МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Зарубежная педагогика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.04.01. Педагогическое образование
ПрофильПедагогика современной школы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_04_01_Педагогическое образование_ПСШ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.пед.наук, доцент, Тырина М.П.;Аюченко А.Е.

Рецензент(ы):
к.п.н., доцент, Зацепина О.В.

Рабочая программа дисциплины
Зарубежная педагогика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 126)

составлена на основании учебного плана:
44.04.01 Педагогическое образование
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна, д-р пс. наук, проф.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна, д-р пс. наук, проф.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование системы знаний в области зарубежной педагогики и развитие умений экстраполировать зарубежные тенденции на отечественную систему образования

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять педагогическое сопровождение образовательного процесса для одаренных и талантливых школьников
ПК-1.1 Знает особенности педагогического сопровождения образовательного процесса для одаренных и талантливых школьников
ПК-1.2 Знает принципы педагогической поддержки как элемента педагогического сопровождения одаренных и талантливых школьников
ПК-1.3 Умеет разрабатывать содержание педагогического сопровождения образовательного процесса для одаренных и талантливых школьников
ПК-1.4 Умеет создавать и осуществлять педагогическое сопровождение образовательного процесса для одаренных и талантливых школьников
ПК-1.5 Владеет методами и средствами осуществления пед гогического сопровождения образовательного процесса для одаренных и талантливых школьников
ПК-2Способен организовать образовательный процесс для учащихся профильных классов
ПК-2.1 Знает специфику организации образовательного процесса для учащихся профильных классов
ПК-2.2 Умеет организовывать образовательный процесс для учащихся профильных классов
ПК-2.3 Владеет навыками организации образовательного процесса для учащихся профильных классов
ПК-3способен проектировать и осуществлять учебный процесс с учетом инновационных образовательных технологий и методик обучения и воспитания
ПК-3.1 Знает инновационные образовательные технологии и методики обучения и воспитания как объект проектирования
ПК-3.2 Знает особенности проектирования и осуществления учебного процесса с учетом инновационных образовательных технологий и методик обучения и воспитания
ПК-3.3 Умеет проектировать содержание учебного процесса и осуществлять его реализацию с учетом инновационных образовательных технологий и методик обучения и воспитания
ПК-3.4 Владеет навыками про ектирования и осуществления учебного процесса с учетом инновационных образовательных технологий и методик обучения и воспитания
ПК-4Способен проектировать и осуществлять внеучебную деятельность с учетом инновационных образовательных технологий и методик обучения и воспитания
ПК-4.1 Знает особенности про ектирования и осуществления внеучебной деятельности с учетом инновационных образотельных технологий и методик обучения и воспитания
ПК-4.2 Умеет проектировать содержание внеучебной деятельности и осуществлять ее реализацию с учетом инновационных образовательных технологий и методик обучения и воспитания
ПК-4.3 Владеет навыками проектирования и осуществления учебного процесса с учетом инновационных образовательных технологий и методик обучения и воспитания
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1. Знает особенности педагогического сопровождения образовательного процесса для одаренных и талантливых школьников;
ПК-1.2. Знает принципы педагогической поддержки как элемента педагогического сопровождения одаренных и талантливых школьников;
ПК-2.1. Знает специфику организации образовательного процесса для учащихся профильных классов;
ПК-3.1. Знает инновационные образовательные технологии и методики обучения и воспитания как объект проектирования;
ПК-3.2. Знает особенности проектирования и осуществления учебного процесса с учетом инновационных образовательных технологий и методик обучения и воспитания;
ПК-4.1. Знает особенности проектирования и осуществления внеучебной деятельности с учетом инновационных образова с учетом инновационных образовательных технологий и методик обучения и воспитания;
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.3. Умеет разрабатывать содержание педагогического сопровождения образовательного процесса для одаренных и талантливых школьников;
ПК-1.4. Умеет создавать и осуществлять педагогическое сопровождение образовательного процесса для одаренных и талантливых школьников;
ПК-2.2. Умеет организовывать образовательный процесс для учащихся профильных классов;
ПК-3.3. Умеет проектировать содержание учебного процесса и осуществлять его реализацию с учетом инновационных образовательных технологий и методик обучения и воспитания;
ПК-4.2. Умеет проектировать содержание внеучебной деятельности и осуществлять ее реализацию с учетом инновационных образовательных технологий и методик обучения и воспитания;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.5. Владеет методами и средствами осуществления педагогического сопровождения образовательного процесса для одаренных и талантливых школьников;
ПК-2.3. Владеет навыками организации образовательного процесса для учащихся профильных классов;
ПК-3.4. Владеет навыками проектирования и осуществления учебного процесса с учетом инновационных образовательных технологий и методик обучения и воспитания;
ПК-4.3. Владеет навыками проектирования и осуществления учебного процесса с учетом инновационных образовательных технологий и методик обучения и воспитания.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Зарубежная школа и педагогика
1.1. Воспитание в первобытном обществе Лекции 1 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л1.1, Л2.1
1.2. Воспитание в первобытном обществе Практические 1 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л1.1, Л2.1
1.3. Воспитание в первобытном обществе Сам. работа 1 8 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л1.1, Л2.1
1.4. Школа и воспитание в древнем мире Лекции 1 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л1.1, Л2.1
1.5. Школа и воспитание в древнем мире Практические 1 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л1.1, Л2.1
1.6. Школа и воспитание в древнем мире Сам. работа 1 8 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л1.1, Л2.1
1.7. Воспитание и школа в эпоху Средневековья Лекции 1 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л1.1, Л2.1
1.8. Воспитание и школа в эпоху Средневековья Практические 1 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л1.1, Л2.1
1.9. Воспитание и школа в эпоху Средневековья Сам. работа 1 8 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л1.1, Л2.1
1.10. Школа и педагогика в странах Западной Европы и в Северной Америке (середина 17 - конец 18 вв.) Лекции 1 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л1.1, Л2.1
1.11. Школа и педагогика в странах Западной Европы и в Северной Америке (середина 17 - конец 18 вв.) Практические 1 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л1.1, Л2.1
1.12. Школа и педагогика в странах Западной Европы и в Северной Америке (середина 17 - конец 18 вв.) Сам. работа 1 8 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л1.1, Л2.1
1.13. Школа и педагогика в странах Западной Европы и США в 19 в. Лекции 1 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л1.1, Л2.1
1.14. Школа и педагогика в странах Западной Европы и США в 19 в. Практические 1 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л1.1, Л2.1
1.15. Школа и педагогика в странах Западной Европы и США в 19 в. Сам. работа 1 8 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л1.1, Л2.1
1.16. Зарубежная школа и педагогика в первой половине 20 в. Лекции 1 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л1.1, Л2.1
1.17. Зарубежная школа и педагогика в первой половине 20 в. Практические 1 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л1.1, Л2.1
1.18. Зарубежная школа и педагогика в первой половине 20 в. Сам. работа 1 8 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л1.1, Л2.1
1.19. Современные зарубежные школы Лекции 1 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л1.1, Л2.1
1.20. Современные зарубежные школы Практические 1 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л1.1, Л2.1
1.21. Современные зарубежные школы Сам. работа 1 8 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л1.1, Л2.1
1.22. Образовательные услуги как вид предпринимательской деятельности Лекции 1 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л1.1, Л2.1
1.23. Образовательные услуги как вид предпринимательской деятельности Сам. работа 1 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л1.1, Л2.1
1.24. Современные проекты в образовании Сам. работа 1 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Аттестация по дисциплине
2.1. Подготовка к зачету Сам. работа 1 14 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля см. https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10992

ПК-1. Способен осуществлять педагогическое сопровождение образовательного процесса для одаренных и талантливых школьников

ПРИМЕРЫ ЗАКРЫТЫХ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

1. Термин “чистая доска” предложил ...
1) Дж. Локк
2) Д. Дидро
3) Гельвеций
4) Г. Лейбниц
Правильный ответ: 1

2. Объясняя достижения выдающихся художников, поэтов писал “не от искусства и знания, а от божественного предопределения и одаренности” ...
1) Платон
2) Демокрит
3) Пифагор
4) Аристотель
Правильный ответ: 1

3. Термин гений (“дух”) пришел из языка ...
1) латинский
2) немецкий
3) греческий
4) испанский
Правильный ответ: 1

4. Термин “талант” означает ...
а) образование
б) воспитание
в) крупная мера золота
г) одежда
Правильный ответ: 3

5. И.Кант является автором трактата ...
а) О гении
б) Наследственность таланта: ее законы и последствия
в) Парадокс об актере
г) О составных элементах художественно мыслящего ума
Правильный ответ: 1

6. функциональный подход к одаренности в рамках ассоциативной психологии появился на рубеже ...
1) 19-20 веков
2) 18-19 веков
3) 17-18 веков
4) 16-17 веков
Правильный ответ: 1

7. Одаренность определяли исключительно по тестам интеллекта ...
1) до нач. 19 века
2) до нач. 20 века
3) до сер. 19 века
4) до сер. 20 века
Правильный ответ: 4

8. Мысль "Одаренные дети создаются не хорошей школой; очевидно, что этот процесс имеет принципиально иную технику” высказал ...
1) В. Штерн
2) Э. Клапаред
3) В. Лоуэнфельд
4) Дж. Рензули
Правильный ответ: 1

9. Автор культурно-исторической теории развития высших психических функций - это ...
1) Л.С. Выготский
2) А.Н. Леонтьев
3) С.Л. Рубинштейн
4) Б.М. Теплов
Правильный ответ: 1

10. Сторонники этой теории считали, что развитие, рассматриваемое как переход индивидуума на более высокую ступень, есть результат биологического созревания организма и его взаимодействия со средой ...
1)вероятностная теория
2)эволюционная теория
3)революционная теория
4)основной биологический закон
Правильный ответ: 2

11. Высказывание “Познание начинается с удивления” принадлежит ...
1) Платону
2) Сократу
3) Демокриту
4) Аристотелю
Правильный ответ: 1

12. Значительный вклад в разработку проблем самоактуализации внес ...
1) А. Маслоу
2) Бине
3) Р. Кеттелл
4) Дж. Равен
Правильный ответ: 1

13. А.Энштейн, Х.К.Андерсен, Вудро Вильсон были в школе ...
1) "белые вороны"
2) "сами себе на уме"
3) "гадкие утята"
Правильный ответ: 1

14. Против “узкого интеллектуализма” выступал ...
1) А.Ф. Лазурский
2) Б.М. Теплов
3) М.Я. Басов
4) Д. Магидссон
Правильный ответ: 2

ПРИМЕРЫ ОТКРЫТЫХ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

1. Системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми называется ...
Правильный ответ: одаренность

2. Ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности называется ...
Правильный ответ: одаренным

3. Анатомо-физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей ...
Правильный ответ: задатки

4. Избирательная направленность личности, устойчивая расположенность к определенной деятельности - это ...
Правильный ответ: склонности

5. Индивидуально-психологические особенности человека, выражающие его готовность к успешному выполнению и овладению определенным видом деятельности
Правильный ответ: способности

6. Выдающиеся природные (врождённые) способности человека, проявляемые в определённой сфере деятельности - это ...
Правильный ответ: талант

7. Следствие становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, и постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта - это ...
Правильный ответ: зона ближайщего развития

8. Знания и умения, которые известны ребёнку на текущий момент составляют его ...
Правильный ответ: зону актуального развития

9. Высшая степень творческих проявлений и способностей личности - это ...
Правильный ответ: гениальность

10. Целенаправленное создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы, путем их организации в однородные (гомогенные) группы - это ...
Правильный ответ: дифференциация обучения

ПК-2. Способен организовать образовательный процесс для учащихся профильных классов

ПРИМЕРЫ ОТКРЫТЫХ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

1. Углубленное изучение предметов, необходимых для поступления в вуз, в старших классах - это ...
Правильный ответ: профильное обучения

2. Классы с углубленным изучением отдельных предметов - это ...
Правильный ответ: профильные классы

3. Разделение учащихся по определенным признакам (способностям, интересам и т. д.) на стабильные группы, в которых и содержание образования, и методы обучения, и организационные формы различаются - это ...
Правильный ответ: внешняя дифференциация

4. Учет индивидуально-типологических особенностей детей в процессе обучения их в стабильной группе (классе), созданной по случайным признакам, при котором разделение на группы может быть явным или неявным, а состав групп меняется в зависимости от поставленной учебной задачи - это ...
Правильный ответ: внутренняя дифференциация

5. Целенаправленное создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы, путем их организации в однородные (гомогенные) группы называется ...
Правильный ответ: дифференциация обучения

6. Организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся называется ...
Правильный ответ: индивидуализация обучения

7. Подход, при котором организация воспитательно-образовательного процесса на основе всестороннего учете индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка, называется ...
Правильный ответ: индивидуальный подход в обучении

8. Целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации - это ...
Правильный ответ: индивидуальный образовательный маршрут

ПК-3. Способен проектировать и осуществлять учебный процесс с учетом инновационных образовательных технологий и методик обучения и воспитания

ПРИМЕРЫ ЗАКРЫТЫХ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

1. Теория и технология проблемного обучения разработаны в …
1) первой половине XIX в.
2) второй половине XIX в.
3) первой половине XX в.
4) второй половине XX в.
5) начале XXI в.
Правильный ответ: 4

2. Теория и технология контекстного обучения разработаны в …
1) первой половине XIX в.
2) второй половине XIX в.
3) первой половине XX в.
4) второй половине XX в.
5) начале XXI в.
Правильный ответ: 4

3. Теория и технология модульного обучения разработаны в …
1) первой половине XIX в.
2) второй половине XIX в.
3) первой половине XX в.
4) второй половине XX в.
5) начале XXI в.
Правильный ответ: 4

4. Теория и технология активного обучения разработаны в …
1) первой половине XIX в.
2) второй половине XIX в.
3) первой половине XX в.
4) второй половине XX в.
5) начале XXI в.
Правильный ответ: 4

5. Теория и технология адаптивного обучения заложены в …
1) первой половине XIX в.
2) второй половине XIX в.
3) первой половине XX в.
4) второй половине XX в.
5) начале XXI в.
Правильный ответ: 4

6. Впервые пришла идея «технологизации» обучения ...
1) Я. Коменский
2) К. Ушинский
3) А. Макаренко
4) И. Песталоцци
Правильный ответ: 1

7. Педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства для работы обучающихся с информацией, - это ...
1) деловая игра
2) информационная технология
3) информационный процесс
4) ролевая игра
5) информационная технология обучения
Правильный ответ: 5

8. Инструментарий конкретной области деятельности человека, набор процессов, методов и принципов, необходимый для создания конечного продукта, будь то изделие, программа или другое социальное благо — это ...
1) современные образовательные технологии
2) технология
3) методика
Правильный ответ: 2

9. В комплекс образовательных информационных технологий входит:
1) принцип учёта родного языка
2) принцип научности
3) принцип наглядности
4) принцип доступности
5) телекоммуникационные технологии
Правильный ответ: 5

10. Геймификация — это:
1) технологий личностно-ориентированного обучения, которая основана на принципах взаимозависимости членов группы
2) применение подходов, использующихся в компьютерных играх для повышения вовлеченности игроков, в неигровых процессах: награды, бейджи, уровни мастерства, создание единой истории
3) построение процесса обучения наподобие процесса научного исследования, осуществление основных этапов исследовательского процесса
Правильный ответ: 2

11. На основе активизации и интенсификации деятельности можно выделить следующие технологии:
1) принцип доступности
2) принцип наглядности
3) принцип научности
4) принцип учёта родного языка
5) компьютерные технологии
Правильный ответ: 5

12. Технология «Перевернутый класс» подразумевает ...
1) перенесение репродуктивной учебной деятельности на домашнее изучение
2) учитель меняется ролями с учениками
3) проведение занятий вне класса (смена обстановки)
4) учитель предоставляет материал для самостоятельного изучения дома, а на очном занятии проходит практическое закрепление материала
Правильный ответ: 4

11. Термин «технология» означает ...
1) «технология» - игра
2) «техне» - искусство, «логос» - учение
3) «техникос» - высокая техника
4) «технос» - прогресс
5) «технология» - образование
Правильный ответ: 2

12. Современные образовательные технологии — это:
1) набор конкретных приемов, использующихся для реализации поставленных задач в сфере образования, науки, психологии
2)обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации
применения и определения всего учебного процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических, человеческих ресурсов и их взаимодействия
Правильный ответ: 2

13. Умение прогнозировать ситуацию, наблюдать, обобщать, сравнивать, выдвигать гипотезы и устанавливать связи, рассуждать по аналогии и выявлять причины, а также предполагает рациональный и творческий подход к рассмотрению любых вопросов - основная черта ...
1) технологии критического мышления
2) информационно-коммуникативных технологий
3) технологии модульного обучения
Правильный ответ: 1

15. Кейс-метод при обучении языкам зародился ...
1) в США
2) в России
3) в Японии
4) в Италии
5) в Германии
Правильный ответ: 1

16. Организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную 1) самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, это ...
2) кейс-метод
3) исследовательский метод
4) проблемное обучение
Правильный ответ: 4

17. Фиксировать оценки и индивидуальные достижения школьника, накопленные в определенный период его обучения, способна ...
1) кейс метод
2) технология «портфолио»
3) разноуровневая технология
Правильный ответ: 2

18. Педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала — это ...
1) смешанное обучение
2) разноуровневое обучение
3) проектное обучение
Правильный ответ: 2

19. Аббревиатура «ИКТ» означает ...
1) информационно-когнитивные технологии
2) информационно-коммуникативные технологии
3) интернациональное коммунистическое течение
Правильный ответ: 2

ПРИМЕРЫ ОТКРЫТЫХ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

1. Целостный научно обоснованный проект определенной педагогической системы от ее теоретического замысла до реализации в образовательной практике, отражающий процессуальную сторону обучения и воспитания и охватывающий их цели, содержание, формы, методы, средства, результаты и условия организации - это ...
Правильный ответ: технология обучения

2. Технология обучения, при которой с помощью всей системы форм, методов и средств моделируется предметное и социальное содержание реальной жизнедеятельности личности, а усвоение ею абстрактных знаний как знаковых систем осуществляется в контексте этой деятельности, называется ...
Правильный ответ: технология контекстного обучения

2. Состояние мыслительного взаимодействия субъекта с объектом, характеризующееся потребностью и усилиями субъекта обнаружить, открыть и усвоить новое, неизвестное еще ему знание, содержащееся в учебном предмете и необходимое для решения учебной проблемы - это ...
Правильный ответ: проблемная ситуация

3. Технология обучения, сущность которой состоит в том, что в процессе решения учащимися специально разработанной системы проблем и проблемных задач происходит овладение опытом творческой деятельности, творческое усвоение знаний и способов деятельности, формирование граждански активной, творчески относящейся к своей деятельности сознательной личности, называется ...
Правильный ответ: технология проблемного обучения

4. форма проявления логико-психологического противоречия процесса усвоения, определяющее направление умственного поиска, пробуждающее интерес к исследованию сущности и ведущее к усвоению нового понятия или нового способа действия - это ...
Правильный ответ: учебная проблема

5. Система внутренних и внешних условий поведения и деятельности человека, которая влияет на восприятие, понимание и преобразование субъектом конкретной ситуации - это ...
Правильный ответ: контекст

6. Целевой функциональный узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в систему высокого уровня целостности - это ...
Правильный ответ: учебный модуль

7. Тип обучения, при котором студент самостоятельно или с дозированной помощью достигает конкретных целей обучения в процессе работы с модулем - это ...
Правильный ответ: модульное учение

8. Диагностическое целеобразование, результативность (эффективность, экономичность (оптимальность, проектируемость (алгоритмичность, целостность (системность), научность (концептуальность), новизна (современность), гибкость (интегративность), управляемость (корректируемость), интенсивность, воспроизводимость - это ... педагогической технологии
Правильный ответ: признаки

9. Благодаря педагогическим технологиям преподаватель достигает необходимого уровня педагогической ...
Правильный ответ: культуры (компетентности)

10. Высказывание «обучение должно быть техническим, чтобы все, чему учат, не могло не иметь успеха»; «учебный процесс – дидактическая машина» принадлежит родоначальнику педагогической технологии ...
Правильный ответ: Коменскому

ПК-4. Способен проектировать и осуществлять внеучебную деятельность с учетом инновационных образовательных технологий и методик обучения и воспитания

ПРИМЕРЫ ЗАКРЫТЫХ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

1. Педагогика – это наука о ...
1) воспитании ребенка в условиях образовательных учреждениях
2) образовании и воспитании человека, преимущественно в детстве и юности
3) свободном формировании личности человека с рождения до старости
4) о воздействии социальной среды на формирование личности человека

2.Автор теории элементарного образования - ...
1) И.Ф. Гербарт
2) И.Г. Песталоцци
3) А. Дистервег
4) Я.А. Коменский

3. Принципы обучения впервые сформулировал ...
1) И.Г. Песталоцци
2) Монтень М.
3) Я.А. Коменский
4) А.В. Дистервег

4. Воспитание как особый вид человеческой деятельности, направленный на передачу накопленного опыта, появилось в ...
1) современном обществе
2) античном обществе
3) древнем мире
4) первобытном обществе;

5. Цель воспитания в Древней Греции - ...
1) гармоническое развитие индивидуальности
2) умственное воспитание
3) физическое воспитание
4) совершенствование нравственности

6. Автор педагогической системы, основанной на принципе «естественного воспитания» - ...
1) Дж.Локк
2) Я.А. Коменский
3) Ж.-Ж.Руссо
4) Ф.Фребель

7. Школы, созданные орденом иезуитов и преследовавшие задачи воспитания юношества в духе преданности католицизму - это ...
1) латинские школы
2) иезуитские школы
3) греко-латинские
4) монастырские школы

8. Требует реализации принципа единства теории, эксперимента и практики ...
1) акмеологический подход
2) культурологический подход
3) личностно-деятельностный подход 
4) системный подход

9. Я.А. Коменский впервые в истории образования предложил и стройную систему школ, аргументируя ее разработанной им же самим возрастной периодизацией развития человека от рождения до зрелости псиал в книге ...
1) «Великая дидактика»
2) «Материнская школа»
3) «Мир чувственных вещей в картинках»
4) «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих»

Ключ:
1. 3
2. 2
3. 2
4. 4
5. 1
6. 3
7. 2
8. 4
9. 1

10. Внеурочная деятельность в учебный план
1) включается
2) не включается
Правильный ответ: 2

11. Кружок - это ...
1) метод обучения
2) средство обучения
3) содержание образования
4) форма внеурочной деятельности
Правильный ответ: 4

12. Ребенок может отказаться от внеурочной деятельности
1) да
2) нет
Правильный ответ: 2

13. Согласно СанПин максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности (в академических часах) в 1-11 классах независимо от продолжительности учебной недели должен быть
1) не более 10
2) 30
3) 50
Правильный ответ: 1

14. Оценки за внеурочную деятельность
1) запрещены
2) не запрещены
Правильный ответ: 2

15. Внеурочную деятельность организуют ...
1) педагоги
2) родители
3) дети
Правильный ответ: 1

16. Разработка и утверждение образовательных программ внеурочной деятельности относится к компетенции ...
1) образовательного учреждения
2) родителей
3) законных представителей детей
Правильный ответ: 1

17. Внеурочная деятельность может быть реализована на каникулах
1) да
2) нет
Правильный ответ: 1

Критерии оценивания:
Правильный ответ - 1 балл
Неправильный ответ - 0 баллов
Оценивание теста:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 60% заданий.

ПРИМЕРЫ ОТКРЫТЫХ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

1. Педагогический прием, который использовали ранние иезуиты, получил название "__________" метода
Правильный ответ: парижского

2. Поликультурное образование представляют собой организацию учебной _________ учащихся, направленную на повышение уровня обучения лиц, представляющих этнические меньшинства и иммигрантов
Правильный ответ: деятельности

3. Немецкий педагог Вильгельм Дильтей в работе «основы гуманитарных наук» особо подчеркивал ____________ природу процесса воспитания.
Правильный ответ: социальную

4. Сторонник воспитания посредством искусства Э. Зальвюрк видел главную педагогическую задачу в реализации творческих сил детей, в частности, в области искусства, которая рассматривалась как важное условие ______________ формирования.
Правильный ответ: нравственного

5. Видный представитель экспериментальной педагогики, германский ученый Вильгельм Август Лай выдвинул идею создания школы действия, опираясь на тезис о _____________ восприятия, его умственной переработки и внешнего выражения, что должно составлять основные элементы обучения.
Правильный ответ: единстве

6. На протяжении всего периода средневековья единственными, а затем преобладающими учебно-воспитательными учреждениями Европы являлись _______________школы.
Правильный ответ: церковные

7. Экспериментальное учебно-воспитательное учреждение, деятельность которого основана на ведущей психолого-педагогической концепции, разработанной автором или авторским коллективом – это _____________школа.
Правильный ответ: авторская

8. Система методов и приемов воспитания и обучения, основанная на антропософской концепции развития человека – это ________________педагогика.
Правильный ответ: Вальдорфская

9. Совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий и кторая протекает вне уроков называется ...
Правильный ответ: внеурочная деятельность

10. Игровая деятельность, познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная деятельность, художественное творчество, социальное творчество, трудовая деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность - это ...
Правильный ответ: виды внеурочной деятельности

11. Экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики - это ...
Правильный ответ: формы внеурочной деятельности

12. Внеурочная деятельность организуется по ... развития личности
Правильный ответ: направлениям

13. Внеурочная деятельность организуется на ... основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений
Правильный ответ: добровольной

14. Спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное развитие - это ... внеурочной деятельности
Правильный ответ: направления

15. Образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы - это ...
Правильный ответ: внеурочная деятельность

Критерии оценивания:
Правильный ответ - 1 балл
Неправильный ответ - 0 баллов
Оценивание теста:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 60% заданий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета. Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически. Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Набок И.Л. Педагогика межнационального общения : учеб. пособие для вузов М. : Академия, 2010
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 ред. В. А. Сластенин Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для вузов М. : Академия, , 2007
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 46192494 от 26.11.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru;
XnView, http://xnviewload.ru/;
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt;
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf;
DjVu reader, http://djvureader.org/;
Putty, https://putty.org.ru/licence.html;
VLC, http://www.videolan.org/legal.html;
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html;
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.htmlMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
312Л центр (класс) деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95; учебно-наглядные пособия; переносной ноутбук из № 106Л
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций:
1) с целью снятия возможных затруднений;
2) с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не ис-ключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники. Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
В случае пропусков студентом лекционных или практических занятий ему необходимо восстановить учебный материал самостоятельно с использованием учебно-методических пособий по курсу и пройти собеседование по пропущенным темам для контроля усвоения материала.
Для получения итоговой аттестации автоматически студент не должен иметь пропусков занятий без уважительных причин, успешно и в установленный срок проходить текущий контроль, выполнить контрольную работу, иметь семестровый рейтинг более 60 баллов.