Закреплена за кафедрой | Кафедра археологии, этнографии и музеологии |
---|---|
Направление подготовки | 46.04.04. Археология |
Профиль | Археология Центральной Азии |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 46_04_04_Археология_АЦА-2023 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 14 | 4 | 14 | 4 |
Практические | 18 | 2 | 18 | 2 |
Сам. работа | 76 | 2 | 76 | 2 |
Итого | 108 | 8 | 108 | 8 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии
Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Тишкин Алексей Алексеевич
1.1. | Целью освоения учебной дисциплины является формирование у студентов знаний об археологии Монголии. задачи: • познакомить с историей изучения археологических памятников региона и их спецификой; • сформировать представления о периодизации и современных культурно-хронологических схемах; • дать характеристику каждого из основных этапов древней истории региона. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03.01 |
ОПК-2 | Способен анализировать и содержательно объяснять на основе междисциплинарных подходов историко-археологические процессы и явления в их культурных, экономических, социальных и политических измерениях и их отражение в археологических источниках; |
ОПК-2.1 | Знает специфику историко-археологических процессов и явлений в Центральной Азии |
ОПК-2.2 | Учитывает при анализе археологических источников научные концепции исторического развития социумов, исходя из знаний современных теорий исторического процесса |
ОПК-2.3 | Использует общенаучные, исторические, археологические и естественнонаучные методы при анализе исторических и археологических объектов |
ОПК-3 | Способен критически осмысливать и применять в профессиональной деятельности, в том числе педагогической, знание основных положений и концепций в области истории, этнологии и социальной антропологии, археологии России и зарубежных стран, археологического источниковедения, истории, теории и методологии археологической науки, вспомогательных исторических дисциплин; |
ОПК-3.1 | Знает и критически осмысливает отечественный и зарубежный опыт развития археологии |
ОПК-3.2 | Применяет методы исторического и археологического исследования, привлекает основные положения этнологии и социальной антропологии, а также использует данные вспомогательных исторических наук в ходе профессиональной деятельности, в том числе педагогической |
ОПК-3.3 | Анализирует собранный эмпирический материал, делает достоверные и верифицируемые выводы при изучении археологии Центральной Азии |
ОПК-3.4 | Способен синхронизировать события, явления и процессы исторического развития разных обществ Центральной Азии эпохи древности, средних веков и нового времени |
ПК-1 | Способен реконструировать исторические процессы и события на основе археологических источников с использованием знаний в области гуманитарных и естественных наук |
ПК-1.1 | Знает результаты археологического изучения отдельных регионов Центральной Азии |
ПК-1.2 | Применяет цифровые технологии в исторических и археологических исследованиях, включая область вспомогательных исторических дисциплин |
ПК-1.3 | Использует комплексный подход к анализу археологических источников |
ПК-1.4 | Владеет методикой реконструкции процессов и событий с учетом знаний о региональных и хронологических особенностях материальной и духовной культуры человечества |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Раздел 1. Место Монголии на исторической и географической карте Центральной Азии. | ||||||
1.1. | Географическая характеристика Монголии. История изучения памятников археологии. | Лекции | 2 | 4 | ||
1.2. | История исследования наиболее значимых археологических памятников Монголии. | Практические | 2 | 2 | ||
1.3. | Современные археологические исследования в Монголии. | Сам. работа | 2 | 2 | ||
Раздел 2. Раздел 2. Каменный век Монголии. | ||||||
Раздел 3. Раздел 3. Бронзовый век Монголии. | ||||||
Раздел 4. Раздел 4. Эпоха ранних кочевников. | ||||||
Раздел 5. Раздел 5. Ранние кочевые империи Монголии. | ||||||
Раздел 6. Раздел 6. Монголия в средневековье. |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн- курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» ОЦЕНКА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-2: Способен анализировать и содержательно объяснять на основе междисциплинарных подходов историко-археологические процессы и явления в их культурных, экономических, социальных и политических измерениях и их отражение в археологических источниках. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА: ВОПРОС 1. Палеолитическая стоянка Центральной Монголии: 1. Орду-Балык. 2. Солонкер-2. 3. Улангом. ОТВЕТ: 2. ВОПРОС 2. Культура раннего бронзового века Монголии: 1. Культура плиточных могил. 2. Тамцагбулакская. 3. Чемурчекская. ОТВЕТ: 3. ВОПРОС 3. Какие памятники связаны с культурой "оленных" камней в Монголии: 1. Пещерные стоянки. 2. Херексуры. 3. Тюркские оградки. ОТВЕТ: 2. ВОПРОС 4. Вид оружия, заимствованный населением Монголии из Китая: 1. Кинжалы. 2. Клевцы типа «гэ». 3. Лук «скифского» типа. ОТВЕТ: 2. ВОПРОС 5. Какое изображение символизирует «лицо» на «оленных» камнях? 1. Круги. 2. Циркульный орнамент. 3. Наклонные или горизонтальные полосы. ОТВЕТ: 3. ВОПРОС 6. Что НЕ входит в комплекс вооружения воинов раннего железного века Монголии? 1. Сабля. 2. Чекан. 3. Кинжал. ОТВЕТ: 1. ВОПРОС 7. Наиболее распространенный вид древнего искусства на территории Монголии: 1. Пещерная живопись. 2. Петроглифы. 3. Роспись керамики. ОТВЕТ: 2. ВОПРОС 8. К какой культуре относятся Ноин-Улинские курганы? 1. Тюрки. 2. Сяньби. 3. Хунну. ОТВЕТ: 3. ВОПРОС 9. Самый ранний из сохранившихся памятников тюркской письменности в Монголии: 1. Идэрский. 2. Бугутский. 3. Унгету. ОТВЕТ: 2. ВОПРОС 10. Памятники Кюль-Тегину и Бильге-кагану в Монголии открыл: 1. Н.М. Ядринцев. 2. В.В. Радлов. 3. Д.А. Клеменц. ОТВЕТ: 1. ВОПРОС 11. Правитель тюркского государства носил титул: 1. Шаньюй. 2. Каган. 3. Хан. ОТВЕТ: 2. ВОПРОС 12. Столица монгольской империи: 1. Орду-Балык. 2. Каракорум. 3. Хошо-Цайдам. ОТВЕТ: 2. ВОПРОС 13. Головной убор замужней монгольской женщины называется: 1. Бокка. 2. Кичка. 3. Тюбетейка. ОТВЕТ: 1. ВОПРОС 14. Название письма, использовавшегося в эпоху средневековья на территории Центральной Азии: 1. Иероглифическое. 2. Кириллическое. 3. Руническое ОТВЕТ: 3. ВОПРОС 15. Назовите территорию нахождения знаменитого комплекса петроглифов Хар-Хад: 1. Монгольский Алтай. 2. Гобийский Алтай. 3. Северная Монголия. ОТВЕТ: 1. КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: - «зачтено» - верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» - верно выполнено 50% и менее 50% заданий; - «отлично» - верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» - верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» - верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» - верно выполнено 50% и менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА: ВОПРОС 1. «Оленные» камни символизируют ________________ . ОТВЕТ: воина. ВОПРОС 2. Памятник в окрестностях г. Мурена, содержащий большое количество «оленных» камней - ________________________ . ОТВЕТ: Ушкийн-Увэр. ВОПРОС 3. В каком году был открыт Улангомский могильник? ОТВЕТ: в 1972 г. ВОПРОС 4. Титул, который носил правитель хунну, называется ________________ . ОТВЕТ: шаньюй. ВОПРОС 5. Первого шаньюя державы хунну звали ________________ . ОТВЕТ: Модэ. ВОПРОС 6. Усовершенствование наконечников стрел, изобретенное хунну и предназначенное для деморализации врага, - это ___________________ . ОТВЕТ: свистунки. ВОПРОС 7. Широко известный могильник хунну – ____________________. ОТВЕТ: Ноин-Ула. ВОПРОС 8. Первый Тюркский каганат был создан в _____________ году. ОТВЕТ: 551. ВОПРОС 9. Памятник в Монгольском Алтае, на котором представлены изображения тяжеловооруженных тюркских всадников, – ________________________ . ОТВЕТ: Хар-Хад. ВОПРОС 10. Тюрки использовали _____________ письмо. ОТВЕТ: руническое. ВОПРОС 11. Темучжин получил титул Чингисхана в _____________ году. ОТВЕТ: 1206. ВОПРОС 12. Эпиграфические источники, зафиксированные на территории Монголии – _________________________________________________ . ОТВЕТ: надписи, тексты, знаки, тамги на стелах и скалах. ВОПРОС 13. Экспедиция В.В. Радлова была организована в ________________ году. ОТВЕТ: 1890 г. ВОПРОС 14. Годы монгольско-советской экспедиции, возглавлявшейся С.В. Килевым, ________________ . ОТВЕТ: 1948–1949 гг. ВОПРОС 15. Название пещеры, в которой были обнаружены росписи … ОТВЕТ: Хойт-Цэнхэрийн-агуй. ВОПРОС 16. В долине какой реки находится гора Аршан-хад, известная большим количеством изображений, датируемых мезолитом – неолитом … ОТВЕТ: долины р. Хурх. ВОПРОС 17. Петроглифы эпохи энеолита открыты в каньоне реки ________________ . ОТВЕТ: Чулуут. ВОПРОС 18. Вид монументального искусства, характерный для носителей чемурческской культуры, – ____________________. ОТВЕТ: изваяния. ВОПРОС 19. Условное обозначение, закрепившееся в историографии, для бронзовых кинжалов и ножей специфического типа, датируемых эпохой бронзы, – ________________________ . ОТВЕТ: карасукские. ВОПРОС 20. Памятники монументального искусства Монголии, датируемые концом бронзового началом раннего железного веков, – ________________________ . ОТВЕТ: «оленные» камни. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ: «Отлично» («зачтено») – ответ полный, развернутый. Вопрос полно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» («зачтено») – ответ полный, хотя краткий, студент владеет терминологией, ошибок нет. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, знает основную литературу, суждения правильны. «Удовлетворительно» («зачтено») – ответ неполный. Недостатки в терминологии. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. ОЦЕНКА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-3: Способен критически осмысливать и применять в профессиональной деятельности, в том числе педагогической, знание основных положений и концепций в области истории, этнологии и социальной антропологии, археологии России и зарубежных стран, археологического источниковедения, истории, теории и методологии археологической науки, вспомогательных исторических дисциплин. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА: ВОПРОС 1. Какое изображение символизирует «лицо» на «оленных» камнях? 1. Круги. 2. Циркульный орнамент. 3. Наклонные или горизонтальные полосы. ОТВЕТ: 3. ВОПРОС 2. Что НЕ входит в комплекс вооружения воинов раннего железного века Монголии? 1. Сабля. 2. Чекан. 3. Кинжал. ОТВЕТ: 1. ВОПРОС 3. Наиболее распространенный вид древнего искусства на территории Монголии: 1. Пещерная живопись. 2. Петроглифы. 3. Роспись керамики. ОТВЕТ: 2. ВОПРОС 4. К какой культуре относятся Ноин-Улинские курганы? 1. Тюрки. 2. Сяньби. 3. Хунну. ОТВЕТ: 3. ВОПРОС 5. Самый ранний из сохранившихся памятников тюркской письменности в Монголии: 1. Идэрский. 2. Бугутский. 3. Унгету. ОТВЕТ: 2. ВОПРОС 6. Памятники Кюль-Тегину и Бильге-кагану в Монголии открыл: 1. Н.М. Ядринцев. 2. В.В. Радлов. 3. Д.А. Клеменц. ОТВЕТ: 1. ВОПРОС 7. Палеолитическая стоянка Центральной Монголии: 1. Орду-Балык. 2. Солонкер-2. 3. Улангом. ОТВЕТ: 2. ВОПРОС 8. Культура раннего бронзового века Монголии: 1. Культура плиточных могил. 2. Тамцагбулакская. 3. Чемурчекская. ОТВЕТ: 3. ВОПРОС 9. Какие памятники связаны с культурой "оленных" камней в Монголии? 1. Пещерные стоянки. 2. Херексуры. 3. Тюркские оградки. ОТВЕТ: 2. ВОПРОС 10. Вид оружия, заимствованный населением Монголии из Китая: 1. Кинжалы. 2. Клевцы типа «гэ». 3. Лук «скифского» типа. ОТВЕТ: 2. ВОПРОС 11. Правитель тюркского государства носил титул: 1. Шаньюй. 2. Каган. 3. Хан. ОТВЕТ: 2. ВОПРОС 12. Столица монгольской империи: 1. Орду-Балык. 2. Каракорум. 3. Хошо-Цайдам. ОТВЕТ: 2. ВОПРОС 13. Головной убор замужней монгольской женщины называется: 1. Бокка. 2. Кичка. 3. Тюбетейка. ОТВЕТ: 1. ВОПРОС 14. Название письма, использовавшегося в эпоху средневековья на территории Центральной Азии: 1. Иероглифическое. 2. Кириллическое. 3. Руническое. ОТВЕТ: 3. ВОПРОС 15. Назовите территорию нахождения знаменитого комплекса петроглифов Хар-Хад: 1. Монгольский Алтай. 2. Гобийский Алтай. 3. Северная Монголия. ОТВЕТ: 1. КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: - «зачтено» - верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» - верно выполнено 50% и менее 50% заданий; - «отлично» - верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» - верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» - верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» - верно выполнено 50% и менее 50% заданий.ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА: ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА ВОПРОС 1. Эпиграфические источники, зафиксированные на территории Монголии – _________________________________________________ . ОТВЕТ: надписи, тексты, знаки, тамги на стелах и скалах. ВОПРОС 2. Экспедиция В.В. Радлова была организована в ________________ году. ОТВЕТ: 1890 г. ВОПРОС 3. Годы монгольско-советской экспедиции, возглавлявшейся С.В. Килевым, ________________ . ОТВЕТ: 1948–1949 гг. ВОПРОС 4. Название пещеры, в которой были обнаружены росписи – ____________________________ . ОТВЕТ: Хойт-Цэнхэрийн-агуй. ВОПРОС 5. Долина реки ________________________ , в которой находится гора Аршан-хад, известная большим количеством изображений, датируемых мезолитом – неолитом. ОТВЕТ: Хурх. ВОПРОС 6. Петроглифы эпохи энеолита открыты в каньоне реки ____________________________ . ОТВЕТ: Чулуут. ВОПРОС 7. Вид монументального искусства, характерный для носителей чемурческской культуры, – ________________________ . ОТВЕТ: изваяния. ВОПРОС 8. Условное обозначение, закрепившееся в историографии, для бронзовых кинжалов и ножей специфического типа, датируемых эпохой бронзы, – ________________________ . ОТВЕТ: карасукские. ВОПРОС 9. Памятники монументального искусства Монголии, датируемые концом бронзового началом раннего железного веков, – ________________________ . ОТВЕТ: «оленные» камни. ВОПРОС 10. «Оленные» камни символизируют _____________ . ОТВЕТ: воина. ВОПРОС 11. Памятник в окрестностях г. Мурена, содержащий большое количество «оленных» камней, – ________________________ . ОТВЕТ: Ушкийн-Увэр. ВОПРОС 12. Улангомский могильник был открыт в _____________ году. ОТВЕТ: 1972. ВОПРОС 13. Титул, который носил правитель хунну, – ________________________ . ОТВЕТ: шаньюй. ВОПРОС 14. Первого шаньюя державы хунну звали _____________ . ОТВЕТ: Модэ. ВОПРОС 15. Усовершенствование наконечников стрел, изобретенное хунну и предназначенное для деморализации врага, – ________________________ . ОТВЕТ: свистунки. ВОПРОС 16. Широко известный могильник хунну– ________________ . ОТВЕТ: Ноин-Ула. ВОПРОС 17. Первый Тюркский каганат был создан в _____________ году. ОТВЕТ: 551. ВОПРОС 18. Памятник в Монгольском Алтае, на котором представлены изображения тяжеловооруженных тюркских всадников, – ________________________ . ОТВЕТ: Хар-Хад. ВОПРОС 19. Тюрки использовали_____________ письмо. ОТВЕТ: руническое. ВОПРОС 20. Темучжин получил титул Чингисхана в _____________ году. ОТВЕТ: 1206. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ: «Отлично» («зачтено») – ответ полный, развернутый. Вопрос полно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» («зачтено») – ответ полный, хотя краткий, студент владеет терминологией, ошибок нет. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, знает основную литературу, суждения правильны. «Удовлетворительно» («зачтено») – ответ неполный. Недостатки в терминологии. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. ОЦЕНКА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен реконструировать исторические процессы и события на основе археологических источников с использованием знаний в области гуманитарных и естественных наук. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА: ВОПРОС 1. Правитель тюркского государства носил титул: 1. Шаньюй. 2. Каган. 3. Хан. ОТВЕТ: 2. ВОПРОС 2. Назовите столицу монгольской империи: 1. Орду-Балык. 2. Каракорум. 3. Хошо-Цайдам. ОТВЕТ: 2. ВОПРОС 3. Головной убор замужней монгольской женщины называется: 1. Бокка. 2. Кичка 3. Тюбетейка. ОТВЕТ: 1. ВОПРОС 4. Название письма, использовавшегося в эпоху средневековья на территории Центральной Азии: 1. Иероглифическое. 2. Кириллическое. 3. Руническое. ОТВЕТ: 3. ВОПРОС 5. Назовите территорию нахождения знаменитого комплекса петроглифов Хар-Хад: 1. Монгольский Алтай. 2. Гобийский Алтай. 3. Северная Монголия. ОТВЕТ: 1. ВОПРОС 6. Какое изображение символизирует «лицо» на «оленных» камнях? 1. Круги. 2. Циркульный орнамент. 3. Наклонные или горизонтальные полосы. ОТВЕТ: 3. ВОПРОС 7. Что НЕ входит в комплекс вооружения воинов раннего железного века Монголии? 1. Сабля. 2. Чекан. 3. Кинжал. ОТВЕТ: 1. ВОПРОС 8. Наиболее распространенный вид древнего искусства на территории Монголии: 1. Пещерная живопись. 2. Петроглифы. 3. Роспись керамики. ОТВЕТ: 2. ВОПРОС 9. К какой культуре относятся Ноин-Улинские курганы? 1. Тюрки. 2. Сяньби. 3. Хунну. ОТВЕТ: 3. ВОПРОС 10. Самый ранний из сохранившихся памятников тюркской письменности в Монголии: 1. Идэрский. 2. Бугутский. 3. Унгету. ОТВЕТ: 2. ВОПРОС 11. Памятники Кюль-Тегину и Бильге-кагану в Монголии открыл: 1. Н.М. Ядринцев. 2. В.В. Радлов. 3. Д.А. Клеменц. ОТВЕТ:1. ВОПРОС 12. Палеолитическая стоянка Центральной Монголии: 1. Орду-Балык. 2. Солонкер-2. 3. Улангом. ОТВЕТ: 2. ВОПРОС 13. Культура раннего бронзового века Монголии: 1. Культура плиточных могил. 2. Тамцагбулакская. 3. Чемурчекская. ОТВЕТ: 3. ВОПРОС 14. Какие памятники связаны с культурой "оленных" камней в Монголии? 1. Пещерные стоянки. 2. Херексуры. 3. Тюркские оградки. ОТВЕТ: 2. ВОПРОС 15. Вид оружия, заимствованный населением Монголии из Китая: 1. Кинжалы. 2. Клевцы типа «гэ». 3. Лук «скифского» типа. ОТВЕТ: 2. КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: - «зачтено» - верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» - верно выполнено 50% и менее 50% заданий; - «отлично» - верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» - верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» - верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» - верно выполнено 50% и менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА: ВОПРОС 1. Усовершенствование наконечников стрел, изобретенное хунну и предназначенное для деморализации врага, – ________________________ . ОТВЕТ: свистунки. ВОПРОС 2. Широко известный могильник хунну– ________________ . ОТВЕТ: Ноин-Ула. ВОПРОС 3. Первый Тюркский каганат был создан в _____________ году. ОТВЕТ: 551. ВОПРОС 4. Памятник в Монгольском Алтае, на котором представлены изображения тяжеловооруженных тюркских всадников, – ________________________ . ОТВЕТ: Хар-Хад. ВОПРОС 5. Тюрки использовали_____________ письмо. ОТВЕТ: руническое. ВОПРОС 6. Темучжин получил титул Чингисхана в _____________ году. ОТВЕТ: 1206. ВОПРОС 7. Эпиграфические источники, зафиксированные на территории Монголии – _________________________________________________ . ОТВЕТ: надписи, тексты, знаки, тамги на стелах и скалах. ВОПРОС 8. Экспедиция В.В. Радлова была организована в ________________ году. ОТВЕТ: 1890 г. ВОПРОС 9. Годы монгольско-советской экспедиции, возглавлявшейся С.В. Килевым, ________________ . ОТВЕТ: 1948–1949 гг. ВОПРОС 10. Название пещеры, в которой были обнаружены росписи – ____________________________ . ОТВЕТ: Хойт-Цэнхэрийн-агуй. ВОПРОС 11. Долина реки ________________________ , в которой находится гора Аршан-хад, известная большим количеством изображений, датируемых мезолитом – неолитом. ОТВЕТ: Хурх. ВОПРОС 12. Петроглифы эпохи энеолита открыты в каньоне реки ________________ . ОТВЕТ: Чулуут. ВОПРОС 13. Вид монументального искусства, характерный для носителей чемурческской культуры, – ____________________. ОТВЕТ: изваяния. ВОПРОС 14. Условное обозначение, закрепившееся в историографии, для бронзовых кинжалов и ножей специфического типа, датируемых эпохой бронзы, – ________________________ . ОТВЕТ: карасукские. ВОПРОС 15. Памятники монументального искусства Монголии, датируемые концом бронзового началом раннего железного веков, – ________________________ . ОТВЕТ: «оленные» камни. ВОПРОС 16. «Оленные» камни символизируют _____________ . ОТВЕТ: воина. ВОПРОС 17. Памятник в окрестностях г. Мурена, содержащий большое количество «оленных» камней, – ________________________ . ОТВЕТ: Ушкийн-Увэр. ВОПРОС 18. Улангомский могильник был открыт в _____________ году. ОТВЕТ: 1972. ВОПРОС 19. Титул, который носил правитель хунну, – ________________________ . ОТВЕТ: шаньюй.. ВОПРОС 20. Первого шаньюя державы хунну звали _____________ . ОТВЕТ: Модэ. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ: «Отлично» («зачтено») – ответ полный, развернутый. Вопрос полно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» («зачтено») – ответ полный, хотя краткий, студент владеет терминологией, ошибок нет. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, знает основную литературу, суждения правильны. «Удовлетворительно» («зачтено») – ответ неполный. Недостатки в терминологии. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) / экзамена (выбрать нужное) по всему изученному курсу. Зачет / экзамен (выбрать нужное) проводится в устной форме по билетам. ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА 1. Основные этапы формирования российской школы монголоведения. 2. Первые экспедиции в Монголию (И. Петлин, П. Кафаров и др.). 3. Деятельность В.П. Васильева и Н.Я. Бичурина. 4. Вклад Г.Ф. Миллера, Е.И. Фишера, Д.Г. Мессершмидта, П.С. Палласа и других ученых-путешественников в освоение культурного и религиозного наследия Монголии и Центральной Азии. 5. Развитие научной деятельности ученых классического дореволюционного монголоведения (Н.М. Пржевальский, Д.А. Клеменц, В.В. Радлов, A.M. Позднеев, П.К. Козлов, В.И. Роборовский и др.). 6. Монголоведческие школы (казанская, петербургская и др.). 7. Концепции этнокультурного развития Монголии. 8. Палеолит Монголии. Три района сосредоточения стратифицированных объектов. 9. Комплекс палеолитических стоянок в Центральной Монголии (Орхон-1, Орхон-7, Мойлтын ам). 10. Бронзовый век Западной и Восточной Монголии в контексте современных открытий. ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА 1. Культура херексуров и "оленных" камней. 2. Изобразительное искусство кочевых племен. 3. Поселения хунну Монголии. 4. Погребальный обряд хунну. Элитные захоронения. 5. Этнические процессы в Монголии и Центральной Азии на рубеже I в. до н.э.–I в. н.э. Сяньбийские племена. 6. Тюркская культура. Предметный комплекс (предметы вооружения, быта, снаряжения верхового коня). 7. Изобразительное искусство раннесредневекового населения Центральной Азии. 8. Каменные изваяния – памятники искусства древних и средневековых народов Монголии 9. Религиозная ситуация в Тюркском каганате. 10. Уйгурский культурный комплекс в Монголии. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: «Отлично» («зачтено»): студентом дан полный, исчерпывающий ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знание в полном объеме учебной программы по предмету, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, приводи собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок. «Хорошо» («зачтено»): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные в ходе самостоятельного изучения материала, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с неточностью. «Удовлетворительно» («зачтено»): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процесса изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных процессов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умение аргументировать свою точку зрения. Не решил практические задания, либо выполнил их со значительными ошибками. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||