МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методика и методология современных археологических исследований

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки46.04.04. Археология
ПрофильАрхеология Центральной Азии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план46_04_04_Археология_АЦА-2023
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 75
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 75 75 75 75
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.и.н., профессор, Горбунов В.В.

Рецензент(ы):
д.и.н., доцент, Серегин Н.Н.

Рабочая программа дисциплины
Методика и методология современных археологических исследований

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 46.04.04 Археология (приказ Минобрнауки России от 09.09.2020 г. № 1179)

составлена на основании учебного плана:
46.04.04 Археология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Тишкин Алексей Алексеевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Тишкин Алексей Алексеевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины является формирование знаний в области методики и методологии археологии с учетом современного уровня развития полевых и кабинетных исследований.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен применять на продвинутом уровне знания исторических наук и археологии как особого раздела исторической науки при решении исследовательских, педагогических и прикладных задач, комплексно работать с исторической и археологической информацией;
ОПК-1.1 Знает теорию и методику научных исследований в области исторических наук и археологии, учитывая общие закономерности и локальные особенности развития исторического процесса.
ОПК-1.2 Формулирует исследовательские гипотезы и модели с опорой на теоретический потенциал науки
ОПК-1.3 Применяет современные методы истории и междисциплинарный подход при изучении археологических объектов
ОПК-1.4 Решает педагогические и прикладные задачи при изложении исторических и археологических знан
ОПК-4Способен применить в профессиональной деятельности, в том числе педагогической, специальные знания, полученные в рамках направленности (профиля) программы или индивидуальной образовательной траектории;
ОПК-4.1 Способен организовать работу в музее (учет и хранение археологических коллекций, их изучение, публикацию и демонстрацию)
ОПК-4.2 Способен осуществлять организацию и управление процессом археологических раскопок, с фиксацией обнаруженных материалов на уровне современных требований, знает правила составления научных полевых отчетов о проведении археологических работ в разных странах Центральной Азии
ОПК-4.3 Применяет современные методы, инструменты и технологии научно-исследовательской деятельности в разных областях археологической науки и образования
ОПК-6Способен на продвинутом уровне осуществлять в профессиональной деятельности анализ и интерпретацию археологических источников, отбор и анализ исторических фактов, понимать, критически анализировать и использовать археологическую и историческую информацию.
ОПК-6.1 Составляет учетную документацию, проводит экспертизу и контроль сохранности археологических коллекций в музеях и учреждениях музейного типа с учетом специфики разных стран Центральной Азии
ОПК-6.2 Знает принципы отбора и анализа исторических фактов и учитывает мультидисциплинарные критерии при проведении научных исследований
ОПК-6.3 Способен критически анализировать и использовать археологическую и историческую информацию при изложении результатов собственных исследований
ОПК-6.4 Владеет разнообразными навыками представления археологической информации и результатов ее изучения
ПК-2Способен к самостоятельному проведению полевых и кабинетных археологических работ, к анализу и подготовке публикаций о полученных результатах
ПК-2.1 Формулирует цели и выполняет исследовательские задачи по археологическим проектам
ПК-2.2 Осуществляет выбор методов полевого археологического исследования в соответствии с действующим законодательством и правилами проведения археологических работ
ПК-2.3 Знает организацию и руководство процессом археологических раскопок
ПК-2.4 Знает разрешительную и отчетную археологическую документацию в соответствии с принятыми стандартами
ПК-2.5 Владеет навыками подготовки научных публикаций
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теорию и методику научных исследований в области исторических наук и археологии, учитывая общие закономерности и локальные особенности развития исторического процесса
принципы отбора и анализа исторических фактов и учитывает мультидисциплинарные критерии при проведении научных исследований
организацию и руководство процессом археологических раскопок
разрешительную и отчетную археологическую документацию в соответствии с принятыми стандартами
3.2.Уметь:
3.2.1.формулировать исследовательские гипотезы и модели с опорой на теоретический потенциал науки
применять современные методы истории и междисциплинарный подход при изучении археологических объектов
организовать работу в музее (учет и хранение археологических коллекций, их изучение, публикацию и демонстрацию)
осуществлять организацию и управление процессом археологических раскопок, с фиксацией обнаруженных материалов на уровне современных требований, знает правила составления научных полевых отчетов о проведении археологических работ в разных странах Центральной Азии
составлять учетную документацию, проводит экспертизу и контроль сохранности археологических коллекций в музеях и учреждениях музейного типа с учетом специфики разных стран Центральной Азии
критически анализировать и использовать археологическую и историческую информацию при изложении результатов собственных исследований
формулировать цели и выполняет исследовательские задачи по археологическим проектам
ссуществлять выбор методов полевого археологического исследования в соответствии с действующим законодательством и правилами проведения археологических работ
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.решения педагогических и прикладных задач при изложении исторических и археологических знаний
применения современных методов, инструменовы и технологий научно-исследовательской деятельности в разных областях археологической науки и образования
представления археологической информации и результатов ее изучения
подготовки научных публикаций

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Археологические источники: основные характеристики
1.1. Виды и специфика археологических источников Лекции 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-6.4, ПК-2.4, ПК-2.5 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Виды и специфика археологических источников Сам. работа 2 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-6.4, ПК-2.4, ПК-2.5 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Виды археологических памятников: поселения и погребения Практические 2 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-6.4, ПК-2.4, ПК-2.5 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Виды археологических памятников: поселения и погребения Сам. работа 2 9 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-6.4, ПК-2.4, ПК-2.5 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Культурный слой и стратиграфия Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-6.4, ПК-2.4, ПК-2.5 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Культурный слой и стратиграфия Сам. работа 2 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-6.4, ПК-2.4, ПК-2.5 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Раздел 2. Описание и обработка археологических материалов
2.1. Описание археологических памятников Лекции 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-6.4, ПК-2.4, ПК-2.5 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Описание археологических предметов Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-6.4, ПК-2.4, ПК-2.5 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Описание археологических предметов Сам. работа 2 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-6.4, ПК-2.4, ПК-2.5 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Классификация археологических материалов Лекции 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-6.4, ПК-2.4, ПК-2.5 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.5. Классификация археологических предметов Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-6.4, ПК-2.4, ПК-2.5 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.6. Классификация археологических предметов Сам. работа 2 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-6.4, ПК-2.4, ПК-2.5 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.7. Типологический метод в археологии Лекции 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-6.4, ПК-2.4, ПК-2.5 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.8. Типология археологических предметов Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-6.4, ПК-2.4, ПК-2.5 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.9. Типология археологических предметов Сам. работа 2 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-6.4, ПК-2.4, ПК-2.5 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Раздел 3. Хронология археологических объектов
3.1. Особенности относительного и абсолютного датирования Лекции 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-6.4, ПК-2.4, ПК-2.5 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Особенности относительного и абсолютного датирования Сам. работа 2 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-6.4, ПК-2.4, ПК-2.5 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Методы относительного датирования в археологии Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-6.4, ПК-2.4, ПК-2.5 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.4. Методы относительного датирования в археологии Сам. работа 2 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-6.4, ПК-2.4, ПК-2.5 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.5. Методы абсолютного датирования в археологических исследованиях Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-6.4, ПК-2.4, ПК-2.5 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.6. Методы абсолютного датирования в археологических исследованиях Сам. работа 2 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-6.4, ПК-2.4, ПК-2.5 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Раздел 4. Междисциплинарный подход в археологических исследованиях
4.1. Теоретическая база междисциплинарного подхода в археологических исследованиях Лекции 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-6.4, ПК-2.4, ПК-2.5 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.2. Междисциплинарные и мультидисциплинарные исследования в археологии Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-6.4, ПК-2.4, ПК-2.5 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.3. Междисциплинарные и мультидисциплинарные исследования в археологии Сам. работа 2 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-6.4, ПК-2.4, ПК-2.5 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.4. Естественнонаучные методы в археологических исследованиях: общая характеристика Лекции 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-6.4, ПК-2.4, ПК-2.5 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.5. Естественнонаучные методы в археологических исследованиях Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-6.4, ПК-2.4, ПК-2.5 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.6. Естественнонаучные методы в археологических исследованиях Сам. работа 2 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-6.4, ПК-2.4, ПК-2.5 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.7. Методология современной отечественной археологии Лекции 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-6.4, ПК-2.4, ПК-2.5 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.8. Методы культурной антропологии в археологии Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-6.4, ПК-2.4, ПК-2.5 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.9. Методы культурной антропологии в археологии Сам. работа 2 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-6.4, ПК-2.4, ПК-2.5 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.10. Информационное обеспечение археологических исследований Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-6.4, ПК-2.4, ПК-2.5 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.11. Информационное обеспечение археологических исследований Сам. работа 2 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-6.4, ПК-2.4, ПК-2.5 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.12. Роль эксперимента в археологических исследованиях Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-6.4, ПК-2.4, ПК-2.5 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.13. Роль эксперимента в археологических исследованиях Сам. работа 2 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-6.4, ПК-2.4, ПК-2.5 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1: Способен применять на продвинутом уровне знания исторических наук и археологии как особого раздела исторической науки при решении исследовательских, педагогических и прикладных задач, комплексно работать с исторической и археологической информацией
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Когда в нашей стране были предприняты первые попытки выделения археологических культур?
1) в XVIII веке
2) в начале XIX века
3) в конце XIX века
4) в начале XX века
Ответ: 4
Вопрос 2. Какой метод применяется для определения ареала археологической культуры?
1) типологический
2) морфологический
3) картографический
4) классификационный
Ответ: 3
Вопрос 3. Как называется процесс переселения древних племен на новую территорию?
1) ассимиляция
2) миграция
3) экспансия
4) эмиграция
Ответ: 2
Вопрос 4. Разместите следующие археологические понятия в порядке возрастания.
1) локальный вариант
2) культурно-историческая общность
3) группа памятников
4) археологическая культура
Ответ: 3, 1, 4, 2
Вопрос 5. Какой ученый является автором обобщающего труда «Русский палеолит»?
1) В.А. Городцов
2) А.А. Спицын
3) Г.А. Бонч-Осмоловский
4) Б.Э. Петри
Ответ: 2
Вопрос 6. Какое важное открытие считается началом неолита?
1) производство медных изделий
2) применение каменных топоров
3) производство керамической посуды
4) применение лука и стрел
Ответ: 3
Вопрос 7. Соотнесите названия археологических культур с соответствующими периодами бронзового века.
1) елунинская культура
2) поздняя бронза
3) ирменская культура
4) ранняя бронза
5) андроновская культура
6) развитая бронза
Ответ: 1–4, 5–6, 3–2
Вопрос 8. Выберите племена ранних кочевников проживавших на территории Восточной Европы.
1) саки
2) сарматы
3) тохары
4) скифы
5) хунну
Ответ: 2, 4
Вопрос 9. Соотнесите название памятника с соответствующей археологической культурой раннего железного века.
1) Башадар
2) тагарская культура
3) алды-бельская культура
4) Салбык
5) пазырыкская культура
6) Аржан
Ответ: 1–5, 4–2, 6–3
Вопрос 10. Каким термином исследователи обозначили стиль в искусстве скифо-сибирской общности?
1) оленный
2) звериный
3) геометрический
4) растительный
5) птичий
Ответ: 2
Вопрос 11. К какому хронологическому периоду относятся памятники булан-кобинской культуры?
1) IX–VI вв. до н.э.
2) VI–III вв. до н.э.
3) II в. до н.э. – V в. н.э.
4) V–XI вв. н.э.
5) XII–XIV вв. н.э.
Ответ: 3
Вопрос 12. Какой способ погребения практиковало население таштыкской культуры?
1) трупосожжение
2) трупоположение
3) трупоположение в сопровождении лошади
4) трупосожжение в сопровождении лошади
Ответ: 1
Вопрос 13. Какой регион занимала держава Хунну?
1) Юго-Восточная Азия
2) Центральная Азия
3) Северная Азия
4) Средняя Азия
5) Восточная Азия
Ответ: 2
Вопрос 14. Выберите археологические культуры, памятники которых изучаются на территории Южной Сибири.
1) кулайская
2) таштыкская
3) булан-кобинская
4) одинцовская
5) кокэльская
6) сросткинская
Ответ: 2, 3, 5
Вопрос 15. Расположите следующие археологические обозначения в хронологическом порядке.
1) неолит
2) ранняя бронза
3) позднее средневековье
4) палеолит
5) энеолит
6) поздняя бронза
7) раннее средневековье
8) ранний железный век
9) энеолит
10) развитая бронза
11) мезолит
12) развитое средневековье
Ответ: 4, 11, 1, 9, 2, 10, 6, 8, 7, 12, 3
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Что является предметом изучения археологии?
Ответ: Предметом археологии выступают, прежде всего, вещественные источники, являющиеся основой для исторических реконструкций.
2. Чем обусловлена необходимость археологии?
Ответ: Необходимость археологии в первую очередь обусловлена наличием периодов, сторон или явлений человеческой истории, которые не отражены или слабо отражены в письменных источниках и устной информации.
3. Что включает в себя археология как вид научной деятельности?
Ответ: Археология включает: полевые исследования, камеральные (лабораторные) работы по описанию и изучению вещественных источников, анализ этих источников с помощью различных методов (как собственно археологических, так и привлекаемых из других наук) и, наконец, реконструкцию исторических событий, явлений и процессов на основании полученных выводов.
4. Когда археологический памятник становиться археологическим источником?
Ответ: Археологический памятник становится археологическим источником только после раскопок, полевых исследований или других исследовательских процедур.
5. Как называются предметные источники в археологии?
Ответ: Предметные источники в археологии называются артефактами.
6. Дайте определение понятию «археологическая культура»?
Ответ: Понятием «археологическая культура» обозначается общность археологических памятников, объединенных в пространстве и времени сходными типами вещественных источников.
7. Какие макроэпохи включает археологическая периодизация и почему?
Ответ: Согласно археологической периодизации вся история человечества делится на три большие эпохи: камня, бронзы и железа. Она выстроена на материале, из которого сделаны главные, характеризующие ту или иную эпоху, орудия труда с учетом техники их изготовления.
8. Каким может быть датирование памятников в археологии?
Ответ: Датирование может быть относительным и абсолютным.
9. Какой век стал решающим для становления археологии?
Ответ: Для становления мировой археологии решающим стал XIX в., когда она оформилась в отдельную отрасль исторического знания со своей теорией и методикой.
10. Как называется процесс образования археологических памятников?
Ответ: Процесс образования археологических памятников называется археологизация.
11. Что такое известные и неизвестные археологические памятники?
Ответ: Известные археологические памятники – это изученные или изучаемые объекты, учтенные и охраняемые обществом, а неизвестные – это объекты, которые еще предстоит открыть, они остаются своего рода запасниками информации о прошлом.
12. Перечислите основные виды археологических памятников?
Ответ: Поселения, погребения, поминальные и ритуальные сооружения, клады, памятники наскального искусства, хозяйственной деятельности, эпиграфики, подводной археологии.
13. Какие кабинетные методы характерны для археологии?
Ответ: Морфология, классификация, типология, трасология, перекрестная датировка, реконструкция, моделирование.
14. Когда и кем был впервые применен типологический метод в археологии?
Ответ: Принципы типологического метода сформулировали в конце XIX в. шведские археологи Оскар Монтелиус и Ханс Хильдебранд, а также независимо от них – английский археолог и этнограф Огастес Генри Питт-Риверс.
15. Что такое археологический тип?
Ответ: Типом в археологии большинство исследователей считают объективно существовавшую совокупность вещей, которые сходны по назначению, материалу и форме, но могут различаться между собой в менее существенных деталях. Понятие «тип» применяют и к характеристике таких археологических объектов и явлений, как постройки, погребальные конструкции, погребальный обряд, хозяйство и т.п.
16. Что дает типологический анализ?
Ответ: В результате типологии прослеживается эволюция предметов во времени и в пространстве.
17. Для чего в археологии применяются естественнонаучные методы?
Ответ: Естественнонаучные методы нужны при изучении способов производства вещей, при реконструкции природных условий функционирования древних сообществ, при определении относительной и абсолютной датировки памятников.
18. Какие естественнонаучные методы чаще всего используются в археологии?
Ответ: Металлография, спектральный, петрография, спорово-пыльцевой, дендрохронологический, ленточных глин, радиоуглеродный, калий-аргоновый, термолюминесцентный.
19. Какие виды хозяйства были освоены человеком на протяжении каменного века?
Ответ: Охота, собирательство, рыболовство, земледелие, скотоводство.
20. Как называется переходный период от каменного века к бронзовому и почему?
Ответ: Энеолит. Этот термин удачно подчеркивает, что на заре использования металла, когда уже появляются медные орудия, еще долго сохраняются каменные.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-4: Способен применить в профессиональной деятельности, в том числе педагогической, специальные знания, полученные в рамках направленности (профиля) программы или индивидуальной образовательной траектории
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Какой ученый является автором обобщающего труда «Русский палеолит»?
1) В.А. Городцов
2) А.А. Спицын
3) Г.А. Бонч-Осмоловский
4) Б.Э. Петри
Ответ: 2
Вопрос 2. Какое важное открытие считается началом неолита?
1) производство медных изделий
2) применение каменных топоров
3) производство керамической посуды
4) применение лука и стрел
Ответ: 3
Вопрос 3. Соотнесите названия археологических культур с соответствующими периодами бронзового века.
1) елунинская культура
2) поздняя бронза
3) ирменская культура
4) ранняя бронза
5) андроновская культура
6) развитая бронза
Ответ: 1–4, 5–6, 3–2
Вопрос 4. Выберите племена ранних кочевников проживавших на территории Восточной Европы.
1) саки
2) сарматы
3) тохары
4) скифы
5) хунну
Ответ: 2, 4
Вопрос 5. Соотнесите название памятника с соответствующей археологической культурой раннего железного века.
1) Башадар
2) тагарская культура
3) алды-бельская культура
4) Салбык
5) пазырыкская культура
6) Аржан
Ответ: 1–5, 4–2, 6–3
Вопрос 6. Каким термином исследователи обозначили стиль в искусстве скифо-сибирской общности?
1) оленный
2) звериный
3) геометрический
4) растительный
5) птичий
Ответ: 2
Вопрос 7. К какому хронологическому периоду относятся памятники булан-кобинской культуры?
1) IX–VI вв. до н.э.
2) VI–III вв. до н.э.
3) II в. до н.э. – V в. н.э.
4) V–XI вв. н.э.
5) XII–XIV вв. н.э.
Ответ: 3
Вопрос 8. Какой способ погребения практиковало население таштыкской культуры?
1) трупосожжение
2) трупоположение
3) трупоположение в сопровождении лошади
4) трупосожжение в сопровождении лошади
Ответ: 1
Вопрос 9. Какой регион занимала держава Хунну?
1) Юго-Восточная Азия
2) Центральная Азия
3) Северная Азия
4) Средняя Азия
5) Восточная Азия
Ответ: 2
Вопрос 10. Выберите археологические культуры, памятники которых изучаются на территории Южной Сибири.
1) кулайская
2) таштыкская
3) булан-кобинская
4) одинцовская
5) кокэльская
6) сросткинская
Ответ: 2, 3, 5
Вопрос 11. Расположите следующие археологические обозначения в хронологическом порядке.
1) неолит
2) ранняя бронза
3) позднее средневековье
4) палеолит
5) энеолит
6) поздняя бронза
7) раннее средневековье
8) ранний железный век
9) энеолит
10) развитая бронза
11) мезолит
12) развитое средневековье
Ответ: 4, 11, 1, 9, 2, 10, 6, 8, 7, 12, 3
Вопрос 12. Когда в нашей стране были предприняты первые попытки выделения археологических культур?
1) в XVIII веке
2) в начале XIX века
3) в конце XIX века
4) в начале XX века
Ответ: 4
Вопрос 13. Какой метод применяется для определения ареала археологической культуры?
1) типологический
2) морфологический
3) картографический
4) классификационный
Ответ: 3
Вопрос 14. Как называется процесс переселения древних племен на новую территорию?
1) ассимиляция
2) миграция
3) экспансия
4) эмиграция
Ответ: 2
Вопрос 15. Разместите следующие археологические понятия в порядке возрастания.
1) локальный вариант
2) культурно-историческая общность
3) группа памятников
4) археологическая культура
Ответ: 3, 1, 4, 2
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Как называются предметные источники в археологии?
Ответ: Предметные источники в археологии называются артефактами.
2. Дайте определение понятию «археологическая культура»?
Ответ: Понятием «археологическая культура» обозначается общность археологических памятников, объединенных в пространстве и времени сходными типами вещественных источников.
3. Какие макроэпохи включает археологическая периодизация и почему?
Ответ: Согласно археологической периодизации вся история человечества делится на три большие эпохи: камня, бронзы и железа. Она выстроена на материале, из которого сделаны главные, характеризующие ту или иную эпоху, орудия труда с учетом техники их изготовления.
4. Каким может быть датирование памятников в археологии?
Ответ: Датирование может быть относительным и абсолютным.
5. Какой век стал решающим для становления археологии?
Ответ: Для становления мировой археологии решающим стал XIX в., когда она оформилась в отдельную отрасль исторического знания со своей теорией и методикой.
6. Как называется процесс образования археологических памятников?
Ответ: Процесс образования археологических памятников называется археологизация.
7. Что такое известные и неизвестные археологические памятники?
Ответ: Известные археологические памятники – это изученные или изучаемые объекты, учтенные и охраняемые обществом, а неизвестные – это объекты, которые еще предстоит открыть, они остаются своего рода запасниками информации о прошлом.
8. Перечислите основные виды археологических памятников?
Ответ: Поселения, погребения, поминальные и ритуальные сооружения, клады, памятники наскального искусства, хозяйственной деятельности, эпиграфики, подводной археологии.
9. Какие кабинетные методы характерны для археологии?
Ответ: Морфология, классификация, типология, трасология, перекрестная датировка, реконструкция, моделирование.
10. Когда и кем был впервые применен типологический метод в археологии?
Ответ: Принципы типологического метода сформулировали в конце XIX в. шведские археологи Оскар Монтелиус и Ханс Хильдебранд, а также независимо от них – английский археолог и этнограф Огастес Генри Питт-Риверс.
11. Что такое археологический тип?
Ответ: Типом в археологии большинство исследователей считают объективно существовавшую совокупность вещей, которые сходны по назначению, материалу и форме, но могут различаться между собой в менее существенных деталях. Понятие «тип» применяют и к характеристике таких археологических объектов и явлений, как постройки, погребальные конструкции, погребальный обряд, хозяйство и т.п.
12. Что дает типологический анализ?
Ответ: В результате типологии прослеживается эволюция предметов во времени и в пространстве.
13. Для чего в археологии применяются естественнонаучные методы?
Ответ: Естественнонаучные методы нужны при изучении способов производства вещей, при реконструкции природных условий функционирования древних сообществ, при определении относительной и абсолютной датировки памятников.
14. Какие естественнонаучные методы чаще всего используются в археологии?
Ответ: Металлография, спектральный, петрография, спорово-пыльцевой, дендрохронологический, ленточных глин, радиоуглеродный, калий-аргоновый, термолюминесцентный.
15. Какие виды хозяйства были освоены человеком на протяжении каменного века?
Ответ: Охота, собирательство, рыболовство, земледелие, скотоводство.
16. Как называется переходный период от каменного века к бронзовому и почему?
Ответ: Энеолит. Этот термин удачно подчеркивает, что на заре использования металла, когда уже появляются медные орудия, еще долго сохраняются каменные.
17. Что является предметом изучения археологии?
Ответ: Предметом археологии выступают, прежде всего, вещественные источники, являющиеся основой для исторических реконструкций.
18. Чем обусловлена необходимость археологии?
Ответ: Необходимость археологии в первую очередь обусловлена наличием периодов, сторон или явлений человеческой истории, которые не отражены или слабо отражены в письменных источниках и устной информации.
19. Что включает в себя археология как вид научной деятельности?
Ответ: Археология включает: полевые исследования, камеральные (лабораторные) работы по описанию и изучению вещественных источников, анализ этих источников с помощью различных методов (как собственно археологических, так и привлекаемых из других наук) и, наконец, реконструкцию исторических событий, явлений и процессов на основании полученных выводов.
20. Когда археологический памятник становиться археологическим источником?
Ответ: Археологический памятник становится археологическим источником только после раскопок, полевых исследований или других исследовательских процедур.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-6: Способен на продвинутом уровне осуществлять в профессиональной деятельности анализ и интерпретацию археологических источников, отбор и анализ исторических фактов, понимать, критически анализировать и использовать археологическую и историческую информацию
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Соотнесите название памятника с соответствующей археологической культурой раннего железного века.
1) Башадар
2) тагарская культура
3) алды-бельская культура
4) Салбык
5) пазырыкская культура
6) Аржан
Ответ: 1–5, 4–2, 6–3
Вопрос 2. Каким термином исследователи обозначили стиль в искусстве скифо-сибирской общности?
1) оленный
2) звериный
3) геометрический
4) растительный
5) птичий
Ответ: 2
Вопрос 3. К какому хронологическому периоду относятся памятники булан-кобинской культуры?
1) IX–VI вв. до н.э.
2) VI–III вв. до н.э.
3) II в. до н.э. – V в. н.э.
4) V–XI вв. н.э.
5) XII–XIV вв. н.э.
Ответ: 3
Вопрос 4. Какой способ погребения практиковало население таштыкской культуры?
1) трупосожжение
2) трупоположение
3) трупоположение в сопровождении лошади
4) трупосожжение в сопровождении лошади
Ответ: 1
Вопрос 5. Какой регион занимала держава Хунну?
1) Юго-Восточная Азия
2) Центральная Азия
3) Северная Азия
4) Средняя Азия
5) Восточная Азия
Ответ: 2
Вопрос 6. Выберите археологические культуры, памятники которых изучаются на территории Южной Сибири.
1) кулайская
2) таштыкская
3) булан-кобинская
4) одинцовская
5) кокэльская
6) сросткинская
Ответ: 2, 3, 5
Вопрос 7. Расположите следующие археологические обозначения в хронологическом порядке.
1) неолит
2) ранняя бронза
3) позднее средневековье
4) палеолит
5) энеолит
6) поздняя бронза
7) раннее средневековье
8) ранний железный век
9) энеолит
10) развитая бронза
11) мезолит
12) развитое средневековье
Ответ: 4, 11, 1, 9, 2, 10, 6, 8, 7, 12, 3
Вопрос 8. Когда в нашей стране были предприняты первые попытки выделения археологических культур?
1) в XVIII веке
2) в начале XIX века
3) в конце XIX века
4) в начале XX века
Ответ: 4
Вопрос 9. Какой метод применяется для определения ареала археологической культуры?
1) типологический
2) морфологический
3) картографический
4) классификационный
Ответ: 3
Вопрос 10. Как называется процесс переселения древних племен на новую территорию?
1) ассимиляция
2) миграция
3) экспансия
4) эмиграция
Ответ: 2
Вопрос 11. Разместите следующие археологические понятия в порядке возрастания.
1) локальный вариант
2) культурно-историческая общность
3) группа памятников
4) археологическая культура
Ответ: 3, 1, 4, 2
Вопрос 12. Какой ученый является автором обобщающего труда «Русский палеолит»?
1) В.А. Городцов
2) А.А. Спицын
3) Г.А. Бонч-Осмоловский
4) Б.Э. Петри
Ответ: 2
Вопрос 13. Какое важное открытие считается началом неолита?
1) производство медных изделий
2) применение каменных топоров
3) производство керамической посуды
4) применение лука и стрел
Ответ: 3
Вопрос 14. Соотнесите названия археологических культур с соответствующими периодами бронзового века.
1) елунинская культура
2) поздняя бронза
3) ирменская культура
4) ранняя бронза
5) андроновская культура
6) развитая бронза
Ответ: 1–4, 5–6, 3–2
Вопрос 15. Выберите племена ранних кочевников проживавших на территории Восточной Европы.
1) саки
2) сарматы
3) тохары
4) скифы
5) хунну
Ответ: 2, 4
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Какой век стал решающим для становления археологии?
Ответ: Для становления мировой археологии решающим стал XIX в., когда она оформилась в отдельную отрасль исторического знания со своей теорией и методикой.
2. Как называется процесс образования археологических памятников?
Ответ: Процесс образования археологических памятников называется археологизация.
3. Что такое известные и неизвестные археологические памятники?
Ответ: Известные археологические памятники – это изученные или изучаемые объекты, учтенные и охраняемые обществом, а неизвестные – это объекты, которые еще предстоит открыть, они остаются своего рода запасниками информации о прошлом.
4. Перечислите основные виды археологических памятников?
Ответ: Поселения, погребения, поминальные и ритуальные сооружения, клады, памятники наскального искусства, хозяйственной деятельности, эпиграфики, подводной археологии.
5. Какие кабинетные методы характерны для археологии?
Ответ: Морфология, классификация, типология, трасология, перекрестная датировка, реконструкция, моделирование.
6. Когда и кем был впервые применен типологический метод в археологии?
Ответ: Принципы типологического метода сформулировали в конце XIX в. шведские археологи Оскар Монтелиус и Ханс Хильдебранд, а также независимо от них – английский археолог и этнограф Огастес Генри Питт-Риверс.
7. Что такое археологический тип?
Ответ: Типом в археологии большинство исследователей считают объективно существовавшую совокупность вещей, которые сходны по назначению, материалу и форме, но могут различаться между собой в менее существенных деталях. Понятие «тип» применяют и к характеристике таких археологических объектов и явлений, как постройки, погребальные конструкции, погребальный обряд, хозяйство и т.п.
8. Что дает типологический анализ?
Ответ: В результате типологии прослеживается эволюция предметов во времени и в пространстве.
9. Для чего в археологии применяются естественнонаучные методы?
Ответ: Естественнонаучные методы нужны при изучении способов производства вещей, при реконструкции природных условий функционирования древних сообществ, при определении относительной и абсолютной датировки памятников.
10. Какие естественнонаучные методы чаще всего используются в археологии?
Ответ: Металлография, спектральный, петрография, спорово-пыльцевой, дендрохронологический, ленточных глин, радиоуглеродный, калий-аргоновый, термолюминесцентный.
11. Какие виды хозяйства были освоены человеком на протяжении каменного века?
Ответ: Охота, собирательство, рыболовство, земледелие, скотоводство.
12. Как называется переходный период от каменного века к бронзовому и почему?
Ответ: Энеолит. Этот термин удачно подчеркивает, что на заре использования металла, когда уже появляются медные орудия, еще долго сохраняются каменные.
13. Что является предметом изучения археологии?
Ответ: Предметом археологии выступают, прежде всего, вещественные источники, являющиеся основой для исторических реконструкций.
14. Чем обусловлена необходимость археологии?
Ответ: Необходимость археологии в первую очередь обусловлена наличием периодов, сторон или явлений человеческой истории, которые не отражены или слабо отражены в письменных источниках и устной информации.
15. Что включает в себя археология как вид научной деятельности?
Ответ: Археология включает: полевые исследования, камеральные (лабораторные) работы по описанию и изучению вещественных источников, анализ этих источников с помощью различных методов (как собственно археологических, так и привлекаемых из других наук) и, наконец, реконструкцию исторических событий, явлений и процессов на основании полученных выводов.
16. Когда археологический памятник становиться археологическим источником?
Ответ: Археологический памятник становится археологическим источником только после раскопок, полевых исследований или других исследовательских процедур.
17. Как называются предметные источники в археологии?
Ответ: Предметные источники в археологии называются артефактами.
18. Дайте определение понятию «археологическая культура»?
Ответ: Понятием «археологическая культура» обозначается общность археологических памятников, объединенных в пространстве и времени сходными типами вещественных источников.
19. Какие макроэпохи включает археологическая периодизация и почему?
Ответ: Согласно археологической периодизации вся история человечества делится на три большие эпохи: камня, бронзы и железа. Она выстроена на материале, из которого сделаны главные, характеризующие ту или иную эпоху, орудия труда с учетом техники их изготовления.
20. Каким может быть датирование памятников в археологии?
Ответ: Датирование может быть относительным и абсолютным.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2: Способен к самостоятельному проведению полевых и кабинетных археологических работ, к анализу и подготовке публикаций о полученных результатах
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Какой способ погребения практиковало население таштыкской культуры?
1) трупосожжение
2) трупоположение
3) трупоположение в сопровождении лошади
4) трупосожжение в сопровождении лошади
Ответ: 1
Вопрос 2. Какой регион занимала держава Хунну?
1) Юго-Восточная Азия
2) Центральная Азия
3) Северная Азия
4) Средняя Азия
5) Восточная Азия
Ответ: 2
Вопрос 3. Выберите археологические культуры, памятники которых изучаются на территории Южной Сибири.
1) кулайская
2) таштыкская
3) булан-кобинская
4) одинцовская
5) кокэльская
6) сросткинская
Ответ: 2, 3, 5
Вопрос 4. Расположите следующие археологические обозначения в хронологическом порядке.
1) неолит
2) ранняя бронза
3) позднее средневековье
4) палеолит
5) энеолит
6) поздняя бронза
7) раннее средневековье
8) ранний железный век
9) энеолит
10) развитая бронза
11) мезолит
12) развитое средневековье
Ответ: 4, 11, 1, 9, 2, 10, 6, 8, 7, 12, 3
Вопрос 5. Когда в нашей стране были предприняты первые попытки выделения археологических культур?
1) в XVIII веке
2) в начале XIX века
3) в конце XIX века
4) в начале XX века
Ответ: 4
Вопрос 6. Какой метод применяется для определения ареала археологической культуры?
1) типологический
2) морфологический
3) картографический
4) классификационный
Ответ: 3
Вопрос 7. Как называется процесс переселения древних племен на новую территорию?
1) ассимиляция
2) миграция
3) экспансия
4) эмиграция
Ответ: 2
Вопрос 8. Разместите следующие археологические понятия в порядке возрастания.
1) локальный вариант
2) культурно-историческая общность
3) группа памятников
4) археологическая культура
Ответ: 3, 1, 4, 2
Вопрос 9. Какой ученый является автором обобщающего труда «Русский палеолит»?
1) В.А. Городцов
2) А.А. Спицын
3) Г.А. Бонч-Осмоловский
4) Б.Э. Петри
Ответ: 2
Вопрос 10. Какое важное открытие считается началом неолита?
1) производство медных изделий
2) применение каменных топоров
3) производство керамической посуды
4) применение лука и стрел
Ответ: 3
Вопрос 11. Соотнесите названия археологических культур с соответствующими периодами бронзового века.
1) елунинская культура
2) поздняя бронза
3) ирменская культура
4) ранняя бронза
5) андроновская культура
6) развитая бронза
Ответ: 1–4, 5–6, 3–2
Вопрос 12. Выберите племена ранних кочевников проживавших на территории Восточной Европы.
1) саки
2) сарматы
3) тохары
4) скифы
5) хунну
Ответ: 2, 4
Вопрос 13. Соотнесите название памятника с соответствующей археологической культурой раннего железного века.
1) Башадар
2) тагарская культура
3) алды-бельская культура
4) Салбык
5) пазырыкская культура
6) Аржан
Ответ: 1–5, 4–2, 6–3
Вопрос 14. Каким термином исследователи обозначили стиль в искусстве скифо-сибирской общности?
1) оленный
2) звериный
3) геометрический
4) растительный
5) птичий
Ответ: 2
Вопрос 15. К какому хронологическому периоду относятся памятники булан-кобинской культуры?
1) IX–VI вв. до н.э.
2) VI–III вв. до н.э.
3) II в. до н.э. – V в. н.э.
4) V–XI вв. н.э.
5) XII–XIV вв. н.э.
Ответ: 3
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Перечислите основные виды археологических памятников?
Ответ: Поселения, погребения, поминальные и ритуальные сооружения, клады, памятники наскального искусства, хозяйственной деятельности, эпиграфики, подводной археологии.
2. Какие кабинетные методы характерны для археологии?
Ответ: Морфология, классификация, типология, трасология, перекрестная датировка, реконструкция, моделирование.
3. Когда и кем был впервые применен типологический метод в археологии?
Ответ: Принципы типологического метода сформулировали в конце XIX в. шведские археологи Оскар Монтелиус и Ханс Хильдебранд, а также независимо от них – английский археолог и этнограф Огастес Генри Питт-Риверс.
4. Что такое археологический тип?
Ответ: Типом в археологии большинство исследователей считают объективно существовавшую совокупность вещей, которые сходны по назначению, материалу и форме, но могут различаться между собой в менее существенных деталях. Понятие «тип» применяют и к характеристике таких археологических объектов и явлений, как постройки, погребальные конструкции, погребальный обряд, хозяйство и т.п.
5. Что дает типологический анализ?
Ответ: В результате типологии прослеживается эволюция предметов во времени и в пространстве.
6. Для чего в археологии применяются естественнонаучные методы?
Ответ: Естественнонаучные методы нужны при изучении способов производства вещей, при реконструкции природных условий функционирования древних сообществ, при определении относительной и абсолютной датировки памятников.
7. Какие естественнонаучные методы чаще всего используются в археологии?
Ответ: Металлография, спектральный, петрография, спорово-пыльцевой, дендрохронологический, ленточных глин, радиоуглеродный, калий-аргоновый, термолюминесцентный.
8. Какие виды хозяйства были освоены человеком на протяжении каменного века?
Ответ: Охота, собирательство, рыболовство, земледелие, скотоводство.
9. Как называется переходный период от каменного века к бронзовому и почему?
Ответ: Энеолит. Этот термин удачно подчеркивает, что на заре использования металла, когда уже появляются медные орудия, еще долго сохраняются каменные.
10. Что является предметом изучения археологии?
Ответ: Предметом археологии выступают, прежде всего, вещественные источники, являющиеся основой для исторических реконструкций.
11. Чем обусловлена необходимость археологии?
Ответ: Необходимость археологии в первую очередь обусловлена наличием периодов, сторон или явлений человеческой истории, которые не отражены или слабо отражены в письменных источниках и устной информации.
12. Что включает в себя археология как вид научной деятельности?
Ответ: Археология включает: полевые исследования, камеральные (лабораторные) работы по описанию и изучению вещественных источников, анализ этих источников с помощью различных методов (как собственно археологических, так и привлекаемых из других наук) и, наконец, реконструкцию исторических событий, явлений и процессов на основании полученных выводов.
13. Когда археологический памятник становиться археологическим источником?
Ответ: Археологический памятник становится археологическим источником только после раскопок, полевых исследований или других исследовательских процедур.
14. Как называются предметные источники в археологии?
Ответ: Предметные источники в археологии называются артефактами.
15. Дайте определение понятию «археологическая культура»?
Ответ: Понятием «археологическая культура» обозначается общность археологических памятников, объединенных в пространстве и времени сходными типами вещественных источников.
16. Какие макроэпохи включает археологическая периодизация и почему?
Ответ: Согласно археологической периодизации вся история человечества делится на три большие эпохи: камня, бронзы и железа. Она выстроена на материале, из которого сделаны главные, характеризующие ту или иную эпоху, орудия труда с учетом техники их изготовления.
17. Каким может быть датирование памятников в археологии?
Ответ: Датирование может быть относительным и абсолютным.
18. Какой век стал решающим для становления археологии?
Ответ: Для становления мировой археологии решающим стал XIX в., когда она оформилась в отдельную отрасль исторического знания со своей теорией и методикой.
19. Как называется процесс образования археологических памятников?
Ответ: Процесс образования археологических памятников называется археологизация.
20. Что такое известные и неизвестные археологические памятники?
Ответ: Известные археологические памятники – это изученные или изучаемые объекты, учтенные и охраняемые обществом, а неизвестные – это объекты, которые еще предстоит открыть, они остаются своего рода запасниками информации о прошлом.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Специфика археологических источников.
2. Виды археологических памятников.
3. Культурный слой и стратиграфия.
4. Описание археологических объектов.
5. Классификация в археологии.
6. Типологический метод.
7. Абсолютные и относительные даты.
8. Методы относительного датирования в археологии.
9. Методы абсолютного датирования в археологических исследованиях.
10. Теоретическая база междисциплинарного подхода в археологических исследованиях.
11. Естественнонаучные методы в археологических исследованиях: общая характеристика.
12. Методы культурной антропологии в археологии.
13. Информационное обеспечение археологических исследований.
14. Методы статистики в археологических исследованиях.
ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Выделите и кратко охарактеризуйте виды археологических памятников, которые являются наиболее информативными для изучения истории древних и средневековых народов Центральной Азии.
2. Сформулируйте, в чем основная особенность археологических источников?
3. Опишите информационный потенциал изучения петроглифов как источника по истории народов Центральной Азии.
4. Кратко охарактеризуйте возможности радиоуглеродного датирования в современных археологических исследованиях.
5. Сформулируйте проблемы метода радиоуглеродного датирования с конкретными примерами из археологии Центральной Азии и сопредельных территорий.
6. Опишите основные принципы использования письменных источников при датировании археологических объектов.
7. Кратко сформулируйте, в чем разница между комплексными и междисциплинарными исследованиями.
8. Приведите и кратко охарактеризуйте примеры междисциплинарных исследований в современной археологии Центральной Азии.
9. В чем сложность применения метода этнографических аналогий в археологии?
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично»: студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо»: студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно»: студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно»: студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мокий, В. С. Методология научных исследований. Трансдисциплинарные подходы и методы: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
Л1.2 Скрипкин А.С. История отечественной археологии: Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Тишкин А.А., Серегин Н.Н. Общие вопросы изучения археологии России : в 3 ч. / Ч. III.: учебное пособие Барнаул : Азбука, 2019 elibrary.asu.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 авт.-сост. А.А. Тишкин, Н.Н. Серегин Общие вопросы изучения археологии России: учебное пособие Изд-во АлтГУ, 2014 // ЭБС АлтГУ, 2016 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/860 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/860
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронные образовательные ресурсы ФГБОУ ВО "Алтайский государственный Университет» portal.edu.asu.ru
Э2 Образовательная платформа «Юрайт» urait.ru
Э3 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» www.biblioclub.ru
Э4 Методика и методология современных археологических исследований portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронные образовательные ресурсы ФГБОУ ВО "Алтайский государственный Университет» http://portal.edu.asu.ru/
Образовательная платформа «Юрайт» https://urait.ru/book/
Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» http://www.biblioclub.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Материал курса структурирован на разделы в соответствии со спецификой методики и методологии современных археологических исследований. При изучении разделов курса студенты должны ознакомиться с ключевыми характеристиками археологических источников, особенностями междисциплинарного и комплексного подходов в археологии, а также ключевыми методами абсолютного и относительного датирования объектов. Практические задания студенты выполняют на семинарских занятиях устно. При подготовке ответов на вопросы практических занятий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы также при подготовке к экзамену. Выступление на занятии следует продумать и подготовить заранее.
Самостоятельную работу студенты выполняют в рамках тем, обозначенных в программе курса. При изучении разделов рекомендуется использовать основную и дополнительную литературу из программы курса. Результаты самостоятельной работы проверяются на зачете.
По вопросам пропущенных занятий студент готовится самостоятельно, демонстрирует результаты в устной или письменной форме (тестовые задания, письменная работа, реферат) преподавателю на консультации. При подготовке письменных работ следует использовать дополнительную литературу.
К экзамену допускаются студенты-магистранты, не имеющие задолженностей по вопросам практических занятий. Экзамен призван оценить работу студента по дисциплине «Методика и методология современных археологических исследований», выявить уровень полученных им теоретических знаний и развития творческого мышления, наличие навыков самостоятельной работы.
В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса. Зачет проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 35 минут.
Уровень знаний, умений и навыков обучающегося при устном ответе во время экзамена определяется оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» по следующим критериям. Оценка «отлично» ставится, если студентом дан полный, развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы. Достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы. Приводит примеры по проблематике поставленного вопроса. Оценка «хорошо» выставляется, если студентом дан развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания, приобретенные на лекционных и практических занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе. Оценка «удовлетворительно» выставляется, если студентом дан ответ на поставленные вопросы, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа. Оценка «Неудовлетворительно» выставляется, если студентом дан ответ на поставленные вопросы, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений и процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью. Отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны, т.е. студент не способен ответить на вопросы даже при наводящих вопросах преподавателя.