Закреплена за кафедрой | Кафедра социологии и конфликтологии |
---|---|
Направление подготовки | 39.03.01. Социология |
Профиль | Социология цифрового общества |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z39_03_01_Социология_СЦО-2021 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 5 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 8 | 8 | 8 | 8 |
Сам. работа | 84 | 84 | 84 | 84 |
Консультации | 4 | 4 | 4 | 4 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии
Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой к.с.н., доцент Нагайцев В.В.
1.1. | ознакомление студентов с социологией религии как научной дисциплиной, ее основными понятиями и методологическими принципами, классическими и современными теориями религии, методами и важнейшими результатами ее эмпирического исследования. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
УК-5 | Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах |
УК-5.1 | Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира |
УК-5.2 | Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно-исторической обусловленности |
УК-5.3 | Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества |
УК-5.4 | Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурноисторической обусловленности. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества. Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. | ||||||
1.1. | Социология религии как научная дисциплина: объект, предмет и метод социологии религии | Лекции | 5 | 4 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.2. | Социология религии как научная дисциплина: объект, предмет и метод социологии религии | Сам. работа | 5 | 12 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.3. | Социология религии как научная дисциплина: объект, предмет и метод социологии религии | Практические | 5 | 1 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.4. | Определение религии, как общественного явления. Система теоретических и операциональных понятий | Сам. работа | 5 | 14 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.5. | Социальные закономерности происхождения, развития и функционирования религии; религия как элемент социальной системы | Практические | 5 | 1 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.6. | Социальные закономерности происхождения, развития и функционирования религии; религия как элемент социальной системы | Сам. работа | 5 | 8 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.7. | Религия как феномен культуры. Сущность, структура, организация, функции религии в обществе | Сам. работа | 5 | 6 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.8. | Религия и социальная стратификация | Практические | 5 | 1 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.9. | Религия и социальная стратификация | Сам. работа | 5 | 6 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.10. | Взаимодействие религии с экономической сферой общества | Лекции | 5 | 2 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.11. | Взаимодействие религии с экономической сферой общества | Практические | 5 | 2 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.12. | Взаимодействие религии с экономической сферой общества | Сам. работа | 5 | 6 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.13. | Религия и политика. Формы свободомыслия в историческом процессе | Сам. работа | 5 | 8 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.14. | Религия и социальные конфликты | Лекции | 5 | 2 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.15. | Религия и социальные конфликты | Практические | 5 | 1 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.16. | Религия и социальные конфликты | Сам. работа | 5 | 6 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.17. | Религия и межличностные отношения | Сам. работа | 5 | 6 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.18. | Религия и духовная сфера общества | Сам. работа | 5 | 6 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.19. | Религия в современном российском обществе. Социологические исследования различных проблем религии | Практические | 5 | 2 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.20. | Религия в современном российском обществе. Социологические исследования различных проблем религии | Сам. работа | 5 | 6 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.21. | Консультации | 5 | 4 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
УК – 5. Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины Тестовые задания (выбор одного или нескольких ответа) 1. Термин «мультикультурализм» возник: А) в Канаде; В) В США; С) во Франции; D) В Германии. 2. Кто из ученых предположил, что разные культуры могут взаимодействовать только при условии существования определенного единства? А) М. М. Бахтин; В) В. С. Библер; С) В. А. Лекторский; D) Г. Беккер. 3. Типология межкультурных взаимодействий Ф.К. Бока НЕ включает: А) ассимиляция; В) колонизация; С) игнорирование; D) геттоизация. 4. К формам межкультурного взаимодействия НЕ относится: А) обмен технологиями; В) межгосударственные отношения; С) развитие туризма; D) борьба с терроризмом. 5. Кто из ученых предположил, что религиозная, культурная, политическая, экономическая стороны культурной жизни человека формируют характер того или иного культурно-исторического типа? А) П. Сорокин; В) Н.Я. Данилевский; С) М. Вебер; D) П.А. Флоренский. 6. Кто из исследователей называл главной целью культуры восстановление связи человека с Богом, то есть религии? А) П. Тиллих; В) О. Шпенглер; С) М. Вебер; D) П. Сорокин. 7. Какой подход позволяет рассматривать религию как сохраняющийся в той или иной форме специфически человеческий феномен? А) О. Конта; В) М. Вебера; С) Т. Парсонса; D) Э. Дюркгейма. 8. Кто из исследователей считает, что религия составляет сущность любой культуры, в то время как смысл цивилизации заключается в её иррелигиозности? А) Т. Дил; В) О. Шпенглер; С) П. Тиллих; D) Т. Парсонс. 9. Какое название носит политико-философское основание православного культурного мира, в котором явно довлеет приоритет общего над индивидуальным? А) рационализм; В) иррационализм; С) реализм; D) прагматизм. 10.) По Конту, период первой теологической стадии развития человеческого разума, когда жизнь приписывалась внешним предметам, и люди в них видели богов, называется: А) фетишизм; В) политеизм; С) тотемизм; 11. Религия, согласно Э. Дюркгейму, выполняет интегрирующую функцию благодаря способности людей: А) разделять мир на чувственный и сверхчувственный; В) к обожествлению (сакрализации) обычных вещей; С) ощущать страх перед силами природы. 12. Кто из исследователей считал, что смена периодов религиозных движений и застоев связана с изменением всего социального уклада жизни населения, меняющего его нравы, аппетиты, стремления и чувства? А) П. Сорокин; В) П. Тиллих; С) Р. Белла; D) О. Шпенглер. 13. Принципиальный момент христианской концепции понимания места личности в обществе, выраженный в заботе граждан о других людях, обществе и государстве: А) правопорядок; В) соборность; С) милосердие; D) солидарность. 14.: С точки зрения К. Маркса, религия как разновидность отчужденного сознания, или «опиум народа», — это питательная среда для социального(ой): А) отчуждения; В) конформизма; С) инертности; D) нигилизма. 15. Материальная и духовная культура (уберите лишнее): А) взаимообусловлены; В) взаимодополняемы; С) взаимоисключаемы; D) взаимопроникаемы. Правильные ответы: 1-А 2-С 3-С 4-D 5-В 6-А 7-D 8-В 9-С 10-А 11-В 12-А 13- D 14- В 15-С Критерии оценивания: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ: «зачтено» – верно выполнено более 60% заданий. «не зачтено» – верно выполнено менее 60% заданий. Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом) 1. Назовите основные виды аккультурации Ответ: восприятие, адаптация, реакция. 2. _________________подход к изучению явлений культуры включает в себя быт, религии, традиции, взгляды и т.д. Ответ: социологический. 3. ____________________подход пробует найти объективное, онтологическое объяснение процессам социального развития в контексте существования культур, неравномерности их развития, их связанности с глобализацией и национальной 4. Содержание межкультурной коммуникации включает обмен ____________ Ответ: мыслями, идеями, представлениями, информацией 5. Понятие «мультикультурализм» можно использовать: Ответ: как «многокультурность» и как идеология и политика. 6. Когда возник термин «мультикультурализм»? Ответ: В Канаде в 60-е годы ХХ века. 7. По результату влияния одной культуры на другую взаимодействие между двумя культурами осуществляется по следующим сценариям: Ответ: взаимное способствование развитию; ассимиляция (поглощение) одной культуры другой; обе взаимодействующие культуры подавляют друг друга. 8. Инкорпорация как вариант интеграции – это____________ Ответ: включение одной культурной системы в другую в качестве «субкультуры». 9. Основными факторами, определяющими ситуацию светско-религиозного взаимодействия культур, являются: Ответ: теснота контакта; субъективная установка контрагентов на взаимодействие; интенсивность и экстенсивность коммуникации. 10. Конвергенция как вариант интеграции – это____________ Ответ: постепенное слияние культурных систем в качественно новое целое. 11. Кто определил межкультурную коммуникацию как совокупность разнообразных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам? Ответ: А. П. Садохин. 12. Религия представляет собой форму ______________, культура является развитием религии. Ответ: культуры 13. Общей составляющей для религии и культуры является стремление к идеалу и _________ Ответ: совершенствование человеческой натуры 14. На религиозный ренессанс в эпоху глобализации как развитие многообразия культур указывает ___________ Ответ: А. Тоффлер. 15. В каких функциях отражается общность религии и культуры? Ответ: продуцирование и накопление духовных ценностей; регулятивная; оценочная; коммуникативная.. 16. Социология религии – это Ответ: отрасль социологии, изучающая взаимоотношения между религией и обществом. 17. Предметом социологии религии являются______________.______________ Ответ: разнообразные отношения и взаимодействия между людьми вокруг какого-то отношения к сверхъестественному, образование и функционирование религиозных групп и организаций; отношения между религиозными группами. 18. Назовите основные социальные функции религии Ответ: мировоззренческая, компенсаторная, регулятивная, коммуникативная, ,культуротранслирующая. 19. Перечислите элементы материальной культуры: Ответ: собственно предметный мир, созданный человеком; технологии; техническая культура 20. К идеальным формам существования духовной культуры относят: Ответ: научные знания; язык; нормы морали Критерии оценки открытых вопросов. Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости по всему изученному курсу). Тест размещен в разделе «Текущая и промежуточная аттестация» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» на странице курса https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1761 Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: Для зачета: «удовлетворительно» – верно выполнено 55-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 54% и менее 54% заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Сторчак, В. М. | Социология религии: учебник для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/85CD0291-FEB7-411A-9BAC-AAD33B9DC129 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Сторчак В.М., Элбакян Е.С. | СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ : Учебник для академического бакалавриата | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | М. М. Шахнович [и др.] | Религиоведение: учебник для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт// ЭБС Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/637DF478-1CC9-4AE7-BD77-062952DFEF31 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс в moodle "Социология религии" | portal.edu.asu.ru | ||
Э2 | ЭБС "Юрайт" | biblio-online.ru | ||
Э3 | ЭБС "Университетская библиотека online" | biblioclub.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. 2. Лекция. -На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично. - На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. - Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. - В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. - Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. - Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. - Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете). - Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. - На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. - Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. - В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. - Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). - В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. - Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. - Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. - При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. - При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. - Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. - Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. - При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. - Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 5. Итоговый контроль. - В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. - Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом. - Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. |