МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Композиция

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильМузыка и Изобразительное искусство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план44_03_05_Педобразование_МиИЗО-2023
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 117
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 15,5 14
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Практические 36 36 36 36 72 72
Сам. работа 72 72 45 45 117 117
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
к. иск., Доцент, Гречнева

Рецензент(ы):
к.иск., доц. , Черняева И.В

Рабочая программа дисциплины
Композиция

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование знаний и практических умений разработки композиции, составляющих основу профессиональной грамотности, художественно-образного мышления и практического мастерства.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.09

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность в процессе изучения музыки и изобразительного искусства
ПК-1.1 Знает сущность, структуру, функции, движущие силы обучения музыке и изобразительному искусству в образовательных организациях начального общего, основного общего, среднего общего образования
ПК-1.2 Умеет ставить цели, проектировать содержание, оптимально отбирать методы обучения, формы и средства обучения музыке и изобразительному искусству
ПК-1.3 Владеет технологиями обучения музыке и изобразительному искусству в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
ПК-3Способен осуществлять развивающую деятельность в процессе преподавания музыки и изобразительного искусства
ПК-3.1 Знает принципы реализации развивающей функции процесса обучения музыке и изобразительному искусству
ПК-3.2 Умеет разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.сущность понятия «композиция» и основные виды композиции, законы и свойства композиции
законы визуального восприятия и принципы (правила, приемы и средства) организации композиции
сущность понятия «образная выразительность», средства ее достижения с помощью различных изобразительных средств и приемов
3.2.Уметь:
3.2.1.самостоятельно ставить и решать задачи композиционных построений
использовать выразительные возможности средств композиции и их свойства в своей творческой деятельности
разрабатывать композиции с помощью различных выразительных художественно-графических средств, управляя их активностью
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.средствами художественной выразительности
приемами построения композиций различной степени сложности
методами анализа используемых композиционных средств и приемов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в композицию
1.1. Понятие «композиция». Композиция в изобразительном искусстве и дизайне. Основные виды композиции. Типы изобразительных композиций. Общее понятие о различных формах организации композиции. Основные законы композиции, их роль и значение в создании художественного произведения. Свойства композиции. Правила, приемы и средства композиции. Практические 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2
1.2. Проработка конспекта лекций и учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2
1.3. Форма. Геометрический вид формы. Объемная форма. Плоскостная форма. Линейно-пластическая форма. Собственные свойства формы. Величина и масса формы. Свойства поверхности формы. Цвет. Фактура. Практические 5 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2
1.4. Проработка учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2
1.5. Виды форм и их характеристика. Комбинация композиционных форм. Положение формы в пространстве. Закономерности зрительного восприятия формы. Восприятие плоскостной формы. Особенности восприятия объемно-пространственной формы. Светотень. Практические 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2
1.6. Проработка учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 5 3 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2
1.7. Композиционные возможности изобразительных средств. Точка, линия, пятно. Плоскость. Цвет, тон. Практические 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2
1.8. Проработка учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 5 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2
1.9. Композиционные возможности изобразительных средств. Фактура. Рельеф. Объемная поверхность. Пространство. Практические 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2
1.10. Образная выразительность - как основная задача композиции. Применение средств выразительности и средств композиции для передачи художественного образа. Практические 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2
1.11. Проработка учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 5 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2
Раздел 2. Принципы организация композиции
2.1. Концепция визуального восприятия произведений изобразительного искусства. Законы визуального восприятия плоскости. Сам. работа 5 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2
2.2. Принципы организации композиции. Формат композиции. Композиционные оси. Пространство композиции. Композиционные схемы. Композиционные связи. Группировка элементов. Практические 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2
2.3. Визуальная масса. Композиционное равновесие. Виды композиционного равновесия. Правила создания композиционного равновесия в ассиметричных композициях. Средства создания равновесия. Практические 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2
2.4. Проработка учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 5 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2
2.5. Композиционный центр. Закономерности выявления композиционного центра. Способы организации композиционного центра. Доминанта. Роль доминанты в композиции. Субдоминанта. Субдоминантные отношения. Акценты. Принципы расстановки акцентов. Практические 5 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2
Раздел 3. Средства композиции
3.1. Понятие тождество, нюанс и контраст как количественно-качественные категории композиции. Тождество как принцип полного сходства элементов в композиции. Нюанс отношение близких состояний свойств элементов формы. Контраст как проявление различий в свойствах обьемно-пространственной формы Практические 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2
3.2. Проработка учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 5 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2
3.3. Понятие о пропорции. Пропорционирование как метод количественного согласования частей и целого. Модульная система пропорционирования. Модуль. Виды пропорциональных отношений. Арифметическая и геометрическая прогрессия. Принцип геометрического подобия. Отношение золотого сечения. Примеры пропорциональных отношений в строении биоформы, в построении композиции. Практические 5 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2
3.4. Проработка учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 5 6 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2
3.5. Понятие масштабности. Масштаб как средство художественной выразительности. Представление о сомасштабности пространства. Человек как мера организуемого пространства. Количественные методы для обеспечения сомасштабной человеку структуры пространства. Масштаб: размерный, геометрический, композиционный. Приемы и средства выражения масштабности. Зависимость масштабности формы от характера ее членений. Определение соотношения элементов композиции и внешнего пространства. Практические 5 0 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2
3.6. Проработка учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 5 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2
3.7. Статика. Динамика. Правила передачи движения. Правила передачи покоя. Средства выражения статичности и динамичности. Проявление свойств статичности в композиции. Проявление свойств динамичности в композиции. Направление и характер движения. Внутренняя и внешняя динамика. Статика и динамика как средства выразительности в композиции. Практические 5 3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2
3.8. Проработка учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 5 6 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2
3.9. Общее понятие о ритме. Ритм в природе и искусстве. Ритм как средство выразительности в композиции. Проявление ритма в различных видах композиции. Активные и пассивные элементы ритмических построений. Построение метрических рядов. Построение ритмических рядов. Изменение параметров ритма: ритмического шага, темпа ритма, направления развития ритма. Практические 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2
3.10. Проработка учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 5 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2
3.11. Понятие симметрии. Закономерности расположения частей симметричной фигуры. Элементы симметрии. Основные преобразующие операции. Виды симметрии. Классическая симметрия (отражения, переноса, поворота в пространстве, поворота на плоскости). Аффинная симметрия (растяжения, сжатия, сдвига). Симметрия подобия (подобия К; подобия L). Криволинейная симметрия (кручения, сдавливания, слома, простого изгиба). Сочетание различных видов симметрии. Понятие асимметрия, дисимметрия. Ассиметричные композиции. Способы создания зрительного равновесия. Практические 5 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2
3.12. Проработка учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 5 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2
Раздел 4. Стилизация в композиции
4.1. Стилизация в композиции. Понятие стилизации и стиля. Роль стилизации в достижении выразительности композиции. Виды стилизации в композиции. Принципы и методы стилизации. Практические 5 0 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2
4.2. Проработка учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 5 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2
4.3. Особенности изображения объектов с элементами стилизации. Изображение объемных форм в композиции. Стилизация природных форм. Композиции из стилизованных объектов. Практические 6 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2
4.4. Проработка учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 6 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2
4.5. Использование принципов стилизации при создании композиции в различных видах декоративно-прикладного искусства. Использования стилизации при создании объектов дизайна. Использование стилизации в декорировании текстиля и костюма. Практические 6 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2
4.6. Проработка учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 5 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2
Раздел 5. Орнаментальная композиция
5.1. Искусство орнамента. Художественный язык орнамента. Функции орнамента. История искусства орнамента. Орнамент разных стран и народов. Практические 6 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2
5.2. Проработка учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 6 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2
5.3. Содержание и форма орнаментов и орнаментальных мотивов. Орнаментальная композиция. Жанры орнаментальный композиций. Практические 6 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2
5.4. Проработка учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 6 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2
5.5. Классификация орнаментальных композиций. Особенности ритмического построения орнаментальных композиций. Практические 6 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2
5.6. Проработка учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 6 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2
5.7. Орнамент и костюм. Ансамбль предметов костюма, интерьера и орнаментальный текстиль. Орнамент в искусстве XX-XXI веков. Практические 6 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2
5.8. Проработка учебной литературы. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 6 15 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2
5.9. Экзамен 6 27 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4390

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИ

Уровень Знать / Уметь / Владеть

ПК-3: Способен осуществлять развивающую деятнльность в процессе преподавания музыки и изобразительного искусства

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Выберите правильную последовательность.
1. обобщение, компоновка, лепка формы, построение.
2. компоновка, построение, лепка формы, обобщение.
3. компоновка, лепка формы, построение, обобщение.

Правильный ответ: 2

2. Живописный метод, при котором цвет каждой детали постановки берется сразу в полную силу, в один слой, называется...:
1. по-сырому.
2. алла прима.
3. лессировка.

Правильный ответ: 2


3. Рефлекс по отношению к освещенной части головы натурщика всегда...
1. точно такой же.
2. темнее.
3. светлее.

Правильный ответ: 3


4. Живопись сложной пластической формы – головы натурщика должна базироваться на знаниях...
1. анатомической конструкции черепа.
2. истории искусств.
3. линейной перспективы.

Правильный ответ: 1


5. На черном серое кажется более светлым, а на белом- более темным. Такое явление называется...
1. светлотным контрастом.
2. цветовым контрастом.
3. колоритом.

Правильный ответ: 1


6. Какой цвет не является хроматическим?
1. белый.
2. синий.
3. красный.

Правильный ответ: 1


7. Наложение одного красочного слоя на другой называется...
1. лессировка.
2. по-сырому.
3. алла прима.

Правильный ответ: 1


8. Изображения морских пейзажей называют...
1. мариями.
2. маринами.
3. морянами.

Правильный ответ: 2


9. Какой из этих цветов не относится к ахроматической группе?

1. серый.
2. белый.
3. фиолетовый.

Правильный ответ: 3


10. С чего начинается работа над живописным этюдом?
1. построение.
2. компоновка в формате.
3. проработка деталей.

Правильный ответ: 2


11. Какой этап самый важный при написании этюда на состояние?
1. проработка деталей.
2. лепка формы.
3. цветовые отношения.

Правильный ответ: 3


12. Какой из перечисленных разбавителей используется в гуашевой живописи?
1. скипидар.
2. вода.
3. ацетон.

Правильный ответ: 2


13. Основные задачи реалистической живописи...:
1. использовать больше цвета.
2. писать живо, броско.
3. писать отношениями.

Правильный ответ: 3


14. Основной цвет предмета без учета внешних влияний – это...:
1. полутон.
2. рефлекс.
3. локальный цвет.

Правильный ответ: 3


15. Гармоничные состояния, взаимосвязь, тональное объединение различных цветов в картине - это...
1. светлота.
2. колорит.
3. монохром.

Правильный ответ: 2

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. При работе над пейзажем с натуры за какое время состояние природы меняется полностью?

Правильный ответ: два часа.

2. Рисунок под гуашевую живопись обычно выполняется...

Правильный ответ: карандашом.

3. Определенные сложившиеся системы приемов работы, которые вырабатывались различными национальными школами...:

Правильный ответ: техника живописи.

4. При выполнении этюда головы, какой ракурс наиболее выгоден для передачи объема?

Правильный ответ: три четверти.

5. Живописная работа, выполненная с натуры - это...

Правильный ответ: этюд.

6. Писать жизнь, писать живо, т.е. полно и убедительно передавать действительность - это...
Правильный ответ: живопись.

7. Вид живописи, в основе которой лежит неизобразительная цветовая композиция...

Правильный ответ: абстрактная.

8. Вид живописи в основе, которой лежит принцип стилизации...

Правильный ответ: декоративная.

9. Каким этапом можно пренебречь при написании краткосрочного этюда головы?

Правильный ответ: проработка деталей.

10. Какая форма живописи может передавать объем предметов в пространстве, их взаимосвязь с окружающей средой?

Правильный ответ: реалистическая.

11. Какое освещение не выявляет форму, объем и фактуру изображаемых объектов?

Правильный ответ: боковое.

12. Выполняя живописное произведение, необходимо придерживаться следующей последовательности...

Правильный ответ: от общего к частному.

13. Гармоничное сочетание, взаимосвязь, тональное объединение различных цветов в картине называется...

Правильный ответ: колоритом.

14. Основные цвета это…

Правильный ответ: красный, желтый, синий.

15. Дайте определение понятию «воздушная перспектива».

Правильный ответ: изменение цвета предмета в зависимости его удаления от точки наблюдения.

16. В какое время суток, благодаря особенностям зрительного восприятия, цвета предметов воспринимаются разбеленными?

Правильный ответ: в солнечный полдень.

17. Элементы, благодаря которым мы зримо воспринимаем объемную форму, материал, пространственное положение предметов...

Правильный ответ: светотень, свет.

18. Характер измельчения пигментов красок влияет наих...

Правильный ответ: светотень, цвет.

19. Фломандский способ живописи был открыт...

Правильный ответ: светотень, Ван Эйком.

20. У художников XVII - XVIII веков главное в работе это –

Правильный ответ: светотень, пространство, свет, воздух.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «Зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «Отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4390

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ

Уровень Знать / Уметь / Владеть

ПК-1: Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность в процессе изучения музыки и изобразительного искусства

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Часть произведения, выражающая главную мысль, идейный замысел. Выделяется цветом, освещенностью, фактурой и другими композиционными средствами - это...
1. элемент.
2. сюжетно-композиционный цент..

Правильный ответ: 2

2. Большая или меньшая периодическая повторяемость какого-либо элемента, аналогичных положений - это...
1. пропорции.
2. ритм

Правильный ответ: 2


3. Назовите выразительные средства, элементы композиции на плоскости…
1. точка, линия, пятно.
2. объем.

Правильный ответ: 1

4. Если в форме начинает преобладать одно из измерений, дающее зрительное движение в направлении этого измерения, то эта форма...

1. динамичная.
2. статичная.
Правильный ответ: 1


5. Какой закон композиции отвечает за неделимость композиции, взаимосвязь и взаимосогласованность элементов и подчиненность единой конструктивной идее, объединяющей все части в одно целое?
1. закон цельности и единства.
2. закон разнообразия.

Правильный ответ: 1


6. Назовите факторы, характеризующие состояние раппортной композиции – статическая она или динамическая.
1. размер мотивов, поворот мотивов, расстояние между мотивами.
2. фактура.

Правильный ответ: 1


7. На выбор цвета в рекламном обращении в первую очередь влияют...
1.создаваемый образ, характер объекта рекламы, характер аудитории, средства рекламирования, среда размещения.
2. погода.

Правильный ответ: 1


8. Какие цвета называют ахроматическими?
1. красный, синий, желтый.
2. черный, белый и все оттенки серого.

Правильный ответ: 2


9. Каким образом можно избежать изолированности и замкнутости помещений, возводимых, например, под землей?

1. однотонным колоритом стен.
2. разрывая плоскость потолков картинами неба или, изображая на стене воображаемые пейзажи.


Правильный ответ: 2


10. В какие цвета следует окрасить помещение, чтобы атмосфера в нем казалась более прохладной, чем на самом деле?
1. желтые, оранжевые, красные.
2. синие, голубые, сине-зеленые.

Правильный ответ: 2


11. В какие цвета следует окрасить помещение, чтобы атмосфера в нем казалась более теплой, чем на самом деле?
1. желтые, оранжевые, красные.
2. синие, голубые, сине-зеленые.

Правильный ответ: 1


12. Сопоставление, сложение, соединение частей в единое целое в определенном порядке, сочинение, соотношение сторон и поверхностей, которые вместе взятые составляют определенную форму. Это...

1. живопись.
2. композиция.

Правильный ответ: 2


13. Из нескольких одинаковых, но по-разному окрашенных предметов, какой будет выглядеть меньшим?
1. черный.
2. белый.

Правильный ответ: 1


14. Что такое гармонические взаимоотношения частей предмета или пространства между собой и с целым?
1. пропорции.
2. контраст.
Правильный ответ: 1


15. Объективная причина возникновения формы - это...
1. цвет объекта.
2. функциональное назначение объекта.

Правильный ответ: 2

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Как называются композиции на плоскости с открытой структурой?
Правильный ответ: раппортные.

2. С помощью каких приемов архитектор или дизайнер может совершенно изменить видимую форму объекта?
Правильный ответ: меняя расцветку и освещение отдельных частей композиции.

3. Переработка природного мотива в декоративном искусстве - это...

Правильный ответ: стилизация.

4. Зеркальные поверхности стен применяются...
Правильный ответ: для визуального увеличения пространства.

5. Какой тип композиции представляет произведение живописи?

Правильный ответ: фронтальная.

6. Какой тип композиции представляет скульптура?
Правильный ответ: объемная.

7. Какая наука изучает человека, его деятельность в условиях быта и труда, с целью оптимизации предметов и орудий его окружающих?

Правильный ответ: эргономика.

8. Какой тип композиции представляет собой парк?

Правильный ответ:глубинно-пространственная.

9. Если элементы симметричной композиции окрашены в разные цвета относительно оси симметрии, то такая композиция называется?

Правильный ответ:ассиметричной.
10. Состояние формы, при котором все его элементы сбалансированы называется...

Правильный ответ: равновесие.

11. Композиция, характеризующая активным воздействием на человека, называется...

Правильный ответ: напряженной.

12. Что символизирует собой в произведении горизонталь?

Правильный ответ: надежность, стабильность.

13. Как называется фиксация абстрагированной идеи соразмерности?

Правильный ответ:канон.

14. Какое из перечисленных понятий основано на ритмическом повторении каких-либо элементов, мотивов?
Правильный ответ: орнамент.

15. Композиция – это…

Правильный ответ: составление целого из частей

16. Какая композиция называется симметричной?

Правильный ответ: изображение слева подобно изображению справа.

17. Основными средствами выражения художественного образа в композиции является...
Правильный ответ: пространство.

18. Объемная композиция – это...

Правильный ответ: сочетание объёмов, подчинённых форме нескольких сочленённых геометрических тел.

19. Нюанс - это...

Правильный ответ: едва заметный переход одного цветового тона в другой, одной светотеневой градации в другую.

20. Что такое ритм?

Правильный ответ: чередование изобразительных элементов.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «Зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «Отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4390

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ

Уровень Знать / Уметь / Владеть
ПК-1: Способен реализовывать программы СПО и ДО по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), практикам.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

16. Выберите правильную последовательность.
1.обобщение, компоновка, лепка формы, построение.
2.компоновка, построение, лепка формы, обобщение.
3.компоновка, лепка формы, построение, обобщение.

Правильный ответ: 2

17. Живописный метод, при котором цвет каждой детали постановки берется сразу в полную силу, в один слой, называется...:
1.по-сырому.
2.алла прима.
3.лессировка.

Правильный ответ: 2


18. Рефлекс по отношению к освещенной части головы натурщика всегда...
1.точно такой же.
2.темнее.
3.светлее.

Правильный ответ: 3


19. Живопись сложной пластической формы – головы натурщика должна базироваться на знаниях...
1. анатомической конструкции черепа.
2. истории искусств.
3. линейной перспективы.

Правильный ответ: 1


20. На черном серое кажется более светлым, а на белом- более темным. Такое явление называется...
1.светлотным контрастом.
2.цветовым контрастом.
3.колоритом.

Правильный ответ: 1


21. Какой цвет не является хроматическим?
1.белый.
2.синий.
3.красный.

Правильный ответ: 1


22. Наложение одного красочного слоя на другой называется...
1.лессировка.
2.по-сырому.
3.алла прима.

Правильный ответ: 1


23. Изображения морских пейзажей называют...
1.мариями.
2.маринами.
3.морянами.

Правильный ответ: 2


24. Какой из этих цветов не относится к ахроматической группе?

1. серый.
2. белый.
3. фиолетовый.

Правильный ответ: 3


25. С чего начинается работа над живописным этюдом?
1. построение.
2.компоновка в формате.
3.проработка деталей.

Правильный ответ: 2


26. Какой этап самый важный при написании этюда на состояние?
1. проработка деталей.
2. лепка формы.
3. цветовые отношения.

Правильный ответ: 3


27. Какой из перечисленных разбавителей используется в гуашевой живописи?
1. скипидар.
2. вода.
3. ацетон.

Правильный ответ: 2


28. Основные задачи реалистической живописи...:
1. использовать больше цвета.
2. писать живо, броско.
3. писать отношениями.

Правильный ответ: 3


29. Основной цвет предмета без учета внешних влияний – это...:
1.полутон.
2.рефлекс.
3.локальный цвет.

Правильный ответ: 3


30. Гармоничные состояния, взаимосвязь, тональное объединение различных цветов в картине - это...
1.светлота.
2.колорит.
3.монохром.

Правильный ответ: 2

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

21. При работе над пейзажем с натуры за какое время состояние природы меняется полностью?

Правильный ответ: два часа.

22. Рисунок под гуашевую живопись обычно выполняется...

Правильный ответ: карандашом.

23. Определенные сложившиеся системы приемов работы, которые вырабатывались различными национальными школами...:

Правильный ответ: техника живописи.

24. При выполнении этюда головы, какой ракурс наиболее выгоден для передачи объема?

Правильный ответ: три четверти.

25. Живописная работа, выполненная с натуры - это...

Правильный ответ: этюд.

26. Писать жизнь, писать живо, т.е. полно и убедительно передавать действительность - это...
Правильный ответ: живопись.

27. Вид живописи, в основе которой лежит неизобразительная цветовая композиция...

Правильный ответ: абстрактная.

28. Вид живописи в основе, которой лежит принцип стилизации...

Правильный ответ: декоративная.

29. Каким этапом можно пренебречь при написании краткосрочного этюда головы?

Правильный ответ: проработка деталей.

30. Какая форма живописи может передавать объем предметов в пространстве, их взаимосвязь с окружающей средой?

Правильный ответ: реалистическая.

31. Какое освещение не выявляет форму, объем и фактуру изображаемых объектов?

Правильный ответ: боковое.

32. Выполняя живописное произведение, необходимо придерживаться следующей последовательности...

Правильный ответ: от общего к частному.

33. Гармоничное сочетание, взаимосвязь, тональное объединение различных цветов в картине называется...

Правильный ответ: колоритом.

34. Основные цвета это…

Правильный ответ: красный, желтый, синий.

35. Дайте определение понятию «воздушная перспектива».

Правильный ответ:изменение цвета предмета в зависимости его удаления от точки наблюдения.

36. В какое время суток, благодаря особенностям зрительного восприятия, цвета предметов воспринимаются разбеленными?

Правильный ответ: в солнечный полдень.

37. Элементы, благодаря которым мы зримо воспринимаем объемную форму, материал, пространственное положение предметов...

Правильный ответ: светотень, свет.

38. Характер измельчения пигментов красок влияет наих...

Правильный ответ: светотень, цвет.

39. Фломандский способ живописи был открыт...

Правильный ответ: светотень, Ван Эйком.

40. У художников XVII - XVIII веков главное в работе это –

Правильный ответ: светотень, пространство, свет, воздух.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «Зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «Отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
Промежуточная аттестация студентов проводится в форме зачета по окончании изучения дисциплины. Зачет проводится в виде академического просмотра выполненных за семестр практических работ по рисунку. Все работы должны быть оформлены в паспарту, иметь этикетку с данными автора работы (ФИО, название № группы и ФИО преподавателя). При оценивании также учитываются результаты тестирования в течение семестра.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мациевский Д. Е. От линии до пространственной структуры: учебное пособие: учеб. пособие Издательство Орловского филиала РАНХиГС, 2017 biblioclub.ru
Л1.2 Шевелина Н. Ю. Графическая и цветовая композиция: Учебная литература для ВУЗов Архитектон, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Заварихин, С. П. Архитектура: композиция и форма : учебник для вузов М. : Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/DEFEFF2F-059E-4944-9EE9-97FBE70AF08A
Л2.2 Сабило Н.И. Орнаментальная текстильная композиция: основы построения: Учебное пособие Самара: Самарский государственный университет // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2008 biblioclub.ru
Л2.3 Формальная композиция: Учебники и учебные пособия для ВУЗов ООО ИПК «Университет», 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система «Университетская библиотека online» www.biblioclub.ru
Э2 Электронная библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э3 Электронная библиотечная система учебной и научной литературы www.Ibooks.ru
Э4 Курс "Композиция" в Moodl portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки
3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе;
4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации;
5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения
Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария.
Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы:
- наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы;
- используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах.