МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Атрибуция и каталогизация археологических коллекций

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки46.04.04. Археология
ПрофильАрхеология Центральной Азии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план46_04_04_Археология_АЦА-2023
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 102
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 102 102 102 102
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.и.н., профессор, Горбунов В.В.

Рецензент(ы):
д.и.н., доцент, Серегин Н.Н.

Рабочая программа дисциплины
Атрибуция и каталогизация археологических коллекций

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 46.04.04 Археология (приказ Минобрнауки России от 09.09.2020 г. № 1179)

составлена на основании учебного плана:
46.04.04 Археология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Тишкин Алексей Алексеевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Тишкин Алексей Алексеевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины является сформировать у студентов системные знания о методах и приемах научной атрибуции и каталогизации музейных археологических предметов в их взаимосвязи с историей материальной культуры.
Задачи курса:
• дать характеристику современных представлений об атрибуции и экспертизе музейных археологических коллекций;
• рассмотреть критерии выбора и применения дифференцированного подхода к различным видам археологических предметов в зависимости от материала, технико-технологических особенностей изготовления и декорирования;
• представить методы научного описания и анализа различных категорий археологических предметов;
• сформировать практические навыки определения археологических предметов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен анализировать и содержательно объяснять на основе междисциплинарных подходов историко-археологические процессы и явления в их культурных, экономических, социальных и политических измерениях и их отражение в археологических источниках;
ОПК-2.1 Знает специфику историко-археологических процессов и явлений в Центральной Азии
ОПК-2.2 Учитывает при анализе археологических источников научные концепции исторического развития социумов, исходя из знаний современных теорий исторического процесса
ОПК-2.3 Использует общенаучные, исторические, археологические и естественнонаучные методы при анализе исторических и археологических объектов
ОПК-4Способен применить в профессиональной деятельности, в том числе педагогической, специальные знания, полученные в рамках направленности (профиля) программы или индивидуальной образовательной траектории;
ОПК-4.1 Способен организовать работу в музее (учет и хранение археологических коллекций, их изучение, публикацию и демонстрацию)
ОПК-4.2 Способен осуществлять организацию и управление процессом археологических раскопок, с фиксацией обнаруженных материалов на уровне современных требований, знает правила составления научных полевых отчетов о проведении археологических работ в разных странах Центральной Азии
ОПК-4.3 Применяет современные методы, инструменты и технологии научно-исследовательской деятельности в разных областях археологической науки и образования
ПК-1Способен реконструировать исторические процессы и события на основе археологических источников с использованием знаний в области гуманитарных и естественных наук
ПК-1.1 Знает результаты археологического изучения отдельных регионов Центральной Азии
ПК-1.2 Применяет цифровые технологии в исторических и археологических исследованиях, включая область вспомогательных исторических дисциплин
ПК-1.3 Использует комплексный подход к анализу археологических источников
ПК-1.4 Владеет методикой реконструкции процессов и событий с учетом знаний о региональных и хронологических особенностях материальной и духовной культуры человечества
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.специфику историко-археологических процессов и явлений в Центральной Азии
результаты археологического изучения отдельных регионов Центральной Азии
3.2.Уметь:
3.2.1.Учитывает при анализе археологических источников научные концепции исторического развития социумов, исходя из знаний современных теорий исторического процесса
Способен организовать работу в музее (учет и хранение археологических коллекций, их изучение, публикацию и демонстрацию)
Способен осуществлять организацию и управление процессом археологических раскопок, с фиксацией обнаруженных материалов на уровне современных требований, знает правила составления научных полевых отчетов о проведении археологических работ в разных странах Центральной Азии
Применяет цифровые технологии в исторических и археологических исследованиях, включая область вспомогательных исторических дисциплин
Использует комплексный подход к анализу археологических источников
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Использует общенаучные, исторические, археологические и естественнонаучные методы при анализе исторических и археологических объектов
Применяет современные методы, инструменты и технологии научно-исследовательской деятельности в разных областях археологической науки и образования
Владеет методикой реконструкции процессов и событий с учетом знаний о региональных и хронологических особенностях материальной и духовной культуры человечества

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Атрибуция и каталогизация: общие положения
1.1. Атрибуция и каталогизация музейных предметов: определение, основные понятия. Место атрибуции и каталогизации в археологии Лекции 1 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ПК-1.4 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Атрибуция и каталогизация музейных предметов: определение, основные понятия. Место атрибуции и каталогизации в археологии Сам. работа 1 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ПК-1.4 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Методы описания, систематизации и анализа археологических артефактов Лекции 1 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ПК-1.4 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Методы описания, систематизации и анализа археологических артефактов Сам. работа 1 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ПК-1.4 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Паспорт научного описания музейного предмета из археологической коллекции Практические 1 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ПК-1.4 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Паспорт научного описания музейного предмета из археологической коллекции Сам. работа 1 12 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ПК-1.4 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Раздел 2. Атрибуция и каталогизация археологических предметов: особенности определения и экспертизы различных видов изделий
2.1. Изучение и научное описание археологических коллекций оружия Лекции 1 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ПК-1.4 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Изучение и научное описание археологических коллекций оружия Практические 1 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ПК-1.4 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Изучение и научное описание археологических коллекций оружия Сам. работа 1 12 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ПК-1.4 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Изучение и научное описание археологической керамики Лекции 1 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ПК-1.4 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.5. Изучение и научное описание археологической керамики Практические 1 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ПК-1.4 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.6. Изучение и научное описание археологической керамики Сам. работа 1 12 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ПК-1.4 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.7. Изучение и описание археологических украшений костюма Лекции 1 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ПК-1.4 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.8. Изучение и описание археологических украшений костюма Практические 1 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ПК-1.4 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.9. Изучение и описание археологических украшений костюма Сам. работа 1 12 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ПК-1.4 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.10. Изучение и научное описание археологических предметов от снаряжения верхового коня Лекции 1 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ПК-1.4 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.11. Изучение и научное описание археологических предметов от снаряжения верхового коня Практические 1 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ПК-1.4 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.12. Изучение и научное описание археологических предметов от снаряжения верхового коня Сам. работа 1 12 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ПК-1.4 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.13. Изучение и научное описание археологических орудий труда Лекции 1 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ПК-1.4 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.14. Изучение и научное описание археологических орудий труда Практические 1 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ПК-1.4 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.15. Изучение и научное описание археологических орудий труда Сам. работа 1 12 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ПК-1.4 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.16. Изучение и научное описание археологических предметов быта Лекции 1 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ПК-1.4 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.17. Изучение и научное описание археологических предметов быта Практические 1 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ПК-1.4 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.18. Изучение и научное описание археологических предметов быта Сам. работа 1 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ПК-1.4 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-2: Способен анализировать и содержательно объяснять на основе междисциплинарных подходов историко-археологические процессы и явления в их культурных, экономических, социальных и политических измерениях и их отражение в археологических источниках
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Какие из перечисленных категорий включают археологические предметы?
1. Вооружение
2. Конское снаряжение
3. Костюм
4. Литература
5. Орудия труда
6. Искусство
Ответ: 1, 2, 3, 5
Вопрос 2. Какие из названных средств относятся к оружию дальнего боя?
1. Лук
2. Копье
3. Стрелы
4. Праща
5. Панцирь
6. Сабля
Ответ: 1, 3, 4
Вопрос 3. Выберите предметы, которые относятся к средствам защиты?
1. Щит
2. Панцирь
3. Арбалет
4. Дротик
5. Кинжал
6. Шлем
Ответ: 1, 2, 6
Вопрос 4. Что из перечисленной посуды делалось из керамики?
1. Горшок
2. Рюмка
3. Кувшин
4. Крынка
5. Вилка
6. Ложка
Ответ: 1, 3, 4
Вопрос 5. Какая по бывает керамика?
1. Утилитарная
2. Позитивная
3. Консервативная
4. Декоративная
5. Санитарно-техническая
6. Прогрессивная
Ответ: 1, 4, 5
Вопрос 6. Какие из данных элементов костюма относятся к виду одежда?
1. Плащ
2. Рубаха
3. Шляпа
4. Юбка
5. Штаны
6. Шапка
Ответ: 1, 2, 4, 5
Вопрос 7. Выберите украшения являющиеся нательными?
1. Нашивки
2. Серьги
3. Бусы
4. Перстни
5. Гривны
6. Браслеты
Ответ: 2, 4, 5, 6
Вопрос 8. Отметьте элементы конской амуниции, принадлежащие седлу?
1. Ленчик
2. Стремена
3. Удила
4. Повод
5. Подпруга
6. Путлище
Ответ: 1, 2, 5, 6
Вопрос 9. Какие декоративные предметы применялись в суголовье верхового коня?
1. Бляхи-накладки
2. Пряжки
3. Наконечники
4. Тренчики
5. Султанчики
6. Распределители
Ответ: 1, 3, 5
Вопрос 10. Выберите орудия, предназначенные для земледелия?
1. Мотыга
2. Серп
3. Молот
4. Игла
5. Жернов
6. Цеп
Ответ: 1, 2, 5, 6
Вопрос 11. Какие орудия труда являются универсальными?
1. Клещи
2. Нож
3. Тесло
4. Пряслице
5. Оселок
6. Игла
Ответ: 2, 5
Вопрос 12. Какие предметы быта делались только из металла?
1. Гребни
2. Игольники
3. Зеркала
4. Копоушки
5. Пинцеты
6. Щетки
Ответ: 3, 4
Вопрос 13. Из каких материалов делались археологические предметы?
1. Камень
2. Пластик
3. Кость
4. Бронза
5. Железо
6. Алюминий
Ответ: 1, 3, 4, 5
Вопрос 14. Какие параметры необходимо указывать при описании археологических предметов?
1. Длина
2. Глубина
3. Ширина
4. Толщина
5. Кривизна
6. Диаметр
Ответ: 1, 3, 4, 6
Вопрос 15. Какими бывают каталоги археологических коллекций?
1. Алфавитные
2. Хронологические
3. Именные
4. Тематические
5. Справочные
6. Мемориальные
Ответ: 1, 2, 4
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Что такое атрибуция?
Ответ: Атрибуция – это выявление основных признаков, определяющих название, назначение, устройство, материал, размеры, технику изготовления, авторство, хронологию и географию создания и бытования предмета.
2. Дайте определение понятию каталог?
Ответ: Каталог – это аннотированный перечень входящих в фонды предметов, которые располагаются в порядке их систематизации. Он служит инструментом изучения музейных предметов и используется в научно-информационных, учетно-хранительских и информационно-поисковых целях. Близки по своему значению к каталогу такие термины как каталожная карточка и картотека.
3. В чем заключается назначение метода морфологии?
Ответ: Метод морфологии предполагает пристальное внимание к максимально точному определению каждого элемента и вещи в целом. Благодаря этому он позволяет понять предмет сам по себе, определить его назначение и особенности функционирования.
4. Что достигается при классификации археологических предметов?
Ответ: При классифицировании устанавливаются определенные критерии и правила упорядочивания материала. Изучаемые предметы сравниваются между собой по определенным признакам. Сходные предметы объединяются в типы. Предельным проявлением сходства является полное тождество между предметами, т.е. их совпадение по всем признакам.
5. Какой результат достигается благодаря использованию типологического метода?
Ответ: В результате типологии прослеживается эволюция предметов во времени и в пространстве. При этом выявляется усложнение или упрощение, совершенствование или угнетение каких-либо признаков, которое может происходить под влиянием функциональных, идеологических или эстетических факторов или же в силу совокупности ряда причин. Это может приводить к перерастанию одного типа в другой, что моделируется исследователями с помощью эволюционных рядов.
6. Дайте определение понятию вооружение?
Ответ: Вооружение – это комплекс боевых средств индивидуального применения, предназначенный для обороны и нападения.
7. Чем занимается оружиеведение?
Ответ: Оружиеведение – исследовательское направление военной истории, изучающее предметы вооружения как категорию материальной культуры, через выявление их функционирования.
8. Как разделяется оружие по дистанции поражения?
Ответ: Оружие дальнего боя (луки, стрелы, арбалеты, пращи, дротики), оружие среднего боя (копья, алебарды, протазаны), оружие ближнего боя (мечи, сабли, ножи, кинжалы, топоры, булавы, шестоперы, кистени).
9. Назовите основные виды доспехов, используемые при классификации?
Ответ: Панцири, шлемы, щиты, наручи, поножи, наголовья, попоны.
10. На какие виды подразделяются керамические изделия с учетом материала изготовления и технологии производства?
Ответ: Гончарные изделия, майолика, фаянс и фарфор.
11. Что в себя включают основные этапы керамического производства?
Ответ: Заготовка керамического сырья (глины, кварца, полевого шпата и др. компонентов), приготовление из этого сырья керамической массы, выделка из массы самих изделий путем формовки ручным способом или на гончарном круге, сушка готовых изделий, обжиг.
12. Какие группы украшений выделяют по месту ношения в составе костюма?
Ответ: Головные, шейные, нагрудные, наплечные, набедренные, наручные, ножные.
13. Как разделяются украшения по ситуативному назначению?
Ответ: Будничные, праздничные, празднично-обрядовые.
14. Как разделяются украшения с учетом пола, возраста и семейного положения?
Ответ: Украшения маленьких детей (без различия пола), женские (девочек, девушек, невест, замужних и пожилых женщин) и мужские (юношей, женатых мужчин).
15. Назовите основные виды археологических украшений костюма?
Ответ: Серьги, кольца, перстни, браслеты, гривны, бусы, подвески, нашивки.
16. Дайте определение понятию конское снаряжение?
Ответ: Конское снаряжение (амуниция) представляет собой комплекс приспособлений, надеваемых на лошадь и служащих для управления ею во время езды верхом.
17. На какие части делится амуниция верхового коня?
Ответ: Узда (суголовье, удила, псалии, повод) и седло (потник, ленчик, подпруга, путлища со стременами, нагрудник, накрупник).
18. Когда и где появились стремена?
Ответ: Первые стремена появились в начале IV в. н.э. у кочевников сяньби на стыке Монголии и Маньчжурии.
19. Какие виды выделяются среди археологических орудий труда?
Ответ: Ножи, топоры, тесла, шилья, оселки, напильники, стамески, долота, пряслица, иглы.
20. Назовите основные виды археологических предметов быта?
Ответ: Посуда, зеркала, гребни, игольники, кресала, копоушки, пинцеты.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-4: Способен применить в профессиональной деятельности, в том числе педагогической, специальные знания, полученные в рамках направленности (профиля) программы или индивидуальной образовательной траектории
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Какие из данных элементов костюма относятся к виду одежда?
1. Плащ
2. Рубаха
3. Шляпа
4. Юбка
5. Штаны
6. Шапка
Ответ: 1, 2, 4, 5
Вопрос 2. Выберите украшения являющиеся нательными?
1. Нашивки
2. Серьги
3. Бусы
4. Перстни
5. Гривны
6. Браслеты
Ответ: 2, 4, 5, 6
Вопрос 3. Отметьте элементы конской амуниции, принадлежащие седлу?
1. Ленчик
2. Стремена
3. Удила
4. Повод
5. Подпруга
6. Путлище
Ответ: 1, 2, 5, 6
Вопрос 4. Какие декоративные предметы применялись в суголовье верхового коня?
1. Бляхи-накладки
2. Пряжки
3. Наконечники
4. Тренчики
5. Султанчики
6. Распределители
Ответ: 1, 3, 5
Вопрос 5. Выберите орудия, предназначенные для земледелия?
1. Мотыга
2. Серп
3. Молот
4. Игла
5. Жернов
6. Цеп
Ответ: 1, 2, 5, 6
Вопрос 6. Какие орудия труда являются универсальными?
1. Клещи
2. Нож
3. Тесло
4. Пряслице
5. Оселок
6. Игла
Ответ: 2, 5
Вопрос 7. Какие предметы быта делались только из металла?
1. Гребни
2. Игольники
3. Зеркала
4. Копоушки
5. Пинцеты
6. Щетки
Ответ: 3, 4
Вопрос 8. Из каких материалов делались археологические предметы?
1. Камень
2. Пластик
3. Кость
4. Бронза
5. Железо
6. Алюминий
Ответ: 1, 3, 4, 5
Вопрос 9. Какие параметры необходимо указывать при описании археологических предметов?
1. Длина
2. Глубина
3. Ширина
4. Толщина
5. Кривизна
6. Диаметр
Ответ: 1, 3, 4, 6
Вопрос 10. Какими бывают каталоги археологических коллекций?
1. Алфавитные
2. Хронологические
3. Именные
4. Тематические
5. Справочные
6. Мемориальные
Ответ: 1, 2, 4
Вопрос 11. Какие из перечисленных категорий включают археологические предметы?
1. Вооружение
2. Конское снаряжение
3. Костюм
4. Литература
5. Орудия труда
6. Искусство
Ответ: 1, 2, 3, 5
Вопрос 12. Какие из названных средств относятся к оружию дальнего боя?
1. Лук
2. Копье
3. Стрелы
4. Праща
5. Панцирь
6. Сабля
Ответ: 1, 3, 4
Вопрос 13. Выберите предметы, которые относятся к средствам защиты?
1. Щит
2. Панцирь
3. Арбалет
4. Дротик
5. Кинжал
6. Шлем
Ответ: 1, 2, 6
Вопрос 14. Что из перечисленной посуды делалось из керамики?
1. Горшок
2. Рюмка
3. Кувшин
4. Крынка
5. Вилка
6. Ложка
Ответ: 1, 3, 4
Вопрос 15. Какая по бывает керамика?
1. Утилитарная
2. Позитивная
3. Консервативная
4. Декоративная
5. Санитарно-техническая
6. Прогрессивная
Ответ: 1, 4, 5
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Чем занимается оружиеведение?
Ответ: Оружиеведение – исследовательское направление военной истории, изучающее предметы вооружения как категорию материальной культуры, через выявление их функционирования.
2. Как разделяется оружие по дистанции поражения?
Ответ: Оружие дальнего боя (луки, стрелы, арбалеты, пращи, дротики), оружие среднего боя (копья, алебарды, протазаны), оружие ближнего боя (мечи, сабли, ножи, кинжалы, топоры, булавы, шестоперы, кистени).
3. Назовите основные виды доспехов, используемые при классификации?
Ответ: Панцири, шлемы, щиты, наручи, поножи, наголовья, попоны.
4. На какие виды подразделяются керамические изделия с учетом материала изготовления и технологии производства?
Ответ: Гончарные изделия, майолика, фаянс и фарфор.
5. Что в себя включают основные этапы керамического производства?
Ответ: Заготовка керамического сырья (глины, кварца, полевого шпата и др. компонентов), приготовление из этого сырья керамической массы, выделка из массы самих изделий путем формовки ручным способом или на гончарном круге, сушка готовых изделий, обжиг.
6. Какие группы украшений выделяют по месту ношения в составе костюма?
Ответ: Головные, шейные, нагрудные, наплечные, набедренные, наручные, ножные.
7. Как разделяются украшения по ситуативному назначению?
Ответ: Будничные, праздничные, празднично-обрядовые.
8. Как разделяются украшения с учетом пола, возраста и семейного положения?
Ответ: Украшения маленьких детей (без различия пола), женские (девочек, девушек, невест, замужних и пожилых женщин) и мужские (юношей, женатых мужчин).
9. Назовите основные виды археологических украшений костюма?
Ответ: Серьги, кольца, перстни, браслеты, гривны, бусы, подвески, нашивки.
10. Дайте определение понятию конское снаряжение?
Ответ: Конское снаряжение (амуниция) представляет собой комплекс приспособлений, надеваемых на лошадь и служащих для управления ею во время езды верхом.
11. На какие части делится амуниция верхового коня?
Ответ: Узда (суголовье, удила, псалии, повод) и седло (потник, ленчик, подпруга, путлища со стременами, нагрудник, накрупник).
12. Когда и где появились стремена?
Ответ: Первые стремена появились в начале IV в. н.э. у кочевников сяньби на стыке Монголии и Маньчжурии.
13. Какие виды выделяются среди археологических орудий труда?
Ответ: Ножи, топоры, тесла, шилья, оселки, напильники, стамески, долота, пряслица, иглы.
14. Назовите основные виды археологических предметов быта?
Ответ: Посуда, зеркала, гребни, игольники, кресала, копоушки, пинцеты.
15. Что такое атрибуция?
Ответ: Атрибуция – это выявление основных признаков, определяющих название, назначение, устройство, материал, размеры, технику изготовления, авторство, хронологию и географию создания и бытования предмета.
16. Дайте определение понятию каталог?
Ответ: Каталог – это аннотированный перечень входящих в фонды предметов, которые располагаются в порядке их систематизации. Он служит инструментом изучения музейных предметов и используется в научно-информационных, учетно-хранительских и информационно-поисковых целях. Близки по своему значению к каталогу такие термины как каталожная карточка и картотека.
17. В чем заключается назначение метода морфологии?
Ответ: Метод морфологии предполагает пристальное внимание к максимально точному определению каждого элемента и вещи в целом. Благодаря этому он позволяет понять предмет сам по себе, определить его назначение и особенности функционирования.
18. Что достигается при классификации археологических предметов?
Ответ: При классифицировании устанавливаются определенные критерии и правила упорядочивания материала. Изучаемые предметы сравниваются между собой по определенным признакам. Сходные предметы объединяются в типы. Предельным проявлением сходства является полное тождество между предметами, т.е. их совпадение по всем признакам.
19. Какой результат достигается благодаря использованию типологического метода?
Ответ: В результате типологии прослеживается эволюция предметов во времени и в пространстве. При этом выявляется усложнение или упрощение, совершенствование или угнетение каких-либо признаков, которое может происходить под влиянием функциональных, идеологических или эстетических факторов или же в силу совокупности ряда причин. Это может приводить к перерастанию одного типа в другой, что моделируется исследователями с помощью эволюционных рядов.
20. Дайте определение понятию вооружение?
Ответ: Вооружение – это комплекс боевых средств индивидуального применения, предназначенный для обороны и нападения.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен реконструировать исторические процессы и события на основе археологических источников с использованием знаний в области гуманитарных и естественных наук
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Какие орудия труда являются универсальными?
1. Клещи
2. Нож
3. Тесло
4. Пряслице
5. Оселок
6. Игла
Ответ: 2, 5
Вопрос 2. Какие предметы быта делались только из металла?
1. Гребни
2. Игольники
3. Зеркала
4. Копоушки
5. Пинцеты
6. Щетки
Ответ: 3, 4
Вопрос 3. Из каких материалов делались археологические предметы?
1. Камень
2. Пластик
3. Кость
4. Бронза
5. Железо
6. Алюминий
Ответ: 1, 3, 4, 5
Вопрос 4. Какие параметры необходимо указывать при описании археологических предметов?
1. Длина
2. Глубина
3. Ширина
4. Толщина
5. Кривизна
6. Диаметр
Ответ: 1, 3, 4, 6
Вопрос 5. Какими бывают каталоги археологических коллекций?
1. Алфавитные
2. Хронологические
3. Именные
4. Тематические
5. Справочные
6. Мемориальные
Ответ: 1, 2, 4
Вопрос 6. Какие из перечисленных категорий включают археологические предметы?
1. Вооружение
2. Конское снаряжение
3. Костюм
4. Литература
5. Орудия труда
6. Искусство
Ответ: 1, 2, 3, 5
Вопрос 7. Какие из названных средств относятся к оружию дальнего боя?
1. Лук
2. Копье
3. Стрелы
4. Праща
5. Панцирь
6. Сабля
Ответ: 1, 3, 4
Вопрос 8. Выберите предметы, которые относятся к средствам защиты?
1. Щит
2. Панцирь
3. Арбалет
4. Дротик
5. Кинжал
6. Шлем
Ответ: 1, 2, 6
Вопрос 9. Что из перечисленной посуды делалось из керамики?
1. Горшок
2. Рюмка
3. Кувшин
4. Крынка
5. Вилка
6. Ложка
Ответ: 1, 3, 4
Вопрос 10. Какая по бывает керамика?
1. Утилитарная
2. Позитивная
3. Консервативная
4. Декоративная
5. Санитарно-техническая
6. Прогрессивная
Ответ: 1, 4, 5
Вопрос 11. Какие из данных элементов костюма относятся к виду одежда?
1. Плащ
2. Рубаха
3. Шляпа
4. Юбка
5. Штаны
6. Шапка
Ответ: 1, 2, 4, 5
Вопрос 12. Выберите украшения являющиеся нательными?
1. Нашивки
2. Серьги
3. Бусы
4. Перстни
5. Гривны
6. Браслеты
Ответ: 2, 4, 5, 6
Вопрос 13. Отметьте элементы конской амуниции, принадлежащие седлу?
1. Ленчик
2. Стремена
3. Удила
4. Повод
5. Подпруга
6. Путлище
Ответ: 1, 2, 5, 6
Вопрос 14. Какие декоративные предметы применялись в суголовье верхового коня?
1. Бляхи-накладки
2. Пряжки
3. Наконечники
4. Тренчики
5. Султанчики
6. Распределители
Ответ: 1, 3, 5
Вопрос 15. Выберите орудия, предназначенные для земледелия?
1. Мотыга
2. Серп
3. Молот
4. Игла
5. Жернов
6. Цеп
Ответ: 1, 2, 5, 6
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Какие группы украшений выделяют по месту ношения в составе костюма?
Ответ: Головные, шейные, нагрудные, наплечные, набедренные, наручные, ножные.
2. Как разделяются украшения по ситуативному назначению?
Ответ: Будничные, праздничные, празднично-обрядовые.
3. Как разделяются украшения с учетом пола, возраста и семейного положения?
Ответ: Украшения маленьких детей (без различия пола), женские (девочек, девушек, невест, замужних и пожилых женщин) и мужские (юношей, женатых мужчин).
4. Назовите основные виды археологических украшений костюма?
Ответ: Серьги, кольца, перстни, браслеты, гривны, бусы, подвески, нашивки.
5. Дайте определение понятию конское снаряжение?
Ответ: Конское снаряжение (амуниция) представляет собой комплекс приспособлений, надеваемых на лошадь и служащих для управления ею во время езды верхом.
6. На какие части делится амуниция верхового коня?
Ответ: Узда (суголовье, удила, псалии, повод) и седло (потник, ленчик, подпруга, путлища со стременами, нагрудник, накрупник).
7. Когда и где появились стремена?
Ответ: Первые стремена появились в начале IV в. н.э. у кочевников сяньби на стыке Монголии и Маньчжурии.
8. Какие виды выделяются среди археологических орудий труда?
Ответ: Ножи, топоры, тесла, шилья, оселки, напильники, стамески, долота, пряслица, иглы.
9. Назовите основные виды археологических предметов быта?
Ответ: Посуда, зеркала, гребни, игольники, кресала, копоушки, пинцеты.
10. Что такое атрибуция?
Ответ: Атрибуция – это выявление основных признаков, определяющих название, назначение, устройство, материал, размеры, технику изготовления, авторство, хронологию и географию создания и бытования предмета.
12. Дайте определение понятию каталог?
Ответ: Каталог – это аннотированный перечень входящих в фонды предметов, которые располагаются в порядке их систематизации. Он служит инструментом изучения музейных предметов и используется в научно-информационных, учетно-хранительских и информационно-поисковых целях. Близки по своему значению к каталогу такие термины как каталожная карточка и картотека.
13. В чем заключается назначение метода морфологии?
Ответ: Метод морфологии предполагает пристальное внимание к максимально точному определению каждого элемента и вещи в целом. Благодаря этому он позволяет понять предмет сам по себе, определить его назначение и особенности функционирования.
14. Что достигается при классификации археологических предметов?
Ответ: При классифицировании устанавливаются определенные критерии и правила упорядочивания материала. Изучаемые предметы сравниваются между собой по определенным признакам. Сходные предметы объединяются в типы. Предельным проявлением сходства является полное тождество между предметами, т.е. их совпадение по всем признакам.
15. Какой результат достигается благодаря использованию типологического метода?
Ответ: В результате типологии прослеживается эволюция предметов во времени и в пространстве. При этом выявляется усложнение или упрощение, совершенствование или угнетение каких-либо признаков, которое может происходить под влиянием функциональных, идеологических или эстетических факторов или же в силу совокупности ряда причин. Это может приводить к перерастанию одного типа в другой, что моделируется исследователями с помощью эволюционных рядов.
16. Дайте определение понятию вооружение?
Ответ: Вооружение – это комплекс боевых средств индивидуального применения, предназначенный для обороны и нападения.
17. Чем занимается оружиеведение?
Ответ: Оружиеведение – исследовательское направление военной истории, изучающее предметы вооружения как категорию материальной культуры, через выявление их функционирования.
18. Как разделяется оружие по дистанции поражения?
Ответ: Оружие дальнего боя (луки, стрелы, арбалеты, пращи, дротики), оружие среднего боя (копья, алебарды, протазаны), оружие ближнего боя (мечи, сабли, ножи, кинжалы, топоры, булавы, шестоперы, кистени).
19. Назовите основные виды доспехов, используемые при классификации?
Ответ: Панцири, шлемы, щиты, наручи, поножи, наголовья, попоны.
10. На какие виды подразделяются керамические изделия с учетом материала изготовления и технологии производства?
Ответ: Гончарные изделия, майолика, фаянс и фарфор.
20. Что в себя включают основные этапы керамического производства?
Ответ: Заготовка керамического сырья (глины, кварца, полевого шпата и др. компонентов), приготовление из этого сырья керамической массы, выделка из массы самих изделий путем формовки ручным способом или на гончарном круге, сушка готовых изделий, обжиг.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Атрибуция музейного предмета: содержание понятия.
2. Особенности изучения и описания археологических коллекций.
3. Экспертиза археологических предметов: подлинники и подделки.
4. Составление каталогов археологических коллекций.
5. Морфологический метод описания археологических артефактов.
6. Систематизация археологических коллекций и предметов методом классификации.
7. Роль типологического метода для установления датировки и эволюции археологических изделий.
8. Основные виды вооружения из археологических памятников.
9. Разновидности керамических находок на археологических памятниках.
10. Основные виды украшений костюма человека из археологических памятников.
11. Разновидности предметов конского снаряжения из археологических памятников.
12. Основные виды орудий труда из археологических памятников.
13. Разновидности предметов быта из археологических памятников.
ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Паспорт научного описания музейного предмета: структура документа.
2. Паспорт научного описания музейного предмета: правила заполнения полей и подполей.
3. Особенности паспортизации данных из археологических коллекций.
4. Классификация предметов вооружения.
5. Материально-технологические характеристики оружия.
6. Определение утилитарного назначения предметов из керамики.
7. Системное описание керамических коллекций.
8. Классификация украшений по месту ношения в системе костюма.
9. Особенности научного описания украшений.
10. Основные элементы снаряжения верхового коня.
11. Классификация конской амуниции.
12. Морфологическое описание орудий труда.
13. Классификация орудий труда.
14. Определение утилитарного назначения предметов быта.
15. Системное описание бытовых коллекций.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Левочкина Н.А. Музейный менеджмент : курс лекций Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2017 biblioclub.ru
Л1.2 Мартынов, А. И. Археология: учебник для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/83E60AD4-CA24-4298-89B9-EDA43A970254
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Горбунов В.В., Тишкин А.А. Научно-фондовая работа в музее : учебное пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л2.2 Скрипкин А.С. История отечественной археологии: Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 авт.-сост. С.П. Грушин, И.И. Назаров Историко-культурное наследие Алтая: учеб.-метод. комплекс для студентов бакалавриата Изд-во АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Информационно-аналитический портал «Археология Алтая» http//www.archeology.asu.ru
Э2 Электронные образовательные ресурсы ФГБОУ ВО "Алтайский государственный Университет» portal.edu.asu.ru
Э3 Образовательная платформа «Юрайт» urait.ru
Э4 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» www.biblioclub.ru
Э5 Атрибуция и каталогизация археологических коллекций portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Материал курса структурирован на разделы, в соответствии с последовательностью исследовательской работы в музее. При изучении разделов курса студенты должны ознакомиться с современными представлениями об атрибуции и каталогизации музейных археологических коллекций, обратить внимание на критерии выбора и применения дифференцированного подхода к различным видам памятников в зависимости от материала, технико-технологических особенностей изготовления и декорирования, запомнить основные правила составления научного паспорта описания музейного предмета, уяснить методы научного описания и анализа различных категорий археологических предметов.
Основу дисциплины «Атрибуция и каталогизация археологических коллекций» составляют лекции. Они предоставляют студентам систематизированные теоретические знания по основным темам изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется изложению фактического материала и освещению имеющихся проблем, что стимулирует познавательную деятельность, творческое мышление и формирует профессионально-значимые свойства и качества. Лекции студенты слушают и конспектируют. Эти материалы будут востребованы при подготовке к экзамену.
Практические занятия предназначены для закрепления и углубления теоретических знаний. Подготовку к ним следует начинать с изучения рекомендованной литературы. Особое внимание необходимо обратить на объяснение явлений и фактов, а также на аргументацию выводов. Практические задания студенты выполняют на семинарских занятиях устно. При подготовке ответов на вопросы практических занятий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы также при подготовке к экзамену. Выступление на занятии следует продумать и подготовить заранее.
Уровень знаний, умений и навыков обучающегося при устном ответе во время практического занятия определяется оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» по следующим критериям. Оценка «отлично» ставится, если студентом дан полный, развернутый ответ на один из вопросов темы занятия, где он продемонстрировал освоение компетенций в полном объеме. Оценка «хорошо» выставляется, если студентом дан развернутый ответ на один из вопросов темы занятия, где он продемонстрировал освоение компетенций в достаточном объеме. Оценка «удовлетворительно» выставляется, если студентом дан ответ на один из вопросов темы занятия, отличающийся недостаточной полнотой раскрытия темы, где он продемонстрировал освоение компетенций в частичном объеме. Оценка «Неудовлетворительно» выставляется, если студентом не дан ответ на вопрос темы занятия и компетенции не сформированы в необходимом объеме.
Самостоятельную работу студенты выполняют в рамках тем, обозначенных в программе курса. Результаты самостоятельной работы будут востребованы на экзамене.
По вопросам пропущенных занятий студент готовится самостоятельно, демонстрирует результаты в устной или письменной форме преподавателю на консультации.
Формой промежуточной аттестации по итогам освоения курса является зачет. К зачету допускаются студенты, не имеющие задолженностей по вопросам практических занятий. Зачет призван оценить освоение студентом дисциплины «Атрибуция и каталогизация археологических коллекций», выявить уровень полученных им теоретических знаний и развития творческого мышления, его кругозор, умение логически построить ответ, владение монологической речью и иные коммуникативные навыки.
В билет для зачета включен один теоретический вопрос. Зачет проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 30 минут.
Уровень знаний, умений и навыков обучающегося при устном ответе во время зачета оценивается на «зачтено» или «не зачтено» по следующим критериям. «Зачтено» ставится, если студентом дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал освоение компетенций в полном или достаточном объеме учебной программы. «Не зачтено» выставляется, если студентом не дан ответ на поставленный вопрос и компетенции не сформированы в необходимом объеме учебной программы.