МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология религии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.03.01. Социология
ПрофильСоциология цифрового общества
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_01_Социология_СЦО-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 84
индивидуальные консультации 4
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 84 84 84 84
Консультации 4 4 4 4
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Стерлядева Н.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Нагайцев В.В.

Рабочая программа дисциплины
Социология религии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.01 Социология (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 75)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.с.н., доцент Нагайцев В.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой к.с.н., доцент Нагайцев В.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.ознакомление студентов с социологией религии как научной дисциплиной, ее основными понятиями и методологическими принципами, классическими и современными теориями религии, методами и важнейшими результатами ее эмпирического исследования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-5Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.1 Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира
УК-5.2 Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно-исторической обусловленности
УК-5.3 Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества
УК-5.4 Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает основные подходы к изучению
культурных явлений; многообразие культур
и цивилизаций в их взаимодействии во
временной ретроспективе, формы
межкультурного взаимодействия;
особенности и этапы развития духовной и
материальной культуры народов мира.
3.2.Уметь:
3.2.1.Применяет знания особенностей
межкультурного взаимодействия в
практической деятельности; критически
осмысливает и формирует собственную
позицию по отношению к явлениям
современной жизни с учетом их культурноисторической обусловленности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет нормами взаимодействия и
толерантного поведения в условиях
культурного, религиозного, этнического,
социального многообразия современного
общества.
Владеет приемами презентации
результатов собственных теоретических
изысканий в области межкультурного
взаимодействия.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Социология религии как научная дисциплина: объект, предмет и метод социологии религии Лекции 5 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Социология религии как научная дисциплина: объект, предмет и метод социологии религии Сам. работа 5 12 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Социология религии как научная дисциплина: объект, предмет и метод социологии религии Практические 5 1 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Определение религии, как общественного явления. Система теоретических и операциональных понятий Сам. работа 5 14 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.5. Социальные закономерности происхождения, развития и функционирования религии; религия как элемент социальной системы Практические 5 1 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.6. Социальные закономерности происхождения, развития и функционирования религии; религия как элемент социальной системы Сам. работа 5 8 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.7. Религия как феномен культуры. Сущность, структура, организация, функции религии в обществе Сам. работа 5 6 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.8. Религия и социальная стратификация Практические 5 1 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.9. Религия и социальная стратификация Сам. работа 5 6 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.10. Взаимодействие религии с экономической сферой общества Лекции 5 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.11. Взаимодействие религии с экономической сферой общества Практические 5 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.12. Взаимодействие религии с экономической сферой общества Сам. работа 5 6 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.13. Религия и политика. Формы свободомыслия в историческом процессе Сам. работа 5 8 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.14. Религия и социальные конфликты Лекции 5 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.15. Религия и социальные конфликты Практические 5 1 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.16. Религия и социальные конфликты Сам. работа 5 6 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.17. Религия и межличностные отношения Сам. работа 5 6 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.18. Религия и духовная сфера общества Сам. работа 5 6 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.19. Религия в современном российском обществе. Социологические исследования различных проблем религии Практические 5 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.20. Религия в современном российском обществе. Социологические исследования различных проблем религии Сам. работа 5 6 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.21. Консультации 5 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
УК – 5. Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Тестовые задания (выбор одного или нескольких ответа)

1. Термин «мультикультурализм» возник:
А) в Канаде;
В) В США;
С) во Франции;
D) В Германии.
2. Кто из ученых предположил, что разные культуры могут взаимодействовать только при условии существования определенного единства?
А) М. М. Бахтин;
В) В. С. Библер;
С) В. А. Лекторский;
D) Г. Беккер.

3. Типология межкультурных взаимодействий Ф.К. Бока НЕ включает:
А) ассимиляция;
В) колонизация;
С) игнорирование;
D) геттоизация.

4. К формам межкультурного взаимодействия НЕ относится:
А) обмен технологиями;
В) межгосударственные отношения;
С) развитие туризма;
D) борьба с терроризмом.

5. Кто из ученых предположил, что религиозная, культурная, политическая, экономическая стороны культурной жизни человека формируют характер того или иного культурно-исторического типа?
А) П. Сорокин;
В) Н.Я. Данилевский;
С) М. Вебер;
D) П.А. Флоренский.

6. Кто из исследователей называл главной целью культуры восстановление связи человека с Богом, то есть религии?
А) П. Тиллих;
В) О. Шпенглер;
С) М. Вебер;
D) П. Сорокин.

7. Какой подход позволяет рассматривать религию как сохраняющийся в той или иной форме специфически человеческий феномен?
А) О. Конта;
В) М. Вебера;
С) Т. Парсонса;
D) Э. Дюркгейма.

8. Кто из исследователей считает, что религия составляет сущность любой культуры, в то время как смысл цивилизации заключается в её иррелигиозности?
А) Т. Дил;
В) О. Шпенглер;
С) П. Тиллих;
D) Т. Парсонс.

9. Какое название носит политико-философское основание православного культурного мира, в котором явно довлеет приоритет общего над индивидуальным?
А) рационализм;
В) иррационализм;
С) реализм;
D) прагматизм.

10.) По Конту, период первой теологической стадии развития человеческого разума, когда жизнь приписывалась внешним предметам, и люди в них видели богов, называется:
А) фетишизм;
В) политеизм;
С) тотемизм;

11. Религия, согласно Э. Дюркгейму, выполняет интегрирующую функцию благодаря способности людей:
А) разделять мир на чувственный и сверхчувственный;
В) к обожествлению (сакрализации) обычных вещей;
С) ощущать страх перед силами природы.

12. Кто из исследователей считал, что смена периодов религиозных движений и застоев связана с изменением всего социального уклада жизни населения, меняющего его нравы, аппетиты, стремления и чувства?
А) П. Сорокин;
В) П. Тиллих;
С) Р. Белла;
D) О. Шпенглер.

13. Принципиальный момент христианской концепции понимания места личности в обществе, выраженный в заботе граждан о других людях, обществе и государстве:
А) правопорядок;
В) соборность;
С) милосердие;
D) солидарность.

14.: С точки зрения К. Маркса, религия как разновидность отчужденного сознания, или «опиум народа», — это питательная среда для социального(ой):
А) отчуждения;
В) конформизма;
С) инертности;
D) нигилизма.

15. Материальная и духовная культура (уберите лишнее):
А) взаимообусловлены;
В) взаимодополняемы;
С) взаимоисключаемы;
D) взаимопроникаемы.

Правильные ответы:
1-А
2-С
3-С
4-D
5-В
6-А
7-D
8-В
9-С
10-А
11-В
12-А
13- D
14- В
15-С

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 60% заданий.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)

1. Назовите основные виды аккультурации
Ответ: восприятие, адаптация, реакция.

2. _________________подход к изучению явлений культуры включает в себя быт, религии, традиции, взгляды и т.д.
Ответ: социологический.

3. ____________________подход пробует найти объективное, онтологическое объяснение процессам социального развития в контексте существования культур, неравномерности их развития, их связанности с глобализацией и национальной

4. Содержание межкультурной коммуникации включает обмен ____________
Ответ: мыслями, идеями, представлениями, информацией

5. Понятие «мультикультурализм» можно использовать:
Ответ: как «многокультурность» и как идеология и политика.

6. Когда возник термин «мультикультурализм»?
Ответ: В Канаде в 60-е годы ХХ века.

7. По результату влияния одной культуры на другую взаимодействие между двумя культурами осуществляется по следующим сценариям:
Ответ: взаимное способствование развитию; ассимиляция (поглощение) одной культуры другой; обе взаимодействующие культуры подавляют друг друга.

8. Инкорпорация как вариант интеграции – это____________
Ответ: включение одной культурной системы в другую в качестве «субкультуры».

9. Основными факторами, определяющими ситуацию светско-религиозного взаимодействия культур, являются:
Ответ: теснота контакта; субъективная установка контрагентов на взаимодействие; интенсивность и экстенсивность коммуникации.

10. Конвергенция как вариант интеграции – это____________
Ответ: постепенное слияние культурных систем в качественно новое целое.

11. Кто определил межкультурную коммуникацию как совокупность разнообразных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам?
Ответ: А. П. Садохин.

12. Религия представляет собой форму ______________, культура является развитием религии.
Ответ: культуры

13. Общей составляющей для религии и культуры является стремление к идеалу и _________
Ответ: совершенствование человеческой натуры

14. На религиозный ренессанс в эпоху глобализации как развитие многообразия культур указывает ___________
Ответ: А. Тоффлер.

15. В каких функциях отражается общность религии и культуры?
Ответ: продуцирование и накопление духовных ценностей; регулятивная; оценочная; коммуникативная..

16. Социология религии – это
Ответ: отрасль социологии, изучающая взаимоотношения между религией и обществом.

17. Предметом социологии религии являются______________.______________
Ответ: разнообразные отношения и взаимодействия между людьми вокруг какого-то отношения к сверхъестественному, образование и функционирование религиозных групп и организаций; отношения между религиозными группами.

18. Назовите основные социальные функции религии
Ответ: мировоззренческая, компенсаторная, регулятивная, коммуникативная, ,культуротранслирующая.

19. Перечислите элементы материальной культуры:
Ответ: собственно предметный мир, созданный человеком; технологии; техническая культура

20. К идеальным формам существования духовной культуры относят:
Ответ: научные знания; язык; нормы морали

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости по всему изученному курсу). Тест размещен в разделе «Текущая и промежуточная аттестация» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» на странице курса https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1761 Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «удовлетворительно» – верно выполнено 55-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 54% и менее 54% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сторчак, В. М. Социология религии: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/85CD0291-FEB7-411A-9BAC-AAD33B9DC129
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сторчак В.М., Элбакян Е.С. СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ : Учебник для академического бакалавриата М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 М. М. Шахнович [и др.] Религиоведение: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт// ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/637DF478-1CC9-4AE7-BD77-062952DFEF31
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в moodle "Социология религии" portal.edu.asu.ru
Э2 ЭБС "Юрайт" biblio-online.ru
Э3 ЭБС "Университетская библиотека online" biblioclub.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.