МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Физика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Направление подготовки38.02.01. специальность Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (в сфере услуг)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБел_38_02_01_ЭкономБухУчет-2023_9кл
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 72
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 36 56 36 56
Практические 36 60 36 60
Итого 72 116 72 116

Программу составил(и):
Преподаватель, Князева А.А

Рецензент(ы):
канд.псих.наук, Малюкова Е.В.

Рабочая программа дисциплины
Физика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) (бухгалтер, специалист по налогообложению) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 69)

составлена на основании учебного плана:
Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 28.06.2023 г. № 1
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.экон.наук, Глубокова Людмила Геннадьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы
Овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практически использовать физические знания; оценивать достоверность естественно-научной информации
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий
Воспитание убежденности в возможности познания законов природы, использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественно-научного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды
Использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды и возможность применения знаний при решении задач, возникающих в последующей профессиональной деятельности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: БД

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
ОК 02 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях
ОК 04 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учётом особенностей социального и культурного контекста
ОК 06 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения
ОК 07 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
ОК 08 Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности
ОК 09 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная
Смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд
3.2.Уметь:
3.2.1.Описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект
Отличать гипотезы от научных теорий
Делать выводы на основе экспериментальных данных
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Механика
1.1. Введение. Предмет изучения физики. История физики. Основные величины и размерности. Лекции 1 2 Л1.2, Л1.1
1.2. Кинематика Лекции 1 2 Л1.2, Л1.1
1.3. Динамика Лекции 1 2 Л1.2, Л1.1
1.4. Законы сохранения Лекции 1 2 Л1.2, Л1.1
1.5. Введение. Основные понятия. Математический аппарат для описания законов физики. Практические 1 2 Л2.1, Л1.1
1.6. Решение задач на тему «Кинематика» Практические 1 2 Л2.1, Л1.1
1.7. Решение задач на тему «Кинематика» Практические 1 2 Л2.1, Л1.1
1.8. Решение задач на тему «Динамика» Практические 1 4 Л2.1, Л1.1
1.9. Решение задач на тему «Законы сохранения» Практические 1 4 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Основы молекулярной физики и термодинамики
2.1. Молекулярная физика Лекции 1 2 Л1.2, Л1.1
2.2. Начала термодинамики Лекции 1 2 Л1.2, Л1.1
2.3. Газовые законы Лекции 1 2 Л1.2, Л1.1
2.4. Агрегатные состояния вещества. Количество теплоты Лекции 1 2 Л1.2, Л1.1
2.5. Решение задач на тему «Молекулярная физика» Практические 1 4 Л2.1, Л1.1
2.6. Решение задач на тему «Молекулярная физика» Практические 1 4 Л2.1, Л1.1
2.7. Решение задач на тему «Термодинамика» Практические 1 2 Л2.1, Л1.1
2.8. Решение задач на тему «Термодинамика» Практические 1 2 Л2.1, Л1.1
2.9. Решение задач на тему «Газовые законы» Практические 1 4 Л2.1, Л1.1
2.10. Решение задач на тему «Агрегатные состояния вещества. Количество теплоты» Практические 1 2 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Электродинамика
3.1. Электрическое поле. Электрический ток. Лекции 1 2 Л1.2, Л1.1
3.2. Проводники и диэлектрики Лекции 1 2 Л1.2, Л1.1
3.3. Постоянный ток Лекции 1 2 Л1.2, Л1.1
3.4. Магнитное поле Лекции 1 2 Л1.2, Л1.1
3.5. Электромагнитная индукция Лекции 1 2 Л1.2, Л1.1
3.6. Самоиндукция Лекции 1 2 Л1.2, Л1.1
3.7. Применение электричества Лекции 1 2 Л1.2, Л1.1
3.8. Применение электричества Лекции 1 2 Л1.2, Л1.1
3.9. Решение задач на тему «Электростатическое поле» Практические 1 2 Л2.1, Л1.1
3.10. Решение задач на тему «Электростатическое поле» Практические 1 2
3.11. Решение задач на тему «Законы постоянного тока» Практические 1 2 Л2.1, Л1.1
3.12. Решение задач на тему «Магнитное поле» Практические 1 2 Л2.1, Л1.1
3.13. Решение задач на тему «Магнитное поле» Практические 1 2 Л2.1, Л1.1
3.14. Решение задач на тему «Индукция» Практические 1 2 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Колебания и волны
4.1. Механические колебания и волны Лекции 1 2 Л1.2, Л1.1
4.2. Электромагнитные колебания и волны Лекции 1 2 Л1.2, Л1.1
4.3. Явление колебаний. Резонанс Лекции 1 2 Л1.2, Л1.1
4.4. Решение задач на тему «Механические волны» Практические 1 2 Л2.1, Л1.1
4.5. Решение задач на тему «Электромагнитные волны» Практические 1 2 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Оптика
5.1. Введение. Природа света Лекции 1 2 Л1.2, Л1.1
5.2. Интерференция и дифракция света Лекции 1 2 Л1.2, Л1.1
5.3. Поляризация и дисперсия света Лекции 1 2 Л1.2, Л1.1
5.4. Оптические приборы Лекции 1 2 Л1.2, Л1.1
5.5. Оптические явления в природе Лекции 1 2 Л1.2, Л1.1
5.6. Оптические явления в природе Лекции 1 2 Л1.2, Л1.1
5.7. Решения задач на тему "Природа света. Законы геометрической оптики" Практические 1 2 Л2.1, Л1.1
5.8. Решения задач на тему «Линзы. Оптические системы" Практические 1 2 Л2.1, Л1.1
5.9. Решения задач на тему «Интерференция и дифракция» Практические 1 2 Л2.1, Л1.1
5.10. Решение задач на тему «Спектры» Практические 1 2 Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Элементы квантовой физики
6.1. Фотоэффект Лекции 1 2 Л1.2, Л1.1
6.2. Физика атома Лекции 1 2 Л1.2, Л1.1
6.3. Квантовая физика Лекции 1 2 Л1.2, Л1.1
6.4. Решение задач по теме «Фотоэффект» Практические 1 2 Л2.1, Л1.1
6.5. Решение задач по теме «Радиоактивность» Практические 1 2 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (тестовые задания)размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11228#section-11

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
тестовые задания (выбор одного из вариантов)

1.Что такое резонанс?

1)Это явление резкого возрастания амплитуды колебаний при различии частоты вынуждающих колебаний и собственной частоты системы ровно в два раза
2)Это явление резкого уменьшения амплитуды колебаний при различии частоты вынуждающих колебаний и собственной частоты системы ровно в два раза
3)Это явление резкого уменьшения амплитуды колебаний при совпадении частоты вынуждающих колебаний с собственной частотой системы
4)Это явление резкого возрастания амплитуды колебаний при совпадении частоты вынуждающих колебаний с собственной частотой системы

2. Если увеличить оптическую силу линзы в два раза, то её фокусное расстояние

1)увеличится в четыре раза
2)увеличится в два раза
3)уменьшится в два раза
4)не изменится

3. Выберите верное утверждение о магнитном и электрическом полях

1)Электрическое поле характеризуется вектором напряжённости, а магнитное поле - вектором магнитной индукции
2)Электрическое поле характеризуется вектором магнитной индукции, а магнитное поле - вектором напряжённости
3)Электрическое поле характеризуется вектором магнитной индукции, а магнитное поле - магнитным потоком
4)Электрическое поле характеризуется вектором напряжённости, а магнитное поле - магнитным потоком

4. Частота переменного тока в бытовой сети составляет

1)100 – 120 Гц
2)200 – 240 В
3)50 – 60 Гц
4)Постоянно изменяется в пределах широкого диапазона значений

5. Величина, характеризующая меру нагретости тела, измеряющаяся в градусах цельсия или кельвинах, называется

1)Количество теплоты
2)Концентрация
3)Температура
4)Энтропия

6.Тело массой 5 кг движется со скоростью 4 м/с, каков импульс тела?

1)20 кг
2)4 кг∙м/с
3)5 кг∙м/с
4)20 кг∙м/с

7. Какие из перечисленных величин НЕ измеряются в Джоулях в системе единиц СИ?

1)Сила F
2)Кинетическая энергия Eк
3)Количество теплоты Q
4)Работа А

8. В каких единицах измерения измеряется скорость в системе единиц СИ?

1)м/ч
2)м/с
3)км/ч
4)км/с

9. Процесс, который протекает при постоянной температуре T = const, называется

1)Адиабатический
2)Изохорный
3)Изобарный
4)Изотермический

10. До какой максимальной температуры можно нагреть воду?

1)1000 oC
2)0oC
3)Можно нагреть до любой температуры
4)100 oC

11. Выберите верное утверждение о линиях напряжённости электрического поля

1)Линии пересекаются друг с другом
2)Линии прерывисты
3)Они всегда направлены из отрицательного заряда в положительный
4)Они всегда направлены из положительного заряда в отрицательный

12. Расстояние между молекулами газа оценивается как

1)Не измеримо
2)Во много раз меньше размеров самих молекул
3)Во много раз большее размеров молекул
4)Соизмеримое с размерами молекул

13. Сила тока в участке цепи 5 А, напряжение в цепи 10 В, каково сопротивление данного участка цепи?
1)5 Ом
2)2 Ом
3)10 Ом
4)50 Ом

14. В каких единицах измерения измеряется сила тока в системе единиц СИ?

1)Ом
2)Ампер
3)Ньютон
4)Ватт

15. В каких единицах измерения измеряется сила в системе единиц СИ?

1)Дж
2)м/с
3)Н
4)кг

Правильные ответы:
1 - 4
2 - 3
3 - 1
4 - 3
5 - 3
6 - 4
7 - 1
8 - 2
9 - 4
10 - 4
11 - 4
12 - 3
13 - 2
14 - 2
15 - 3

Критерии оценивания
85 - 100 баллов (оценка "отлично") - верно выполнено 85-100% предложенного теста
70 - 84 балла (оценка "хорошо") - верно выполнено 70 - 84% предложенного теста
50 - 69 баллов (оценека "удовлетворительно") - верно выполнено 50 - 69% предложенного теста
0 - 49 баллов (оценка "неудовлетворительно") - верно выполнено 0 - 49% предложенного теста
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Закреплено в приложении
Приложения
Приложение 1.   Контроль (физика).docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Маликов В.Н. Физика (ИС, БД, ЭБУ, Дизайн, ДОУ, ПСО, Туризм, 9 кл., 11 кл., преп. Маликов В.Н.): Электронный курс по физике , 2020 portal.edu.asu.ru
Л1.2 В. В. Горлач Физика : учебное пособие для СПО: учебное пособие для среднего профессионального образования М. : Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Т. И. Трофимова Руководство к решению задач по физике : учебное пособие для СПО: учебное пособие для СПО М. : Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 «Сверхзадача» виртуальные эксперименты sverh-zadacha.ucoz.ru
Э2 Физика (ИС, БД, ЭБУ, Дизайн, ДОУ, ПСО, Туризм, 9 кл., 11 кл., преп. Изотова А. Д.) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
ОС Windows
Приложения MS Office:
- MS Word,
- MS Excel,
7-Zip,
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
121Н кабинет инженерных систем гостиницы и охраны труда; кабинет прикладной геодезии и экологического картографирования; кабинет организации деятельности сотрудников службы обслуживания и эксплуатации номерного фонда; полигон геодезический – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных места; рабочее место преподавателя; трибуна; меловая передвижная доска – 1 ед.; интерактивная доска (марка: Smart) – 1 ед.; проектор (марка: Smart); оборудование: нивелир оптический VEGA; теодолит VEGA электронный; помещение для хранения оборудования и туристического снаряжения; тематические плакаты.
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
012К лаборатория электромагнитных измерений - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 8 посадочных мест; рабочее место преподавателя излучатель ИЗ25-1А; мультиметр MV-64 (3 шт.); ноутбук Dell Latitude C 610 PIII M 1200MHz, 256 Mb, 30Gb, DVD/14,1" (1024*76; осциллограф ЕО-213; осциллограф ЕО-213 (15 шт.); стабилизатор 3222 (2 шт.); энергомасс-анализатор ЭМАЛ-2; блок питания Б5-48; вольтметр В3-38; вольтметр В7-26; генератор Г4-116; Генератор Гуп-1 (10 шт.); монитор Samsung 550S 15" 0,28; ноутбук W5G00F Yonah Dual Core T2300E 1,66G 80Gb, 512Mb, DVD-RW Super Multi, mod; осциллограф C1-55; регул. стабилиз. РСН18 (6 шт.); системный блок Celeron 1700; частотомер Р43-07.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
211Н кабинет гуманитарных и социально-экономических дисциплин; кабинет социально-экономических дисциплин; кабинет гуманитарных и социальных дисциплин; кабинет междисциплинарных курсов – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 80 посадочных мест; рабочее место преподавателя; трибуна; передвижная маркерная доска; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; проектор (марка: BenQ) – 1 ед.; экран (марка: Lumien) – 1 ед.; раздаточные дидактические материалы; тематические плакаты

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Важным условием успешного освоения дисциплины «Физика» является создание системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, трудиться более успешно и эффективно. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подвести итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине они произошли. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы лекционного курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях, систематизировать ранее пройденный материал, на его основе приступить к овладению новыми знаниями и навыками.
Система университетского обучения основывается на рациональном сочетании нескольких видов учебных занятий (в первую очередь, лекций и практических занятий), работа на которых обладает определенной спецификой.
Подготовка к лекциям.
Подготовка к лекционному занятию включает выполнение всех видов заданий размещенных к каждой лекции (см. ниже после таблицы), т.е. задания выполняются еще до лекционного занятия по соответствующей теме. В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, положительный опыт в ораторском искусстве.
Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета как в истории, так и в настоящее время.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.
Подготовка к практическим занятиям.
Практические занятия позволяют развивать у студентов творческое теоретическое мышление, умение самостоятельно изучать литературу, анализировать практику; учат четко формулировать мысль, вести дискуссию, то есть имеют исключительно важное значение в развитии самостоятельного мышления.
Подготовка к практическому занятию включает 2 этапа: 1й – организационный; 2й - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Тщательное продумывание и изучение вопросов практического занятия основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы практикума, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий и контрольных работ.
В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
Оценка ответа обучающегося при устном и письменном опросе проводится по бально - рейтинговой системе, т. е. за ответ выставляется одна из отметок: 0-49 (неудовлетворительно),50-69(удовлетворительно), 70-84(хорошо), 85-100(отлично).
Преподаватель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им заданий.
При выставлении оценки обучающегося учитывается его успешность на протяжении всего периода подлежащего аттестации.
Критерии ошибок:
К грубым ошибкам относятся
• ошибки, которые обнаруживают незнание обучающимися формул, правил, основных свойств, теорем и неумение их применять;
• незнание приемов решения задач, рассматриваемых в учебниках, а также вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
• неумение выделить в ответе главное, неумение делать выводы и обобщения, неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками.
К негрубым ошибкам относятся:
• допущенные в процессе списывания числовых данных (искажения, замена), нарушения в формулировке вопроса (ответа).
К недочетам относятся:
• описки, недостаточность или отсутствие пояснений, обоснований в решениях,
• небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков;
• орфографические ошибки, связанные с написанием математических терминов.

Критерии оценивания:
Оценка ответа учащегося проводится по 100-бальной шкале оценок. Соответствие оценок устанавливается следующим образом: 85 баллов и выше – «отлично», 70 – 84 балла – «хорошо», 50 – 69 баллов – «удовлетворительно», менее 50 баллов – «неудовлетворительно».
Отметка «отлично» ставится, если:
– работа выполнена полностью;
– в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
–в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «хорошо» ставится, если:
– работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
– допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «удовлетворительно» ставится, если:
– допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «неудовлетворительно» ставится, если:
– допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.
– работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Любое контрольное испытание, выполненное после срока без уважительной причины, оценивается на 10% ниже. Максимальная оценка в этом случае 90 баллов.

При реализации учебной дисциплины «Физика» используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: проблемная лекция, лекция-беседа.
При проведении практических занятий: работа в малых группах.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в методе проектов.