МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Право

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение природопользования, сервиса и туризма
Направление подготовки54.02.01. специальность Дизайн (по отраслям) (в промышленности)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план54_02_01_Дизайн-2021_9кл
Часов по учебному плану 36
в том числе:
аудиторные занятия 36
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 20 20 20 20
Итого 36 36 36 36

Программу составил(и):
Преподаватель, Макарян Михаил Тигранович

Рецензент(ы):
Преподаватель, Соколов Александр Сергеевич

Рабочая программа дисциплины
Право

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 54.02.01 ДИЗАЙН (ПО ОТРАСЛЯМ) (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 23.11.2020 г. № 658)

составлена на основании учебного плана:
54.02.01 ДИЗАЙН (ПО ОТРАСЛЯМ) Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: гуманитарный
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение природопользования, сервиса и туризма

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Коверникова Евгения Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование представления о сущности права и закономерностях его развития.
Формирование знаний в области правового регулирования общественных отношений и умения применять их в своей профессиональной деятельности.
Изучение основных проблем правового регулирования поведения человека в обществе, связанных с совершением правонарушений.
Приобретение теоретических знаний по основным отраслям российского права.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: СОО.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные положения отраслевых юридических и специальных наук, сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов, правоотношений в различных отраслях материального и процессуального права;
3.2.Уметь:
3.2.1.Оперировать юридическими понятиями и категориями;
Анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения;
Анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы;
Принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;
правильно составлять и оформлять юридические документы;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрены.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы теории государства и права
1.1. Общие положения о государстве и праве. Лекции 2 2 Л2.1, Л1.2
1.2. Правоотношения. Правовая культура и правовое поведение личности. Право в системе нормативно-правового регулирования. Практические 2 2 Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Правоохранительные органы и судебная система РФ
2.1. Правоохранительные органы - понятие, признаки и функции. Общая характеристика судебной системы РФ. Лекции 2 2 Л2.1, Л1.2
2.2. Виды правоохранительных органов. Тест по разделу «Правоохранительные органы и судебная система» Практические 2 2 Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Основы конституционного права Российской Федерации
3.1. Основы конституционного права Российской Федерации. Конституционные характеристики РФ. Конституционные права и свободы человека и гражданина Лекции 2 2 Л2.1, Л1.2
3.2. Основы конституционного строя России. Тест по разделу "Основы конституционного права". Практические 2 2 Л2.1, Л1.2
Раздел 4. Основы гражданского права.
4.1. Понятие и источники гражданского права. Гражданское правоотношение. Лекции 2 2 Л2.1, Л1.2
4.2. Юридические лица: понятие, сущность, способы создания и прекращения. Практические 2 2 Л2.1, Л1.2
4.3. Кейс-задание: решение правовых ситуаций: "Заключение, изменение и расторжение договора". Тест "Основы гражданского права". Практические 2 2 Л2.1, Л1.2
Раздел 5. Основы семейного права
5.1. Понятие семейного права. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правоотношения супругов, родителей и детей. Лекции 2 2 Л2.1, Л1.2, Л1.4
5.2. Кейс-задание: решение правовых ситуаций: "Семейные правоотношения". Тест "Основы семейного права". Практические 2 2 Л2.1, Л1.2, Л1.4
Раздел 6. Основы трудового права
6.1. Понятие трудового права. Трудовые правоотношения. Трудовой договор. Лекции 2 2 Л2.1, Л1.2
6.2. Деловая игра "Трудовой договор" Тест "Основы трудового права". Практические 2 2 Л2.1, Л1.2
Раздел 7. Основы административного права
7.1. Общие положения административного права. Лекции 2 2 Л2.1, Л1.2
7.2. Кейс-задание: решение правовых ситуаций: "Административная ответственность" Тест по разделу «Основы Административного права» Практические 2 2 Л2.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 8. Основы уголовного права
8.1. Общие положения уголовного права. Понятие, задачи и действие уголовного закона. Понятие преступления. Множественность преступлений. Лекции 2 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
8.2. Устный опрос по вопросам: состав преступления, обстоятельства, исключающие преступность деяния, понятие и цели наказания, виды наказания. Кейс-задание: решение правовых ситуаций: "Уголовная ответственность" Практические 2 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
8.3. Тест по разделу «Основы уголовного права».Промежуточная аттестация. Дифференцированный зачет Практические 2 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Примеры контрольных вопросов и заданий для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины:
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Гражданское право регулирует
а) финансовые и другие денежные отношения, возникающие в обществе
б) имущественные отношения
в) имущественные и личные неимущественные отношения
г) все экономические отношения, возникающие в обществе
2. Методом регулирования гражданским правом общественных отношений является
а) метод властного соподчинения сторон правоотношений
б) метод запрета
в) метод юридического равенства сторон
г) сочетание автономии воли и административного подчинения
3. Что относится к основным принципам гражданского права
а) принцип публичности
б) принцип гласности
в) принцип свободы договора
г) принцип презумпции невиновности
4. Нормы гражданского права носят
а) диспозитивный характер
б) императивный характер
в) неопределенный характер
г) охранительный характер
5. Аналогия гражданского права это
а) применение сходной нормы гражданского права
б) разрешение дела на основе общих принципов гражданского права
в) применение аналогичных норм другой отрасли права
г) применение норм права иностранного государства
6. Урегулированные нормами гражданского права общественные отношения это
а) отношения граждан в сфере экономического оборота
б) гражданские правоотношения
в) отношения в сфере финансовой деятельности государства
г) предпринимательские отношения
7. Объектами гражданских правоотношений выступают
а) имущество
б) деньги и ценные бумаги
в) услуги
г) поведение субъекта правоотношения, направленное на достижение определенного блага, способного удовлетворять потребности человека
8. В соответствии с Конституцией РФ гражданское законодательство находится в ведении
а) Российской Федерации
б) совместном РФ и субъектов РФ
в) федеральных органов и органов местного самоуправления
г) всех названных субъектов
9. Сторонами правоотношения могут быть
а) граждане и юридические лица
б) любые субъекты права
в) любые субъекты права, обладающие полной дееспособностью
г) государство
10. Может ли возникнуть полная дееспособность до 18 лет
а) может
б) не может
в) только на основании решения суда
г) может только с согласия родителей или попечителя
11. По общему правилу сделки, совершенные гражданином в возрасте до 14 лет, это сделки
а) ничтожные
б) оспоримые
в) действительные
г) с пороками воли
12. Может ли гражданин, признанный судом недееспособным, самостоятельно совершать сделки
а) может, любые сделки
б) может, мелкие бытовые сделки
в) не может
г) с согласия опекуна может совершать любые сделки
13. Гражданин, в месте постоянного жительства которого нет сведений о месте его пребывания более 2 лет
а) может быть объявлен безвестно отсутствующим
б) не может быть объявлен безвестно отсутствующим, если сведений нет более 1 года
в) может быть объявлен безвестно отсутствующим, если у него нет оснований скрываться
г) может быть объявлен безвестно отсутствующим в упрощенном порядке
14 Что понимается под правоспособностью, в соответствии со ст.17 ГК РФ
а) возможность иметь гражданские права и нести обязанности
б) способность обладания правами
в) возможность самостоятельного осуществления прав и исполнения обязанностей
Г) способность самостоятельной гражданско-правовой ответственности
15. Под субъектами гражданского права понимаются
а) физические лица
б) юридические лица
в) граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства
г) любые физические и юридические лица, которые в соответствии с ГК РФ могут быть носителями юридических прав и обязанностей
Правильные ответы:
1. в
2. в
3. в
4. а
5. б
6. б
7. г
8. а
9. б
10. а
11. а
12. б
13. а
14. а
15. г

Критерии оценивания:
Оценка «отлично» (85-100 баллов) - Ставится студенту, если выполнено 85-100% заданий предложенного теста.
Оценка «хорошо» (70-84 баллов) - Ставится студенту, если выполнено 70-84% заданий предложенного теста.
Оценка «удовлетворительно» (50-69 баллов) - Ставится студенту, если выполнено 50-69% заданий предложенного теста.
Оценка «неудовлетворительно» (0-49 баллов) - Ставится студенту, если выполнено 0-49% заданий предложенного теста.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу.
Процедура проведения: устный экзамен. В аудитории, в которой проходит экзамен, одновременно могут находиться не более шести обучающихся.
Обучающийся предъявляет преподавателю свою зачетную книжку, после чего лично берет билет, называет его номер, получает листы бумаги для записей ответов и приступает к подготовке ответа на вопросы и решению задачи.
При сдаче устного экзамена обучающийся берет, как правило, только один билет; в случаях, когда обучающийся берет второй билет, оценка его ответа снижается на один балл; для подготовки к ответу обучающемуся отводится 40 минут.
После подготовки к ответу или по истечении отведенного для этого времени обучающийся докладывает преподавателю о готовности и с его разрешения или по вызову отвечает на поставленные в билете вопросы, докладывает решение задачи. Прерывать обучающегося при ответе не рекомендуется, исключение - ответ не по существу вопроса билета.
По окончании ответа на вопросы билета преподаватель может задавать обучающемуся дополнительные и уточняющие вопросы в пределах учебного материала, вынесенного на экзамен, в т. ч. по темам, пропущенным обучающимся. После ответа на все вопросы обучающийся сдает преподавателю билет и конспект (тезисы) ответа.
Если обучающийся отказался от ответа на билет, ему выставляется неудовлетворительная оценка. Оценка по результатам устного экзамена объявляется обучающемуся и вносится преподавателем в экзаменационную ведомость.
Обучающимся, которые были замечены в использовании неразрешенных пособий и различного рода записей, а также нарушающим установленные правила поведения на устном экзамене, по решению преподавателя могут даваться дополнительные задания по любому из вынесенных на устный экзамен разделов учебной дисциплины. При повторном нарушении установленных правил поведения на экзамене студент может быть удален из аудитории.

Перечень вопросов для подготовки к экзамену.
Первая промежуточная аттестация
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Предмет гражданско-правового регулирования. Метод гражданско-правового регулирования.
2. Принципы гражданского права.
3. Отграничение гражданского права от других отраслей права. Роль гражданского права в современных условиях. Гражданское право как частное право.
4. Понятие и система источников гражданского права.
5. Понятие, особенности гражданского правоотношения. Основания возникновения гражданских правоотношений. Структура и содержание гражданского правоотношения. Классификация гражданских правоотношений.
6. Гражданская правосубъектность и ее основные элементы.
7. Понятие и значение гражданской правоспособности.
8. Соотношение понятий «правоспособность» и «субъективное право».
9. Содержание и объем правоспособности граждан. Возникновение и прекращение правоспособности граждан (общая характеристика).
10. Понятие и содержание и виды дееспособности граждан. Дееспособность малолетних и несовершеннолетних. Эмансипация. Ограничение дееспособности и признание гражданина недееспособным.
11. Опека и попечительство, патронаж (общее понятие).
12. Безвестное отсутствие гражданина и его правовые последствия.
13. Объявление гражданина умершим и его правовые последствия.
14. Понятие и признаки юридического лица. Теории юридических лиц. Органы юридических лиц.
15. Правосубъектность юридических лиц.
16. Образование юридических лиц. Реорганизация и ликвидация юридических лиц.
17. Полные товарищества и товарищества на вере.
18. Общество с ограниченной ответственностью.
19. Акционерные общества.
20. Производственные кооперативы.
21. Государственные и муниципальные унитарные предприятия.
22. Потребительские кооперативы.
23. Учреждения.
24. Общественные и религиозные организации.
25. Филиалы и представительства юридических лиц.
26. Особенности правосубъектности государства, формы и порядок участия государственных и муниципальных образований в гражданских правоотношениях.
27. Понятие и виды объектов гражданских прав.
28. Понятие имущества в гражданском праве.
29. Вещи и их классификация.
30. Работы и услуги.
31. Ценные бумаги: понятие, признаки, виды.
32. Нематериальные блага: понятие, виды.
33. Понятие, значение и признаки сделок, их место в системе юридических фактов. Виды сделок.
34. Условия действительности сделок.
35. Форма сделки: понятие, виды. Правовые последствия нарушения формы сделки.
36. Понятие и виды недействительных сделок. Последствия недействительности сделок и их применение.
37. Понятие и способы осуществления гражданских прав и исполнения обязанностей.
38. Понятие защиты гражданских прав.
39. Понятие, исчисление и виды сроков в гражданском праве. Сроки осуществления гражданских прав. Сроки исполнения гражданских обязанностей. Понятие и значение срока исковой давности.
40. Последствия истечения срока исковой давности. Требования, на которые исковая давность не распространяется.
Критерии оценивания:
Максимально за тест можно получить 100 баллов, согласно шкале перевода:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов
Приложения
Приложение 2.   ФОС_Право_2023.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под ред. И.А. Подройкина Уголовное право. Общая часть. В 2 т. Том 1. Учебник для СПО: М: Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
Л1.2 А. М. Волков, Е. А. Лютягина Основы права для колледжей: учебник для среднего профессионального образования Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
Л1.3 Под ред. А.И. Стахова Административное право. Учебник и практикум для СПО: М: Издательство ЮрайтМ: Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
Л1.4 С.В. Агапов Семейное право. Учебник и практикум для СПО: М: Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Божьев В.П. - отв. ред., Гаврилов Б.Я. - отв. ред. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ И СУДЕБНЫЕ ОРГАНЫ 6-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс Moodle Право 9 кл.,( преп. Макарян М.Т., Большакова Е.Е.) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Сайт Конституционного Суда РФ. Режим доступа: http://www.ksrf.ru/ru/Pages/default.aspx
Сайт Федерального Собрания РФ. Режим доступа: http://www.gov.ru/main/page7.html
Сайт Президента РФ. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/
Сайт Правительства РФ. Режим доступа: http://government.ru/
Сайт Верховного Суда РФ. Режим доступа: http://www.vsrf.ru/
Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: http://pravo.gov.ru/
Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: внутриуниверситетская компьютерная сеть.
ИПО системы «Гарант».Режим доступа: внутриуниверситетская компьютерная сеть.
Сайт государственной автоматизированной системы «Правосудие». Режим доступа: http://sudrf.ru/
Сайт судебные и нормативные акты РФ. Режим доступа: http://sudact.ru/
Сайт ЭБС издательства «Лань». Режим доступа: http://e.lanbook.com/
Сайт «Университетской библиотеки онлайн». Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/spravka/usloviya_dostupa.html
Сайт «Научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU». Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp
Сайт Бесплатной научной библиотеки «КиберЛенинка». Режим доступа: http://cyberleninka.ru/about

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
402Н кабинет дисциплин права; кабинет профессиональных дисциплин; кабинет правового и документационного обеспечения профессиональной деятельности; кабинет правового обеспечения профессиональной деятельности – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска маркерная; трибуна; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; проектор (марка: Epson) – 1 ед.; экран (марка: ScreenMedia) – 1 ед.; раздаточные дидактические материалы; Конституция РФ; Трудовой кодекс; Гражданский кодекс; кодекс РФ об административных правонарушениях.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины используются следующие формы работы:
1. Лекции, на которых рассматриваются основные теоретические вопросы дисциплины «Право».
В ходе лекционных занятий студенту необходимо вести конспектирование учебного материала, а также обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, положительный опыт.
Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой - в ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы.
Посещаемость лекций входит в балльную оценку по дисциплине и контролируется преподавателем.
2. Практические занятия, на которых проводится опрос по теоретическим вопросам изучаемых тем, разбираются проблемные ситуации, решаются задачи. Посещаемость семинарских занятий входит в балльную оценку по дисциплине.
Практические занятия позволяют развивать у студентов творческое теоретическое мышление, умение самостоятельно изучать литературу, анализировать практику; учат четко формулировать мысль, вести дискуссию, то есть имеют исключительно важное значение в развитии самостоятельного мышления. Начиная подготовку к семинарскому занятию, необходимо, прежде всего, указать студентам страницы в конспекте лекций, разделы учебников и учебных пособий, чтобы они получили общее представление о месте и значении темы в изучаемом курсе. Затем следует рекомендовать им поработать с дополнительной литературой, сделать записи по рекомендованным источникам.
Подготовка к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1й – организационный;
2й - закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов.
В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю.
Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения. В начале занятия студенты под руководством преподавателя более глубоко осмысливают теоретические положения по теме занятия, раскрывают и объясняют основные положения публичного выступления. В процессе творческого обсуждения и дискуссии вырабатываются умения и навыки использовать приобретенные знания для различного рода ораторской деятельности.
Записи имеют первостепенное значение для самостоятельной работы студентов. Они помогают понять построение изучаемого материала, выделить основные положения, проследить их логику и тем самым проникнуть в творческую лабораторию автора. Ведение записей способствует превращению чтения в активный процесс, мобилизует, наряду со зрительной, и моторную память. Следует помнить: у студента, систематически ведущего записи, создается свой индивидуальный фонд подсобных материалов для быстрого повторения прочитанного, для мобилизации накопленных знаний. Особенно важны и полезны записи тогда, когда в них находят отражение мысли, возникшие при самостоятельной работе. Важно развивать у студентов умение сопоставлять источники, продумывать изучаемый материал.
Большое значение имеет совершенствование навыков конспектирования у студентов. Преподаватель может рекомендовать студентам следующие основные формы записи: план (простой и развернутый), выписки, тезисы.
Результаты конспектирования могут быть представлены в различных формах.
План – это схема прочитанного материала, краткий (или подробный) перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Подробно составленный план вполне заменяет конспект.
Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
- План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
- Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
- Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом. ·
- Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
На практическом занятии каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам, использовать знание художественной литературы и искусства, факты и наблюдения современной жизни и т.д.
Вокруг такого выступления могут разгореться споры, дискуссии, к участию в которых должен стремиться каждый. Преподавателю необходимо внимательно и критически слушать, подмечать особенное в суждениях студентов, улавливать недостатки и ошибки, корректировать их знания, и, если нужно, выступить в роли рефери. При этом обратить внимание на то, что еще не было сказано, или поддержать и развить интересную мысль, высказанную выступающим студентом.
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения. Изучение студентами фактического материала по теме практического занятия должно осуществляться заблаговременно. Под фактическим материалом следует понимать специальную литературу по теме занятия, систему нормативных правовых актов, а также судебную практику по рассматриваемым проблемам.
Особое внимание следует обратить на дискуссионные теоретические вопросы: изучить различные точки зрения ведущих ученых, обозначить противоречия современного законодательства. Для систематизации основных положений по теме занятия рекомендуется составление конспектов. Обратить внимание на:
- Составление списка нормативных правовых актов и учебной и научной литературы по изучаемой теме.
- Изучение и анализ выбранных источников.
- Изучение и анализ судебной практики по данной теме, представленной в информационно-справочных правовых электронных системах «КонсультантПлюс», «Гарант» или других.
- Выполнение предусмотренных программой заданий в соответствии с тематическим планом.
- Выделение наиболее сложных и проблемных вопросов по изучаемой теме, получение разъяснений и рекомендаций по данным вопросам с преподавателями кафедры на их еженедельных консультациях.
- Проведение самоконтроля путем ответов на вопросы текущего контроля знаний, решения представленных в учебно-методических материалах кафедры задач, тестов, написания рефератов и эссе по отдельным вопросам изучаемой темы.
3. Самостоятельная работа.
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Самостоятельная работа студента над усвоением учебного материала по дисциплине «Право» может выполняться в библиотеке Алтайского государственного университета, учебных кабинетах, компьютерных классах, а также в домашних условиях.
Учебный материал учебной дисциплины «Право», предусмотренный рабочим учебным планом для усвоения студентом в процессе самостоятельной работы, выносится на промежуточный контроль наряду с учебным материалом, который разрабатывался при проведении учебных занятий.
Содержание самостоятельной работы студента определяется учебной программой дисциплины, методическими материалами, заданиями и указаниями преподавателя. Самостоятельная работа студентов осуществляется в аудиторной и внеаудиторной формах. Самостоятельная работа студентов в аудиторное время может включать:
− конспектирование (составление тезисов) лекций;
− выполнение контрольных работ;
− решение задач;
− работу со справочной и методической литературой;
− работу с нормативными правовыми актами;
− выступления на практических занятиях;
− участие в оперативном (текущем) опросе по отдельным темам изучаемой дисциплины;
− участие в собеседованиях, дискуссиях, круглых столах;
− участие в тестировании и др.
Самостоятельная работа студентов во внеаудиторное время может состоять из:
− повторения лекционного материала;
− подготовки к практическим занятиям;
− изучения учебной и научной литературы;
− изучения нормативных правовых актов (в т.ч. в электронных базах данных);
− решения задач, выданных на практических занятиях;
− подготовки к контрольным работам, тестированию и т.д.;
− подготовки к практическим занятиям устных сообщений;
− подготовки индивидуальных письменных работ по заданию преподавателя;
− выделение наиболее сложных и проблемных вопросов по изучаемой теме, получение разъяснений и рекомендаций.
4. При реализации учебной дисциплины «Право» используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: проблемная лекция.
При проведении практических занятий: устный опрос, решение задач с применением нормативно-правовых актов, круглый стол, составление правовых документов, письменная работа.
В самостоятельной работе студентов использование активных и интерактивных форм заключается в выполнении опорных конспектов, составлении таблиц, составлении правовых документов, письменная работа, тест.
5. Экзамен по дисциплине «Право».
Экзамен сдается в устной форме. Представляет собой структурированное задание по всем разделам дисциплины, включающее 40 вопросов. Для проверки умений студентов экзаменационный билет включает практическую задачу.
Для подготовки к экзамену следует воспользоваться рекомендованным преподавателем учебником, конспектом лекций, выполненными самостоятельными работами.