МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Археология Монголии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки46.04.04. Археология
ПрофильАрхеология Центральной Азии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план46_04_04_Археология_АЦА-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 4 14 4
Практические 18 2 18 2
Сам. работа 76 2 76 2
Итого 108 8 108 8

Программу составил(и):
к.и.н., старший преподаватель, Лихачева О.С.

Рецензент(ы):
д.и.н., профессор, Горбунов В.В.

Рабочая программа дисциплины
Археология Монголии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 46.04.04 Археология (приказ Минобрнауки России от 09.09.2020 г. № 1179)

составлена на основании учебного плана:
46.04.04 Археология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Тишкин Алексей Алексеевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Тишкин Алексей Алексеевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины является формирование у студентов знаний об археологии Монголии.
задачи:
• познакомить с историей изучения археологических памятников региона и их спецификой;
• сформировать представления о периодизации и современных культурно-хронологических схемах;
• дать характеристику каждого из основных этапов древней истории региона.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен анализировать и содержательно объяснять на основе междисциплинарных подходов историко-археологические процессы и явления в их культурных, экономических, социальных и политических измерениях и их отражение в археологических источниках;
ОПК-2.1 Знает специфику историко-археологических процессов и явлений в Центральной Азии
ОПК-2.2 Учитывает при анализе археологических источников научные концепции исторического развития социумов, исходя из знаний современных теорий исторического процесса
ОПК-2.3 Использует общенаучные, исторические, археологические и естественнонаучные методы при анализе исторических и археологических объектов
ОПК-3Способен критически осмысливать и применять в профессиональной деятельности, в том числе педагогической, знание основных положений и концепций в области истории, этнологии и социальной антропологии, археологии России и зарубежных стран, археологического источниковедения, истории, теории и методологии археологической науки, вспомогательных исторических дисциплин;
ОПК-3.1 Знает и критически осмысливает отечественный и зарубежный опыт развития археологии
ОПК-3.2 Применяет методы исторического и археологического исследования, привлекает основные положения этнологии и социальной антропологии, а также использует данные вспомогательных исторических наук в ходе профессиональной деятельности, в том числе педагогической
ОПК-3.3 Анализирует собранный эмпирический материал, делает достоверные и верифицируемые выводы при изучении археологии Центральной Азии
ОПК-3.4 Способен синхронизировать события, явления и процессы исторического развития разных обществ Центральной Азии эпохи древности, средних веков и нового времени
ПК-1Способен реконструировать исторические процессы и события на основе археологических источников с использованием знаний в области гуманитарных и естественных наук
ПК-1.1 Знает результаты археологического изучения отдельных регионов Центральной Азии
ПК-1.2 Применяет цифровые технологии в исторических и археологических исследованиях, включая область вспомогательных исторических дисциплин
ПК-1.3 Использует комплексный подход к анализу археологических источников
ПК-1.4 Владеет методикой реконструкции процессов и событий с учетом знаний о региональных и хронологических особенностях материальной и духовной культуры человечества
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.
3.2.Уметь:
3.2.1.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Место Монголии на исторической и географической карте Центральной Азии.
1.1. Географическая характеристика Монголии. История изучения памятников археологии. Лекции 2 4
1.2. История исследования наиболее значимых археологических памятников Монголии. Практические 2 2
1.3. Современные археологические исследования в Монголии. Сам. работа 2 2
Раздел 2. Раздел 2. Каменный век Монголии.
Раздел 3. Раздел 3. Бронзовый век Монголии.
Раздел 4. Раздел 4. Эпоха ранних кочевников.
Раздел 5. Раздел 5. Ранние кочевые империи Монголии.
Раздел 6. Раздел 6. Монголия в средневековье.

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн- курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»

ОЦЕНКА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-2: Способен анализировать и содержательно объяснять на основе междисциплинарных подходов историко-археологические процессы и явления в их культурных, экономических, социальных и политических измерениях и их отражение в археологических источниках.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
ВОПРОС 1. Палеолитическая стоянка Центральной Монголии:
1. Орду-Балык.
2. Солонкер-2.
3. Улангом.
ОТВЕТ: 2.

ВОПРОС 2. Культура раннего бронзового века Монголии:
1. Культура плиточных могил.
2. Тамцагбулакская.
3. Чемурчекская.
ОТВЕТ: 3.

ВОПРОС 3. Какие памятники связаны с культурой "оленных" камней в Монголии:
1. Пещерные стоянки.
2. Херексуры.
3. Тюркские оградки.
ОТВЕТ: 2.

ВОПРОС 4. Вид оружия, заимствованный населением Монголии из Китая:
1. Кинжалы.
2. Клевцы типа «гэ».
3. Лук «скифского» типа.
ОТВЕТ: 2.

ВОПРОС 5. Какое изображение символизирует «лицо» на «оленных» камнях?
1. Круги.
2. Циркульный орнамент.
3. Наклонные или горизонтальные полосы.
ОТВЕТ: 3.

ВОПРОС 6. Что НЕ входит в комплекс вооружения воинов раннего железного века Монголии?
1. Сабля.
2. Чекан.
3. Кинжал.
ОТВЕТ: 1.

ВОПРОС 7. Наиболее распространенный вид древнего искусства на территории Монголии:
1. Пещерная живопись.
2. Петроглифы.
3. Роспись керамики.
ОТВЕТ: 2.

ВОПРОС 8. К какой культуре относятся Ноин-Улинские курганы?
1. Тюрки.
2. Сяньби.
3. Хунну.
ОТВЕТ: 3.

ВОПРОС 9. Самый ранний из сохранившихся памятников тюркской письменности в Монголии:
1. Идэрский.
2. Бугутский.
3. Унгету.
ОТВЕТ: 2.

ВОПРОС 10. Памятники Кюль-Тегину и Бильге-кагану в Монголии открыл:
1. Н.М. Ядринцев.
2. В.В. Радлов.
3. Д.А. Клеменц.
ОТВЕТ: 1.

ВОПРОС 11. Правитель тюркского государства носил титул:
1. Шаньюй.
2. Каган.
3. Хан.
ОТВЕТ: 2.

ВОПРОС 12. Столица монгольской империи:
1. Орду-Балык.
2. Каракорум.
3. Хошо-Цайдам.
ОТВЕТ: 2.

ВОПРОС 13. Головной убор замужней монгольской женщины называется:
1. Бокка.
2. Кичка.
3. Тюбетейка.
ОТВЕТ: 1.

ВОПРОС 14. Название письма, использовавшегося в эпоху средневековья на территории Центральной Азии:
1. Иероглифическое.
2. Кириллическое.
3. Руническое
ОТВЕТ: 3.

ВОПРОС 15. Назовите территорию нахождения знаменитого комплекса петроглифов Хар-Хад:
1. Монгольский Алтай.
2. Гобийский Алтай.
3. Северная Монголия.
ОТВЕТ: 1.

КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
- «зачтено» - верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» - верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
- «отлично» - верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» - верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» - верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» - верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
ВОПРОС 1. «Оленные» камни символизируют ________________ .
ОТВЕТ: воина.

ВОПРОС 2. Памятник в окрестностях г. Мурена, содержащий большое количество «оленных» камней - ________________________ .
ОТВЕТ: Ушкийн-Увэр.

ВОПРОС 3. В каком году был открыт Улангомский могильник?
ОТВЕТ: в 1972 г.

ВОПРОС 4. Титул, который носил правитель хунну, называется ________________ .
ОТВЕТ: шаньюй.

ВОПРОС 5. Первого шаньюя державы хунну звали ________________ .
ОТВЕТ: Модэ.

ВОПРОС 6. Усовершенствование наконечников стрел, изобретенное хунну и предназначенное для деморализации врага, - это ___________________ .
ОТВЕТ: свистунки.

ВОПРОС 7. Широко известный могильник хунну – ____________________.
ОТВЕТ: Ноин-Ула.

ВОПРОС 8. Первый Тюркский каганат был создан в _____________ году.
ОТВЕТ: 551.

ВОПРОС 9. Памятник в Монгольском Алтае, на котором представлены изображения тяжеловооруженных тюркских всадников, – ________________________ .
ОТВЕТ: Хар-Хад.

ВОПРОС 10. Тюрки использовали _____________ письмо.
ОТВЕТ: руническое.

ВОПРОС 11. Темучжин получил титул Чингисхана в _____________ году.
ОТВЕТ: 1206.

ВОПРОС 12. Эпиграфические источники, зафиксированные на территории Монголии – _________________________________________________ .
ОТВЕТ: надписи, тексты, знаки, тамги на стелах и скалах.

ВОПРОС 13. Экспедиция В.В. Радлова была организована в ________________ году.
ОТВЕТ: 1890 г.

ВОПРОС 14. Годы монгольско-советской экспедиции, возглавлявшейся С.В. Килевым, ________________ .
ОТВЕТ: 1948–1949 гг.

ВОПРОС 15. Название пещеры, в которой были обнаружены росписи …
ОТВЕТ: Хойт-Цэнхэрийн-агуй.

ВОПРОС 16. В долине какой реки находится гора Аршан-хад, известная большим количеством изображений, датируемых мезолитом – неолитом …
ОТВЕТ: долины р. Хурх.

ВОПРОС 17. Петроглифы эпохи энеолита открыты в каньоне реки ________________ .
ОТВЕТ: Чулуут.

ВОПРОС 18. Вид монументального искусства, характерный для носителей чемурческской культуры, – ____________________.
ОТВЕТ: изваяния.

ВОПРОС 19. Условное обозначение, закрепившееся в историографии, для бронзовых кинжалов и ножей специфического типа, датируемых эпохой бронзы, – ________________________ .
ОТВЕТ: карасукские.

ВОПРОС 20. Памятники монументального искусства Монголии, датируемые концом бронзового началом раннего железного веков, – ________________________ .
ОТВЕТ: «оленные» камни.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
«Отлично» («зачтено») – ответ полный, развернутый. Вопрос полно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» («зачтено») – ответ полный, хотя краткий, студент владеет терминологией, ошибок нет. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, знает основную литературу, суждения правильны.
«Удовлетворительно» («зачтено») – ответ неполный. Недостатки в терминологии. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты.

ОЦЕНКА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-3: Способен критически осмысливать и применять в профессиональной деятельности, в том числе педагогической, знание основных положений и концепций в области истории, этнологии и социальной антропологии, археологии России и зарубежных стран, археологического источниковедения, истории, теории и методологии археологической науки, вспомогательных исторических дисциплин.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
ВОПРОС 1. Какое изображение символизирует «лицо» на «оленных» камнях?
1. Круги.
2. Циркульный орнамент.
3. Наклонные или горизонтальные полосы.
ОТВЕТ: 3.

ВОПРОС 2. Что НЕ входит в комплекс вооружения воинов раннего железного века Монголии?
1. Сабля.
2. Чекан.
3. Кинжал.
ОТВЕТ: 1.

ВОПРОС 3. Наиболее распространенный вид древнего искусства на территории Монголии:
1. Пещерная живопись.
2. Петроглифы.
3. Роспись керамики.
ОТВЕТ: 2.

ВОПРОС 4. К какой культуре относятся Ноин-Улинские курганы?
1. Тюрки.
2. Сяньби.
3. Хунну.
ОТВЕТ: 3.

ВОПРОС 5. Самый ранний из сохранившихся памятников тюркской письменности в Монголии:
1. Идэрский.
2. Бугутский.
3. Унгету.
ОТВЕТ: 2.

ВОПРОС 6. Памятники Кюль-Тегину и Бильге-кагану в Монголии открыл:
1. Н.М. Ядринцев.
2. В.В. Радлов.
3. Д.А. Клеменц.
ОТВЕТ: 1.

ВОПРОС 7. Палеолитическая стоянка Центральной Монголии:
1. Орду-Балык.
2. Солонкер-2.
3. Улангом.
ОТВЕТ: 2.

ВОПРОС 8. Культура раннего бронзового века Монголии:
1. Культура плиточных могил.
2. Тамцагбулакская.
3. Чемурчекская.
ОТВЕТ: 3.

ВОПРОС 9. Какие памятники связаны с культурой "оленных" камней в Монголии?
1. Пещерные стоянки.
2. Херексуры.
3. Тюркские оградки.
ОТВЕТ: 2.

ВОПРОС 10. Вид оружия, заимствованный населением Монголии из Китая:
1. Кинжалы.
2. Клевцы типа «гэ».
3. Лук «скифского» типа.
ОТВЕТ: 2.

ВОПРОС 11. Правитель тюркского государства носил титул:
1. Шаньюй.
2. Каган.
3. Хан.
ОТВЕТ: 2.

ВОПРОС 12. Столица монгольской империи:
1. Орду-Балык.
2. Каракорум.
3. Хошо-Цайдам.
ОТВЕТ: 2.

ВОПРОС 13. Головной убор замужней монгольской женщины называется:
1. Бокка.
2. Кичка.
3. Тюбетейка.
ОТВЕТ: 1.

ВОПРОС 14. Название письма, использовавшегося в эпоху средневековья на территории Центральной Азии:
1. Иероглифическое.
2. Кириллическое.
3. Руническое.
ОТВЕТ: 3.

ВОПРОС 15. Назовите территорию нахождения знаменитого комплекса петроглифов Хар-Хад:
1. Монгольский Алтай.
2. Гобийский Алтай.
3. Северная Монголия.
ОТВЕТ: 1.

КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
- «зачтено» - верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» - верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
- «отлично» - верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» - верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» - верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» - верно выполнено 50% и менее 50% заданий.ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1. Эпиграфические источники, зафиксированные на территории Монголии – _________________________________________________ .
ОТВЕТ: надписи, тексты, знаки, тамги на стелах и скалах.

ВОПРОС 2. Экспедиция В.В. Радлова была организована в ________________ году.
ОТВЕТ: 1890 г.

ВОПРОС 3. Годы монгольско-советской экспедиции, возглавлявшейся С.В. Килевым, ________________ .
ОТВЕТ: 1948–1949 гг.

ВОПРОС 4. Название пещеры, в которой были обнаружены росписи – ____________________________ .
ОТВЕТ: Хойт-Цэнхэрийн-агуй.

ВОПРОС 5. Долина реки ________________________ , в которой находится гора Аршан-хад, известная большим количеством изображений, датируемых мезолитом – неолитом.
ОТВЕТ: Хурх.

ВОПРОС 6. Петроглифы эпохи энеолита открыты в каньоне реки ____________________________ .
ОТВЕТ: Чулуут.

ВОПРОС 7. Вид монументального искусства, характерный для носителей чемурческской культуры, – ________________________ .
ОТВЕТ: изваяния.

ВОПРОС 8. Условное обозначение, закрепившееся в историографии, для бронзовых кинжалов и ножей специфического типа, датируемых эпохой бронзы, – ________________________ .
ОТВЕТ: карасукские.

ВОПРОС 9. Памятники монументального искусства Монголии, датируемые концом бронзового началом раннего железного веков, – ________________________ .
ОТВЕТ: «оленные» камни.

ВОПРОС 10. «Оленные» камни символизируют _____________ .
ОТВЕТ: воина.

ВОПРОС 11. Памятник в окрестностях г. Мурена, содержащий большое количество «оленных» камней, – ________________________ .
ОТВЕТ: Ушкийн-Увэр.

ВОПРОС 12. Улангомский могильник был открыт в _____________ году.
ОТВЕТ: 1972.

ВОПРОС 13. Титул, который носил правитель хунну, – ________________________ .
ОТВЕТ: шаньюй.

ВОПРОС 14. Первого шаньюя державы хунну звали _____________ .
ОТВЕТ: Модэ.

ВОПРОС 15. Усовершенствование наконечников стрел, изобретенное хунну и предназначенное для деморализации врага, – ________________________ .
ОТВЕТ: свистунки.

ВОПРОС 16. Широко известный могильник хунну– ________________ .
ОТВЕТ: Ноин-Ула.

ВОПРОС 17. Первый Тюркский каганат был создан в _____________ году.
ОТВЕТ: 551.

ВОПРОС 18. Памятник в Монгольском Алтае, на котором представлены изображения тяжеловооруженных тюркских всадников, – ________________________ .
ОТВЕТ: Хар-Хад.

ВОПРОС 19. Тюрки использовали_____________ письмо.
ОТВЕТ: руническое.

ВОПРОС 20. Темучжин получил титул Чингисхана в _____________ году.
ОТВЕТ: 1206.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
«Отлично» («зачтено») – ответ полный, развернутый. Вопрос полно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» («зачтено») – ответ полный, хотя краткий, студент владеет терминологией, ошибок нет. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, знает основную литературу, суждения правильны.
«Удовлетворительно» («зачтено») – ответ неполный. Недостатки в терминологии. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты.

ОЦЕНКА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен реконструировать исторические процессы и события на основе археологических источников с использованием знаний в области гуманитарных и естественных наук.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
ВОПРОС 1. Правитель тюркского государства носил титул:
1. Шаньюй.
2. Каган.
3. Хан.
ОТВЕТ: 2.

ВОПРОС 2. Назовите столицу монгольской империи:
1. Орду-Балык.
2. Каракорум.
3. Хошо-Цайдам.
ОТВЕТ: 2.

ВОПРОС 3. Головной убор замужней монгольской женщины называется:
1. Бокка.
2. Кичка
3. Тюбетейка.
ОТВЕТ: 1.

ВОПРОС 4. Название письма, использовавшегося в эпоху средневековья на территории Центральной Азии:
1. Иероглифическое.
2. Кириллическое.
3. Руническое.
ОТВЕТ: 3.

ВОПРОС 5. Назовите территорию нахождения знаменитого комплекса петроглифов Хар-Хад:
1. Монгольский Алтай.
2. Гобийский Алтай.
3. Северная Монголия.
ОТВЕТ: 1.

ВОПРОС 6. Какое изображение символизирует «лицо» на «оленных» камнях?
1. Круги.
2. Циркульный орнамент.
3. Наклонные или горизонтальные полосы.
ОТВЕТ: 3.

ВОПРОС 7. Что НЕ входит в комплекс вооружения воинов раннего железного века Монголии?
1. Сабля.
2. Чекан.
3. Кинжал.
ОТВЕТ: 1.

ВОПРОС 8. Наиболее распространенный вид древнего искусства на территории Монголии:
1. Пещерная живопись.
2. Петроглифы.
3. Роспись керамики.
ОТВЕТ: 2.

ВОПРОС 9. К какой культуре относятся Ноин-Улинские курганы?
1. Тюрки.
2. Сяньби.
3. Хунну.
ОТВЕТ: 3.

ВОПРОС 10. Самый ранний из сохранившихся памятников тюркской письменности в Монголии:
1. Идэрский.
2. Бугутский.
3. Унгету.
ОТВЕТ: 2.

ВОПРОС 11. Памятники Кюль-Тегину и Бильге-кагану в Монголии открыл:
1. Н.М. Ядринцев.
2. В.В. Радлов.
3. Д.А. Клеменц.
ОТВЕТ:1.

ВОПРОС 12. Палеолитическая стоянка Центральной Монголии:
1. Орду-Балык.
2. Солонкер-2.
3. Улангом.
ОТВЕТ: 2.

ВОПРОС 13. Культура раннего бронзового века Монголии:
1. Культура плиточных могил.
2. Тамцагбулакская.
3. Чемурчекская.
ОТВЕТ: 3.

ВОПРОС 14. Какие памятники связаны с культурой "оленных" камней в Монголии?
1. Пещерные стоянки.
2. Херексуры.
3. Тюркские оградки.
ОТВЕТ: 2.

ВОПРОС 15. Вид оружия, заимствованный населением Монголии из Китая:
1. Кинжалы.
2. Клевцы типа «гэ».
3. Лук «скифского» типа.
ОТВЕТ: 2.

КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
- «зачтено» - верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» - верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
- «отлично» - верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» - верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» - верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» - верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
ВОПРОС 1. Усовершенствование наконечников стрел, изобретенное хунну и предназначенное для деморализации врага, – ________________________ .
ОТВЕТ: свистунки.

ВОПРОС 2. Широко известный могильник хунну– ________________ .
ОТВЕТ: Ноин-Ула.

ВОПРОС 3. Первый Тюркский каганат был создан в _____________ году.
ОТВЕТ: 551.

ВОПРОС 4. Памятник в Монгольском Алтае, на котором представлены изображения тяжеловооруженных тюркских всадников, – ________________________ .
ОТВЕТ: Хар-Хад.

ВОПРОС 5. Тюрки использовали_____________ письмо.
ОТВЕТ: руническое.

ВОПРОС 6. Темучжин получил титул Чингисхана в _____________ году.
ОТВЕТ: 1206.

ВОПРОС 7. Эпиграфические источники, зафиксированные на территории Монголии – _________________________________________________ .
ОТВЕТ: надписи, тексты, знаки, тамги на стелах и скалах.

ВОПРОС 8. Экспедиция В.В. Радлова была организована в ________________ году.
ОТВЕТ: 1890 г.

ВОПРОС 9. Годы монгольско-советской экспедиции, возглавлявшейся С.В. Килевым, ________________ .
ОТВЕТ: 1948–1949 гг.

ВОПРОС 10. Название пещеры, в которой были обнаружены росписи – ____________________________ .
ОТВЕТ: Хойт-Цэнхэрийн-агуй.

ВОПРОС 11. Долина реки ________________________ , в которой находится гора Аршан-хад, известная большим количеством изображений, датируемых мезолитом – неолитом.
ОТВЕТ: Хурх.

ВОПРОС 12. Петроглифы эпохи энеолита открыты в каньоне реки ________________ .
ОТВЕТ: Чулуут.

ВОПРОС 13. Вид монументального искусства, характерный для носителей чемурческской культуры, – ____________________.
ОТВЕТ: изваяния.

ВОПРОС 14. Условное обозначение, закрепившееся в историографии, для бронзовых кинжалов и ножей специфического типа, датируемых эпохой бронзы, – ________________________ .
ОТВЕТ: карасукские.

ВОПРОС 15. Памятники монументального искусства Монголии, датируемые концом бронзового началом раннего железного веков, – ________________________ .
ОТВЕТ: «оленные» камни.

ВОПРОС 16. «Оленные» камни символизируют _____________ .
ОТВЕТ: воина.

ВОПРОС 17. Памятник в окрестностях г. Мурена, содержащий большое количество «оленных» камней, – ________________________ .
ОТВЕТ: Ушкийн-Увэр.

ВОПРОС 18. Улангомский могильник был открыт в _____________ году.
ОТВЕТ: 1972.

ВОПРОС 19. Титул, который носил правитель хунну, – ________________________ .
ОТВЕТ: шаньюй..

ВОПРОС 20. Первого шаньюя державы хунну звали _____________ .
ОТВЕТ: Модэ.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
«Отлично» («зачтено») – ответ полный, развернутый. Вопрос полно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» («зачтено») – ответ полный, хотя краткий, студент владеет терминологией, ошибок нет. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, знает основную литературу, суждения правильны.
«Удовлетворительно» («зачтено») – ответ неполный. Недостатки в терминологии. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) / экзамена (выбрать нужное) по всему изученному курсу. Зачет / экзамен (выбрать нужное) проводится в устной форме по билетам.
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Основные этапы формирования российской школы монголоведения.
2. Первые экспедиции в Монголию (И. Петлин, П. Кафаров и др.).
3. Деятельность В.П. Васильева и Н.Я. Бичурина.
4. Вклад Г.Ф. Миллера, Е.И. Фишера, Д.Г. Мессершмидта, П.С. Палласа и других ученых-путешественников в освоение культурного и религиозного наследия Монголии и Центральной Азии.
5. Развитие научной деятельности ученых классического дореволюционного монголоведения (Н.М. Пржевальский, Д.А. Клеменц, В.В. Радлов, A.M. Позднеев, П.К. Козлов, В.И. Роборовский и др.).
6. Монголоведческие школы (казанская, петербургская и др.).
7. Концепции этнокультурного развития Монголии.
8. Палеолит Монголии. Три района сосредоточения стратифицированных объектов.
9. Комплекс палеолитических стоянок в Центральной Монголии (Орхон-1, Орхон-7, Мойлтын ам).
10. Бронзовый век Западной и Восточной Монголии в контексте современных открытий.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Культура херексуров и "оленных" камней.
2. Изобразительное искусство кочевых племен.
3. Поселения хунну Монголии.
4. Погребальный обряд хунну. Элитные захоронения.
5. Этнические процессы в Монголии и Центральной Азии на рубеже I в. до н.э.–I в. н.э. Сяньбийские племена.
6. Тюркская культура. Предметный комплекс (предметы вооружения, быта, снаряжения верхового коня).
7. Изобразительное искусство раннесредневекового населения Центральной Азии.
8. Каменные изваяния – памятники искусства древних и средневековых народов Монголии
9. Религиозная ситуация в Тюркском каганате.
10. Уйгурский культурный комплекс в Монголии.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» («зачтено»): студентом дан полный, исчерпывающий ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знание в полном объеме учебной программы по предмету, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, приводи собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» («зачтено»): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные в ходе самостоятельного изучения материала, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с неточностью.
«Удовлетворительно» («зачтено»): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процесса изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных процессов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умение аргументировать свою точку зрения. Не решил практические задания, либо выполнил их со значительными ошибками.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины