МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Администрирование и регламентация управленческих процессов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.03.02. Менеджмент
ПрофильМаркетинг и цифровые коммуникации; Управление бизнесом
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план38_03_02_Менеджмент_Профили-2023
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 88
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 88 88 88 88
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.э.н., профессор, Соколова О.Н.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Администрирование и регламентация управленческих процессов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 970)

составлена на основании учебного плана:
38.03.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 07.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.э.н., доцент Рудакова О.Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 07.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой к.э.н., доцент Рудакова О.Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование знаний, умений и навыков в сфере администрирования и регламентации управленческих процессов

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять информационно-аналитическое обоснование управленческих решений
ПК-1.1 Знает инструменты и методы анализ-за информации, необходимой для принятия управленческих решений, основные экономические показатели работы организации
ПК-1.2 Умеет анализировать информацию для принятия управленческих решений, оценивать возможность реализации решения с точки зрения выбранных целевых показателей и имеющихся ресурсов
ПК-1.3 Использует современные технические средства, информационные технологии аналитический инструментарий при обосновании управленческих решений
ПК-2Способен осуществлять управленческие функции на уровне организации и структурного подразделения
ПК-2.1 Знает функции, инструменты и методы управления
ПК-2.2 Умеет применять инструменты и методы управления, разрабатывать управленческую документацию (в том числе стандарты, нормы и правила, техническую документацию) с использованием современного программного обеспечения
ПК-2.3 Способен осуществлять управленческие функции на уровне организации и/или структурного подразделения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1. Знает инструменты и методы анализа информации, необходимой для принятия управленческих решений, основные экономические показатели работы организации.
ПК-2.1. Знает функции, инструменты и методы управления.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.2. Умеет анализировать информацию для принятия управленческих решений, оценивать возможность реализации решения с точки зрения выбранных целевых показателей и имеющихся ресурсов.
ПК-2.2. Умеет разрабатывать управленческую документацию (в том числе стандарты, нормы и правила, техническую документацию) с использованием современного программного обеспечения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК- 1.3. Использует современные технические средства, информационные технологии и аналитический инструментарий при обосновании управленческих решений
ПК-2.3. Способен применять инструменты и методы управления при реализации управленческих функций на уровне организации и структурного подразделения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ОСНОВЫ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ И РЕГЛАМЕНТАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
1.1. Администрирование и регламентация управленческих процессов: понятие, характеристика, условия и особенности реализации. Значение и сущность административного управления в организации. Регламенты управления : виды, порядок разработки и применения. Лекции 7 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Администрирование и регламентация управленческих процессов: понятие, характеристика, условия и особенности реализации. Значение и сущность административного управления в организации. Регламенты управления : виды, порядок разработки и применения. Практические 7 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Подготовка к практическим занятиям, выполнение индивидуальных практических заданий, написание реферата, подготовка к зачету Сам. работа 7 20 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И ПРАВИЛА ИХ ОФОРМЛЕНИЯ
2.1. Организационно-распорядительные документы и правила их оформления Лекции 7 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. Организационно-распорядительные документы и правила их оформления Практические 7 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.3. Подготовка к практическим занятиям, выполнение индивидуальных практических заданий, написание реферата, подготовка к зачету Сам. работа 7 12 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.4. Информационно- справочные документы и правила их оформления Лекции 7 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.5. Информационно- справочные документы и правила их оформления Практические 7 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.6. Подготовка к практическим занятиям, выполнение индивидуальных практических заданий, написание реферата, подготовка к зачету Сам. работа 7 12 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.7. Документация по личному составу. Особенности кадрового администрирования Лекции 7 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.8. Документация по личному составу. Особенности кадрового администрирования Практические 7 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.9. Подготовка к практическим занятиям, выполнение индивидуальных практических заданий, написание реферата, подготовка к тестированию,подготовка к зачету Сам. работа 7 12 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.10. Организационное и распорядительное администрирование в организации. Типичные ошибки в языке и стиле деловой документации Лекции 7 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.11. Организационное и распорядительное администрирование в организации. Типичные ошибки в языке и стиле деловой документации Практические 7 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.12. Организационное и распорядительное администрирование в организации. Типичные ошибки в языке и стиле деловой документации Сам. работа 7 12 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА РЕГЛАМЕНТИРОВАНИЯ И АДМИНИСТРИРОВАНИЯ
3.1. Эффективная организация процесса регламентирования и администрировая Лекции 7 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.2. Эффективная организация процесса регламентирования и администрировая Практические 7 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.3. Подготовка к практическим занятиям, выполнение индивидуальных практических заданий, написание реферата, подготовка к тестированию,подготовка к зачету Сам. работа 7 20 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Регламентация труда – это:
а) совокупность правил, положений, норм;
б) процесс разработки совокупности правил, положений, норм;
в) документ, устанавливающий порядок деятельности организации, её подразделений и работников.
2. Локальный нормативный акт организации, регламентирующий порядок при? ма и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, — это:
а) устав организации;
б) правила внутреннего трудового распорядка;
в) трудовой договор;
г) коллективный договор.
3. Документально зафиксированный порядок выполнения управленческой работы, определяющий состав, содержание, последовательность и исполнителей операций, — это:
а) операционно-технологическая карта;
б) процедура управленческой работы;
в) технологическая инструкция.
4. Продолжительность ежедневной работы (смены) для большинства работающих в нормальных условиях труда не должна превышать:
а) 8,2 часа;
б) 8 часов;
в) 7 часов.
5. Какова продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска?
а) 24 рабочих дня;
б) 24 календарных дня;
в) 28 рабочих дней;
г) 28 календарных дней.
6. Административная школа в управлении ставила своей целью
создание нового стиля управления
+рассмотрение администратора как профессии
+создание универсальных принципов управления
согласование работы финансового аппарата на предприятии с производством и маркетингом
Основные функции управления:
организация, мотивация, контроль
организация, мотивация
планирование, контроль
+планирование, организация, мотивация, контроль
7. Является ли администрирование производительным трудом?
+Да, поскольку этот вид деятельности призван обеспечить целостность трудового организма и создает условия для его эффективной работы
Да, т. к. создает новую стоимость
Нет, это всего лишь механизм урегулирования противоречия между наемным трудом и собственником средств производства
Нет, это всего лишь надзор и контроль
8. К объектам административного менедмента организации относятся... (отделы и должности)
9. К общим принципам управления я не относится:
+принцип приоритета
принцип научной обоснованности управления
принцип оптимальности управления
принцип системного подхода
10. В административном менеджменте функция регламентация состоит …
В придании официального статуса фактически сложившемуся функциональному распределению
В проведении комплекса организационно-методических мероприятий, содействующих достижению цели
+В установлении правил для соблюдения жестких границ, рамок, пределов, квот
В фактическом осуществлении целенаправленно принятого решения или прогнозируемых преобразований
11. К элементам администрирования не относится
Контроль
+Мотивация
Руководство
Регламентация
12. К специальным функциям администрирования не относится
Детализация
+Мотивация
Оценка
Регламентация
13. Условное распределение (закрепление) чего-либо на единицу — это
Доля
Норма
+Норматив
14. В административном менеджменте функция регламентация состоит … (В установлении правил для соблюдения жестких границ, рамок, пределов, квот)
15. Функциональное назначение распорядительных методов не заключается в действиях субъектов управления, направленных на (выработку основных регламентов и инструкций) (Положение об оплате труда)
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрнено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Перечень вопросов и заданий к Зачету:

1. Администрирование и регламентация управленческих процессов: понятие, характеристика, условия и особенности реализации.
Значение и сущность административного управления в организации.
Регламенты управления: виды, порядок разработки и применения.
Регламенты управления: порядок разработки и применения.
Организационно-распорядительные документы и правила их оформления
Информационно- справочные документы и правила их оформления
Документация по личному составу.
Особенности кадрового администрирования
Организационное и распорядительное администрирование в организации.
Типичные ошибки в языке и стиле деловой документации
Эффективная организация процесса регламентирования и администрирования

Задания к Зачету
1. Составьте регламент осуществления коммуникаций между структурными подразделениями организации (по выбору).
2. С целью привлечения средств для обеспечения производственной деятельности ООО «Техника» составьте приказ о создании коммерческого отдела в составе 3 штатных единиц: коммерческого директора-1, ведущего специалиста-1, специалиста-1. Главному бухгалтеру предприятия поручите предоставить на утверждение новое штатное расписание предприятия на 4 квартал текущего года к 01 октября. Коммерческому директору закончить комплектования кадрами к 10 октября.
3. Составьте приказ директора ООО «Конверсия» об утверждении Положения о порядке расчетов за оказание информационных услуг. Юрисконсульту по финансово-хозяйственным вопросам и секретарю-референту поручите разработать типовые формы договоров об оказании различных видов информационных услуг. Ответственность за изготовление, учет и сохранность бланков договоров возложите на секретаря-референта предприятия.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Соколова О.Н. Документационное обеспечение управления в организации : Учебное пособие , 2013
Л1.2 Кузнецов И. Н. ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Соколова О.Н Акимочкина Т.А Бочарова Л.А Документационное обеспечение управления (делопроизводство) : учеб.-метод. комплекс АлтГУ, 2015 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/959
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС Университетская библиотека online
Э2 ЭБС Университетская библиотека "Лань"
Э3 Справочно-правовая система КонсультантПлюс
Э4 Справочно-правовая система Гарант
Э5 Курс в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
1. КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/.
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические (лабораторные) занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое (лабораторное) занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы,обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (лабораторных) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
В процессе изучения дисциплины студент должен зарегистрироваться на образовательном портале, где размешен соответствующий курс, тексты лекций, задания для лабораторных работ, исходные данные для их выполнения, темы рефератов и итоговые вопросы. Использование образовательного портала позволит организовать наиболее эффективную самостоятельную работу студентов.




Подробнее см. в ЭУМК на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=782