МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Медиакоммуникационнные системы стран Большого Алтая

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.04.01. Реклама и связи с общественностью
ПрофильСоциальная безопасность медиапространства Большого Алтая
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планv42_04_01_Реклама и СО_СБА-2023
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 149
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 12,5 19
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10 20 20
Практические 10 10 10 10 20 20
Сам. работа 88 88 61 61 149 149
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
доктор социологических наук, Профессор, Ковалева А.В.

Рецензент(ы):
директор ООО ПРАЙМ СИБИРЬ, Дьячко В.П.

Рабочая программа дисциплины
Медиакоммуникационнные системы стран Большого Алтая

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 42.04.01 Реклама и связи с общественностью (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 528)

составлена на основании учебного плана:
42.04.01 Реклама и связи с общественностью
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 08.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 2023-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ковалева Алла Владимировна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 08.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Ковалева Алла Владимировна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины является изучение теоретических основ, принципов и механизмов функционирования медиакоммуникаций как системы, основных концепций и методов медиакоммуникаций; формирование современного понятийного аппарата, необходимого для восприятия и осмысления медиа процессов в разных сферах общественной жизни, углубление знаний в области профессиональной деятельности, обеспечения эффективного управления организацией в сфере медиакоммуникаций.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4Способен анализировать потребности общества и интересы аудитории в целях прогнозирования и удовлетворения спроса на медиатексты и (или) медиапродукты, и (или) коммуникационные продукты
ОПК-4.1 Знает методологию, методику и технику социологических и маркетинговых исследований
ОПК-4.2 Умеет интерпретировать данные социологических\маркетинговых исследований о потребностях общества и интересах отдельных аудиторных групп и составлять прогноз спроса на медиатексты и (или) медиапродукты, и (или) коммуникационные продукты в разных целевых аудиториях
ОПК-4.3 Создает медиатексты и (или) медиапродукты, и (или) коммуникационные продукты с учетом выявленных потребностей общества и интересов целевой аудитории
ОПК-5Способен для принятия профессиональных решений анализировать актуальные тенденции развития медиакоммуникационных систем региона, страны и мира, исходя из политических и экономических механизмов их функционирования, правовых и этических норм регулирования
ОПК-5.1 Знает политические и экономические механизмы функционирования медиакоммуникационных систем региона, страны и мира, правовые и этические нормы регулирования
ОПК-5.2 Умеет анализировать актуальные тенденции развития медиакоммуникационных систем региона, страны и мира
ОПК-5.3 Создает медиатексты и (или) медиапродукты, и (или) коммуникационные продукты с учетом условий функционирования конкретной медиакоммуникационной системы, правовых и этических норм регулирования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности тенденции развития медиакоммуникации как системы, принципы регулирования и функционирования медиакоммуникационных систем на различных уровнях, иметь представление о специфике коммуникационных продуктов в различных условиях функционирования медиакоммуникационной системы.
3.2.Уметь:
3.2.1.выявлять факторы и условия, воздействующие на медиакоммуникационные процессы и определяющие принципы разработки и функционирования коммуникационных продуктов в сфере рекламы и связей с общественностью.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками анализа факторов и норм, регулирующих развитие и функционирование медиакоммуникационных систем разного уровня, разработки коммуникационного продукта, эффективно функционирующего в условиях определенной медиакоммуникационной системы.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Медиакоммуникационные системы: теоретический аспект
1.1. Медиа, медиакоммуникация, СМИ: к определению понятий Лекции 1 1 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
1.2. Медиа, медиакоммуникация, СМИ: к определению понятий Сам. работа 1 14 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
1.3. Тенденции трансформации медиа в XXI веке Лекции 1 1 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
1.4. Тенденции трансформации медиа в XXI веке Сам. работа 1 8 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
1.5. Нормативные теории медиа медиасистем Практические 1 1 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
1.6. Нормативные теории медиа медиасистем Сам. работа 1 8 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
1.7. Медиаизменения: исторический аспект Практические 1 1 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
1.8. Медиаизменения: исторический аспект Сам. работа 1 10 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 2. Компоненты медиакоммуникационной системы
2.1. Медиа как система. Компоненты медиасистемы Лекции 1 1 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.2. Медиа как система. Компоненты медиасистемы Практические 1 1 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.3. Медиа как система. Компоненты медиасистемы Сам. работа 1 10 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.4. Стейкхолдеры медиасистемы Лекции 1 1 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1, Л1.3
2.5. Стейкхолдеры медиасистемы Практические 1 1 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.6. Современные виды и уровни медиакоммуникаций Сам. работа 1 10 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.7. Стейкхолдеры медиасистемы Лекции 1 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1, Л1.3
2.8. Влияние медиа на аудиторию Практические 1 1 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.9. Влияние медиа на аудиторию Сам. работа 1 8 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 3. Медиакоммуникационные системы стран БА: языковой аспект
3.1. Политические и культурные особенности билингвизма на постсоветском пространстве Лекции 1 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
3.2. Политические и культурные особенности билингвизма на постсоветском пространстве Практические 1 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
3.3. Политические и культурные особенности билингвизма на постсоветском пространстве Сам. работа 1 10 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
3.4. Уровни управления россйиским медиапространством Практические 1 1 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
3.5. Русский язык с медиапространстве стран Большого Алтая Лекции 1 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1, Л1.3
3.6. Русский язык с медиапространстве стран Большого Алтая Сам. работа 1 10 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
3.7. Русский язык с медиапространстве стран Большого Алтая Практические 1 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 4. Новые медиа: форматы, профкомпетенции
4.1. Новые медиа в современной системе коммуникаций Лекции 2 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
4.2. Новые медиа в современной системе коммуникаций Практические 2 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
4.3. Новые медиа в современной системе коммуникаций Сам. работа 2 16 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
4.4. Профессиональные траектории в медиасистеме стран Большого Алтая Лекции 2 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
4.5. Профессиональные траектории в медиасистеме стран Большого Алтая Практические 2 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
4.6. Профессиональные траектории в медиасистеме стран Большого Алтая Сам. работа 2 14 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 5. Взаимодействие культур в медиасфере
5.1. Медиатизация культуры в пространстве современных медиа Лекции 2 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
5.2. Медиатизация культуры в пространстве современных медиа Сам. работа 2 18 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
5.3. Медиатизация культуры в пространстве современных медиа Практические 2 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
5.4. Культурные коды и стереотипы в медиакоммуникациимедиакоммуникации Лекции 2 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
5.5. Культурные коды и стереотипы в медиакоммуникациимедиакоммуникации Сам. работа 2 13 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
5.6. Культурные коды и стереотипы в медиакоммуникациимедиакоммуникации Практические 2 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Открытый университетАлтГУ» https://public.edu.asu.ru/course/view.php?id=1787

Оценка сформированности компетенции:
ОПК-4: Способен анализировать потребности общества и интересы аудитории в целях прогнозирования и удовлетворения спроса на медиатексты и (или) медиапродукты, и (или) коммуникационные продукты.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1: Стейкхолдер относительно СМИ, в котором он заинтересован, обладает:
1. Капиталом;
2. Ожиданиями;
3. Долей акций;
4. Аудиторией;
Ответ: 1
Вопрос 2: В медиасистеме выделяют три ключевых стейкхолдера: бизнес, общественность и:
1. Власть;
2. Государство;
3. Правительство;
4. Партия;
Ответ: 1
Вопрос 3: Социолог М. Бочаров, выделяет у медийного рынка в России четыре уровня и относит к одному из них русско-язычные радиостанции «Свобода», «Голос Америки», русскую службу Би*би*си и «Дойче велле», отмечая, что их роль в современной информационной системе не слишком велика, хотя по потенциальному охвату аудитории и профессиональным стандартам их можно отнести и к другим уровням.К какому уровню следует отнести эти медиа?
1. СМИ, формирующие единое российское информационное пространство;
2. Коммерческие издания, теле- и радиокомпании, имеющие выход в регионы, но не являющиеся общенациональными;
3. Внесистемные СМИ;
4. Интернет-медиа;
Ответ: 3
Вопрос 4: В мировой практике система СМИ включает в себя правительственные СМИ, учредителями которых являются государственные органы; частные СМИ, учредителями которых являются граждане и (или) юридические лица, и общественные СМИ, функционирующие на средства граждан (выручка от розницы, абонентской платы, рекламы) и государственных органов, выступающих соучредителями.Российская ситуация существенно отличается от той, что есть за рубежом, прежде всего потому, что...
1. СМИ в России принадлежат частного капитала, противостоящего обществу;
2. В системе СМИ в России не установились четкие отношения собственности, и это затрудняет анализ «государственных», «общественных» и «частных» медиа;
3. Российские СМИ подконтрольны исполнительной власти (правительства). Они тождественны правительственным;
4. СМИ в России регулируется «третьим сектором», поскольку ни государство, ни коммерческий сектор, нацеленный не способны решить задачи, которые ставят перед собой российские СМИ;
Ответ: 2
Вопрос 5: Какой из ключевых характеристик новых медиа дана характеристика?
Это предоставление возможности высказаться неограниченному кругу людей, интернет-пространство позволяет индивидам взаимодействовать, обмениваться информацией, дискутировать, оценивать реакцию пользователей на получаемые сообщения.
1. Цифровой формат;
2. Интерактивность;
3. Мультимедийность;
4. Доступность;
Ответ: 2
Вопрос 6: В новых медиа используются текстовые, мультимедийные и синтетические формы и жанры построения материала. К каким жанрам следует отнести интерактивную карту, на которой размещены фотографии, документы, карты, сопровождаемые аудиорядом с цитатами?
1. Текстовые;
2. Мультимедийные;
3. Синтетические;
4. Аналитические;
Ответ: 3
Вопрос 7: Рассуждая о готовности новых медиа отражать события реальности, ряд медиа называют акумуляционными, их задача - аккумулирование сведений о различных периодах истории человечества, становления государств, отраслей экономики, науки, культуры. К ним относят, например, онлайн-энциклопедии и видеохостинги. С точки зрения отражения динамических процессов им можно противопоставить:
1. Оперативные медиа;
2. Верифицируемые медиа;
3. Информационные медиа;
4. Познавательные медиа;
Ответ: 1
Вопрос 8: Какое из определений соответствует понятию "новые медиа"?
1. Информационные ресурсы, существующие в интернете;
2. Совокупность онлайн-технологий, методик и сред, которые используются людьми для создания контента и обмена новостями, мнениями, опытом и интересами;
3. Интерактивные интернет-медиа, обладающие потенциалом гипермедийности и мобильного доступа к контенту;
Ответ: 2,3
Вопрос 9: Направление работы современных медиа, в рамках которого генерирование контента происходит в специальных программах, обрабатывающих релизы и и другие источники информации, переупаковывающих их в новости и распространяющих на определенных площадках (например, итоги спортивных матчей), называют…
1. Автоматизированной журналистикой;
2. Глобальной журналистикой;
3. Краудсорсинг- журналистикой;
Ответ: 1
Вопрос 10: Какие страны стали пионерами в Центральной Азии в переходе на латинскую графику?
1. Узбекистан;
2. Туркменистан;
3. Казахстан;
4. Кыргызстан;
Ответ: 1,2
Вопрос 11: Как бы вы назвали явление, когда ненадежный источник информации сообщает аудитории недостоверные сведения?
1. Фейк;
2. Мейкап;
3. Донос;
4. Хайп;
Ответ: 1
Вопрос 12: Выберите одно определение, которое лучше всего отражает понятие «вирусный контент»?
1. Способность контента распространяться через расшаривание ссылок на интересную информацию между подписчиками пользователя;
2. Это контент – который заражает компьютеры, но не ловится антивирусами;
3. Информация, содержащая сведения о вирусах, как биологических, так и компьютерных;
4. Развлекательный контент, состоящий из картинок;
Ответ: 1
Вопрос 13: Найдите среди перечисленных термин, который не должен иметь отношения к современной журналистике :
1. Продакт плейсмент;
2. Инфотейнмент;
3. Конвергенция;
4. Таблоид;
Ответ: 1
Вопрос 14: Выберите определение понятия «конвергенция СМИ»:
1. Слияние всех носителей СМИ в один с целью передачи пользователю разнообразного содержания в цифровом формате;
2. Взаимное усиление воздействия разных средств информации на массовую аудиторию;
3. Устройство для получения чрезвычайно интенсивных узконаправленных пучков светового излучения;
4. Двусторонний обмен информацией между людьми в ходе их личных общений или посредством масс-медиа;
Ответ: 1
Вопрос 15: 1Назовите фактор, который обуславливает глобальную сущность:
1. Всеобщность информации;
2. Огромная территория;
3. Количество населения;
4. Количество средств массовой информации;
Ответ: 1
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1: Как называют совокупность людей, к которым обращаются различные средства массовой коммуникации; тех, кто получает и воспринимает обращенную к читателю, слушателю, зрителю или пользователю информацию?
Ответ: аудитория
Вопрос 2: Как называется процесс формирования и выдачи в эфир упорядоченной совокупности аудио- и аудиовизуальных произведений (программ), предназначенных для определенного круга слушателей/зрителей, находящихся на конкретной территории?
Ответ: вещание
Вопрос 3: Как называется процесс, в ходе которого в культуре происходит движение от доминирования вербальных способов передачи информации к визуальным?
Ответ: визуализация
Вопрос 4: Кто является автором термина «гипермедиа»?
Ответ: Теодор Нельсон
Вопрос 5: В каком году Теодором Нельсоном был введен термин «гипермедиа»?
Ответ: в 1965 году
Вопрос 6: Какой вид журналистики связан с содействием развитию общественного диалога, участию и гражданской активности представителей различных социальных групп и сообществ?
Ответ: гражданская журналистика
Вопрос 7: Как называется профессиональная массово-информационная и коммуникативная творческая деятельность по написанию текстов, медиатекстов (или созданию аудиовизуального контента), относящихся к актуальным событиям жизни и имеющих общественное значение?
Ответ: журналистика
Вопрос 8: как называется фактор, снижающий эффективность коммуникационного процесса?
Ответ: коммуникационный барьер
Вопрос 9: Какие авторы разработали понятие «коммуникационный шум»?
Ответ: К. Э. Шеннон и У. Уивер
Вопрос 10: Как называют представителя общества или (чаще) определенного сообщества, который является для его членов авторитетным источником информации по определенной теме?
Ответ: лидер мнений
Вопрос 11: Кто впервые использовал понятие «лидер мнений»
Ответ: Пол Лазарсфельд
Вопрос 12: В каком году впервые понятие «лидер мнений» было использовано американским социологом Полом Лазарсфельдом при анализе результатов исследования предвыборной кампании на президентских выборах в США?
Ответ: в 1940 году
Вопрос 13: Кто такие ньюсмейкеры?
Ответ: публичные персоны, деятельность и высказывания которых оказывают влияние на формирование повестки дня в новостных медиа.
Вопрос 14: Как называется комплекс медиаинститутов и медиаакторов, их отношений с другими институтами и аудиторией, регулирующих нормы и ценности, обеспечивающих в совокупности удовлетворение общественно необходимой потребности в социально значимой информации?
Ответ: медиасистема
Вопрос 15: С какими процессами связано появление новых медиа?
Ответ: связано с глобальным прогрессом информационно-коммуникационных технологий и вызванным им процесссом конвергенции.
Вопрос 16: Как называется система моральных принципов и стандартов поведения журналиста, регулирующих его профессиональную деятельность?
Ответ: профессиональная этика журналиста
Вопрос 17: Кто впервые ввел термин «публичная сфера»?
Ответ: Ю. Хабермас
Вопрос 18: Как называется совокупность определенных общественно-политических условий, которые позволяют людям открыто высказываться по актуальным вопросам современности и тем самым оказывать влияние на происходящее в стране и мире?
Ответ: публичная сфера
Вопрос 19: В каком документе в России прописаны принципы и стандарты деятельности журналиста?
Ответ: в Кодексе профессиональной этики журналиста.
Вопрос 20: В каком году в России был принят Первый Кодекс профессиональной этики журналиста?
Ответ: в 1991 году
ОПК-5: Способен для принятия профессиональных решений анализировать актуальные тенденции развития медиакоммуникационных систем региона, страны и мира, исходя из политических и экономических механизмов их функционирования, правовых и этических норм регулирования
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Что входит в понятие «фрагментация аудитории СМИ»?
1. Группы по доходам;
2. Разноязыковая аудитория;
3. Многонациональные группы;
4. Социальные группы;
Ответ: 2
Вопрос 2: Целью «журналистики участия» является:
1. Дать работу непрофессионалам;
2. Предоставить независимую, достоверную, точную, многообразную и важную информацию согласно принципам демократии;
3. Противостоять мнению государственных органов;
4. Отстоять права граждан;
Ответ: 2
Вопрос 3: Экономика СМИ отличается от экономики других отраслей следующим/следующими параметром/параметрами:
1. По типу рынков, на которых конкурируют средства массовой информации; по природе и степени конкуренции на этих рынках; по уникальному уровню концентрации в данной отрасли; по монопольным характеристикам;
2. По степени демассификации, конвергенцией, по динамике роста заработной платы;
3. Глобальной сущностью;
4. Степенью капитализации, содержанием, рынком услуг;
Ответ: 1
Вопрос 4: Что понимают под рынком СМИ?
1. Географический рынок;
2. Рынок идей;
3. Рынок знаний;
4. Рынок лояльностей;
Ответ: 1
Вопрос 5: Каким путем идет концентрация и монополизация СМИ в современных условиях?
1. Конкуренцией на рекламном рынке;
2. Увеличением тиража газет;
3. Приобретением различных СМИ промышленно-финансовыми корпорациями;
4. Появлением цепи магазинов;
Ответ: 3
Вопрос 6: Каковы общие черты правовых документов отдельных государств в области свободы слова?
1. Охрана интересов государства и личности;
2. Защита прав самих журналистов;
3. Защита прав потребителей;
4. Охрана интересов предпринимателей;
Ответ: 1
Вопрос 7: Основной целью Международной организации журналистов (МОЖ) является:
1. Регулирование импорта и экспорта журналистской продукции;
2. Предоставление информации об обстоятельствах, могущих вызвать загрязнение окружающей среды;
3. Отделение сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию от мнения;
4. Защита мира, укрепление дружбы и сотрудничества между народами с помощью свободного, правдивого и честного информирования общественности, защита свободы печати и прав журналистов;
Ответ: 4
Вопрос 8: Что означает понятие «медиатизация политики»?
1. Участие руководителей СМИ в работе государственных органов;
2. Создание политической партии с участием представителей СМИ;
3. Активное вторжение в политику медийного поля;
4. Влияние СМИ на поведение политиков;
Ответ: 3
Вопрос 9: Политический маркетинг – это:
1. Исследование роли массмедиа в избирательных компаниях, помогающих или препятствующих кандидатам получить желаемое большинство голосов при соблюдении принципа подчинения меньшинства большинству;
2. Плюрализация форм распространения и восприятия информации;
3. Создание универсального языка глобализирующегося информационного общества;
4. Комплекс средств с целью создания адекватности кандидата его потенциальному электорату, представления его как можно большему числу избирателей и каждому из них, создания различий между кандидатом и его конкурентами-противниками и увеличения числа голосов, необходимых для победы на выборах;
Ответ: 4
Вопрос 10: Особенностью современного процесса создания новостей является :
1. Наличие ослабленной оперативности в момент интриги;
2. Установление связи между событием и интересами местных жителей;
3. Стирание границ между жанрами новостей;
4. Уменьшение формата;
ответ: 3
Вопрос 11: Не является устойчивой тенденцией в новостях телесетей :
1. Инфотэйнмент;
2. Политэйнмент;
3. Бизнестэйнмент;
4. Маргинализация;
Ответ: 4
Вопрос 12: Теория Маклюэна о «горячих» и «холодных» СМИ основана на критерии:
1. Классификации новостей;
2. Участия получателя сообщения СМИ;
3. Типов культуры;
4. Роли технических средств в культурном прогрессе человечества;
Ответ: 2
Вопрос 13: Общественно-правовое телевидение – это:
1. Африканская модель;
2. Восточная модель;
3. Американская модель;
4. Западноевропейская модель;
Ответ: 4
Вопрос 14: Создателем «желтой» прессы является:
1. Мэрдок;
2. Берлускони;
3. Пулитцер;
4. Блумберг;
Ответ: 3
Вопрос 15: Кому приписывается авторство метафоры «четвертая власть»?
1. Г. Филдингу;
2. Д. Вашингтону;
3. М. Тэтчер;
4. А Громыко;
Ответ: 1
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1: Как называется персональная страница на широко доступной онлайн-платформе (как правило, социальной сети), периодически наполняемая контентом по усмотрению ее автора (группы авторов)?
Ответ: Блог
Вопрос 2: Как называется печатное издание, выходящее под одним названием с заранее установленной периодичностью (чаще всего в ежедневном или еженедельном режиме) в заранее оговоренном формате (рубрикатор, объем, дизайн и т. д.), для которого характерно актуальное общественно значимое содержание?
Ответ: газета
Вопрос 3: Как называется печатное издание, выходящее под одним названием с заранее установленной периодичностью (чаще всего в еженедельном и ежемесячном режиме) в заранее оговоренном формате (рубрикатор, дизайн, тематика и т. д.)?
Ответ: журнал
Вопрос 4: Как называется организация, регулярно занимающаяся выпуском книг, газет, журналов, карт, плакатов, календарей, открыток и других видов медиапродукции, содержащей преимущественно текстовую и визуальную информацию, воспринимаемую пользователем с бумажного листа или с экрана, а также звукозаписей и различных видов программного обеспечения?
Ответ: издательство
Вопрос 5: Как называется любое техническое устройство или система, в опосредованной (медиатизированной) коммуникации обеспечивающее передачу сообщения от отправителя (источника информации) к получателю (адресату)?
Ответ: канал
Вопрос 6: Как называется смысловое наполнение инфраструктурных элементов медиакоммункационной системы?
Ответ: контент
Вопрос 7: Какие базовые формы контента существуют в современных медиакоммуникационных системах?
Ответ: текст, изображение, звук, видео
Вопрос 8: Как называется самодостаточное и законченное по смыслу высказывание, созданное в любой доступной для адресата форме?
Ответ: условная минимальная единица контента
Вопрос 9: Как называется процесс, связанный с распространением с помощью технических средств между различными группами и индивидуумами специально подготовленных сообщений, представляющих социальную и личную значимость?
Ответ: медиакоммуникация
Вопрос 10: Как называется завершенный результат деятельности (творчества) участника медиакоммуникационного процесса, распространяемый в медиасреде и на медианосителе для конкретной аудитории?
Ответ: медиапродукт
Вопрос 11: Кто может быть производителем медиапродукта?
Ответ: институт (например, редакция), отдельная персона или группа лиц.
Вопрос 12: Как называется тип средства массовой информации, принцип функционирования которого заключается в передаче на расстояние упорядоченного потока единиц аудиоконтента?
Ответ: радио
Вопрос 13: Какие медиаметрические показатели являются главными для радиостанции?
Ответ: рейтинг (AQH) и доля (AQH Share).
Вопрос 14: Какие термины используют для обозначения единицы информационно-разговорного контента на радио?
Ответ: программа, трек
Вопрос 15: Какое ключевое свойство приобретают в в онлайн-среде любые медиа?
Ответ: свойство интерактивности
Вопрос 16: Где создается профессиональный медиаконтент?
Ответ: в специализированных медиаорганизациях
Вопрос 17: Что делает коммуникационный шум?
Ответ: искажает сообщение, снижая возможность его декодирования и получения.
Вопрос 18: Как называется система организации мультимедийной информации на основе связи различных элементов (блоков) с помощью перекрестных ссылок (так называемых гиперссылок – англ. hyperlinks)?
Ответ: гипермедиа

Вопрос 19 : Какие организации могут осуществлять вещание?
Ответ: радиостанции и телевизионные каналы, а также некоторые интернет-компании.
Вопрос 20: Что является характерной чертой блогов?
Ответ: возможность интерактивного взаимодействия автора с аудиторией при помощи опций, предоставляемых
платформой

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ЗАДАНИЙ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Открытый университет АлтГУ»: https://public.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=75656
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 60 заданий.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шарков Ф.И., Бузин В.Н. Интегрированные коммуникации: Массовые коммуникации и медиапланирование: Учебники Издательство "Дашков и К", 2017 e.lanbook.com
Л1.2 Е.Л. Вартанова Медиасистема России: , 2017 biblioclub.ru
Л1.3 Бонцанини М. Анализ социальных медиа на Python. Извлекайте и анализируйте данные из всех уголков социальной паутины на Python: Другое Издательство "ДМК Пресс", 2018 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Марченко И.О. Мультимедиа технологии: учебно-методическое пособие Издательство НГТУ, 2017 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" biblioclub.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства "Лань" e.lanbook.com
Э3 Курс в Moodle "Медиакоммуникационные системы" public.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
405Д специализированная аудитория с мультимедийным оборудованием кафедры связей с общественностью и рекламы - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; учебные пособия; презентационные материалы; наглядные материалы; компьютер: марка AquariusIntelCeleron   - 1 единица; стационарный проектор: марка VivitekD517 - 1 единица; стационарный экран: марка Projecta - 1 единица

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина предусматривает лекции и практические занятия, а также самостоятельную работу. Изучение курса завершается экзаменом. Успешное изучение курса требует посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой.

Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.

Практическое занятие — форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.
Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др; перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины; информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует:
руководствоваться графиком самостоятельной работы,
выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.

Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.