МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационные аспекты международных отношений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра всеобщей истории и международных отношений
Направление подготовки41.04.05. Международные отношения
ПрофильМеждународное сотрудничество
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_04_05_Международные отношения_МС-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 22
самостоятельная работа 86
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 23
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 86 86 86 86
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Бетмакаев Алексей Михайлович

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Аршинцева Ольга Алексеевна

Рабочая программа дисциплины
Информационные аспекты международных отношений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 41.04.05 Международные отношения (приказ Минобрнауки России от 12.07.2017 г. № 649)

составлена на основании учебного плана:
41.04.05 Международные отношения
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 29.06.2022 г. № 11
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.и.н., доцент Усольцев С.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 29.06.2022 г. № 11
Заведующий кафедрой к.и.н., доцент Усольцев С.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.закрепление навыков самостоятельной исследовательской деятельности магистрантов по обработке информации, связанной с международной проблематикой, а также подготовки информационно–аналитических документов, используемых в дипломатической службе Российской Федерации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен осуществлять поиск и применять перспективные информационно-коммуникационные технологии и программные средства для комплексной постановки и решения задач профессиональной деятельности
ОПК-2.1 Знаком с новейшими достижениями в сфере цифровой революции и перспективными информационнокоммуникационными технологиями (ИКТ). ОПК-2.2. Умеет отбирать из многообразия современных электронных ресурсов соответствующие информационные технологии для постановки исследовательской задачи. ОПК-2.3. Владеет навыками поиска и обработки информации для цифрового сопровождения внешней политики и дипломатии
ОПК-2.2 Умеет отбирать из многообразия современных электронных ресурсов соответствующие информационные технологии для постановки исследовательской задачи
ОПК-2.3 Владеет навыками поиска и обработки информации для цифрового сопровождения внешней политики и дипломатии
ОПК-5Способен выстраивать стратегию по продвижению публикаций по профилю деятельности в средствах массовой информации на основе базовых принципов медиаменеджмента
ОПК-5.1 Знает требования к структуре, содержанию и оформлению научных публикаций
ОПК-5.2 Владеет навыками продвижения научной публикации по теме международных исследований
ОПК-5.3 Умеет представлять итоги научного (международного) мероприятия в СМИ
ОПК-7Способен самостоятельно выстраивать стратегии представления результатов своей профессиональной деятельности, в том числе в публичном формате, на основе подбора соответствующих информационно-коммуникативных технологий и каналов распространения информации
ОПК-7.1 Знает основы стратегического планирования для решения задач представления профессиональных достижений
ОПК-7.2 Владеет навыками подбора информационнокоммуникационных технологий и каналов продвижения международной информации в публичной и профессиональной сферах
ОПК-7.3 Знает специфику представления международной информации в социальных сетях и умеет представлять результаты своей профессиональной деятельности
ПК-2Способен осуществлять экспертно-аналитическую деятельность в сфере международного сотрудничества
ПК-2.1 Знает специфику и формы профессиональной международной экспертизы
ПК-2.2 Владеет навыками экспертно-аналитической деятельности в международной сфере, включая методику прогнозирования развития международных ситуаций
ПК-2.3 Умеет выявлять интересы заказчика и формировать экспертную оценку в соответствии с ними
УК-4Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия
УК-4.1 Определяет особенности академического и профессионального делового общения, учитывает их в профессиональной деятельности
УК-4.2 Эффективно применяет вербальные и невербальные средства взаимодействия в профессиональной деятельности
УК-4.3 Применяет современные коммуникативные технологии при поиске и использовании необходимой информации для академического и профессионального общения
УК-4.4 Представляет результаты профессиональной деятельности на различных публичных мероприятиях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- нормативные правовые документы в своей деятельности;
- основы прикладного анализа международных ситуаций.
3.2.Уметь:
3.2.1.-использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;
-анализировать социально-значимые проблемы и процессы;
-составлять дипломатические документы;
-профессионально грамотно анализировать и пояснять позиции РФ по основным международным проблемам
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками понимания сущности и значения информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты гос-ударственной тайны;
-основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Информация в международных отношениях
1.1. Роль информации в международных отношениях Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 2. Публичная и непубличная информация в международных отношениях
2.1. Классификация источников информации и характеристика их отдельных групп Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.2. Мировые информационные ресурсы Практические 2 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.3. Чтение текста (учебников и дополнительной литературы), конспектирование текста и выписки из него; работа с конспектом лекций, ответы на контрольные вопросы Сам. работа 2 12 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 3. Информационное сотрудничество и противоборство в международных отношениях
3.1. Цифровая дипломатия Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.2. Цифровая дипломатия Практические 2 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.3. Информационный фактор в гибридных войнах Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.4. Информационный фактор в гибридных войнах Практические 2 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.5. Чтение текста (учебников и дополнительной литературы), конспектирование текста и выписки из него; работа с конспектом лекций, ответы на контрольные вопросы Сам. работа 2 12 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 4. Информационный аспект «мягкой силы» в международных отношениях
4.1. Информационный аспект «мягкой силы» Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
4.2. Международные индексы и рейтинги Практические 2 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
4.3. Чтение текста (учебников и дополнительной литературы), конспектирование текста и выписки из него; работа с конспектом лекций, ответы на контрольные вопросы Сам. работа 2 12 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 5. Медиа и социальные сети в международных отношениях
5.1. Медиа и социальные сети в международных отношениях Лекции 2 4 Л2.1, Л1.1, Л3.1
5.2. Международная информация в эпоху «постправды» Сам. работа 2 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
5.3. Чтение текста (учебников и дополнительной литературы), конспектирование текста и выписки из него; работа с конспектом лекций, ответы на контрольные вопросы Сам. работа 2 12 Л2.1, Л1.1, Л3.1
5.4. Подготовка к зачету Сам. работа 2 36 Л2.1, Л1.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Информационная политика как внешнеполитический инструмент
2. Публичная дипломатия
3. Политика памяти и международные отношения

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 АлтГУ Информационно-аналитическая деятельность в международной сфере [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 П. А. Цыганков Международные отношения и мировая политика : учебник для бакалавриата и магистратуры Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/469276FF-43E3-49AB-BCEF-EAF38DFCB929.
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Соков И. А. Программа учебной дисциплины 'Основы информационно-аналитической работы': Учебная литература для ВУЗов Директ-Медиа, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Министерство иностранных дел Российской Федерации www.mid.ru
Э2 ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ АЛТАЙСКОГО КРАЯ www.altairegion22.ru
Э3 Совет Безопасности Российской Федерации www.scrf.gov.ru
Э4 ИНОСМИ.РУ www.inosmi.ru
Э5 euronews ru.euronews.com
Э6 РИАНОВОСТИ ria.ru
Э7 Российская Газета www.rg.ru
Э8 TASS www.itar-tass.com
Э9 ВЕСТИ.РУ www.vesti.ru
Э10 РАДИОРОССИИ www.radiorus.ru
Э11 Russia Today rt.com
Э12 АСЕАН www.asean.org.id
Э13 Всемирная Организация Здравоохранения www.who.ch
Э14 Всемирная Торговая Организация www.wto.org
Э15 Всемирный Банк www.worldbank.org
Э16 Европейский Парламент www.europarl.eu.int
Э17 Европейский Союз www.europa.eu.int
Э18 Международные организации, входящие в систему ООН www.unsystem.org
Э19 Международный Комитет Красного Креста www.icrc.org
Э20 Международный Торговый Центр (UNCTAD/WTO) www.intracen.org
Э21 Межпарламентская ассамблея государств-участников СНГ (МПА СНГ) www.iacis.ru
Э22 Межпарламентская ассамблея ЕврАзЭС (МПА ЕврАзЭС) www.ipaeurasec.org
Э23 НАТО www.nato.int
Э24 ОБСЕ www.osce.org
Э25 ОДКБ www.dkb.gov.ru
Э26 ОПЕК www.opec.org
Э27 Организация Американских Государств www.oas.org
Э28 Организация Объединенных Наций www.un.org
Э29 Представительства международных организаций в Женеве geneva.intl.ch
Э30 Представительство Европейской Комиссии www.delrus.cec.eu.int
Э31 Программа Развития ООН (UNDP) www.undp.org
Э32 Саммит Совета Европы в Варшаве www.coe.int
Э33 Совет Государств Балтийского моря www.cbss.st
Э34 Совет Европы www.coe.int
Э35 Совет Россия-НАТО (СРН) www.nato-russia-council.info
Э36 Содружество Независимых Государств www.cis.minsk.by
Э37 Управление Верховного комиссара ООН по правам человека www.ohchr.org
Э38 Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС) www.infoshos.ru
Э39 ЮНЕСКО www.unesco.org
Э40 Учебная дисциплина «Информационные аспекты международных отношений» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Acrobat Reader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Целью методических рекомендаций является помощь студенту в оптимальной организации процесса изучения дисциплины, выполнении всех форм самостоятельной работы и достижении высоких результатов текущей и промежуточной аттестации. Для этого необходимо на всех этапах от начала изучения дисциплины до его завершения соблюдать последовательность в постановке и решении ряда логических и содержательных задач в соответствии со спецификой дисциплины и компетенциями, которые должны быть сформированы в итоге ее освоения.
Начать следует с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии).
Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в указанной области. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы (Википедия и др.), что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Она представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины.
Поскольку лекционный раздел курса носит, как правило, авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в соответствии с планом лекции. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (зачету).
В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо обратить внимание на их тематический план и формы проведения: (а) традиционные развернутые ответы на вопросы плана, (б) ответы-сообщения в виде презентаций, (в) дискуссии по теме в формате «круглого стола» и др. Исходя из этого, нужно заранее спланировать свое участие – индивидуальное, в составе малой группы и т.п. При этом следует учитывать специфику каждой из этих форм проведения занятий и внимательно отнестись к пояснениям преподавателя по их поводу.
Основная информация по теме содержится в списке литературы, который обязательно приводится в плане практического (семинарского) занятия и может содержать значительно больше наименований по сравнению с перечнем учебников и пособий ко всему курсу в целом. В процессе освоения фактического материала необходимо критически оценивать его источники, а для этого учиться сравнивать их и на основе критического анализа формировать собственную позицию. Руководствуясь общими рекомендациями преподавателя по работе с научной литературой и источниками, уместно обратиться к нему за индивидуальной консультацией по поводу дополнительных источников информации и формы ее подачи, особенно в случае подготовки презентации по теме. Любое выступление на занятии – развернутый ответ, сообщение, презентация – должны отвечать следующим универсальным требованиям к форме и содержанию:
релевантность (точное соответствие теме);
фокус на наиболее важных моментах;
понимание аудитории;
драйв/энтузиазм докладчика - умение держать внимание аудитории;
доступность, ясность излагаемого материала;
живое изложение, умение заинтересовать;
убедительность выступления;
культура речи, четкость дикции, темп изложения;
логическая завершѐнность выступления;
соблюдение регламента выступления;
текст презентации легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами;
логическая последовательность информации на слайдах;
общее впечатление от просмотра презентации;
знание источников и основной литературы по теме;
уровень владения проблемой (правильность ответа);
уровень аргументации при ответе на вопросы (логичность);
полнота ответа;
владение профессиональным языком.
Значительный объем самостоятельной работы студента приходится на подготовку к промежуточной аттестации – зачету, программа которого представлена в специальном перечне теоретических вопросов и практических заданий. Исходя из этого списка, следует самостоятельно определить степень освоения материала по каждой теме, повторить либо самостоятельно изучить, используя рекомендованную литературу и записи лекций, темы, которые были недостаточно освоены в течение семестра. Универсальным и эффективным методом подготовки является составление краткого плана-конспекта по теме/вопросу – легкого для запоминания и воспроизведения на зачете/экзамене систематизированного варианта ответа.