МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Новая и новейшая история стран Востока

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра всеобщей истории и международных отношений
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильИстория. Право
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz44_03_05_Педобразование_ИП-2021
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 175
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 175 175 175 175
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.и.н., Доцент, Курныкин Олег Юрьевич

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Колокольцева Н.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Новая и новейшая история стран Востока

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 26.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.и.н., доцент Усольцев С.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 26.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой к.и.н., доцент Усольцев С.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Раскрыть процессы формирования единого мирополитического пространства в эпоху господства колониализма, выявить механизмы складывания и фукционирования колониальных империй, специфику взаимоотношений народов Востока в условиях жесткой иерархичности мирового пространства.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-8Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
ОПК-8.1 Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области
ОПК-8.2 Проектирует и осуществляет учебно-воспитательный процесс с опорой на знания предметной области, психолого-педагогические знания и научно обоснованные закономерности организации образовательного процесса
ПК-1Способен осуществлять обучение истории и праву в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
ПК-1.1 Знает сущность, структуру, функции, движущие силы обучения истории и обществознанию в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
ПК-1.2 Умеет ставить цели, проектировать содержание, оптимально отбирать методы обучения, формы и средства обучения истории и обществознанию
ПК-1.3 Владеет методами обучения истории и обществознания в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные этапы и закономерности исторического развития стран Востока
3.2.Уметь:
3.2.1.определять причинно-следственные связи концептуальных идей и практического политического развития государства; применять методы научного познания
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами научного анализа исторических процессов; категориальным аппаратом дисциплины и способностью применять его в учебно-вспомогательной и учебно-организационной работе

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Страны Востока в новое время
1.1. Страны Востока накануне и во время Великих географических открытий. Проблема «отставания» Востока или «опережение» Запада (историография вопроса) Политическая карта Востока к началу XVII в. Периоды колонизации стран Востока. Лекции 4 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Проблема «отставания» Востока или «опережение» Запада (историография вопроса) Политическая карта Востока к началу XVII в. Периоды колонизации стран Востока. Сам. работа 4 12 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Историческая справка. Установление сёгуната Токугава. Социально-экономическое развитие страны: циклы подъема и упадка. Политический кризис начала XIX века. Гражданская война 1862-1869 гг. Революционный переворот Мэйдзи исин. Сам. работа 4 6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.4. Япония во второй половине XIX – начале XX вв. Япония во второй половине XIX в. Продолжение модернизации страны. Зарождение оппозиционного движения: первые политические партии. Внешняя политика Японии. Внешняя политика Японии Сам. работа 4 6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.5. Могольская Индия накануне колонизации. Борьба английской Ост-Индской компании за Индию (XVII – середина XIX вв.. Историческая справка. Возникновение Могольской державы. Экономическое положение страны в XVI – начале XVIII вв. Рост сепаратизма и упадок Империи к середине XVIII в. Английское колониальное завоевание. Индия в первой половине XIX в. Народное восстание 1857-1859 гг. Лекции 4 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.6. Историческая справка. Возникновение Могольской державы. Экономическое положение страны в XVI – начале XVIII вв. Рост сепаратизма и упадок Империи к середине XVIII в. Английское колониальное завоевание. Индия в первой половине XIX в. Народное восстание 1857-1859 гг. Сам. работа 4 12 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.7. Индия во второй половине XIX – начале XX вв. Становление индийского капитализма. Зарождение национального самосознания. Реформационное движение, создание Индийского национального конгресса. Раздел Бенгалии, подъем антиколониального движения в 1904-1908 гг. Практические 4 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.8. Индия во второй половине XIX – начале XX вв. Становление индийского капитализма. Зарождение национального самосознания. Реформационное движение, создание Индийского национального конгресса. Раздел Бенгалии, подъем антиколониального движения в 1904-1908 гг. Сам. работа 4 12 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.9. Общественно-политическая концепция Махатмы Ганди. Начало политической деятельности Ганди. Первая кампания гражданского неповиновения. Сам. работа 4 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.10. Общественно-политическая концепция Махатмы Ганди. Начало политической деятельности Ганди. Первая кампания гражданского неповиновения. Практические 4 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.11. Афганистан в новое время. Англо-русское соперничество в Средней Азии. Историческая справка. Политический строй и экономические отношения в XVIII-XIX вв. Начало проникновения Англии в Афганистан. Первая англо-афганская война (1838-1842). Англо-русское соперничество в Средней Азии. Вторая англо-афганская война (1878-1880). Лекции 4 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.12. Историческая справка. Политический строй и экономические отношения в XVIII-XIX вв. Начало проникновения Англии в Афганистан. Первая англо-афганская война (1838-1842). Англо-русское соперничество в Средней Азии. Вторая англо-афганская война (1878-1880). Практические 4 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.13. Историческая справка. Экономические отношения в стране. Особенности политического устройства Ирана. Внешняя политика династии Каджаров. Бабидские восстания (1848-1852) Практические 4 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.14. Османская империя в XVIII – середине XIX вв. Историческая справка. Кризис Османской империи. «Восточный вопрос» и положение в провинциях. Проведение реформ Селимом III и Махмудом II. Танзимат: цели и результаты. Сам. работа 4 12 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.15. Историческая справка. Кризис Османской империи. «Восточный вопрос» и положение в провинциях. Проведение реформ Селимом III и Махмудом II. Танзимат: цели и результаты. Сам. работа 4 12 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.16. Османская империя во второй половине XIX – начале XX вв. Политический кризис и младотурецкая революция Социально-экономическое и политическое положение Порты во второй половине XIX в. Особенности развития турецкой буржуазии. Становление младотурецкого движения. Военно-революционный переворот 1908-1909 гг. (Младотурецкая революция). Практические 4 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.17. Османская империя во второй половине XIX – начале XX вв. Политический кризис и младотурецкая революция.Социально-экономическое и политическое положение Порты во второй половине XIX в. Особенности развития турецкой буржуазии. Становление младотурецкого движения. Военно-революционный переворот 1908-1909 гг. (Младотурецкая революция). Сам. работа 4 12 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.18. Страны Азии и Африки накануне Первой мировой войны. Завершение колониального раздела Африки. Вывоз капитала в колонии и зависимые страны. Лекции 4 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Страны Востока в новейшее время
2.1. Страны Востока в новейшее время Лекции 4 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Страны Востока в новейшее время Практические 4 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.3. Подготовка к практическим занятиям и промежуточной аттестации Сам. работа 4 90 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ПК-1
Тестовые задания

1. Самой обширной по территории колониальной империей являлась
А. Британская
Б. Французская
В. Российская

2. Капитуляции – специальные соглашения между Османской империей и европейскими государствами, предусматривавшие
А. консульскую юрисдикцию, т.е. изъятие иностранцев из ведения местного судопроизводства
Б. широкие льготы иностранным подданным в сфере торговли, мореплавания, налогообложения
В. все перечисленное выше

3. Синьцзян был включен в состав Цинской империи
А. добровольно
Б. в результате разгрома Джунгарского ханства
В. вследствие ассимиляции местного населения Китаем

4. По Симодскому договору 1855 г. между Японией и Россией южнокурильские острова
А. остались неразделенными
Б. вошли в состав России
В. признавались территорией Японии

5. В результате англо-египетской войны 1882 г.
А. Египет был аннексирован Великобританией
Б. Египет вышел из состава Османской империи
В. Великобритания объявила себя «временно оккупирующей державой», создав в Египте систему косвенного управления

6. В результате завоевания Средней Азией Россией во второй половине XIX в.
А. Бухарский эмират и Хивинское ханство были ликвидированы и вошли в состав Туркестанского генерал-губернаторства
Б. Бухарский эмират и Хивинское ханство признали свой вассалитет от России
В. Кокандское ханство превратилось в главный оплот России в Средней Азии

7. Война между Арменией и Турции 1920 г. привела:
А. к образованию независимого армянского государства
Б. к возвращению армян в Западную (турецкую) Армению
В. поражению Армении и вытеснению армян из Западной Армении

8. Ирак был принят в Лигу Наций
А. в 1930 г.
Б. в 1932 г.
В. в 1938 г.

9. Война между Ираком и Великобританией произошла
А. в 1940 г.
Б. в 1941 г.
В. в 1942 г.

10. Китай провел испытание ядерного оружия и стал ядерной державой
А. в 1961 г.
Б. в 1964 г.
В. в 1967 г.

11. Китайская Народная Республика стала членом ООН
А. в 1971 г.
Б. в 1972 г.
В. в 1974 г.

12. Верховная власть в Японии в 1945–1952 гг. находилась
А. в руках японского императора
Б. в руках Союзного совета для Японии
В. в руках США

13. Сан-Францисская конференция, созванная для выработки и подписания мирного договора с Японией, проходила
А. в 1951 г.
Б. в 1952 г.
В. в 1956 г.

14. «Годом Африки», когда была провозглашена независимость 17 африканских государств, называют
А. 1960 г.
Б. 1963 г.
В. 1964 г.

15. Итогом ирано-иракской войны 1980–1988 гг. стала
А. победа Ирана
Б. победа Ирака
В. взаимное истощение сторон

Ключ к тестам

№ вопроса ответ
1 А
2 В
3 Б
4 В
5 В
6 Б
7 В
8 Б
9 Б
10 Б
11 А
12 В
13 А
14 А
15 В

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.


Контрольные вопросы

1. Что означает понятие западоцентризм, как он проявляется в международных отношениях?
Западоцентризм – концепция, обосновывающая превосходство западной цивилизации над отставшей мировой периферией и доминирование стран Запада в международных отношениях.

2. Что понимается под ориетализацией современного мира?
Под ориентализацией мира понимается постепенное, но неуклонное возрастание роли стран Востока в современной мировой экономике и политике.

3. Каковы основные характеристики колониальной империи?
Колониальная империя – это сложносоставное, полиэтническое государственное образование, построенное на основе иерархического подчинения периферии центру, стремящееся к политико-правовой и культурной унификации подконтрольных пространств, а также проводящее активную, экспансионистскую внешнюю политику.

4. Приведите примеры морских и континентальных колониальных империй.
Морские империи – Испанская, Португальская, Нидерландская (Голландская), Французская, Британская.
Континентальные империи – Австро-Венгерская, Российская, Османская.

5. Какова роль колониальных империй в структурировании мирополитического пространства?
Колониальные империи стали инструментом «собирания мира», складывания единого мирового политического и экономического пространства.

6. Что такое субсидиарные договоры?
Субсидиарные договоры – формально союзнические соглашения между Ост-Индскими компаниями и правителями индийских княжеств, предусматривавшие размещение на территории княжеств воинских контингентов ОИК, на содержание которых выделялись субсидии из княжеской казны.

7. Кто такие сипаи?
Сипаи – наёмные солдаты в колониальной Индии (XVIII–XX вв.), рекрутировавшиеся европейскими колонизаторами, в основном британцами, из числа местного населения.


8. Что такое контрибуция?
Контрибуция – денежные суммы, выплачиваемые побежденным государством победителю после окончания войны. Размер, условия, формы выплаты контрибуции определялись исключительно по усмотрению победителя. Нормами современного международного права контрибуция запрещена.

9. Основными причинами неустойчивости Вашингтонского порядка в АТР являлись
возвращение Японии на путь внешнеполитической экспансии в начале 1930-х гг. и возобладание настроений изоляционизма в США.

10. С какой целью была создана в 1920 г. Дальневосточная Республика?
ДВР была создана как буферное государственное образование на российском Дальнем Востоке с целью недопущения прямого военного столкновения Советской России и Японии. В 1922 г. была ликвидирована и вошла в состав РСФСР.

11. Что означает понятие «марионеточное государство»?
Марионеточное государство – формально независимое государство, внутренняя и внешняя политика которого в значительной степени определяется иностранной державой.

12. Доктрина Трумэна предполагала
выделение Соединенными Штатами Америки 400 млн дол. на срочную помощь Греции и Турции для сдерживания натиска со стороны коммунистических сил.

13. Причинами Корейской войны 1950–1953 гг. стали:
раздел Кореи после Второй мировой войны на советскую и американскую зоны оккупации и стремление Республики Корея и КНДР к объединению страны военным путем под своей властью.

14. Какую позицию заняла ООН после начала войны в Корее?
Совет Безопасности ООН признал агрессором КНДР и призвал оказать помощь Южной Корее. Впервые в практике ООН были сформированы коллективные силы для участия в военных действиях на стороне жертвы агрессии.

15. Какие решения в отношении Вьетнама были приняты на Женевской конференции 1954 г.
Вьетнам признавался независимым государством. Формально провозглашалась территориальная целостность Вьетнама, фактически закреплялся его раздел на Северный и Южный Вьетнам.

16. Бандунгская конференция 1955 г. положила начало формированию
Движения неприсоединения.

17. Гуамская доктрина (доктрина Никсона) 1969 г. предусматривала увеличение ответственности азиатских стран в сфере безопасности в АТР, в том числе возрастание военных расходов союзников США. В рамках этой доктрины был взят курс на «вьетнамизацию войны» в Индокитае, что предусматривало сокращение участия американских войск в наземных операциях в войне во Вьетнаме.

18. «Теория трех миров», выдвинутая лидером КНР Мао Цзэдуном, делила все страны мира на три группы:
Первый мир – две сверхдержавы (США и СССР)
Второй мир – малые и средние развитые страны
Третий мир – развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки. Китай, согласно этой теории, был призван стать лидером «третьего мира».

19. Сеть коммуникаций и баз снабжения, по которым осуществлялась переброска военных формирований и снаряжения из Северного в Южный Вьетнам через сопредельные территории Лаоса и Камбоджи, называлась «тропой Хо Ши Мина».

20. Наступление вооруженных сил Демократической Республики Вьетнам в 1975 г. («операция Хо Ши Мин») завершилось:
разгромом сайгонского режима, эвакуацией американских сил из Южного Вьетнама, объединением страны, провозглашением в 1976 г. Социалистической Республики Вьетнам.

Критерии оценивания открытых вопросов
«Отлично» (зачтено): ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недостатки.


ОПК-8

Тестовые задания

1. Самой обширной по территории колониальной империей являлась
А. Британская
Б. Французская
В. Российская

2. Ликвидация Крымского ханства и включение Крыма в состав Российской империи произошли:
А. в 1774 г.
Б. в 1783 г.
В. в 1791 г.

3. Итогом первой англо-афганской 1838–1842 гг. войны стало
А. завоевание Афганистана Великобританией
Б. превращение Афганистана в британский протекторат
В. поражение Великобритании

4. Первая опиумная война между Великобританией и Китаем
А. положила начало формированию системы неравноправных договоров в отношениях Китая с европейскими государствами
Б. привела к массовым закупкам опиума европейскими торговцами на китайском рынке
В. привела к запрету торговли опиумом в Китае

5. Приамурье и Приморье вошли в состав России
А. по требованию местного населения
Б. как плата за посреднические усилия России в прекращении второй опиумной войны
В. в результате поражения Китая в русско-китайской войне

6. Япония захватила Маньчжурию
А. в 1929 г
Б. в 1931 г.
В. в 1937 г.

7. Лозаннский мирный договор 1923 г. предусматривал:
А. передачу черноморских проливов под контроль Турции
Б. признание странами Антанты независимости и суверенитета Турции
В. создание независимых Армении и Курдистана

8. Великобритания признала формальную независимость Египта
А. в 1918 г.
Б. в 1922 г.
В. в 1924 г.

9. Между СССР и Китаем в 1937 г. был заключен
А. пакт о нейтралитете
Б. пакт о ненападении
В. договор о взаимопомощи

10. Брюссельская конференция 1937 г., созванная после нападения Японии на Китай,
А. признала Японию агрессором
Б. ввела коллективные санкции против Японии
В. призвала Японию мирно урегулировать конфликт с Китаем

11. Индия в период Второй мировой войны
А. занимала нейтральную позицию
Б. объявила войну державам оси, но не принимала участия в военных действиях
В. была участником военных действий

12. Система неравноправных договоров Китая с западными державами была окончательно ликвидирована
А. в 1939 г.
Б. в 1941 г.
В. в 1943 г.

13. В 1946 г. провозглашается независимость
А. Бирмы
Б. Филиппин
В. Индонезии

14. «Годом Африки», когда была провозглашена независимость 17 африканских государств, называют
А. 1960 г.
Б. 1963 г.
В. 1964 г.

15. Вывод советских войск из Афганистана завершился
А. в 1989 г.
Б. в 1990 г.
В. в 1992 г.

Ключ к тестам

№ вопроса ответ
1 А
2 Б
3 В
4 А
5 Б
6 Б
7 Б
8 Б
9 Б
10 В
11 В
12 В
13 Б
14 А
15 А

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.

Контрольные вопросы

1. Каковы основные характеристики колониальной империи?
Колониальная империя – это сложносоставное, полиэтническое государственное образование, построенное на основе иерархического подчинения периферии центру, стремящееся к политико-правовой и культурной унификации подконтрольных пространств, а также проводящее активную, экспансионистскую внешнюю политику.

2. Что означает понятие великие державы?
Великие державы – термин, принятый для обозначения государств, играющих ведущую роль в международных отношениях и несущих особую ответственность за поддержание мира и международной безопасности.

3. Что такое доминион?
Доминионы – самоуправляемые части Британской империи, пользовавшиеся значительной самостоятельностью во внутренних делах через систему местных представительных органов.

4. Что такое сферы влияния в международных отношениях?
Сферы влияния – это территории формально независимых государств, на которых влияние той или иной великой державы было преобладающим или монопольным. При этом формально эти территории оставались частью тех или иных государств Востока.

5. Что такое мандатная система?
Мандатная система – вид международной опеки. Введена Лигой Наций для управления колониальными и зависимыми территориями в Азии, Африке и Океании, принадлежавшими ранее Германии и Османской империи. Мандаты на управление этими территориями передавались Лигой Наций одному из союзных государств.

6. Что такое агрессия в международных отношениях?
Агрессия – применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства.

7. Что такое аннексия?
Аннексия – насильственное присоединение государством территории другого государства.

8. Что означает термин геноцид?
Геноцид – международное преступление, совершаемое с намерением уничтожить полностью или частично какую-либо национальную, расовую или религиозную группу как таковую.

9. Что означает понятие деколонизация?
Деколонизация – процесс предоставления независимости, полного суверенитета колониям, доминионам, подмандатным территориям, зависимым территориям.

10. Что означает термин прелиминарный мирный договор
Прелиминарный мирный договор – предварительное соглашение, в котором воюющие стороны устанавливают основные условия будущего мирного договора.

11. Как повлияла исламская революция в Иране на американо-иранские отношения?
Отношения между Ираном и США были разорваны, Иран перестает быть союзником США в регионе, антиамериканизм становится основой внешнеполитического курса Исламской Республики Иран.

12. Каковы международные последствия ввода советских войск в Афганистан?
Был положен конец политике разрядки в международных отношениях. США отказались от ратификации договора ОСВ-2. США и ряд стран отказались от участия в Московской олимпиаде 1980 г. ООН неоднократно принимала резолюции с призывом к СССР вывести свои войска из Афганистана.

13. Охарактеризуйте японский проект создания Великой восточноазиатской сферы сопроцветания?
Великая восточноазиатская сфера сопроцветания – паназиатский проект, продвигавшийся японским правительством накануне и в годы Второй мировой войны. Проект предполагал создание в Восточной Азии блока азиатских народов, возглавляемого Японией и свободного от западных держав.

14. Иранский кризис 1945–1946 гг. в международных отношениях был обусловлен
нежеланием советского правительства выводить свои войска из Ирана, поддержкой Москвой сепаратистских движений азербайджанцев и курдов в Иране, стремлением СССР получить доступ к нефтяным ресурсам Ирана.

15. Причинами обострения советско-турецких отношений после Второй мировой войны стали:
инициативы советского руководства о пересмотре режима черноморских проливов (в том числе создание в проливах советской военной базы), о передачи СССР армянских и грузинских территорий, прежде входивших в состав Российской империи.

16. Что означает выражение «тройственная агрессия против Египта»?
Тройственная агрессия – международный вооруженный конфликт 1956 г. между Великобританией, Францией и Израилем, с одной стороны, и Египтом, с другой стороны, вызванный национализацией Египтом Суэцкого канала.

17. Препятствием для заключения мирного договора между Японией и Россией после Второй мировой войны является
неурегулированность территориального спора в отношении Южных Курильских островов в двусторонних отношениях.

18. Основой внешнеполитического курса и системы безопасности Японии во второй половине ХХ в. является
военно-политический союз с Соединенными Штатами Америки.

19. Что такое бантустаны?
Бантустаны – формально независимые или автономные государства, созданные Южно-Африканской Республикой в рамках политики апартеида на основе этнической однородности. Бантустаны не получили международного признания в качестве независимых государств и после 1994 г. были включены в состав ЮАР.

20. Результатом франко-алжирской войны 1954–1962 гг. являлось:
завоевание Алжиром независимости.


Критерии оценивания открытых вопросов
«Отлично» (зачтено): ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недостатки.

Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Характер и особенности младотурецкой революции в Турции (1908-1913)
2. Основные этапы и характер иранской революции (1906-1911)
3. Япония в эпоху Мэйдзи (1860-е гг.)
4. Революция и преобразования Мэйдзи. Специфика капиталистического развития Японии в конце XIX – начале XX в.
5. Иран в политике держав Запада XVIII –начала XX в.
6. Брианская Индия. От великой империи Востока к «жемчужине британской короны»
7. Основные формы и колониальной эксплуатации в первой половине XIX в.
8. Начало буржуазно-национального движения в Индии. Создание Всеиндийского национального конгресса
9. Индийский национальный конгресс и Мусульманская лига
10. Первая англо-афганская война (1838 – 1842)
11. Общая характеристика социально- экономического и политического развития Ирана к началу XIX в.
12. Бабидское восстание в Иране 1848-1852 гг. предпосылки, ход событий, историческое знание.
13. Предпосылки революции 1906-1911 гг. в Иране. Влияние русской революции 1905-1907 гг. на Иран.
14. Восстание сипаев и его роль в процессе складывания колониального режима в Индии
15. Становление капитализма в Индии во второй половине XIX – начале XX в.
16. Эволюция констиционно-административной системы Британской Индии во второй половине XIX – начале XX в.
17. Восточные страны и народы в общей схеме Великих географических открытий XVI-XVIII вв.
18. Общее и особенное в реформаторских процессах в странах Азии XIX в. (Турция, Иран, Япония)
19. Специфика Османской имперской системы
20. Танзимат, его этапы и содержание (1820-1870 –е гг.)
21. Южная Африка. Антиколониальная борьба в конце XIX – начале XX в.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

Вопросы к зачету

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Колониальные империи в системе международных отношений.
2. Формирование колониальных империй.
3. «Восточный вопрос» в конце XVIII – начале XIX в.
4. Британское завоевание Индии.
5. Китаецентризм и учение о сыне Неба как основополагающие доктрины внешней политики Китая.
6. Особенности российско-китайских отношений в XVII – середине XIX в. Территориальное разграничение Российской и Цинской империй.
7. Политика самоизоляции Японии. «Открытие» Японии западными державами.
8. Соперничество Великобритании и России в Иране в XIX – начале ХХ в. Англо-русское соглашение1907 г. о разделе сфер влияния в Азии.
9. Средняя Азия во внешней политике России во второй половине XIX в.
10. Монгольский вопрос в российско-китайских отношениях в начале ХХ в.
11. Международные отношения в регионе Ближнего и Среднего Востока в период Первой мировой войны.
12. Военные действия и изменение баланса сил в тихоокеанском регионе и в Африке в период Первой мировой войны.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА

1. Турецко-египетские конфликты 1830-х гг. и позиция европейских держав.
2. Крымская война и ее влияние на изменение баланса сил на Ближнем Востоке.
3. Афганский вопрос в международных отношениях в XIX в. Первая и вторая англо-афганские войны.
4. Политика самоизоляции Китая. Опиумные войны.
5. Германское проникновение в Турцию в конце XIX – начале ХХ в.
6. Строительство Суэцкого канала и установление британского господства в Египте.
7. Антикитайское восстание в Синьцзяне в 1860–1870-х гг. и позиция России.
8. Японо-китайская война 1894–1895 гг. и ее последствия для международных отношений на Дальнем Востоке.
9. Раздел Китая на сферы влияния в конце XIX в. Сближение России и Китая и строительство КВЖД.
10. Восстание ихэтуаней и интервенция капиталистических держав в Китае. Заключительный протокол 1901 г.
11. Русско-японская война 1904–1905 гг., ее причины и результаты.
12. Урегулирование российско-японских отношений и нарастание японо-американских противоречий после русско-японской войны 1904–1905 гг.


В конце второго семестра проводится экзамен по изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

Вопросы к экзамену

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

1. Влияние Первой мировой войны на страны Востока.
2. Мандатная система.
3. Советская политика на Востоке.
4. Лозаннская конференция.
5. Советизация Средней Азии.
6. Вашингтонская конференция 1921–1922 гг.-
7. Политика СССР и западных держав в Китае в годы китайской революции 1925–1927 гг.
8. Оккупация Японией Маньчжурии в 1931 г. и провозглашение Маньчжоу-го.
9. Политика Японии в оккупированных странах в период войны на Тихом океане.
10. Изменение международного статуса Китая в годы Второй мировой войны.
11. Гражданская война в Китае 1946–1949 гг. и дестабилизация восточноазиатской подсистемы международных отношений.
12. Деколонизация и раздел Индии.
13. Процессы деколонизации на Африканском континенте.
14. Исламская революция в Иране и исламский фактор в международных отношениях.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА

1. Раздел Турции державами Антанты после Первой мировой войны.
2. Установление советско-турецких отношений.
3. «Гилянская республика». Заключение советско-иранского договора 1921 г.
4. Монгольский вопрос в советско-китайских отношениях в 1920–1930-е гг.
5. Нападение Японии на Китай в 1937 г. и позиция великих держав.
6. Разгром итало-германской интервенции в Северной Африке в период Второй мировой войны.
7. Иранский кризис 1945–1946 гг.
8. Внешняя политика Турции в годы Второй мировой войны.
9. Обострение советско-турецких отношений в послевоенные годы.
10. Военно-дипломатическая подготовка разгрома Японии. Капитуляция Японии.
11. Международное положение Ирана в годы Второй мировой войны.
12. Японский вопрос в политике держав-победительниц после окончания войны на Тихом океане.
13. Корейская война 1950–1953 гг.
14. Афганская проблема в международных отношениях в 1978-1992 гг.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Фонд оценочных средств находится в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Л. С. Васильев. — ИСТОРИЯ ВОСТОКА В 2 Т. ТОМ 2 В 2 КН. КНИГА 1 6-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Л. С. Васильев. — ИСТОРИЯ ВОСТОКА В 2 Т. ТОМ 2 В 2 КН. КНИГА 2 6-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Васильев Л.С. ИСТОРИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ. СЕРЕДИНА XIX - СЕРЕДИНА XX ВЕКА. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Васильев Л.С. ИСТОРИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ. СЕРЕДИНА XX - НАЧАЛО XXI ВЕКА. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 «Азия. Страны» http://www.asian.com.ua/
Э2 «Доступная Азия» - http://access-asia.ru/polit.html
Э3 www.asia-china.ru/...
Э4 http://russian.people.com.cn/
Э5 ru.wikipedia.org/.
Э6 Курс в Moodle "История стран Востока в новое и новейшее время" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://russian.people.com.cn/
www.chinaconsulate.khb.ru/rus/..
http://china.kulichki.com/
http://www.chinazone.ru/i/s/mao.htm
www.asia-china.ru/...
http://russian.china.org.
http://xiangan.n
http://russian.china.org.cn/russian/
olegarin.comarod.ru/fan.html
«Доступная Азия» - http://access-asia.ru/polit.html
«Азия. Страны» http://www.asian.com.ua/
Социально- политическая система КНР (Регионоведение Китая) - http://belca.islu.ru/course/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств.
Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану, определяемому РПД.
Студенты должны аккуратно вести конспект. В завершении лекции студент имеет возможность задать лектору уточняющий вопрос.
При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе.
При подготовке к семинару студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
Значительная часть учебного материала изучается студентов в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованной литературой. Для проверки знаний, полученных в результате работы с рекомендованной литературой, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае.
Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на практические занятий, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний.