МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Химия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Направление подготовки38.02.01. специальность Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (в сфере услуг)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБел_38_02_01_ЭкономБухУчет-2023_9кл
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 72
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 36 36 36 36
Практические 36 34 36 34
Итого 72 70 72 70

Программу составил(и):
преподаватель, Жукова Л.В.

Рецензент(ы):
канд.псих.наук, Преподаватель в.к., Малюкова Е.В.

Рабочая программа дисциплины
Химия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) (бухгалтер, специалист по налогообложению) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 69)

составлена на основании учебного плана:
Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 28.06.2023 г. № 1
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
кандидат экономических наук, доцент Глубокова Людмила Геннадьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.
Целью освоения дисциплины «Химия» является формирование и развитие у студента химического мышления, способности применять химический инструментарий при изучении профессиональных дисциплин.

Задачами изучения дисциплины «Химия» является: систематизация,
закрепление, углубление теоретических знаний по химии; методы химического исследования;
овладение практическими навыками химического эксперимента для решения задач; овладение навыками химических расчетов
применительно к задачам профессиональной деятельности, развитие
навыков самостоятельной работы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: БД

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
ОК 02 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях
ОК 04 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учётом особенностей социального и культурного контекста
ОК 06 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения
ОК 07 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
ОК 08 Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности
ОК 09 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.химические положения и законы; периодическую систему элементов в свете строения атома; реакционную способность веществ; кислотно-основные и окислительно-восстановительные свойства веществ; химическую связь, химические системы; химическую термодинамику и кинетику; теорию строения органических соединений, классификацию реагентов и реакций в органической химии; свойства полимеров и олигомеров и способы их получения; химическую идентификацию веществ.
3.2.Уметь:
3.2.1.количественно описывать реакции превращения; рассчитывать количественное содержание растворенного вещества, осмотического давления растворов, скорость химических реакций и их направленность, определять термодинамические характеристики химических реакций и равновесные концентрации, определять основные физические и химические характеристики органических веществ.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы химии.
1.1. Основные понятия и законы химии.Атомно-молекулярная теория. Закон сохранения массы веществ. Стехиометрия. Газовые законы. Лекции 2 4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Относительные атомные и молекулярные массы. Постоянство состава вещества. Определение массовой доли вещества. Решение задач. Практические 2 1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.3. Определение массовой доли вещества. Решение задач. Практические 2 1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.4. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева Лекции 2 1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.5. Строение атома. Электронные конфигурации атомов элементов. Лекции 2 4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.6. Решение задач по теме: "Электронные конфигурации элементов" Практические 2 1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.7. Строение вещества. Химическая связь. Природа химической связи. Лекции 2 4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.8. Виды связей. Валентность и степень окисления. Лекции 2 4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.9. Подготовка и заслушивание рефератов на тему: "Ионные, металлические, молекулярные и атомные кристаллические решетки". Практические 2 1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.10. Агрегатные состояния веществ. Чистые вещества и смеси. Лекции 2 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.11. Гомогенные и гетерогенные смеси. Практические 2 1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.12. Контрольная работа по темам раздела 1. Практические 2 1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация.
2.1. Растворение как физико-химический процесс. Факторы, влияющие на растворимость веществ. Способы выражения концентрации растворов. Лекции 2 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.2. Массовая доля растворенного вещества.Решение задач на тему: «Определение массовой доли». Практические 2 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.3. Электролитическая диссоциация. Степень диссоциации. Слабые и сильные электролиты. Лекции 2 1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.4. Ионные уравнения реакций. Практические 2 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.5. Основные типы химических реакций. Обратимые и необратимые химические реакции. Окислительно-восстановительные процессы. Скорость химических реакций. Электролиз растворов и расплавов электролитов. Лекции 2 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.6. Решение задач на тему «ОВР. Метод электронного баланса» Практические 2 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.7. Контрольная работа по темам раздела 2. Практические 2 2 Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Неорганическая химия.
3.1. Общая характеристика неорганических соединений. Их классификация и номенклатура. Оксиды. Основания. Кислоты. Соли. Гидролиз солей. Лекции 2 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.2. Подготовка и заслушивание докладов по теме: "Кислоты. Основания. Соли". Практические 2 1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.3. Способы получения и химические свойства солей, кислот и оснований. Практические 2 1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.4. Тестирование по темам раздела 3. Практические 2 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 4. Металлы и неметаллы.
4.1. Свойства металлов и их соединений.Классификация металлов по различным признакам. Физические и химические свойства металлов. Практические 2 1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.2. Свойства неметаллов и их соединений. Физические и химические свойства неметаллов. Практические 2 1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.3. Контрольная работа по темам раздела 4. Практические 2 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 5. Органическая химия.
5.1. Основные понятия и закономерности в органической химии. Предмет органической химии. Классификация органических соединений. Номенклатура. Изомерия. Лекции 2 2 Л2.1, Л2.2, Л1.2
5.2. Классификация веществ по строению углеродного скелета и наличию функциональных групп. Гомологи. Практические 2 2 Л2.1, Л2.2, Л1.2
5.3. Насыщенные углеводороды. Алканы. Циклоалканы. Лекции 2 2 Л2.1, Л2.2, Л1.2
5.4. Ненасыщенные углеводороды. Алкены. Алкадиены. Алкины. Лекции 2 2 Л2.1, Л2.2, Л1.2
5.5. Ароматические углеводороды. Арены. Лекции 2 1 Л2.1, Л2.2, Л1.2
5.6. Кислородсодержащие органические соединения. Спирты фенолы. Лекции 2 1 Л2.1, Л2.2, Л1.2
5.7. Альдегиды и кетоны. Практические 2 1 Л2.1, Л2.2, Л1.2
5.8. Составление опорного конспекта по теме: "Карбоновые кислоты. Производные карбоновых кислот. Сложные эфиры. Жиры". Практические 2 1 Л2.1, Л2.2, Л1.2
5.9. Углеводы.(Сахара). Моносахариды. Олигосахариды. Полисахариды. Практические 2 2 Л2.1, Л2.2
5.10. Азотсодержащие органические соединения. Амины. Аминокислоты. Пептиды. Белки. Нуклеиновые кислоты. Высокомолекулярные соединения. Лекции 2 2 Л2.1, Л2.2, Л1.2
5.11. Индивидуальный опрос по теме: "Полимеры. Пластмассы. Волокна. Каучуки". Практические 2 2 Л2.1, Л2.2, Л1.2
5.12. Контрольная работа по темам раздела 5. Практические 2 2 Л2.1, Л2.2, Л1.2
5.13. Обобщение знаний по неорганической и оргаической химии. Контрольный письменный опрос. Практические 2 2 Л2.1, Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См.в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. в приложении
Приложения
Приложение 1.   ФОС_ИС_1_2021.doc
Приложение 2.   Контроль (Химия).docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Тупикин Е.И. Химия. В 2 ч. Часть 2. Общая и неорганическая химия:учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
Л1.2 Тупикин Е.И. Химия. В 2 ч. Часть 2. Органическая химия: учебник для среднего профессионального образования М.:Издательство Юрайт, 2022 https://urait.ru/bcode/491663
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Никольский А.Б., Суворов А.В. ХИМИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
Л2.2 Олейников Н.Н., Муравьева Г.П. Химия. Алгоритмы решения задачи тесты: учебное пособие для СПО : Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Естествознание (часть 1) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
ОС Windows
Приложения MS Office:
- MS Word,
- MS Excel,
7-Zip,
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
109К лаборатория неорганической химии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Лабораторная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; весы ВЛКТ-500; вытяжной шкаф; сушильный шкаф; микроскоп МБС-10; весы НВ-600 М; электроплитка; таблица Д.И. Менделеева; сушильный шкаф СНОЛ; штативы для пробирок, набор лабораторной посуды, набор реактивов, спиртовки, держатели для пробирок

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Важным условием успешного освоения дисциплины «Химия» является:
- формирование у студентов целостного естественнонаучного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки;
- осознание объективной значимости основ химической науки как области химических превращений веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;
- получение и углубление студентами базовых знаний и умений в области химии;
- развитие экспериментальных навыков исследования химических веществ и процессов;
- формирование навыков использования химических знаний и умений для успешного
усвоения других дисциплин.
В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
Оценка ответа обучающегося при устном и письменном опросе проводится по бально - рейтинговой системе, т. е. за ответ выставляется одна из отметок: 0-49 (неудовлетворительно),50-69(удовлетворительно), 70-84(хорошо), 85-100(отлично).
Преподаватель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им заданий.
При выставлении оценки обучающегося учитывается его успешность на протяжении всего периода подлежащего аттестации.
Критерии ошибок:
К ошибкам относятся
• ошибки, которые обнаруживают незнание обучающимися формул, основных химических свойств,законов и неумение их применять;
• незнание приемов решения задач, рассматриваемых в учебниках, а также вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
• неумение выделить в ответе главное, неумение делать выводы и обобщения, неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками.

Критерии оценивания:
Оценка ответа учащегося проводится по 100-бальной шкале оценок. Соответствие оценок устанавливается следующим образом: 85 баллов и выше – «отлично», 70 – 84 балла – «хорошо», 50 – 69 баллов – «удовлетворительно», менее 50 баллов – «неудовлетворительно».

При реализации учебной дисциплины «Химия» используются активные и интерактивные формы проведения занятий.