МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Физическая культура

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение экономики и информационных технологий
Направление подготовки10.02.05. специальность Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость ЗЕТ
Учебный план10_02_05_ОбеспИнфБезАвтСистем-2022_9кл
Часов по учебному плану 116
в том числе:
аудиторные занятия 116
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 1, 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 17 22
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Практические 50 50 66 66 116 116
Итого 50 50 66 66 116 116

Программу составил(и):
Преподаватель, Капканец Евгений Владимирович

Рецензент(ы):
Преподаватель первой категории, Перегудова Татьяна Маратовна

Рабочая программа дисциплины
Физическая культура

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 10.02.05 ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ (приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 г. № 1553)

составлена на основании учебного плана:
Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение экономики и информационных технологий

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Глубокова Людмила Геннадьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Содержание программы общеобразовательной дисциплины «Физическая культура» направлено на достижение следующих целей: развитие у обучающихся двигательных навыков, совершенствование всех видов физкультурной и спортивной деятельности, гармоничное физическое развитие, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни будущего квалифицированного специалиста, на основе национально - культурных ценностей и традиций, формирование мотивации и потребности к занятиям физической культурой у будущего квалифицированного специалиста.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: БД

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.– о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
– основы здорового образа жизни;
– теоретические основы основных видов спорта.
3.2.Уметь:
3.2.1.– использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение. Физическая культура в общекультурной подготовке студентов СПО
1.1. Современное состояние физической культуры и спорта. Практические 1 4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Основы здорового образа жизни. Физическая культура в обеспечении здоровья.
2.1. Основы здорового образа жизни. Физическая культура в обеспечении здоровья. Практические 1 4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями
3.1. Освоение методики составления и проведения комплексов упражнений утренней зарядки, физкультминуток, физкультпауз, комплексов упражнений для коррекции осанки и телосложения. Практические 1 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Освоение методики составления и проведения комплексов упражнений различной функциональной направленности Практические 1 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Самоконтроль, его основные методы, показате- ли и критерии оценки
4.1. Самоконтроль, его основные методы, показате- ли и критерии оценки Практические 1 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Психофизиологические основы учебного и про- изводственного труда. Средства физической культуры в регулировании работоспособности
5.1. Психофизиологические основы учебного и про- изводственного труда. Средства физической культуры в регулировании работоспособности Практические 1 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 6. Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста
6.1. Освоение методики составления и проведения комплексов упражнений для производственной гимнастики, комплексов упражнений для профилактики профессиональных заболеваний с учётом специфики будущей профессиональной деятельности Практические 1 4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.2. Освоение методики составления и проведения комплексов упражнений для профессионально-прикладной физической подготовки с учётом специфики будущей профессиональной деятельности Практические 1 4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 7. Гимнастика
7.1. Техника безопасности на занятиях гимнастикой. Выполнение строевых упражнений, строевых приёмов: построений и перестроений, передвижений, размыканий и смыканий, поворотов на месте. Практические 1 4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
7.2. Выполнение общеразвивающих упражнений без предмета и с предметом; в парах, в группах. Сдача контрольных упражнений Практические 1 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 8. Аэробика
8.1. Освоение базовых, основных и модифицированных шагов аэробики, прыжков, передвижений, танцевальных движений в оздоровительной аэробике. Практические 1 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
8.2. Выполнение упражнений аэробного характера для совершенствования функциональных систем организма (дыхательной, сердечно-сосудистой). Практические 1 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
8.3. Сдача контрольных упражнений. Практические 1 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 9. Атлетическая гимнастика
9.1. Выполнение упражнений и комплексов упражнений атлетической гимнастики для рук и плечевого пояса, мышц спины и живота, мышц ног с использованием собственного веса . Выполнение упражнений со свободными весами Практические 1 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
9.2. Выполнение упражнений и комплексов упражнений атлетической гимнастики для рук и плечевого пояса, мышц спины и живота, мышц ног с использованием собственного веса . Выполнение упражнений со свободными весами Практические 1 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
9.3. Сдача контрольных упражнений. Практические 1 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 10. Баскетбол
10.1. Техника безопасности на занятиях баскетболом. Освоение и совершенствование техники выполнения приёмов игры Практические 1 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
10.2. Освоение/совершенствование приёмов тактики защиты и нападения Практические 1 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
10.3. Выполнение технико-тактических приёмов в игровой деятельности Практические 1 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
10.4. Сдача контрольных упражнений Практические 1 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 11. Бадминтон
11.1. Техника безопасности на занятиях бадминтоном. Освоение и совершенствование техники выполнения приёмов игры Практические 2 4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
11.2. Освоение/совершенствование приёмов тактики защиты и нападения. Практические 2 4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
11.3. Выполнение технико-тактических приёмов в игровой деятельности. Подвижные игры и эстафеты с элементами бадминтона. Практические 2 4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
11.4. Сдача контрольных упражнений Практические 2 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 12. Волейбол
12.1. Техника безопасности на занятиях волейболом. Освоение и совершенствование техники выполнения приёмов игры Практические 2 4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
12.2. Освоение/совершенствование приёмов тактики защиты и нападения Практические 2 4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
12.3. Учебная игра. Практические 2 4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
12.4. Подготовка к сдаче контрольных упражнений. Учебная игра Практические 2 4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
12.5. Сдача контрольных упражнений Практические 2 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 13. Лёгкая атлетика
13.1. Техника безопасности на занятиях легкой атлетикой. Техника бега высокого и низкого старта, стартового разгона, финиширования. Практические 2 6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
13.2. Совершенствование техники спринтерского бега Практические 2 6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
13.3. Совершенствование техники прыжка в длину Практические 2 6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
13.4. Совершенствование техники метания Практические 2 6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
13.5. Развитие физических способностей средствами лёгкой атлетики. Подвижные игры и эстафеты с элементами легкой атлетики. Практические 2 4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
13.6. Сдача контрольных упражнений Практические 2 4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
13.7. Дифференцированный зачет Практические 2 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (практические работы, контрольные упражнения, творческие задания) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10491
Оценочные материалы для текущего контроля (практические работы, контрольные упражнения, творческие задания) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10491
Тестовые задания:
1. Выберите один правильный вариант ответа.
Физическая культура - это
1) использование физических упражнений для отдыха и восстановления работоспособности после трудовой или учебной деятельности;
2) часть общей культуры, направленная на физическое совершенствование, сохранение и укрепление здоровья человека в процессе осознанной двигательной активности;
3) использование физических упражнений для восстановления после перенесенных заболеваний и травм.
4) образовательный урок в школе или колледже.
2.Дополните
Расшифруйте аббревиатуру ВФСК ГТО _______________________
Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне»
3. Выберите один правильный вариант ответа.
Здоровье – это (по определению ВОЗ):
1) полное физическое и психическое благополучие, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
2) полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
3) отсутствие болезней или физических дефектов.
4.Выберите один правильный вариант ответа.
Применение физических упражнений в режиме трудового дня называется:
1) 1) рекреативной гимнастикой;
2) 2) производственной гимнастикой;
3) 3) лечебной гимнастикой;
4) 4) гигиенической гимнастикой;
5) 5) оздоровительной гимнастикой
5.Выберите один или несколько правильных вариантов ответов.
Способы регулирования физической нагрузки при проведении самостоятельных занятий:
1) чередование нагрузки и отдыха;
2) выполнение физических упражнений до «отказа»;
3) изменение интенсивности выполнения упражнений;
4) несоблюдение техники безопасности
6.Выберите один или несколько правильных вариантов ответов.
Основными ошибками в питании современного человека являются:
1) высокая калорийность продуктов;
2) большое количество рафинированных продуктов;
3) соблюдение режима питания;
4) недостаточное потребление фруктов и овощей;
5) потребление продуктов с высоким содержанием веществ с индексом Е.
7.Выберите один или несколько правильных вариантов ответов.
К компонентам здорового образа жизни не относится:
1) ежедневная двигательная активность;
2) закаливание;
3) наличие вредных привычек
4) соблюдение режима труда и отдыха
5) рациональное питание;
6) гиподинамия
8.Выберите один или несколько правильных вариантов ответов.
Укажите опасные заболевания, возникающие при употреблении табачных изделий:
1) заболевания пищеварительной системы;
2) сердечно-сосудистые заболевания;
3) заболевания опорно-двигательного аппарата;
4) заболевания органов дыхания
5) физическая и психическая зависимость
9.Выберите один или несколько правильных вариантов ответа.
Какие упражнения не рекомендуются студентам после экзамена:
1) спортивные игры, единоборства;
2) умеренные циклические упражнения (бег, езда на велосипеде, ходьба на лыжах);
3) упражнения высокой интенсивности;
4) все вышеперечисленное
10.Выберите один или несколько правильных вариантов ответа.
Оздоровительное воздействие физических упражнений проявляется в том, что:
1) повышаются адаптационные возможности организма;
2) наступает физическое переутомление;
3) снижаются функциональные возможности сердечно-сосудистой системы;
4) улучшается функция внешнего дыхания.
11.Дополните
Физическая подготовка, обеспечивающая необходимый уровень развития физических качеств для выполнения трудовой деятельности, называется___________________:
12.Выберите один правильный вариант ответа
Оценка реакции организма на нагрузки при занятиях физической культурой определяется с помощью:
1) антропометрических показателей;
2) пульсометрии;
3) динамометрии;
4) спирометрии.
13.Дополните
Документ, который заполняют студенты для оценки своего самочувствия, называется ___________________________
15 Определите соответствие (физические качества)
А. Для развития силовых способностей рекомендуются
Б. Для развития способности к выносливости рекомендуются
В. Для развития координационных способностей
Г. Для развития гибкости рекомендуются
1. Единоборства (каратэ, дзюдо, самбо), спортивные и подвижные игры
2. Стретчинг
3. Упражнения с отягощением: (гантелями, набивными мячами и т.п.), на тренажерах
4. Циклические упражнения: бег, ходьба, езда на велосипеде, ходьба на лыжах, плавание.

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 2 баллами. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») -​85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») -​0-49% правильных ответов
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Контрольные задания для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета по итогам освоения дисциплины.:

1. Подтягивание из виса на высокой перекладине (количество раз) (юноши- 9)
или или подтягивание из виса лёжа на низкой перекладине 90 см (количество раз) (девушки 11)
или или сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу (количество раз) (юноши- 27 раз, девушки- 9 )
2. Наклон вперёд из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи - см), (юноши- +6, девушки- +7)
3. Челночный бег 3x10 м (с) (юноши- 7,9, девушки- 8,9)
4. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см) (юноши- 195 девушки- 160)
5. Поднимание туловища из положения лёжа на спине (количество раз за 1 мин) (юноши- 36 , девушки- 33)
6. Передачи в стену баскетбольного мяча (количество раз за 30 сек), (юноши- 17, девушки- 14 )
7 Нижняя передача в стену волейбольного мяча (до потери мяча) , (юноши- 15, девушки- 12 )

Критерии оценивания:
Оценка «Отлично» ставится, если обучающийся выполнил нормативы 7 испытаний (тестов);
оценка «хорошо» ставится при выполнении 5-6 испытаний;
оценка «удовлетворительно» - при выполнении 3-4 испытаний;
оценка «неудовлетворительно» - менее 3 испытаний.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лях, В. И. Физическая культура. 10-11 класс. Базовый уровень: М.:Просвещение, 2023 znanium.com
Л1.2 Матвеев, А. П Физическая культура. 10-11 классы (базовый уровень): Просвещение, 2022
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Муллер А.Б., Дядичкина Н.С., Богащенко Ю.А. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. : Учебник и практикум для СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Бишаева А.А. Физическая культура: учебник (СПО) Издательский центр «Академия», 2021 www.academia-moscow.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Физическая культура portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

Профессиональные базы данных:
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
37СОК спортивный зал Воланы для бадминтона; коврики гимнастические (короткие); мат гимнастический зальный; мячи волейбольный; мячи теннисные; насос для мячей; обручи гимнастические; перекладина на шведскую стенку; рабочее место преподавателя; рулетка, ракетки для бадминтона; сетка волейбольная; скакалки; скамьи гимнастические; стенка шведская; стойки волейбольные; судейская вышка; табло волейбольное электронное.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Контроль физической подготовленности обучающихся по развитию двигательных (физических) качеств осуществляется с учетом принадлежности обучающихся к разным медицинским группам и рекомендаций врача.
К выполнению учебных контрольных упражнений допускаются обучающиеся, не имеющие противопоказаний и ограничений по состоянию здоровья. При оценивании уровня физической подготовленности выявляются способности в проявлении физических качеств, приоритетным показателем которого является темп прироста результата. Задания преподавателя по улучшению показателей физической подготовленности (темпа прироста) должны представлять определенную трудность для обучающегося, но быть реально выполнимыми.
Текущий контроль осуществляется в ходе учебных занятий в т. ч в форме наблюдения. Текущий контроль осуществляется в ходе обучения новым двигательным действиям и выполнении технико-тактических приёмов в игровой деятельности и используется для корректировки техники выполнения двигательных действий на этапе их освоения. Выполнение контрольных упражнений осуществляется в заключительной части учебного занятия индивидуально и оценивается преподавателем в соответствие с критериями. Задания, имеющие практико-ориентированное содержание, также оцениваются в ходе текущего контроля
Достижение положительных изменений в результатах при условии систематических занятий дает основание преподавателю для выставления положительной оценки. Общая оценка успеваемости складывается по всем укрупненным темам программы путём сложения итоговых оценок, полученных обучающимся по всем видам движений, и оценок за выполнение контрольных упражнений.

Содержание практических занятий определяется с учётом материально-технической базы. В случае отсутствия необходимой материально-технической базы, из перечисленных видов упражнений, преподаватель выбирает те, для проведения которых есть условия и материально - техническое оснащение.