МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Физическая культура

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Направление подготовки38.02.01. специальность Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (в сфере услуг)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБел_38_02_01_ЭкономБухУчет-2023_9кл
Часов по учебному плану 160
в том числе:
аудиторные занятия 132
самостоятельная работа 28
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3, 4, 5
диф. зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 17 21 12 9
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 2 2 0 0 0 0 0 0 2 2
Практические 40 40 54 54 22 22 14 14 130 130
Сам. работа 8 8 8 8 8 8 4 4 28 28
Итого 50 50 62 62 30 30 18 18 160 160

Программу составил(и):
преподаватель, высшая категория, Тельминов А.А.

Рецензент(ы):
канд.псих.наук, Малюкова Е.В.

Рабочая программа дисциплины
Физическая культура

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) (бухгалтер, специалист по налогообложению) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 69)

составлена на основании учебного плана:
Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 28.06.2023 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Малюкова Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование физической культуры личности будущего профессионала, востребованного на современном рынке труда
Развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья
Формирование устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к собственному здоровью, в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью
Овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащение индивидуального опыта занятий специально-прикладными физическими упражнениями и базовыми видами спорта
Овладение системой профессионально и жизненно значимых практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья
Освоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальных ориентаций
Приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОГСЭ

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 04 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
ОК 06 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения
ОК 07 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
ОК 08 Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.О роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитиии человека
Основы здорового образа жизни
3.2.Уметь:
3.2.1.Использовать физкультурно-оздоровительную деятельноть для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Изучение роли Физической культуры в общекультурной и профессиональной подготовке студентов СПО. Подготовка к устному опросу Практические 3 2 Л2.3, Л1.1
1.2. Знакомство с основами здорового образа жизни и ролью физической культуры в обеспечении здоровья. Устный опрос Практические 3 3 Л2.3, Л1.1
Раздел 2. Легкая атлетика
2.1. Изучение с техникой безопасности на занятиях. Техника бега на короткие дистанции. Эстафетный бег (4*100, 4*400 м) Практические 3 4 Л2.3, Л1.1
2.2. Изучение техники бега на короткие дистанции (начало бега, бег по дистанции, финиш. Спринтерский("Гладкий" 60-100 м) Практические 3 2 Л2.3, Л1.1
2.3. Изучение специальных упражнений бегуна. Кроссовый бег (1-3 км). Подготовка к сдаче контрольных упражнений Практические 3 2 Л2.3, Л1.1
2.4. Изучение техники метания гранаты. Техника метания гранаты весом 500 г (девушки) и 700 г (юноши); правильное держание гранаты, броски с места, техника выполнения скрестного шага, метание с одного шага, метание со скрестного шага, техника разбега, финальные усилия, метание гранаты из-за спины через плечо. Практические 3 4 Л2.3, Л1.1
2.5. Изучение техники разбега, специальных упражнений бегуна. Старты, ускорение, техника толчка, сочетание разбега с толчком. Техника прыжка в длину с разбега. Техника бега на длинные дистанции. Виды бега на длинные дистанции.Сдача контрольных упражнений Практические 3 1 Л2.3, Л1.1
Раздел 3. Учебно-методические занятия
3.1. Изучение простейших методик самооценки работоспособности, усталости, утомления и применение средств физической культуры для их направленной коррекции. Использование методов самоконтроля, стандартов, индексов.Тест Практические 3 1 Л2.3, Л1.1
3.2. Освоение методики составления и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями гигиенической и профессиональной направленности. Методика активного отдыха в ходе профессиональной деятельности по избранному направлению Практические 3 1 Л2.3, Л1.1
3.3. Обучение массажу и самомассажу при физическом и умственном утомлении Практические 3 1 Л2.3, Л1.1
3.4. Освоение физических упражнений для профилактики и коррекции нарушения опорно-двигательного аппарата. Профилактика профессиональных заболеваний средствами и методами физического воспитания. Физические упражнения для коррекции зрения.Подготовка к практической работе Практические 3 1 Л2.3, Л1.1
3.5. Составление и проведение комплексов утренней, вводной и производственной гимнастики с учетом направления будущей профессиональной деятельности студентов.Практическая работа Практические 3 1 Л2.3, Л1.1
3.6. Подготовка докладов, рефератов по заданным темам с использованием информационных технологий Сам. работа 3 8 Л2.3, Л1.1
Раздел 4. Спортивные игры
4.1. Освоение техники и тактики игры в Футбол. Удар по летящему мячу средней частью подъема ноги, удары головой на месте и в прыжке, остановка мяча ногой, грудью, отбор мяча, обманные движения, техника игры вратаря, тактика защиты, тактика нападения. Правила игры Практические 4 10 Л2.3, Л1.1
4.2. Освоение техники и тактики игры в Футбол. Техника безопасности игры. Игра по упрощенным правилам на площадках разных размеров. Игра по правилам Практические 4 10 Л2.3, Л1.1
4.3. Освоение техники и тактики игры в баскетбол. Техника безопасности.Подготовка к устному опросу Практические 4 10 Л2.3, Л1.1
4.4. Освоение техники и тактики игры в баскетбол. Ловля высоко летящего мяча, ловля и передача мяча одной рукой от плеча; передача мяча двумя руками от груди; ведение мяча и в движении с изменением направления. Бросок мяча в корзину двумя руками от груди с места.Подготовка к сдаче контрольных упражнений.Устный опрос Практические 4 10 Л2.3, Л1.1
4.5. Освоение техники и тактики игры в баскетбол. Бросок мяча в корзину одной рукой от плеча, в прыжке и без прыжка, остановки, повороты. Судейские жесты, разметка площадки. Зонная защита, персональная защита, нападение быстрым прорывом.Сдача контрольных упражнений Практические 4 10 Л2.3, Л1.1
Раздел 5. Виды спорта по выбору
5.1. Совершенствование элементов ритмической гимнастики.Тест Практические 4 4 Л2.3, Л1.1
5.2. Ритмика.Разработка индивидуально подобранных композиций из упражнений, выполняемых с разной амплитудой, траекторией, ритмом, темпом, пространственной точностью Сам. работа 4 8 Л2.3, Л1.1
5.3. Разработка комплекса упражнений с профессиональной направленностью из 26-30 движений.Выполнение творческого задания № 1(разработка связки из шагов ритмической гимнастики на 16 счетов). Практические 5 4 Л2.3, Л1.1
5.4. Освоение упражнений из атлетической гимнастики, работа на тренажерах.Оценка творческого задания Практические 5 4 Л2.3, Л1.1
5.5. Изучение кругового метода тренировки для развития силы основных мышечных групп с эспандерами, амортизаторами из резины, гантелями, гирей, штангой.Оценка творческого задания Практические 5 4 Л2.3, Л1.1
5.6. Совершенствование выполнения упражнений из атлетической гимнастики, работа на тренажерах Круговой метод тренировки для развития силы основных мышечных групп с эспандерами, амортизаторами из резины, гантелями, гирей, штангой. Техника безопасности занятий Практические 5 2 Л2.3, Л1.1
5.7. Выполнение упражнений на развитие основных мышечных групп Сам. работа 5 3 Л2.3, Л1.1
5.8. Освоение элементов единоборства.Знакомство с видами единоборств и их влиянием на развитие физических, нравственных и волевых качеств. Каратэ-до, айкидо, тхэквондо (восточные единоборства) развивают сложные координационные движения, психофизические навыки (предчувствие ситуации, мгновенный анализ сложившейся ситуации, умение избежать стресса, снятие психического напряжения, релаксацию, регуляцию процессов психического возбуждения и торможения, уверенность и спокойствие, способность мгновенно принимать правильное решение) Практические 6 2 Л2.3, Л1.1, Л2.1
5.9. Формирование психофизических навыков посредством дзюдо, самбо, греко-римской и вольной борьбы (преодоление, предчувствие, выбор правильного решения, настойчивость, терпение), обучение приемам самозащиты и зашиты, развитие физических качеств (статическую и динамическую силу, силовую выносливость, общую вы¬носливость, гибкость) Практические 5 8 Л2.3, Л1.1, Л2.1
5.10. Обучение приемам самостраховки. Приемы борьбы лежа и стоя. Учебная схватка. Подвижные игры типа «Сила и ловкость», «Борьба всадников», «Борьба двое против двоих» и т. д. Силовые упражнения и единоборства в парах Практические 6 1 Л2.3, Л1.1, Л2.1
5.11. Овладение спортивным мастерством в избранном виде спорта.Подготовка к дифференцированному зачету Сам. работа 6 4 Л2.3, Л1.1, Л2.1
5.12. Промежуточная аттестация. Дифференцированный зачет Лекции 3 1 Л2.3, Л1.1
Раздел 6. Лыжная подготовка
6.1. Изучение техника безопасности при занятиях лыжным спортом. Прохождение дистанций до 5 км (девушки), до 10 км (юноши).Подготовка к устному опросу Практические 3 1 Л2.3, Л1.1, Л2.2
6.2. Освоение лыжных ходов. Одновременные бесшажный, одношажный, двухшажный классический ход и попеременные лыжные ходы. Полуконьковый и коньковый ход.Устный опрос Практические 3 1 Л2.3, Л1.1, Л2.2
6.3. Совершенствование лыжной подготовки. Повороты и торможение. Повороты на лыжах: махом на месте через лыжу вперед и через лыжу назад, «упором». Переход с одновременных лыжных ходов на попеременные. Преодоление подъемов и препятствий. Переход с хода на ход в зависимости от условий дистанции и состояния лыжни.Подготовка к контрольным упражнениям Практические 3 1 Л2.3, Л1.1, Л2.2
6.4. Совершенствование элементов тактики лыжных гонок:распределение сил,лидирование,обгон,финиширование и др.Основные элементы тактики в лыжных гонках.Правила соревнований.Техника безопасности при занятиях лыжным спортом.Первая помощь при травмах и обморожениях.Сдача контрольных упражнений Практические 3 1 Л2.3, Л1.1, Л2.2
Раздел 7. Учебно-методические занятия
7.1. Изучение методики определения профессионально значимых психофизиологических и двигательных качеств на основе профессиограммы специалиста.Тест Практические 3 1 Л2.3, Л1.1
7.2. Освоение самооценки и анализа выполнения обязательных тестов состояния здоровья и общефизической подготовки. Методика самоконтроля за уровнем развития профессионально значимых качеств и свойств личности.Подготовка к практической работе Практические 3 1 Л2.3, Л1.1
7.3. Разработка личного дневника самоконтроля (индивидуальной карты здоровья).Разработка индивидуальной оздоровительной программы двигательной активности с учетом профессиональной направленности. Определение уровня здоровья (по Э. Н. Вайнеру).Практическая работа Практические 3 1 Л2.3, Л1.1
7.4. Совершенствование индивидуальной оздоровительной программы двигательной активности с учетом профессиональной направленности Практические 3 1 Л2.3, Л1.1
Раздел 8. Спортивные игры
8.1. Изучение техники и тактики игры в волейбол. Прием и передача волейбольного мяча: cверху двумя руками, стоя у сетки; прием нижней и верхней прямой подач. Подача мяча и нападающий удар через сетку: верхняя и нижняя прямая подача; нападающий удар по ходу из зон 4 и 2; из зоны 3 с высокой передачи.Сдача нормативов ГТО Практические 3 1 Л2.3, Л1.1
8.2. Совершенствование техники и тактики игры в волейбол. Тактика нападения, тактика защиты - (индивидуальные действия, групповые действия, командные действия). Стойки игрока, перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Судейские жесты, разметка площадки.Подготовка к устному опросу Практические 3 1 Л2.3, Л1.1
8.3. Совершенствование техники и тактики игры в волейбол. Ручной мяч. Пионербол, волейбол по упрощенным и основным правилам. Ручной мяч. Передача и ловля мяча.Устный опрос Практические 3 1 Л2.3, Л1.1
8.4. Ручной мяч.Освоение передачи и ловли мяча в тройках, передачи и ловли мяча с откосом от площадки, броска мяча из опорного положения с сопротивлением защитнику.Подготовка к контрольным упражнениям Практические 3 1 Л2.3, Л1.1
8.5. Ручной мяч. Освоение перехвата мяча, выбивания или отбор мяча, тактики игры, скрестного перемещения, подстраховки защитника, нападения, контратаки.Сдача контрольных упражнений Практические 3 1 Л2.3, Л1.1
Раздел 9. Виды спорта по выбору
9.1. Освоение дыхательной гимнастики. Классические методы дыхания при выполнении движений. Дыхательные упражнения йогов.Тест Практические 3 0 Л2.3, Л1.1
9.2. Разработка индивидуальной оздоровительной программы двигательной активности с учетом профессиональной направленности. Современные методики дыхательной гимнастики (Лобановой-Поповой, Стрельниковой, Бутейко) Практические 3 0 Л2.3, Л1.1
9.3. Изучение упражнений спортивной аэробики Совершенствование чувства темпа, ритма, координации движений, гибкости, силы, выносливости. Комбинация из спортивно-гимнастических и акробатических элементов Практические 3 0 Л2.3, Л1.1
9.4. Овладение техникой безопасности при занятии спортивной аэробикой. Обязательные элементы, дополнительные элементы.Работа в малых группах(разработка комбинаций из спортивно-гимнастических элементов на 16 счетов) Практические 3 1 Л2.3, Л1.1
Раздел 10. Гимнастика
10.1. Освоение техники гимнастических упражнений.Практическая работа Практические 3 0 Л2.3, Л1.1
10.2. Освоение упражнений в паре с партнером, упражнений с гантелями.Подготовка к устному опросу Лекции 3 1 Л2.3, Л1.1
10.3. Совершенствование техники выполнения различных гимнастических элементов Сам. работа 5 4 Л2.3, Л1.1
10.4. Освоение упражнений в паре с набивными мячами, упражнений с мячом, обручем.Устный опрос Сам. работа 5 1 Л2.3, Л1.1
10.5. Изучение упражнений для профилактики профессиональных заболеваний (упражнения в чередовании напряжения с расслаблением, упражнения для коррекции нарушений осанки, упражнения на внимание, висы и упоры, упражнения у гимнастической стенки).Подготовка к контрольным упражнениям Практические 5 0 Л2.3, Л1.1
10.6. Изучение упражнений для коррекции зрения. Комплексы упражнений вводной и производственной гимнастики.Сдача контрольных упражнений Практические 5 0 Л2.3, Л1.1
Раздел 11. Легкая атлетика
11.1. Обучение специальным упражнениям бегуна. Поддержание максимальной скорости по дистанции (финишный бросок на ленточку).Тест Практические 5 0 Л2.3, Л1.1
11.2. Совершенствование видов бега на длинные дистанции. Бег по пересеченной местности: бег в гору, бег под гору, бег через барьеры, лежащие деревья, огибание отрезков; техника бега по каменистым, мягким или сыпучим грунтам, по глинистому сырому или скользкому грунту Практические 3 1 Л2.3, Л1.1
11.3. Овладение техникой прыжка с разбега способом «согнув ноги», «прогнувшись» с разбега способом перешагивания, понятие о технике прыжка в длину с разбега.Тест Практические 3 2 Л2.3, Л1.1
11.4. Совершенствование техники разбега. Специальные упражнения бегуна, старты, ускорение, техника толчка, сочетание разбега с толчком. Техника прыжка в длину с разбега.Подготовка к контрольным упражнениям Практические 6 4 Л2.3, Л1.1
11.5. Сдача контрольных упражнений.Освоение техники бега по прямой с различной скоростью, равномерного бега на дистанцию 2 000 м (девушки) и 3 000 м (юноши) Практические 6 3 Л2.3, Л1.1
11.6. Промежуточная аттестация. Дифференцированный зачет Практические 6 4 Л2.3, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Закреплено в приложении


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Закреплено в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Закреплено в приложении
Приложения
Приложение 2.   Контроль.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. Б. Муллер [и др.]. Физическая культура : учебник и практикум для СПО М. : Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Письменский И.А. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ИЗБРАННОГО ВИДА СПОРТА. СПОРТИВНАЯ БОРЬБА. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
Л2.2 Е. Ф. Жданкина, И. М. Добрынин ; под науч. ред. С. В. Новаковского Физическая культура. Лыжная подготовка : учебное пособие для СПО М. : Издательство Юрайт, 2024 urait.ru
Л2.3 Ю. Н. Аллянов, И. А. Письменский Физическая культура: учебник для среднего профессионального образования М. : Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
ОС Windows
Приложения MS Office:
- MS Word,
- MS Excel,
- MS PowerPoint,
7-Zip,
AcrobatReader

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
401С кабинет огневой подготовки - стрелковый тир Стрелковый тренажер БОЕЦ 2.1: цельнометаллический антивандальный шкаф; сенсорный монитор 19”; встроенный ПК; контроль доступа к оружию; одновременное обучение от 1 до 6 человек; массогабаритные имитаторы оружия
211Н кабинет гуманитарных и социально-экономических дисциплин; кабинет социально-экономических дисциплин; кабинет гуманитарных и социальных дисциплин; кабинет междисциплинарных курсов – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 80 посадочных мест; рабочее место преподавателя; трибуна; передвижная маркерная доска; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; проектор (марка: BenQ) – 1 ед.; экран (марка: Lumien) – 1 ед.; раздаточные дидактические материалы; тематические плакаты
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Стадион Н Открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий Трибуны; футбольное поле, ворота, беговые дорожки с полосой препятствий, комплекс тренажеров, брусья, турники
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Содержание учебной дисциплины «Физическая культура» реализуется в процессе практических занятий. Практическая часть предусматривает организацию учебно-методических и учебно-тренировочных занятий.
Содержание учебно-методических занятий обеспечивает:
формирование у студентов установки на психическое и физическое здоровье;
освоение методов профилактики профессиональных заболеваний;
овладение приемами массажа и самомассажа, психо¬регулирующими упражнениями;
знакомство с тестами, позволяющими самостоятельно анализировать состояние здоровья; овладение основными приемами неотложной доврачебной помощи.
Темы учебно-методических занятий определяются по выбору из числа предложенных программой. На учебно-методических занятиях преподаватель проводит консультации, на которых по результатам тестирования помогает определить оздоровительную и профессиональную направленность индивидуальной двигательной нагрузки.
Учебно-тренировочные занятия содействуют укреплению здоровья, развитию физических качеств, повышению уровня функциональных и двигательных способностей организма студентов, а также профилактике профессиональных заболеваний.
Для организации учебно-тренировочных занятий студентов по физической культуре кроме обязательных видов спорта (легкой атлетики, кроссовой подготовки, лыж, гимнастики, спортивных игр) дополнительно предлагаются нетрадиционные (ритмическая и атлетическая гимнастика, ушу, стретчинг, тхэквондо, армрестлинг, пауэрлифтинг и др.).
При реализации учебной дисциплины «Физическая культура» используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении практических занятий: работа в малых группах,творческое задание.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в изучении теоретического материала в дистанционной форме на образовательном портале Moodle.
Специфической особенностью реализации содержания учебной дисциплины «Физическая культура» является ориентация образовательного процесса на получение преподавателем физического воспитания оперативной информации о степени освоения теоретических и методических знаний, умений, состоянии здоровья, физического развития, двигательной, психофизической, профессионально-прикладной подготовленности студента.
С этой целью до начала обучения студенты проходят медицинский осмотр. Анализ физического развития, физической подготовленности, состояния основных функциональных систем позволяет определить медицинскую группу, в которой целесообразно заниматься обучающимся: основная, подготовительная или специальная.
Студенты, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Занятия с этими студентами нацелены на устранение функциональных отклонений и недостатков в их физическом развитии, формирование правильной осанки, совершенствование физического развития, укрепление здоровья и поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения.
Таким образом, освоение содержания учебной дисциплины «Физическая культура» предполагает, что студентов, освобожденных от занятий физическими упражнениями, практически нет. Вместе с тем в зависимости от заболеваний двигательная активность обучающихся может снижаться или прекращаться. Студены, временно освобожденные по состоянию здоровья от практических занятий, осваивают теоретический и учебно-методический материал, готовят рефераты, выполняют индивидуальные проекты. Темой реферата, например, может быть: «Использование индивидуальной двигательной активности и основных валеологических факторов для профилактики и укрепления здоровья» (при том или ином заболевании).
Все контрольные нормативы по физической культуре студенты сдают в течение учебного года для оценки преподавателем их функциональной и двигательной подготовленности, в том числе и для оценки их готовности к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) .
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Физическая культура» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов.