МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы рисунка

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение природопользования, сервиса и туризма
Направление подготовки54.02.01. специальность Дизайн (по отраслям) (в промышленности)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план54_02_01_Дизайн-2021_9кл
Часов по учебному плану 60
в том числе:
аудиторные занятия 60
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 17 22
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Практические 24 24 36 36 60 60
Итого 24 24 36 36 60 60

Программу составил(и):
преподаватель, высшая категория, Прусова Ирина Михайловна

Рецензент(ы):
преподаватель, высшая категория, Аксёнова Надежда Владимировна

Рабочая программа дисциплины
Основы рисунка

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 54.02.01 ДИЗАЙН (ПО ОТРАСЛЯМ) (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 23.11.2020 г. № 658)

составлена на основании учебного плана:
54.02.01 ДИЗАЙН (ПО ОТРАСЛЯМ) Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: гуманитарный
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение природопользования, сервиса и туризма

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Коверникова Евгения Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Раскрыть принципы построения реалистического изображения на плоскости средствами линии и тона
Привить художественную культуру
Дать знания, умения и навыки, необходимые для самостоятельной творческой работы

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: СОО.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Принципы построения геометрических тел
Основные законы перспективы и распределения света и тени при изображении предметов, приемы черно-белой графики
Основные законы изображения предметов, окружающей среды, фигуры человека
3.2.Уметь:
3.2.1.Выполнять рисунки с натуры с использованием разнообразных графических приемов
Выполнять линейно-конструктивный рисунок геометрических тел, предметов быта и фигуры человека
Выполнять рисунки с использованием методов построения пространства на плоскости
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ. Материалы и принадлежности для рисования. Свойства и способы пользования ими. Организация рабочего места, постановка рук, выбор точки наблюдения. Основные сведения о рисунке с натуры. Размещение предметов на листе бумаги (компоновка). Закономерности восприятия и построения формы.
1.1. Подготовка материалов и принадлежностей для рисования. Выполнение набросков Практические 1 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Выполнение натюрморта из предметов быта Практические 1 12 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПОСТРОЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДМЕТОВ. Виды перспективы. Наблюдательная, линейная перспектива; линия горизонта, точка зрения, выбор точки зрения, точка схода, картинная плоскость, конструктивное изображение рисунка, общее понятие о строении формы и ее конструкции.
2.1. Построение куба в перспективе Практические 1 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Построение шара. Работа тоном Практические 1 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Выполнение натюрморта из гипсовых геометрических тел Практические 2 12 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЕ И КОНСТРУКТИВНОЕ ПОСТРОЕНИЕ ФОРМ ПРЕДМЕТОВ. Общие сведения о перспективе. Понятие о пропорциях. Средства выявления формы. Светотень и ее закономерности. Стадии построения повторяющегося геометрического орнамента. Объемные и линейные соотношения, характер формы, соподчинение деталей. Передача фактуры (материальности), глубины и пространства с помощью тона.
3.1. Построение двух табуретов Практические 2 12 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Натюрморт из предметов быта Практические 2 10 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.3. Промежуточная аттестация. Дифференцированный зачёт Практические 2 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (практические и самостоятельные работы) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4060

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации в форме экзамена по итогам освоения дисциплины
1. Какие способы рисования наиболее применимы при изображении предметов или
явлений?
А. На основе фантазии
Б. По представлению
В. С натуры
Г. По четкой схеме
2. Выберите и укажите верно, что применяют для учебного и творческого рисования.
А. Схемы
Б. Зарисовки
В. Штрихи
Г. Этюды
3. Какому термину принадлежит характеристика: это набросок будущего изображения
(картины), в котором собирается материал для будущей работы?
А. Эскиз
Б. Абрис
В. Этюд
Г. Зарисовка
4. Какая перспектива в теории Леонардо да Винчи решает законы зрительного
сокращения предметов?
А .Точная
Б. Воздушная
В. Линейная
Г. Цветовая
5. Выберите характеристику изобразительного материала сангина.
А. Мягкие цветные палочки, похожие на карандаши с матовой основой, при рисовании
получают мягкий интенсивный цвет
Б. Хрупкий материал, плохо соединяется с бумагой и осыпается
В. Материал в виде жирных стержней черного цвета диаметром 8-10 мм. в бумажной
обертке
Г. Материал красного цвета, изготовлен в виде палочки без деревянной основы
6. Какая из представленных характеристик относится к описанию ленточного
орнамента?
А. Узор, декоративные элементы которого сгруппированы так, что создают смыкающееся
движение, им украшают: платки, скатерти, салфетки, тарелки, наличники оконных и
дверных проемов
Б. Узор, декоративные элементы которого создают ритмический ряд с открытым
двусторонним движением, широко применяющийся в украшении одежды в виде
вышитого воротника, края рукава, нижнего края платья
В. Узор, элементы которого, располагаясь параллельно друг другу, создают движение в
определенном направлении, применяется при оформлении помещений, одежды, посуды
Г. Узор, элементы которого, располагаясь вдоль многих осей переноса, создают движение
во всех направлениях, применяется при оформлении помещений, чтобы подчеркнуть
замкнутость пространства
7. К какому возрасту ребенка расширяется сенсомоторный опыт дошкольников, что
ведет к развитию графических и изобразительный умений и навыков?
А. К 3-4 годам
Б. К 5-6 годам
В. К 6-7 годам
Г. К 4-5 годам
8. На каком этапе развития творческой деятельности занимаясь лепкой, ребенок делает
из пластилина формы (шарики, жгутики и т.п.) и, соединяя их, получает человечка?
А. Ближе к 6-7 годам
Б. Начиная с 3,5 лет
В. Начиная с 5 лет
Г. В возрасте 2-3 лет
9. Какое из представленных определений характеризует вид декора «эмблему»?
А. Узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов
Б. Обобщенное изображение определенных предметов, выражающее конкретные понятия
В .Обобщенное или символическое изображение предметов или явлений, выражающее
общие понятия
Г. Символические изображения характеризуют широкий круг общественных явлений,
понятных людям разных национальностей и стран
10. В каком стиль декоративного орнамента изображены яркие, очень красивые цветы,
собранные в виде букета?
А .Жостово
Б. Хохлома
В. Дымково
Г. Гжель
11. Какой из представленных материалов держится лишь на шероховатой бумаге, иногда
сочетается с акварелью?
А. Сангина
Б. Соус
В. Пастель
Г. Уголь
12. Какой рисунок передает более полную характеристику объекта, т.е. объемность,
освещенность, материальность и пространственность?
А. Тоновый
Б. Объемный
В. Линейный
Г. Законченный
13. Выберите и укажите верное определение термину «тушевка».
А. Служит для получения ровного тона, делается острием карандаша
Б. Нанесение тона, осуществляющееся заливкой, отмывкой и «сухой кистью»
В. Нанесение тона слитными штрихами, делается боковой поверхностью карандаша
Г. Передает вид поверхности каждого предмета, т.е. видимую светлоту
14. Какой вид рисунка длительный, выполняется с целью обучения рисованию?
А .Академический
Б. Творческий
В. Графический
Г. Пробный
15. Какие рисунки относятся к оригинальным?
А. Выполненные оттиском на бумаге
Б. Выполненные по заказу
В. Выполненные «от руки» в единственном экземпляре
Г. Выполненные в креативной манере

Ключ с ответами:
1. А, Б
2. Б, Г
3. Г
4. В
5. Г
6. Б
7. Г
8. Б
9. Б
10. А
11. В
12. А
13. В
14. А
15. В
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения экзамена:
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.

Процедура проведения предполагает два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (итоговый тест). Выполняется студентом который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой экзаменационный рейтинг Rзач.

Пример оценочного средства Итоговое тестирование «Тест к экзамену» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=40607

Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100 баллов. Оценка за второй блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в технологической карте по дисциплине Rсем. Дифзачет «автоматом» выставляется студенту при достижении им Rсем рейтинга 70 баллов и более.
2) за выполнение второго блока, представляющего собой тест множественного выбора, состоящий из 15 вопросов, студент может получить максимум 15 первичных баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). В тесте встречаются вопросы с выбором одного варианта ответа, выбором нескольких вариантов ответов и вопросы открытого типа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов. В вопросах с выбором нескольких вариантов ответов, при выборе всех правильных ответов, студент получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Если же при выборе правильных ответов, будут выбраны и не правильный ответ, то за выбор неправильного ответа начисляется штраф 5%. В вопросах открытого типа, необходимо вписать правильный ответ (правильное понятие). В вопросах открытого типа, за правильный ответ студент может набрать 1 балл. За неправильный ответ 0 баллов. Всего в банке тестовых заданий 50 тестовых задания. На выполнение теста отводится 20 минут. При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей. И вернуться в оставшееся время.
Максимально за тест можно получить 100 баллов, согласно шкале перевода:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов

Итоговый рейтинг складывается из выполнения 1-го и 2-го блоков заданий. Правило вычисления итогового рейтинга Rитог = Rсем + 0,2 ·Rзач
Общая суммарная оценка за весь курс составляет максимум 100 баллов.

Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение Блока 1 и Блока 2 пересчитываются преподавателем по схеме:
5 (отлично) 85-100
4 (хорошо) 70-84
3 (удовлетворительно) 50-69
2 (неудовлетворительно) 0-49
Приложения
Приложение 1.   Контроль.docx
Приложение 2.   ФОС_Основы рисунка_2023.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Скакова, А. Г. Рисунок и живопись: учебник для среднего профессионального образования Издательство Юрайт, 2021 https://urait.ru/bcode/475748
Л1.2 В. И. Жабинский, А. В. Винтова Рисунок: учебное пособие ИНФРА-М, 2021 znanium.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 М.А. Пресняков Перспектива: учеб. пособие: Среднее профессиональное образование М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2018 znanium.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс Moodle: "Основы рисунка" (Дизайн, Прусова И.М.) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:

СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

Профессиональные базы данных:

1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)

2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
406Н кабинет дизайна; кабинет рисунка; кабинет живописи; лаборатория техники и технологии живописи; лаборатория графики и культуры экспозиции; мастерская рисунка – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Мебель для учебных занятий; рабочее место преподавателя; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; мольберты; натюрмортные столы, натюрмортный фонд, наглядные учебные материалы, шкаф, стеллаж для планшетов, осветительные приборы, гипсовые слепки
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс «Основы рисунка» представляет собой последовательный ряд практических заданий, каждое из которых начинается с короткой вводной беседы по изучаемой теме. Системность обучения заключается в логичности постановки задач, в их последовательном усложнении, в предметной взаимосвязи.
Курс рассчитан на комплексное изучение основ графической подачи объекта изображения.
При реализации учебной дисциплины "Основы рисунка" в ходе практической работы используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении практических занятий: работа в малых группах, творческие задания, изучение и закрепление нового материала (работа с наглядными пособиями).
Целью практической (аудиторной) работы студентов является:
- совершенствование знаний учебного рисунка и подготовка базового академического знания данного предмета для студентов – дизайнеров.
Задачами практической (аудиторной) работы студентов является:
- освоение академического метода рисования человека и предметов окружающего мира;
- владение профессиональной изобразительной грамотой;
- усовершенствование ранее полученных навыков, овладение новыми технологиями и материалами рисунка;
- развитие объемно-конструктивного мышления, развитие зрительной памяти.
В практическую работу студентов входит:
- выполнение практического задания (академический рисунок), придерживаясь методической последовательности выполнения рисунка, под руководством преподавателя.
Практическая работа является обязательной для каждого студента. Все практические работы проверяются преподавателем и входят в бально-рейтинговую систему оценивания успеваемости по данной дисциплине.

Итоговая оценка за семестр формируется по итогам сдачи текущего контроля. В течении семестра студенты выполняют практические и самостоятельные работы, которые оцениваются и вносятся в бально-рейтинговую таблицу успеваемости студентов, на текущих просмотрах преподавателем. Просмотры происходят после завершения задания, согласно рабочей программе. Баллы, набранные за самостоятельные и практические работы суммируются и выводится оценка за зачет.