МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Маркетинговые исследования на товарном рынке

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.04.02. Менеджмент
ПрофильПроектный менеджмент качества в цифровой экономике
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планv38_04_02_Менеджмент_ПМКвЦЭ-2023
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 116
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 116 116 116 116
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.э.н., Доцент, Пяткова Оксана Николаевна

Рецензент(ы):
к.экон.н., доцент, Капустян Лариса Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Маркетинговые исследования на товарном рынке

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 38.04.02 Менеджмент (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 952)

составлена на основании учебного плана:
38.04.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 07.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 2023-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
Рудакова О.Ю., канд. экон. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 07.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Рудакова О.Ю., канд. экон. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса: предоставить студентам исчерпывающие теоретические знания, привить им практические навыки по организации маркетинговой исследовательской деятельности в компании, применению конкретных методов и приёмов проведения маркетинговых исследований и создания на их основе новых организационных знаний с целью повышения уровня обоснованности принимаемых управленческих решений в области маркетинга.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен к исследованию, проведению анализа и обоснованию управленческих решений при реализации проектов изменений
ПК-1.1 Знает методологические основы организации и проведения научно-исследовательских работ, анализа экономической и организационно-управленческой информации
ПК-1.2 Умеет осуществлять выбор инструментов и методов исследования, анализировать процессы управления, экономическую и организационно-управленческую информацию, выявлять и формулировать актуальные научные проблемы
ПК-1.3 Способен проводить анализ и обоснование управленческих решений, осуществлять организацию и проведение исследований в профессиональной сфере
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1: Знает методологические основы организации и проведения научно-исследовательских работ, анализа экономической и организационно-управленческой информации
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.2: Умеет осуществлять выбор инструментов и методов исследования, анализировать процессы управления, экономическую и организационно-управленческую информацию, выявлять и формулировать актуальные научные проблемы
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.3: Способен проводить анализ и обоснование управленческих решений, осуществлять организацию и проведение исследований в профессиональной сфере

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Цели, задачи и направления маркетинговых исследований
1.1. Концептуальная модель маркетинговых исследований Лекции 2 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.2. Концептуальная модель маркетинговых исследований Сам. работа 2 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.3. Маркетинговые исследования в системе принятия управленческих решения Сам. работа 2 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.4. Маркетинговые исследования в системе принятия управленческих решения Практические 2 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1
1.5. Процесс маркетинговых исследований. Разработка плана исследования. Лекции 2 0 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.6. Процесс маркетинговых исследований. Разработка плана исследования. Практические 2 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1
1.7. Процесс маркетинговых исследований. Разработка плана исследования. Сам. работа 2 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.8. Современные информационные технологии и маркетинговые исследования. Лекции 2 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.9. Современные информационные технологии и маркетинговые исследования. Практические 2 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.10. Современные информационные технологии и маркетинговые исследования. Сам. работа 2 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Виды, источники и методы сбора маркетинговой информации.
2.1. Определение объема и процедуры выборки, организация сбора данных Лекции 2 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.2. Определение объема и процедуры выборки, организация сбора данных Практические 2 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1
2.3. Определение объема и процедуры выборки, организация сбора данных Сам. работа 2 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1
2.4. Массовый опрос Лекции 2 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1
2.5. Массовый опрос Практические 2 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1
2.6. Массовый опрос Сам. работа 2 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1
2.7. Глубинное интервью Лекции 2 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1
2.8. Глубинное интервью Практические 2 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1
2.9. Глубинное интервью Сам. работа 2 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1
2.10. Экспертные оценки Лекции 2 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1
2.11. Экспертные оценки Практические 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1
2.12. Экспертные оценки Сам. работа 2 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1
2.13. Фокусирование в группе Лекции 2 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1
2.14. Фокусирование в группе Сам. работа 2 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1
2.15. Наблюдение. Эксперимент Лекции 2 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1
2.16. Наблюдение. Эксперимент Практические 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1
2.17. Наблюдение. Эксперимент Сам. работа 2 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1
Раздел 3. Организация маркетингвых исследований
3.1. Основные требования к организации маркетингвых исследований Лекции 2 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1
3.2. Основные требования к организации маркетингвых исследований Практические 2 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.3. Основные требования к организации маркетингвых исследований Сам. работа 2 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.4. Формрование отчета по маркетинговым исследованиям Лекции 2 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1
3.5. Формрование отчета по маркетинговым исследованиям Практические 2 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.6. Формрование отчета по маркетинговым исследованиям Сам. работа 2 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (контрольные вопросы, практические задания) размещены в онлайн-курсе на образовательном порталеhttps://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8415

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Проверяемые компетенции: ПК-1: Способен к исследованию, проведению анализа и обоснованию управленческих решений при реализации проектов изменений
Тестовые задания (выбор одного из вариантов)
1. Что такое методы сбора первичной информации?
a) Процесс сбора, анализа и интерпретации информации о рынке и потребителях.
b) Систематическое изучение рынка или потребителей с определенными целями и задачами.
c) Комбинация продукта, цены, распределения и продвижения.
d) Изучение процесса, влияющего на выбор и использование товаров и услуг потребителями.
2. Какие методы используются для сбора первичных данных?
a) Опросы, наблюдение, эксперименты.
b) Анализ конкурентов, анализ отрасли, анализ SWOT.
c) Опросы, анализ вторичных источников, эксперименты.
d) Анализ статистических данных, анализ конкурентов, наблюдение.
3. Что такое опросы как метод сбора первичной информации?
a) Сбор информации путем наблюдения за поведением потребителей.
b) Сбор информации путем проведения экспериментов и измерений.
c) Сбор информации путем задания вопросов потребителям.
d) Сбор информации путем анализа данных, полученных от других источников.
4. Что такое наблюдение как метод сбора первичной информации?
a) Сбор информации путем задания вопросов потребителям.
b) Сбор информации путем анализа данных, полученных от других источников.
c) Сбор информации путем наблюдения за поведением потребителей.
d) Сбор информации путем проведения экспериментов и измерений.
5. Что такое эксперименты как метод сбора первичной информации?
a) Сбор информации путем задания вопросов потребителям.
b) Сбор информации путем анализа данных, полученных от других источников.
c) Сбор информации путем наблюдения за поведением потребителей.
d) Сбор информации путем проведения контролируемых тестов и измерений.
6. Что такое анализ вторичных источников как метод сбора первичной информации?
a) Сбор информации путем задания вопросов потребителям.
b) Сбор информации путем анализа данных, полученных от других источников.
c) Сбор информации путем наблюдения за поведением потребителей.
d) Сбор информации путем проведения экспериментов и измерений.
7. Какие методы сбора первичной информации наиболее популярны в маркетинговых исследованиях?
a) Опросы и наблюдение.
b) Эксперименты и анализ вторичных источников.
c) Анализ конкурентов и анализ отрасли.
d) Анализ статистических данных и опросы.
8. Что представляет собой бенчмаркинг?
a) Процесс сравнения своих продуктов и услуг с конкурентами на рынке.
b) Определение целевой аудитории и разработка маркетинговых стратегий.
c) Исследование рынка и потребительского спроса.
d) Разработка новых продуктов и услуг на основе анализа конкурентов.
e) Определение ценовой политики и позиционирования на рынке.
9. Какие методы не используются в бенчмаркинге?
a) Сравнение цен и качества продуктов.
b) Анализ конкурентов и их маркетинговых стратегий.
c) Определение целевой аудитории и разработка маркетинговых стратегий.
d) Оценка эффективности маркетинговых кампаний.
10. Что включает в себя анализ конкурентов в бенчмаркинге?
a) Изучение цен и качества продуктов.
b) Оценка маркетинговых стратегий и тактик конкурентов.
c) Исследование рынка и потребительского спроса.
d) Определение целевой аудитории и разработка маркетинговых стратегий.
e) Оценка эффективности маркетинговых кампаний.
11. Что представляет собой целевая аудитория?
a) Группа людей, которые могут быть заинтересованы в продукте или услуге
b) Группа людей, которые уже приобрели продукт или услугу
c) Группа людей, которые работают в организации
12. Что такое SWOT-анализ?
a) Анализ сильных и слабых сторон организации, а также возможностей и угроз из внешней среды
b) Анализ ценовой политики конкурентов на рынке
c) Анализ эффективности рекламной кампании
13. Ценность для клиента - это
a) Выгода или польза, которую клиент получает от продукта или услуги
b) Цена, по которой клиент готов приобрести товар или услугу
c) Количество продукта или услуги, предлагаемое клиенту
14. Сегментация рынка – это
a) Разделение рынка на группы потребителей с похожими характеристиками
b) Разделение рынка на группы конкурентов
c) Разделение рынка на географические зоны
15. Что представляет собой лояльность клиентов?
a) Преданность и постоянство клиентов к бренду или организации
b) Количество клиентов, приобретающих товар или услугу
c) Уровень удовлетворенности клиентов
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. b
2. a
3. c
4. c
5. d
6. b
7. a
8. а
9. с
10. b
11. a
12. a
13.a
14.a
15.a
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается в 1 балл. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
1. Процесс сбора, анализа и интерпретации информации о рынке и потребителях – это ________________ (маркетинговое исследование)
2. Разделение рынка на группы потребителей с общими характеристиками и потребностями – это __________ (сегментация рынка)
3. Создание уникального образа товара или услуги в умах потребителей – это ____________________ (позиционирование)
4. Комбинация продукта, цены, распределения и продвижения, используемая для достижения маркетинговых целей – это _______________________ (маркетинговый микс или 4р)
5. Долгосрочный план действий для достижения маркетинговых целей – это ______________________ (маркетинговая стратегия)
6. Уникальное имя, символ или образ, используемые для идентификации товара или услуги, обладающее известностью на рынке – это ______________ (бренд)
7. Опросы, наблюдение, эксперименты относят к методам сбора ________________ маркетинговой информации (первичной)
8. Реклама, связи с общественностью, прямые продажи, личная продажа относят к системе ________________________ (маркетинговых коммуникаций или продвижения)
9. Документ, описывающий маркетинговые цели и стратегии компании – это _____________________ (маркетинговый план)
10. В зависимости от целей выделяют виды маркетинговых исследований: разведывательные, описательные и_________________ (каузальные или причинно-следственные)
11. Информация, собранная для целей конкретного исследования – это ___________________ информация (первичная)
12. Информация, собранная ранее для целей, отличных от целей конкретного маркетингового исследования – это _________________ информация (вторичная)
13. салоны для новобрачных обычно используют стратегию охвата рынка ___________________ (целевого маркетинга)
14. Рынок, который характеризуется меньшим числом покупателей, крупными и профессиональными – это рынок _________________________________ (товаров промышленного назначения)
15. Вставьте фазу жизненного цикла товара согласно последовательности: внедрение – рост – _______________ - спад (зрелость)
16. Вопрос в анкете, позволяющий получить в большей степени качественную информацию – это _________________ вопрос (открытый)
17. Изучение справочников и статистической литературы относится ____________________________ исследование (кабинетное)
18. Набор откликов покупателя, возникших в результате контакта с другими покупателями – это _____________________________________ (обратная связь)
19. Работа с документацией предприятия – это метод сбора ____________________информации (первичной)
20. Формирование сегмента по составу семьи относится к критерию сегментирования_____________________ (демографическому)

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Задание 1.
Поразмышляйте над возможностями создания в Вашем регионе синдицированной исследовательской компании. Определите и обоснуйте профиль ее деятельности. Определите потенциальных покупателей синдицированных данных. Будут ли в данном регионе пользоваться спросом синдицированные услуги?
Задание 2.
Определите долю рынка какого-либо хорошо известного Вам предприятия по какому-либо, также известному Вам, товару. Назовите источники вторичных данных, которые будут необходимы для этого. Определите, приблизительно, степень точности полученного значения.
Задание 3.
Разработайте укрупненный проект сбора и анализа вторичных данных для предприятия, которое Вы хорошо знаете. Сформулируйте цели данного кабинетного исследования, определите источники вторичных данных. Попробуйте определить структуру файлов для последующего хранения собранных данных в базах. Определите общее направление формирования, развития и использования потребительского инсайта. Установите роль и значение новых знаний для предприятия, получаемых на основе этих процедур.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Перечень вопросов к Зачету:
1. Сущность и классификация маркетинговых решений.
2. Маркетинговая информационная система.
3. Маркетинговые исследования как неотъемлемый инструмент в обосновании маркетингового решения.
4. История становления маркетинговых исследований за рубежом.
5. История становления маркетинговых исследования в России.
6. Первичная маркетинговая информация.
7. Вторичная маркетинговая информация.
8. Кодекс маркетинговых исследований ICC/ESOMAR
9. Кодекс маркетинговых исследований ESOMAR
10. Кодекс маркетинговых исследований ICC
11. Источники информации для проведения кабинетных маркетинговых исследований.
12. Источники информации для проведения полевых маркетинговых исследований.
13. Кабинетные маркетинговые исследования.
14. Полевые маркетинговые исследования.
15. Традиционный анализ документов.
16. Формализованный анализ документов.
17. Категории анализа, единицы анализа и единицы счета при формализованном анализе документа.
18. Опрос: сущность, виды, особенности проведения.
19. Наблюдение: сущность, виды, особенности проведения.
20. Эксперимент: сущность, виды, особенности проведения.
21. Виды вопросов.
22. Групповой структурированный опрос.
23. Глубинное интервью.
24. Метод фокус-группы.
25. Включенное наблюдение.
26. Невключенное наблюдение.
27. Эксперимент в реальных маркетинговых условиях.
28. Методы кабинетных маркетинговых исследований: сравнительный анализ.
29. Методы полевых маркетинговых исследований: сравнительный анализ.
30. Определение размеров выборки.
31. Экспертные методы получения маркетинговой информации.
32. Этапы процесса организации маркетингового исследования.
33. Отчет о маркетинговом исследовании.
34. Методы обработки маркетинговой информации.
Приложения
Приложение 1.   ФОС_Маркет.исслед.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Голубков Е.П. Маркетинг для профессионалов: практический курс: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М.: Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Божук, С. Г. Маркетинговые исследования: Учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 : www.biblio-online.ru/book/3014568F-E1A6-4233-BEA1-B6BE3F0FD31F
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в МУДЛ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional
Office 2010 Professional
Open Office

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru).
2. Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com).
3. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru).
4. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение данного курса предполагает последовательное выполнение всех заданий по порядку (пройти лекцию, изучить термины из глоссария, выполнить задания и тесты). Последовательность проведения занятий и их содержание определяются настоящей программой. Основная работа проводится на практических занятиях и в форме самостоятельной работы. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе. Самостоятельная работа предусматривает также изучение рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение соответствующих заданий студентами самостоятельно. Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Для прохождения итоговой аттестации по дисциплине студент должен продемонстрировать систематическую подготовку к разделам дисциплины в течение учебного семестра в виде выполненных практических заданий, заданий для самостоятельной работы, решение тестов, написание реферата (эссе)