно управлять содержимым баз данных?
1. Microsoft Access
2. Adobe Premiere Pro
3. Skype
4. Google Docs
Правильный ответ: 1

6. Содержание вопроса: Какие действия нужно предпринять для редактирования текстового документа?
1. Открыть Paint
2. Установить антивирус
3. Открыть файл в текстовом редакторе и внести изменения
4. Переустановить операционную систему
Правильный ответ: 3

7. Содержание вопроса: Какое программное обеспечение используется для создания и редактирования графических изображений?
1. Microsoft Word
2. Adobe Photoshop
3. Google Chrome
4. Microsoft Excel
Правильный ответ: 2
  
Открытые вопросы
1. Содержание вопроса: Какие программы чаще всего используются для создания текстовых документов?
Правильный ответ: Word

2. Содержание вопроса: Какие функции предоставляют графические редакторы для работы с изображениями?
Правильный ответ: Ретушь

3. Содержание вопроса: Какие инструменты позволяют управлять содержанием баз данных?
Правильный ответ: SQL
(ответ студента может быть написан в собственной трактовке, эквивалентной по смыслу приведенному правильному ответу).
ПК 4.3. Использовать ресурсы локальных вычислительных сетей, ресурсы технологий и сервисов Интернета.
Закрытые вопросы
1. Содержание вопроса: Какой протокол используется для передачи веб-страниц в браузере?
1. HTTP
2. FTP
3. SSH
4. SMTP
Правильный ответ: 1

2. Содержание вопроса: Какой тип сети обеспечивает подключение компьютеров в одном офисе?
1. Локальная вычислительная сеть (ЛВС)
2. Глобальная вычислительная сеть (ГВС)
3. Виртуальная частная сеть (VPN)
4. Метрополитенская сеть (MAN)
Правильный ответ: 1

3. Содержание вопроса: Какие технологии используются для проведения видеоконференций через интернет?
1. VoIP
2. VPN
3. HTML
4. SSL
Правильный ответ: 1

4. Содержание вопроса: Какие ресурсы предоставляют услуги хранения и обмена файлами через интернет?
1. Облачные хранилища
2. Форумы
3. Электронные письма
4. Вики-ресурсы
Правильный ответ: 1

5. Содержание вопроса: Какой сервис используется для мгновенного обмена текстовыми сообщениями в реальном времени?
1. Электронная почта
2. Форумы
3. Чаты
4. Веб-блоги
Правильный ответ: 3

6. Содержание вопроса: Какой протокол обеспечивает безопасное подключение к удаленному серверу?
1. FTP
2. SSH
3. HTTP
4. SMTP
Правильный ответ: 2

7. Содержание вопроса: Какие ресурсы Интернета позволяют пользователям делиться короткими текстовыми сообщениями и фотографиями?
1. Социальные сети
2. Форумы
3. Электронные письма
4. Вики-ресурсы
Правильный ответ: 1
  
Открытые вопросы
1. Содержание вопроса: Какие преимущества может предоставить использование ресурсов локальных вычислительных сетей?
Правильный ответ: Эффективность

2. Содержание вопроса: Какие возможности открывает использование технологий Интернета для организаций и пользователей?
Правильный ответ: Глобальность

3. Содержание вопроса: Какие сервисы Интернета позволяют улучшить продуктивность и коммуникацию в организации?
Правильный ответ: Облачные

(ответ студента может быть написан в собственной трактовке, эквивалентной по смыслу приведенному правильному ответу).
ПК 4.4. Обеспечивать применение средств защиты информации в компьютерной системе.
Закрытые вопросы
1. Содержание вопроса: Какой метод защиты данных основан на использовании паролей?
1. Биометрическая аутентификация
2. Физическая защита
3. Шифрование информации
4. Аутентификация по ключу
Правильный ответ: 1

2. Содержание вопроса: Какой инструмент предназначен для обнаружения и блокирования вредоносных программ?
1. Антивирусное ПО
2. Офисные приложения
3. Графические редакторы
4. Веб-браузеры
Правильный ответ: 1

3. Содержание вопроса: Какая мера защиты направлена на ограничение доступа к конфиденциальной информации?
1. Шифрование данных
2. Брандмауэр
3. Многофакторная аутентификация
4. Контроль доступа
Правильный ответ: 4

4. Содержание вопроса: Какой метод защиты информации предполагает использование специальных алгоритмов для преобразования данных в нечитаемый формат?
1. Биометрическая аутентификация
2. Фильтрация сетевого трафика
3. Шифрование информации
4. Физическая защита
Правильный ответ: 3

5. Содержание вопроса: Какой вид защиты направлен на обнаружение и предотвращение несанкционированных попыток доступа к системе?
1. Брандмауэр
2. Антивирусное ПО
3. Системы мониторинга безопасности
4. Фильтрация сетевого трафика
Правильный ответ: 3

6. Содержание вопроса: Какой инструмент помогает защитить систему от атак, направленных на взлом паролей?
1. Биометрическая аутентификация
2. Сетевой брандмауэр
3. Система многофакторной аутентификации
4. Система мониторинга безопасности
Правильный ответ: 3

7. Содержание вопроса: Какая мера обеспечивает безопасность передачи данных в открытых сетях, таких как интернет?
1. Шифрование данных
2. Брандмауэр
3. Фильтрация сетевого трафика
4. Антивирусное ПО
Правильный ответ: 1
 
Открытые вопросы
1. Содержание вопроса: Какие уязвимости могут быть связаны с недостаточной защитой информации в компьютерной системе?
Правильный ответ: Вирусы

2. Содержание вопроса: Какие методы могут быть использованы для шифрования данных в компьютерной системе?
Правильный ответ: AES

3. Содержание вопроса: Какие процедуры следует провести для обеспечения физической безопасности компьютерной системы?
Правильный ответ: Аудит
 
(ответ студента может быть написан в собственной трактовке, эквивалентной по смыслу приведенному правильному ответу).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Форма проведения промежуточной аттестации: экзамен.
Перечень вопросов:
1. Введение в информационные технологии; понятие информационных технологий и их классификация.
2. Современные информационные технологии и рынок труда. Информационные технологии – неотъемлемая часть современной жизни человека. 3
3. Версии ОС MS Windows. Основные объекты и приемы управления MS Windows.
4. Файлы и папки Windows. Файловая структура. Главное меню.
5. Настройка операционной системы MS Windows. Установка оборудования.
6. Стандартные и служебные приложения MS Windows. Подключение к сети Интернет.
7. Управление компьютером и выполнение действий без мыши с помощью сочетаний клавиш.
8. Назначение, структура и основные версии пакета MS Office
9. Назначение, интерфейс и особенности работы с приложениями MS Office
10. Дополнительные возможности приложений пакета MS Office.
11. Понятие компьютерной графики.
12. Виды компьютерной графики: растровая графика, векторная графика, фрактальная графика. Представление графических данных: форматы графических данных, цвет, графические редакторы.
13. Редакторы растровой и векторной графики.

Примеры практических заданий:
1. Работа с файлами и папками в Windows, файловые менеджеры.
2. Настройка Windows. Работа в стандартных приложениях.
3. Основы работы с приложениями пакета MS Office (MS Word).
Работа с колонками в MS Word
Работа с таблицами и диаграммами
Создание стилей и автоматического оглавления.
Списки
Работа с изображениями.
4. Основы работы с приложениями пакета MS Office (MS Excel).
Построить график функции на отрезке [-4;4] с шагом 0,5
Составить таблицу, позволяющую рассчитывать средний балл студента и автоматически в зависимости о среднего балла выставлять оценку «хорошо», «отлично», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
5. Основы работы с приложениями пакета MS Office (MS Power Point). Подготовить презентацию на тему «История Нового Года» (Рождество).
6. Основы работы с приложениями пакета MS Office (MS Access). Создать схему базы данных предприятия розничной торговли.
7. Основы работы с растровой графикой Используя графический редактор Gimp создать новогоднюю открытку.
8. Основы работы с векторной графикой. Используя графический редактор Inkscape создать новогоднюю открытку.
Критерии оценивания
85-100 (отлично) Представлен развернутый ответ на теоретический вопрос, а также поэтапное решение практического задания с пояснениями. Студент ориентируется в излагаемом материале, отвечает на дополнительные вопросы, связанные демонстрирует глубокие теоретические знания, знание первоисточников.
75-84 (хорошо) Представлен достаточно развернутый ответ на теоретический вопрос, а также поэтапное решение практического задания с пояснениями. В решении практического задании могут быть допущены вычислительные ошибки, не искажающие лежащего в основе решения алгоритма Студент уверенно отвечает на дополнительные вопросы, демонстрирует достаточно высокий уровень теоретических знаний, знание первоисточников.
50-74 (удовлетворительно) Представлен не полный ответ на теоретический вопрос, В решении практического задании могут быть допущены вычислительные ошибки, не искажающие лежащего в основе решения алгоритма. Студент демонстрирует достаточный уровень теоретических знаний, однако затрудняется отвечать на отдельные вопросы.
0-49 (неудовлетворительно) Теоретический вопрос не раскрыт, в решении практического задания допущены существенные ошибки, ввиду незнания алгоритмов решения. Либо дан ответ только на один из вопросов билета. Студент затрудняется отвечать на дополнительные вопросы, в том числе непосредственно относящиеся к сути теоретического и практического вопросов билета.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Б.Я. Советов, В.В. Цехановский. Информационные технологии: учебник для СПО Юрайт, 2018 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 М. В. Гаврилов, В. А. Климов. Информатика и информационные технологии: учебник для СПО Юрайт, 2021 https://urait.ru/bcode/469424
Л2.2 О. Ю. Нетёсова Информационные технологии в экономике: учебное пособие для СПО Юрайт, 2018 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
312Н полигон разработки бизнес-приложений; полигон проектирования информационных систем; лаборатория информационно-коммуникационных систем; лаборатория информационных систем; лаборатория компьютерных сетей; лаборатория «Учебный банк» – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Автоматизированные рабочие места на 11 обучающихся; автоматизированное рабочее место преподавателя; маркерная доска; компьютеры (марка: RAMEC с монитором диагональю 21,5") с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду АлтГУ; тематические плакаты.
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
203Н кабинет математики; кабинет математических дисциплин; кабинет статистики; кабинет математики и информатики; кабинет информационных систем в профессиональной деятельности – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 54 посадочных места; рабочее место преподавателя; маркерная доска – 1 ед.; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; интерактивная доска (марка: Smart) – 1 ед.; проектор (марка: Smart) – 1 ед..; калькуляторы; чертежные принадлежности; модели геометрических тел; раздаточный дидактический материал; учебно-методические издания; таблицы.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Оценивание результатов освоения дисциплины осуществляется в соответствии с балльно-рейтинговой системой. Все виды работ, выполненные в срок, оцениваются от 0 до 100 баллов. Работы выполненные позже установленного срока оцениваются от 0 до 50 баллов.
При изучении дисциплины используются следующие виды учебных занятий по дисциплине:
1. Лекции, на которых рассматриваются основные теоретические вопросы данной дисциплины. Материалы лекций можно изучить, обратившись к списку основной и дополнительной литературы. Посещаемость лекций входит в балльную оценку по дисциплине и контролируется преподавателем.
В ходе лекционных занятий обязательно конспектирование учебного материала. При этом стоит обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой - в ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д.
Конспекты лекций также входят в балльную оценку по дисциплине и контролируется преподавателем
2. Лабораторные работы предполагают выполнение предложенных заданий письменно или в электронном виде, в зависимости от типа задания. в каждом задании указывается форма его выполнения и способ предоставления на оценку.
При подготовке лабораторным занятиям следует:
-использовать рекомендованные преподавателями учебники и учебные пособия - для закрепления теоретического материала;
-изучить лекционный материал по данной теме;
-разобрать, совместно с другими студентами, обсудить вопросы по теме занятия;
-уточнить особенности оформления заданий и предоставления их на оценку, если представленных на образовательном портале комментариев недостаточно.
Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
Лабораторные работы также входят в балльную оценку по дисциплине и контролируется преподавателем
3. Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Самостоятельная работа студента над усвоением учебного материала может выполняться в библиотеке, учебных кабинетах, компьютерных классах, а также в домашних условиях.
Учебный материал самостоятельной работы выносится на итоговый контроль наряду с учебным материалом, который разрабатывался при проведении учебных занятий. Содержание самостоятельной работы студента определяется учебной программой дисциплины, методическими материалами, заданиями и указаниями преподавателя. Самостоятельная работа студентов осуществляется в аудиторной и внеаудиторной формах.
Самостоятельная работа студентов в аудиторное время может включать:
-конспектирование (составление тезисов) лекций;
-выполнение контрольных работ, коллоквиума;
-решение задач;
-работу со справочной и методической литературой;
-защиту выполненных работ;
-участие в тестировании и др.
Самостоятельная работа студентов во внеаудиторное время может состоять из:
-повторение лекционного материала;
-подготовки к лабораторным занятиям;
-изучения учебной и научной литературы;
-решения задач, выданных на практических занятиях;
-подготовки к контрольным работам, тестированию и т.д.;
-подготовки рефератов, эссе и иных индивидуальных письменных работ по заданию преподавателя.
Самостоятельная работа студентов также входят в балльную оценку по дисциплине и контролируется преподавателем.
4. Экзамен по дисциплине
К экзамену допускаются студенты, которые выполнили все предусмотренные задания, контрольные и лабораторные работы, и итоговый тест. Проводится по билетам. Билет содержит один теоретический и один практический вопрос. Баллы, полученные за дифференцированный зачет, фиксируются в общем рейтинге и являются способом повышения текущей оценки, накопленной по результатам семестра (итог =рейтинг_семестра*0,7+ экзамен*0,3).
Для подготовки к экзамену следует воспользоваться рекомендованным преподавателем учебником, слайд-конспектом лекций, глоссарием, своими конспектами лекций и материалами лабораторных занятий, выполненными самостоятельными работами.
При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:
-внимательно изучить перечень вопросов и определить, в каких источниках находятся сведения, необходимые для ответа на них;
-внимательно прочитать рекомендованную литературу;
-составить краткие конспекты ответов (планы ответов).
При реализации учебной дисциплины «Информационные технологии» используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий:лекция-беседа.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в использовании проектного метода и работы в малых группах.