МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

UX и UI-дизайн

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Направление подготовки09.03.04. Программная инженерия
ПрофильРазработка программно-информационных систем
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план09_03_04_Программная инженерия_РПИС-2023
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 63
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Лабораторные 34 34 34 34
Сам. работа 63 63 63 63
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
канд. техн. наук, доцент, С.П. Стерлягов

Рецензент(ы):
канд. физ.-мат. наук, Доцент, В.М. Патудин

Рабочая программа дисциплины
UX и UI-дизайн

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.04 Программная инженерия (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 920)

составлена на основании учебного плана:
09.03.04 Программная инженерия
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 14.04.2023 г. № 8
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Трошкина Г.Н.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 14.04.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Трошкина Г.Н.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать представление о технических и программных средствах реализации компетенций в области разработки пользовательского интерфейса с использованием современного программного обеспечения, а также навыки разработки пользовательского интерфейса.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен создавать, развертывать, сопровождать и оптимизировать архитектуру программных средств и баз данных
ПК-1.1 Знает принципы развертывания, сопровождения и оптимизации функционирования баз данных.
ПК-1.2 Умеет развертывать, сопровождать и оптимизировать функционирование баз данных.
ПК-1.3 Имеет практический опыт развертывания, сопровождения и оптимизации функционирования баз данных.
ПК-2Способен разрабатывать техническую документацию на продукцию в сфере информационных технологий, разрабатывать технические документы информационно-методического и маркетингового назначения, управлять технической информацией
ПК-2.1 Знает основные принципы создания технической документации на продукцию в сфере информационных технологий.
ПК-2.2 Умеет разрабатывать технические документы информационнометодического и маркетингового назначения.
ПК-2.3 Имеет практический опыт управления технической информацией.
ПК-3Способен разрабатывать и тестировать программное обеспечение
ПК-3.1 Знает основы проектирования и элементы архитектурных решений информационных систем.
ПК-3.2 Умеет проектировать баз данных и разрабатывать программное обеспечение с их использованием.
ПК-3.3 Имеет практический опыт тестирования программного обеспечения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ключевые информационные ресурсы, раскрывающие современные тенденции развития интерфейсов информационных систем,инструменты и методы проектирования интерфейса информационной системы, виды документации в проектировании интерфейсов информационных систем, основные требования к дизайну интерфейса пользователя информационной системы, принципы аргументации предложений при разработке дизайн-проектов в области информационного обеспечения
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать профессиональный опыт в разработке интерфейсов информационных систем с помощью информационно-коммуникационных технологий,проводить юзабилити-тестирование интерфейса информационной системы, составлять техническую документацию, разрабатывать проектное решение интерфейса с учетом развития современной шрифтовой культуры, использовать презентационные материалы для обоснования предложений при разработке дизайн-проектов интерфейса
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками использования электронных образовательных ресурсов по дизайну интерфейса информационных систем, навыками разработки дизайна интерфейса информационной системы в соответствии с особенностями пользовательского поведения, навыками составления описания процесса разработки интерфейса информационной системы, навыками создания визуальных компонентов пользовательского интерфейса, навыками обоснования проектного решения интерфейса на основе принципов эргономики и тенденций развития дизайна

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие интерфейса информационной системы
1.1. Интерфейсы информационных систем. Классификация интерфейсов. Понятие пользовательского интерфейса. Проблемы интеграции компонентов ИС. Лекции 6 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Эволюция элементов пользовательского интерфейса Сам. работа 6 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.3. Способы взаимодействия пользователя с интерфейсом. Компоненты интерфейса информационной системы. Лекции 6 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.4. Этапы проектирования пользовательского интерфейса в жизненном цикле разработки информационной системы Лабораторные 6 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.5. Стандарты в области разработки интерфейсов информационных систем Сам. работа 6 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.6. Компетенции и задачи специалистов в области проектирования интерфейса Сам. работа 6 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
Раздел 2. Проектирование интерфейсов информационных систем на основе анализа пользовательского поведения
2.1. Основные принципы разработки интерфейсов информационных систем. Понятие UI/UX-дизайна Лекции 6 8 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.2. Инструменты и методы проектирования интерфейса. Этапы проектирования. Целеполагание в дизайне интерфейса. Лабораторные 6 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.3. Возможности проектирования интерфейсов средствами онлайн-приложений Сам. работа 6 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.4. Виды документации в проектировании интерфейса Лекции 6 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.5. Работа с технической документацией Сам. работа 6 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
Раздел 3. Проектирование пользовательского опыта и прототип интерфейсного решения
3.1. Понятие пользовательского опыта и информационная система Лабораторные 6 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
3.2. Адаптивный и отзывчивый дизайн Лабораторные 6 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
3.3. Инструменты прототипирования интерфейса Сам. работа 6 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
3.4. Разработка анимированного прототипа интерфейса Лабораторные 6 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
3.5. Создание прототипа интерфейса Сам. работа 6 8 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
Раздел 4. Визуальные компоненты дизайна интерфейса
4.1. Структура в визуальном дизайне. Иерархия визуальных компонентов пользовательского интерфейса. Лабораторные 6 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
4.2. Особенности морфологии, композиции, эргономики интерфейса информационной системы. Виды визуальных компонентов интерфейса информационной системы. Понятие визуальной иерархии. Сам. работа 6 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
4.3. Современные тенденции в развитии дизайна интерфейса. Гайдлайны. Понятие Material Design. Сам. работа 6 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
4.4. Анализ визуальной иерархии и компонентов интерфейса информационной системы Сам. работа 6 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
4.5. Инструменты разработки дизайна интерфейса мобильного приложения и онлайн-приложения Лабораторные 6 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
4.6. Разработка визуальных компонентов дизайна пользовательского интерфейса Сам. работа 6 5 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
4.7. Эргономичность и юзабилити-тестирование интерфейса Лабораторные 6 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
4.8. Подготовка дизайн-проекта к презентации, способы обоснования дизайн-решения Сам. работа 6 8 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Терещенко П. В., Астапчук В. А. Интерфейсы информационных систем: Учебники и учебные пособия для ВУЗов НГТУ, 2012 biblioclub.ru
Л1.2 Павловская Е.Э. - отв. ред. ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН. СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: учебное пособие М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Баканов А.С., Обознов А.А. Эргономика пользовательского интерфейса: от проектирования к моделированию человеко-компьютерного взаимодействия: М.: Институт психологии РАН // ЭБС "ONLINE", 2011 biblioclub.ru
Л2.2 Мандел Т. Разработка пользовательского интерфейса: М.: ДМК Пресс // ЭБС "Лань", 2007 e.lanbook.com
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 А. Л. Усанова История, теория и методология дизайн-проектирования: учеб.- метод. пособие Изд-во АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 UX Design for Mobile Developers // Udasity www.udacity.com
Э2 Онлайн-редактор Figma www.figma.com
6.3. Перечень программного обеспечения
MS'Visual Studio 2008
Open Office
Office 2010 Professional
Windows 7 Professional
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).
4. Система поиска информации в сети интернет (включая русскоязычный интернет) Google (https://www.google.ru/).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
103С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; помещение для саостоятельной работы Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная; марка ASUSTeK Computer INC модель P8B75-M - 15 единиц; мониторы: марка Asus модель VW224 - 15 единиц
304С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка AsusTeK Computer INC модель P8B75-M; мониторы: марка ASUS модель VW224 - 15 единиц; плакат "Компьютер и безопасность"
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины целесообразно выполнять следующие рекомендации:
а) изучение должно быть систематическим, в течение всего семестра; для формирования устойчивых навыков и знаний эффективнее следовать логике построения курса и осваивать учебный материал небольшими порциями;
б)после изучения темы на практическом занятии следует выполнить самостоятельную работу по данной теме, если она предполагается, а также изучить дополнительные ресурсы, рекомендованные преподавателем, а также найденные самостоятельно в сети Интернет, в фондах научной библиотеки университета.
Дополнительные учебные результаты могут быть достигнуты в форме научно-исследовательской работы студентов по проблематике данной учебной дисциплины: написание научных статей, выступление на конференциях, круглых столах, участие в научно-исследовательских проектах. Выполнение практических заданий предусмотрено как на практических занятиях, так и в форме самостоятельной работы. При выполнении самостоятельной работы учащийся может задавать уточняющие вопросы преподавателю, используя электронные средства коммуникации на Едином образовательном портале АлтГУ, а также при непосредственном общении с преподавателем в часы консультаций.