МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Стартпап в цифровой среде

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.03.01. Реклама и связи с общественностью
ПрофильРеклама и связи с общественностью в государственных и бизнес-структурах
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план42_03_01_Реклама и СО-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Лабораторные 20 20 20 20
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.социол.наук, доцент, Василенко И.А.

Рецензент(ы):
Телеведущий ГТРК "Алтай", Долгова Т.Н.

Рабочая программа дисциплины
Стартпап в цифровой среде

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 512)

составлена на основании учебного плана:
42.03.01 Реклама и связи с общественностью
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 08.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232026 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ковалева Алла Владимировна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 08.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Ковалева Алла Владимировна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины - формирование знаний и компетенций, необходимых при работе в стартап-среде у специалиста в сфере коммуникаций; • развитие интереса у студентов к сфере предпринимательства, понимания преимуществ, возможностей, проблем и рисков, связанных с развитием стартапов в цифровой среде; • ознакомление студентов с процессами и инструментарием жизнеспособного стартапа.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен разрабатывать и представлять маркетинговые стратегии государственных и бизнес-структур для продвижения продукции СМИ
ПК-3.1 Знает: маркетинговые технологии и технологии бренд менеджмента; технологии сегментирования рынка, позиционирования продуктов и компаний, оценкикон курентоспособности продуктов и конкурентов; организацию системы сбыта и товародвижения, планирования оптовых и розничных продаж
ПК-3.2 Умеет: разрабатывать концептуальные и стратегические документы в области маркетинга; интегрировать различные средства продвижения в комплекс маркетинговых коммуникаций; осуществлять планирование мероприятий по продвижению продукции, планирование расходов на их проведение
ПК-3.3 Владеет: навыками разработки концепции продвижения продукции СМИ, формирования коммуникационных целей и маркетинговых стратегий; выбора маркетинговых технологий и инструментов для до несения до потребителя необходимой информации
ПК-4Способен разрабатывать и продвигать коммуникационный проект в сфере рекламы и связей с общественностью на всех этапах его жизненного цикла
ПК-4.1 Знает технологии разработки, реализации и продвижения коммуникационных проектов; особенности создания коммуникационного проекта в сфере рекламы и связей с общественностью для государственных и бизнес структур
ПК-4.2 Умеет: разрабатывать концептуальные и стратегические документы по созданию, реализации и продвижению коммуникационного проекта в сфере рекламы и связей с общественностью; использовать современные ИКТ, в том числе интернет-технологии и специализиро ванные программные продукты для разработки и продвижения коммуникационного проекта в сфере рекламы и связей с общественностью
ПК-4.3 Владеет навыками разработки концепции создания, реализации и продвижения коммуникационного проекта в сфере рекламы и связей с общественностью для государственных и бизнес структур; навыками представления проектов решений по продвижению продукции СМИ руководству организации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные понятия стартап-среды, жизненный цикл стартапа, подходы поиска и формирования идеи для стартапа. Основыне принципы разработки цифрового продукта и специфику его вывода на рынок. Способен формировать ценовое и ценностное предложение и УТП.
Основные подходы к оценке эффективности стартапа.
Особенности маркетинга и продвижения стартапов.
Знает основные этапы, механики и принципы ведения переговоров.
Типами финансирования, типы инвесторов, знает структуру инвестиционной презентации.
3.2.Уметь:
3.2.1.Планировать и бюджетировать проект.
Проводить анализ сильных и слабых сторон управленческих решений.
Вести переговоры и выступать перед публикой, проводить эффективные презентации проектов.
Формировать предложение с точки зрения цели организации и сегментов аудитории, корректно обосновать выбор инструментов, выбрать релевантные метрики для оценки эффективности каналов.
Умеет корректно формулировать цели и задачи исследований потребителя, проводить исследование потребителей, адаптировать результаты к профессиональным задачам.
Умеет определять ключевые типы сотрудников для команды стартапа, понимает принципы, по которым происходит найм сотрудников в подобные компании. Понимает потенциальные проблемные ситуации, которые могут возникнуть в команде и умеет пользоваться приемами, которые помогут их решить.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы создания стартапа в цифровой среде.
1.1. Понятие, сущность и особенности функционирования стартапа. Лекции 7 2 Л1.4, Л1.7, Л1.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.6
1.2. Понятие, сущность и особенности функционирования стартапа. Лабораторные 7 2 Л1.4, Л1.7, Л1.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.6
1.3. Понятие, сущность и особенности функционирования стартапа. Сам. работа 7 6 Л1.4, Л1.7, Л1.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.6
1.4. Стратегия разработки стартапа Лекции 7 2 Л1.4, Л1.7, Л1.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.6
1.5. Стратегия разработки стартапа Лабораторные 7 2 Л1.4, Л1.7, Л1.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.6
1.6. Стратегия разработки стартапа Сам. работа 7 6 Л1.4, Л1.7, Л1.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.6
1.7. Юридические аспекты существования стартапа. Лекции 7 2 Л1.4, Л1.7, Л1.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.6
1.8. Юридические аспекты существования стартапа. Лабораторные 7 2 Л1.4, Л1.7, Л1.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.6
1.9. Юридические аспекты существования стартапа. Сам. работа 7 6 Л1.4, Л1.7, Л1.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.6
1.10. Этапы создания стартапа: модель развития потребителей Лекции 7 4 Л1.4, Л1.7, Л1.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.6
1.11. Этапы создания стартапа: модель развития потребителей Лабораторные 7 6 Л1.4, Л1.7, Л1.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.6
1.12. Этапы создания стартапа: модель развития потребителей Сам. работа 7 12 Л1.4, Л1.7, Л1.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.6
1.13. Разработка бизнес-модели стартапа Лекции 7 2 Л1.4, Л1.7, Л1.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.6
1.14. Разработка бизнес-модели стартапа Лабораторные 7 4 Л1.4, Л1.7, Л1.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.6
1.15. Разработка бизнес-модели стартапа Сам. работа 7 8 Л1.4, Л1.7, Л1.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.6
1.16. Разработка стратегии финансирования стартапа Лабораторные 7 2 Л1.4, Л1.7, Л1.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.6
1.17. Разработка стратегии финансирования стартапа Сам. работа 7 6 Л1.4, Л1.7, Л1.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.6
1.18. Оценка и управление рисками стартапа Лабораторные 7 2 Л1.4, Л1.7, Л1.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.6
1.19. Оценка и управление рисками стартапа Сам. работа 7 5 Л1.4, Л1.7, Л1.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.6

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-4: Способен разрабатывать и продвигать коммуникационный проект в сфере рекламы и связей с общественностью на всех этапах его жизненного цикла.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Укажите, верно ли следующее утверждение:
«Проект – это временное предприятие, направленное на создание уникального или повторение уже полученного продукта, услуги или результата надлежащего качества, в ограниченные сроки с использованием неограниченных ресурсов»
а. Верно
б. Неверно
Ответ: а.

Вопрос 2. Среди следующих вариантов выберите те, которые являются целью:
а. Провести фотосессию
б. Приобрести новое ПО для работы с видеофайлами
в. Провести проектную фотосессию с домашними животными до 1 декабря 2023 года
г. До 25 декабря 2023 года приобрести профессиональный видеоредактор Adobe Premiere Pro, версия 2023 года.
Ответ: в, г.

Вопрос 3. Укажите неверные утверждения относительно этапов проектной деятельности:
а. Проектная деятельность начинается с этапа проблематизации
б. После завершения этапа проблематизации в проекте начинается этап планирования
в. Последний этап проектной деятельности – сдача проекта
г. Проектная деятельность начинается с целеполагания
Ответ: в, г.

Вопрос 4. Укажите, что должно быть на месте пропусков в следующем утверждении:
«Успешность [пропуск 1] складывается из успеха [пропуск 2] и успеха [3]»
а. 1 – управления проектом; 2 – планирования; 3 – руководителя проекта
б. 1 – проекта; 2 – управления проектом; 3 – продукта
в. 1 – руководителя проекта; 2 – планирования проекта; 3 – процессов, которые он выстроил
Ответ: а.

Вопрос 5. В каких случаях речь идет о проектной деятельности?
а. Мы задаемся целью увеличить число подписчиков телеграм-канала «А» до определенной даты, например, до начала лета, планируем шаги и контролируем их выполнение
б. Мы периодически что-то выкладываем в канал «Дзен», проводим редизайн, вводим новые рубрики, пробуем новые форматы контента
в. Мы задаемся целью вывести новый продукт на рынок Алтайского края в течение месяца, разрабатываем креативную идею, стратегию, план и следуем им
Ответ: а, в.

Вопрос 6. Укажите верный порядок этапов проектной деятельности:
а. Целеполагание -> Проблематизация -> Планирование -> Реализация -> Сдача
б. Целеполагание -> Планирование -> Проблематизация -> Реализация -> Сдача
в. Проблематизация -> Целеполагание -> Планирование -> Реализация -> Оценка эффективности
г. Планирование -> Проблематизация -> Целеполагание -> Реализация -> Оценка эффективности
Ответ: в.

Вопрос 7. «В ходе [пропуск 1] проекта важно определять [пропуск 2] для оценивания получаемых промежуточных результатов»
а. 1 – реализации; 2 – контрольные точки
б. 1 – целеполагания; 2 – контрольные точки
в. 1 – реализации; 2 – паузы в проекте
г. 1 – проблематизации; 2 – паузы в проекте
Ответ: а.

Вопрос 8. Выберите, какое определение команды проекта является наиболее корректным
а. Команда проекта – это закрепленная на постоянной основе рабочая группа, выполняющая работы по проекту и поддержанию его результатов после завершения и ответственная непосредственно перед Заказчиком за их выполнение.
б. Команда проекта – это временная рабочая группа, выполняющая работы по проекту и ответственная перед Руководителем проекта за их выполнение.
Ответ: б.

Вопрос 9. Как связаны между собой проблема и цель проекта? (один ответ)
а. Это практически одно и то же
б. Иногда цель вообще никак не связана с проблемой проекта
в. Целью проекта всегда является решение проблем проекта
Ответ: в.

Вопрос 10. Отвечает ли следующая цель проекта критериям SMART?
Увеличить посещаемость сайта с помощью ежедневной публикации новых материалов и рекламы ресурса в социальных сетях.
а. Да
б. Нет
Ответ: б.

Вопрос 11. Отвечает ли следующая цель критериям SMART?
Увеличить количество продаж магазина «Н» на платформе маркетплейса «Валдберис» до 31 декабря 2023 года.
а. Да
б. Нет
Ответ: а.

Вопрос 12. Каким критериям отвечает хорошо сформулированная цель проекта?
а. Ограниченная
б. Однозначно воспринимаемая всеми участниками
в. Измеримая
г. Достижимая в заданных условиях
Ответ: б,в,г.

Вопрос 13. Что определяет матрица ответственности?
а. Степень ответственности участников за выполнение работ проекта
б. Роли, на которые нужно назначить самых ответственных сотрудников
в. Наиболее важные работы проекта
г. Работы, к выполнению которых нужно отнестись наиболее ответственно
Ответ: а.

Вопрос 14. Для чего используется методика RACI?
а. Для оценки эффективности команды проекта
б. Для составления матрицы ответственности
в. Для распределения ролей в команде согласно методике Белбина
г. Для формирования состава команды проекта
Ответ: б.

Вопрос 15. К какому спектру деятельности руководителя проекта относится концептуальная разработка творческого проекта?
а) финансово-экономическому;
б) юридически-правовому;
в) проектно-технологическому;
г) организационно-управленческому;
д) маркетинговому.
Ответ: в.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Способ достижения цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне определённым практическим результатом, оформленным тем или иным образом – это
Ответ: проектная деятельность

Вопрос 2. Для чего используется методика RACI?
Ответ: Для распределения ролей в команде согласно методике Белбина

Вопрос 3. Команда проекта состоит из участников, каждый из которых выполняет в команде одну или несколько ролей. С точки зрения управления командой какое число участников является оптимальным
Ответ: 3-7

Вопрос 4. Укажите, что должно быть на месте пропусков в следующем утверждении:
«Успешность [пропуск 1] складывается из успеха [пропуск 2] и успеха [3]»
а. 1 – управления проектом; 2 – планирования; 3 – руководителя проекта
б. 1 – проекта; 2 – управления проектом; 3 – продукта
в. 1 – руководителя проекта; 2 – планирования проекта; 3 – процессов, которые он выстроил
Ответ: а.

Вопрос 5. Какая методика используется для определения персональной ответственности и степени участия за выполнение отдельных этапов и задач проекта?
Ответ: матрица ответсвенности

Вопрос 6. Каким критериям отвечает хорошо сформулированная цель проекта?
Ответ: Однозначно воспринимаемая всеми участниками, конкретная, измеримая, достижимая.

Вопрос 7. Что определяет матрица ответственности?
Ответ: Степень ответственности участников за выполнение работ проекта.

Вопрос 8. Дайте определение команды проекта.
Ответ: Команда проекта – это временная рабочая группа, выполняющая работы по проекту и ответственная перед Руководителем проекта за их выполнение.

Вопрос 9. В чем заключается основное отличие проектной деятельности от операционной?
Ответ: в уникальности проектной деятельности.

Вопрос 10. Какое количество ролей должно выполняться в проектной команде, согласно предложениям Белбина, независимо от ее численного состава?
Ответ: 9 ролей.

Вопрос 11. Какой критерий позволяют оценить эффективность проекта?
Ответ: достижение цели проекта.

Вопрос 12. Какие критерии являютя эффективными в оценке эффективности управления проектом?
Ответ: выполнение бюджета, выполнение календарного плана, достижение цели.

Вопрос 13. Что такое прoтотипирование?
Ответ: Быстрая частичная реализация существенных элементов или структуры предполагаемого продукта проекта.

Вопрос 14. Успешность проекта может быть определена следующим образом: Успех управления проектом + Успех "?" Какое слово должно быть указано вместо знака вопроса?
Ответ: продукт

Вопрос 15. Назовите метод, к которому относится следующее описание: «Этот метод базируется на том, что группа людей имеет больший потенциал в решении проблемы, чем отдельный человек, а при устранении психологических барьеров между участниками, появляется больше возможностей для модификации идей»
Ответ: мозговой штурм.

Вопрос 16. Что такое медиапроект?
Ответ: временная структура, предназначенная для создания медиапродуктов, выполнения работ и оказания услуг в медиасфере, а также для создания новых и реорганизации существующих медиаорганизаций.


Вопрос 17. Что такое медиапродукт?
Ответ: завершенный результат деятельности (творчества) участника медиакоммуникационного процесса, распространяемый в медиасреде и на медианосителе для конкретной аудитории.

Вопрос 18. Что является результатом медиапроекта?
Ответ: медиапродукт.

Вопрос 19. Назовите основные признаки проекта.
Ответ: Любой проект имеет три главных признака: цель, сроки и ресурсы

Вопрос 20. Перечислите основные особенности медиапроектов.
Ответ: медиапроекты могут быть ориентированы сразу на два рынка: на рынок товаров и на рынок услуг (производство товара — контента и продажа услуг — времени/ места для рекламы); при разработке медиапроекта необходимо находить баланс между экономической целесообразностью и социальной миссией; результат медиапроекта — медиапродукт потребляется в свободное время, то есть в часы досуга; медиапродукт должен быть в какой-то степени развлекательным, ввиду воздействия экономики потребления; медиапроект планируется и реализуется в условиях: особого динамизма (высокой скорости обновления и распространения медиапродукта); высокой степени неопределенности внешней среды; медиаконвергентности (слияние технологий, прежде различных и разобщенных медиа, рынков).


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: Способен разрабатывать и представлять маркетинговые стратегии государственных и бизнес-структур для продвижения продукции СМИ.

Вопрос 1. Как называется первый источник финансирования стартапа?
а. 3F
б. 4C
в.3D
г. 5F
Ответ:а
Вопрос 2. Выделите верные утверждения в отношении стартапа.
а. инвестиции всегда меление
б. высокий потенциал роста
в.цель – быстра прибыль
г. структура капитала открытая
Ответ:б,г.
Вопрос 3. Стартап – это ..
а. вид бизнеса
б.социальный проект
в.благотворительный проект
г.коммерческий проект
Ответ: г
Вопрос 4. Выберите определение, которое предожил Стиваен Бланк.
а. стартапы – это вид рискованного бизнеса, требующие инвестиций
б. стартапы это временные структуры, существующие для поиска воспроизводимой и масштабируемой бизнес-модели
в. Стартап – это коммерческий проект в сфере инноваций
г. стартап – это проект, требующий краудфандинга и краудсорсинга.
Ответ: б
Вопрос 5. В каких условия действуют стартапы?
а. недостаточно финансирования
б.высокой неопределенности
в.повышенной конкуренции
г.отрицательного спроса
Ответ: б
Вопрос 6. Главная характеристика стартапов – это…..
а. быстрый рост
б. высокая конкуренция
в. риск стагнации
г. наукоемкость
Ответ: а

Вопрос 7. Что происходит со стартапом, если он оказывается в состоянии стагнации?
а. банкротство
б. стабильность
в. стартап превращается в «компанию-зомби»
г. стартапу требуются инвестиции
Ответ: в
Вопрос 8. Что выступает формальным критерием для участников рейтингов стартапов?
а. возраст компании, число сотрудников, прибыль, наукоемкость.
б. показатели финансовой успешности, число сотрудников, прибыль, наукоемкость.
в. наличие производства, число сотрудников, прибыль, наукоемкость.
г. наличие бизнес-плана, число сотрудников, прибыль, наукоемкость.
Ответ: а.
Вопрос 9. Делает ли малый возраст компанию стартапом?
а. да
б. нет
Ответ: б
Вопрос 10. Механизм помощи через наставничество в стратапах – это….
а. бизнес-инкубатор
б. бизнес-акселератор
в. венчурный фонд
г. банк
Ответ: б
Вопрос 11. Проверка идеи на рынке - это
а. валидация идеи
б. реперезентация идеи
в. презентация идеи
г.запуск проекта
Ответ: а
Вопрос 12. Проведение клиента по этапам до продажи – это
а. воронка продаж
б. сегментирование
в. позиционирование
г. SWOT-анализ
Вопрос 13. Место, куда выводятся ключевые показатели, которые говорят о здоровье/нездоровье стартапа - это
а. дашбор
б.SWOT-анализ
в.CRM
г. CMS
Ответ: а
Вопрос 14. Измеримый показатель, который улучшает ваши результаты и кратно влияет на рост – это..
а. точка роста
б. драйвер роста
в. точка безубыточности
г. CTR
Ответ: б
Вопрос 15. Частные инвесторы, заинтересованные в участии в развитии компаний – это
а. инвесторы
б. бизнес-ангелы
в. венчурные фонды
г. банки
Ответ: б

ОТКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ
Вопрос 1. Пивот в стартапе – это…
Ответ: это ситуация когда у стартапа есть продукт, он успешно продаётся, есть пользователи или клиенты, но стартап закрывается и основатели начинает другую деятельность.
Вопрос 2. Что такое «голубой океан»?
Ответ: Голубой океан — свободный рынок, где нет конкурентов. Сложно найти голубой океан, но можно его смоделировать. Когда Генри Форд в 1908-м создал доступную модель машины и начал продавать ее американцам со средним доходом, он занял огромную новую нишу. И не беда, что вскоре подключились конкуренты — угнаться за Фордом уже было не просто.
Вопрос 3. «Долина смерти» на я зыке стартаперов – это…
Ответ: Долина смерти - период в стартапе, когда новый бизнес еще не начал приносить прибыль, но уже потратил значительные средства на разработку и продвижение своего продукта или услуги.
Вопрос 4. За что отвечает продакт-менеджер в компании?
Ответ: Продакт-менеджер (product manager) - человек, который отвечает за разработку и управление продуктом компании. Он отвечает за планирование и управление бюджетом на разработку продукта, анализирует результаты продаж и вносит изменения в продукт, чтобы улучшить его позицию на рынке.

Вопрос 5. В чем суть стартапа и отличия от бизнеса?
Ответ: Стартап (start up) - компания, которая создается с целью разработки и внедрения нового продукта или услуги на рынок. Она может быть основана как одним человеком, так и группой людей, и часто начинается с небольшого капитала. Основная идея стартапа заключается в том, чтобы создать что-то новое и уникальное, что ранее не существовало на рынке, и предложить это потребителям. В отличие от традиционных бизнесов, стартапы часто работают в сферах высоких технологий, таких как программное обеспечение, интернет-технологии, биотехнологии и другие.
Вопрос 6. В чем суть модели «фримиум»?
Ответ: Фримиум (free & premium) - бизнес-модель, которая предполагает предоставление базовых услуг или продуктов бесплатно, а за дополнительные функции или возможности пользователь должен заплатить. Таким образом, стартап может привлечь большое количество пользователей, которые могут оценить базовые возможности продукта, а затем заинтересоваться в дополнительных функциях, которые могут быть доступны только за дополнительную плату.

Вопрос 7. В чем суть юнит-экономики?
Ответ: Юнит-экономика (unit) - показатель, который позволяет оценить эффективность бизнес-модели компании. Он определяется как отношение доходов от продажи продукта или услуги к затратам на его производство и продвижение.
Вопрос 8. Какие основные показатели юнит-экономики?
Ответ: Самые распространённые метрики в юнит-экономике: CAC — стоимость привлечённого пользователя, и LTV — сумма денег, которую принесёт один пользователь за всё время взаимодействия с нашей компанией.

Вопрос 9. На чем основана модель Growth hacking?
Ответ: Growth hacking - методика, которая используется в стартапах для быстрого и эффективного роста бизнеса. Она основана на экспериментировании, анализе данных и поиске нестандартных решений для достижения целей.

Вопрос 10. В чем суть продуктовой концепции MVP?
Ответ: MVP (minimum viable product) - продукт, который имеет минимальный набор функций, необходимых для решения основной проблемы, которую он предназначен решать. Он создается с целью быстрого запуска на рынок, чтобы получить обратную связь от пользователей и узнать, нужен ли им такой продукт. MVP позволяет сократить время и затраты на разработку, а также снизить риски, связанные с неудачным запуском продукта.

Вопрос 11. Product-market fit называют ключевым фактором успеха стартапа. В чем его суть?
Ответ: Product-market fit - ключевой фактор успеха стартапа, который позволяет создать продукт, который соответствует потребностям рынка и обеспечивает высокую прибыльность компании.

Вопрос 12. Что такое Roadmap?
Ответ: Roadmap - инструмент для планирования и управления развитием продукта или компании в стартапе, который позволяет определить приоритеты, распределить ресурсы и отслеживать прогресс в достижении целей.

Вопрос 13. В чум суть интерации в ИТ-стартапах?
Ответ: в ИТ-стартапах есть два важнейших процесса — общаться с людьми и кодить (именно в этой последовательности). Соответственно, цикл из получения обратной связи от юзеров и затем коррекция какой-то части продукта и называется итерацией. Последовательно, маленькими шажочками мы создаём продукт, который несёт ценность для людей.

Вопрос 14. Из каких элементов состоит инвест-дек?
Ответ: Инвест-дек (Invest Deck) – презентация в слайдах, которую стартап присылает инвестору для первичного ознакомления. Включает в себя суть идеи, проблему, которую решает стартап, оценку рынка, описание стратегии, команды, финансовую модель и запрос инвестору.

Вопрос 15. Что такое питч?
Ответ: Питч – краткая структурированная презентация проекта перед потенциальными инвесторами. Питч может проходить в индивидуальном формате, когда вы приходите в офис инвестора, а также в рамках питч-сессий и демо-дней, когда инвестор устраивает “смотрины” нескольких стартапов.

Вопрос 16. Из чего состоят HADI-циклы?
Ответ: HADI-циклы – метод тестирования гипотез, состоящий из четырех блоков: Гипотеза (Hipothes), Действие (Action), Данные (Data), Выводы (Insights).

Вопрос 17. Что значит Product-market fit и из чего состоит?
Ответ: Product-market fit — соответствие продукта рынку. Один из главных показателей успешности стартапа. Оценивается по трем составляющим: клиент (вы точно знаете, кому нужен ваш продукт), проблема (вы решаете конкретную проблему клиента) и решение (клиент готов платить за ваше решение проблемы).

Вопрос 18. В чем цель фандрайзинга?
Ответ: Фандрайзинг — это сбор денег и других ресурсов, предназначенных для поддержки социально-значимых проектов. Под другими ресурсами понимают услуги, товары, оборудование, информацию, контакты нужных людей.
Вопрос 19. Опишите основные этапы стартап-проекта.
Ответ: Pre-seed — стадия зарождения идеи, Seed (посевной этап), Alpha-версия — раннее развитие проекта, Вeta-версия — проект с отработанной бизнес-моделью, растущим потоком клиентов и сформированной маркетинговой стратегией.
Вопрос 20. Что такое KPI?
Ответ: KPI— ключевые показатели эффективности. Помогают контролировать и оценивать эффективность работы компании, сотрудников и проч.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.






5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена.
Обучающиеся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый, вопрос раскрыт, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, но краткий, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Тебекин, А. В. Инновационный менеджмент: учебник для бакалавров Юрайт, 2020 urait.ru
Л1.2 Л. П. Гончаренко, Б. Т. Кузнецов, Т. С. Булышева, В. М. Захарова Инновационный менеджмент : учебник для вузов Юрайт, 2020 https://urait.ru/bcode/450152
Л1.3 Герцик, Ю. Г. Инновационный менеджмент в медицинской промышленности / Ю. Г. Герцик, И. Н. Омельченко. : Москва : Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2020 www.studentlibrary.ru
Л1.4 под общей редакцией Е. М. Роговой Управление проектами: учебник и практикум для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2023 www.biblio-online.ru
Л1.5 Алексеев, А. А. Инновационный менеджмент: учебник и практикум для вузов Юрайт, 2020 urait.ru
Л1.6 Боголюбов, В. С. Туристско-рекреационное проектирование. Оценка инвестиций: учебник и практикум для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
Л1.7 Зуб, А. Управление проектами: учебник и практикум для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2023 https://urait.ru/bcode/511087
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс по дисциплине portal.edu.asu.ru
Э2 Фонд содействия инновациям fasie.ru
Э3 Стартап-движение АлтгУ www.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина предусматривает лекции и практические занятия, а также самостоятельную работу. Изучение курса завершается зачетом. Успешное изучение курса требует посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой.
Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.
Практическое и лабораторные занятие — форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.
Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др; перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины; информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует:руководствоваться графиком самостоятельной работы, выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.