МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Структура и индустрия медиасреды

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.03.05. Медиакоммуникации
ПрофильЦифровая культура и медийное пространство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план42_03_05_Медиа-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 93
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 93 93 93 93
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
ст. преподаватель, Жеребненко А.В.

Рецензент(ы):
телеведущий ГТРК Алтай, Долгова Т.Н.

Рабочая программа дисциплины
Структура и индустрия медиасреды

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 42.03.05 Медиакоммуникации (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 527)

составлена на основании учебного плана:
42.03.05 Медиакоммуникации
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 08.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232026 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.социол.н., профессор Ковалева А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 08.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой д.социол.н., профессор Ковалева А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения дисциплины является - обеспечить овладение студентами необходимыми теоретическими знаниями о структуре и индустрии медиасреды; - получение студентом комплексных знание о современном медиапространстве, о политических и экономических структурах управления и производства средств массовых коммуникаций в эпоху быстрых технологических изменений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.4

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
ОПК-6.1 Отбирает для осуществления профессиональной деятельности необходимое техническое оборудование и программное обеспечение
ОПК-6.2 Эксплуатирует современные стационарные и мобильные цифровые устройства на всех этапах создания медиапроекта и (или) медиапродукта
УК-1Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.1 Знает основные теоретико методологические положения системного подхода как научной и философской категории
УК-1.2 Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов
УК-1.3 Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений
УК-1.4 Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-1.1: Знает основные теоретико методологические положения системного подхода как научной и философской категории
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-1.2: Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов
УК-1.3: Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений
ОПК-6.1: Отбирает для осуществления профессиональной деятельности необходимое техническое оборудование и программное обеспечение
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-1.4: Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
ОПК-6.2: Эксплуатирует современные стационарные и мобильные цифровые устройства на всех этапах создания медиапроекта и (или) медиапродукта

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Медиасреда: структура и индустрия
1.1. Медиаиндустрия: ключевые понятия Лекции 1 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
1.2. Отечественные и зарубежные концепции медиа. Практические 1 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
1.3. Характеристика российской медиаиндустрии Лекции 1 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
1.4. Характеристика российской медиаиндустрии Практические 1 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
1.5. Акторы медиапространства Лекции 1 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
1.6. Медиаиндустрия региона Практические 1 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
1.7. Медиапродукт Лекции 1 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
1.8. Медиапродукт Практические 1 8 ОПК-6.1, ОПК-6.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
1.9. Характеристика российской медиаиндустрии Сам. работа 1 36 ОПК-6.1, ОПК-6.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
1.10. Медиаиндустрия региона Сам. работа 1 12 ОПК-6.1, ОПК-6.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
1.11. Разработка медиапродукта Сам. работа 1 45 ОПК-6.1, ОПК-6.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7049

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Медиа – это
а) это совокупность каналов, посредством которых контент доставляется потребителю. Каждый канал обладает своими уникальными трансмиссионными возможностями, влияющими на выбор: какая история будет передана, на какую платформу будет принята и как ее воспримет аудитория.
б) знаково-символическая система, с помощью которой кодируется сообщение (язык, звук, изображения), и, в более узком смысле слова, материалы, из которых создается контент.
в) набор существующих в пространстве и во времени медиаобъектов.
г) все варианты верны.
ОТВЕТ: г.

Вопрос 2. Определите какие медиа можно отнести к традиционным?
а) Социальные сети
б) ТВ
в) газеты
ОТВЕТ: б,в.

Вопрос 3. Определите какие медиа можно отнести к категории «новых медиа»?
а) Блоги на Рутубе
б) радио
в) печатные журналы
ОТВЕТ: а.

Вопрос 4. К какому типу медиа относятся средства передачи сообщения, способные расширить (превратить) единственное чувство в насыщенное информацией значение – множество данных, получаемых адресатом через сообщение, делают безальтернативным вариант их принятия и интерпретации.
а) горячие медиа
б) холодные медиа
ОТВЕТ: а.

Вопрос 5. Совокупность средств производства и распространения массовой информации, а также систему отношений по поводу производства и потребления медиапродуктов – это?
а) медиапространство
б) медиа
в) медиасреда
г) медиаиндустрия
ОТВЕТ: а

Вопрос 6. Верно ли утверждение: "Медиасреда отличается от медиапространства тем, что она не тотальна, это индивидуальная среда, которая формируется у каждого пользователя по-своему"?
а) да, верно.
б) нет.
ОТВЕТ: а.

Вопрос 7. Индивидуальна сфера, которая формируется у каждого пользователя по-своему и через посредничество массовых коммуникаций (печать, радио, ТВ, видео, кино, компьютерные каналы, Интернет и др.) связывает человека с окружающим миром, информирует, развлекает, пропагандирует те или иные нравственно-эстетические ценности, оказывает идеологическое, экономическое или организационное воздействие на оценки, мнения и поведение людей – это?
а) Медиапространство
б) Медиа
в) Медиаиндустрия
г) Медиасреда
ОТВЕТ: г.

Вопрос 8. Область действия средств в массовой информации. В широком смысле под медиасферой подразумевается совокупность данных (информации) и носителей этой информации, реальность, которая помогает человеку главным образом в коммуникациях с другими людьми с помощью технических посредников – это?
а) медиасреда
б) медиасфера
в) медиапространство
г) медиапродукт
ОТВЕТ: б.

Вопрос 9. Часть креативной индустрии, сектор экономики, направленный на удовлетворение как запросов (информационного, аналитического, развлекательного) аудитории разного типа, так и запроса рекламодателей на доступ к аудитории – это?
а) медиапространство
б) медиаиндустрия
в) медиасреда
ОТВЕТ: б.

Вопрос 10. Взаимодействие медиакомпаний с аудиторией, другими институтами общества (правительство, парламент, суды, антимонопольные органы, профсоюзы), оказывающими влияние на экономическую деятельность СМИ – это?
а) медиарынок
б) медиаиндустрия
ОТВЕТ: а.

Вопрос 11. Продукты и услуги по созданию различных видов данных(контента) и их донесению до целевых аудиторий с помощью комплекса различных средств массовой информации – это?
а) медиапродукт
б) медиа
ОТВЕТ: а.

Вопрос 12. Предприятия и организации, а также физических лиц, производящих медиапродукты, деятельность которых нацеленные на получение дохода от своей основной деятельности – это?
а) медиапроизводители
б) медиапотребители
в) СМИ
ОТВЕТ: а.

Вопрос 13. Организации, производящие информационные\медиапродукты и услуги на базе схожих ресурсов и технологий – это?
а) медиакомпании
б) СМИ
в) медиапроизводители
ОТВЕТ: а.

Вопрос 14. Автор контента, распространяющий медиапродукты посредством собственного медиаканала – это?
а) блогер
а) журналист
б) пиарщик
ОТВЕТ: а.

Вопрос 15. Что из перечисленного ниже можно считать медиапродуктом?
а) Статья в «Дзене»
б) Видеоролик
в) Инфографика
г) Подкаст
д) Чек-лист
е) Все из перечисленного верно
ОТВЕТ: е.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Что такое медиа?
ОТВЕТ: Сегодня мы можем обнаружить около сотни объяснений: что есть медиум, или медиа. Все их можно свести к трем группам: медиум как способ передачи и хранения информация («канал» / транслятор и медиаплатформа / носитель), медиум как средство создания контента, медиум как среда – набор существующих в пространстве и во времени объектов, которые, как предполагается, оказывают воздействие на всю систему. В первом случае – это совокупность каналов, посредством которых контент доставляется потребителю. Каждый канал обладает своими уникальными трансмиссионными возможностями, влияющими на выбор: какая история будет передана, на какую платформу будет принята и как ее воспримет аудитория. Во-втором – это знаково-символическая система, с помощью которой кодируется сообщение (язык, звук, изображения), и, в более узком смысле слова, материалы, из которых создается контент. В третьем – это набор существующих в пространстве и во времени медиаобъектов.

Вопрос 2. Перечислите основные атрибуты медиа
ОТВЕТ: степень фиксации (сохранения); степень репродуцируемости; степень удаленности во времени и пространстве; компетенции для использования медиа.

Вопрос 3. Какие медиа относятся к традиционным?
ОТВЕТ: ТВ, радио, пресса, традиционные рекламные носители.

Вопрос 4. Какие медиа можно отнести к категории «новые медиа»?
ОТВЕТ: все средства массовой информации, размещенные в Интернете.

Вопрос 5. Горячие медиа – это?
ОТВЕТ: это средство передачи сообщения, способное расширить (превратить) единственное чувство в насыщенное информацией значение. Множество данных, получаемых адресатом через сообщение, делают безальтернативным вариант их принятия и интерпретации.
Вопрос 6. Холодные медиа – это?
ОТВЕТ: это медиа, которые содержат недостаточно данных. Их потенциал коммуникативного воздействия заметно ниже горячих. Скудное количество информации не позволяет адресату ощутить реальность тождественно исходной ситуации.

Вопрос 7. Медиапространство – это?
ОТВЕТ: совокупность средств производства и распространения массовой информации, а также систему отношений по поводу производства и потребления медиапродуктов.

Вопрос 8. Назовите 5 характерных свойств медиапространства, выделенных М. Маклюэном.
ОТВЕТ: Медиапространство взаимосвязано. Медиапространство эмерджентно. Медиапространство находится в постоянной трансформации. Медиапространство незаметно тому, кто внутри. Медиапространство обладает «фигурой» и «фоном».

Вопрос 9. Что такое медиасреда?
ОТВЕТ: сфера, которая через посредничество массовых коммуникаций (печать, радио, ТВ, видео, кино, компьютерные каналы, Интернет и др.) связывает человека с окружающим миром, информирует, развлекает, пропагандирует те или иные нравственно-эстетические ценности, оказывает идеологическое, экономическое или организационное воздействие на оценки, мнения и поведение людей. Медиасреда индивидуальна и формируется у каждого пользователя по-своему.

Вопрос 10. Что такое медиасфера?
ОТВЕТ: область действия средств в массовой информации. В широком смысле под медиасферой подразумевается совокупность данных (информации) и носителей этой информации, реальность, которая помогает человеку главным образом в коммуникациях с другими людьми с помощью технических посредников.

Вопрос 11. Чем медиасреда отличается от медиапространства?
ОТВЕТ: Медиасреда отличается от медиапространства тем, что она не тотальна, это индивидуальная среда, которая формируется у каждого пользователя по-своему.

Вопрос 12. Что такое медиаиндустрия?
ОТВЕТ: часть креативной индустрии, сектор экономики, направленный на удовлетворение как запросов (информационного, аналитического, развлекательного) аудитории разного типа, так и запроса рекламодателей на доступ к аудитории.

Вопрос 13. Перечислите основные сегменты медиаиндустрии.
ОТВЕТ: Представляется возможным выделить следующие основные сегменты медиаиндустрии: газеты, журналы, радио, телевидение, интернет-СМИ, информационные агентства, киностудии, радио- и телепроизводящие компании, музыкальные звукозаписывающие студии, предприятия рекламного бизнеса, структуры системы связей с общественностью, социальные сети, мессенджеры, платформы.

Вопрос 14. Что такое медиарынок?
ОТВЕТ: взаимодействие медиаконцернов с аудиторией, другими институтами общества (правительство, парламент, суды, антимонопольные органы, профсоюзы), оказывающими влияние на экономическую деятельность СМИ.

Вопрос 15. Дайте определение медиапродукту?
ОТВЕТ: продукты и услуги по созданию различных видов данных(контента) и их донесению до целевых аудиторий с помощью комплекса различных медиа.
Вопрос 16. В чем заключается ключевая специфика медиарынка?
ОТВЕТ: На этом рынке товары представлены содержанием, то есть упакованными вместе информацией, мнениями и развлечениями, а в качестве услуги выступает организация предприятиями СМИ доступа к аудиториям для рекламодателей.

Вопрос 17. Дайте определение понятию «медиапроизводитель».
ОТВЕТ: предприятия и организации, а также физических лиц, производящих медиапродукты, деятельность которых нацеленные на получение дохода от своей основной деятельности.

Вопрос 18. Каких участников медиапространства можно отнести к медиапроизводителям?
ОТВЕТ: Сегодня медиапроизводителями выступают: медиакомпании, журналисты, партизанские журналисты, блогеры и медиапотребители.

Вопрос 19. Медиакомпании – это?
ОТВЕТ: организации, производящие информационные\медиапродукты и услуги на базе схожих ресурсов и технологий.

Вопрос 20. Блогеры – это?
ОТВЕТ: авторы контента, распространяющий медиапродукт посредством собственного медиаканала.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОПК-6: Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Совокупность потребителей информации, распространяемой по медиаканалам – это
а) медиапотребители
б) массовая аудитория
в) целевая аудитория
ОТВЕТ: б

Вопрос 2. Бесструктурное многочисленное скопление людей, находящихся в непосредственных контактах друг с другом и взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания – это?
а) толпа
б) масса
в) публика
ОТВЕТ: а.

Вопрос 3. Аудитория, на которую рассчитан медиапродукт – это?
а) медиапотребитель
б) целевая аудитория
в) массовая аудитория
ОТВЕТ: б.

Вопрос 4. Какие из перечисленных медиа входят в состав «Газпром Медиа Холдинга».
а) телеканал «Пятница»
б) Авторадио
в) социальная сеть Yappy
г) Первый канал
ОТВЕТ: а, б,в.

Вопрос 5. Какие из перечисленных медиа входят в состав «НМГ (Национальная Медиа Группа)»
а) СТСmedia
б) газета «Известия»
в) видеохостинг «Рутуб»
г) онлайн-кинотеатр «Море ТВ»
ОТВЕТ: а,б,г.

Вопрос 6. Использование ресурсов медиапространства для каких–то целей – это?
а) медиапотребление
б) медиатворчество
ОТВЕТ: а.

Вопрос 7. Верно ли утверждение «Чем старше медиапотребители - тем больше времени они проводят за ТВ»?
а) Да, верно
б) Нет
ОТВЕТ: а.

Вопрос 8. Согласно последним аналитическим отчетам 2023 года, какое число россиян используют интернет каждый день?
а) 99% используют интернет каждый день
б) 81% используют интернет каждый день
в) 50% используют интернет каждый день
ОТВЕТ: б.

Вопрос 9. Какая социальная сеть стала наиболее популярной у медиапотребителей в 2023 году?
а) Вконтакте
б) Одноклассники
в) ТикТок
ОТВЕТ: а.

Вопрос 10. Какой мессенджер стал наиболее популярный у медиапотребителей в 2023 году?
а) WhatsApp
б) Telegram
в) мессенджер «ВК»
ОТВЕТ: а.

Вопрос 11. Выберите, что из перечисленного можно отнести к маркетплейсам?
а) Озон
б) Валдберис
в) Авито
г) Вконтакте
ОТВЕТ: а,б,в.

Вопрос 12. Верно ли утверждение «в среднем россияне ежедневно проводят в интернете 3 часа 40 минут»?
а) Да, верно
б) нет
ОТВЕТ: а.

Вопрос 13. Что из пересиленного относится в СМИ Алтайского края
а) ВГТРК «Алтай»
б) Сообщество «Барнаул22»
в) Информационный портал «Лента.ру»
ОТВЕТ: а,б.

Вопрос 14. Какой жанр ТВ-продуктов стал наиболее популярным у медиапотребителей в 2022-2023 году?
а) развлекательные передачи
б) социально-политические передачи
в) познавательные передачи
ОТВЕТ: б.

Вопрос 15. Верно ли утверждение «Основной контент, который потребляют ВКонтакте — видео: мультфильмы, фильмы, сериалы и пользовательский видеоконтент»?
а) Нет, неверно
б) Да, верно
ОТВЕТ: б.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Что такое массовая аудитория?
ОТВЕТ: совокупность потребителей информации, распространяемой по медиаканалам.

Вопрос 2. Какие характеристики включает портрет включает в себя портрет целевой аудитории?
ОТВЕТ: Портрет целевой аудитории включает в себя различные аспекты и характеристики, такие как: Демографические данные: Возраст, пол, образование, семейное положение, доход и другие демографические характеристики, которые помогают определить основные черты вашей аудитории. Психографические данные: Интересы, ценности, образ жизни, личностные черты, мотивации и другие психологические и социальные факторы, которые формируют поведение и предпочтения вашей аудитории. Потребности и проблемы: Описание основных потребностей, проблем или вызовов, с которыми сталкивается ваша целевая аудитория, и которые ваш продукт или услуга могут решить. Поведенческие характеристики: Покупательские привычки, предпочтения, привязанность к бренду, использование технологий и другие факторы, которые влияют на способ взаимодействия вашей аудитории с вашим бизнесом или продуктом.

Вопрос 3. Перечислите контролирующие и регулирующие органы медиапространства
ОТВЕТ: органы власти, собственники медиа, профессиональные сообщества, общественные организации

Вопрос 4. Что такое медиапотребление?
ОТВЕТ: использование ресурсов медиапространства для каких–то целей.

Вопрос 5. Назовите три крупнейших жанра интернет-потребления.
ОТВЕТ: три крупнейших жанра интернет-потребления — соцсети (21%), видео (18%), мессенджеры (15%).
Вопрос 6. Какая социальная сеть стала наиболее популярной у медиапотребителей в 2023 году?
ОТВЕТ: Вконтакте

Вопрос 7. Какой мессенджер стал наиболее популярный у медиапотребителей в 2023 году?
ОТВЕТ: WhatsApp.

Вопрос 8. Назовите тройку лидеров на рынке маркетплейсов.
ОТВЕТ: Авито, Озон, Валдберис

Вопрос 9. Сколько времени среднестатистический россиянин проводит в интернете согласно медиааналитике 2023 года?
ОТВЕТ: в среднем россияне ежедневно проводят в интернете 3 часа 40 минут.

Вопрос 10. Какой жанр ТВ-продуктов стал наиболее популярным у медиапотребителей в 2022-2023 году?
ОТВЕТ: социально-политические передачи и новости.

Вопрос 11. Перечислите наиболее крупных участников ТВ-рынка России?
ОТВЕТ: сегмент общедоступных российских телеканалов делят между собой один государственный – ВГТРК – и два окологосударственных холдинга – «Национальная Медиа Группа» и «Гапром- Медиа Холдинг».

Вопрос 12. Перечислите наиболее крупных участников ТВ-рынка Алтайского края?
ОТВЕТ: ВГТРК «Алтай», Катунь 24

Вопрос 13. Какому медиахолдингу принадлежит телеканал «Первый канал»?
ОТВЕТ: НМГ

Вопрос 14. Какому медиахолдингу принадлежит видеохостинг «Рутуб»?
ОТВЕТ: Газпром-медиа

Вопрос 15. Какому медиахолдингу принадлежит телеканал «Россия1»?
ОТВЕТ: ВГТРК «Россия»
Вопрос 16. Какому медиахолдингу принадлежит радио «Культура»?
ОТВЕТ: ВГТРК «Россия»

Вопрос 17. Какому медиахолдингу принадлежит телеканал «ТВ3»?
ОТВЕТ: Газпром-медиа

Вопрос 18. Какому медиахолдингу принадлежит социальная сеть Yappy?
ОТВЕТ: Газпром-медиа

Вопрос 19. Какому медиахолдингу принадлежит телеканал «Карусель»?
ОТВЕТ: ОТВЕТ: ВГТРК «Россия»

Вопрос 20. Назовите доступные для блогинга платформы в России
ОТВЕТ: соцсеть «Вконтакте», платформа «Дзен», Telegram, «Рутуб»

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса теоретического характера и 1 практическое задание.

1. Медиа: понятие, атрибуты.
2. Медиа: понятие, классификация.
3. Медиапространство: понятие, характеристика.
4. Медиапространство: понятие, свойства в концепции М. Маклюэна.
5. Медиапространство и медиасреда: трактовка понятий, ключевые отличия.
6. Медиаиндустрия: понятие, структура, характеристика.
7. Понятие медиарынка, специфика, основные сегменты.
8. Характеристика отечественной медиаиндустрии. Телевидение: тренды, трансформации и тренды развития.
9. Характеристика отечественной медиаиндустрии. Радио: тренды, трансформации и тренды развития.
10. Характеристика отечественной медиаиндустрии. Печать: тренды, трансформации и тренды развития.
11. Характеристика отечественной медиаиндустрии. Интернет: тренды, трансформации и тренды развития.
12. Характеристика отечественной медиаиндустрии. Киноиндустрия: тренды, трансформации и тренды развития.
13. Характеристика отечественной медиаиндустрии. Музыкальная индустрия: тренды, трансформации и тренды развития.
14. Характеристика отечественной медиаиндустрии. Геймдев: тренды, трансформации и тренды развития.
15. Региональное медиапространство Алтайского края, характеристика и особенности.
16. Акторы медиапространства: медиапроизводители.
17. Акторы медиапространства: медиааудитория.
18. Медиааудитория ТВ: характеристика и особенности медиапотребления.
19. Медиааудитория Радио: характеристика и особенности медиапотребления.
20. Медиааудитория печатных СМИ: характеристика и особенности медиапотребления.
21. Особенности современного медиапотребления россиян в интернете.
22. Акторы медиапространства: контролирующие и регулирующие органы.
23. Медиапродукт: понятие, типология.
24. Технологии производства медиапродуктов.


Типовое практическое задание
Составьте портрет медиапотребителя рутуб-канала Алтайского государственного университета.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично»: студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо»: студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно»: студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно»: студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Е.Л. Вартанова Медиасистема России: , 2017 biblioclub.ru
Л1.2 Голубкова Е. Н. Интегрированные маркетинговые коммуникации : учебник и практикум для вузов : учебник Юрайт, 2020 https://urait.ru/bcode/450157
Л1.3 Коноваленко, М. Ю.  Теория коммуникации : учебник для вузов  Москва : Издательство Юрайт, 2020 pay.urait.ru
Л1.4 М. О. Гузикова Основы теории межкультурной коммуникации: учебное пособие Юрайт, 2020 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт библиотеки АлтГУ www.ib.asu.ru
Э2 Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" biblioclub.ru
Э3 Электронно-библиотечная система издательства "Лань" e.lanbook.com
Э4 курс "Структура и индустрия медиасреды" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
405Д специализированная аудитория с мультимедийным оборудованием кафедры связей с общественностью и рекламы - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; учебные пособия; презентационные материалы; наглядные материалы; компьютер: марка AquariusIntelCeleron   - 1 единица; стационарный проектор: марка VivitekD517 - 1 единица; стационарный экран: марка Projecta - 1 единица

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Работа студентов над курсом предполагает лекции и практические занятия, а также самостоятельную работу. Изучение курса завершается экзаменом. Успешное изучение курса требует посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой.

Лекция. Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.

Практическое занятие. Практическое занятие – форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.

Самостоятельная работа. Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам:
- учебных и учебно-методических пособий;
- тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др;
- перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины;
- информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др.
Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует: руководствоваться графиком самостоятельной работы, выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.

Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.