МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Практикум по научно-исследовательской работе магистранта

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.04.01. Сервис
ПрофильМенеджмент санаторно-курортного дела
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план43_04_01_Сервис_МСКД-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 78
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 78 78 78 78
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Метелев А.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.С.

Рабочая программа дисциплины
Практикум по научно-исследовательской работе магистранта

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 43.04.01 Сервис (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 518)

составлена на основании учебного плана:
43.04.01 Сервис
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Срок действия программы: 2023-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.п.н., доцент Биттер Наталья Викторовна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.п.н., доцент Биттер Наталья Викторовна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины – подготовка студентов к самостоятельным научным исследованиям в области туризма по выбранной тематике, изучение и применение конкретных методов как эмпирического, так и теоретического исследования, усвоение процедуры научного исследования, последовательности и специфики каждого из его этапов.
Задачи дисциплины:
Выработка навыков критического анализа проблемных ситуаций и способностей разрабатывать и применять оптимальную стратегию исследования;
Применение принципов основных философских, общенаучных и частнонаучных подходов, методологической базы научных исследований в научно-исследовательской деятельности магистранта;
Определение конкретного направления исследования сферы туризма и выбора оптимальных научных форм данного исследования;
Изучение и применение конкретных методов как эмпирического, так и теоретического исследования по выбранной тематике;
Изучение требований к студенческим проектам и технологии их выполнения, позволяющее на высоком научном уровне готовить и разрабатывать выпускные квалификационные работы и проекты;
Ознакомление студентов с основными вариантами технологий научного исследования;
Выработка навыков самостоятельной научно-исследовательской работы:написания и корректного оформления научного исследования, подготовки к выступлениям на научных конференциях, подготовка тезисов и статей в научные сборники и периодические издания

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6Способен планировать и применять подходы, методы и технологии научно-прикладных исследований в избранной сфере профессиональной деятельности
ОПК-6.1 Знает подходы, методы и технологии научно-прикладных исследований в области менеджмента санаторно-курортного дела
ОПК-6.2 Умеет обосновать выбор подходов, методов и технологий научно-прикладных исследований в сфере профессиональной деятельности
ОПК-6.3 Владеет навыками планирования и применения результатов научно-прикладных исследований в сфере профессиональной деятельности в виде научных статей, докладов на научных конференциях
ПК-3Способен исследовать и анализировать потребности в изменениях деятельности предприятий санаторно-курортного комплекса
ПК-3.1 Знает основные процессы исследования и анализа потребностей предприятий санаторно-курортного комплекса
ПК-3.2 Умеет выявлять потребности в изменениях деятельности предприятий санаторно-курортного комплекса
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.
3.2.Уметь:
3.2.1.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные стратегии и технологии проведения научного исследования и подготовки выпускной квалификационной работы
1.1. Общая характеристика научно-исследовательской деятельности магистранта Практические 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Общая характеристика научно-исследовательской деятельности магистранта Сам. работа 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Подготовка выпускной квалификационной работы (ВКР) Практические 2 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Подготовка выпускной квалификационной работы (ВКР) Сам. работа 2 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Публикационная активность магистранта Практические 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.6. Публикационная активность магистранта Сам. работа 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.7. Оформление заявок на исследовательские проекты в грантовые фонды Практические 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.8. Оформление заявок на исследовательские проекты в грантовые фонды Сам. работа 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Написание и подготовка выпускной квалификационной работы (ВКР)
2.1. Выпускная квалификационная работа студента: основные особенности, требования и структура Практические 2 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Выпускная квалификационная работа студента: основные особенности, требования и структура Сам. работа 2 16 ПК-3.1, ПК-3.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Технологии сбора, отбора и анализа информации по теме научного исследования Практические 2 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Технологии сбора, отбора и анализа информации по теме научного исследования Сам. работа 2 12 ПК-3.1, ПК-3.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Участие в работе конференций и публикационная активность магистранта как варианты апробации промежуточных результатов научного исследования
3.1. Подготовка к выступлениям на научных конференциях Практические 2 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Подготовка к выступлениям на научных конференциях Сам. работа 2 10 ПК-3.1, ПК-3.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Подготовка статей в научные сборники и периодические издания Практические 2 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.4. Подготовка статей в научные сборники и периодические издания Сам. работа 2 12 ПК-3.1, ПК-3.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Подготовка заявок на исследовательские проекты в грантовые фонды РФ
4.1. Основные грантовые фонды в РФ, их специфика и возможности участия в заявках на гранты студентов-магистрантов Практические 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.2. Основные грантовые фонды в РФ, их специфика и возможности участия в заявках на гранты студентов-магистрантов Сам. работа 2 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.3. Оформление содержательного обоснования заявки на грант по тематике связанной с темой исследования магистранта Практические 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.4. Оформление содержательного обоснования заявки на грант по тематике связанной с темой исследования магистранта Сам. работа 2 12 ПК-3.1, ПК-3.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины (зачет) в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6725

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ

ОПК-6: Способен планировать и применять подходы, методы и технологии научно-прикладных исследований в избранной сфере профессиональной

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1
Процедура мысленного (иногда и реального) расчленения изучаемого объекта на составные части, стороны, свойства и изучение их
+ Анализ
- Синтез
- Гипотеза
- Дедукция
- Индукция
Вопрос 2
Объединение полученных в результате А. частей объектов, их сторон или свойств в единое целое
+ Синтез
- Анализ
- Гипотеза
- Дедукция
- Индукция
Вопрос 3
Положение, выдвигаемое в качестве предварительного, условного объяснения некоторого явления или группы явлений; предположение о существовании некоторого явления
+ Гипотеза
- Дедукция
- Индукция
- Синтез
- Анализ
Вопрос 4
Переход от общего к частному; в более спец. смысле термин «Д.» обозначает процесс логического вывода, т. е. перехода по тем или иным правилам логики от некоторых данных предложений-посылок к их следствиям (заключениям).
+ Дедукция
- Индукция
- Синтез
- Анализ
- Гипотеза
Вопрос 5
Умозаключение, в котором связь посылок и заключения не опирается на логический закон, в силу чего заключение вытекает из принятых посылок не с логической необходимостью, а только с некоторой вероятностью.
+ Индукция
- Синтез
- Анализ
- Гипотеза
- Дедукция
Вопрос 6
Определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения;
+ Концепция
- Гипотеза
- Теория
- Метод
- Формализация
Вопрос 7
Совокупность приемов и операций познания и практической деятельности; способ достижения определенных результатов в познании и практике
+ Метод
- Концепция
- Гипотеза
- Теория
- Формализация
Вопрос 8
Система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.
+ Методология
- Концепция
- Гипотеза
- Теория
- Метод
Вопрос 9
Преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности. С развитием науки становится всё более сложным и опосредованным.
+ Наблюдение
- Сравнение
- Измерение
- Формализация
- Эксперимент
Вопрос 10
Метод сопоставления объектов с целью выявления сходства или различия между ними
+ Сравнение
- Измерение
- Наблюдение
- Формализация
- Эксперимент
Вопрос 11
Если объекты сравниваются с объектом, выступающим в качестве эталона, то такое сравнение называется
+ Измерение
- Наблюдение
- Сравнение
- Формализация
- Эксперимент
Вопрос 12
В философии то же, что и основание, т.е. то, что лежит в основе некоторой совокупности фактов или знаний
+ Принцип
- Методология
- Концепция
- Гипотеза
- Теория
Вопрос 13
Объективно возникающий в ходе развития познания вопрос пли целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес.
+ Проблема
- Методология
- Концепция
- Гипотеза
- Теория
Вопрос 14
Форма организованного достоверного знания о некоторой предметной области, описывающая, объясняющая и предсказывающая функционирование и развитие относящихся к данной области объектов
+ Теория
- Проблема
- Методология
- Концепция
- Гипотеза
Вопрос 15
Отображение содержательного знания в знаково-символическом виде, когда рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками или формулами
+ Формализация
- Теория
- Проблема
- Методология
- Концепция

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
"зачтено" - верно выполнено более 50% заданий, "не зачтено" - верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
"отлично" - верно выполнено 85-100% заданий, "хорошо" - верно выполнено 70-84% заданий, "удовлетворительно" - верно выполнено 51-69% заданий, "неудовлетворительно" - верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1
Способ построения научной теории, когда в ее основу кладутся некоторые исходные положения – аксиомы (постулаты), из которых выводятся все остальные утверждения этой теории – это _________________ метод
{аксиоматический}
Вопрос 2
Комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления – это _________________
{Теория}
Вопрос 3
Высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности – это _________________
{Теория}
Вопрос 4
Форма достоверного научного знания о некоторой совокупности объектов, представляющая собой систему взаимосвязанных утверждений и доказательств и содержащая методы объяснения и предсказания явлений данной предметной области – это _________________
{Теория}
Вопрос 5
Осознание невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта – это _________________
{Теория}
Вопрос 6
Метод изучения некоторых областей знания в формализованных системах с помощью искусственных языков – это _________________
{Формализация}
Вопрос 7
Метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности – это _________
{Эксперимент}
Вопрос 8
Планомерно проведенное наблюдение; планомерная изоляция, комбинация и варьирование условий с целью изучения зависящих от них явлений – это _________
{Эксперимент}
Вопрос 9
Эмпирический метод научного познания, целенаправленное пассивное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств – это _________
{наблюдение}
Вопрос 10
Эмпирический метод научного познания, активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях – это _________
{эксперимент}
Вопрос 11
Эмпирический метод научного познания, познавательная операция, выявляющая сходство или различие объектов (либо ступеней развития одного и того же объекта) – это _________
{сравнение}
Вопрос 12
Эмпирический метод научного познания, фиксирование наблюдения или эксперимента с помощью определенных систем обозначения, применяемых в науке – это _________
{описание}
Вопрос 13
Эмпирический метод научного познания, совокупность действий, выполняемых при помощи средств измерений с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения – это _________
{измерение}
Вопрос 14
Хорошо продуманное предположение, выраженное в форме научных понятий, которое должно в определенном месте восполнить пробелы эмпирического познания или связать различные эмпирические знания в единое целое либо дать предварительное объяснение факту или группе фактов – это _________
{Гипотеза}
Вопрос 15
Обоснованное предположение, выдвигаемое с целью выяснения закономерностей, и причин исследуемых явлений – это ____________
{Гипотеза}
Мысленное конструирование понятий об объектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире – это __________
{Идеализация}
Вопрос 16
Ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности – это ___________
{Концепция}
Вопрос 17
Исходное, не требующее доказательств положение теории (то же, что аксиома или постулат); внутреннее убеждение, неизменная позиция или правило поведения (то же, что максима или заповедь) – это ___________
{Принцип}
Вопрос 18
Форма постижения явлений объективной реальности в мысли, включающая в себя сознание цели и проекции дальнейшего познания и практического преобразования мира – это _______
{идея}
Вопрос 19
Принципиально новое техническое или технологическое решение, позволяющее значительно повысить технический уровень и качество продукции, усовершенствовать технологию, поднять эффективность и улучшить условия труда – это ____________
{изобретение}
Вопрос 20
Установление неизвестных ранее закономерностей, свойств и явлений материального и духового мира, вносящих коренные изменения в уровень их познания – это _____________
{открытие}

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
"зачтено" - верно выполнено более 50% заданий, "не зачтено" - верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
"отлично" - верно выполнено 85-100% заданий, "хорошо" - верно выполнено 70-84% заданий, "удовлетворительно" - верно выполнено 51-69% заданий, "неудовлетворительно" - верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПК-3: Способен исследовать и анализировать потребности в изменениях деятельности предприятий санаторно-курортного комплекса

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1
Характерными свойствами услуги являются
+ неосязаемость
+ несохраняемость
постоянство качества
отделимость от источника
материальность
Вопрос 2
Характерными свойствами услуги являются
+ непостоянство качества
+ неотделимость от источника
- осязаемость
- сохраняемость
- материальность
Вопрос 3
Один из типов территориально-рекреационных комплексов, который предназначается для различных видов туризма и отдыха, называется
+ туристско-оздоровительный
- санаторно-курортный
- санаторно-туристско-оздоровительный
- всеобъемлющий
- охотничье-рыболовный
Вопрос 4
Включая в понятие инновационного менеджмента, принципы, методы, средства, формы управления инновационным процессом, организациями, организационными структурами и всеми задействованными участниками, его рассматривают как:
+ науку
- искусство управления
- вид управленческой деятельности
- аппарат управления
- стратегию управления
Вопрос 5
Определяя инновационный менеджмент, как профессиональное использование социально-психологических методов и технологий для активизации творческого и интеллектуального потенциала сотрудников в инновационной деятельности, его рассматривают как:
+ искусство управления
- науку
- вид управленческой деятельности
- аппарат управления
- стратегию управления
Вопрос 6
Определяя инновационный менеджмент, как способность решать сложные проблемы и принимать нестандартные решения на основе выбора из существующих альтернатив в условиях риска, его рассматривают как:
+ вид управленческой деятельности
- науку
- искусство управления
- аппарат управления
- стратегию управления
Вопрос 7
Определяя инновационный менеджмент, как оптимальную организационную структуру управления инновационной деятельностью и процессами для реализации стратегических и тактических инновационных целей, его рассматривают как:
+ аппарат управления
- вид управленческой деятельности
- науку
- искусство управления
- стратегию управления
Вопрос 8
Функция инновационного менеджмента наиболее сложная для выполнения – это
+ прогнозирование качества и затрат
- планирование мероприятия
- организация сотрудников
- мотивация сотрудников
- учет времени и ресурсов
Вопрос 9
Функция инновационного менеджмента, включающая в себя определение целей и задач, методов, способов и средств для их решения, выработку заданий, - это
+ планирование
- прогнозирование
- организация
- мотивация
- учет и контроль
Вопрос 10
Функция инновационного менеджмента, под которой понимается деятельность, заключающаяся в целенаправленной активизации людей, работающих в инновационной организации - это
+ мотивация
- организация
- планирование
- прогнозирование
- стимулирование
Вопрос 11
Функция инновационного менеджмента, под которой понимается деятельность, направленная на увеличение заинтересованности сотрудников создавать инновационные продукты - это
+ стимулирование
- мотивация
- организация
- планирование
- прогнозирование
Вопрос 12
Функция инновационного менеджмента, под которой понимается деятельность, направленная на фиксацию ряд параметров (сроки, ресурсы, качество и т.п.) в отношении выполнения плана, программы, задач - это
+ учёт
- стимулирование
- организация
- планирование
- прогнозирование
Вопрос 13
Методы управления инновационным проектом, предусматривающие различные формы организационного воздействия на процессы проведения научных исследований, создания и освоения инновационных продуктов и технологий, называются
+ организационно-плановые
- экономические
- правовые
- социально-психологические
- технологические
Вопрос 14
Методы управления инновационным проектом, которые регулируют характер экономических отношений между отдельными участниками процесса создания и освоения инноваций, называются
+ экономические
- организационно-плановые
- правовые
- социально-психологические
- организационно-распорядительные
Вопрос 15
Методы управления инновационным проектом, которые основаны на привлечении к ответственности лиц, виновных в причинении инновационному предприятию и его работникам неправомерного вреда, называются
+ правовые
- экономические
- организационно-плановые
- социально-психологические
- организационно-распорядительные
Вопрос 16
Методы управления инновационным проектом, которые регулируют воздействие субъективных факторов на деятельность научных коллективов, называются
+ социально-психологические
- правовые
- экономические
- организационно-плановые
- организационно-распорядительные

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
"зачтено" - верно выполнено более 50% заданий, "не зачтено" - верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
"отлично" - верно выполнено 85-100% заданий, "хорошо" - верно выполнено 70-84% заданий, "удовлетворительно" - верно выполнено 51-69% заданий, "неудовлетворительно" - верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1
Отечественными исследователями чаще всего услуга рассматривается и определяется с позиций теории «____________ стоимости»
{потребительской}
Вопрос 2
Проведя анализ туристской деятельности в регионе, Севастьянова С.А. пришла к выводу о том, что для туристская услуга несет в себе специфические свойства ___________
{местности}
Вопрос 3
Набор или пакет осязаемых и неосязаемых компонентов, состав которых определяется деятельностью людей в туристском центре и воспринимается туристом как доступные по цене впечатления - туристский _____________
{продукт}
Вопрос 4
Ресурсы всех видов, которые могут использоваться для удовлетворения потребностей населения в отдыхе и туризме – это _______________ ресурсы
{рекреационные}
Вопрос 5
Комплекс оздоровительных мероприятий, осуществляемых с целью восстановления нормального самочувствия и работоспособности здорового, но утомлённого человека – это ___________
{рекреация}
Вопрос 6
Единая система природных, спортивно-туристских, лечебно-оздоровительных и социально-культурных подсистем, характеризующихся функциональной взаимосвязанностью и территориальной целостностью, приводимая в движение сопряженными с ней отраслями – это рекреационный ___________
{потенциал}
Вопрос 7
Многосложный процесс по удовлетворению рекреационных потребностей осуществляется, в самом общем виде, в следующих формах: оздоровительного отдыха, курортно-санаторного лечения и ____________
{туризма}
Вопрос 8
В формировании и развитии рекреационного комплекса, главное место занимают благоприятные _______________ ресурсы
{природные}
Вопрос 9
Лечебные и оздоровительные рекреационные услуги направлены на _____________ физических и духовных сил человека
{восстановление}
Вопрос 10
Спортивные и познавательные рекреационные услуги направлены на _______________ физических и духовных сил человека
{ развитие}

Вопрос 11
Одно из основных свойств рекреационных услуг, которое проявляется в том, что некоторые услуги (например, лечебно-оздоровительные) могут использоваться только в комплексе и по определенной схеме – это _____________
{взаимодополняемость}
Вопрос 12
Одно из основных свойств рекреационных услуг, которое проявляется в возможности использовать альтернативные рекреационные услуги, либо даже альтернативу рекреационной деятельности – это _________________
{взаимозаменяемость}
Вопрос 13
Cовокупность целенаправленных действий в сфере обслуживания, которые ориентированы на обеспечение и удовлетворение потребностей туриста или рекреанта, отвечающие целям, характеру и направленности туристско-рекреационной деятельности – это туристско-рекреационные __________
{услуги}
Вопрос 14
Туристско-рекреационные услуги уникальны по своей природе, что связано, прежде всего, с разнообразием и уникальностью (неповторимостью) свойств туристско-рекреационных ___________
{ресурсов}
Вопрос 15
Туристско-рекреационные услуги не являются простым комплексированием двух типов: туристских и рекреационных услуг, а обладают свойствами эмерджентности и ________________
{синергии}
Вопрос 16
Туристско-рекреационная услуга представляет собой _______________ разнообразных, уникальных и неповторимых свойств туризма как отдыха через познание и рекреации
{синтез}
Вопрос 17
Туристско-рекреационная услуга обладает одновременно свойствами как _______________ , так и частного блага
{общего}
Вопрос 18
Туристско-рекреационная деятельность в современных условиях может эффективно развиваться преимущественно на основе рационального использования природных рекреационных ресурсов – это проявление _______________ функции туристско-рекреационных услуг
{Экологической, Экологическая, экологической, экологическая}
Вопрос 19
Восстановление и развитие духовных, физических, интеллектуальных и эмоциональных сил человека - это проявление _______________ функции туристско-рекреационных услуг
{воспроизводственная}
Вопрос 20
Область фундаментальной и прикладной науки и техники, изучающая возможности использования живых организмов для решения технологических задач, а также возможности создания живых организмов с необходимыми свойствами методами генной инженерии – это ___________
{биотехнология}

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
"зачтено" - верно выполнено более 50% заданий, "не зачтено" - верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
"отлично" - верно выполнено 85-100% заданий, "хорошо" - верно выполнено 70-84% заданий, "удовлетворительно" - верно выполнено 51-69% заданий, "неудовлетворительно" - верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ИТОГОВАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА - которая должна включать: формулировку темы, проект (содержательное обоснование) заявки на грант в какой-либо конкретный фонд (указать в какой) по тематике связанной с темой исследования, а также оформленный в соответствии с методическими указаниями к ВКР список литературы (не менее 20-ти изданий, из них не менее 5 авторефератов) по теме исследования.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ИТОГОВЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ:
1. Использование потенциала региона в формировании имиджа туристской дестинации (на примере Алтайского края)
2. Геокультурное пространство г. Барнаула как основа формирования туристского продукта
3. Стратегия развития туризма в приобском районе Алтайского края
4. Развитие экологического туризма в Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан
5. Использование рекламных средств для продвижения туристского продукта (на примере HT TOURISM KAZAKHSTAN, TOO Республика Казахстан)
6. Разработка модели реестра туристских объектов Алтайского края
7. Глэмпинги как инновационная форма средств размещения в Алтайском регионе
8. Проектирование программ приграничного туризма в Алтайском регионе
9. Разработка карты детского отдыха Алтайского края
10. Интеграция в туризм кочевых традиций через аутентичное размещение в этно-глэмпинге
11. Современное состояние и проблемы развития инклюзивного туризма на территории Алтайского края
12. Современное состояние и перспективы развития лечебно-оздоровительного туризма в Алтайском крае
13. Фототуризм как направление развития привлекательности Алтайского региона
14. Управление рисками в процессе организации и проведения активных туров (на примере Республике Алтай и Алтайского края)
15. Применение PR технологий в деятельности туристского предприятия (на примере разработки PR акции для продвижения бренда турагенства «…………….» на рынке)
16. Применение рекламных технологий в деятельности туристского предприятия (на примере разработки рекламной акции для продвижения туристских продуктов турагенства …..)
17. Проектирование и разработка новых видов продукта предприятия сферы туризма (на примере нового тура в Алтайском крае или в Республике Алтай)
18. Перспективы и направления развития экологического туризма в Алтайском крае
19. Перспективы и направления развития экологического туризма в Республике Алтай
20. Перспективы и направления развития событийного туризма в Алтайском крае
21. Применение инновационных технологий в процессе разработки и реализации экскурсионно-познавательного тура (на примере нового тура в Алтайском крае или в Республике Алтай)
22. Применение инновационных технологий в процессе разработки и реализации активного тура (на примере нового тура в Алтайском крае или в Республике Алтай)
ПРИМЕЧАНИЕ:
Конкретная содержательная тематика итоговых практических работ по курсу связана с индивидуальными научными интересами и темами исследований студентов.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Устный зачет.
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших экзамен по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера - ИТОГОВАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА - которая должна включать: формулировку темы, проект (содержательное обоснование) заявки на грант в какой-либо конкретный фонд (указать в какой) по тематике связанной с темой исследования, а также оформленный в соответствии с методическими указаниями к ВКР список литературы (не менее 20-ти изданий, из них не менее 5 авторефератов) по теме исследования. ПРИМЕЧАНИЕ:ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ИТОГОВЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ приведена в разделе 5.2
Конкретная содержательная тематика итоговой практической работы по курсу связана с индивидуальными научными и исследовательскими интересами студентов.
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА:
1. Стратегия и тактика проведения научного исследования, требования к научно-исследовательской деятельности магистранта. Основные способы выбора или определения темы исследования. Поиск научной проблемы.
2. Выпускная квалификационная работа магистранта: основные особенности, структура и основные требования к её содержанию и оформлению.
3. Структура «Введения» к курсовой работе и выпускной квалификационной работе студента и основные требования к ее составляющим. Принцип соответствия и его реализация по отношению к основным составляющим курсовой работы и ВКР. Применение принципа "герменевтического круга" к структуре и написанию курсовой работы и ВКР.
4. Тема выпускной квалификационной работы, исследовательская проблема и цель исследования. Определение и формулировка цели исследования. Аргументация актуальности темы. Определения объекта и предмета исследования. Их соотношение и взаимосвязь. Взаимосвязь предмета и объекта с целью исследования. Способы выделения (конструирования, построения) предмета выпускной квалификационной работы. Выбор оснований для выделения предмета исследования.
5. Состояние и степень разработанности темы: критерии оценки и основные способы структурирования. Понятие проблемы исследования и ее взаимосвязь с задачами исследования. Требования к выдвижению проблем и формулировке задач. Взаимосвязь формулировок задач с целью исследования и структурой работы.
6. Понятие методологии. Понятия методологического принципа и методологического подхода. Требования к методологическим основам научного исследования. Теоретические основы научного исследования. Принцип соответствия. Методы научного познания как методы выпускной квалификационной работы. Типологии и классификации научных методов.
7. Требования к результатам выпускной квалификационной работы. Понятие и критерии новизны и практической значимости результатов научного исследования.
8. Информационная база (источники информации, база данных, опытно-экспериментальная основа) научного исследования. Методы сбора и обработки информации.
9. Принципы сбора научной информация для научного исследования студента. Методика сбора научной информация для научного исследования студента (статьи, сборники, монографии, диссертации и авторефераты).
10. Общая характеристика eLIBRARY.ru - российской научной электронной библиотеки, интегрированной с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ). Система поиска eLIBRARY.ru, ее особенности, достоинства, недостатки и применение.
11. Анализ основных специальностей и тематики представленных на eLIBRARY.ru статей, сборников, монографий, диссертаций и авторефератов, связанных с научным исследованием студента. Отбор и статистическая обработка статей, сборников, монографий, диссертаций и авторефератов, связанных с научным исследованием студента и представленных на eLIBRARY.ru.
12. Тематика научных конференций и научного исследования магистранта. Подготовка к выступлениям на научных конференциях. Написание и оформление тезисов выступлений на научных конференциях. Выступление на научной конференции как апробация промежуточных результатов исследования. Подготовка и оформление тезисов в научные сборники по итогам участия в конференциях.
13. Виды научных сборников. Условия публикации и требования к содержанию, структуре и оформлению научных статьей. Виды научных статей. Написание и оформление статей в научные издания.
14. Общая характеристика грантовых фондов. Основные направления грантовой поддержки научных исследований. Виды грантов. Возможности участия студентов-магистрантов в исследованиях по грантам. Гранты для поддержки молодых исследователей
15. Общая характеристика содержательного обоснования заявки на грант. Формы содержательного обоснования заявки на грант РНФ и РФФИ. Соотношение и взаимосвязь основных пунктов содержательного обоснования заявки на грант и разделов проекта "Ведения" к будущей ВКР

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Байбородова Л.В. Методология и методы научного исследования: учебное пособие для вузов М.:Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
Л1.2 Афанасьев В.В. Методология и методы научного исследования: учебное пособие для вузов М.:Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лебедев С.А. Методология научного познания: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М.:Издательство Юрайт, 2019 https://www.biblio-online.ru/bcode/434162
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ www.library.ru
Э2 Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ» www.lib.asu.ru
Э3 ЭБС «Лань» www.e.lanbook.com
Э4 Университетская библиотека ONLINE www.biblioclub.ru
Э5 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э6 Научная электронная библиотека www.elibrary.ru
Э7 Современные информационные технологии в туристском бизнесе vorst-alina.narod.ru
Э8 ФЗ об основах турдеятельности ozpp.ru
Э9 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э10 Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU elibrary.ru
Э11 Курс в Moodle "Практикум по научно-исследовательской работе магистра (Сервис)" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Разработка туристского продукта и формирование туров туроператором: http://revolution.allbest.ru/sport/00040499_0.html, http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=14686
Современные информационные технологии в туристском бизнесе: http://vorst-alina.narod.ru/
ФЗ об основах турдеятельности: http://ozpp.ru/zknd/turi/
Федеральное агентство по туризму: http://www.russiatourism.ru/
Официальный сайт Минэкономразвития РФ: http://economy.gov.ru/minec/main
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru/
Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com
Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д. Основные принципы организации работы студентов в ходе лекционных занятий:
1. Систематизация лекционного материала. В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
4. Корректность. Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
5. Повторение. Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
Таким образом, конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ.
Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи практических занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации студентов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе практического занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы практического занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам семинарских занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к практическим занятиям следует использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским и научным понятиям каждого практического занятия. Самостоятельную подготовку к практическому занятию необходимо дополнить изучением понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: ЭБС Юрайт, университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.
Принимайте участие в дискуссиях, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. Если к практическим занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к практическому занятию.
При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.
В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.
Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к практическим занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к зачету.
При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и практических занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ЗАЧЕТУ.
Для подготовки к зачету используйте перечень примерных вопросов. В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекциях и практических занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекциях и практических занятиях, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед зачетом. Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, обязательна иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.