МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Колледж Алтайского государственного университета

Гражданский процесс

рабочая программа дисциплины
Закреплена за отделениемГуманитарное отделение
Направление подготовки40.02.01. специальность Право и организация социального обеспечения
Форма обученияЗаочная
Учебный планz40_02_01_ПравоСоцОбеспечения-2021_11кл
Часов по учебному плану 99
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 87
Виды контроля по курсам
экзамены: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6,0000000223518 6 6,0000000223518
Практические 6 6,0000000298023 6 6,0000000298023
Сам. работа 87 87 87 87
Итого 99 99,000000052154 99 99,000000052154

Программу составил(и):
Преподаватель, Плугатарев Александр Павлович

Рецензент(ы):
старший преподаватель первая категория, Суханова Лидия Геннадьевна

Рабочая программа дисциплины
Гражданский процесс

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 508)

составлена на основании учебного плана:
40.02.01 Право и организация социального обеспечения
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании Совета колледжа

Протокол от 28.02.2023 г. № 5
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий отделением
Аношкина Людмила Анатольевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Выработать у будущего специалиста правовое мировоззрение, верное представление о всех основных процессуальных явлениях:
сущности гражданской процессуальной отрасли права;
процесса как деятельности суда;
специфике процессуальных отношений;
правах и обязанностях суда, т.е. о тех правовых понятиях и категориях, которыми оперирует гражданское процессуальное право и судебная практика

2. Место дисциплины в структуре ППСЗ

Цикл (раздел) ППСЗ: ОП

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9 Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.
ПК 1.1 Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.
ПК 1.2 Осуществлять прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты.
ПК 1.4 Осуществлять установление (назначение, перерасчет, перевод), индексацию и корректировку пенсий, назначение пособий, компенсаций и других социальных выплат, используя информационно-компьютерные технологии.
ПК 2.3 Организовывать и координировать социальную работу с отдельными лицами, категориями граждан и семьями, нуждающимися в социальной поддержке и защите.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации
Порядок судебного разбирательства, обжалования, исполнения и пересмотра решения суда
Формы защиты прав граждан и юридических лиц
Виды и порядок гражданского судопроизводства
Основные стадии гражданского процесса
3.2.Уметь:
3.2.1.Применять на практике нормы гражданского процессуального права
Составлять различные виды процессуальных документов
Составлять и оформлять претензионно-исковую документацию
Применять нормативные правовые акты при разрешении практических ситуаций
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общие положения
1.1. Предмет, система, метод и источники гражданского процессуального права. Лекции 3 0,5 ОК 1, ОК 2 Л1.1, Л2.1
1.2. Предмет, система, метод и источники гражданского процессуального права. Практические 3 0,5 ОК 1, ОК 5, ОК 8, ПК 1.1 Л1.1, Л2.1
1.3. Принципы гражданского процессуального права. Лекции 3 0,5 ОК 1, ОК 2 Л1.1, Л2.1
1.4. Принципы гражданского процессуального права. Практические 3 0,5 ОК 2, ОК 6, ОК 7, ПК 1.1 Л1.1, Л2.1
1.5. Гражданские процессуальные правоотношения и их субъекты. Лекции 3 0,5 ОК 1, ОК 2 Л1.1, Л2.1
1.6. Гражданские процессуальные правоотношения и их субъекты. Практические 3 0,5 ОК 1, ОК 5, ОК 8, ПК 1.1 Л1.1, Л2.1
1.7. Гражданские процессуальные правоотношения и их субъекты. Сам. работа 3 10 ОК 2, ОК 8, ОК 9, ПК 1.1 Л1.1, Л2.1
1.8. Подведомственность гражданских дел. Подсудность гражданских дел Лекции 3 0,5 ОК 1, ОК 2 Л1.1, Л2.1
1.9. Подведомственность гражданских дел. Подсудность гражданских дел Практические 3 0,5 ОК 2, ОК 6, ОК 7, ПК 1.1 Л1.1, Л2.1
1.10. Подведомственность гражданских дел. Подсудность гражданских дел Сам. работа 3 8 ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 9, ПК 1.4 Л1.1, Л2.1
1.11. Стороны в гражданском процессе Лекции 3 0,5 ОК 1, ОК 2 Л1.1, Л2.1
1.12. Третьи лица в гражданском процессе. Лекции 3 0,5 ОК 1, ОК 2 Л1.1, Л2.1
1.13. Стороны и третьи лица в гражданском процессе. Практические 3 0,5 ОК 1, ОК 5, ОК 8, ПК 1.1 Л1.1, Л2.1
1.14. Участие прокурора и государственных органов в гражданском процессе. Лекции 3 0,5 ОК 1, ОК 2 Л1.1, Л2.1
1.15. Участие прокурора и государственных органов в гражданском процессе. Практические 3 0,5 ОК 1, ОК 5, ОК 8, ПК 1.1 Л1.1, Л2.1
1.16. Представительство в суде. Лекции 3 0,5 ОК 1, ОК 2 Л1.1, Л2.1
1.17. Представительство в суде. Практические 3 0,5 ОК 2, ОК 6, ОК 7, ПК 1.1 Л1.1, Л2.1
1.18. Представительство в суде. Сам. работа 3 2 ОК 2, ОК 8, ОК 9, ПК 1.1 Л1.1, Л2.1
1.19. Процессуальные сроки. Судебные расходы. Лекции 3 0,10000000149012 ОК 1, ОК 2 Л1.1, Л2.1
1.20. Процессуальные сроки. Судебные расходы. Практические 3 0,5 ОК 1, ОК 5, ОК 8, ПК 1.1 Л1.1, Л2.1
1.21. Процессуальные сроки. Судебные расходы. Сам. работа 3 2 ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 9, ПК 1.4 Л1.1, Л2.1
1.22. Судебное доказывание и доказательства в гражданском процессе. Лекции 3 0,10000000149012 ОК 1, ОК 2 Л1.1, Л2.1
1.23. Судебное доказывание и доказательства в гражданском процессе. Практические 3 0,30000001192093 ОК 1, ОК 5, ОК 8, ПК 1.1 Л1.1, Л2.1
1.24. Судебное доказывание и доказательства в гражданском процессе. Сам. работа 3 2 ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 9, ПК 1.4 Л1.1, Л2.1
1.25. Иск и право на иск в гражданском процессе. Лекции 3 0,10000000149012 ОК 1, ОК 2 Л1.1, Л2.1
1.26. Иск и право на иск в гражданском процессе. Практические 3 0,10000000149012 ОК 1, ОК 5, ОК 8, ПК 1.1 Л1.1, Л2.1
1.27. Иск и право на иск в гражданском процессе. Сам. работа 3 8 ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 9, ПК 1.4 Л1.1, Л2.1
1.28. Иск и право на иск в гражданском процессе. Сам. работа 3 8 ОК 2, ОК 8, ОК 9, ПК 1.1 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Производство в суде
2.1. Возбуждение гражданских дел в суде. Подготовка дела к судебному разбирательству. Лекции 3 0,10000000149012 ОК 1, ОК 2 Л1.1, Л2.1
2.2. Возбуждение гражданских дел в суде. Подготовка дела к судебному разбирательству. Практические 3 0,10000000149012 ОК 1, ОК 5, ОК 8, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 2.3 Л1.1, Л2.1
2.3. Судебное разбирательство в суде первой инстанции. Лекции 3 0,30000001192093 ОК 1, ОК 2 Л1.1, Л2.1
2.4. Судебное разбирательство в суде первой инстанции. Практические 3 0,20000000298023 ОК 1, ОК 5, ОК 8, ПК 1.1 Л1.1, Л2.1
2.5. Судебное разбирательство в суде первой инстанции. Сам. работа 3 7 ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 9, ПК 1.4 Л1.1, Л2.1
2.6. Постановления суда первой инстанции. Лекции 3 0,10000000149012 ОК 1, ОК 2 Л1.1, Л2.1
2.7. Постановления суда первой инстанции. Практические 3 0,30000001192093 ОК 2, ОК 5, ОК 6, ПК 1.1 Л1.1, Л2.1
2.8. Постановления суда первой инстанции. Сам. работа 3 8 ОК 2, ОК 8, ОК 9, ПК 1.1 Л1.1, Л2.1
2.9. Упрощенные производства в гражданском процессе: приказное, упрощенное, заочное. Лекции 3 0,5 ОК 1, ОК 2 Л1.1, Л2.1
2.10. Упрощенные производства в гражданском процессе: приказное, упрощенное, заочное. Сам. работа 3 8 ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 9, ПК 1.4 Л1.1, Л2.1
2.11. Особое производство. Лекции 3 0,5 ОК 1, ОК 2 Л1.1, Л2.1
2.12. Особое производство. Сам. работа 3 8 ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 9, ПК 1.4 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Производство по пересмотру судебных актов
3.1. Апелляционное производство Кассационное производство. Надзорное производство. Лекции 3 0,10000000149012 ОК 1, ОК 2 Л1.1, Л2.1
3.2. Апелляционное производство Кассационное производство. Надзорное производство. Практические 3 0,5 ОК 1, ОК 5, ОК 8, ПК 1.1 Л1.1, Л2.1
3.3. Апелляционное производство Кассационное производство. Надзорное производство. Сам. работа 3 8 ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 9, ПК 1.4 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Исполнительное производство
4.1. Исполнительное производство Лекции 3 0,10000000149012 ОК 1, ОК 2 Л1.1, Л2.1
4.2. Исполнительное производство Практические 3 0,5 ОК 1, ОК 5, ОК 8, ПК 1.1 Л1.1, Л2.1
4.3. Исполнительное производство Сам. работа 3 8 ОК 2, ОК 8, ОК 9, ПК 1.1 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»:
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=5243

Примеры контрольных вопросов и заданий для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины:
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Среди видов гражданского процесса можно выделить три порядка упрощенного и ускоренного рассмотрения дел. Какой из указанных видов судопроизводства не относится к таковым?
a.приказное производство
b.упрощенное производство
c.особое производство
d.заочное производство

2. Как раскрывается такой признак гражданской процессуальной формы как императивность?
a.последовательность совершения всех действий судом и другими участниками процесса, содержание этих действий и процессуальных документов закреплены
b.установленный гражданским процессуальным законодательством порядок рассмотрения дел обязателен для всех - суда, других участников процесса, даже для лиц, присутствующих в зале судебного разбирательства
c.законодательством предусмотрена процедура рассмотрения и разрешения дел всех видов гражданского судопроизводства, на всех стадиях гражданского процесса
d.порядок рассмотрения и разрешения гражданских дел в суде определяется самостоятельной отраслью права - гражданским процессуальным правом

3. В соответствии с гражданским процессуальным законодательством стороны после обращения в суд вправе использовать примирительные процедуры для урегулирования спора.
Выберите один ответ:
a.Верно
b.Неверно

4. Какой принцип раскрывается в формуле: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод»?
a.законности
b.открытости
c.доступности
d.диспозитивности

5. Какой общеправовой принцип выражается в формуле: "органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы"?
a.принцип гласности
b.принцип законности
c.принцип диспозитивности
d.принцип состязательности

6. Какой принцип раскрывается в формуле: «Судьи рассматривают и разрешают гражданские дела в условиях, исключающих постороннее на них воздействие»?
a.законность
b.императивность
c.диспозитивность
d.независимость судей

7.Какие выделяются гарантии реализации принципа независимости судей и подчинения их только федеральному закону?
a.экономические, личные и правовые
b.политические, личные и экономические
c.экономические, политические и правовые
d.правовые, политические и личные

8.К основным признакам принципов гражданского процессуального права можно отнести:
a.характеризуют разобщенность институтов отрасли
b.характеризуют единство отрасли
c.характеризуют отрасль как институт права
d.характеризуют зависимость отрасли от других институтов и отраслей

9.Судебные штрафы взыскиваются в доход:
a.регионального бюджета
b.федерального бюджета
c.бюджета соответствующего суда
d.бюджета Верховного Суда Российской Федерации

10. Верны ли следующие высказывания?
1)если сроки не установлены федеральным законом, они назначаются судом.
2)процессуальное действие, для совершения которого установлен процессуальный срок, может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
a.верно только 1
b.верно только 2
c.оба высказывания неверны
d.оба высказывания верны

11. По результатам рассмотрения заявления о восстановлении пропущенного процессуального срока судья выносит определение о восстановлении срока или об отказе в его восстановлении. Может ли быть оно обжаловано?
a.да
b.гражданское процессуальное законодательство эту ситуацию не регламентирует
c.да, если это указано в определении
d.нет

12. Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в:
a.нет правильного ответа
b.разумных пределах
c.пределах, определенных судом
d.пределах, определенных стороной, в пользу которой состоялось решение суда

13. При отказе истца от иска понесенные им судебные расходы по общему правилу:
a.возмещаются ответчиком в полном объеме
b.возмещаются ответчиком в разумных пределах
c.распределяются между сторонами в равном объеме
d.не возмещаются

14. Производство в суде ____________ инстанции - правоприменительный цикл, предназначенный для проверки не вступивших в законную силу судебных актов суда первой инстанции и заключающийся в новом рассмотрении дела по существу.
a.надзорной
b.исполнительной
c.кассационной
d.апелляционной

15. Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
a.нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права
b.неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела
c.все варианты ответов верны
d.недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела

Ответы:
1-c
2-b
3-a
4-c
5-b
6-d
7-c
8-b
9-b
10-d
11-a
12-b
13-d
14-d
15-c

Критерии оценивания:
Оценка «отлично» (85-100 баллов) - Ставится студенту, если выполнено 85-100% заданий предложенного теста.
Оценка «хорошо» (70-84 баллов) - Ставится студенту, если выполнено 70-84% заданий предложенного теста.
Оценка «удовлетворительно» (50-69 баллов) - Ставится студенту, если выполнено 50-69% заданий предложенного теста.
Оценка «неудовлетворительно» (0-49 баллов) - Ставится студенту, если выполнено 0-49% заданий предложенного теста.



ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Задача 1. Иванов предъявил иск к гостинице «Москва» о взыскании стоимости вещей, которые были похищены у него во время проживания в гостинице. Кража была совершена из номера, в котором жил Иванов и другие граждане (4-местный номер). Представитель гостиницы иск не принял, ссылаясь на распоряжение администрации, согласно которому гостиница не отвечает за утрату вещей, не сданных на хранение. Иванов с правилами был ознакомлен.
Решите задачу (дать мотивированный ответ со ссылкой на закон).
Правильный ответ:
В обязанности гостиницы входит осуществление хранения вещей клиентов, внесенных в гостиницу, за исключением денег, иных валютных ценностей, ценных бумаг и других драгоценных вещей. Под гостиницей понимаются также мотели, дома отдыха, пансионаты, санатории, бани и другие подобные организации.
Гостиница несет ответственность перед клиентом без особого о том соглашения с проживающим в ней лицом (постояльцем) за утрату, недостачу или повреждение его вещей. Внесенной в гостиницу считается вещь, вверенная работникам гостиницы, либо вещь, помещенная в гостиничном номере или ином предназначенном для этого месте. Сделанное гостиницей объявление о том, что она не принимает на себя ответственности за несохранность вещей постояльцев, не освобождает ее от ответственности.
Исключения составляют деньги, иные валютные ценности, ценные бумаги и другие драгоценные вещи постояльца, за которые гостиница несет ответственность лишь при условии, если они были приняты гостиницей на хранение либо были помещены постояльцем в предоставленный ему гостиницей индивидуальный сейф независимо от того, находится этот сейф в его номере или в ином помещении гостиницы.
Гостиница освобождается от ответственности за несохранность содержимого такого сейфа, если докажет, что по условиям хранения доступ кого-либо к сейфу без ведома постояльца был невозможен либо стал возможным вследствие непреодолимой силы. Постоялец, обнаруживший утрату, недостачу или повреждение своих вещей, обязан без промедления заявить об этом администрации гостиницы. В противном случае гостиница освобождается от ответственности за несохранность вещей (ст. 925 Гражданского кодекса РФ).
Учитывая изложенное, Иванов правомерно подал иск к гостинице «Москва», а аргументы представителя гостиницы не должны быть приняты судом в связи с тем, что они противоречат ст. 925 Гражданского кодекса РФ.

Задача 2. 12-летний Костя Н. получил в подарок от деда велосипед. Поскольку Косте срочно понадобились коньки, он продал велосипед знакомому подростку 16 лет, а на вырученные деньги купил коньки. Отец Кости, узнав об этом, расценил поступок сына как неуважение к деду, пошел
к подростку-покупателю с намерением вернуть деньги и забрать велосипед. Однако купивший велосипед подросток взять деньги и вернуть велосипед отказался, завив, что цену он дал за покупку нормальную, а Костя продал велосипед, принадлежащий не отцу, а самому Косте, что каждый может сам распоряжаться принадлежащим ему имуществом, и оснований для расторжения договора нет.
Вопросы к задаче:
1. Имеет ли юридическую силу договор купли-продажи велосипеда между упомянутыми подростками?
2. Каковы права отца Кости в этой ситуации и как они могут быть реализованы?
3. Изменилась бы ситуация, если бы Косте было 15 лет? 19 лет?
Правильный ответ:
1. Из ч.1 ст. 21 Гражданского кодекса РФ следует, что способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста. В соответствии со ст.28 ГК РФ, за несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны. К сделкам законных представителей несовершеннолетнего с его имуществом применяются правила, предусмотренные пунктами 2 и 3 статьи 37 настоящего Кодекса. Малолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет вправе самостоятельно совершать:1) мелкие бытовые сделки;2) сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации;3) сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения. Имущественную ответственность по сделкам малолетнего, в том числе по сделкам, совершенным им самостоятельно, несут его родители, усыновители или опекуны, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине. Эти лица в соответствии с законом также отвечают за вред, причиненный малолетними.
Так как сделка по продаже велосипеда не является мелкой бытовой, то она должна быть признана недействительной.
2. Ничтожна сделка, совершенная несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним). К такой сделке применяются правила, предусмотренные абзацами вторым и третьим пункта 1 статьи 171 ГК РФ.
3. В случае, если бы Косте было 15 лет, то решение было бы иным.
Общее требование п. 1 ст. 26 знает ряд исключений, когда несовершеннолетний может самостоятельно и без согласования совершать сделки, их исчерпывающий перечень содержит п. 2 ст. 26. Прежде всего это распоряжение несовершеннолетним своим доходом - заработком, стипендией, гонораром, дивидендом, выигрышем и др. (далее - доход). Закон не дает ответа на вопрос, может ли несовершеннолетний распоряжаться имуществом, приобретенным на этот доход (за рамками мелких бытовых и иных сделок, которые самостоятельно могут совершать даже малолетние). В современных экономико-правовых условиях положительное его решение сомнений не вызывает, учитывая в том числе и то, что доход, о котором идет речь в подп. 1 п. 2 ст. 26, поступающий в самостоятельное распоряжение несовершеннолетнего, может быть и денежным, и натуральным.
Таким образом, если считать, что подарок в виде велосипеда – это доход Кости, то 15 летний подросток мог распоряжаться им по своему усмотрению. Если бы Косте было 19 лет, то он обладал бы полной дееспособностью, сделка также считалась бы действительной.

Задача 3. В марте 1993 г. Иванов заключил с Сидоровым договор, в соответствии с которым обязался отремонтировать веранду в доме Сидорова к 1 мая 1993 г. Выполнив работу к указанному сроку, Иванов потребовал, чтобы Сидоров заплатил ему 500 тыс. руб., которые были указаны в договоре в качестве оплаты за выполненную работу. Сидоров отказался выплатить данную сумму сразу, мотивировав это непредвиденными материальными затруднениями, но обещал уплатить сразу же, как только у него появятся деньги. В июле 1993 г. Сидоров по почте прислал Иванову 200 тыс. руб. и написал письмо, в котором указал, что остальные деньги выплатит в ближайшее время. В сентябре 1995 г. Иванова после окончания института призвали на службу в Вооруженные Силы, и с ноября 1995 г. его часть передислоцировали в Чечню, где было введено военное положение, и Иванов принимал участие в боевых действиях, но в сентябре 1996 г. был демобилизован по состоянию здоровья. После возвращения Иванова домой ему срочно понадобились деньги, и, так как Сидоров отказался уплатить причитающиеся ему 300 тыс. руб., Иванов в ноябре 1996 г. обратился с иском в суд с целью взыскать с Сидорова эти деньги.
1. Истек ли срок исковой давности для предъявления иска?
2. Какое влияние на течение срока давности оказали упомянутые обстоятельства: частичная оплата Сидоровым произведенной Ивановым работы и обещание произвести окончательный расчет в ближайшее время; нахождение Иванова в составе Вооруженных Сил, переведенных на военное положение.
3. Что изменилось бы, если бы Иванов просто проходил военную службу?
Правильный ответ:
1. Срок исковой давности не истек.
2. В соответствии со ст.195 Гражданского кодекса РФ, исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности устанавливается в три года. Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения. По нашей задаче срок исковой давности начинает исчисляться с 1 мая 1993 г. В соответствии со ст.203 ГК РФ, течение срока исковой давности прерывается предъявлением иска в установленном порядке, а также совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга. После перерыва течение срока исковой давности начинается заново; время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок. Поэтому срок исковой давности прерывается и начинает заново исчисляться с июля 1993 г. Из ч.1 ст.202 ГК РФ следует, что если истец или ответчик находится в составе Вооруженных Сил, переведенных на военное положение, срок исковой давности приостанавливается на срок не более 6 месяцев. Таким образом, срок исковой давности должен быть продлен еще на 6 мес. до 3 лет 6 мес. и срок его истечения выпадает на 1997 г.
3. Если бы Иванов просто проходил военную службу, то на это время не было бы приостановлено течение срока исковой давности, и иск не был бы принят судом.

Задача 4. В суд обратилась Ю.Н. Александрова с иском к детям С.А. Александрова от первого брака о разделе наследственного имущества, указав, что с умершим она состояла в браке до дня его смерти и проживала совместно единой семьей. Ответчики иска не признали, сославшись на то, что за полтора года до смерти отец расторг брак с Александровой в судебном порядке, о чем имеется решение суда от 10 марта 1996 г. Органы загса по запросу суда сообщили, что ни Александров, ни Александрова в органы загса не обращались.
С какого времени брак Александровых считается прекращенным? Является ли Александрова наследницей после смерти Александрова? Подлежит ли иск Александровой удовлетворению?
Правильный ответ:
Из ст.25 Семейного кодекса РФ, следует:
1. Брак, расторгаемый в органах записи актов гражданского состояния, прекращается со дня государственной регистрации расторжения брака в книге регистрации актов гражданского состояния, а при расторжении брака в суде - со дня вступления решения суда в законную силу.
2. Расторжение брака в суде подлежит государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.
Суд обязан в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда о расторжении брака направить выписку из этого решения суда в орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака.
Супруги не вправе вступить в новый брак до получения свидетельства о расторжении брака в органе записи актов гражданского состояния по месту жительства любого из них.
Изложенный порядок юридической процедуры государственной регистрации расторжения брака на основании решения суда применяется, в отличие от иных правил СК РФ, введенных в действие с 1 марта 1996 г., только после 1 мая 1996 г. согласно п.3 ст.169 СК РФ. Поэтому правило этой статьи не распространяется на случаи, когда брак расторгнут в судебном порядке до 1 мая 1996 г., т.е. до дня введения в действие ст. 25 СК РФ.
Брак, расторгнутый в судебном порядке до 1 мая 1996 года, считается прекращенным со дня государственной регистрации расторжения брака в книге регистрации актов гражданского состояния.
Из условий задачи следует, что государственной регистрации расторжения брака произведено не было, в связи с чем брак не может считаться расторгнутым.
Таким образом, как супруга, Ю.Н. Александрова имеет право претендовать на наследство С.А. Александрова, а ее иск подлежит удовлетворению. В соответствии со ст.1142 Гражданского кодекса РФ, наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

Задача 5. Акционерное общество обратилось в арбитражный суд с иском о признании недействительным договора купли-продажи, заключенного между предпринимателем и обществом с ограниченной ответственностью. В обоснование своих требований истец указал, что он продал строение предпринимателю, который, не уплатив его стоимости и не зарегистрировав перехода права собственности, перепродал строение обществу с ограниченной ответственностью. Получив плату за строение, предприниматель скрылся. Арбитражный суд в иске акционерному обществу отказал.Правильно ли решение суда?
Правильный ответ:
Из ст.549 Гражданского кодекса РФ следует, что по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество (ст.130)
Договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (пункт 2 ст. 434)
Несоблюдение формы договора продажи недвижимости влечет его недействительность.
В соответствии с ч.1 ст.551 Гражданского кодекса РФ, переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.
Необходимо отметить, что ВАС разъяснил, что до государственной регистрации перехода права собственности покупатель по договору продажи недвижимости, исполненному сторонами, не вправе распоряжаться данным имуществом, поскольку право собственности на это имущество до момента государственной регистрации сохраняется за продавцом. После передачи недвижимого имущества покупателю, но до государственной регистрации перехода права собственности, продавец также не вправе им распоряжаться, поскольку указанное имущество служит предметом исполненного продавцом обязательства, возникшего из договора продажи, а покупатель является его законным владельцем (п.14 Постановления ВАС N 8).
Из условия задачи не ясно, что значит: «истец продал строение предпринимателю». Ведь продал – это передал имущество и получил за это деньги. Но деньги видимо, получены не были, но при этом был подписан договор купли-продажи и передан предпринимателю. Мне кажется так. В таком случае, до момента государственной регистрации строение остается собственностью АО. Оно имеет право в рамках договора купли-продажи потребовать оплаты за строение или расторгнуть договор.
Таким образом, Арбитражный суд верно отказал в иске акционерному обществу.

Задача 6. Благотворительный фонд «Неизвестные имена» и общественное учреждение «Возрождение» заключили договор дарения, в соответствии с которым благотворительный фонд брал на себя обязанность приобрести на Лондонском аукционе коллекцию картин художников XIX в. и безвозмездно передать их «Возрождению». Однако до срока исполнения договора «Возрождение» приняло решение о реорганизации и присоединилось к общественной организации «Кулибин». Учитывая данное обстоятельство, благотворительный фонд отказался выполнять по договору дарения свои обязательства, мотивируя свое решение внесением в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности «Возрождения». Считая свои интересы неправомерно нарушенными, общественная организация «Кулибин» обратилась в арбитражный суд с иском. В обоснование своих требований истец сослался на имеющееся прямое указание в передаточном акте об универсальном правопреемстве, в частности и по вышеуказанному договору дарения.
Какое решение должен принять суд?
Правильный ответ:
Из ст. 572 Гражданского кодекса следует, что по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
В соответствии со ст.57 ГК РФ, реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом (ст.58 ГК РФ).
При слиянии, присоединении и преобразовании вся совокупность прав и обязанностей реорганизованных юридических лиц переходит к одному правопреемнику - вновь созданному юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.
Таким образом, к общественной организации «Кулибин» перешли все права по договору дарения с благотворительным фондом «Неизвестные имена». Суд должен вынести решение в пользу общественной организации «Кулибин».

Задача 7. На протяжении ряда лет супруги Романович коллекционировали произведения графики. После смерти Романовича между наследниками (вместе с женой наследодателя к наследованию призвались два его сына) возник спор о разделе коллекции. Один из сыновей предложил разделить все поровну, поскольку при наследовании по закону они являются наследниками в равных долях. По мнению жены наследодателя, такой раздел обесценит коллекцию. Она просит передать все собрание ей. Проанализируйте ситуацию. Каким должно быть решение суда?
Правильный ответ:
Согласно ст. 265 ГК РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. В соответствии со ст.39 СК РФ при разделе общего имущества супругов и определении долей в этом имуществе доли супругов признаются равными. В ст.1150 ГК РФ говорится о том, что принадлежащее пережившему супругу наследодателя в силу завещания или закона право наследования не умаляет его права на часть имущества, нажитого во время брака с наследодателем и являющегося их совместной собственностью.
Оба сына и жена покойного являются наследниками первой очереди п.1 ст. 1142 ГК РФ. Согласно п.2 ст.1141 ГК РФ наследники одной очереди наследуют в равных долях, однако следует не забывать, что супруга Романовича имеет право на половину коллекции картин ст. 39 СК РФ. Следовательно в наследственную массу попадает не вся коллекция, а лишь её половина. Поэтому предложение одного из сыновей разделить всё поровну не соответствует закону. Суд должен разделить коллекцию картин следующим образом: супруга 4/6; сыновья каждый по 1/6.
Однако из условия задачи следует, что жена покойного просит оставить всю коллекцию ей, мотивируя это тем, что при разделе коллекция потеряет свою ценность. В сложившейся ситуации наследники вправе договориться друг с другом о денежной, либо иной компенсации за их долю в наследуемом имуществе. Если же наследники не придут к согласию, суд вправе назначить экспертизу, на основании которой будет установлена рыночная стоимость коллекции и причитающейся каждому из наследников сумма относительно их доли в наследственной массе.

Задача 8. По договору поручения Серебрякова (ей выдана доверенность) должна была приобрести для Николаевой новый холодильник «Норд» по цене не более 10 тыс. руб. Поскольку новый холодильник этой марки за такую цену Серебрякова приобрести не смогла, она купила за 8 тыс. руб. подержанный у своей знакомой Алексеевой и условилась с ней о том, что в договоре купли-продажи они укажут 10 тыс. руб., а разницу поделят между собой. Николаева обратилась в суд с требованием признать сделку недействительной, поскольку договор поручения предусматривал приобретение нового, а не подержанного холодильника. Проанализируйте ситуацию. Каким должно быть решение суда?
Правильный ответ:
Серебрякова должна была исполнить договор поручения в соответствии с указаниями Николаевой п.1 ст. 937 ГК РФ. Вместо нового холодильника Серебрякова покупает подержанный, при этом завышает его стоимость. Поверенная не пыталась известить доверителя о невозможности покупки нового холодильника, действовала в своих личных интересах, а не в интересах доверителя. Следовательно к условию задачи не применима норма п.2 ст.937 ГК РФ.
В соответствии с п.2 ст. 167 ГК РФ и ст. 174 ГК РФ суд должен признать сделку купли- продажи холодильника недействительной и обязать Николаеву вернуть Серебряковой 10 т. р., так как поверенная знала об ограничениях указанных в договоре поручения , однако пренебрегла ими, при этом завысив покупную стоимость холодильника.

Задача 9. Соседи Красиков и Платонов, строящие дома рядом, договорились помочь друг другу в приобретении и доставке строительных материалов, при этом Красиков обязался купить и доставить кирпичи, а Платонов – бревна. Составили договор мены. Обмен строительными материалами по их стоимости был равноценен. Однако доставка кирпичей оказалась значительно дороже доставки бревен. В связи с этим Красиков потребовал от Платонова возместить эти расходы. Платонов отказался. Кто из них прав и почему? Как должны поступить стороны, если обмениваемый товар неравноценен?
Правильный ответ:
В соответствии с ч.1 ст. 567 ГК РФ, по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой.
Из ч.1 ст.568 ГК РФ следует, что если из договора мены не вытекает иное, товары, подлежащие обмену, предполагаются равноценными, а расходы на их передачу и принятие осуществляются в каждом случае той стороной, которая несет соответствующие обязанности.
Таким образом, в данном случае Платонов прав. Так как товары признаны сторонами равноценными, то по общему правилу, расходы на их передачу осуществляются каждой стороной в отношении своих обязанностей, независимо от стоимости этих расходов.
Но конфликтной ситуации можно было бы избежать, если бы Красиков и Платонов оговорили в договоре иные условия распределения расходов. В таком случае подлежат применению условия договора, а не общее правило, предусмотренное ст. 568 Гражданского кодекса РФ.

Задача 10. Завод тяжелого машиностроения поставил трансформаторному заводу два мостовых крана (оба без траверсы и сцепного устройства). Покупатель потребовал доукомплектовать краны, но поставщик по техническим причинам, а также в связи с распоряжением начальника Западно-Сибирской железной дороги об ограничении провоза тяжелых грузов по железным дорогам северного направления отгрузил недостающие части только после истечения срока поставки. До их прибытия покупатель не мог использовать краны, и у него образовались убытки от простоя ряда производственных агрегатов.Какие претензии может предъявить покупатель, и подлежат ли они удовлетворению?
Правильный ответ:
В данном случае между двумя заводами заключен договор поставки. При этом Поставщик выполнил условия договора позднее, чем это было согласовано сторонами.
В соответствии со ст.521 ГК РФ, установленная законом или договором поставки неустойка за недопоставку или просрочку поставки товаров взыскивается с поставщика до фактического исполнения обязательства в пределах его обязанности восполнить недопоставленное количество товаров в последующих периодах поставки, если иной порядок уплаты неустойки не установлен законом или договором.
Из ч.1 ст.394 ГК РФ следует, что если за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства установлена неустойка, то убытки возмещаются в части, не покрытой неустойкой.
Законом или договором могут быть предусмотрены случаи: когда допускается взыскание только неустойки, но не убытков; когда убытки могут быть взысканы в полной сумме сверх неустойки; когда по выбору кредитора могут быть взысканы либо неустойка, либо убытки.
Таким образом, в данном случае покупатель может предъявить претензии как в части оплаты неустойки, так и убытков (учитывая наличие подтверждающих доказательств).

Задание 11. Раскройте значение термина "Гражданское процессуальное право" — это: ______
Правильный ответ: совокупность правовых норм, регулирующих порядок возбуждения, рассмотрения и разрешения судом гражданских дел, а также пересмотра судебных решений, т. е. правосудие по гражданским делам, а также порядок принудительного исполнения судебных постановлений (решений, определений).

Задание 12. Раскройте значение термина "Процессуальная форма" — это: ______
Правильный ответ: последовательный, определенный нормами гражданского процессуального права порядок рассмотрения гражданского дела, включающий в себя определенную систему гарантий.

Задание 13. Раскройте значение термина "Стадия гражданского процесса" — это: _______
Правильный ответ: его определенная часть, объединенная совокупностью процессуальных действий, направленных на достижение самостоятельной (окончательной) цели.

Задание 14. Раскройте значение термина "Принцип диспозитивности" — это: ________
Правильный ответ: нормативно-руководящее положение гражданского судопроизводства, определяющее в качестве движущего начала процесса главным образом инициативу заинтересованных в исходе дела лиц.

Задание 15. Раскройте значение термина "Подведомственность" — это: _______
Правильный ответ: относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и иных дел к ведению различных государственных, общественных, смешанных (государственно-общественных) органов и третейских судов.

Задание 16. Перечислите задачи гражданского процессуального права и охарактеризуйте каждую из них.
Правильный ответ:
Задачи гражданского судопроизводства подразделяются на четыре составляющие:
1) правосудная: правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел, внесение ясности в гражданские правоотношения;
2) правовосстановительная: воссоздание положения, существующего до гражданского правонарушения, а если это невозможно, то компенсация заинтересованному в судебной защите лицу наступивших последствий;
3) примирительная: содействие примирению сторон;
4) превентивная: предупреждение гражданских правонарушений, укрепление законности и правопорядка, формирование уважительного отношения к закону и суду.

Задание 17. Раскройте значение термина "субъект гражданского процессуального права" и перечислите их.
Правильный ответ: Под субъектами гражданских процессуальных отношений традиционно понимаются лица, которые являются носителями гражданских процессуальных прав и обязанностей, реализуемых ими в гражданском судопроизводстве. Это 1) суд; 2) лица, участвующие в деле; и 3) лица, содействующие осуществлению правосудия. При этом две последние группы разделены в ГПК РФ с целью упорядочения отношений суда с участниками процесса.

Задание 18. В чем заключается особенность гражданского процессуального правоотношения?
Правильный ответ:
Особенность процессуального правоотношения заключается в том, что для его возникновения необходимы три предпосылки:
1) наличие норм гражданского процессуального права, которые определяют правила поведения всех участников процесса;
2) наличие юридических фактов;
3) правосубъектность участников правоотношений.

Задание 19. Перечислите признаки (свойства) гражданского процессуального правоотношения.
Правильный ответ:
Признаки (свойства) процессуального правоотношения выражаются в следующем:
1) Правовая форма. Процессуальное правоотношение по гражданским делам не может существовать вне правовой формы;
2) Публично-правовой характер. Суд выступает в качестве органа государственной власти, и его указания являются безусловно обязательными для всех участников гражданского процесса;
3) Правоприменительный характер, поскольку их основным содержанием является деятельность по применению норм как материального, таки процессуального права;
4) Процессуальные правоотношения могут возникать только при участии в них в качестве обязательного субъекта суда, ст. 5 ГПК. Вне судебной деятельности процессуальное правоотношение возникнуть не может, так как сущность гражданского процесса может быть понята только как правосудие;
5) Особый субъектный состав. Помимо суда в них участвуют все остальные субъекты процесса, например, истец, ответчик, их представители, третьи лица, вступающие в процесс с самостоятельных требованиями и др.;
6) Динамизм, то есть последовательный переход от одного процессуального действия к другому в том порядке, который предусмотрен процессуальным законом.
7) Системность, взаимосвязь. Для процесса всегда характерно наличие некоторых совокупностей правоотношений, а именно – стадий. Например, отношения по возбуждению дела, отношения по подготовке к судебному разбирательству и т.д.;
8) Общий объект – гражданское дело. Единство объекта предопределяет единство цели. Цель процессуальных правоотношений в том. что любое процессуальное действие одного из лиц, участвующих в деле, влечет правовые последствия для суда и влияет на процессуальное положение каждого другого лица, участвующего в деле.

3адание 20. Перечислите и охарактеризуйте признаки определения подсудности гражданских дел.
Правильный ответ:
Есть два основных признака определения подсудности:
1) Род (характер) дела. Родовая подсудность определяется характером (родом) дела, предметом спора. По родовой подсудности происходит отграничение компетенции мировых судей от районных судов по рассмотрению дел по I инстанции, районных судов от компетенции судов субъектов РФ и последних - от компетенции ВС РФ.
Согласно п. 1 ст. 47 КРФ никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. В настоящее время у вышестоящих судов нет права на изъятие дел для рассмотрения по I инстанции из нижестоящих судов.
2) Территория, на которой функционирует конкретный суд. Территориальная подсудность. Признак территории позволяет определять, какому из однородных судов (из множества мировых судей, районных или судов субъектов) подсудно дело. ВС РФ один, поэтому правила территориальной подсудности к нему не применяются.
Территориальную подсудность разделяют на подвиды:
- общая территориальная подсудность
- подсудность по выбору истца (альтернативная)
- исключительная подсудность
- договорная подсудность
- подсудность по связи дел.

Критерии оценивания:
Оценка «отлично» (85-100 баллов) - Выставляется студенту, если дан правильный развернутый и аргументированный ответ на поставленный вопрос; студент глубоко и прочно усвоил программный материал темы, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает при решении задачи, умеет тесно увязывать теорию с практикой.
Оценка «хорошо» (70-84 баллов) - Выставляется студенту, если дан правильный ответ на поставленный вопрос, однако не все представленные аргументы соответствуют действительности; студент твердо знает материал темы, грамотно и по существу излагает его при решении задачи, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос.
Оценка «удовлетворительно» (50-69 баллов) - Выставляется студенту, если дан в целом правильный ответ на поставленный вопрос, однако приведен лишь один аргумент, который не раскрывает сути ответа; студент имеет знания только основного материала темы, но не усвоил его деталей, допускает неточности при решении задачи, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала.
Оценка «неудовлетворительно» (0-49 баллов) - Выставляется студенту, если дан неправильный ответ на поставленный вопрос; студент не знает значительной части программного материала темы, допускает существенные ошибки при решении задачи.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу.
Процедура проведения: устный экзамен. В аудитории, в которой проходит экзамен, одновременно могут находиться не более шести обучающихся.
Обучающийся предъявляет преподавателю свою зачетную книжку, после чего лично берет билет, называет его номер, получает листы бумаги для записей ответов и приступает к подготовке ответа на вопросы и решению задачи.
При сдаче устного экзамена обучающийся берет, как правило, только один билет; в случаях, когда обучающийся берет второй билет, оценка его ответа снижается на один балл; для подготовки к ответу обучающемуся отводится 40 минут.
После подготовки к ответу или по истечении отведенного для этого времени обучающийся докладывает преподавателю о готовности и с его разрешения или по вызову отвечает на поставленные в билете вопросы, докладывает решение задачи. Прерывать обучающегося при ответе не рекомендуется, исключение - ответ не по существу вопроса билета.
По окончании ответа на вопросы билета преподаватель может задавать обучающемуся дополнительные и уточняющие вопросы в пределах учебного материала, вынесенного на экзамен, в т. ч. по темам, пропущенным обучающимся. После ответа на все вопросы обучающийся сдает преподавателю билет и конспект (тезисы) ответа.
Если обучающийся отказался от ответа на билет, ему выставляется неудовлетворительная оценка. Оценка по результатам устного экзамена объявляется обучающемуся и вносится преподавателем в экзаменационную ведомость.
Обучающимся, которые были замечены в использовании неразрешенных пособий и различного рода записей, а также нарушающим установленные правила поведения на устном экзамене, по решению преподавателя могут даваться дополнительные задания по любому из вынесенных на устный экзамен разделов учебной дисциплины. При повторном нарушении установленных правил поведения на экзамене студент может быть удален из аудитории.

Перечень вопросов для подготовки к экзамену.
Первая промежуточная аттестация
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

1. Понятие, предмет и метод гражданского процессуального права, система отрасли права.
2. Источники гражданского процессуального права.
3. Принципы гражданского процессуального права.
4. Понятие гражданского процессуального правоотношения, его структура и основания возникновения.
5. Субъекты (участники) гражданского правоотношения.
6. Подведомственность суду гражданских дел, понятие и виды подведомственности.
7. Стороны в гражданском процессе (понятие, их процессуальная правоспособность и дееспособность), процессуальное соучастие.
8. Понятие надлежащей и ненадлежащей стороны, порядок и условия замены.
9. Процессуальное правопреемство.
10. Состав лиц, участвующих в деле, их права и обязанности.
11. Третьи лица в гражданском процессе, их виды, порядок вступления в процесс, права и обязанности.
12. Участие прокурора в процессе, формы участия и правовое положение.
13. Участие в процессе органов государственных управления, предприятий, учреждений организаций, отдельных граждан, защищающих права других лиц.
14. Представительство в суде (виды и полномочия представителей).
15. Процессуальные сроки, понятия, значения, виды.
16. Подсудность гражданских дел. Понятия и отличия её от подведомственности. Виды подсудности.
17. Судебные расходы. Судебные штрафы.
18. Право на иск в материально-правовом и процессуальном смысле.
19. Изменение иска, отказ от иска, признание иска и заключение мирового соглашения.
20. Понятие и цель судебного доказывания. Виды судебных доказательств.
21. Предмет доказывания, определение предмета доказывания по конкретным делам.
22. Факты, не подлежащие доказыванию в гражданском процессе.
23. Распределение между сторонами обязанности доказывания. Роль суда в истребовании доказательств.
24. Классификация доказательств.
25. Относимость и допустимость доказательств.
26. Виды средств доказывания. Объяснения лиц участвующих в деле.
27. Свидетельские показания. Порядок допроса свидетелей. Права и обязанности свидетелей.
28. Вещественные доказательства, порядок представления и хранения.
29. Экспертиза, порядок назначения и производства. Заключение эксперта.
30. Порядок предъявления иска, последствия несоблюдения порядка.
31. Исковое заявление и его реквизиты.
32. Основания к отказу в принятии искового заявления.
33. Подготовка дела к судебному разбирательству.
34. Сроки рассмотрения гражданских дел, порядок исчисления, продление и восстановление пропущенного срока.
35. Судебные разбирательства гражданского спора.
36. Содержание судебного решения. Требования предъявляемые к судебному решению.
37. Приостановление производства по делу.
38. Окончания разбирательства дела без вынесения судебного решения.
39. Оставление искового заявления без рассмотрения.
40. Протокол судебного заседания.


ЗАДАЧИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА

1) Мохов Сергей (18 лет) и Сандалов Дмитрий (15 лет) угнали стоявший рядом с магазином автомобиль «BMW» принадлежащий на праве собственности Реутовой Н.М. В результате произошедшего впоследствии ДТП автомобиль был поврежден. По договору страхования потерпевшей Реутовой Н.М. была выплачена страховая сумма в размере 80 000 рублей. Страховая компания «Росстрах» обратилась с иском в суд о возмещении ущерба к родителям Сергея и Дмитрия.
Кто и какое положение должен занять по данному делу?
2) 9 служащих Моторного завода обратились с иском в суд в связи с незаконным увольнением по сокращению численности штата. Истцы утверждали, что фактически сокращения штатов не было, а действительной причиной увольнения явилось нежелание руководства оплатить сверхурочную работу данных служащих.
Укажите вид и основания процессуального соучастия. Какими процессуальными правами и обязанностями обладают соучастники?
3) Во время тренировки в спортивном клубе «Сталкер» из охраняемой кабинки в раздевалке была похищена фирменная спортивная форма принадлежащая Костину. В возмещение стоимости пропажи администрация спортклуба уплатила потерпевшему по решению мирового судьи 15.000 рублей. Спустя два месяца свою форму Костин увидел на Андрееве, который вернуть ее отказался, пояснив, что форма была приобретена у Фомина. Костин вновь обратился в суд.
Определите участников первого и второго процессов.
4) Кирсанов совершил кражу из квартиры Золотова, за что был осужден условно. После вступления приговора в законную силу Зотов предъявил иск к Кирсанову о взыскании стоимости похищенных вещей и возмещении морального вреда. При разбирательстве гражданского дела ответчик отрицал факт кражи телевизора «Panasonic», который был указан в приговоре в числе похищенных предметов.
Кто и какие обстоятельства должен доказывать? Какие юридически значимые факты не подлежат доказыванию по делу?
5) Москалева, Трутнева и Синичкина предъявили к Любавиной иск о разделе наследства. Определением суда производство по делу прекращено в связи с отказом истцов от иска. От имени соистиц с отказом выступила Трутнева. На определение суда адвокат Синичкиной подал от ее имени жалобу, в которой указал, что суд не проверил полномочия Трутневой на отказ от иска, заявленного ею от имени Москалевой и Синичкиной. Жалоба подписана адвокатом, и к ней приложен ордер юридической консультации на ведение дела в апелляционной инстанции.
Основательны ли мотивы жалобы? Правильно ли оформлены полномочия адвоката?
6) Прокурор предъявил иск в интересах Клыкова о возмещении вреда причиненного жизни и здоровью. Судья отказал в принятии заявления по ст.134 ГПК РФ, т.к. прокурор не является субъектом спорного правоотношения и в заявлении отсутствует обоснование причин, по которым Клыков самостоятельно не может обратиться в суд.
Оцените правильность действий судьи
7) Суд рассматривал дело по иску Карпухинова к Карпухиновой о разделе совместно нажитого в браке имущества. В судебное заседание явилась мать ответчицы с требованием допустить ее в процесс для осуществления представительства дочери Карпухиновой, поскольку брак между Карпухиновыми расторгнут, а ее дочь является на данный момент несовершеннолетней. Дочь Карпухинова парировала тем, что у нее есть адвокат и в услугах матери она не нуждается.
Каким образом должен поступить суд? Может ли мать Карпухиновой быть ее представителем?
8) В ходе рассмотрения дела по иску Попова Н.М. к ОАО «Импелбанк» о признании кредитного договора недействительным Попов Н.М. заявил, что его интересы будет представлять брат Попов И.М., обладающий специальными юридическими познаниями. В качестве представителя ответчика в суд пришел юрисконсульт Кукушкин О.А. и представил суду трудовой договор, в котором указано о его полномочиях представлять интересы АО в суде.
Как должен поступить суд? Как оформляются и подтверждаются полномочия представителей в гражданском процессе?
9) В суде рассматривалось дело по иску Ключниковой к Ларкиной о признании недействительным договора дарения жилого дома. В ходе судебного разбирательства Ключникова заявила ходатайство о привлечении в процесс прокурора для осуществления надзора за законностью судебного разбирательства и дачи заключения по делу.
Как должен поступить суд? Назовите основания участия прокурора в гражданском процессе?
10) Григорьев А.П. обратился в суд и иском к директору предприятия «Океан» Генкину Т.С., требуя опровержения распространенных ответчиком сведений, порочащих его честь, достоинство и деловую репутацию. В заявлении истец указал, что на общем собрании сотрудников предприятия директор обвинил его в совершении нечестного поступка и недобросовестности при осуществлении служебной деятельности.
Судья предложил истцу представить имеющиеся у него доказательства, подтверждающие факт распространения ответчиком сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию, характер этих сведений, а также несоответствие этих сведений действительности.
Разъясните содержание общего и специального правил распределения обязанностей по доказыванию? Как распределяются обязанности по доказыванию в данном деле?

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Оценка «отлично» (85-100 баллов) - Представлен развернутый ответ на теоретический вопрос, а также поэтапное решение практического задания с пояснениями. Студент ориентируется в излагаемом материале, отвечает на дополнительные вопросы, демонстрирует глубокие теоретические знания, знание источников гражданского законодательства.
Оценка «хорошо» (70-84 баллов) - Представлен достаточно развернутый ответ на теоретический вопрос, а также поэтапное решение практического задания с пояснениями. В решении практического задании могут быть допущены незначительные ошибки, не искажающие лежащего в основе решения алгоритма. Студент уверенно отвечает на дополнительные вопросы, демонстрирует достаточно высокий уровень теоретических знаний, знание источников гражданского законодательства.
Оценка «удовлетворительно» (50-69 баллов) - Представлен не полный ответ на теоретический вопрос. В решении практического задании могут быть допущены ошибки, не искажающие лежащего в основе решения алгоритма. Студент демонстрирует достаточный уровень теоретических знаний, однако затрудняется отвечать на отдельные вопросы.
Оценка «неудовлетворительно» (0-49 баллов) - Теоретический вопрос не раскрыт, в решении практического задания допущены существенные ошибки, ввиду незнания алгоритмов решения. Либо дан ответ только на один из вопросов билета. Студент затрудняется отвечать на дополнительные вопросы, в т. ч. непосредственно относящиеся к сути теоретического и практического вопросов билета.
Приложения
Приложение 1.   Контроль.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лебедев М.Ю. - отв. ред. ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС 6-е изд., перераб. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Власов А.А. ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС 9-е изд., перераб. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 СПС Консультант Плюс consultant.ru
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э3 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э4 Электронный курс в системе «Moodle» "Гражданский процесс (СПО 40.02.01)" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
2. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
403Н кабинет теории государства и права; кабинет конституционного и административного права; кабинет гражданского, семейного права и гражданского процесса – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; маркерная доска; проектор (марка: Epson) – 1 ед.; экран (марка: ScreenMedia) – 1 ед.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При реализации учебной дисциплины «Гражданский процесс» используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
1. При проведении лекционных занятий: лекция – консультация, которая предполагает изложение материала по типу «вопросы – ответы – дискуссия». Основным видом является лекция-беседа или «диалог с аудиторией», которая является наиболее распространенной формой активного вовлечения студентов в учебный процесс. Эта лекция предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией. Преимущество лекции-беседы состоит в том, что она позволяет привлекать внимание студентов к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения учебного материала с учетом особенностей студентов.
Участие слушателей в лекции-беседе можно привлечь различными приемами, например, самому преподавателю задать студентам вопросы в начале лекции и по ее ходу, они могут решены. Вопросы адресуются всей аудитории. Студенты отвечают с мест. Если преподаватель замечает, что кто-то из студентов не участвует в ходе беседы, то вопрос можно адресовать лично тому студенту, или спросить его мнение по обсуждаемой проблеме. Для экономии времени вопросы рекомендуется формулировать так, чтобы на них можно было давать однозначные ответы. С учетом разногласий или единодушия в ответах преподаватель строит свои дальнейшие рассуждения, имея при этом возможность, наиболее доказательно изложить очередное понятие лекционного материала. Вопросы могут быть как простыми для того, чтобы сосредоточить внимание студентов на отдельных аспектах темы, так и проблемные. Студенты, продумывая ответ на заданный вопрос, получает возможность самостоятельно прийти к тем выводам и обобщения, которые преподаватель должен был сообщить им в качестве новых знаний, либо понять важность обсуждаемой темы, что повышает интерес, и степень восприятия материла студентами. Во время проведения лекции-беседы преподаватель должен следить, чтобы задаваемые вопросы не оставались без ответов, т.к. они тогда будут носить риторический характер, не обеспечивая достаточной активизации мышления студентов.
2. При проведении практических занятий используются устный опрос студентов по определенным темам и круглый стол (дискуссия). Последний способ характеризуется следующими особенностями: все участники круглого стола выступают в роли сторонников, т.е. должны выражать мнение по поводу обсуждаемого вопроса, а не по поводу мнений других участников. У сторонника две задачи: добиться, чтобы оппоненты поняли его и поверили, все участники обсуждения равноправны, никто не имеет права диктовать свою волю и решения. Круглый стол (дискуссия), как интерактивный метод обучения означает исследование или разбор. Образовательной дискуссией называется целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы (ситуации), сопровождающееся обменом идеями, опытом, суждениями, мнениями в составе группы. Образовательной дискуссией называется целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы (ситуации), сопровождающееся обменом идеями, опытом, суждениями, мнениями в составе группы. Дискуссия предусматривает обсуждение какого - либо вопроса или группы связанных вопросов компетентными лицами с намерением достичь взаимоприемлемого решения. Дискуссия является разновидностью спора, близкой к полемике, и представляет собой серию утверждений, по очереди высказываемых участниками. Заявления последних должны относится к одному и тому же предмету или теме, что сообщает обсуждению необходимую связность. Устный опрос по теоретическим вопросам изучаемых тем, разбираются проблемные ситуации, решаются задачи, заслушиваются рефераты и доклады.
Устный опрос проводится у студентов по определенным вопросам, которые были рассмотрены на лекционных занятиях и являющиеся актуальными для сферы Гражданского процесса. При устном контроле устанавливается непосредственный контакт между преподавателем и студентом, в процессе которого преподаватель получает широкие возможности для изучения индивидуальных особенностей усвоения студентами учебного материала. Устный опрос требует от преподавателя предварительной подготовки: тщательного отбора содержания, всестороннего продумывания вопросов, задач и примеров, которые будут предложены, путей активизации деятельности всех студентов группы в процессе проверки, создания на занятии деловой и доброжелательной обстановки.
3. В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в кейс-методе (анализе конкретных ситуаций),а именно решении определенных задач.. Кейс-метод – усовершенствованный метод анализа конкретных ситуаций, метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов). Метод кейсов представляет собой изучение, анализ и принятие решений по ситуации (проблеме), которая возникла в результате происшедших событий, реальных ситуаций или может возникнуть при определенных обстоятельствах в тот или иной момент времени. Таким образом, различают полевые ситуации, основанные на реальном фактическом материале, и кресельные (вымышленные) ситуации, кейсы. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них.Это помогает студентам усвоить материал, проверить свои знания, преподавателю понять, как студенты усвоили дисциплину.
Также самостоятельная работа осуществляется студентами при подготовке к (практическому) семинарскому занятию (освоение теоретического материала, подготовка самостоятельных работ, решение задач, выяснение проблемных вопросов, связанных с необходимой темой); при анализе нормативно-правовых актов (Конституции РФ, Гражданского-процессуального кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ, Международно-правовых актов (договор) и т.д.), использованных при изучении материала; при изучении различной (дополнительной) литературы, которая рекомендуется преподавателем, а также не сообщается последним и со статистическими данными по проблемам, связанных с изучаемой темой.
4. Тест это инструмент оценивания обучаемости студентов, состоящий из системы тестовых заданий, стандартизованной процедуры проведения, обработки и анализа результатов. В тесте все студенты отвечают на одни и те же задания, в одинаковое время, в одинаковых условиях и с одинаковыми правилами оценивания ответов. Главная цель применения тестов - установить уровень знаний и на этой основе определить уровень подготовки каждого студента. И тогда возникает один из главных вопросов теории тестов - вопрос выбора наилучшего теста из практически неограниченного множества всех возможных тестов. В тест стараются отобрать минимально достаточное количество заданий, которое позволяет сравнительно точно определить уровень и структуру подготовленности. Интерпретация результатов тестирования ведется преимущественно с опорой на среднюю арифметическую и на так называемые процентные нормы, показывающие, сколько процентов испытуемых имеют тестовый результат худший, чем у любого другого испытуемого. Такая интерпретация тестовых результатов называется нормативно-ориентированной.
5. Экзамен по дисциплине «Гражданский процесс».
Экзамен сдается в устной форме. Представляет собой структурированное задание по всем разделам дисциплины.
Для подготовки к экзамену следует воспользоваться рекомендованными преподавателем нормативно-правовыми актами, учебниками, лекциями, своими конспектами лекций и практических (семинарских) занятий, решением задач, докладами, рефератами, а также выполненными работами (контрольными, самостоятельными).
Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при крайне важности).