МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Россия в мире

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение природопользования, сервиса и туризма
Направление подготовки43.02.10. специальность Туризм
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план43_02_10_Туризм-2022_9кл
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 108
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 17 22
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 14 14 30 30 44 44
Практические 28 28 36 36 64 64
Итого 42 42 66 66 108 108

Программу составил(и):
Преподаватель, Косач Елена Владимировна;Преподаватель, Щербанова Елена Евгеньевна

Рецензент(ы):
преподаватель, высшая категория, Большакова Елена Евгеньевна

Рабочая программа дисциплины
Россия в мире

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 43.02.10 ТУРИЗМ (приказ Минобрнауки России от 07.05.2014 г. № 474)

составлена на основании учебного плана:
43.02.10 ТУРИЗМ Профиль получаемого профессионального образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 04.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение природопользования, сервиса и туризма

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Коверникова Евгения Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Повысить у учащихся уровень знаний по истории
Сформировать общекультурные представления, умения ориентироваться в историческом пространстве, умения прогнозировать возможные результаты, исходя из прошедших событий

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: СОО.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о России в разные исторические периоды на основе знаний в области обществознания, истории, географии, культурологии и пр.;
о месте и роли России как неотъемлемой части мира в контексте мирового развития, как определяющего компонента формирования российской идентичности;
о единстве и многообразии многонационального российского народа;
особенности современного глобального общества, информационную политику и механизмы создания образа исторической и современной России в мире.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать широкого спектра социально- экономическую информацию для анализа и оценки конкретных ситуаций прошлого и настоящего;
проводить сравнительный анализ исторических событий, происходивших в один исторический период в разных социокультурных общностях, и аналогичных исторических процессов, протекавших в различные хронологические периоды;
отличать интерпретации прошлого, основанные на фактическом материале, от заведомых искажений, не имеющих документального подтверждения;
реконструировать и интерпретировать прошлое России на основе источников;
владение умениями синтеза разнообразной исторической информации для комплексного анализа и моделирования на ее основе вариантов дальнейшего развития России.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История как наука
1.1. Этапы становления и развития исторической науки Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Семинарское занятие по теме: «Проблема периодизации всемирной истории» Практические 1 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Цивилизационные,формационные и цикличные теории исторического развития Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Предцивилизационная стадия истории человечества
2.1. Первобытный мир и зарождение цивилизации. Источники сведений о первобытности Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. Неолитическая революция и ее место в мировой истории Практические 1 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.3. Археологические открытия на территории России Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Цивилизации Древнего мира
3.1. Древнейшие цивилизации мира Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.2. Духовная культура Античности Практические 1 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.3. Цивилизации Древнего Востока Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.4. Культурное наследие древних цивилизаций Практические 1 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.5. Древнейшая история нашей Родины: первые города и государства Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 4. Традиционное (аграрное) общество эпохи Средневековья
4.1. Средневековье: краткий исторический очерк Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.2. «Крестовые походы XI-XIII вв. Практические 1 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.3. Государства Азии в средние века Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.4. Первая волна монгольских завоеваний Практические 1 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.5. «Великое переселение народов» в Европе и формирование христианской средневековой цивилизации Лекции 2 3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.6. Складывание европейской правовой традиции Лекции 2 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.7. Культурное и философское наследие европейского Средневековья Практические 1 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.8. Характер международных отношений в Средние века. Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.9. Традиционное (аграрное) общество на Западе и Востоке Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.10. От Древней Руси к Московскому царству Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.11. Культура славянской древности Практические 1 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.12. Семинарское занятие по теме: «Восточные славяне». Практические 1 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.13. «Возникновение государства Русь. Первые русские князья». Практические 1 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.14. «Правление Святослава. Древнерусское государство при Владимире». Практические 1 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.15. «Феодальная раздробленность на Руси». Практические 1 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.16. Контрольный тест (от первобытности до образования Московского государства). Практические 1 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 5. Новое время
5.1. Эпоха Нового времени. Европейский абсолютизм. Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.2. Дискуссия об исторической природе процесса модернизации Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.3. «Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм». Практические 2 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.4. Россия в XVI- начале XVII вв Лекции 2 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.5. Политика Ивана Грозного» Практические 2 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.6. Возрождение и Реформация Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.7. Россия в XVII-XVIII вв. Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.8. Феномен российского самодержавия Лекции 2 0 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.9. Семинарское занятие по теме: «Исторические портреты личностей, вершивших и победивших смуту». Практические 2 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.10. Семинарское занятие по теме: «Возрождение самодержавия. Михаил Романов». Практические 2 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.11. Семинарское занятие по теме: «Экономическое и общественное развитие России в XVII в.» Практические 2 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.12. Семинарское занятие по теме: «Государство и общество в эпоху Петровских реформ». Практические 2 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.13. Семинарское занятие по теме: «Внешняя политика Екатерины II. Россия и революционная Франция». Практические 2 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.14. Семинарское занятие по теме: «Развитие русской культуры в XVII-XVIII вв.». Практические 2 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.15. Семинарское занятие по теме: «Особенности развития культуры в странах Западной Европы в XIX в.» Практические 2 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.16. Семинарское занятие по теме: «Тревожное окончание века. Правление Павла I». Проверочная работа "Россия в XVII-XVIII вв". Практические 2 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.17. Семинарское занятие по теме: «Вестфальская система, как начало зарождения международного права». Практические 2 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.18. «Русь при Ярославичах». Практические 1 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 6. Индустриальное общество во второй половине XIX – начале ХХ в.
6.1. Предпосылки и достижения технической революции конца XIX в. Практические 2 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.2. Российские реформы в XIX в.: причины, цели, противоречия, итоги. Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.3. «Великие реформы» в России 1860–1870-х гг. и их значение. Практические 2 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.4. Общественное движение в России второй половины XIX в. и его специфика. Практические 2 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.5. Страны Азии на рубеже XIX–XX вв. Кризис традиционного общества в условиях развертывания модернизационных процессов. Практические 2 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.6. Система международных отношений на рубеже XIX–XX вв. Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.7. Империализм как идеология и политика. Борьба за колониальный передел мира. Практические 2 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета по итогам освоения дисциплины
1. Какие два типа хозяйства развились в аграрном секторе России после реформы 1861 году
А) среднее и мелкое фермерское
Б) частные фермы и государственные сельскохозяйственные предприятия
В) крупное помещичье и мелкое крестьянское
2.Какие права сохраняла за помещиками реформа 1861 г.
А) право собственности за принадлежащие им земли
Б) право собственности на четвертую часть их прежних владений
В) право собственности на всех людей, работавших в усадьбе помещика
3.В каком году было издано Положение о земских учреждениях
А) 1864 Б) 1874 В) 1881
4. Какие изменения предполагала военная реформа
А) вводилась всеобщая воинская повинность
Б) сохранился 25-летний срок службы
В) объявлялись рекрутские наборы
5.Какой устанавливался порядок внесения выкупных платежей крестьянами согласно реформе 1861 г
А) сразу все 100% стоимости полученного надела
Б) сразу 20-25 % стоимости полученного надела, а 75-80 % платило государство
В) 100% стоимости полученного надела с рассрочкой на 50 лет
6.В чем заключалась функция земств
А) решение административных и культурных вопросов местного значения
Б) в выполнении полицейских функций на местах
В) в руководстве военными подразделениями на местах
7.Назовите дату подписания Манифеста об освобождении крестьян
А) 1 января 1864
Б) 1 января 1874
В) 19 февраля 1861
8. Что получали крестьяне по согласно Манифесту
А) личную свободу
Б) равные права с дворянством
В) равные права со всеми сословиями
9.Кто следил за осуществлением крестьянской реформы на местах
А) мировые посредники Б) губернаторы В) дворяне
10. Что такое отрезки
А) земля, которой наделялись крестьяне по реформе 1861 г.
Б) земля, которую отрезали у помещиков в пользу крестьян
В) часть крестьянского надела, оказавшаяся «лишней» по сравнению с установленной в 1861 г. нормой
11. Какова была цель «хождения в народ»
А) обучить крестьян разным специальностям
Б) вызвать революционный взрыв в дерене
В) объяснить крестьянам значение отмены крепостного права
12.Какой активный участник народнического движения высказывал идею замены революционным путем государства на свободные автономные общества
А) П. Ткачев
Б) П. Лавров
В) М. Бакунин
13. Как называлась первая народническая организация в России
А) «Земля и воля»
Б) «Освобождение труда»
В) «Народная воля»
14. Течение, объединяющее сторонников парламентского строя, гражданских и экономических свобод
А) социализм
Б) либерализм
В) консерватизм
15.Основными положениями революционного народничества являлось
А) немедленный социалистический переворот с опорой на крестьянскую общину
Б) поддержка реформ «сверху»
В) стремление сохранить традиционные устои России
16. В каком году была образована 1-я «Земля и воля»
А) 1856
Б) 1860
В) 1861
17. На какие организации раскололась «Земля и воля» в 1879 году
А) «Черный передел» и «Народная воля»
Б) «Народная воля» и «Народная расправа»
В) «Черный передел» и «Освобождение труда»
18.Какая организация подготовила и осуществила покушение на Александра II
А) «Черный передел»
Б) «Народная воля»
В) «Освобождение труда»
19. Что вводила реформа судебных учреждений
А) сословность суда
Б) гласность судопроизводства
В) обязательное присутствие на всех заседаниях присяжных заседателей
20.Почему земства не были введены в Сибири и Архангельской губернии
А) дворянское землевладение здесь было незначительным
Б) в этих местах была невелика численность населения
В) это требовало дополнительных расходов
Критерии оценивания:
Уровень освоения Критерии
85-100 баллов
(оценка «отлично») Выставляется студенту, если он дает правильные ответы на 85 и более % вопросов.

70-84 баллов
(оценка «хорошо») Выставляется студенту, если он дает правильные ответы на 70 и более % вопросов.

50-69 баллов
(оценка «удовлетворительно») Выставляется студенту, если он дает правильные ответы на 50 и более % вопросов.

0-49 баллов
(оценка «неудовлетвори-
тельно») Выставляется студенту, который ответил менее чем на 50% вопросов





5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения экзамена (Может включать несколько блоков оценивания):
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.

Процедура проведения предполагает два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (итоговый тест). Выполняется студентом который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой экзаменационный рейтинг Rзач.


Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100 баллов. Оценка за второй блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в технологической карте по дисциплине Rсем. Дифзачет «автоматом» выставляется студенту при достижении им Rсем рейтинга 50 (для экзамена 70) баллов и более.
2) за выполнение второго блока, представляющего собой тест множественного выбора, состоящий из 20 вопросов, студент может получить максимум 20 первичных баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). В тесте встречаются вопросы с выбором одного варианта ответа, выбором нескольких вариантов ответов и вопросы открытого типа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов. В вопросах с выбором нескольких вариантов ответов, при выборе всех правильных ответов, студент получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Если же при выборе правильных ответов, будут выбраны и не правильный ответ, то за выбор неправильного ответа начисляется штраф 5%. В вопросах открытого типа, необходимо вписать правильный ответ (правильное понятие). В вопросах открытого типа, за правильный ответ студент может набрать 1 балл. За неправильный ответ 0 баллов. Всего в банке тестовых заданий 67 (указывается фактическое количество в банке) тестовых задания. На выполнение теста отводится 19 минут (указывается время необходимое для выполнения). При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей. И вернуться в оставшееся время.
Максимально за тест можно получить 100 баллов, согласно шкале перевода:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов

Итоговый рейтинг складывается из выполнения 1-го и 2-го блоков заданий. Правило вычисления итогового рейтинга Rитог = Rсем + 0,2 ·Rзач
Общая суммарная оценка за весь курс составляет максимум 100 баллов.
Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение Блока 1 и Блока 2 пересчитываются преподавателем по схеме:
5 (отлично) 85-100
4 (хорошо) 70-84
3 (удовлетворительно) 50-69
2 (неудовлетворительно) 0-49


Приложения
Приложение 2.   ФОС_Россия в мире_2023.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кириллов В. В. История России в 2 ч. Часть 1. До ХХ века: учебник для СПО М. : Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
Л1.2 М.Б. Некрасова История России: Учебник и практикум для СПО М: Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Р.А. Крамаренко История России: Учебное пособие для СПО М: Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс Moodle: "Россия в мире" ( 43.02.10 Туризм , Косач Е.В.) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
211Н кабинет гуманитарных и социально-экономических дисциплин; кабинет социально-экономических дисциплин; кабинет гуманитарных и социальных дисциплин; кабинет междисциплинарных курсов – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 80 посадочных мест; рабочее место преподавателя; трибуна; передвижная маркерная доска; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; проектор (марка: BenQ) – 1 ед.; экран (марка: Lumien) – 1 ед.; раздаточные дидактические материалы; тематические плакаты

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Планирование и организация времени, необходимого для изучения дисциплины.
Важным условием успешного освоения дисциплины "Россия в мире" является создание системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, что позволит сделать обучение более эффективным. Наличие самоконтроля, является необходимым условием успешной учебы. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы лекционного курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях.

Подготовка к лекциям.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой - в ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Конспектирование лекций – сложный вид аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.

Подготовка к практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.

Подготовка к промежуточной аттестации.
При изучении данной дисциплины с учетом использования балльно-рейтинговой системы студент должен сдать контрольные и индивидуальные работы.В целом оценка ставится, как взвешенное среднее оценок полученных во время текущего контроля и оценки, полученных при ответе на вопросы билета, с учетом весовых коэффициентов.
При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:
внимательно изучить перечень вопросов и определить, в каких источниках находятся сведения, необходимые для ответа на них;
внимательно прочитать рекомендованную литературу;
составить краткие конспекты ответов (планы ответов).

При реализации учебной дисциплины используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий:
- лекция-беседа
При проведении семинарских занятий:
- познавательные задания;
- дискуссия.