МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы экономической теории

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Направление подготовки38.02.01. специальность Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (в сфере услуг)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБел_38_02_01_ЭкономБухУчет-2023_11кл
Часов по учебному плану 52
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 8
индивидуальные консультации 2
контроль 2
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 17 21
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 6 6 10 10 16 16
Практические 12 12 12 12 24 24
Сам. работа 4 4 4 4 8 8
Консультации 0 0 2 2 2 2
Часы на контроль 0 0 2 2 2 2
Итого 22 22 30 30 52 52

Программу составил(и):
Тельминова А.Р.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Основы экономической теории

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) (бухгалтер, специалист по налогообложению) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 69)

составлена на основании учебного плана:
Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 28.06.2023 г. № 1
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Малюкова Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель изучения дисциплины «Основы экономической теории» – формирование экономического мышления и экономической культуры, усвоение теоретико-методологических основ экономики, овладение навыками целостного подхода к анализу экономических проблем предприятий, организаций, народного хозяйства, мировой системы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОП

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 02 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 09 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках
ПК 4.4 Проводить контроль и анализ информации об активах и финансовом положении организации, её платёжеспособности и доходности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Генезис экономической науки, предмет, метод, функции и инструменты экономической теории;
Ресурсы и факторы производства, типы и фазы воспроизводства, роль экономических потребностей в активизации производственной деятельности, типы экономических систем, формы собственности;
Рыночные механизмы спроса и предложения на микроуровне, роль конкуренции в экономике, сущность и формы монополий, теорию поведения потребителя, особенности функционирования рынков производственных ресурсов;
Роль и функции государства в рыночной экономике, способы измерения результатов экономической деятельности, макроэкономические показатели состояния экономики, основные макроэкономические модели общего равновесия,
динамические модели экономического роста, фазы экономических циклов;
Задачи и способы осуществления макроэкономической политики государства, механизмы взаимодействия инструментов
денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, направления социальной политики и методы государственного регулирования доходов;
Закономерности и модели функционирования открытой экономики, взаимосвязи национальных экономик и мирового хозяйства
3.2.Уметь:
3.2.1.Оперировать основными категориями и понятиями экономической теории;
Использовать источники экономической информации, различать основные учения, школы, концепции и направления экономической науки;
Строить графики, схемы, анализировать механизмы взаимодействия различных факторов на основе экономических моделей;
Анализировать статистические таблицы системы национальных счетов, определять функциональные взаимосвязи между статистическими показателями состояния экономики;
Распознавать экономические взаимосвязи, оценивать экономические процессы и явления, применять инструменты макроэкономического анализа актуальных проблем современной экономики;
Выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом действия экономических закономерностей на микро- и макроуровнях
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в экономику
1.1. Лекция-визуализация: Предмет и история экономики Лекции 1 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.2. Эволюция экономических теорий и школ Практические 1 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.3. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 1 4 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.4. Основы современной рыночной экономики Лекции 1 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.5. Натуральное и товарное хозяйство Практические 1 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 2. Микроэкономика
2.1. Лекция-визуализация:Сущность рынка. Теория спроса и предложения.Рыночное равновесие Лекции 1 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.2. Решение ситуационных задач на определение рыночного равновесия и эластичности Практические 1 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.3. Контрольная работа по теме "Теория спроса и предложения. Рыночное равновесие" Практические 1 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.4. Решение ситуационных задач на определение издержек и результатов фирмы Практические 1 4 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.5. Важнейшие структуры основных рыночных структур Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.6. Важнейшие признаки основных рыночных структур (монополия, олигополия, монополистическая и совершенная конкуренция) Практические 2 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.7. Рынки производственных ресурсов Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.8. Решение ситуационных задач:рынок труда, рынок капитала, рынок земли Практические 2 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 3. Макроэкономика
3.1. Основные макроэкономические показатели. Макроэкономическое равновесие. Цикличность развития рыночной экономики Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.2. Решение ситуационных задач на определение структуры ВВП, ВНП, НД, ЛД, РД Практические 2 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 4. Механизмы макроэкономического регулирования
4.1. Лекция-беседа: Нарушение макроэкономического равновесия: занятость и ифляция Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.2. Расчетно-графическое задание: Анализ макроэкономических показателей Практические 2 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.3. Государственный бюджет:налогово-бюджетная, денежно-кредитная и международная политика. Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.4. Инструменты реализации фискальной и монетарной политики Практические 2 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.5. Формы международного сотрудничества в экономике на примере Алтайского края. Международная торговля, миграция рабочей силы, обмен в области культуры и образования Практические 2 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.6. Подготовка к практическим работам Сам. работа 2 4 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.7. Консультация к экзамену Консультации 2 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.8. Экзамен 2 0 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Закреплено в приложении "ФОС Основы экономической теории_ЭбУ"
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Закреплено в приложении "ФОС Основы экономической теории_ЭбУ"
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Закреплено в приложении "ФОС Основы экономической теории_ЭбУ"
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 С. Ф. Серегина Макроэкономика: учебник для СПО М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/4C20795B-0F2C-48A1-A377-C8A680D8C459
Л1.2 Родина Г. А., Тарасова С. В. ; Под ред. Родиной Г.А., Тарасовой С.В. ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ. МИКРОЭКОНОМИКА. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Родиной Г.А. Основы экономики. Микроэкономика: учебник для СПО М . : Издательство Юрайт, 2019 urait.ru
Л2.2 С. Ф. Серегина Макроэкономика. Сборник задач и упражнений : учебное пособие для СПО М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/93B3B431-590F-4D87-A701-D49AE5845970
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Основы экономической теории portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
OC Windows
Приложения MS Office:
-MS Word,
-MS Excel.
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
213Н кабинет экономики и менеджмента; кабинет экономики, менеджмента и маркетинга; кабинет менеджмента и экономики организации; кабинет менеджмента и управления персоналом; кабинет экономики организации; кабинет менеджмента; кабинет экономической теории; кабинет экономики организации и управления персоналом – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 84 посадочных места; рабочее место преподавателя; трибуна; маркерная доска; интерактивная доска – 1 ед.; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; проектор (марка: Acer) – 1 ед.; раздаточные дидактические материалы; тематические плакаты

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Планирование и организация времени, необходимого для изучения дисциплины.
Важным условием успешного освоения дисциплины «Основы экономической теории» является создание системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, что позволит сделать обучение более эффективным. Наличие самоконтроля, является необходимым условием успешной учебы. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы лекционного курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях.
Подготовка к лекциям.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой - в ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Конспектирование лекций – сложный вид аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Подготовка к практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
Подготовка к промежуточной и итоговой аттестации.
При изучении данной дисциплины с учетом использования балльно-рейтинговой системы студент должен сдать контрольные и индивидуальные работы. Итоговая аттестация проводится в форме экзамена.
При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:
- внимательно изучить перечень вопросов и определить, в каких источниках находятся сведения, необходимые для ответа на них;
- внимательно прочитать рекомендованную литературу;
- составить краткие конспекты ответов (планы ответов);
- порешать основные типовые задачи.
При реализации учебной дисциплины "Основы экономической теории" используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий:лекция-беседа, лекция - визуализация.
При проведениии практических занятий: презентация.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в работе в парах и группах по 2-4 человека.