Закреплена за кафедрой | Кафедра региональной экономики и управления |
---|---|
Направление подготовки | 20.03.01. Техносферная безопасность |
Профиль | Безопасность жизнедеятельности в техносфере |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 20_03_01_Техносферная безопасность_БЖвТ-2023 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 36 | 36 | 36 | 36 |
Сам. работа | 18 | 18 | 18 | 18 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра региональной экономики и управления
Протокол от 29.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Мищенко Виталий Викторович
1.1. | формирование у обучающихся системы знаний, навыков и компетенций, а также ценностей, правил и норм поведения, связанных с осознанием принадлежности к российскому обществу, развитием чувства патриотизма и гражданственности, формированием духовно-нравственного и культурного фундамента развитой и цельной личности, осознающей особенности исторического пути российского государства, самобытность его политической организации и сопряжение индивидуального достоинства и успеха с общественным прогрессом и политической стабильностью своей Родины. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01 |
УК-5 | Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах |
УК-5.1 | Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира |
УК-5.2 | Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно-исторической обусловленности |
УК-5.3 | Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества |
УК-5.4 | Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | УК-5.1. Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | УК-5.2. Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно-исторической обусловленности. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | УК-5.3. Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества. УК-5.4. Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Что такое Россия | ||||||
1.1. | Современная Россия: цифры и факты, достижения и герои | Лекции | 1 | 2 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.2. | Многообразие российских регионов | Практические | 1 | 2 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.3. | Испытания и победы России | Практические | 1 | 2 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.4. | Герои страны, герои народа | Практические | 1 | 2 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.5. | Современная Россия: цифры и факты, достижения и герои | Сам. работа | 1 | 2 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 2. Российское государство- цивилизация | ||||||
2.1. | Цивилизационный подход: возможности и ограничения | Лекции | 1 | 2 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.2. | Философское осмысление России как цивилизации | Лекции | 1 | 2 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.3. | Применимость и альтернативы цивилизационного подхода | Практические | 1 | 2 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.4. | Российская цивилизация | Практические | 1 | 2 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.5. | Российское государство- цивилизация | Сам. работа | 1 | 4 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 3. Российское мировоззрение и ценности российской цивилизации | ||||||
3.1. | Мировоззрение и идентичность | Лекции | 1 | 2 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.2. | Мировоззренческие принципы (константы) российской цивилизации | Лекции | 1 | 2 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.3. | Ценностные вызовы современной политики | Практические | 1 | 2 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.4. | Концепт мировоззрения в социальных науках | Практические | 1 | 2 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.5. | Системная модель мировоззрения | Практические | 1 | 2 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.6. | Ценности российской цивилизации | Практические | 1 | 2 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.7. | Мировоззрение и государство | Практические | 1 | 2 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.8. | Российское мировоззрение и ценности российской цивилизации | Сам. работа | 1 | 4 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 4. Политическое устройство России | ||||||
4.1. | Конституционные принципы и разделение властей | Лекции | 1 | 2 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
4.2. | Стратегическое планирование: национальные проекты и государственные программы | Лекции | 1 | 2 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
4.3. | Власть и легитимность в конституционном преломлении | Практические | 1 | 2 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
4.4. | Уровни и ветви власти | Практические | 1 | 2 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
4.5. | Планирование будущего: государственные стратегии и гражданское участие | Практические | 1 | 2 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
4.6. | Политическое устройство России | Сам. работа | 1 | 4 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 5. Вызовы будущего и развитие страны | ||||||
5.1. | Актуальные вызовы и проблемы развития России | Лекции | 1 | 2 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.2. | Сценарии развития российской цивилизации | Лекции | 1 | 2 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.3. | Россия и глобальные вызовы | Практические | 1 | 2 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.4. | Внутренние вызовы общественного развития | Практические | 1 | 2 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.5. | Образы будущего России | Практические | 1 | 2 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.6. | Ориентиры стратегического развития | Практические | 1 | 2 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.7. | Сценарии развития российской цивилизации | Практические | 1 | 2 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.8. | Вызовы будущего и развитие страны | Сам. работа | 1 | 4 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-5. Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально- историческом, этическом и философском контекстах ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА Вопрос 1 Действующая Конституция Российской Федерации была принята... А) …в 2020 году Б) … в 2000 году В) …в 1993 году Г) …в 1995 году Вопрос 2 Этап «цветущей сложности» в цивилизационном развитии выделял… А) …Константин Леонтьев Б) … Арнольд Тойнби В) …Уильям Макнил Г) …Вадим Цымбурский Вопрос 3 Какой (какие) из этих органов государственной власти РФ не входит (не входят) ни в одну из её ветвей? А) Счетная Палата Б) Федеральное агентство по делам молодёжи В) Совет Федерации Г) Президент Вопрос 4 «Система мероприятий и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности» - это… А) …закон Б) … государственный бюджет В) …государственная программа Г) …местное самоуправление Правильные ответы 1 - в 2 - а 3 - а, г 4 - в ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. ВЛАСТЬ – это способность и право осуществить свою волю и реализовать свое намерение в рамках отношений с другими людьми, на чем бы такая способность ни была основана. 2. ГОСУДАРСТВО – это уникальный ансамбль общественных институтов, обладающий легальной, легитимной и публичной верховной властью над любыми другими общественными институтами и обеспечивающий устойчивое воспроизводство такого верховенства для достижения социально значимых целей. 3. ГОСУДАРСТВО-ЦИВИЛИЗАЦИЯ – это исторически устойчивое и культурно преемственное сообщество, выработавшее собственную ценностную модель и обладающее значительным социально-политическим влиянием на мировую политику. 4. ГРАЖДАНСКИЙ МИР – это бесконфликтное и основанное на сотрудничестве и солидарности разрешение и преодоление социальных противоречий, стремление к консолидации общества, социальному компромиссу и консенсусу. 5 ДЕМОКРАТИЯ – это следование принципу народовластия в организации общественно-политической жизни, основанное на представлениях о народе как единственном источнике власти, равенстве людей между собой, а также естественности прав и свобод человека, гарантируемых государством. 6. ДОВЕРИЕ – это основанное на значимости социальной консолидации и политической солидарности представление о добровольном, сознательном и конструктивном идеале гражданской взаимопомощи, милосердия и подвижничества, добровольчества и бескорыстного человеколюбия. 7. КОММУНИТАРИЗМ (КОММУНИТАРНОСТЬ) – это система культурноценностных представлений о социокультурной обусловленности человеческой личности и неразрывности индивидуального и общественного развития. 8. ЛЕГИТИМНОСТЬ – это добровольное и свободное признание гражданами правильности решения, процесса принятия такого решения или системы, ответственной за процесс принятия решения. 9 ЛИЧНОСТЬ – это самостоятельный и обладающий соответствующей степенью ответственности человек как субъект общественных отношений и социальных взаимодействий. 10 МИРОВОЗЗРЕНИЕ – это система основополагающих для социальной идентичности человека схем и образов, включающих в себя познавательные, смысловые и эмоциональные компоненты восприятия в их неразрывном единстве. 11 МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЙ НАРОД – это сообщество свободных равноправных граждан Российской Федерации различной этнической, религиозной, социальной и иной принадлежности, обладающих гражданским самосознанием. 12. МНОГООБРАЗИЕ – это основанное на историческом опыте межкультурного и межрелигиозного взаимодействия, сохранении и сбережении исторического и культурного наследия всех народов Российской Федерации представление о равных правах на общественное развитие и равном доступе к социальным и культурным ценностям, необходимым для достижения целей и решении задач общественного развития. 13. ПАТРИОТИЗМ – это значимое чувство принадлежности и привязанности к истории России, ее передаваемых из поколения в поколение ценностям и культуре, готовность защищать, сохранять и преумножать достижения соотечественников, представление о неразрывной связи личностного развития и преуспевания всего российского общества. 14 ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА – это высшая ценность равных и неотъемлемых возможностей личностного развития, определяющая внимание к достоинству человека и гражданина, обязательности учета его интересов и создание условий для его самореализации. 15. РОССИЙСКИЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ МИР – это единство (пространственное,хозяйственное, социальное, политическое, духовное), созданное русским народом в сотворчестве с другими народами России. 16. РЕСПУБЛИКА – это представление об обязательном характере избираемости, публичности и подотчетности органов государственной власти народу, а также ее ориентации на общественное благо и вовлечение граждан в процесс выявления и реализации общих интересов. 17 РУССКАЯ ЗЕМЛЯ – это духовно-политический феномен, объединяющий многонациональный российский народ вокруг идеи общего дела по развитию своей страны и общей культуры, освоению исторической территории России и защите ее традиционных духовно-нравственных ценностей. 18 СОГЛАСИЕ – это базирующееся на принципе единства правового пространства, этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации представление о значимости сохранения и поддержания культурноценностной солидарности российского общества, особого характера ее духовного развития и добродетельного признания, принятия и терпимого отношения к различным особенностям этнической, религиозной, социальной и иной принадлежности. 19 СОЗИДАНИЕ – это основанное на свойственных российской цивилизации идеалах свободы и первопроходчества представление о значимости творческого начала человеческой личности, уважительного отношения к трудовой деятельности и поддержки конструктивной деятельности во имя общественного блага. 20 СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО – это направленность деятельности структур публичной власти на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие личности. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. • «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. • «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. • «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. • «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета. Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически. Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. | История России: учебник | М.: Проспект, 2007 | |
Л1.2 | Замалеев А.Ф. - Отв. ред. | ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Козырев М. С. | Принятие и исполнение государственных решений: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Директ-Медиа, 2015 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс на Едином образовательном портале | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 2. Электронная библиотечная система "Юрайт" https://urait.ru/viewer/sistemy 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Преподавание дисциплины «Основы российской государственности» должно быть ориентировано не столько на существующие компетентностные рамки образовательного стандарта или привычные образовательные технологии, сколько на глубокое и интерактивное погружение обучающихся в ключевые вопросы современных социальных наук, связанные с ценностно мировоззренческой составляющей общественного развития и государственной политики. Одна из ключевых задач внедрения курса в образовательные программы высшего образования – инициировать создание полноценной научнообразовательной экосистемы, призванной поддерживать междисциплинарный диалог для обеспечения нового импульса к развитию российских общественных наук. Для создания подобного социального капитала должны быть сформированы механизмы свободной академической коммуникации, обеспечивающей, среди прочего, межпоколенческий диалог и доверие, а также воспроизводство общего для преподавателей и студентов культурного пространства. При освоении программы дисциплины рекомендуется прибегать к интерактивным и диалоговым формам образовательного процесса, не оставлять острые вопросы без ответов. Целесообразно применять в преподавании не только подход «субъект – объект», но и «субъект – субъект», то есть шире использовать обсуждения, дискуссии, создавать пространство диалога. Традиционные и новые образовательные технологии позволяют «прошивать» и развивать, настраивать и перенастраивать систему коммуникации для максимальной включенности студентов в освоение материала. Надо быть готовым к сложным вопросам, давать на них честные ответы и приводить научные доводы. Общественные науки в целом и каждый преподаватель должны быть готовы к работе в новых меняющихся условиях. Качество преподавания может и должно позитивно изменить пространство – и вуза, и региона, и страны в целом. Важно при этом поддерживать и другие направления развития научнообразовательной экосистемы. Речь в данном случае идет, во-первых, о привлечении к преподаванию лидеров общественного мнения и практиков из рядов экспертного сообщества, а во-вторых, об активном стимулировании коммуникации внутри самой преподавательской среды. Обсуждение содержание и структуры дисциплины «Основы российской государственности» может стать отправной точкой для обмена образовательными технологиями, совершенствования используемой методологии, категориально-понятийного аппарата. Предполагаемым средне- и долгосрочным результатом внедрения дисциплины «Основы российской государственности» в образовательные программы высшего образования, равно как и результатом действия упомянутой ранее научно-образовательной экосистемы, является качественное развитие существующих форм социализации и политической социализации обучающихся. При объективно присутствующей потребности страны в деятельных, ответственных, созидательных гражданах,поддерживающих не только порядок государственной системы, но и практики гражданского согласия и общественной консолидации, в преподавании «Основ российской государственности» важны не только формальные показатели успешного освоения программы, указывающие на эрудицию и мнемонические навыки. Ценностный ракурс обсуждения большей части разделов дисциплины повышает значимость творческого подхода к работе с обучающимися, а также развитию у них критического мышления и коммуникативных навыков. Для этого в преподавании дисциплины, помимо классических решений по организации лекционных и практических занятий, необходимо активно обращаться к форматам модерируемых дискуссий,дебатов, открытых обсуждений проблемных вопросов и самостоятельной проектной работы студентов, посвященной основам российской государственности, цивилизационному развитию, ценностным и мировоззренческим проблемам. Изучение российской государственности раскрывает историю и культуру, ценности и традиции, отмечает успехи, достижения, но не замалчивает ни трудности, ни ошибки. В рамках изучения дисциплины важно обращать внимание на исторические примеры. Вероятно, не только история России, но и история региона, города, семьи подскажет необходимые и значимые для образовательного процесса примеры. Модальность (смысловое содержание, основной коммуникативный аспект, отношение авторов к объекту исследования – государственности) данного УМК состоит в том, что наша российская государственность – данность, она нужна нам. Мы такие и не можем быть другими. Не отстающие,не догоняющие, самодостаточные! В рамках изучения данной дисциплины и в дальнейшем надо ответить на главный вопрос: ЧТО НУЖНО ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ И ПРОЦВЕТАНИЯ СТРАНЫ? В рамках преподавания дисциплины, наряду с классическими образовательными методиками, предполагающими обращение к таким формам работы, как лекции, семинары и коллоквиумы, возможно использовать и следующие образовательные технологии: - обращение к мультимедийному образовательному порталу «ДНК России»; - открытые лекции, проблемные лекции и публичные дискуссии по разделам дисциплины и отдельным тематическим рубрикам её содержания; - проведение сопроводительных научных конференций и олимпиад, связанных с тематикой дисциплины; - прикладные мастер-классы для совершенствования конкретных и специализированных навыков, в т.ч. в области политической грамотности, развития коммуникативных способностей, овладения переговорными техниками и пр.; - деловые игры, работа с кейсами (кейс-стади) и техники сценарного моделирования; - квесты, квизы, иные формы интерактивной работы по принципу викторины и интеллектуального конкурса; - студенческие дебаты, «печа-куча»; - анализ литературы и правовых актов, работа с источниками; - доклады, «мозговой штурм» и проектная деятельность студентов; - иммерсивные и интерактивные мероприятия, в т.ч. за пределами образовательных учреждений и организаций, - при содействии институтов культуры, просвещения, науки и образования; - просмотр актуальных обучающих и художественных видеоматериалов, в т.ч. специально спроектированных для преподавательских целей квалифицированными профессионалами в области социального знания. |