МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Технология и организация туроператорской деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение природопользования, сервиса и туризма
Направление подготовки43.02.10. специальность Туризм
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план43_02_10_Туризм-2021_9кл
Часов по учебному плану 195
в том числе:
аудиторные занятия 130
самостоятельная работа 65
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 12
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 46 46 46 46
Практические 84 84 84 84
Сам. работа 65 65 65 65
Итого 195 195 195 195

Программу составил(и):
Препод., высшая к.к., Индюкова Марина Александровна;

Рецензент(ы):
канд.геогр. наук, доцент , Прудникова Наталья Геннадьевна

Рабочая программа дисциплины
Технология и организация туроператорской деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 43.02.10 ТУРИЗМ (приказ Минобрнауки России от 07.05.2014 г. № 474)

составлена на основании учебного плана:
43.02.10 ТУРИЗМ Профиль получаемого профессионального образования: социаально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение природопользования, сервиса и туризма

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Коверникова Евгения Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение студентами организационно-управленческих основ туроператорской деятельности
Создание у студентов целостного представления о принципах организации обслуживания туристов, методах анализа туристского рынка для эффективной разработки (проектирования) туристского продукта, условиях внедрения новых технологий, ориентированных назапросы потребителя
Формирование у студентов знаний, умений и навыков в области технологии и организации туроператорских услуг,необходимых для успешного применения современных концепций и технологий в сфере своей профессиональной деятельности на практике

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: МДК.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 3.1 Проводить маркетинговые исследования рынка туристских услуг с целью формирования востребованного туристского продукта.
ПК 3.2 Формировать туристский продукт.
ПК 3.3 Рассчитывать стоимость туристского продукта.
ПК 3.4 Взаимодействовать с турагентами по реализации и продвижению туристского продукта.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.правила работы на выставках, методы анализа результатов деятельности на выставках
способы обработки статистических данных
методику работы со справочными и информационными материалами по страноведению и регионоведению, местам и видам размещения и питания, экскурсионным объектам и транспорту
планирование программ турпоездок
основные правила и методику составления программ туров
правила оформления документов при работе с консульскими учреждениями, государственными организациями и страховыми компаниями;
способы устранения проблем возникающих во время тура
методики расчета стоимости проживания, питания, транспортного и экскурсионного обслуживания
методики расчета себестоимости турпакета и определения цены турпродукта
методику создания агентской сети и содержание агентских договоров
основные формы работы с турагентами по продвижению и реализации турпродукта
правила бронирования туруслуг
методику организации рекламных туров
правила расчетов с турагентами и способы их поощрения
технику проведения рекламной кампании
методику формирования содержания и выбора дизайна рекламных материалов
техники эффективного делового общения, протокол и этикет
специфику норм общения с иностранными клиентами и агентами
3.2.Уметь:
3.2.1.работать на специализированных выставках с целью организации презентаций, распространения рекламных материалов и сбора информации
обрабатывать информацию и анализировать результаты
налаживать контакты с торговыми представительствами других регионов и стран
работать с запросами клиентов, в том числе и иностранных
работать с информационными и справочными материалами
составлять программы туров для российских и зарубежных клиентов
составлять турпакеты с использованием иностранного языка
оформлять документы для консульств, оформлять регистрацию иностранным гражданам
оформлять страховые полисы
вести документооборот с использованием информационных технологий
анализировать и решать проблемы, возникающие во время тура, принимать меры по устранению причин, повлекших возникновение проблемы
рассчитывать стоимость проживания, питания, транспортного и экскурсионного
обслуживания;
рассчитывать себестоимость турпакета и определять цену турпродукта;
работать с агентскими договорами;
использовать каталоги и ценовые приложения
консультировать партнеров по турпродуктам, оказывать помощь в продвижении и реализации турпродукта
работать с заявками на бронирование туруслуг
предоставлять информацию турагентам по рекламным турам
использовать различные методы поощрения турагентов, рассчитывать для них комиссионное вознаграждение
использовать эффективные методы общения с клиентами на русском и иностранном языках
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.планирования программ турпоездок, составления программ тура и турпакета
предоставления сопутствующих услуг
расчета себестоимости услуг, включенных в состав тура, и определения цены турпродукта
взаимодействия с турагентами по реализации турпродукта
работы с российскими и иностранными клиентами и агентами по продвижению турпродукта на рынке туристских услуг
планирования рекламной кампании, проведения презентаций, включая работу на специализированных выставках

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. МДК 03.01. Технология и организация туроператорской деятельности
1.1. Основы туроператорской деятельности. Лекции 5 2 ПК 3.2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
1.2. Организационно-финансовые и административные требования к обеспечению деятельности туроператоров. Лекции 5 2 ПК 3.4, ПК 3.2, ОК 9, ОК 1 Л2.1, Л1.1
1.3. Практическая работа № 1 Анализ российского реестра туроператоров. Практические 5 2 ПК 3.4, ПК 3.2, ОК 9, ОК 5, ОК 4 Л2.1, Л1.1
1.4. Единый федеральный реестр туроператоров. Современная государственная политика в сфере туризма. Лекции 5 2 ПК 3.4, ПК 3.2, ОК 2 Л2.1, Л1.1
1.5. Проектирование туристских услуг. Лекции 5 4 ПК 3.2, ОК 2 Л2.1, Л1.1
1.6. Практическая работа № 2 Заполнение технологической карты маршрута путешествия. Практические 5 2 ПК 3.2, ОК 5, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
1.7. Практическая работа № 3 Составление информационного листка к туристскому маршруту Практические 5 2 ПК 3.2, ОК 5, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
1.8. Технология разработки туристского продукта. Лекции 5 4 ПК 3.3, ПК 3.2, ОК 9 Л2.1, Л1.1
1.9. Практическая работа № 4 Составление проекта программы обслуживания туристов на автобусном туре. Практические 5 6 ПК 3.2, ПК 3.1, ОК 8, ОК 7, ОК 6 Л2.1, Л1.1
1.10. Обеспечение безопасности и качества туристского продукта. Лекции 5 4 ПК 3.2, ОК 4 Л2.1, Л1.1
1.11. Подготовка к устному опросу № 1 Сам. работа 5 4 ПК 3.3, ПК 3.2, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
1.12. Устный опрос №1 Практические 5 2 ПК 3.3, ПК 3.2, ОК 5, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
1.13. Подготовка к тесту №1 Сам. работа 5 5 ПК 3.3, ПК 3.2, ОК 2 Л2.1, Л1.1
1.14. Тест №1 Практические 5 2 ПК 3.3, ПК 3.2, ОК 5, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
1.15. Организация работы с поставщиками и партнерами. Лекции 5 4 ПК 3.4, ОК 3 Л2.1, Л1.1
1.16. Практическая работа № 5 Определение поставщиков услуг для организации горнолыжного и конгрессного туров. Практические 5 4 ПК 3.2, ОК 8, ОК 5, ОК 3 Л2.1, Л1.1
1.17. Схемы взаимоотношений туроператоров и авиакомпаний. Лекции 5 2 ПК 3.3, ПК 3.2, ОК 9 Л2.1, Л1.1
1.18. Практическая работа № 6 Расшифровка авиабилета. Практические 5 2 ПК 3.3, ОК 2 Л2.1, Л1.1
1.19. Договорные отношения туроператора с гостиницами и предприятиями питания. Лекции 5 4 ПК 3.3, ПК 3.2, ОК 4 Л2.1, Л1.1
1.20. Ситуационные задачи № 1. Договорные отношения с гостиничными предприятиями Практические 5 4 ПК 3.3, ПК 3.2, ОК 8, ОК 4, ОК 3 Л2.1, Л1.1
1.21. Схемы взаимоотношений турфирмы со страховыми компаниями. Лекции 5 2 ПК 3.3, ПК 3.2, ОК 5, ОК 1 Л2.1, Л1.1
1.22. Процесс ценообразования на туристский продукт. Лекции 5 4 ПК 3.3, ОК 2 Л2.1, Л1.1
1.23. Практическая работа № 7 Расчет стоимости турпродукта по заданным показателям. Практические 5 6 ПК 3.3, ПК 3.2, ПК 3.1, ОК 7, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л1.1
1.24. Подготовка к устному опросу №2 Сам. работа 5 4 ПК 3.3, ПК 3.2, ОК 7, ОК 4 Л2.1, Л1.1
1.25. Устный опрос № 2 Практические 5 2 ПК 3.3, ПК 3.2, ПК 3.1, ОК 7, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л1.1
1.26. Подготовка к контрольной работе. Сам. работа 5 4 ПК 3.3, ПК 3.2, ОК 4, ОК 3 Л2.1, Л1.1
1.27. Контрольная работа Практические 5 2 ПК 3.3, ПК 3.2, ПК 3.1, ОК 7, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л1.1
1.28. Организация работы туроператора с турагентом Лекции 5 4 ПК 3.4, ОК 9, ОК 6, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
1.29. Практическая работа № 8 Анализ агентских соглашений разных туроператоров Практические 5 2 ПК 3.4, ОК 9 Л2.1, Л1.1
1.30. Формирование сети турагентств Лекции 5 2 ПК 3.4, ОК 1 Л2.1, Л1.1
1.31. Подготовка к тесту № 2 Сам. работа 5 4 ПК 3.4, ПК 3.2, ОК 5 Л2.1, Л1.1
1.32. Тест № 2 Практические 5 2 ПК 3.4, ПК 3.2, ОК 5 Л2.1, Л1.1
1.33. Продвижение турпродукта на рынок Лекции 5 4 ПК 3.1, ОК 9, ОК 4, ОК 1 Л2.1, Л1.1
1.34. Практическая работа № 9 Анализ популярных электронных порталов по туризму. Практические 5 4 ПК 3.4, ПК 3.2, ПК 3.1, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л1.1
1.35. Практическая работа № 10 Изучение каталогов и ценовых предложений различных туроператоров (электронных и бумажных. Практические 5 6 ПК 3.4, ПК 3.2, ПК 3.1, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л1.1
1.36. Подготовка к устному опросу № 3 Сам. работа 5 6 ПК 3.1, ОК 4, ОК 3 Л2.1, Л1.1
1.37. Устный опрос № 3 Практические 5 4 ПК 3.4, ПК 3.2, ПК 3.1, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л1.1
1.38. Прием иностранных туристов в России. Лекции 5 2 ПК 3.2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
1.39. Практическая работа № 11 Составление программы экскурсионного обслуживания по маршруту в России для зарубежных туристов (по разным регионам страны). Практические 5 4 ПК 3.4, ПК 3.3, ПК 3.2, ПК 3.1, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
1.40. Практическая работа № 12 Изучение номенклатуры туристских центров и достопримечательностей России. Практические 5 8 ПК 3.2, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 1 Л2.1, Л1.1
1.41. Изучение номенклатуры туристских центров и достопримечательностей России. Работа с видеоматериалами. Сам. работа 5 10 ПК 3.2, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 1 Л2.1, Л1.1
1.42. Проект "Разработке нового туристского продукта" Практические 5 16 ПК 3.4, ПК 3.3, ПК 3.2, ПК 3.1, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
1.43. Реферат "Актуальные тенденции и проблемы туристской отрасли", используя Вестник Национальной академии туризма Сам. работа 5 4 ПК 3.1, ОК 5, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
1.44. Реферат по теме "Актуальные тенденции и проблемы туристской отрасли" (с использованием статей Вестника Национальной академии туризма) Практические 5 2 ПК 3.4, ПК 3.3, ПК 3.2, ПК 3.1, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
1.45. Работа над проектом "Разработка нового туристского продукта" Сам. работа 5 24 ПК 3.4, ПК 3.3, ПК 3.2, ПК 3.1, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (устный опрос, задания реконструкционного уровня, доклады, творческие задания) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6160
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания:
1. Туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий называется:
Выберите один правильный ответ
А) предпринимательством
Б) досуговой деятельностью
В) организацией отдыха
Г) туристской деятельностью

2.Финансовое обеспечение туроператора обеспечивается договором страхования его ответственности или:
Выберите один правильный ответ
А) договор перестрахования
Б) банковская гарантия
В) гарантия центра сертификации
Г) гарантия российской ассоциации турагентов

3. Чем определяется профиль работы туроператора?
Выберите один правильный ответ
А) финансовой обеспеченностью туроператорской деятельности
Б) доминирующими видами туров или географическими направлениями
В) наличием специального сертификата
Г) числом сотрудников оператора

4. Вид туроператоров, специализирующийся на внутреннем туризме называется:
Выберите один правильный ответ
А) аутгоинг туроператоры
Б) инсайдинг туроператоры
В) инвестинг туроператоры
Г) инкаминг туроператоры

5. Государственное регулирование туристской деятельности в РФ осуществляется путем исполнения следующих мероприятий. Какое из них не соответствует действительности?

Выберите один правильный ответ
А) защиты прав и интересов туристов, в том числе оказания им экстренной помощи, а также обеспечения их безопасности
Б) обязательного лицензирования туроператорской и турагентской деятельности
В) содействия в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках
Г) определения приоритетных направлений развития туризма в Российской Федерации

6. Какое направление туризма является приоритетным в России?
Выберите один правильный ответ
А) выездной туризм
Б) пляжный отдых
В) внутренний туризм
Г) самодеятельный

7. Каким федеральным законом регулируется туристская деятельность в Российской Федерации?
Выберите один правильный ответ
А) Федеральным законом «О туристской деятельности в Российской Федерации»
Б) Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»
В) Федеральным законом «О регулировании туристской деятельности в Российской Федерации»

8. На каких принципах построена Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в России (2019—2025 гг.)»?
Выберите один правильный ответ
А) на принципах коллективизма
Б) паритетных началах
В) на демократических принципах
Г) на принципах частно-государственного партнерства

9. Комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта:
Выберите один правильный ответ
А) туристский продукт
Б) индустрия гостеприимства
В) сфера обслуживания
Г) туристский сервис

10. Комплекс услуг, включающий размещение, перевозку, питание туристов, экскурсионные услуги, услуги гида-переводчика и (или) другие услуги, предоставляемые туристам, в зависимости от целей их путешествия:
Выберите один правильный ответ
А) туристское обслуживание
Б) туристский пакет
В) туристский маршрут
Г) туристские товары и услуги

11. Природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил, называются:
Выберите один правильный ответ
А) туристскими достопримечательностями
Б) объектами туристского показа
В) туристскими возможностями
Г) туристскими ресурсами

12. Туристский пакет обязательно включает:
Выберите один правильный ответ
А) визирование и страхование
Б) средства размещения и транспорт
В) места развлечения и питание

13. Какое утверждение верно?
Выберите один правильный ответ
А) цена тура не зависит от возрастного состава туристов
Б) чем больше численность группы, тем ниже стоимость тура в расчете на одного человека
В) спрос на туристские услуги уже не носит ярко выраженный сезонный характер
Г) спрос на туристские услуги не зависит от индивидуальных особенностей человека

14. Что определяет цену туристского продукта с позиции потребителя?
Выберите один правильный ответ
А) полезность товара
Б) все расходы, связанные с приобретением и потреблением товара
В) сумма денежных средств, затраченных на его покупку
Г) соотношение спроса и предложения товара на рынке

15. Какой документ не относятся к результатам проектирования тура?
Выберите один правильный ответ
А) стандарт работы персонала
Б) информационный листок туристского путешествия
В) анимационная программа гостиницы
Г) технологическая карта туристского путешествия

16. В каком документе отражается информация о трансфере?
Выберите один правильный ответ
А) в памятке туристу
Б) в страховом полисе
В) в ваучере
Г) в авиабилете

17. Технологическая карта туристского путешествия — это:
Выберите один правильный ответ
А) технологический документ, определяющий содержание программы и условий обслуживания туристов на конкретном маршруте
Б) документ, подтверждающий факт оплаты туристского продукта
В) документ о правилах взаимодействия с поставщиками услуг на туры на договорной основе
Г) документ об апробации тура на рынке с целью выявления соответствия потребностям туристов

18. Памятка туристу — это:
Выберите один правильный ответ

А) документ предусматривающий передачу права на продажу туристских услуг от туроператора к турагенту от имени и за счет производителя
Б) документ, подтверждающий факт оплаты услуг
В) удостоверение, подтверждающее вакцинацию его владельца против некоторых эпидемиологических заболеваний
Г) обязательный документ, выдаваемый потребителю, где представлена полная и достоверная информация о предстоящем путешествии
Ключ к тесту:
1. Г
2. Б
3. Б
4. Г
5. Б
6. В
7. Б
8. Г
9. А
10. Б
11. Г
12. Б
13. Б
14. А
15. В
16. А
17. А
18. Г
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий.
«не зачтено» – верно менее 50% заданий.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерная тематика проектных работ:

1) Разработка экскурсионно-познавательного тура по Чуйскому тракту

2) Разработка гастрономического тура по Алтайскому региону

3) Разработка культурно-познавательного тура по Алтайскому региону

4) Разработка геолого-познавательного тура по Алтайскому краю

5) Разработка археологического тура по Алтайскому региону

6) Разработка этнического тура по Алтайскому региону

7) Разработка экологического тура по Алтайскому региону

8) Разработка детско-юношеского экскурсионного тура по Алтайскому региону

9) Разработка велосипедного тура по Алтайскому региону

10) Разработка автомобильного экскурсионного тура по Алтайскому региону для лиц третьего возраста

11) Разработка экскурсионного тура по Алтайскому региону (цель посещение пещер, как археологических объектов)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения экзамена:
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе
оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов
среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.)
осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.
Процедура проведения предполагает три блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении
учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала
(итоговый тест). Выполняется студентом, который претендует на более высокую отметку
по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по
дисциплине. Представляет собой экзаменационный рейтинг 0,3*Rэкз.
Пример оценочного средства Итоговое тестирование «Тест к экзамену»
https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=535461
3) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала
(устный опрос). Выполняется студентом, который претендует на более высокую отметку
по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по
дисциплине. Представляет собой экзаменационный рейтинг 0,7*Rэкз.
Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100
баллов. Оценка за первый блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку
студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед
началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в
технологической карте по дисциплине Rсем. Экзамен «автоматом» выставляется студенту
при достижении им Rсем рейтинга 70 баллов и более.
2) за выполнение второго блока, представляющего собой тест множественного
выбора, состоящий из 15 вопросов, студент может получить максимум 30 первичных
баллов (по 2 балла за каждый правильный ответ). В тесте встречаются вопросы с выбором
одного варианта ответа, выбором нескольких вариантов ответов и вопросы открытого
типа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и
получает 1 балл, либо выбирает неправильный ответ и получает 0 баллов. В вопросах с
выбором нескольких вариантов ответов, при выборе всех правильных ответов, студент
получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл
рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Если же при выборе
правильных ответов, будут выбраны и неправильный ответ, то за выбор неправильного
ответа начисляется штраф 5%. В вопросах открытого типа, необходимо вписать
правильный ответ (правильное понятие). В вопросах открытого типа, за правильный ответ
студент может набрать 1 балл. За неправильный ответ 0 баллов. Всего в банке тестовых
заданий 131 тестовое задание. На
выполнение теста отводится 19 минут.
При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения
трудностей. И вернуться в оставшееся время.
3) за выполнение третьего блока, представляющего собой устный опрос, студент может максимально получить 70 баллов. Устный ответ оценивается следующим образом:
Уровень освоения Критерии
85-100 баллов (оценка «отлично») Ответ на вопросы, заявленные в билете, полный, последовательный. На дополнительные вопросы студент ответил без затруднения.
70-84 баллов (оценка «хорошо») Ответ на вопросы, заявленные в билете, полный, последовательный. На дополнительные вопросы студент ответить не смог.
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») Ответ на вопросы, заявленные в билете, не полный. Студент смог ответить на наводящие вопросы.
0-49 баллов (оценка неудовлетворительно») Ответ на вопросы, заявленные в билете, не полный, сбивчивый. Допущены грубые ошибки. На наводящие вопросы студент ответить не смог.
Итоговый рейтинг складывается из выполнения трех блоков заданий. Правило
вычисления итогового рейтинга Rитог = 0,7*Rсем + 0,3*Rэкз (0,3*Rтест+0,7*Rустн.ответ)
Общая суммарная оценка за весь курс составляет максимум 100 баллов.
Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение Блока 1, Блока 2 и Блока 3
пересчитываются преподавателем по схеме:
5 (отлично) 85-100
4 (хорошо) 70-84
3 (удовлетворительно) 50-69
2 (неудовлетворительно) 0-49
Приложения
Приложение 1.   Контроль_МДК03.01_2023.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 С.В.Емелин Технология и организация туроператорской деятельности: учебное пособие для СПО Москва: Юрайт, 2023 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Вестник Национальной академии туризма: Научный журнал Межрегиональная общественная научно-просветительская организация Национальная академия туризма, 2021 www.elibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс Moodle МДК 03.01 "Технология и организация туроператорской деятельности"(43.02.10 Туризм Индюкова М.А.) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Список программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
102Н гостиничный номер (стандарт с двумя кроватями); учебный бар-ресторан; учебный (тренинговый) офис; учебная (тренинговая) фирма по предоставлению туристских услуг (турфирма) - учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Кровать одноместная – 2 ед.; прикроватная тумбочка – 2 ед.; настольная лампа; бра – 2 ед.; мини – бар; стол; кресло – 2 ед.; стул – 2 ед.; зеркало; шкаф; кондиционер; телевизор; гладильная доска; утюг; пылесос; унитаз; раковина; зеркало в ванной комнате; одеяло – 4 ед.; подушка – 6 ед.; покрывало – 2 ед.; комплект постельного белья – 4 комплекта; шторы; ковер; укомплектованная тележка горничной; ершик для унитаза; ведерко для мусора; держатель для туалетной бумаги; стакан; полотенце для лица – 2 ед.; полотенце для тела – 2 ед.; полотенце для ног – 2 ед.; салфетка на раковину 2 упаковки; наборы для гостиницы (гель, шампунь, мыло, зубной набор); Блендер; кофемашина; льдогенератор; машина посудомоечная; комплекты стеклянной посуды; скатерть столовая; салфетки столовые – 6 ед.; салат-бар;Стол - 2 ед.; глобус; МФУ; ноутбук; каталоги.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
308Н кабинет географии туризма; кабинет турагентской и туроператорской деятельности; кабинет информационно-экскурсионной деятельности - учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; трибуна; маркерная доска; проектор (марка: Epson) – 1 ед.; экран (марка: ScreenMedia) – 1 ед.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания обучающимся к лекциям
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.

Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы
Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов, презентаций и рефератов по основным проблемам курса.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы по междисциплинарному курсу приведен в РПД.
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательно-го прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.
Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам междисциплинаркого курса; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц печатного текста через 1,5 интервала (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.

Методические указания для подготовки доклада с презентацией
Требования к докладу. Продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой публичное выступление по представлению полученных результатов решения определённой учебно-практической, учебно-исследовательской или научной темы.
Доклад – публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение на определенную тему, вид самостоятельной работы, который используется в учебных и внеаудиторных занятиях и способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, приучает критически мыслить.
Чтобы выступление было удачным, оно должно хорошо восприниматься на слух, быть интересным для слушателей. При выступлении приветствуется активное использование мультимедийного сопровождения доклада (презентация, видеоролики, аудиозаписи). Доклады, сдаваемые в письменном виде, могут быть приняты преподавателем в виде зачетных работ. После выступления докладчик и содокладчик, если таковой имеется, должны ответить на вопросы слушателей.
Подготовка выступления Этапы подготовки доклада:
1. Определение цели доклада (информировать, объяснить, обсудить что-то (проблему, решение, ситуацию и т.п.), спросить совета и т.п.).
2. Подбор для доклада необходимого материала из литературных источников.
3. Составление плана доклада, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности.
4. Композиционное оформление доклада в виде машинописного текста и электронной презентации.
5. Заучивание, запоминание текста машинописного доклада.
6. Репетиция, т.е. произнесение доклада с одновременной демонстрацией презентации.
Общая структура доклада Построение доклада включает три части: вступление, основную часть и заключение.
Вступление. Формулировка темы доклада (она должна быть не только актуальной, но и оригинальной, интересной по содержанию). Актуальность выбранной темы (чем она интересна, в чем заключается ее важность, почему учащимся выбрана именно эта тема). Анализ литературных источников (рекомендуется использовать данные за последние 5 лет)
Основная часть. Состоит из нескольких разделов, постепенно раскрывающих тему. Возможно использование иллюстрации (графики, диаграммы, фотографии, карты, рисунки) Если необходимо, для обоснования темы используется ссылка на источники с доказательствами, взятыми из литературы (цитирование авторов, указание цифр, фактов, определений). Изложение материала должно быть связным, последовательным, доказательным. Способ изложения материала для выступление должен носить конспективный или тезисный характер.
Заключение. Подводятся итоги, формулируются главные выводы, подчеркивается значение рассмотренной проблемы, предлагаются самые важные практические рекомендации. Требования к оформлению доклада. Объем машинописного текста доклада должен быть рассчитан на произнесение доклада в течение 7 -10 минут (3-5 машинописных листа текста с докладом). Поэтому при подборе необходимого материала для доклада отбирается самое главное. В докладе должны быть кратко отражены главные моменты из введения, основной части и заключения.
Не редко, перед выступлением докладчик испытывает волнение, что, несомненно может повлиять на успешность выступления. Самый надежный способ справиться с волнением перед докладом - это хорошо подготовится, прорепетировать выступление накануне. Необходимо выучить текст доклада наизусть и произнести доклад 2-3 раза с одновременной демонстрацией слайдов. Проследить, чтобы время доклада не превышало 7 - 10 минут. Продумать, в какой последовательности и с какими словами Вы будете комментировать слайды презентации. Тщательно отрепетировать способы связи разных частей доклада.

При реализации междисциплинарного курса 03. 01 Технология и организация туроператорской деятельности используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: лекция-беседа.
При проведении практических занятий: работа в малых группах, моделирование производственных ситуаций, кейс-стади,проект.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в работе с видеоматериалами, работа над проектом по разработке нового туристского продукта.