МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение природопользования, сервиса и туризма
Направление подготовки43.02.10. специальность Туризм
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план43_02_10_Туризм-2021_9кл
Часов по учебному плану 116
в том числе:
аудиторные занятия 116
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 17 22
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 20 20 26 26 46 46
Практические 30 30 40 40 70 70
Итого 50 50 66 66 116 116

Программу составил(и):
преподаватель, Косач Елена Владимировна;Щербанова Е.Е.

Рецензент(ы):
преподаватель, высшая категория, Большакова Елена Евгеньевна

Рабочая программа дисциплины
История

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 43.02.10 ТУРИЗМ (приказ Минобрнауки России от 07.05.2014 г. № 474)

составлена на основании учебного плана:
43.02.10 ТУРИЗМ Профиль получаемого профессионального образования: социаально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 04.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение природопользования, сервиса и туризма

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Коверникова Евгения Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Повысить у учащихся уровень знаний по истории
Сформировать общекультурные представления, умения ориентироваться в историческом пространстве, умения прогнозировать возможные результаты, исходя из прошедших событий

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: СОО.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории
Периодизацию всемирной и отечественной истории
Современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории
Историческую обусловленность современных общественных процессов
Особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе

3.2.Уметь:
3.2.1.Проводить поиск исторической информации в источниках разного типа
Критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания)
Анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд)
Различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения
Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений
Участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения
Представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности
Использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации
Соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения
Осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Введение
1.1. История как наука. Лекции 1 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Семинарское занятие по теме: «Проблема периодизации всемирной истории». Дискуссия №1 Практические 1 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Раздел 2. Древнейшая и древняя история. Традиционные сообщества.
2.1. Тема 1.1. Первобытный мир и зарождение цивилизации. Источники сведений о первобытности Лекции 1 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Тема 1.2. Цивилизации древнего мира Лекции 1 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Деловая игра по теме: «Духовная культура Античности». Практические 1 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.4. Семинарское занятие по теме: «Культурное наследие древних цивилизаций». Опрос № 1 Практические 1 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Раздел 3. История средних веков
3.1. Тема 2.1. Христианская Европа всредние века. Лекции 1 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Семинарское занятие по теме: «Крестовые походы XI-XIII вв.».Опрос № 2. Практические 1 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.3. Тема 2.2. Государства Азии в средние века. Лекции 1 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.4. Семинарское занятие по теме: «Первая волна монгольских завоеваний». Опрос № 3 Практические 1 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.5. Тема 2.3. От Древней Руси к Московскому царству. Лекции 1 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.6. Семинарское занятие по теме: «Культура славянской древности». Опрос № 4 Практические 1 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.7. Семинарское занятие по теме: «Восточные славяне». Опрос № 5 Практические 1 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.8. «Возникновение государства Русь. Первые русские князья». Опрос № 6 Практические 1 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.9. Семинарское занятие по теме: «Правление Святослава. Древнерусское государство при Владимире». Опрос № 7 Практические 1 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.10. Семинарское занятие по теме: «Русь при Ярославичах». Опрос № 8 Практические 1 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.11. Семинарское занятие по теме: «Феодальная раздробленность на Руси». Опрос № 9 Практические 1 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.12. Контрольный тест (от первобытности до образования Московского государства). Практические 1 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.13. Семинарское занятие по теме: «Иноземные вторжения на Русь в XIII в.». Опрос № 10 Практические 1 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.14. Лекция-визуализация «Русская культура IX-XIV вв.». Обсуждение и анализ. Опрос № 11 Практические 1 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.15. Семинарское занятие по теме: «Эпоха Куликовской битвы». Опрос № 12 Практические 1 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Раздел 4. История Нового времени
4.1. Тема 3.1. Эпоха Нового времени. Европейский абсолютизм. Лекции 1 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.2. Семинарское занятие по теме: «Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм». Опрос № 13 Практические 2 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.3. Тема 3.2. Россия в XVI- начале XVII вв Лекции 1 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.4. Семинарское занятие по теме: «Внешняя политика Ивана Грозного». Опрос № 14 Практические 2 3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.5. Семинарское занятие по теме: «Исторические портреты личностей, вершивших и победивших смуту». Опрос № 15 Практические 2 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.6. Тема 3.3. Россия в XVII-XVIII вв. Лекции 2 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.7. Семинарское занятие по теме: «Возрождение самодержавия. Михаил Романов». Опрос № 16 Практические 2 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.8. Семинарское занятие по теме: «Экономическое и общественное развитие России в XVII в.». Опрос № 17 Практические 2 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.9. Семинарское занятие по теме: «Государство и общество в эпоху Петровских реформ». Опрос № 18 Практические 2 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.10. Семинарское занятие по теме: «Восстание Е.И. Пугачева». Опрос № 19 Практические 2 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.11. Семинарское занятие по теме: «Внешняя политика Екатерины II. Россия и революционная Франция». Опрос № 20 Практические 2 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.12. Семинарское занятие по теме: «Развитие русской культуры в XVII-XVIII вв.». Опрос № 21 Практические 2 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.13. Тема 3.4. Страны Европы и Америка в XIXвв. Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.14. Семинарское занятие по теме: «Особенности развития культуры в странах Западной Европы в XIX в.». Опрос № 22 Практические 2 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.15. Тема 3.5. Россия в XIX в. Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.16. Семинарское занятие по теме: «Тревожное окончание века. Правление Павла I». Опрос № 23. Проверочная работа "Россия в XVII-XVIII вв". Практические 2 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.17. Семинарское занятие по теме: «Анализ движения декабристов». Опрос № 24 Практические 2 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.18. Семинарское занятие по теме: «Отечественная война 1812 г., ее влияние на международное и внутреннее положение России». Опрос № 25 Практические 2 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.19. Контрольный тест № 2 «Развитие России в XIX в.» Практические 2 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.20. Семинарское занятие по теме: «Вестфальская система, как начало зарождения международного права». Опрос № 26 Практические 2 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Раздел 5. Мировое сообщество в первой половине XX в.
5.1. Тема 4.1. Российская империя начала XX в. Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.2. Семинарское занятие по теме: «Анализ программ ведущих политических партий России начала XX в.». Опрос № 27 Практические 2 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.3. Семинарское занятие по теме: «Революция 1905–1907 гг.: социальный заказ на модернизацию или протест против нее». Опрос № 28 Практические 2 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.4. Семинарское занятие по теме: «Русская культура Серебряного века». Опрос № 29 Практические 2 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.5. Тема 4.2. Первая мировая война. Участие в войне России. Лекции 2 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.6. Тема 4.3. Революция 1917г. в России Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.7. Тема 4.4. Страны Западной Европы и США в первой трети XX в. Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.8. Тема 4.5. Советское общество в 1918-1941гг Лекции 2 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.9. Семинарское занятие по теме: «Сравнительная характеристика мероприятий «военного коммунизма» и НЭПа». Опрос № 30 Практические 2 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.10. Тема 4.6. Вторая мировая война. Советский Союз в годы ВОВ Лекции 2 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.11. Семинарское занятие по теме: «Великие сражения Второй мировой». Опрос № 31 Практические 2 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.12. Промежуточная аттестация.Дифференцированный зачет Практические 2 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (индивидуальное задание, тесты) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7007
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания
В 70-е годы приоритеты в развитии экономики были отданы
а) тяжелой промышленности
б) оборонной промышленности
в) сельскому хозяйству
г) жилищному строительству
2. Подписание в Хельсинки Заключительного акта Совещания по безопасности
и сотрудничеству в Европе состоялось
а) в 1975
б) в 1971
в) в 1976
г) в 1980
3. Выберите неправильный ответ. Разрядка международной напряженности
в 70-е годы включала
а) соглашение по Западному Берлину
б) соглашение СССР и США по ПРО и ОСВ-1
в) соглашение по безопасности в Европе
г) создание НАТО и ОВД
4. Инициатор создания в СССР Комитета прав человека
а) В. Чалидзе
б) А.И. Солженицын
в) А.Д. Сахаров
г) А.Т. Марченко
5. Дефицит товаров народного потребления в СССР в 1970-1980 гг. был вызван
а) снижением объемов их производства
б) сбытом основной массы на зарубежных рынках
в) опережением роста доходов населения над производством качественных товаров
6. Конституция СССР 1977 г.
а) закрепляла роль КПСС как руководящей силы советского общества
б) вводила систему многомандатных выборов
в) разрешила создание альтернативных КПСС политических партий
7. Найдите правильное сочетание события и даты
а) договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1) - 1979 г.
б) ввод войск Варшавского договора в Чехословакию - 1968 г.
в) ввод ограниченного контингента вооруженных сил в Афганистан - 1972 г.
8. Какая акция правительства в период «застоя» вызвала открытый протест
в обществе?
а) интернациональная помощь Вьетнаму
б) размещение советских ракет на Кубе
в) ввод войск Варшавского Договора в Чехословакию
9. Конференция по безопасности и сотрудничеству в Европе в 1975 г.
а) изменила границы между Германией, Польшей и Чехословакией
б) закрепила границы, сложившиеся в Европе после Второй мировой войны
в) приняла Декларацию прав человека и гражданина
10. Период разрядки в международных отношениях приходится на
а) 1961-1968 гг.
б) 1972-1975 гг.
в) 1979-1983 гг.
11.Отношения СССР с Китаем в 1960-70 гг. характеризовались
а) политическим сотрудничеством, единством на международной арене
б) конфликтом, доходящим до вооруженных столкновений на границах
в) сохранением отношений братства и взаимной помощи, сложившихся в начале
1950-х гг.
12. Для культурной политики Советского правительства в 1970-е гг. характерно
а) поощрение критического анализа негативных сторон жизни общества
б) отказ от цензуры научных и художественных публикаций
в) выдворение инакомыслящих деятелей культуры за границу
13. Наиболее распространенными формами борьбы с «инакомыслием» в годы
«застоя» стали
а) дискуссии, диалог правительства с диссидентами через СМИ
б) ограничения в карьере, лишение гражданства
в) восстановление ГУЛАГа.
14. Причиной конца «разрядки» не является:
а) принятие американской программы СОИ
б) ввод советских войск в Афганистан
в) ухудшение советско-американских отношений
г) подписание Заключительного акта в Хельсинки
15. «Железный занавес» - это
а) берлинская стена, отделявшая Восточный Берлин от Западного
б) пограничная система стран социализма
в) раскол мира на два враждебных лагеря по идеологическому
принципу (социалистический- капиталистический)
г) участие в конфликте между Северной и Южной Кореей
Правильные ответы:
1 б
2 а
3 г
4 в
5 а
6 а
7 а-1972, б-1968, в-1979
8 в
9 б
10 б
11 б
12 в
13 б
14 г
15 в
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения дифференцированного зачета:
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе
оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов
среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.)
осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.
Процедура проведения предполагает три блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении
учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала
(итоговый тест). Выполняется студентом, который претендует на более высокую отметку
по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по
дисциплине. Представляет собой зачетный рейтинг 0,3*Rзач.

Пример оценочного средства Итоговое тестирование «Итоги развития Российской Федерации в 2000-2017 гг.» https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=289377
Вопросы к зачету: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7007

3) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала
(устный опрос). Выполняется студентом, который претендует на более высокую отметку
по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по
дисциплине. Представляет собой зачетный рейтинг 0,7*Rзач.
Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100
баллов. Оценка за первый блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку
студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед
началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в
технологической карте по дисциплине Rсем. Зачет «автоматом» выставляется студенту
при достижении им Rсем рейтинга 70 баллов и более.
2) за выполнение второго блока, представляющего собой тест множественного
выбора, состоящий из 15 вопросов, студент может получить максимум 15 первичных
баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). В тесте встречаются вопросы с выбором
одного варианта ответа, выбором нескольких вариантов ответов. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и
получает 1 балл, либо выбирает неправильный ответ и получает 0 баллов. В вопросах с
выбором нескольких вариантов ответов, при выборе всех правильных ответов, студент
получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл
рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Если же при выборе
правильных ответов, будут выбраны и неправильный ответ, то за выбор неправильного
ответа начисляется штраф 5%. В вопросах открытого типа, необходимо вписать
правильный ответ (правильное понятие). Всего в банке тестовых
заданий 40 тестовое задание. На
выполнение теста отводится 20 минут.
При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения
трудностей. И вернуться в оставшееся время.
3) за выполнение третьего блока, представляющего собой устный опрос, студент может максимально получить 70 баллов. Устный ответ оценивается следующим образом:
Уровень освоения Критерии
85-100 баллов (оценка «отлично») Ответ на вопросы, заявленные в билете, полный, последовательный. На дополнительные вопросы студент ответил без затруднения.
70-84 баллов (оценка «хорошо») Ответ на вопросы, заявленные в билете, полный, последовательный. На дополнительные вопросы студент ответить не смог.
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») Ответ на вопросы, заявленные в билете, не полный. Студент смог ответить на наводящие вопросы.
0-49 баллов (оценка неудовлетворительно») Ответ на вопросы, заявленные в билете, не полный, сбивчивый. Допущены грубые ошибки. На наводящие вопросы студент ответить не смог.
Итоговый рейтинг складывается из выполнения трех блоков заданий. Правило
вычисления итогового рейтинга Rитог = 0,7*Rсем + 0,3*Rзач (0,3*Rтест+0,7*Rустн.ответ)
Общая суммарная оценка за весь курс составляет максимум 100 баллов.
Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение Блока 1, Блока 2 и Блока 3
пересчитываются преподавателем по схеме:
5 (отлично) 85-100
4 (хорошо) 70-84
3 (удовлетворительно) 50-69
2 (неудовлетворительно) 0-49
Приложения
Приложение 2.   Контроль 2023.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шубин, А. В. История России, 1914-1945 годы: 10 класс. Базовый уровень : учебник Просвещение, 2023 znanium.com
Л1.2 Шубин, А. В. История России, 1946 год - начало XXI века: 11 класс. Базовый уровень : учебник Просвещение, 2023 znanium.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 М.Б. Некрасова История России: Учебник и практикум для СПО М: Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс Moodle: "История" ( 43.02.10 Туризм , Косач Е.В.) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
211Н кабинет гуманитарных и социально-экономических дисциплин; кабинет социально-экономических дисциплин; кабинет гуманитарных и социальных дисциплин; кабинет междисциплинарных курсов – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 80 посадочных мест; рабочее место преподавателя; трибуна; передвижная маркерная доска; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; проектор (марка: BenQ) – 1 ед.; экран (марка: Lumien) – 1 ед.; раздаточные дидактические материалы; тематические плакаты
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Планирование и организация времени, необходимого для изучения дисциплины.
Важным условием успешного освоения дисциплины БД.04«История» является создание системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, что позволит сделать обучение более эффективным. Наличие самоконтроля, является необходимым условием успешной учебы. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы лекционного курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях.

Подготовка к лекциям.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой - в ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Конспектирование лекций – сложный вид аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.

Подготовка к практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.

Подготовка к промежуточной аттестации.
При изучении данной дисциплины с учетом использования балльно-рейтинговой системы студент должен сдать контрольные и индивидуальные работы. Итоговая аттестация проводится в форме зачета.
В целом оценка ставится, как взвешенное среднее оценок полученных во время текущего контроля и оценки, полученных при ответе на вопросы билета, с учетом весовых коэффициентов.
При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:
внимательно изучить перечень вопросов и определить, в каких источниках находятся сведения, необходимые для ответа на них;
внимательно прочитать рекомендованную литературу;
составить краткие конспекты ответов (планы ответов).

При реализации учебной дисциплины БД.04 «История» используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий:
- лекция-беседа
При проведении семинарских занятий:
- семинар-визуализация
- дискуссия