МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Анализ данных в программе R

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильЦифровые методы анализа и визуализации данных в социальных исследованиях
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план39_04_01_Социология_ЦМА-2022
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 52
самостоятельная работа 69
индивидуальные консультации 68
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 11,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Лабораторные 32 32 32 32
Сам. работа 69 69 69 69
Консультации 68 68 68 68
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.с.н., Доцент, Д.А. Омельченко

Рецензент(ы):
к.с.н., Доцент, В.В. Нагайцев

Рабочая программа дисциплины
Анализ данных в программе R

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 39.04.01 Социология (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 79)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 20222025 уч. г.

Заведующий кафедрой
Максимова Светлана Геннадьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Максимова Светлана Геннадьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Дисциплина «Анализ данных в программе R» предназначена для освоения основ работы в среде программирования R, навыков статистического анализа и визуализации результатов исследования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен проводить фундаментальные и прикладные социологические исследования и представлять их результаты
ОПК-2.1 Обосновывает актуальность постановки фундаментальных и прикладных социологических исследований, формулирует цели и задачи социологического исследования
ОПК-2.2 На основе теорий и концепций социологии формулирует задачи и гипотезы для выполнения исследовательских задач при постановке прикладных и фундаментальных социологических исследований
ОПК-2.3 Анализирует и создает инструментарий исследования применительно к задачам социологического исследования
ОПК-2.4 Обосновывает предложения по совершенствованию и разработке методов сбора и анализа социологических данных
ОПК-2.5 Представляет результаты фундаментального прикладного социологического исследования на научных мероприятиях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.На основе теорий и концепций социологии формулирует задачи и гипотезы для выполнения исследовательских задач при постановке прикладных и фундаментальных социологических исследований
3.2.Уметь:
3.2.1. Анализирует и создает инструментарий исследования применительно к задачам социологического исследования
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1. Представляет результаты фундаментального прикладного социологического исследования на научных мероприятиях

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в программную среду R
1.1. История создания и ключевые принципы программирования. Фундаментальные основы манипуляции данными. Лекции 4 4 Л2.1
1.2. Введение в R. Установка программы, начало работы в R и RStudio. Установка основных библиотек. Типы данных и основы кодирования на R. Лекции 4 2
1.3. Импорт данных, первичная статистическая обработка. Базовые графики в R. Лабораторные 4 6
1.4. Двумерный анализ в R. Обзор основных пакетов. Лекции 4 6 Л1.1
1.5. Эксплораторный анализ в R. Лабораторные 4 10
1.6. Подготовка самостоятельного исследовательского проекта по анализу данных в R. Поиск источников и сбор данных. Манипуляции и трансформации данных. Эксплораторный анализ и подготовка к моделированию. Сам. работа 4 30
1.7. Подготовка самостоятельного исследовательского проекта по анализу данных в R. Поиск источников и сбор данных. Манипуляции и трансформации данных. Эксплораторный анализ и подготовка к моделированию. Консультации 4 30
Раздел 2. Многомерные методы и основы машинного (статистического) обучения в R
2.1. Основы регрессионного моделирования, классификации и деревья решений. Лекции 4 6
2.2. Возможности сетевого анализа и анализа текстовой информации в R. Лекции 4 2 Л1.2
2.3. Обучение без учителя. Метод главных компонент. Кластерный анализ. Лабораторные 4 6 Л1.2
2.4. Регрессионный анализ в R. Лабораторные 4 6
2.5. Представление результатов анализа в R Markdown Лабораторные 4 4 Л1.1
2.6. Подготовка к защите исследовательского проекта по анализу данных в R. Сам. работа 4 39 Л1.2
2.7. Подготовка к защите исследовательского проекта по анализу данных в R. Консультации 4 38

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»: https://portal.edu.asu.ru/enrol/index.php?id=7511

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-2
Способен проводить фундаментальные и прикладные социологические исследования и представлять их результаты

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. С помощью какой библиотеки можно импортировать данные в формате spss?
a) rvest
b) haven
c) readr
ОТВЕТ: b
2. Вы проводите трансформацию данных социологического опроса. В массиве data – три переменных – пол, возраст по трем категориям и среднемесячный доход в тысячах рублей. Каким образом с помощью языка R создать таблицу с этими же переменными так, чтобы в ячейках был подсчитан средний доход для каждой группы, образуемой переменными пола и возраста?
a) data |>
group_by(пол, возраст) |>
summarize(mean=mean(доход))
b) data |>
group_by(пол, возраст) |>
mutate(mean=mean(доход))
c) data |>
group_by(пол, возраст) |>
count(mean=mean(доход))
ОТВЕТ: a

3. Какая структура данных в R представляет собой список переменных разного типа, имеющих одинаковую длину и уникальные имена?
a) vector
b) data frame
c) list
d) array
ОТВЕТ: b

4. С помощью какого кода на языке R возможно переопределить уровни факторной переменной «удовлетворенность жизнью»?
a) order(df$satisfaction, levels=c('совсем не удовлетворен', 'скорее не удовлетворен', 'и да, и нет', 'скорее удовлетворен', 'полностью удовлетворен'))
b) level(df$satisfaction, order=c('совсем не удовлетворен', 'скорее не удовлетворен', 'и да, и нет', 'скорее удовлетворен', 'полностью удовлетворен'))
c) factor(df$satisfaction, levels=c('совсем не удовлетворен', 'скорее не удовлетворен', 'и да, и нет', 'скорее удовлетворен', 'полностью удовлетворен'))
ОТВЕТ: c

5. Какие функции в R позволяют получить таблицу одномерных частот признака?
a) table()
b) tbl()
c) freq()
d) tibble()
ОТВЕТ: аc

6. Какая функция используется для того, чтобы разбить график, построенный по результатам социологического исследования, на несколько на основе двух дополнительных переменных?
a) coord_flip()
b) facet_wrap()
c) facet_grid()
ОТВЕТ: с

7. Какая функция библиотеки dplyr используется для отбора переменных для анализа?
a) select()
b) filter()
c) find()
d) remove()
ОТВЕТ: a

8. Какая из функций библиотеки infer отвечает за представление взаимоотношений между переменными, включенными в анализ?
a) specify()
b) hypothesize()
c) generate()
d) calculate()
ОТВЕТ: a

9. Вы проводите корреляционный анализ между показателями социологического исследования с помощью функции cor.test(). Какой из включенных в данную функцию методов является параметрическим?
a) Kendall
b) Pearson
c) Spearman
ОТВЕТ: b

10. Какие графические функции в большей степени подходят для представления взаимосвязи между двумя категориальными переменными?
a) scatter()
b) network_plot()
c) mosaic()
d) barplot()
ОТВЕТ: cd

11. С помощью какого критерия можно сравнить различия между ожидаемыми и наблюдаемыми частотами в таблице сопряженности?
a) wilcox.test ()
b) chisq.test()
c) t.test()
ОТВЕТ: b

12. Для создания выборки из набора данных используется функция:
a) sample()
b) bootstrap()
c) permutation()
ОТВЕТ: a

13. Какой метод из нижеперечисленных позволяет проводить кластерный анализ в R?
a) lm()
b) kmeans()
c) fa()
d) nls()
ОТВЕТ: b

14. Как в регрессионном анализе в R записывается формула взаимосвязи между зависимой и независимой переменной?
a) y ~ x
b) y:x
c) y+x
ОТВЕТ: a

15. Вы провели комплексное социологическое исследование, в котором использовалось два вида инструментария: опросник для домохозяйств и индивидуальный опросник. Как объединить два набора данных в R, если имеется общая идентифицирующая переменная ID?
a) merge(set1, set2, all = TRUE, by = "ID")
b) set1 %>% full_join(set2, by = "ID")
c) collapse(set1, set2, by=”ID”)
d) cbind(set1, set2)
ОТВЕТ: ab

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. К какому типу относится язык программирования R?
Ответ: К интерпретируемым языкам.
2. На каких этапах социологического исследования возможно применение языка R?
Ответ: на этапе сбора данных, предварительной обработки данных, проведения статистического анализа, представления результатов.
3. Структура данных в R, содержащая элементы различных типов, такие как числа, строки, вектора, матрицы или даже функции. Каждый элемент может иметь разную длину и имя. Доступ к элементам осуществляется с помощью индексирования.
Ответ: список.
4. Предположим, что в наборе данных smoke есть переменная о частоте курения (freq), содержащая варианты ответа «никогда», «время от времени», «регулярно», «постоянно». Как с помощью R перекодировать эту переменную так, чтобы варианты ответа были представлены в числовом виде?
Ответ:
smoke<-smoke %>%mutate(freq = recode(freq, "Никогда" = 1, "время от времени " = 2, "регулярно" = 3, "постоянно " = 4)) ИЛИ
Smoke<-smoke %>%
mutate(
freq = case_match(
freq,
" Никогда " ~ 1
" время от времени" ~ 2,
"регулярно" ~ 3,
" постоянно" ~ 4)

5. – описывает в графической системе ggplot2 тип графика, который будет использован для визуализации результатов исследования.
Ответ: геометрический объект, geom.
6. Назовите три основных составляющих «чистых» данных (tidy data) в R?
Ответ: 1. Каждый столбец содержит одну переменную. 2. Каждая строка содержит одно наблюдение. 3. В каждой ячейке содержится только одно значение.
7. Вы проводите анализ результатов социологического исследования, посвященного репродуктивным установкам, и хотите проанализировать отдельно группу лиц с высшим образованием. Данные хранятся в наборе df, переменная образования – educ, уровни – 1 – Основное общее образование (9 классов) или меньше, 2 – Среднее (полное) общее образование, 3 – Начальное или среднее профессиональное образование, 4 – высшее образование (диплом специалиста, бакалавра или магистра). Создайте новый набор df_new с отфильтрованными данными:
Ответ: df1<-df[which(df$educ==4),] ИЛИ data2<-filter(data, пол==1)
8. В наборе данных df, представляющем результаты лонгитюдного социологического исследования удовлетворенности трудом в десяти организациях, проводимого ежегодно в период 2015-2022 гг., данные представлены в «длинном формате», то есть для каждой организации имеется восемь строк, по одной на каждый год исследования. Каким образом можно переформатировать данные в «широкий формат», чтобы количество строк совпадало с количеством организаций, а значения показателя удовлетворенности трудом (LS) были бы представлены в столбцах, отдельно для каждого года?
Ответ:
df %>% pivot_wider(id_cols = organization, names_from = year, values_from =LS) -> df
ИЛИ
df <- dcast(df, organization ~ year, value.var = "LS")
9. Во многих социологических исследованиях применяется комплексный дизайн, предполагающий разделение генеральной совокупности на страты или кластеры. Как можно учесть особенности формирования выборочной совокупности, проводя анализ в R?
Ответ: существует ряд библиотек, позволяющий провести статистический анализ с учетом определенного дизайна исследования, сделать пост-стратификацию и калибровку. Для социологических исследований интерес представляют такие библиотеки как survey и sampling.
10. Как в R сделать проверку количественной переменной на нормальность распределения?
Ответ: Проверка на нормальность может быть проведена путем анализа описательных статистик, графического анализа и применения статистических критериев. Описательные статистики могут быть исследованы с помощью функции summary из базового R или describe() из библиотеки psych. Графически исследовать данные можно с помощью гистограммы – hist(), boxplot(), qqnorm(). Возможными статистическими критериями являются критерий Колмогорова-Смирнова – ks.test() или Шапиро-Уилка – shapiro.test()
11. Как с помощью языка R проанализировать различия в средней выраженности признака в двух группах?
Ответ: Нужно провести предварительный описательный анализ, позволяющий определить методы, которые можно использовать для проверки гипотезы о равенстве средних значений. Если распределение количественной переменной близко к нормальному, можно воспользоваться t-критерием Стьюдента – t.test(), если есть существенные отклонения, лучше воспользоваться его непараметрическим аналогом – wilcox.test().
12. В одном из социологических опросов изучались установки населения в отношении религии. Для оценки использовалось семь показателей, представленных в пятибалльной шкале Ликерта (от «совершенно согласен» до «совершенно не согласен»). Как сделать визуализацию результатов исследования, упорядочив шкалы по количеству положительных оценок?
Ответ: для анализа подобных шкал в R есть специальная библиотека likert.
13. С помощью каких функций и библиотек R можно провести факторный анализ? Приведите 1-2 примера.
Ответ. Встроенной функцией для проведения факторного анализа является factanal(). Альтернативным и более гибким способом, представляющим дополнительные инструменты вращения факторов и оценки факторных значений, а также проведения параллельного анализа для определения количества факторов, является функция fa() в библиотеке psych.
14. К какому типу статистических моделей относится glm(y ~ x + y, family = binomial)?
Ответ: модель логистической регрессии
15. Метод оценки аналитической модели на независимых данных, в ходе применения которого данные разбиваются на k частей, которые используются для обучения и проверки качества моделирования, называется ______________
Ответ: кросс-валидация
16. Приведите три примера библиотек, позволяющих осуществлять анализ пропущенных значений и множественные импутации?
Ответ: mice, mitools, mi
17. Какой инструмент R позволяет проводить анализ результатов социологического исследования, объединяя статистическую обработку данных и описание результатов
Ответ: R Markdown
18. Как в R можно создать презентацию, включающую результаты социологического исследования, представленную в формате pdf?
Ответ: презентацию в формате pdf можно создать с помощью R Markdown, выбрав в качестве формата вывода Beamer, либо можно выбрать формат html и затем сохранить файл в формате pdf с помощью pagedown::chrome_print().
19. Каковы преимущества R Markdown для представления результатов социологического исследования?
Ответ: R Markdown – это доступный язык разметки с синтаксисом форматирования текста, позволяющий создавать документы, сочетающие код (расчеты, методы анализа) и его описание. Его преимуществами являются: возможности создания документов разной структуры (от простых страниц, до многостраничных книг и технических руководств) и природы (как статические документы, так и интерактивные визуализации и приложения); возможность конвертировать код во множество форматов – PDF, HTML, docs и т.д.; создание отчетов по результатам исследования, которые могут быть воспроизведены и верифицированы независимыми исследователями; высокое качество и разнообразие инструментов визуализации результатов исследования, возможность быстрого распространения и совместной работы членов исследовательского коллектива.
20. Как текст, создаваемый в R Markdown, можно интегрировать код с анализом результатов социологического исследования?
Ответ: Есть два способа включения кода в R Markdown. Первый способ – построчный (inline), осуществляется с помощью включения в текст кода в одинарных кавычках – ‘r <код> ‘. Второй способ – создание чанков (chunks), в которых происходит загрузка данных и необходимых библиотек, выполнение функций и вывод результатов проведенного анализа.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены. Индивидуальные темы исследовательских проектов утверждаются на практических занятиях.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в виде теста и защиты индивидуального проекта. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном тесте для промежуточной аттестации, составляет 40.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается в 1 балл. Оценивание теста:
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ:
«отлично» – продемонстрировано владение основными функциями и библиотеками R для анализа и визуализации данных, включая методы многомерного анализа, создания интерактивных графиков и приложений
«хорошо» – проект выполнен с небольшими нарушениями, возможно отсутствие некоторых элементов (например, shiny);
«удовлетворительно» – проект выполнен формально, студент демонстрирует общие знания языка R, отсутствуют знания многомерных методов анализа на R, визуализации отличаются примитивностью, есть ошибки кода ;
«неудовлетворительно» – выполнено менее половины заданий по проекту.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Комарова Е. С. Парный регрессионный анализ: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru
Л1.2 П. Флах Машинное обучение. Наука и искусство построения алгоритмов, которые извлекают знания из данных: Учебник ДМК Пресс, 2015//ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кубенский А.А. ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Everitt B.S., Hothorn T. A Handbook of Statistical Analyses Using R cran.r-project.org
Э2 Grolemund G. Wickham H. R for Data Science r4ds.had.co.nz
Э3 Maindonald John , Braun W. John Data Analysis and Graphics Using R – an Example-Based Approach www.ievbras.ru
Э4 James G., Hastie T., Tibshirani R. An Introduction to Statistical Learning with Applications in R faculty.marshall.usc.edu
Э5 Курс на образовательном портале Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
«Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)».
Язык программирования для статистической обработки данных и работы с графикой R-4.3.1
Интегрированная среда разработки RStudio
6.4. Перечень информационных справочных систем
https://community.rstudio.com/
https://cran.r-project.org/
https://journal.r-project.org/
http://www.r-tutor.com/
https://www.r-graph-gallery.com/
http://www.rdatamining.com/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
415Д специализированный компьютерный класс кафедры связей с общественностью и рекламы - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; системный блок: IntelCore 2 DuoE7400 -17 шт.; сервер: системный блок: AquariusIntelPentiumD; монитор: Acer V173 B -16 шт.; монитор: Acer V193W 1 шт.; телевизор Samsung
410Д лаборатория информационных технологий - компьютерный класс кафедры теории и практики журналистики - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 24 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска пластиковая - 1 шт.; компьютеры: марка Intel Core модель i3-2120 3,3 ГГц/DDR3 2 ГБ/500 ГБ/DVD RW/22» - 11 единиц; монитор: марка samsung модель 943T - 1 единица; мониторы: BenQ G950A/КМ/ - 10 шт.; бесперебойник: UPS IPPon Black Power Pro 500 - 12 шт.; телевизор: LCD 46" Samsung LE-46S81B
511Д лаборатория математического обеспечения социально-психологических исследований - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютеры: 10 единиц; мониторы: 10 единиц.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для освоения курса необходимы: посещение лекций, выполнение заданий на практических занятиях (предоставляются в виде файлов с кодом в R и сгенерированных html файлов в специализированной программе для разметки R Markdown), подготовка индивидуального исследовательского проекта по анализу данных в R. Для получения аттестации студент должен продемонстрировать все навыки работы в программе: подготовка данных (импорт, чистка, фильтрация), первичная статистическая обработка и одномерная визуализация, проверка статистических гипотез на основе двух переменных, построение комплексных статистических моделей.