МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Профессиональная этика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильМатематика/Экономика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_05_МиЭ-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к. психол. наук, доцент, Тихонова О.Н.

Рецензент(ы):
д.психол.н., профессор , Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Профессиональная этика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова И.А., д-р психол. наук, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова И.А., д-р психол. наук, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов знаний о профессиональной этике в педагогической деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.5

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики
ОПК-1.1 Понимает и объясняет сущность приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативно-правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации
ОПК-1.2 Применяет в своей деятельности основные нормативно-правовые акты в сфере образования и нормы профессиональной этики, обеспечивает конфиденциальность сведений о субъектах образовательных отношений, полученных в процессе профессиональной еятельности.
УК-2Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.1 Знает основные законодательные и нормативно-правовые документы, основные этические ограничения, принятые в обществе, основные понятия, методы выработки принятия и обоснования решений задач в рамках поставленной цели, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, методы выбора оптимального решения задач
УК-2.2 Формулирует перечень взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели, в том числе с использованием сервисных возможностей соответствующих информационных (справочных правовых) систем
УК-2.3 Определяет ожидаемые результаты решения задач и разрабатывает различные виды планов по реализации проектов учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, осуществлять поиск оптимальных способов решения поставленных задач, с учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.4 Проектирует решение задачи, выбирая оптимальный способ ее решения, оценивая вероятные риски и ограничения в выборе решения поставленных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-2.1: Знает основные законодательные и нормативно-правовые документы, основные этические ограничения, принятые в обществе, основные понятия, методы выработки принятия и обоснования решений задач в рамках поставленной цели, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, методы выбора оптимального решения задач.
ОПК-1.1: Понимает и объясняет сущность приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативно-правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации.
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-2.2: Формулирует перечень взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели, в том числе с использованием сервисных возможностей соответствующих информационных (справочных правовых) систем.
УК-2.3: Определяет ожидаемые результаты решения задач и разрабатывает различные виды планов по реализации проектов учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, осуществлять поиск оптимальных способов решения поставленных задач, с учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-2.4: Проектирует решение задачи, выбирая оптимальный способ ее решения, оценивая вероятные риски и ограничения в выборе решения поставленных задач.
ОПК-1.2: Применяет в своей деятельности основные нормативно-правовые акты в сфере образования и нормы профессиональной этики, обеспечивает конфиденциальность сведений о субъектах образовательных отношений, полученных в процессе профессиональной еятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет и задачи профессиональной этики педагога
1.1. Происхождение и взаимосвязь понятий «этика», «мораль», «нравственность», «этикет» Лекции 4 1 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.2. Педагогическая этика как научная дисциплина. Основные категории педагогической этики Практические 4 1 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.3. Педагогическая этика в контексте исторического развития Сам. работа 4 10 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.4. Гуманизация процесса воспитания: проблемы и противоречия. Воспитание школьников в духе прав человека Практические 4 1 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.5. Нормативно-правовые документы о правах ребенка Сам. работа 4 10 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.6. Педагогическая этика о нравственном сознании учителя. Структура нравственного сознания учителя Практические 4 1 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.7. Эталоны и аксиомы педагогического профессионализма Сам. работа 4 10 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.8. Этические основы профессионального общения Лекции 4 1 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.9. Общая характеристика педагогического общения, его функции и этические принципы. Этика человеческих контактов. Эмпатия и симпатия в общении. Стиль общения педагога и его влияние на обучение, воспитание и развитие личности ребенка Практические 4 1 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.10. Этическая защита в педагогическом общении Сам. работа 4 10 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.11. Нравственная культура педагогического общения и пути ее формирования Практические 4 1 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.12. Этика взаимоотношений педагога и школьников в сложных педагогических ситуациях. Конфликт и контакт Практические 4 1 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.13. Речевой этикет в профессиональной деятельности учителя Сам. работа 4 10 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.14. Этико - психологические отношения в педагогическом коллективе Лекции 4 1 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.15. Этика взаимоотношений руководителя образовательного учреждения с педагогическим коллективом Сам. работа 4 10 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.16. Формирование этики педагогического профессионализма Лекции 4 1 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.17. Этические проблемы информационного пространства в нравственном становлении личности Сам. работа 4 24 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.18. Подготовка к зачету Сам. работа 4 10 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.19. Зачет Зачет 4 4 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн- курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11295&notifyeditingon=1.
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений.
Вопрос 1. Дайте определение понятию "Этика".
1. учение о нравственности (морали), ее происхождении и развитии, о правилах и нормах человеческого поведения, об их обязанностях по отношению друг к другу, к обществу, к государству.
2. философское учение (объектом которого является мораль), объясняющее и описывающее происхождение и природу нравственности, структуру и социальные функции этого явления. Это наука, ориентированная на повседневные нужды человеческой жизни.
3. нормы поведения, мораль человека какого-либо класса, общественной или профессиональной группы.
4. кодекс поведения, обеспечивающий нравственный характер взаимоотношений между людьми, который вытекает из их профессиональной этики.
Ответ: 1-4.
Вопрос 2. Дайте определение понятию "Мораль".
1. один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; одна из форм общественного сознания и вид общественных отношений. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д.
2. важнейший способ нормативной регуляции общественных отношений,общения и поведения людей в самых различных сферах общественной жизни (семья, быт,наука, политика, труд и др.).
Ответ: 1, 2.
Вопрос 3. Дайте определение понятию "Нравственность".
1. освоенная, внутренне принятая общественная мораль, регулирующая индивидуальное поведение личности, опирающаяся на мировоззренческие убеждения и чувство совести.
2. единство внешней и внутренней культуры личности.
Ответ: 1.
Вопрос 4. Дайте определение понятию "Этикет".
1. установленный порядок поведения где-либо.
2. совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождения с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда).
3. порядок речевого поведения, установленный в данном обществе.
Ответ: 1, 2.
Вопрос 5. Дайте определение понятию "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА".
1. составная часть этики, отражающая специфику функционирования морали (нравственности) в условиях целостного педагогического процесса, наука о разных аспектах нравственной деятельности учителя.
2. закономерности проявления морали в сознании, поведении, отношениях и деятельности педагога.
Ответ: 1.
Вопрос 6. назовите категории педагогической этики.
1. понятие добра;
2. понятие долга;
3. понятие добродетели;
4. понятие совести;
5. система представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей и т.п.
6. педагогическая справедливость;
7. профессиональный педагогический долг;
8. профессиональная честь и совесть;
9. достоинство;
10. педагогический авторитет;
11. самодисциплина.
Ответ: 6-11.
Вопрос 7. Назовите виды ложного авторитета.
1. авторитет подавления;
2. авторитет педантизма;
3. авторитет резонерства;
4. авторитет мнимой доброты;
5. авторитет знаний;
6. авторитет эрудиции;
7. авторитет отношения к работе.
Ответ: 1-4.
Вопрос 8. Назовити родоначальников идей гуманизации образования.
1. Ш.Бюлер;
2. А.Маслоу;
3. К.Роджерс;
4. Дж. Дьюи;
5. М. Монтессори;
6. Р.Штайнера.
Ответ: 1-6.
Вопрос 9. Назовите составляющие гуманизации воспитательно-образовательного процесса.
1. правовая база: соблюдение прав и гуманное отношение к ребенку;
2. гуманистическое воспитание;
3. гуманизация образования.
Ответ: 1-3.
Вопрос 10. Назовите виды насилия в педагогической деятельности.
1. физическое оскорбление;
2. словесное оскорбление;
3. публичное унижение;
4. коллективное осуждение с унижением достоинства;
5. шантаж;
6. наказание трудом.
Ответ: 1-6.
Вопрос 11. Назовите условия реализации гуманизация образования.
1. учитель с высоким уровнем развития нравственных и интеллектуальных качеств, подлинный интеллигент.
2. новые технологии обучения, максимально учитывающие предпочитаемые ребенком способы переработки учебного материала.
3. новые технологии воспитания и в целом развития личности, стимулирующие самообучение, саморазвитие, самовоспитание.
Ответ: 1-3.
Вопрос 12. Назовите главные цели правового обучения.
1. повышения правовой грамотности детей;
2. формирование высокого уровня воспитанности;
3. ормирование высокого уровня ответственности;
4. ормирование высокого уровня социальной активности.
Ответ: 1-4.
Вопрос 13. Дайте определение понятию "Нравственное сознание человека".
1. складывается из первичных нравственных представлений, которые в течение жизни усложняются и обогащаются, интегрируются в нравственные понятия. Основой человеческой нравственности является нравственное чувство, переживания, совесть;
2. связано с нравственным идеалом, идеальным представлением о поведении человека;
3. сознание предполагает знание моральных принципов, норм, постоянное осознание и осмысление своего нравственного положения в обществе.
4. обусловлено влиянием факторов конкретной социальной среды, его природа является идеальной, так же, как идеальной является природа мысли и природа сознания вообще;
5. часть общего сознания личности;
6. удостоверяет личность в действительной подлинности ее присутствия в универсуме бытия;
7. выражает отношение личности к осуществляемым ею самой процессам ориентации, самоопределения и участия в общем универсуме бытия;
8. открывает перед человеком двойную очевидность: реальность его собственного, этически воспринимаемого “я” и реальность нравственного порядка в общей структуре бытия;
9. является одним из самых глубоких и самых интимных проявлений личности.
Ответ: 1-9.
Вопрос 14. Назовите систему элементов нравственной культуры личности педагога.
1. культуру этического мышления;
2. культуру чувств;
3. культуру поведения;
4. этикет как уровень приверженности правилам, регламентирующим форму, манеры, стиль, тон общения.
Ответ: 1-4.
Вопрос 15. Назовите элементы структуры нравственного сознания педагога.
1. нравственные (этические) взгляды;
2. убеждения (идеалы);
3. нравственные чувства, которые отражают моральные отношения, возникающие в процессе обучения и воспитания ребенка.
Ответ: 1-3.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Основание КИМ теоретического характера в целом:
- "зачтено" - верно выполнено более 50% заданий;
- "не зачтено" - не верно выполнено 50% заданий и более;
- "отлично" - верно выполнено 85% - 100% заданий;
- "хорошо" - верно выполнено 70% - 84% заданий;
- "удовлетворительно" -верно выполнено 51% - 69% заданий;
- "неудовлетворительно" -верно выполнено 50% и менее заданий.

Вопрос 1. Какие этические категории включают этические взгляды педагога?
Ответ:
 идеалы детства, отрочества, юности,
 принципы диалогового взаимодействия учителя с учащимися,
 осознание своего профессионального долга,
 осмысление для себя понятий чести, достоинства, профессиональной совести учителя,
 понимание основных моральных категорий (добра и зла) применительно к педагогической деятельности.
Вопрос 2. Назовите структурные элементы убеждения.
Ответ:
 познавательный компонент (глубокое знание предмета (темы) разговора),
 эмоционально – мотивационный компонент (отношение к этому знанию),
 волевой компонент (готовность действовать в соответствии со знанием и желанием).
Вопрос 3. Дайте определение понятию "Нравственные чувства педагога".
Ответ: это переживания по поводу того или иного поведения людей или своего собственного поведения с позиций нравственных категорий, таких как «справедливо - несправедливо», «человечно - бесчеловечно».
Вопрос 4. Назовите ведущие нравственные чувства педагога.
Ответ:
 любовь к детям,
 профессиональная ответственность за жизнь, здоровье и развитие ребенка,
 терпимость,
 доброжелательность,
 доверие и уважение к учащимся.
Вопрос 5. Дайте определение понятию "ДИДАКТОГЕНИЯ".
Ответ:
 (от греч. didaktikos — поучительный, genos — происхождение) — вызванное нарушением педагогического такта со стороны воспитателя (педагога, тренера, руководителя и т. д.) негативное психическое состояние учащегося (угнетенное настроение, страх, фрустрацияи др.), отрицательно сказывающееся на его деятельности и межличностных отношениях. Может являться причиной неврозов.
 негативное психическое состояние учащегося, вызванное нарушением педагогического такта со стороны учителя (воспитателя). Выражается в повышенном
нервно-психическом напряжении, страхах, подавленном настроении и т.п. Отрицательно сказывается на деятельности учащихся, затрудняет общение. В основе
возникновения дидактогении лежит психическая травма, полученная учеником по вине педагога. Этим объясняется близость симптоматики дидактогении и неврозов у детей, причем дидактогения нередко перерастает в невроз, и может возникнуть необходимость в специальном лечении, в частности методами
психотерапии.
Вопрос 6. Назовите способы выражения любви к ребенку.
Ответ: визуальный, кинестетический, психологический, педагогический.
Вопрос 7. Дайте определение понятию "Общение".
Ответ: сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.
Вопрос 8. Дайте определение понятию "Педагогическое общение".
Ответ: …многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.
Вопрос 9. Назовите функции педагогического общения по Л.М.Митиной.
Ответ:
 информационная,
 социально-перцептивная,
 самопрезентативная,
 интерактивная,
 аффективная.
Вопрос 10. Назовите функции общения, которые играют главную роль в формировани этики человеческих отношений.
Ответ:
 «открытие» ребенка на общение,
 «соучастие» ребенку в процессе общения,
 «возвышение» ребенка в процессе общения.
Вопрос 11. Назовите принципы педагогического общения.
Ответ:
 принцип ненасилия (право ученика быть тем, что он есть),
 принцип паритетности взаимоотношений,
 принцип уважения труда познания ученика,
 принцип уважения неудач и слез ребенка,
 принцип уважения тяжелой работы роста,
 принцип уважения самобытности ученика,
 принцип безусловной любви воспитателя к воспитаннику,
 принцип оптимальной требовательности и уважения,
 принцип опоры на положительное в ребенке,
 принцип компромиссности спорных решений.
Вопрос 12. Дайте определение понятию "Эмпатия".
Ответ: сопереживание, умение поставить себя на место другого, способность человека к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей.
Вопрос 13. Дайте определение понятию "Симпатия".
Ответ: устойчивое положительное (одобрительное, хорошее) отношение к кому- или чему-нибудь (другим людям, их группам, социальным явлениям), проявляющееся в приветливости, доброжелательности, восхищении, побуждающее к общению, оказанию внимания, помощи (альтруизму).
Вопрос 14. Дайте определение понятию "Аттракция".
Ответ: привлечение, притяжение одного человека к другому.
Вопрос 15. Дайте определение понятию "Антипатия".
Ответ: неприязнь, нерасположение, эмоциональное отношение неприятия кого-либо или чего-либо: отдельных черт характера и вкусов человека, его голоса и т.п.
Вопрос 16. Дайте определение понятию "Стиль общения"
Ответ: особенности коммуникативных возможностей учителя, достигнутый уровень взаимоотношений педагога и воспитанников, творческая индивидуальность педагога (В.А. Кан-Калик).
Вопрос 17. Назовите основные стили управления и общения.
Ответ: авторитарный, демократический, либеральный.
Вопрос 18. Назовите стили педагогического общения по классификации В.А. Кан-Калика.
Ответ: «СОВМЕСТНОЕ ТВОРЧЕСТВО»,«ДРУЖЕСКОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ», «ЗАИГРЫВАНИЕ»,«ОБЩЕНИЕ-ДИСТАНЦИЯ»,«МЕНТОРСКИЙ, «УСТРАШЕНИЕ».
Вопрос 19. Назовите виды стиля педагогической деятельности.
Ответ:
 репродуктивный стиль;
 ситуативный стиль;
 репродуктивно-творческий стиль;
 творческий стиль.
Вопрос 20. Назовите барьеры восприятия в общении.
Ответ:
 Эффект ореола – распространение общего оценочного впечатления о человеке на все его еще неизвестные личностные качества и свойства, действия и поступки. Ранее сложившееся представление мешает по – настоящему понять человека: «Она отличница и такая милая девочка, и я сомневаюсь, что она могла совершить дурной поступок».
 Эффект первого впечатления - обусловленность восприятия и оценивания человека первым впечатлением о нем, которое может оказаться ошибочным.
 Эффект первичности – придание большого значения при восприятии и оценивании незнакомого воспитанника или группы той информации о нем (ней), которая поступила раньше: «Это ужасный класс, как вы согласились в нем работать».
 Эффект новизны – придание большого значения более поздней информации при восприятии и оценивании знакомого человека.
 Эффект проекции – приписывание своих достоинств «приятным» воспитанникам или другим людям, и своих недостатков – «неприятным».
 Эффект стереотипизации – использование в процессе межличностного восприятия устойчивого образа человека. Приводит к упрощению в познании человека, построению неточного образа другого, к возникновению предубеждения: «Он из неполной семьи? Наверняка хулиган и трудновоспитуемый»
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
"Отлично" (зачтено): ответ полный, развернутый.Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
"Хорошо" (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов.Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, владеет основной литературой, суждения правильны.
"Удовлетворительно" (зачтено): ответ не полный. В терминологии имеются недостатки.Студент владеет программным материалом, но имеются недостатки.Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОПК-1: Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики.
Вопрос 1. Дайте определение понятию "Этика".
1. учение о нравственности (морали), ее происхождении и развитии, о правилах и нормах человеческого поведения, об их обязанностях по отношению друг к другу, к обществу, к государству.
2. философское учение (объектом которого является мораль), объясняющее и описывающее происхождение и природу нравственности, структуру и социальные функции этого явления. Это наука, ориентированная на повседневные нужды человеческой жизни.
3. нормы поведения, мораль человека какого-либо класса, общественной или профессиональной группы.
4. кодекс поведения, обеспечивающий нравственный характер взаимоотношений между людьми, который вытекает из их профессиональной этики.
Ответ: 1-4.
Вопрос 2. Дайте определение понятию "Мораль".
1. один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; одна из форм общественного сознания и вид общественных отношений. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д.
2. важнейший способ нормативной регуляции общественных отношений,общения и поведения людей в самых различных сферах общественной жизни (семья, быт,наука, политика, труд и др.).
Ответ: 1, 2.
Вопрос 3. Дайте определение понятию "Нравственность".
1. освоенная, внутренне принятая общественная мораль, регулирующая индивидуальное поведение личности, опирающаяся на мировоззренческие убеждения и чувство совести.
2. единство внешней и внутренней культуры личности.
Ответ: 1.
Вопрос 4. Дайте определение понятию "Этикет".
1. установленный порядок поведения где-либо.
2. совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождения с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда).
3. порядок речевого поведения, установленный в данном обществе.
Ответ: 1, 2.
Вопрос 5. Дайте определение понятию "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА".
1. составная часть этики, отражающая специфику функционирования морали (нравственности) в условиях целостного педагогического процесса, наука о разных аспектах нравственной деятельности учителя.
2. закономерности проявления морали в сознании, поведении, отношениях и деятельности педагога.
Ответ: 1.
Вопрос 6. назовите категории педагогической этики.
1. понятие добра;
2. понятие долга;
3. понятие добродетели;
4. понятие совести;
5. система представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей и т.п.
6. педагогическая справедливость;
7. профессиональный педагогический долг;
8. профессиональная честь и совесть;
9. достоинство;
10. педагогический авторитет;
11. самодисциплина.
Ответ: 6-11.
Вопрос 7. Назовите виды ложного авторитета.
1. авторитет подавления;
2. авторитет педантизма;
3. авторитет резонерства;
4. авторитет мнимой доброты;
5. авторитет знаний;
6. авторитет эрудиции;
7. авторитет отношения к работе.
Ответ: 1-4.
Вопрос 8. Назовите виды насилия в педагогической деятельности.
1. физическое оскорбление;
2. словесное оскорбление;
3. публичное унижение;
4. коллективное осуждение с унижением достоинства;
5. шантаж;
6. наказание трудом.
Ответ: 1-6.
Вопрос 9. Назовите условия реализации гуманизация образования.
1. учитель с высоким уровнем развития нравственных и интеллектуальных качеств, подлинный интеллигент.
2. новые технологии обучения, максимально учитывающие предпочитаемые ребенком способы переработки учебного материала.
3. новые технологии воспитания и в целом развития личности, стимулирующие самообучение, саморазвитие, самовоспитание.
Ответ: 1-3.
Вопрос 10. Назовите главные цели правового обучения.
1. повышения правовой грамотности детей;
2. формирование высокого уровня воспитанности;
3. ормирование высокого уровня ответственности;
4. ормирование высокого уровня социальной активности.
Ответ: 1-4.
Вопрос 11. Назовите систему элементов нравственной культуры личности педагога.
1. культуру этического мышления;
2. культуру чувств;
3. культуру поведения;
4. этикет как уровень приверженности правилам, регламентирующим форму, манеры, стиль, тон общения.
Ответ: 1-4.
Вопрос 12. Назовите элементы структуры нравственного сознания педагога.
1. нравственные (этические) взгляды;
2. убеждения (идеалы);
3. нравственные чувства, которые отражают моральные отношения, возникающие в процессе обучения и воспитания ребенка.
Ответ: 1-3.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Основание КИМ теоретического характера в целом:
- "зачтено" - верно выполнено более 50% заданий;
- "не зачтено" - не верно выполнено 50% заданий и более;
- "отлично" - верно выполнено 85% - 100% заданий;
- "хорошо" - верно выполнено 70% - 84% заданий;
- "удовлетворительно" -верно выполнено 51% - 69% заданий;
- "неудовлетворительно" -верно выполнено 50% и менее заданий.

Вопрос 1. Какие этические категории включают этические взгляды педагога?
Ответ:
 идеалы детства, отрочества, юности,
 принципы диалогового взаимодействия учителя с учащимися,
 осознание своего профессионального долга,
 осмысление для себя понятий чести, достоинства, профессиональной совести учителя,
 понимание основных моральных категорий (добра и зла) применительно к педагогической деятельности.
Вопрос 2. Назовите ведущие нравственные чувства педагога.
Ответ:
 любовь к детям,
 профессиональная ответственность за жизнь, здоровье и развитие ребенка,
 терпимость,
 доброжелательность,
 доверие и уважение к учащимся.
Вопрос 3. Дайте определение понятию "ДИДАКТОГЕНИЯ".
Ответ:
 (от греч. didaktikos — поучительный, genos — происхождение) — вызванное нарушением педагогического такта со стороны воспитателя (педагога, тренера, руководителя и т. д.) негативное психическое состояние учащегося (угнетенное настроение, страх, фрустрацияи др.), отрицательно сказывающееся на его деятельности и межличностных отношениях. Может являться причиной неврозов.
 негативное психическое состояние учащегося, вызванное нарушением педагогического такта со стороны учителя (воспитателя). Выражается в повышенном
нервно-психическом напряжении, страхах, подавленном настроении и т.п. Отрицательно сказывается на деятельности учащихся, затрудняет общение. В основе
возникновения дидактогении лежит психическая травма, полученная учеником по вине педагога. Этим объясняется близость симптоматики дидактогении и неврозов у детей, причем дидактогения нередко перерастает в невроз, и может возникнуть необходимость в специальном лечении, в частности методами
психотерапии.
Вопрос 4. Назовите способы выражения любви к ребенку.
Ответ: визуальный, кинестетический, психологический, педагогический.
Вопрос 5. Дайте определение понятию "Общение".
Ответ: сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.
Вопрос 6. Дайте определение понятию "Педагогическое общение".
Ответ: …многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.
Вопрос 7. Назовите функции педагогического общения по Л.М.Митиной.
Ответ:
 информационная,
 социально-перцептивная,
 самопрезентативная,
 интерактивная,
 аффективная.
Вопрос 8. Назовите функции общения, которые играют главную роль в формировани этики человеческих отношений.
Ответ:
 «открытие» ребенка на общение,
 «соучастие» ребенку в процессе общения,
 «возвышение» ребенка в процессе общения.
Вопрос 9. Назовите принципы педагогического общения.
Ответ:
 принцип ненасилия (право ученика быть тем, что он есть),
 принцип паритетности взаимоотношений,
 принцип уважения труда познания ученика,
 принцип уважения неудач и слез ребенка,
 принцип уважения тяжелой работы роста,
 принцип уважения самобытности ученика,
 принцип безусловной любви воспитателя к воспитаннику,
 принцип оптимальной требовательности и уважения,
 принцип опоры на положительное в ребенке,
 принцип компромиссности спорных решений.
Вопрос 10. Дайте определение понятию "Эмпатия".
Ответ: сопереживание, умение поставить себя на место другого, способность человека к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей.
Вопрос 11. Дайте определение понятию "Симпатия".
Ответ: устойчивое положительное (одобрительное, хорошее) отношение к кому- или чему-нибудь (другим людям, их группам, социальным явлениям), проявляющееся в приветливости, доброжелательности, восхищении, побуждающее к общению, оказанию внимания, помощи (альтруизму).
Вопрос 12. Дайте определение понятию "Аттракция".
Ответ: привлечение, притяжение одного человека к другому.
Вопрос 13. Дайте определение понятию "Антипатия".
Ответ: неприязнь, нерасположение, эмоциональное отношение неприятия кого-либо или чего-либо: отдельных черт характера и вкусов человека, его голоса и т.п.
Вопрос 14. Дайте определение понятию "Стиль общения"
Ответ: особенности коммуникативных возможностей учителя, достигнутый уровень взаимоотношений педагога и воспитанников, творческая индивидуальность педагога (В.А. Кан-Калик).
Вопрос 15. Назовите основные стили управления и общения.
Ответ: авторитарный, демократический, либеральный.
Вопрос 16. Назовите стили педагогического общения по классификации В.А. Кан-Калика.
Ответ: «СОВМЕСТНОЕ ТВОРЧЕСТВО»,«ДРУЖЕСКОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ», «ЗАИГРЫВАНИЕ»,«ОБЩЕНИЕ-ДИСТАНЦИЯ»,«МЕНТОРСКИЙ, «УСТРАШЕНИЕ».
Вопрос 17. Назовите виды стиля педагогической деятельности.
Ответ:
 репродуктивный стиль;
 ситуативный стиль;
 репродуктивно-творческий стиль;
 творческий стиль.
Вопрос 18. Назовите барьеры восприятия в общении.
Ответ:
 Эффект ореола – распространение общего оценочного впечатления о человеке на все его еще неизвестные личностные качества и свойства, действия и поступки. Ранее сложившееся представление мешает по – настоящему понять человека: «Она отличница и такая милая девочка, и я сомневаюсь, что она могла совершить дурной поступок».
 Эффект первого впечатления - обусловленность восприятия и оценивания человека первым впечатлением о нем, которое может оказаться ошибочным.
 Эффект первичности – придание большого значения при восприятии и оценивании незнакомого воспитанника или группы той информации о нем (ней), которая поступила раньше: «Это ужасный класс, как вы согласились в нем работать».
 Эффект новизны – придание большого значения более поздней информации при восприятии и оценивании знакомого человека.
 Эффект проекции – приписывание своих достоинств «приятным» воспитанникам или другим людям, и своих недостатков – «неприятным».
 Эффект стереотипизации – использование в процессе межличностного восприятия устойчивого образа человека. Приводит к упрощению в познании человека, построению неточного образа другого, к возникновению предубеждения: «Он из неполной семьи? Наверняка хулиган и трудновоспитуемый»
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
"Отлично" (зачтено): ответ полный, развернутый.Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
"Хорошо" (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов.Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, владеет основной литературой, суждения правильны.
"Удовлетворительно" (зачтено): ответ не полный. В терминологии имеются недостатки.Студент владеет программным материалом, но имеются недостатки.Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1.Происхождение и взаимосвязь понятий «ЭТИКА», «МОРАЛЬ»,«НРАВСТВЕННОСТЬ», «ЭТИКЕТ».
2. Педагогическая этика как научная дисциплина.
3. Педагогическая этика в контексте исторического развития.
4. Основные категории педагогической этики.
5. Гуманизация процесса воспитания: проблемы и противоречия.
6. Нормативно-правовые документы о правах ребенка.
7. Воспитание школьников в духе прав человека.
8. Педагогическая этика о нравственном сознании учителя.
9. Структура нравственного сознания.
10. Эталоны и аксиомы нравственного профессионализма.
11. Общая характеристика педагогического общения, его функции и этические принципы.
12. Этика человеческих контактов. Эмпатия и симпатия в общении.
13. Стиль общения педагога и его влияние на обучение, воспитание и развитие личности ребенка.
14. Этическая защита в педагогическом общении.
15. Основные компоненты культуры педагогического общения и способы ее формирования.
16. Этика педагога в общении с родителями школьников.
17. Педагогический такт как компонент нравственной культуры учителя.
18. Конфликты: виды, структура, стадии протекания.
19. Педагогический конфликт.
20. Предпосылки и причины возникновения конфликтных ситуаций в процессе общения.
21. Нравственное поведение учителя в конфликтных ситуациях. Способы разрешения нравственного конфликта.
22. Понятие культуры речи и ее элементы.
23. Этикетные нормы общения. Речевой этикет.
24. Нарушения этики ведения диалога с учащимися.
25. Речевая этика в профессиональной деятельности учителя. Пути совершенствования речевого мастерства учителя.
26. Формирование культуры речевого общения в классном коллективе.
27. Общие этические принципы и характер делового общения.
28. Особенности общения в педагогическом коллективе: официальные и неофициальные отношения.
29. Конфликт в педагогическом коллективе: нравственно-этический аспект.
30. Этика взаимоотношений руководителя образовательного учреждения с педагогическим коллективом.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Как соотносятся между собой понятия «этика», «мораль», «нравственность», «педагогическая этика»? Что объединяет эти понятия?
2. Раскройте понятийный аппарат «педагогической этики», предмет, задачи, функции, основные методы исследования.
3. Восстановите в памяти общую историческую картину развития этикопедагогической мысли с античности до наших дней.
4. Проанализируйте понятия: «педагогическая справедливость», «профессиональный педагогический долг», «совесть» и др., относительно к эпохе I века.
5. Найдите общие педагогические понятия, связывающие данные термины педагогической этики с терминами теории воспитания.
6. Каковы, на ваш взгляд, наиболее острые проблемы и противоречия современной школы, которые приводят к нарушению принципа гуманизма в воспитательно - образовательном процессе школы?
7. Какие нормативно - правовые документы провозглашают основные права ребенка? С
какой целью принимались данные документы, в чем их отличие и какие основные права ребенка они закрепляют?
8. Что необходимо дать школьникам в области прав человека, какова цель и необходимость данных занятий?
9. Дайте определение сущности нравственного сознания учителя. Какую роль играет нравственность учителя в педагогической деятельности?
10. Назовите и кратко охарактеризуйте элементы структуры нравственного сознания учителя.
11. Раскройте суть таких понятий, как «любовь к детям», «уважение к личности ученика», «профессиональная ответственность за жизнь и здоровье ребенка».
12. Какие эталоны и аксиомы нравственного профессионализма должен соблюдать педагог? Имеют ли данные аксиомы какое-либо отношение к родителю, как педагогу, воспитывающему собственного ребенка?
13. Дайте общую характеристику понятиям «общение», «педагогическое общение».
14. Какие вы знаете этические функции общения, как они реализуются в обращении педагога с учеником?
15. Раскройте выше приведенные этические принципы педагогического общения. По возможности проиллюстрируйте данные принципы педагогическими ситуациями, в которых соблюдаются (или нарушаются) этические нормы общения.
16. Как вы понимаете данные понятия: «эмпатия», «симпатия», «антипатия»? Какую роль играет эмпатия и симпатия в установлении межличностных контактов между учителем и учениками?
17. Какое влияние оказывает стиль общения педагога с учащимися на учебный процесс, на воспитание личности ребенка? Есть ли возможность с уверенностью сказать, что данный стиль общения является самым оптимальным для реализации продуктивного общения? Аргументируйте свой ответ.
18. Насколько необходимы современному учителю знания в области этической защиты в процессе общения? Можете ли вы предложить свои варианты реагирования на бестактность (грубость) ученика?

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1.Подготовьте сообщение на одну из тем:
 Этика: становление и современность.
 Этические идеи средневековой педагогики.
 Основные положения педагогической этики в деятельности
В.А.Сухомлинского.
 Педагогическая справедливость - показатель объективности действий педагога.
 Авторитет педагога – основа воспитательного влияния на взаимоотношения в разных системах педагогического процесса.
2. Выделите основные положения педагогической этики, имевшей место в 70-80 г.г 20 в. в деятельности учителей – новаторов (Ш.А. Амонашвили, В.Ф.Шаталов, Е.Н.Ильин и др.);
3. Многие правила этикета, особенно современного практически совпадают с элементарной вежливостью. Не следует ли отсюда вывод, что человек, строго выполняющий требования этикета, является высоконравственной личностью? Аргументируйте свой ответ.
4. Чем объяснить, что в школе сегодня доминирует авторитарный, антигуманный стиль общения, идет нарушение педагогической этики? Какая причина, по-вашему, наиболее существенно влияет на этот процесс? Аргументируйте свой ответ.
5.Согласны ли вы с данным утверждением, приведенным в пособии Д.Г.Левитеса? Какова ваша точка зрения на эту проблему? «Чем талантливей, ярче, убедительней педагог, тем большую угрозу он представляет для воспитанника, ибо, порой сам того не осознавая, всем своим обликом подавляет волю,
внутреннюю свободу ученика, не столько не раскрывает в нем его самого, сколько навязывает себя как эталон, образец самореализации».
6. Выпишите, на ваш взгляд, основные статьи Конвенции ООН о правах ребенка, которые в обязательном порядке должны знать: а) учащиеся, б) учителя, в) родители.
7.Предложите свою методику знакомства школьников с правами человека (воспользуйтесь методикой Певцовой Е.А. Детская правовая школа в образовательном учреждении // Народное образование.-2011№ 6.-с.40-44; Певцова Е. А.Детская правовая школа в образовательном учреждении [Текст] / Е. А. Певцова // Российское образование. - 2011. -№ 6. - С. 32-36.)
8.Создайте вместе с учащимися во время педагогической практики «Кодекс равенства в общении».
9.Подготовьте сообщение на темы:
a) «Гуманистическая педагогика в исторической перспективе» (Иванова С.В. Влияние идей гуманизма на формирование гуманитарного знания» // Вопросы философии .2007.-№10.; Е. А. Коломиец Психология «русского гуманизма» как методологическая основа теории самореализации личности // Психология человека в современном мире. Том 6. Духовно-нравственное становление человека в современном российском обществе. Проблема индивидуальности в трудах отечественных психологов (Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна, 15–16 октября 2009 г.) / Ответственные редакторы: А. Л. Журавлев, М. И. Воловикова, Т.А. Ребеко. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», -2009. – с.58-61.
ipras.ru›engine/documents/document2007.pdf
b) «Насилие и ребенок: разрешение проблемы» (Болотова Е.Л.Правовые механизмы противодействия насилию в образовании// Народное образование. - 2012. - N 1. - С. 56-62 и др. см. список дополнительной лит-ры к занятию)
10.Выберите утверждения, характеризующие признаки гуманного воспитания:
а) уважение прав и свобод личности,
б) поощрение добрых дел,
в) предъявление разумных и посильных требований,
г) уважение позиции воспитанника,
д) уважение права человека быть самим собой,
е) воспитание в духе христианской морали,
ж) полная свобода действий воспитанника,
з) воспитание милосердия,
и) отказ от наказаний, унижающих достоинство человека,
к) формирование положительных качеств личности .
11. Сегодня, как считает А.Ф.Никитин, нравственное чувство, которое К.Д.Ушинский называл чувством общественности, заменяется все больше чувством групповщины. Люди - часто с детского возраста - приучаются оценивать себя, окружающее, происходящее с точки зрения не общенародных, а групповых, корпоративных интересов: уличной дворовой компании (неформального объединения), профессионального клана и т.д.. Отсюда - релятивная нравственность: «что добро для них, зло для нас» и наоборот, свобода от моральных соображений в выборе средств деятельности, нагнетание враждебности.
Согласны ли вы с мнением А.Ф.Никитина? Аргументируйте свой ответ. Можно ли таким образом добиться сплоченности подростков и выстроить общение между ними и педагогами на основе корпоративного неформального общения с учетом нравственных критериев?
12. «Если педагог утрачивает способность любить ребенка – он утрачивает способность
воспитывать». Согласны ли вы с таким утверждением Азарова Ю.П.? Аргументируйте
свой ответ.
13. Нужно ли любить ученика или достаточно добросовестно относиться к своим обязанностям педагога? Какова Ваша точка зрения?
14. Подготовьте сообщение по теме: «Педагоги-гуманисты об уважительном отношении к личности ребенка» (при подготовке используйте статью Г.И.Ризз Я.Корчак: ребенка надо уважать / Педагогика, № 4,1996,с. 69-72; Я.Корчак Как любить детей.- Москва -Воронеж, 1999 / глава Право детей на уважение /с.156-158).
15. Подготовьте сообщение на тему: «Формирование культуры чувств в школьной среде»(при подготовке используйте работы А.Шемшуриной Этическая грамматика /см.общий список литературы к пособию/)
16. Подготовьте сообщение на тему: «Дидактогения: причины и ее возможные последствия для ребенка» (при подготовке используйте статьи: Северный А.А., Иовчук Н.М. К вопросу о дидактогенных депрессиях у младших школьников [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru 2012. №1. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru).
17. Представьте, что вы являетесь членом законодательного органа, созданного волей педагогического сообщества (учителей, учеников, родителей). Создайте свою версию нормативного акта: «Эталоны и аксиомы нравственного профессионализма учителя».
18. Подготовьте сообщение на тему:
a) «Как научить подростка общаться?» используйте статьи 1)Кучерявенко В.И., Сорокоумова Е.А. Особенности понимания современными подростками ситуаций
взаимодействия и общения (психолого-педагогическая программа обучения подростков пониманию социальных ситуаций)// Воспитание школьников.-2011.-№4 с.47-52; А. А. 2)Чернова Проблемы духовно-нравственного развития и воспитания детей и подростков в современном обществе Психология человека в современном мире. Том 6. Духовно-нравственное становление человека в современном российском обществе. Проблема индивидуальности в трудах отечественных психологов (Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна, 15–16 октября 2009 г.) / Ответственные редакторы: А. Л. Журавлев, М. И. Воловикова, Т.А. Ребеко. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», -2009. – с.325-327 ipras.ru›engine/documents/document2007.pdf; 3)Плеханова Е.А.Динамика нравственных отношений в подростковом возрасте Автореферат канд. дисс. Казань,-2012.
b) «Стили общения в аспекте соционики». (Т. Антонова, Н.Сироткина, Л.Тихонова Разные социотипы – разные стили // Управление школой .-2003.-№ 7)
19.Создайте ряд педагогических этюдов (ситуаций общения учителя с ребенком) где бы наглядно Вы могли продемонстрировать реализацию данных функций этического общения: «открытие» ребенка на общение, «соучастие» ученику в процессе общения.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Александрова, З.А., С.Б. Кондратьева Профессиональная этика : учебное пособие М. : МПГУ, 2016. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=469398
Л1.2 Колмогорова Н.В. Основы общей и профессиональной этики и этикет : учебное пособие Омск : Издательство СибГУФК, 2012. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=274600
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А.А. Афашагова Афашагова А.А. Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности : учебное пособие М. ; Берлин : Директ-Медиа , 2014. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=253720
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Т.Н. Козловская, Г.А. Епанчинцева, Л.В. Зубова Профессиональная этика : учебно-методическое пособие Оренбург : ОГУ, , 2015 URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=439222
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 курс "Профессиональная этика" portal.edu.asu.ru
Э2 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э3 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU- en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно).
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение данной дисциплины предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций;
- работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях;
- выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков деловой коммуникации.
В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга.
При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: 1) с целью снятия возможных затруднений; 2) с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не ис-ключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники. Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
В случае пропусков студентом лекционных или практических занятий ему необходимо восстановить учебный материал самостоятельно с использованием учебно-методических пособий по курсу и пройти собеседование по пропущенным темам для контроля усвоения материала.
Для получения итоговой аттестации автоматически студент не должен иметь пропусков занятий без уважительных причин, успешно и в установленный срок проходить текущий контроль, выполнить контрольную работу, иметь семестровый рейтинг более 75 баллов. Если семестровый рейтинг студента менее 50 баллов, то к итоговой аттестации он не допускается.