МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Эксплуатация компьютерных сетей

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение экономики и информационных технологий
Направление подготовки10.02.05. специальность Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость ЗЕТ
Учебный план10_02_05_ОбеспИнфБезАвтСистем-2022_9кл
Часов по учебному плану 106
в том числе:
аудиторные занятия 82
самостоятельная работа 14
индивидуальные консультации 2
контроль 8
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 16 16
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 10 10 12 12 22 22
Лабораторные 30 30 30 30 60 60
Сам. работа 6 6 8 8 14 14
Консультации 0 0 2 2 2 2
Часы на контроль 0 0 8 8 8 8
Итого 46 46 60 60 106 106

Программу составил(и):
Аксенов М.С.

Рецензент(ы):
преп, Кочкин А.С.

Рабочая программа дисциплины
Эксплуатация компьютерных сетей

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 10.02.05 ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 г. № 1553)

составлена на основании учебного плана:
Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение экономики и информационных технологий

Протокол от 28.02.2023 г. № 5
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд. экон. наук, Глубокова Людмила Геннадьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование совокупности знаний и представлений об организации, принципах построения и функционирования современных компьютерных сетей, организации в единое целое разнородной информации, а также об организации доступа к распределенным данным

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: МДК.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 04 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами
ПК 1.1 Производить установку и настройку компонентов автоматизированных (информационных) систем в защищенном исполнении в соответствии с требованиями эксплуатационной документации
ПК 1.2 Администрировать программные и программно-аппаратные компоненты автоматизированной (информационной) системы в защищенном исполнении
ПК 1.3 Обеспечивать бесперебойную работу автоматизированных (информационных) систем в защищенном исполнении в соответствии с требованиями эксплуатационной документации
ПК 1.4 Осуществлять проверку технического состояния, техническое обслуживание и текущий ремонт, устранять отказы и восстанавливать работоспособность автоматизированных (информационных) систем в защищенном исполнении
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные понятия компьютерных сетей: типы, топологии, методы доступа к среде передачи;
Аппаратные компоненты компьютерных сетей;
Принципы пакетной передачи данных;
Понятие сетевой модели;
Сетевую модель OSI и другие сетевые модели;
Протоколы: основные понятия, принципы взаимодействия, различия и особенности распространенных протоколов, установка протоколов в операционных системах;
Адресацию в сетях, организацию межсетевого воздействия.
3.2.Уметь:
3.2.1.Организовывать и конфигурировать компьютерные сети;
Строить и анализировать модели компьютерных сетей;
Эффективно использовать аппаратные и программные компоненты компьютерных сетей при решении различных задач;
Выполнять схемы и чертежи по специальности с использованием прикладных программных средств;
Работать с протоколами разных уровней (на примере конкретного стека протоколов: TCP/IP, IPX/SPX);
Устанавливать и настраивать параметры протоколов;
Обнаруживать и устранять ошибки при передаче данных.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общие сведения о компьютерной сети
1.1. Понятие компьютерной сети Лекции 5 2 ОК 04, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.4 Л1.1, Л1.2
1.2. Методы доступа к среде передачи данных Лекции 5 2 ОК 04, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.4 Л1.1, Л1.2
1.3. Сетевые модели Лекции 5 2 ОК 04, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.4 Л1.1, Л1.2
1.4. пр.1 Сетевые модели Лабораторные 5 8 ОК 04, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.4 Л1.1, Л1.2
1.5. пр. 2 Моделирование производственных процессов и ситуаций: Проектирование компьютерных сетей. Лабораторные 5 8 ОК 04, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.4 Л1.1, Л1.2
1.6. Сетевые модели Сам. работа 5 4 ОК 04, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.4 Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Аппаратные компоненты компьютерных сетей
2.1. Физические среды передачи данных Лекции 5 2 ОК 04, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.4 Л1.1, Л1.2
2.2. пр. 3 Физические среды передачи данных Лабораторные 5 6 ОК 04, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.4 Л1.1
2.3. Физические среды передачи данных Сам. работа 5 2 ОК 04, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.4 Л1.1, Л1.2
2.4. Коммуникационное оборудование сетей Лекции 5 2 ОК 04, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.4 Л1.1, Л1.2
2.5. пр. 4 Коммуникационное оборудование сетей Лабораторные 5 8 ОК 04, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.4 Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Передача данных по сети
3.1. Теоретические основы передачи данных Лекции 6 4 ОК 04, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.4 Л1.1, Л1.2
3.2. Протоколы и стеки протоколов Лекции 6 4 ОК 04, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.4 Л1.1
3.3. пр. 5 Протоколы и стеки протоколов Лабораторные 6 6 ОК 04, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.4 Л1.1, Л1.2
3.4. пр. 4 Протоколы и стеки протоколов Сам. работа 6 4 ОК 04, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.4 Л1.1, Л1.2
3.5. пр. 6 Типы адресов стека TCP/IP Лабораторные 6 8 ОК 04, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.4 Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Сетевые архитектуры
4.1. Технологии локальных компьютерных сетей. Технологии глобальных сетей Лекции 6 4 ОК 04, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.4 Л1.1, Л1.2
4.2. пр. 7 Технологии глобальных сетей Лабораторные 6 6 ОК 04, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.4 Л1.1, Л1.2
4.3. пр. 8 Технологии локальных компьютерных сетей Лабораторные 6 10 ОК 04, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.4 Л1.1, Л1.2
4.4. Технологии локальных компьютерных сетей Сам. работа 6 4 ОК 04, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.4 Л1.1, Л1.2
4.5. Консультации 6 2 Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (лабораторные работы, индивидуальное задание, тесты) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10796

ОК 04: Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами
Закрытые вопросы
1. Содержание вопроса: Что соединить два компьютера по телефонным линиям, необходимо иметь:
1. Модем на одном из компьютеров
2. Модем и специальное программное обеспечение на одном из компьютеров
3. По модему на каждом компьютере
4. По модему на каждом компьютере и специальное ПО
Правильный ответ: 4
2. Содержание вопроса: Телеконференция - это ...
1. Система общения группы людей по объединяющей теме электронными письмами
2. Сематическое общение через Интернет в режиме offline
3. Система, создаваемая множеством пользователей компьютерных сетей в режиме дистанционного взаимодействия
4. Специализированное ПО для электронного взаимодействия через социальные сети
Правильный ответ: 3
3. Содержание вопроса: Электронное письмо может содержать:
1. только текстовую информацию
2. текстовую и графическую информацию
3. текстовую, графическую, звуковую и видеоинформацию
4. звуковую информацию
Правильный ответ: 3
4. Содержание вопроса: Сервис, позволяющий отправлять короткие текстовые заметки (до 140 символов), используя веб-интерфейс, SMS, программы-месенджеры - это...
1. блог
2. социальная сеть
3. чат
4. твиттер
5. форум
Правильный ответ: 4
5. Содержание вопроса: Компьютер, предоставляющий свои ресурсы в пользование другим компьютерам при совместной работе, называется:
1. адаптером;
2. коммутатором;
3. сервером;
4. клиент-сервером.
Правильный ответ: 3
6. Содержание вопроса: Сеть, разрабатываемая в рамках одного учреждения, предприятия – сеть:
1. Локальная
2. Глобальная
3. Интранет
4. Arpanet
Правильный ответ: 1
7. Содержание вопроса: Поток сетевых сообщений определяется:
1. Транзакцией
2. Трафиком
3. Трендом
4. Пакеты
Правильный ответ: 2
8. Содержание вопроса: Сетевые серверы - это ...
1. узлы связи на базе мощных компьютеров, обеспечивающие круглосуточную передачу информации
2. стандартные декодирующие устройства, с помощью которых любой компьютер может подключиться к глобальной сети
3. различные персональные компьютеры, связанные с разными организациями
Правильный ответ: 1
9. Содержание вопроса: Организация, предоставляющая услуги по подключению к Интернету пользовательских персональных компьютеров, называется ...
1. браузером
2. провайдером
3. рабочей станцией
4. пакетом
Правильный ответ: 2
10. Содержание вопроса: Почтовый ящик абонента электронной почты – это:
1. часть оперативной памяти на сервере
2. часть внешней памяти на сервере
3. часть ОП на рабочей станции;
4. часть внешней памяти на рабочей станции;
5. номер телефона, с которым связан модем
Правильный ответ: 4
Открытые вопросы
1. Содержание вопроса: Система обмена информацией на определенную тему между пользователями сети.
Правильный ответ: Телеконференция
2. Содержание вопроса: Участник телеконференции, в обязанности которого входит просмотр посланий и вынесение решений - публиковать данные послания или нет.
Правильный ответ: модератор
3. Содержание вопроса: Сервис группового общения, предполагающего обмен сообщениями по компьютерной сети в режиме реального времени.
Правильный ответ: чат
4. Содержание вопроса: Запишите определение социальной сети
Правильный ответ: онлайн-платформа, которая используется для общения, знакомств, создания социальных отношений между людьми, которые имеют схожие интересы или офлайн-связи, а также для развлечений и работы.
5. Содержание вопроса: Дан IP-адрес: 132.120.57.1/18. Найти номер сети и номер узла.
Правильный ответ: Номер сети: 132.120.0.0, номер узла: 0.0.57.1

ПК 1.1: Производить установку и настройку компонентов автоматизированных (информационных) систем в защищенном исполнении в соответствии с требованиями эксплуатационной документации
Закрытые вопросы
1. Содержание вопроса: Эффективность компьютерной сети зависит от:
1. Пропускной способности
2. Производительности процессора
3. Емкости памяти
4. Типа периферийных устройств
Правильный ответ: 1
2. Содержание вопроса: Укажите устройство, которое принимает затухающий сигнал из одного сегмента сети, восстанавливают его и передает в следующий сегмент
1. Репитер
2. Сетевой адаптер
3. Мост
4. Шлюз
Правильный ответ: 1
3. Содержание вопроса: Укажите класс адресации IP-адреса 194.107.2.10
1. A
2. B
3. C
4. D
Правильный ответ: 3
4. Содержание вопроса: Укажите маску, которая подходит для сети, содержащей 28 компьютеров
1. 255.255.255.224
2. 255.255.255.252
3. 255.255.255.248
4. 255.255.255.254
Правильный ответ: 1
5. Содержание вопроса: Укажите, какое устройство служит для ограничения широковещательного домена
1. коммутатор
2. концентратор
3. маршрутизатор
4. шлюз
5. репитер
Правильный ответ: 3
6. Содержание вопроса: Укажите, на каком уровне модели OSI работает витая пара
1. прикладной
2. представления
3. сеансовый
4. транспортный
5. сетевой
6. канальный
7. физический
Правильный ответ: 7
7. Содержание вопроса: Определите, по какому типу оптического волокна можно передавать несколько разных сигналов одновременно?
1. одномодовое
2. многомодовое
3. аналоговое
4. физическое
Правильный ответ: 2
8. Содержание вопроса: Укажите физический адрес узла
1. Широковещательный адрес
2. Символьный адрес
3. IP-адрес
4. Mac-адрес
Правильный ответ: 4
9. Содержание вопроса: Укажите Какие коннекторы используются для подключения компьютеров к локальной сети
1. RJ-11
2. RJ-12
3. RJ-44
4. RJ-45
Правильный ответ: 4
10. Содержание вопроса: Для соединения каких устройств применяется перекрещенная (сrossover) схема обжима?
1. Компьютер - Компьютер
2. Коммутатор - Концентратор
3. Компьютер – Коммутатор
4. Компьютер - Концентратор
Правильный ответ: 1

Открытые вопросы
1. Содержание вопроса: Напишите, какие существуют способы защиты компьютерной сети
Правильный ответ: Установите на все компьютеры надежную и обновленную антивирусную программу. Убедитесь, что брандмауэры установлены и настроены правильно. Аутентификация пользователя также очень поможет. Все это в совокупности создаст высокозащищенную сеть.
2. Содержание вопроса: Объясните, какова функция сеансового уровня OSI
Правильный ответ: Этот уровень предоставляет протоколы и средства для связи двух устройств в сети друг с другом путем поддержания сеанса. Сюда входит настройка сеанса, управление обменом информацией во время сеанса и процесс отключения после завершения сеанса.
3. Содержание вопроса: Укажите, как администраторы настраивают статическую маршрутизацию
Правильный ответ: При статической маршрутизации администраторы вручную вводят маршруты в таблицу маршрутизации, что делает настройку одноэтапным процессом.
4. Содержание вопроса: Компьютер имеет IP-адрес: 192.168.32.1. Префикс маски = 24. Найдите номер сети
Правильный ответ: 192.168.32.0
5. Содержание вопроса: Укажите название утилиты, которая выведет на экран IP-адрес компьютера
Правильный ответ: ipconfig

ПК 1.2: Администрировать программные и программно-аппаратные компоненты автоматизированной (информационной) системы в защищенном исполнении
Закрытые вопросы

1. Содержание вопроса: Укажите, как называется центральный компьютер, предоставляющий остальным компьютерам локальной сети сервисы и данные
1. рабочая станция
2. последовательный порт связи
3. сервер
4. маршрутизатор
Правильный ответ: 3
2. Содержание вопроса: Укажите название топологии, представленной на рисунке:

1. Звезда
2. Шина
3. Кольцо
4. Дерево
Правильный ответ: 1

3. Содержание вопроса: Какую роль играют сетевые операционные системы
1. Распределяет работы по различным машинам системы
2. Роль интерфейса, экранирующего от пользователя все детали низкоуровневых программно-аппаратных средств сети
3. Роль связи по сети
4. Роль взаимодействия с ПО компьютера
Правильный ответ: 2

4. Содержание вопроса: Укажите, что из перечисленного является универсальным и уникальным числовым идентификатором для каждого компьютера в сети
1. RARP
2. Физический адрес
3. DNS
4. ARP
5. IP адрес
Правильный ответ: 5
5. Содержание вопроса: Укажите, чему равняется адрес сети для префикса 172.30.60.0/2

1. 172.30.16.0 
2. 172.30.48.0
3. 172.30.32.0
4. 172.30.0.0
Правильный ответ: 2

6. Содержание вопроса: Укажите, при использовании операционной системы Windows, какая команда отображает информацию о компьютере, включая IP-адрес, маску подсети, шлюз по умолчанию и дополнительные сведения о DHCP и DNS?
1. ipconfig/all
2. ipconfig
3. hostname
4.getmac
Правильный ответ: 2

7. Содержание вопроса: Выберите утверждение, касающееся команд ping и tracert
1. Обе команды - ping и tracert могут отображать результаты на дисплее в графическом виде.
2. Команда Tracert использует IP-адреса; команда ping их не использует.
3. Команда Ping отображает результат передачи; команда tracert не отображает.
4. Команда Tracert отображает каждый участок пути, в то время как команда ping отображает только ответ конечного устройства.
Правильный ответ: 4

8. Содержание вопроса: Сколько сетей класса C зарезервированы для пространства частных адресов?
1. 256
2. 128
3. 1
4. 16
Правильный ответ: 1
9. Содержание вопроса: Какое сокращение связано с использованием телефонной связи через Интернет?
1. SNMP
2. HTML
3. IM
4. VoIP
Правильный ответ: 4
10. Содержание вопросов: Определите, какой тип подключения в FTP закрывается автоматически по завершении передачи файла
1. управляющий поток
2. процесс передачи данных
3. преобразователь протокола
4. сеанс UDP
Правильный ответ: 2
Открытые вопросы
1. Содержание вопроса: Укажите ширину полосы пропускания для Ethernet 10Base-T.
Правильный ответ: При манчестерском кодировании каждому биту соответствует одно колебание, таким образом ширина полосы пропускания будет равняться 10 МГц.
2. Содержание вопроса: Имеется сеть 128.138.243.0/16, напишите ее сетевую маску, сетевой и широковещательный адрес.
Правильный ответ: Сетевая маска: 255.255.0.0 Сетевой адрес: 128.138.0.0 Широковещательный адрес: 128.138.255.255

3. Содержание вопроса: Укажите, какими командами можно просмотреть содержимое таблицы маршрутизации
Правильный ответ: netstat, route

4. Содержание вопроса: Укажите, в чем разница кабеля обжатого по стандарту TIA-568B от TIA-568А
Правильный ответ: Разница только в цветовой схеме обжимки, на параметры это не влияет.

5. Содержание вопроса: Опишите протокол ARP и его назначение
Правильный ответ: ARP (Address Resolution Protocol — протокол разрешения адресов) — протокол сетевого уровня, предназначенный для преобразования IP-адресов (адресов сетевого уровня) в MAC-адреса (адреса канального уровня) в сетях TCP/IP.


ПК 1.3: Обеспечивать бесперебойную работу автоматизированных (информационных) систем в защищенном исполнении в соответствии с требованиями эксплуатационной документации

Закрытые вопросы
1. Содержание вопроса: Какой стандарт технологии беспроводной связи обеспечивает максимальную совместимость с предыдущими стандартами беспроводной связи, но при этом демонстрирует более высокую производительность?
1. 802.11b
2. 802.11g
3. 802.11a
4. 802.11n

Правильный ответ: 4

2. Содержание вопроса: Определите понятие фишинга
1. Техника безопасности, используемая для защиты сетевых ресурсов
2. Незаконные действия для получения личной информации пользователей
3. Программа для выявления компьютерных вирусов
4. Программа для оптимизации компьютерной сети
Правильный ответ: 2

3. Содержание вопроса: Обоснуйте понятие двухфакторной аутентификации?
1. Метод защиты, использующий два разных пароля
2. Метод проверки личности, который требует двух независимых подтверждений
3. Метод защиты, использующий, шифрование данных
4. Метод, при котором пароль вводится 2 раза.
Правильный ответ: 2

4. Содержание вопроса: Определите понятие DDoS-атака
1. Попытка получить несанкционированный доступ к системе
2. Атака на сервер, ограничивающая его доступность
3. Защитная система, предотвращающая атаки на сеть
4. Вид компьютерных вирусов
Правильный ответ: 2

5. Содержание вопроса: Определите, что такое межсетевой экран
1. Программа для защиты от вредоносных программ
2. Оборудование или ПО, контролирующее потоки данных между сетями
3. Технология шифрования информации
4. Приложение для защиты данных пользователя
Правильный ответ: 2

6. Содержание вопроса: Определите понятие «фильтр спама»
1. Программа или устройство, фильтрующее нежелательные электронные сообщения
2. Шифрование данных для их защиты от несанкционированного доступа
3. Комплексная система защиты информации в сети
4. Программа для удаления ненужных электронных писем
Правильный ответ: 1

7. Содержание вопроса: Определите, что такое «вирус» в контексте компьютерной безопасности
1. Программа для проверки системы на наличие уязвимостей
2. Программа, распространяющаяся и внедряющаяся в систему без разрешения пользователя, вызывая различные проблемы.
3. Система, обеспечивающая шифрование данных и их безопасность
4. Вредоносная программа с внешних устройств
Правильный ответ: 2

8. Содержание вопроса: Механизм безопасности, который является сильным психологическим средством, напоминающим потенциальным нарушителям о неотвратимости наказания за несанкционированные действия, а пользователям - за возможные критические ошибки
1. регистрация и аудит
2. аутентификация
3. идентификация
4. VPN
5. межсетевой экран
Правильный ответ: 1

9. Содержание вопроса: Виртуальные частные сети включают следующие сервисы безопасности: ...
1. экранирование
2. шифрование
3. туннелирование
4. аудит
5. регистрацию и контроль доступа
6. электронную цифровую подпись
Правильный ответ: 1,2,3

10. Содержание вопроса: Укажите межсетевой протокол управления сообщениями 
1. IP
2. ICMP
3. ARP
4. RARP
5. UDP
6. TCP
Правильный ответ: 2

Отрытые вопросы
1. Содержание вопроса: Укажите уровень модели TCP/IP, определяющий способ общения пользовательских приложений
Правильный ответ: Прикладной уровень
2. Содержание вопроса: Какими способами можно задать прокси-сервер по умолчанию используемый на компьютерах пользователей?
Правильный ответ: групповые политики (GPO), DHCP
3. Содержание вопроса: Назовите протокол разрешения адресов, выполняющий преобразование логических сетевых адресов в аппаратные (аббревиатура латинскими буквами) 
Правильный ответ: ARP
4. Содержание вопроса: Укажите название виртуальной частной сети, которая обеспечивает защиту передаваемых данных, конфиденциальность и целостность информации.
Правильный ответ: VPN
5. Укажите название Федерального закона, который регулирует вопросы защиты информации от несанкционированного доступа, использования и распространения:
Правильный ответ: Об информации, информационных технологиях и о защите информации

ПК 1.4: Осуществлять проверку технического состояния, техническое обслуживание и текущий ремонт, устранять отказы и восстанавливать работоспособность автоматизированных (информационных) систем в защищенном исполнении

Закрытые вопросы
1. Содержание вопроса: Укажите, какой тип кабеля обычно используется для монтажа локальной вычислительной сети
1. Витая пара
2. Оптоволокно
3. Радиочастотный кабель
4. Телефонный кабель
5. Коаксиальный кабель
Правильный ответ: 1
2. Содержание вопроса: Укажите, какая топология сети является наиболее распространенной для монтажа локальной сети?
1. Шина
2. Кольцо
3. Дерево
4. Смешанная
5. Звезда
Правильный ответ: 5
3. Содержание вопроса: Укажите, какие устройства обычно используются для подключения компьютеров к локальной сети
1. Коммутаторы
2. Модемы
3. Сетевые карты
4. Маршрутизаторы
5. Хабы
Правильный ответ: 1
4. Содержание вопроса: Укажите, какой стандарт обычно используется для безопасности локальной сети
1. 3DES
2. WPA2
3. TLS
4. AES
5. SSL
Правильный ответ: 2
5. Содержание вопроса: Определите, какая технология обычно используется для разделения сети на виртуальные сегменты?
1. ARP
2. DHCP
3. NAT
4. VPN
5. VLAN
Правильный ответ: 5
6. Содержание вопроса: Укажите, какие устройства обычно используются для управления трафиком в локальной сети?
1. IDS/IPS системы
2. Коммутаторы
3. Firewall
4. Маршрутизаторы
5. Proxy-серверы
Правильный ответ: 4
7. Содержание вопроса: Укажите, какой стандарт обычно используется для настройки устройств в локальной сети?
1. FTP
2. SNMP
3. DNS
4. DHCP
5. HTTP
Правильный ответ: 4
8. Содержание вопроса: Укажите название инструмента для обжима кабеля витая пара
1. Кримпер
2. Стриппер
3. Клещи
4.Отвертка
Правильный ответ: 1

9. Содержание вопроса: Укажите, какой компонент серверной аппаратуры отвечает за управление взаимодействием между устройствами
1. Процессор
2. RAID-контроллер
3. Сетевой адаптер
4. Оперативная память
5. Материнская плата
Правильный ответ: 5
10. Содержание вопроса: Обмен информацией между компьютерными сетями, в которых действуют разные сетевые протоколы, осуществляется с использованием:
1. файл-серверов
2. шлюзов
3. хост-компьютеров
4. электронной почты
5. модемов
Правильный ответ: 5

Открытые вопросы
1. Содержание вопроса: Распишите цвета стандарта В при обжиме витой пары
Правильный ответ: бело-оранжевый, оранжевый, бело-зеленый, синий, бело-синий, зеленый, бело-коричневый, коричневый
2. Содержание вопроса: Укажите, Для чего нужны экранированные кабели и витые пары?
Правильный ответ: Основная цель этого — предотвратить перекрестные помехи. Перекрестные помехи — это электромагнитные помехи или шум, которые могут повлиять на передачу данных по кабелям.
3. Содержание вопроса: Определите, в чем разница между прямым и перекрестным кабелем
Правильный ответ: Прямой кабель используется для подключения компьютеров к коммутатору, концентратору или маршрутизатору. Перекрестный кабель используется для подключения к концентратору двух одинаковых устройств, например ПК-ПК или концентратора.
4. Содержание вопроса: Какой категории относится 4-парный кабель, если скорость передач данных до 1000 Мбит/с при использовании 4 пар?
Правильный ответ: CAT5e

5. Содержание вопроса: Определить какой из  режимов работы оборудования Wi-Fi изображен на схеме

Правильный ответ: Режим ретранслятора

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотренно
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Форма проведения промежуточной аттестации: экзамен
Перечень вопросов:
1. Понятие компьютерной сети (компьютерная сеть, сетевое взаимодействие, автономная среда, назначение сети, ресурсы сети, интерактивная связь, Интернет).
2. Классификация компьютерных сетей по степени территориальной распределённости: локальные, глобальные сети, сети масштаба города. Классификация сетей по уровню административной поддержки: одноранговые сети, сети на основе сервера. Классификация сетей по топологии.
3. Методы доступа к среде передачи данных. Классификация методов доступа. Методы доступа CSMA/CD, CSM/CA. Маркерные методы доступа.
4. Сетевые модели. Понятие сетевой модели. Модель OSI. Уровни модели. Взаимодействие уровней. Интерфейс. Функции уровней модели OSI. Модель TCP/IP.
5. Физические среды передачи данных.
6. Типы кабелей и их характеристики. Сравнения кабелей.
7. Типы сетей, линий и каналов связи.
8. Соединители, коннекторы для различных типов кабелей.
9. Инструменты для монтажа и тестирования кабельных систем.
10. Беспроводные среды передачи данных.
11. Коммуникационное оборудование сетей. Сетевые адаптеры. Функции и характеристики сетевых адаптеров. Классификация сетевых адаптеров. Драйверы сетевых адаптеров. Установка и конфигурирование сетевого адаптера.
12. Концентраторы, мосты, коммутирующие мосты, маршрутизаторы, шлюзы, их назначение, основные функции и параметры.
13. Теоретические основы передачи данных. Понятие сигнала, данных. Методы кодирования данных при передаче. Модуляция сигналов. Методы оцифровки.
14. Понятие коммутации. Коммутация каналов, пакетов, сообщений. Понятие пакета.
15. Протоколы и стеки протоколов.
16. Структура стеков OSI, IPX/SPX, NetBios/SMB.
17. Стек протоколов TCP/IP. Его состав и назначение каждого протокола.
18. Распределение протоколов по назначению в модели OSI. Сетевые и транспортные протоколы. Протоколы прикладного уровня FTP, HTTP, Telnet, SMTP, POP3.
19. Типы адресов стека TCP/IP. Типы адресов стека TCP/IP. Локальные адреса. Сетевые IP-адреса. Доменные имена.
20. Формат и классы IP-адресов.
21. Подсети и маски подсетей.
22. Назначение адресов автономной сети. Централизованное распределение адресов.
23. Отображение IP-адресов на локальные адреса.
24. Система DNS.
25. Технологии локальных компьютерных сетей. Технология Ethernet. Технологии TokenRing и FDDI. Технологии беспроводных локальных сетей.
26. Технологии глобальных сетей. Принципы построения глобальных сетей. Организация межсетевого взаимодействия.
Примеры практических заданий:
1. Проверить доступность ресурса www.asu.ru и определить ip-адрес
2. Вывести на экран информацию обо всех имеющихся сетевых адаптерах и их настройках.
3. Изготовить сетевой кабель типа crossover.
4. Подключить кабель Ethernet к розетке
5. Изготовить прямой кабель.
6. Определить мак-адрес сетевого адаптера подключенного к компьютерной сети колледжа.
7. Проверить работоспособность сетевого адаптера и протокола TCP\IP локального компьютера, в случае если он не подключён к компьютерной сети.
8. Проверить доступность шлюза локальной сети в состав которой входит ваш ПК.
9. Определить какому ресурсу принадлежит ip-адрес - 94.100.180.200
10. Определить маску подсети если ее префикс /29
11. Определите для данного IP адреса - 96.182.99.61 /16, адрес сети.
12. Маска подсети 255.255.255.192, найти ее префикс.
13. Определить маску подсети если ее префикс /24
14. Для некоторой подсети используется маска 255.255.255.0. Сколько различных адресов компьютеров допускает эта маска.
15. Если маска подсети 255.255.255.0 и IP-адрес компьютера в сети 162.198.5.199, Определить адрес сети и порядковый номер компьютера в сети
16. Определить количество подсетей если маска 255.255.255.192
17. Маска сети 255.255.255.128. Найти префикс.
Критерии оценивания
85-100 баллов Представлен развернутый ответ на теоретический вопрос, а также поэтапное решение практического задания с пояснениями. Студент ориентируется в излагаемом материале, отвечает на дополнительные вопросы, связанные демонстрирует глубокие теоретические знания, знание первоисточников.
85-100 (отлично) Представлен достаточно развернутый ответ на теоретический вопрос, а также поэтапное решение практического задания с пояснениями. В решении практического задании могут быть допущены вычислительные ошибки, не искажающие лежащего в основе решения алгоритма Студент уверенно отвечает на дополнительные вопросы, демонстрирует достаточно высокий уровень теоретических знаний, знание первоисточников.
75-84 (хорошо) Представлен не полный ответ на теоретический вопрос, В решении практического задании могут быть допущены вычислительные ошибки, не искажающие лежащего в основе решения алгоритма. Студент демонстрирует достаточный уровень теоретических знаний, однако затрудняется отвечать на отдельные вопросы.
50-74 (удовлетворительно) Теоретический вопрос не раскрыт, в решении практического задания допущены существенные ошибки, ввиду незнания алгоритмов решения. Либо дан ответ только на один из вопросов билета. Студент затрудняется отвечать на дополнительные вопросы, в том числе непосредственно относящиеся к сути теоретического и практического вопросов билета.


6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Дибров М.В. КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ. МАРШРУТИЗАЦИЯ В IP-СЕТЯХ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
Л1.2 Дибров М.В. КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ. МАРШРУТИЗАЦИЯ В IP-СЕТЯХ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2021 https://urait.ru/bcode/471910
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Эксплуатация portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Список программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
203Н кабинет математики; кабинет математических дисциплин; кабинет статистики; кабинет математики и информатики; кабинет информационных систем в профессиональной деятельности – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 54 посадочных места; рабочее место преподавателя; маркерная доска – 1 ед.; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; интерактивная доска (марка: Smart) – 1 ед.; проектор (марка: Smart) – 1 ед..; калькуляторы; чертежные принадлежности; модели геометрических тел; раздаточный дидактический материал; учебно-методические издания; таблицы.
312Н полигон разработки бизнес-приложений; полигон проектирования информационных систем; лаборатория информационно-коммуникационных систем; лаборатория информационных систем; лаборатория компьютерных сетей; лаборатория «Учебный банк» – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Автоматизированные рабочие места на 11 обучающихся; автоматизированное рабочее место преподавателя; маркерная доска; компьютеры (марка: RAMEC с монитором диагональю 21,5") с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду АлтГУ; тематические плакаты.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
211Н кабинет гуманитарных и социально-экономических дисциплин; кабинет социально-экономических дисциплин; кабинет гуманитарных и социальных дисциплин; кабинет междисциплинарных курсов – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 80 посадочных мест; рабочее место преподавателя; трибуна; передвижная маркерная доска; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; проектор (марка: BenQ) – 1 ед.; экран (марка: Lumien) – 1 ед.; раздаточные дидактические материалы; тематические плакаты
313Н лаборатория компьютерного дизайна; лаборатория системного и прикладного программирования; лаборатория инструментальных средств разработки; лаборатория садово-паркового и ландшафтного строительства; студия информационных ресурсов; полигон вычислительной техники; полигон учебных баз практики – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Автоматизированные рабочие места на 11 обучающихся; автоматизированное рабочее место преподавателя; маркерная доска – 1 ед.; мобильная интерактивная доска (марка: Smart kapp) – 1 ед.; компьютеры (марка RAMEC, монитор Philips) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду АлтГУ; тематические плакаты.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения дисциплины необходимо выполнять следующие требования:
- посещать все лекционные и лабораторные занятия;
- все рассматриваемые на лекциях и лабораторных занятиях темы и вопросы обязательно фиксировать в тетради;
- обязательно выполнять все домашние задания, получаемые на лекциях или лабораторных занятиях;
- в случаях пропуска занятий по каким-либо причинам, необходимо обязательно самостоятельно изучать соответствующий материал, фиксируя записи в тетради, а также выполнять практические задания.
Оценивание результатов освоения дисциплины осуществляется в соответствии с балльно-рейтинговой системой. Все виды работ, выполненные в срок, оцениваются от 0 до 100 баллов. Работы выполненные позже установленного срока оцениваются от 0 до 50 баллов.
При изучении дисциплины используются следующие виды учебных занятий по дисциплине:
1. Лекции, на которых рассматриваются основные теоретические вопросы данной дисциплины. Посещаемость лекций входит в балльную оценку по дисциплине и контролируется преподавателем. В ходе лекционных занятий обязательно конспектирование учебного материала. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой - в ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д.
2. Лабораторные работы предполагают выполнение предложенных заданий в электронном виде.
Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
Лабораторные работы также входят в балльную оценку по дисциплине и контролируется преподавателем
3. Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Самостоятельная работа студента над усвоением учебного материала может выполняться в библиотеке, учебных кабинетах, компьютерных классах, а также в домашних условиях.
Учебный материал самостоятельной работы выносится на итоговый контроль наряду с учебным материалом, который разрабатывался при проведении учебных занятий. Содержание самостоятельной работы студента определяется учебной программой дисциплины, методическими материалами, заданиями и указаниями преподавателя.
Самостоятельная работа студентов в аудиторное время может включать:
- конспектирование (составление тезисов) лекций;
- выполнение контрольных работ;
- решение задач;
- работу со справочной и методической литературой;
- защиту выполненных работ;
- участие в тестировании и др.
При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:
- внимательно изучить перечень вопросов и определить, в каких источниках находятся сведения, необходимые для ответа на них;
- внимательно прочитать рекомендованную литературу;
- составить краткие конспекты ответов (планы ответов).
При реализации учебной дисциплины "Эксплуатация компьютерных сетей" используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: лекция-беседа, лекция-визуализация.
При проведении лабораторных работ: моделирование производственных процессов и ситуаций