МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Биология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройГуманитарное отделение
Направление подготовки40.02.01. специальность Право и организация социального обеспечения
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план40_02_01_ПравоСоцОбеспечения-2023_9кл
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 72
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 36 36 36 36
Практические 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
Препод., Сыровежкина Ирина Петровна

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Биология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 508)

составлена на основании учебного плана:
40.02.01 ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Профиль получаемого профессионально образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Гуманитарное отделение

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Аношкина Людмила Анатольевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественно-научной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке

Овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации

Воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем

Использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдению правил поведения в природе

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: СОО.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные положения биологических теорий (клеточная; эволюционная теория Ч. Дарвина)
Учения В.И. Вернадского о биосфере
Сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности
Строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура)
Сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращения энергии в клетке, экосистемах и биосфере
Вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки
Биологическую терминологию и символику
3.2.Уметь:
3.2.1.Объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов
Решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания)
Описывать особей видов по морфологическому критерию
Выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности
Сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения
Анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде
Изучать изменения в экосистемах на биологических моделях
Находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрены

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Клетка - структурно-функциональная едининица живого.
1.1. Биология как наука.Общая характеристика жизни.Структурно-функциональная организация клеток Лекции 2 2 ОК 6 Л1.2
1.2. Структурно-функциональная организация клеток Практические 2 2 ОК 6 Л1.2, Л1.1
1.3. Структурно-функциональные факторы наследственности. Лекции 2 2 ОК 6 Л1.2, Л1.1
1.4. Структурно- функциональные факторы наследования Практические 2 4 ОК 6 Л1.2
1.5. Обмен веществ и превращение энергии в клетке.Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз Лекции 2 4 ОК 6, ОК 2, ОК 1 Л1.2, Л1.1
1.6. Обмен веществ. Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз. Практические 2 2 ОК 6 Л1.2
1.7. Практические 2 2 ОК 6 Л1.2
Раздел 2. Строение и функции организма
2.1. Строение организма. Лекции 2 2 ОК 6 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Формы размножения организмов Лекции 2 2 ОК 6 Л1.2
2.3. Онтоногенез растений, животных и человека. Лекции 2 2 ОК 6 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.4. Закономерности наследования. Лекции 2 2 ОК 6 Л1.2
2.5. Строение организма. Онтоногенез. Практические 2 4 ОК 6 Л1.2
2.6. Закономерности наследования. Лекции 2 2 ОК 6 Л1.2, Л1.1
2.7. Сцепленное наследование признаков.Закономерности изменчивости. Лекции 2 2 ОК 6 Л1.2
2.8. Сцепленное наследование признаков. Практические 2 4 ОК 6 Л1.1
2.9. Закономерности изменчивости. Практические 2 2 ОК 6 Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Теория эволюции
3.1. История эволюционного учения. Микроэволюция. Макроэволюция. Возникновение и развитие жизни на Земле. Лекции 2 2 ОК 6 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.2. Происхождение человека- антропогенез. Лекции 2 2 ОК 6 Л1.2, Л1.1
3.3. Микроэволюция. Макроэволюция. Антропогенез Практические 2 2 ОК 6 Л1.2
Раздел 4. Экология
4.1. Экологические факторы и среды жизни. Популяции сообщества,экосистемы. Лекции 2 2 ОК 6 Л1.2
4.2. Биосфера-глобальная экологическая система. Влияние антропогенных факторов на боисистему Лекции 2 2 ОК 6 Л1.1
4.3. Биосфера-глобальная экологическая система. Влияние антропогенных факторов на боисистему Практические 2 2 ОК 6 Л1.2
4.4. Влияние социально-экологических факторов на здоровье человека. Лекции 2 2 ОК 6 Л1.1
4.5. Экологические факторы.Популяции сообщества. Биосфера. Влияние антропогенных факторов на биосистему. Влияние факторов на здоровье человека Практические 2 4 ОК 6 Л1.2, Л1.1
Раздел 5. Биология в жизни
5.1. Биотехнологии в жизни каждого. Биотехнологии в промышленности Лекции 2 2 ОК 6 Л2.1, Л1.1
5.2. Социально-этические аспекты биотехнологий Лекции 2 2 ОК 6 Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.3. Социально-этические аспекты биотехнологий Практические 2 4 ОК 6
5.4. Биотехнологии и технические системы Лекции 2 2 ОК 6 Л2.1, Л1.1
5.5. Биотехнологии в жизни и промышленности. Аспекты биоотехнологий. Технические системы Практические 2 4 ОК 6 Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (тесты, практические работы) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале. Ссылка на курс: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11778

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета по итогам освоения дисциплины

Тестовые задания:

1. Что такое онтогенез?

А Процесс формирования половых клеток и оплодотворение
Б Процесс эмбрионального развития организма
В Процесс индивидуального развития организма — от зачатия до смерти

2. Каким образом происходит деление зиготы в начале 1-ого этапа эмбрионального развития?

А С помощью митоза
Б Путем мейоза
В Посредством почкования

3. Как называется 1-ая стадия развития зародыша?
А Гаструляция
Б Дробление
В Нейруляция

4. Многоклеточный однослойный зародыш, имеющий шарообразную форму, принято именовать:

А Зигота
Б Эмбрион
В Бластула

5. Бластоцель – это:

А Оболочка зародыша
Б Полость внутри зародыша
В Ядро в центре зародыша

6. Как соотносятся размеры бластулы и зиготы?

А Они одинаковые
Б Бластула больше
В Зигота больше

7. Как происходит образование гаструлы?

А Выпячиванием наружу стенок бластулы
Б Многократным делением бластулы
В Выпячивание внутрь стенок бластулы

8. Чем отличается гаструла у большинства многоклеточных организмов, помимо кишечнополостных и губок?

А Присутствием 3-его зародышевого слоя
Б Наличием внутренней полости
В Образованием желтка

9. Мезодерма – это:

А Наружный слой клеток гаструлы
Б Средний слой в оболочке гаструлы
В Внутренняя поверхность гаструлы

тест 10. На какой стадии эмбрионального развития наблюдается начало формирования внутренних органов?

А Зигота
Б Нейрула
В Гаструла

11. Что развивается из эктодермы?

А Опорно-двигательная и сердечно-сосудистая системы
Б Органы дыхания и пищеварения
В мКожный покров, головной и спинной мозг, органы слуха и зрения

12. Основой, для какого внутреннего органа НЕ является энтодерма?

А Почки
Б Печень
В Поджелудочная железа

13. Укажите лишнее в перечне того, что формируется из мезодермы.

А Кости
Б Легкие
В Мышечная ткань

14. Постэмбриональное развитие продолжается:
Б С периода половой зрелости до смерти
В От рождения до полового созревания

15. Какой организм, из перечня, имеет прямое постэмбриональное развитие?

А Бабочка
Б Птица
В Лягушка

Ответы:

1. В
2. А
3. Б
4. В
5. Б
6. А
7. В
8. А
9. Б
10. Б
11. В
12. А
13. Б
14. В
15. Б


Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения дифференцированного зачета:
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022 г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.

Процедура проведения предполагает два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (итоговый тест). Выполняется студентом который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой зачетный рейтинг Rзач.

НЕОБХОДИМО ВСТАВИТЬ ТЕСТЫ В ФОС И УКАЗАТЬ ЭТО ЗДЕСЬ.


Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100 баллов. Оценка за второй блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в технологической карте по дисциплине Rсем. Дифзачет «автоматом» выставляется студенту при достижении им Rсем рейтинга 50 (для экзамена 70) баллов и более.
2) за выполнение второго блока, представляющего собой тест множественного выбора, состоящий из 15 вопросов, студент может получить максимум 15 первичных баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). В тесте встречаются вопросы с выбором одного варианта ответа, выбором нескольких вариантов ответов и вопросы открытого типа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов. В вопросах с выбором нескольких вариантов ответов, при выборе всех правильных ответов, студент получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Если же при выборе правильных ответов, будут выбраны и не правильный ответ, то за выбор неправильного ответа начисляется штраф 5%. В вопросах открытого типа, необходимо вписать правильный ответ (правильное понятие). В вопросах открытого типа, за правильный ответ студент может набрать 1 балл. За неправильный ответ 0 баллов. Всего в банке тестовых заданий 67 (указывается фактическое количество в банке) тестовых задания. На выполнение теста отводится 19 минут (указывается время необходимое для выполнения). При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей. И вернуться в оставшееся время.
Максимально за тест можно получить 100 баллов, согласно шкале перевода:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов

Итоговый рейтинг складывается из выполнения 1-го и 2-го блоков заданий. Правило вычисления итогового рейтинга Rитог = Rсем + 0,2 ·Rзач
Общая суммарная оценка за весь курс составляет максимум 100 баллов.

Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение Блока 1 и Блока 2 пересчитываются преподавателем по схеме:
5 (отлично) 85-100
4 (хорошо) 70-84
3 (удовлетворительно) 50-69
2 (неудовлетворительно) 0-49

Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под ред. Ярыгина В.Н. Биология : учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.: Издательство ЮРАЙТ, 2023 urait.ru
Л1.2 Обухов Д. К., Кириленкова В. Н. Биология: клетки и ткани : учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.: Издательство ЮРАЙТ, 2023 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Еремченко О. З. Биология: учение о биосфере: Гриф УМО СПО Юрайт, 2022 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Биология Пд,Псо 9,11. portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
1. СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Важным условием успешного освоения дисциплины «Биология» является создание системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, трудиться более успешно и эффективно.
С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подвести итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине они произошли. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы лекционного курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях, систематизировать ранее пройденный материал, на его основе приступить к овладению новыми знаниями и навыками.
Система обучения основывается на рациональном сочетании нескольких видов учебных занятий (в первую очередь, лекций и практических занятий), работа на которых обладает определенной спецификой.

Подготовка к лекциям.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, положительный опыт в ораторском искусстве.

Конспектирование лекций – сложный вид аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета как в истории, так и в настоящее время.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

Подготовка к практическим занятиям.
Практические занятия позволяют развивать у студентов творческое теоретическое мышление, умение самостоятельно изучать литературу, анализировать практику; учат четко формулировать мысль, вести дискуссию, то есть имеют исключительно важное значение в развитии самостоятельного мышления.

Подготовка к практическому занятию включает 2 этапа:
1й – организационный;
2й - закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.

Тщательное продумывание и изучение вопросов практического занятия основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы практикума, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий и контрольных работ.

В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.

При реализации учебной дисциплины «Биология» используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: лекция-беседа.
При проведении практических занятий: работа в малых группах.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в методе проектов.