МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Научно-исследовательский семинар: методы научных исследований в менеджменте

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.04.02. Менеджмент
ПрофильПроектный менеджмент качества в цифровой экономике
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv38_04_02_Менеджмент_ПМКвЦЭ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 88
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 88 88 88 88
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д-р экон. н. , профессор, Беляев Виктор Иванович

Рецензент(ы):
к.э.н., Доцент, Горбунова А.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Научно-исследовательский семинар: методы научных исследований в менеджменте

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 38.04.02 Менеджмент (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 952)

составлена на основании учебного плана:
38.04.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 07.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 2023-2026 уч. г.

Заведующий кафедрой
Рудакова О.Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 07.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Рудакова О.Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины является подготовка студентов магистратуры в исследовательской деятельности вообще, и к проведению конкретных научных исследований при подготовке ими магистерских диссертаций в частности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5Способен обобщать и критически оценивать научные исследования в менеджменте и смежных областях, выполнять научно-исследовательские проекты.
ОПК-5.1 Знает подходы к обоснованию и оценке актуальности, теоретической и практической значимости исследований и проектов
ОПК-5.2 Умеет критически оценивать актуальность, теоретическую и практическую значимость исследований и проектов, выявлять нерешенные проблемы
ОПК-5.3 Способен обобщать и критически оценивать научные исследования в профессиональной деятельности, выполнять научно-исследовательские проекты
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-5.1 Знает подходы к обоснованию и оценке актуальности, теоретической и практической значимости исследований и проектов

3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-5.2 Умеет критически оценивать актуальность, теоретическую и практическую значимость исследований и проектов, выявлять нерешенные проблемы
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-5.3 Способен обобщать и критически оценивать научные исследования в профессиональной деятельности,выполнять научно-исследовательские проекты

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Магистерская диссертация: содержание исследовательской работы выпускников магистратуры при работе над магистерской диссертацией. Научная новизна и практическая значимость результатов научных исследований. Методология научных исследований в экономике: принципы построения. Выбор темы научного исследования для подготовки магистерской диссертации.
1.1. Магистерская диссертация: содержание исследовательской работы выпускников магистратуры при работе над магистерской диссертацией Практические 2 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.2
1.2. Магистерская диссертация: содержание исследовательской работы выпускников магистратуры при работе над магистерской диссертацией Сам. работа 2 12 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Научная новизна и практическая значимость результатов научных исследований Практические 2 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.2
1.4. Научная новизна и практическая значимость результатов научных исследований Сам. работа 2 8 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.5. Методы сбора данных в научных исследованиях Практические 2 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.2
1.6. Методы сбора данных в научных исследованиях Сам. работа 2 10 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.2
1.7. Методы обработки собранных данных в научных исследованиях Практические 2 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.2
1.8. Методы обработки собранных данных в научных исследованиях Сам. работа 2 12 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.2
1.9. Методы производства новых научных знаний (методы познания) Практические 2 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.2
1.10. Методы производства новых научных знаний (методы познания) Сам. работа 2 12 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.2
1.11. Экономические законы, как высшая форма научного знания в сфере экономике Практические 2 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.2
1.12. Экономические законы, как высшая форма научного знания в сфере экономике Сам. работа 2 12 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.13. Методология научных исследований в экономике: принципы построения Практические 2 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.2
1.14. Методология научных исследований в экономике: принципы построения Сам. работа 2 10 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.15. Выбор темы научного исследования для подготовки магистерской диссертации Практические 2 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.16. Выбор темы научного исследования для подготовки магистерской диссертации Сам. работа 2 12 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тест
ВАРИАНТ 1
1. Магистерская диссертация – это:
а) вариант дипломной работы, показывающей квалификацию выпускника в области разработки управленческих решений в пределах программы магистратуры;
б) продолжение бакалаврской выпускной квалификационной работы;
в) выпускная квалификационная работа, демонстрирующая квалификацию выпускника магистратуры в области производства новых научных знаний;
г) выпускная квалификационная работа, демонстрирующая квалификацию выпускника магистратуры в области применения профессиональных знаний на практике.

2. Научные исследования – это:
а) производство новых знаний, актуальных для общества;
б) производство новых знаний, позволяющих предприятиям принимать правильные решения;
в) производство новых знаний, полезных в обыденной жизни людей;
г) производство новых знаний, объясняющих необычные явления.

3. Требования к квалификации ученого:
а) ученый должен знать, что собой представляет магистерская диссертация;
б) ученый должен: владеть базовыми знаниями и информацией в пределах определенной научной отрасли, а также знать о последних достижениях в ней; владеть методологией и методами производства новых знаний в избранной отрасли науки; уметь доказательно интерпретировать полученные новые научные результаты, в том числе и на уровне международной практики общения;
в) ученый должен уметь выполнять задания руководства по предоставлению новой информации, актуальной для принятия решений.

ВАРИАНТ 2

1. Научная новизна – это:
а) изложенные в доступной форме новые для выпускника магистратуры знания, почерпнутые им из публикаций известных ученых;
б) изложенные в доступной форме новые для выпускника магистратуры знания, почерпнутые им из Интернета;
в) признак, наличие которого в диссертации дает право ее автору использовать понятие «впервые»;
г) признак, который позволяет отличить данную диссертацию от других, представленных к защите.

2. Практическая значимость – это:
а) возможность применения результатов научного исследования с выгодой для практики, подтвержденная документально;
б) результаты исследования, которые привлекли внимание практиков;
в) результаты исследования, одобренные коллегами;
г) результаты исследования, опубликованные в открытой печати.

3. Логическая последовательность практического использования результатов научных исследований в форме инноваций:
а) новшество, научная новизна, практическая значимость, инновации;
б) научная новизна, практическая значимость, новшество, инновации;
в) научная новизна, новшество, практическая значимость, инновации;
г) практическая значимость, новшество, научная новизна, инновации.

ВАРИАНТ 3.

1. Критерий истины в оценке научных результатов – это:
а) мнения ведущих специалистов;
б) признание результатов исследований, представленных на конференциях;
в) практика;
г) отсутствие критики опубликованных результатов исследований.

2. Показатели оценки научной новизны и практической значимости – это:
а) показатели экономичности, эффективности, результативности, этичности;
б) показатели, характеризующие удобство в применении результатов исследования;
в) показатели, отражающие уникальность результатов;
г) показатели, свидетельствующие о наличии научной новизны.

3. Применение показателей экономичности, эффективности, результативности в контуре управления с обратной связью:
а) показатели экономичности применяются на входе в систему, эффективности – в производстве, результативности – на выходе; показатели этичности – на каждой из этих стадий;
б) показатели экономичности применяются на выходе из системы, эффективности – в производстве, результативности – на входе; показатели этичности – на каждой из этих стадий;
в) показатели экономичности применяются на входе в систему, показатели результативности – в производстве, показатели эффективности – на выходе; показатели этичности – на каждой из этих стадий;
г) показатели экономичности применяются на входе в систему, эффективности – в производстве, результативности – на выходе; показатели этичности – на стадии выхода.

ВАРИАНТ 4


1. Система – это:
а) общепринятое представление предприятий, организаций, т.п.;
б) упорядоченное функционирование объектов материальной природы;
в) совокупность взаимосвязанных элементов, выполняющая некую функцию, которую не может выполнить ни один из элементов, входящих в систему;
г) совокупность свойств объекта, определяющих его уникальность.

2. Системный подход – это:
а) представление предмета (объекта) исследования в виде совокупности взаимосвязанных элементов, выполняющих некую функцию, которую не может выполнить ни один из элементов, входящих в нее;
б) представление предмета (объекта) исследования в сравнении с похожими аналогами;
в) представление предмета (объекта) исследования в виде низших форм существования, позволяющие познавать закономерности сложного на основе простого;
г) представление предмета (объекта) исследования в виде полного перечня входящих в него элементов.

3. В системном подходе принцип холизма означает:
а) представление предмета (объекта) исследования с учетом закономерностей, присущих низшим формам существования;
б) представление предмета (объекта) исследования в абстрактно укрупненной форме без учета взаимосвязей входящих в систему агрегированных элементов;
в) представление предмета (объекта) исследования в форме подробного (полного) перечисления входящих в нее элементов;
г) представление предмета (объекта) исследования на основе соблюдения принципа целостности.

ВАРИАНТ 5.

1. Объективный экономический закон – это:
а) закон, принятый парламентом страны и регламентирующий экономическую деятельность в рамках этой страны;
б) закон, принятый ООН и регламентирующий международную экономическую деятельность;
в) закон, отражающий всеобщую, устойчивую внутреннюю связь экономических явлений и процессов;
г) закон, направленный на соблюдение принципов справедливости в решении экономических задач.

2. Знание объективного экономического закона предоставляет исследователю:
а) уверенность в получаемых результатах;
б) возможность не проводить исследование, а поступать согласно содержанию закона;
в) уверенность в необходимости проведения исследования;
г) подтверждение того, что потребность в проведении исследования имеется.

А3. Связаны ли между собою закон стоимости и закон спроса?
а) никакой связи нет;
б) невозможно установить наличие или отсутствие подобной связи;
в) поскольку закон стоимости свидетельствует о том, что обмен товарами на рынке осуществляется на основе их стоимости, величина которого измеряется общественно необходимыми затратами труда, а также уровнем спроса и предложения, то связь имеется;
г) поскольку все экономические законы имеют между собою содержательную связь, то и между законом стоимости и законом спроса таковая связь имеется.

ВАРИАНТ 6.

1. Логика научного исследования в экономике выражается в следующих последовательных этапах:
а) формулирование цели и задач, обоснование объекта и предмета исследования, сбор данных, обработка данных и получение информации, производство новых знаний;
б) формулирование цели и задач, обоснование объекта и предмета исследования,сбор и обработка информации, анализ данных, формулирование выводов;
в) формулирование цели и задач, обоснование объекта и предмета исследования, анализ информации, формулирование и обоснование предложений;
г) сбор данных, обработка данных и получение информации, производство новых знаний.

2. Выделяют три группы методов научных исследований: методы сбора данных, методы обработки данных и получения информации, методы познания (производства новых знаний. К какой из этих групп относится метод классификации?
а) это метод обработки данных;
б) это метод познания;
в) это не метод научных исследований;
г) это метод обыденного познания.

3. Каким методом должна быть дополнена индукция, чтобы быть уверенным в истинности полученного нового знания?
а) методом анализа;
б) методом классификации;
в) методом синтеза;
г) методом дедукции.

ВАРИАНТ 7.

1. Закрытое включенное наблюдение – это:
а) наблюдатель включен в сферу деятельности наблюдаемых (является одним из них); наблюдаемые об этом не осведомлены;
б) наблюдатель ведет записи о наблюдаемых скрытно, не участвуя, при этом, в сфере деятельности наблюдаемых;
в) наблюдатель ведет запись о наблюдаемых открыто, являясь одним из участником процесса;
г) наблюдатель ведет запись о наблюдаемых открыто, не участвуя, при этом, в самом процессе.

2. Массовый опрос – это:
а) опрос, проводимый исследователем спонтанно, на улице, посредством обращения «к первому встречному»;
б) опрос, проводимый по заранее определенной теме, тщательно разработанной программе, на заранее сформулированной репрезентативной выборке, по заранее разработанному опросному листу; данные опроса в листе фиксирует исследователь;
в) опрос, большой массы людей;
г) массовый опрос проводится в форме беседы (семинара) в больших группах людей.

3. Экспертный опрос – это:
а) глубокая, содержательная беседа с группой экспертов;
б) случайный опрос экспертов по заранее обоснованной теме;
в) опрос, проводимый индивидуально по заранее определенной и обоснованной теме, тщательно разработанной программе, на репрезентативной выборке экспертов, посредством ведения беседы исследователя с экспертом по заранее разработанному сценарию (с видиофиксацией, по согласию эксперта, беседы);
г) опрос экспертов с формализованной записью их ответов.

ВАРИАНТ 8.
1. К методам познания относятся следующие группы методов:
а) наблюдения, анализ, синтез, опрос, дедукция;
б) анализ, синтез, дедукция, индукция, классификация, обобщения, системный подход, диалектический метод;
в) анализ, синтез, дедукция, индукция, классификация, наблюдения, системный подход, диалектический метод;
г) анализ, синтез, дедукция, индукция, классификация, опрос, системный подход, диалектический метод.

ВАРИАНТ 9.

1. Анализ – это:
а) метод познания, представляющий собой подразделение (расщепление) целого на части, в соответствие с целями исследования, и глубокое исследование каждой из выделенных частей;
б) исследование общего состояния дел в организации;
в) исследование функциональной структуры управления организацией;
г) исследование результатов деятельности организации.

2. Синтез – это:
а) исследование общего состояния дел в организации;
б) метод познания, представляющий собой объединение результатов глубокого анализ частей целого в единое комплексное знание об исследуемой целостности;
в) исследование результатов деятельности организации;
г) исследование функциональной структуры управления организацией.

А3. Возможно ли совместное применение методов познания анализа и синтеза? И нужно ли это делать?
а) невозможно; это самостоятельные методы познания;
б) нет никакого смысла в их совместном применении;
в) всегда достаточно одного анализа, что подтверждается множеством исследований;
г) любой анализ должен заканчиваться синтезом, ибо только при совместном применении этих дополняющих друг друга методов можно получить полное (комплексное) знание о предмете исследования.

ВАРИАНТ 10.

1. Индукция – это:
а) сбор данных о частных интересных фактах с целью их накопления в базах данных;
б) фиксирование сведений о неординарных событиях с целью их накопления;
в) метод познания, заключающийся в систематическом сборе данных об отдельных (частных) фактах с целью выведения нового знания о целом (принцип движения в познании от частного к общему);
г) накопление сведений об отдельных фактах, которые в будущем могут оказаться полезными.

2. Дедукция – это:
а) сбор данных об организации в целом с целью их накопления;
б) формирование базы данных в системе агрегированных показателей;
в) сбор агрегированных сведений о рынке;
г) метод познания ситуации в целом с целью приобретения более глубокого и точного знания о его отдельных составляющих (принцип движения в познании от общего к частному).

3. Возможно ли совместное применение методов познания дедукциии индукции? И нужно ли это делать?
а) их совместное применение невозможно, ибо это разные методы познания;
б) нет никакой необходимости в их совместном применении;
в) всегда достаточно либо одной индукции, либо одной дедукции;
г) любаяиндукциявсегдадолжнадополняться дедукцией, ибо только при совместном применении этих дополняющих друг друга методов можно получить полное (комплексное) знание о предмете исследования.

ВАРИАНТ 11.
1. Диалектический метод – это:
а) аналог системного подхода;
б) метод, основанный на исследовании объективно обусловленных противоречий, познание содержания которых исследователем и их разрешение приводит к развитию;
в) метод, в основе которого лежит дискуссия ученых;
г) метод, который предполагает совместное использование и других методов.

2. Возможные направления применения метода диалектики в научных исследованиях в сфере экономики:
а) исследование противоречий между развитием производительных сил и уровнем и характером развития производственных отношений;
б) исследование дискуссионных вопросов по поводу направлений развития организаций;
в) исследование причин, вызывающих межличностные конфликты;
г) исследование условий труда в организациях.

3. Возможно ли совместное применение диалектического метода и системного подхода в процессе познания экономической действительности?
а) возможно и необходимо, ибо системный подход позволяет оценить противоречия с холистических позиций;
б) в совместном их применении нет никакого смысла;
в) невозможно, ибо это разные методы;
г) возможно, но это не приведет к получению нового знания.

ВАРИАНТ 12.

1. Общетеоретический подход к определению методологии научных исследований:
а) методология – это наука о методах;
б) методология – это обобщенное название метода;
в) методология – это конкретное мероприятие исследовательской практики;
г) методология – это направление поиска в научных исследованиях.

2. Методология конкретного научного исследования – это:
а) системным образом представленные тема, гипотеза, цель, задачи, предмет, объект и комплекс взаимосвязанных методов сбора данных, их обработки и производства новых знаний;
б) путь движения к цели исследования;
в) цель и задачи исследования;
г) набор не связанных между собою средств и методов сбора данных.

3. Соотношение понятий «система» и «методология конкретного исследования»:
а) между ними есть четкая содержательная связь, выражающаяся в том, что методология конкретного исследования – это система методов сбора данных, их обработки и производства новых научных знаний о предмете исследования в соответствии с намеченной целью и в рамках заданной темы;
б) это разные понятия и между ними нет никакой содержательной связи;
в) это сопредельные и дополняющие друг друга понятия;
г) это понятия, которые не имеют никакого отношения к научным исследованиям.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Практическое задание
1. Вспомните тему и содержание своей ВКР бакалавриата. Подготовьте сообщение о ее цели, задачах, объекте и предмете исследования. Была ли Вами при работе над ВКР бакалавриата получена научная новизна? Если да, то в чем заключалось ее содержание? Если нет, то что, дополнительно, можно сделать, чтобы получить научную новизну? Нельзя ил Вашу ВКР бакалавриата продолжить и развить в магистерскую диссертацию?
2. Сформулируйте тему своей предстоящей магистерской диссертации. Определите ее цель, задачи, предмет и объект. Какую важную научную задачу Вы предлагаете (предполагаете) решить в ходе исследования в рамках выбранной темы? В чем будет выражаться практическая польза решения этой научной задачи? Приведите примеры и предварительные расчёты.
3. Определите и обоснуйте основные направления, где и как Вы намерены получить научную новизну при проведении научных исследований в ходе работы над Вашей магистерской диссертацией. В чем, предположительно, будет заключаться научная новизна исследования? Как она, содержательно, связана с целью и задачами исследования? В чем, опять же предположительно, будет выражаться практическая значимость результатов Вашего исследования? Возможна ли будет разработка, впоследствии, инновационных проектов на материалах Вашей магистерской диссертации?
4. Какие объективно обусловленные законы общественного развития Вы можете использовать при проведении научного исследования в ходе работы над выбранной Вами темой магистерской диссертации? Каким образом они могут быть использованы? Что дает исследователю знание экономических законов?
5. Какие методы научных исследований Вы предполагаете применить при проведении научных исследований в рамках выбранной Вами темы магистерской диссертации? Связаны ли, содержательно, эти методы между собою? Могут ли они составить основу методологии Вашего исследования?
6.Какие показатели оценки практической значимости результатов исследования Вы предполагаете использовать при проведении исследования по выбранной Вами теме? В каких измерителях могут быть выражены показатели экономичности, эффективности, результативности?

Задание:
1. Сформируйте гипотетическую базу данных по предварительным (предполагаемым) научным результатам предстоящего исследования в пределах выбранной Вами темы.
2. Рассчитайте по сформулированной Вами гипотетической базе данных показатели экономичности.
3. Рассчитайте по сформулированной Вами гипотетической базе данных показатели эффективности.
4. Рассчитайте по сформулированной Вами гипотетической базе данных показатели результативности.
6. Прокомментируйте возможные оценки по показателям этичности.
7. Будет ли использован в исследовании по выбранной Вами теме системный подход? Если да, то применительно к чему и как? Будут ли представлены в системном виде некоторые составляющие объекта исследования? Будут ли представлены в системном виде некоторые, соответствующие теме исследования, функциональные блоки задач? Как, каким образом системный подход можете Вы использовать при разработке методологии исследования, в пределах выбранной Вами темы?
8. Сформулируйте системное представление одной из функций управления в пределах объекта Вашего диссертационного исследования; представьте системную карту, схему влияния, схему входов-выходов и контур управления с обратной связью. Объясните содержание и структур системы. Объясните содержание связей между подсистемами и элементами. Объясните содержание системообразующей функции сформированной Вами системы. Поясните по контуру управления с обратной связью применение показателей оценки Ваших предложений по показателям экономичности, эффективности, результативности, этичности.
9. Представьте методы сбора данных, соответствующие содержанию Вашего исследования в соответствии с выбранной Вами темой. Связаны ли эти методы между собою? Можно ли данные, собранные одним методом, использовать в применении других методов? Если можно, то как? Как результаты, полученные применением одних методов сбора данных, дополнить данными, собираемыми другими методами?
10. Представьте методы обработки данных, которые Вы намерены применить при проведении исследования в пределах выбранной Вами темы. Применяются ли методы статистики, систематизации, др.? Если да, то как, каким образом?
11. Представьте методы производства новых знаний, которые Вы предполагаете получить при проведении исследования в пределах выбранной Вами теме. Как, каким образом, применяются в Вашем исследовании анализ и синтез, дедукция и индукция, классификации и обобщений, системный подход, диалектический метод? Применяются ли другие методы? Какие? Применяются ли разновидности известных методов; например, метод контент-анализа, сравнительного анализа, др.?
12. Представьте системную схему методологии Вашего исследования.
13. Объясните термины: «магистерская диссертация» и «ВКР бакалавриата». Как соотносятся понятия «научная новизна» и «практическая значимость»; «практическая значимость» и «инновации»; «научная новизна» и «новшество»; «научная новизна» и «инновации»? Как соотносятся понятия «методология» и «метод»?
14. Как совместно применяются в познании методы анализа и синтеза?
15. Как совместно применяются в познании методы дедукции и индукции?
16. Как совместно применяются в познании методы классификации и обобщений?
17. Как соотносятся между собою такие показатели оценки результатов исследований, как эффективность и результативность? Приведите примеры совместного их применения.
18. Назовите элементы научной новизны.
19. Что собой представляет оригинальный вклад в науку?
20. Что собой представляет практическая значимость результатов научных исследований?

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Перечень вопросов и заданий к Зачету:
1. Чем отличается магистерская диссертация от выпускной квалификационной работы бакалавриата?
2. Что такое научная новизна в магистерской диссертации? Перечислите основные требования к научной новизне.
3. Перечислите пункты научной новизны; осветите содержание каждого из них. Приведите примеры.
4. Что такое практическая значимость в магистерской диссертации? Перечислите требования к практической значимости. Приведите примеры.
5. Осветите показатели, в которых выражается практическая значимость научных исследований.
6. Экономичность, как показатель оценки практической значимости результатов научных исследований.
7. Эффективность, как показатель оценки практической значимости результатов научных исследований.
8. Результативность, как показатель оценки практической значимости результатов научных исследований.
9.Этичность, как показатель оценки практической значимости результатов научных исследований. Проблемы количественного выражения этичности.
10. Соотношение показателей эффективности и результативности (матрица «эффективность – результативность»).
11. Соотношение понятий научной новизны, практической значимости и инноваций.
12. Понятие системы в определениях.
13. Холизм и системный подход.
14. Пять характеристик системы, отличающих ее от не системы.
15. Основные рабочие понятия системы.
16. Графическое представление систем. Системная карта. Примеры.
17. Графическое представление систем. Схема влияния. Примеры.
18. Графическое представление систем. Схема входа-выхода.
19. Графическое представление систем. Контур управления с обратной связью.
20. Объективные экономические законы и возможности использования их в научных исследованиях.
21. Научные исследования: структура (по этапам) и содержание.
22. Методы научных исследований: виды и разновидности по этапам исследований.
23. Методы сбора данных в научных исследованиях в экономике.
24. Методы обработки данных в научных исследованиях в экономике.
25. Методы обработки данных в научных исследованиях в экономике.
26. Методы познания (методы производства знаний) в научных исследованиях в экономике.
27. Сбор и обработка вторичных данных в научных исследованиях в экономике.
28. Подготовка и проведение массовых опросов в научных исследованиях в экономике.
29. Подготовка и проведение экспертных опросов в экономических исследованиях в экономике.
30. Подготовка и проведение фокус-групп в научных исследованиях в экономике.
31. Статистическая обработка собранных данных в научных исследованиях в экономике.
32. Методы познания (производства новых знаний) в экономике.
33. Цель научных исследований.
34. Понятие сущности и явлений в экономических исследованиях в экономике.
35. Познание сущности – цель научных исследований.
36. Методы познания сущности: анализ и синтез.
37. Методы познания сущности: дедукция и индукция.
38. Методы познания сущности: классификация и обобщения.
39. Методы познания сущности: метод аналогий.
40. Методы познания сущности системный подход.
41. Методы познания сущности: методы математического моделирования.
42. Методы познания сущности: диалектический метод.
43. Разновидности анализа в научных исследованиях в экономике: контент-анализ.
44. Разновидности анализа в научных исследованиях в экономике: сравнительный анализ.
45. Разновидности анализа в научных исследованиях в экономике. Метод попарных сравнений.
46. Общетеоретическое понятие методологии.
47. Понятие методологии конкретного научного исследования.
48. Формулирование цели и задач исследования.
49. Обоснование предмета и объекта исследования.
50. Построение частной методологии и программы конкретного исследования.

Задания к Зачету
Задания для индивидуальной работы
1. Каждый студент-магистрант получает автореферат кандидатской диссертации. Используя содержание автореферата, студенту предлагается представить письменный отчет о цели и задачах исследования, предмете и объекте исследования, научной новизне и практической значимости. Высказать по поводу научной новизны собственные суждения.
2. Каждому студенту предлагается написать план-проспект своего выступления на ежегодной (весенней) конференции вуза по выбранной им теме магистерской диссертации.
3. Каждому студенту предлагается написать план-проспект своейстатьидляежегодногосборника статей, издаваемого вузом, по выбранной им теме магистерской диссертации.
Приложения
Приложение 1.   ФОС_НИС.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Беляев В.И. Магистерская диссертация: методы и организация исследований, оформление и защита: учеб. пособие [для магистрантов] М.: КноРус, 2012
Л1.2 Лебедев, С. А. Методология научного познания: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Горелов, Н. А. Методология научных исследований: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс на образовательном портале portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional
Office 2010 Professional
Open Office

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru).
2. Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com).
3. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение данного курса предполагает последовательное выполнение всех заданий по порядку (пройти лекцию, изучить термины из глоссария, выполнить задания и тесты). Последовательность проведения занятий и их содержание определяются настоящей программой. Основная работа проводится на практических занятиях и в форме самостоятельной работы. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе. Самостоятельная работа предусматривает также изучение рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение соответствующих заданий студентами самостоятельно. Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Для прохождения итоговой аттестации по дисциплине студент должен продемонстрировать систематическую подготовку к разделам дисциплины в течение учебного семестра в виде выполненных практических заданий, заданий для самостоятельной работы, решение тестов, написание реферата (эссе).