МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Аграрная история России

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.03.01. История
ПрофильИстория России и всеобщая история
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz46_03_01_История_ИРиВИ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 64
индивидуальные консультации 30
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 64 64 64 64
Консультации 30 30 30 30
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд. ист. наук, Доцент, Пожарская К.А.

Рецензент(ы):
канд. ист. наук, Доцент, Колокольцева Н.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Аграрная история России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 46.03.01 История (приказ Минобрнауки России от 08.10.2020 г. № 1291)

составлена на основании учебного плана:
46.03.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Демчик Евгения Валентиновна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Демчик Евгения Валентиновна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины "Аграрная история России" является формирование целостного представления о специфике формирования сельского населения России, трансформации во времени систем земледелия, землевладения и землепользования, об особенностях и содержании аграрной политики государства в исторической ретроспективе.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен к проведению научно-исследовательской деятельности и грамотному оформлению ее результатов в рамках реконструкции исторического процесса
ПК-1.1 Знает содержание исторических дисциплин, методы и методологию исторических наук, основные этапы научной деятельности
ПК-1.2 Умеет ставить цели и задачи научно-исследовательской работы, определять круг исследовательских методов, необходимых для реализации поставленных исследовательских задач; формулировать ее результаты; работать с историческими источниками, реконструировать прошлое человеческой цивилизации на разных ее этапах
ПК-1.3 Владеет навыками применения знаний содержания исторических дисциплин в научно- исследовательской работе и исследовательских методов, избранных для реализации запланированного исследования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные факты аграрной истории России, процессы и явления в сельском хозяйстве России в исторической ретроспективе.
3.2.Уметь:
3.2.1.Работат с источниками по аграрной и социальной истории России
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками анализа исторической информации

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Сельское население и хозяйство русского государства, IX - сер. XV вв.
1.1. Вотчинное хозяйство и крестьянский двор Сам. работа 4 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
1.2. Сельское население и хозяйство в IX - XV вв. Сам. работа 4 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
Раздел 2. Аграрное развитие Московского государтсва, XV - XVII вв.
2.1. Феодальное землевладение: поместь и вотчина Сам. работа 4 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
2.2. Закрепощение крестьян. Крестьянское налогообложение. Сам. работа 4 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
2.3. Аграрное развитие Московского государтсва, XV - XVII вв. Сам. работа 4 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
Раздел 3. Крестьянство и сельское хозяйство в XVIII в.
3.1. Социально-экономическое положения крестьянства в России в XVIII в. Сам. работа 4 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
3.2. Крестьянство и сельское хозяйство в XVIII в. Сам. работа 4 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
Раздел 4. Крестьянство и сельское хозяйство в XIX - начале XX вв.
4.1. Проекты решения крестьянского вопроса и отмены крепостного права в России XIX столетия Лекции 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
4.2. Столыпинская аграрная реформа в Европейской части страны Практические 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1
4.3. Решение земельного вопроса в программах политических партий и движений в истории России Практические 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
4.4. Крестьянство и сельское хозяйство в XIX - начале XX вв. Сам. работа 4 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1
4.5. Демография крестьянства Сам. работа 4 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
Раздел 5. Аграрная история России в XX столетии
5.1. Аграрные преобразования советской власти, 1917 - 1991 Лекции 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
5.2. Аграрные проекты белых правительств Практические 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
5.3. Аграрные преобразования советской власти. Сельское хозяйство и крестьянство в истории России XX в. Сам. работа 4 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
5.4. Консультация Консультации 4 30 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен к проведению научно-исследовательской деятельности и грамотному оформлению ее результатов в рамках реконструкции исторического процесса
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

ВОПРОС 1. Категория населения по Русской Правде, крестьянин на Руси IX—XIV веков, земледелец. Изначально свободные.
А холопы
Б смерды
В закупы
Г половники
ОТВЕТ: Б

ВОПРОС 2. Категория тяглых людей в России в XV—XVII в., лично свободные
А беломестцы
Б черносошные крестьяне
В бобыли
Г смерды
ОТВЕТ: Б

ВОПРОС 3. Феодально-зависимые крестьяне в России, принадлежавшие лично царю и членам царской фамилии
А частновладельческие крестьяне
Б черносошные крестьяне
В дворцовые крестьяне
Г монастырские крестьяне
ОТВЕТ: В

ВОПРОС 4. Категория экономических крестьян возникла в период царствования...
А Петра I
Б Петра III
В Алексея Михайловича
Г Екатерины II
ОТВЕТ: Г

ВОПРОС 5. Непаханая земля, собирательное название слабоосвоенных, но плодородно-богатых земельных ресурсов
А залог
Б пар
В перелог
Г целина
ОТВЕТ: Г

ВОПРОС 6. Система перераспределения земли в крестьянских общинах...
А круговая порука
Б помочи
В коллективная ответственность
Г передел
ОТВЕТ: Г

ВОПРОС 7. Указ о "вольных хлебопашцах" был подписан в царствование...
А Петра I
Б Николая I
В Александра I
Г Екатерины II
ОТВЕТ: В

ВОПРОС 8. Одна из повинностей зависимых крестьян, заключающаяся в выплатах помещику продуктами или деньгами
А тягло
Б оброк
В барщина
Г месячина
ОТВЕТ: Б

ВОПРОС 9. Освоение целины в СССР производилось в...
А 1944 - 1947 гг.
Б 1954 - 1964 гг.
В 1906 - 1914 гг.
Г 1929 - 1930 гг.
ОТВЕТ: Б

ВОПРОС 10. Указ об обязанных крестьянах был подписан в ...
А 1842 г.
Б 1801 г.
В 1803 г.
Г 1861 г.
ОТВЕТ: А

ВОПРОС 11. Царь Освободитель...
А Петр I
Б Николай I
В Александр I
Г Александр II
ОТВЕТ: Г

ВОПРОС 12. Разновидность земельного владения, предоставлявшегося за воинскую или государственную службу в России в конце XV — начале XVIII вв.
А вотчина
Б усадьба
В поместье
Г пашня
ОТВЕТ: В

ВОПРОС 13. История развития фермерства в России связана с реформами ...
А Витте С.Ю.
Б Канкрина Е.Ф.
В Столыпина П.А.
Г Сперанского М.М.
ОТВЕТ: В

ВОПРОС 14. Заповедные лета запрещали
А крестьянский выход в осенний Юрьев день
Б распашку целины
В сыск беглых крестьян
Г барщину
ОТВЕТ: А

ВОПРОС 15. государственное сельскохозяйственное предприятие в СССР
А колхоз
Б совхоз
В учхоз
Г артель
ОТВЕТ: Б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1. государственные крестьяне в России, обрабатывающие казённые (государственные) пашни в Сибирских землях.
ОТВЕТ: Сибирские пашенные крестьяне

ВОПРОС 2. Законодательный акт, давший начало реализации Столыпинской переселенческой политики на Алтае...
ОТВЕТ: указ 19 сентября 1906 г.

ВОПРОС 3. Сельскохозяйственные угодья, ранее использовавшиеся как пашня, но в дальнейшем неиспользующиеся продолжительный период времени...
ОТВЕТ: залеж

ВОПРОС 4. Кратковременная залежь в степных районах называется...
ОТВЕТ: перелог

ВОПРОС 5. Орудие (изделие) для вспашки плотной почвы, поднятия целины...
ОТВЕТ: плуг

ВОПРОС 6. в России в начале XX века земельный участок, выделенный из общинной земли
ОТВЕТ: отруб

ВОПРОС 7. Тайное общество, образованное в 1879 году после распада народнической организации «Земля и Воля»
ОТВЕТ: "Черный передел"

ВОПРОС 8. Вид аренды земли, при которой арендная плата взимается собственником земли долей полученного с неё урожая
ОТВЕТ: издольщина

ВОПРОС 9. Толчёная в ступе (традиционно) или смолотая на мельнице (в промышленных условиях) мука, изготовленная из предварительно пропаренных, высушенных, слегка обжаренных и очищенных зёрен злаков...
ОТВЕТ: толокно

ВОПРОС 10. Государственная кредитная операция, проведённая правительством Российской империи в связи с отменой крепостного права...
ОТВЕТ: выкупная операция

ВОПРОС 11. Указа, объединившего вотчину и поместье в единое понятие имение...
ОТВЕТ: Указ о единонаследии

ВОПРОС 12. Процесс, когда общая масса крестьян, до этого пребывавшая в относительно равном положении, начинает разбиваться на классы...
ОТВЕТ: разложение крестьянства

ВОПРОС 13. Политика объединения единоличных крестьянских хозяйств в коллективные
ОТВЕТ: коллективизация

ВОПРОС 14. Студенистое самостоятельное второе блюдо, приготавливаемое путём заквашивания смеси воды с крупой или мукой из овса, ржи, пшеницы
ОТВЕТ: кисель

ВОПРОС 15. Какой государственный орган в России осуществлял продразверстку после Февральской революции?
ОТВЕТ: Временное правительство

ВОПРОС 16. мероприятия по централизованной заготовке зерновых, имеющие задачу обеспечить достаточное наличие хлеба
ОТВЕТ: хлебозаготовки

ВОПРОС 17. Укажите дату, когда был введен твёрдофиксированный продовольственный натуральный налог, взимавшийся с крестьянских хозяйств, взамен продразвёрстки...
ОТВЕТ: 21 марта 1921 года

ВОПРОС 18. Мера оценки и форма учёта количества и качества труда в колхозах в период с 1930 по 1966 г
ОТВЕТ: трудодень

ВОПРОС 19. Сельскохозяйственная машина, предназначенная для отделения зерна от мякины
ОТВЕТ: веялка

ВОПРОС 20. Комплекс организационно-хозяйственных и технических мероприятий по улучшению гидрологических, почвенных и агроклиматических условий с целью повышения эффективности использования земельных и водных ресурсов для получения высоких и устойчивых урожаев сельскохозяйственных культур
ОТВЕТ: мелиорация

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
НЕ ПРЕДУСМОТРЕНЫ
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце 1 семестра зачета по всему изученному курсу в данный момент времени.

Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».

Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:

«зачтено» – верно выполнено более 50 % заданий;

«незачтено» – верно выполнено 50 % и менее 50 % заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Разгон В. Н., Храмков А. А., Пожарская К. А. Столыпинские мигранты в Алтайском округе: переселение, землеобеспечение, хозяйственная и социокультурная адаптация: монография Барнаул: [Азбука], 2013
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Журнал крестьяноведение peasantstudies.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Портал "Переселенец и старожил": http://starozhil-novosel.sibistorik.ru/index.php

СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)

Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).

Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс направлен на формирование у студентов целостных представлений об агараном развитии России в исторической ретроспективе. Обучающимся предлагается традиционная форма обучения в виде лекций, практических занятий и самостоятельной работы. На лекционные занятия выделяется 16 часов, практические - 20 часов, самостоятельную работу выделяется 42 часа.
При подготовке к практическим занятиям студент должен придерживаться следующих правил:
внимательно изучить основные вопросы темы практического занятия, определить место темы занятия в общем содержании, ее связь с другими темами; найти и проработать соответствующие разделы в рекомендованной литературе; после ознакомления с теоретическим материалом ответить на вопросы для самопроверки; продумать свое понимание сложившейся ситуации в изучаемой сфере, пути и способы решения проблемных вопросов; продумать развернутые ответы на предложенные вопросы темы, опираясь на лекционные материалы, расширяя и дополняя их данными из источников дополнительной литературы.
Самостоятельная работа студентов заключается в подготовке к практическим занятиям, работе с лекционным материалом, а также изучение источников и литературы.
Подготовка к экзамену заключается в изучении и тщательной проработке студентом учебного материала дисциплины с учётом рекомендованной литературы, лекционных и практических занятий, сгруппированном в виде контрольных вопросов теоретического и практического характера. Необходимо учесть, что выполнение практических заданий предполагает комплексное осмысление материала всего курса и требует от студента творческого подхода и самостоятельной аргументации собственной позиции.