МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы маркетинговых коммуникаций и маркетинг социальных сетей (SMM)

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.03.02. Менеджмент
ПрофильМаркетинг и цифровые коммуникации; Управление бизнесом
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план38_03_02_Менеджмент_Профили-2023
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 88
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Лабораторные 16 16 16 16
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 88 88 88 88
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.э.н. , доцент , Добрыднева Т.С.

Рецензент(ы):
к.э.н. , доцент , Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Основы маркетинговых коммуникаций и маркетинг социальных сетей (SMM)

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 970)

составлена на основании учебного плана:
38.03.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 07.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
Рудакова О. Ю., канд. экон. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 07.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Рудакова О. Ю., канд. экон. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать у студентов систему теоретических знаний о сущности и особенностях традиционных и инновационных инструментах маркетинговых коммуникаций и способах их интеграции в целостную эффективную программу продвижения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3.01Способен осуществлять сбор, обработку и анализ информации о факторах внешней и внутренней среды организации
ПК-3.01.1 Знает методы сбора, обработки и анализа информации
ПК-3.01.2 Умеет систематизировать и анализировать информацию о факторах внешней и внутренней среды организации
ПК-3.01.3 Способен подбирать и применять методы сбора, обработки и анализа информации о факторах внешней и внутренней среды организации в соответствии с задачами управления
ПК-4.01Способен разрабатывать систему маркетинговых коммуникаций организации и управлять ею
ПК-4.01.1 Знает правила, нормы и основные принципы маркетинговых коммуникаций
ПК-4.01.2 Умеет разрабатывать систему маркетинговых коммуникаций и принимать на ее основе управленческие решения
ПК-4.01.3 Способен управлять системой маркетинговых коммуникаций
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-3.1. Знает методы сбора, обработки и анализа информации
ПК-4.1. Знает правила, нормы и основные принципы маркетинговых коммуникаций
3.2.Уметь:
3.2.1.
ПК- 3.2 Умеет систематизировать и анализировать информацию о факторах внешней и внутренней среды организации
ПК-4.2. Умеет разрабатывать систему маркетинговых коммуникаций и принимать на ее основе управленческие решения
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК- 3.3. Способен подбирать и применять методы сбора, обработки и анализа информации о факторах внешней и внутренней среды организации в соответствии с задачами управления
ПК-4.3. Способен управлять системой маркетинговых коммуникаций

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Маркетинговые коммуникации: понятие, сущность,модели, инструменты и методы
1.1. Понятие, сущность и функции маркетинговых коммуникаций. Процесс коммуникации. Модели коммуникации Лекции 6 4 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-4.01.1, ПК-4.01.2, ПК-3.01.3, ПК-4.01.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Понятие, сущность и функции маркетинговых коммуникаций. Процесс коммуникации. Модели коммуникации Практические 6 4 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-4.01.1, ПК-4.01.2, ПК-3.01.3, ПК-4.01.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Понятие, сущность и функции маркетинговых коммуникаций. Процесс коммуникации. Модели коммуникации Сам. работа 6 10 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-4.01.1, ПК-4.01.2, ПК-3.01.3, ПК-4.01.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Виды, методы и средства маркетинговых коммуникаций Лекции 6 4 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-4.01.1, ПК-4.01.2, ПК-3.01.3, ПК-4.01.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Виды, методы и средства маркетинговых коммуникаций Практические 6 4 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-4.01.1, ПК-4.01.2, ПК-3.01.3, ПК-4.01.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Виды, методы и средства маркетинговых коммуникаций Сам. работа 6 10 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-4.01.1, ПК-4.01.2, ПК-3.01.3, ПК-4.01.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Основы SMM: тренды, аудитории, платформы
2.1. SMM в системе интернет-маркетинга и бизнес-коммуникаций Сам. работа 6 12 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-4.01.1, ПК-4.01.2, ПК-3.01.3, ПК-4.01.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. SMM в системе интернет-маркетинга и бизнес-коммуникаций Лекции 6 2 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-4.01.1, ПК-4.01.2, ПК-3.01.3, ПК-4.01.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. SMM в системе интернет-маркетинга и бизнес-коммуникаций Практические 6 2 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-4.01.1, ПК-4.01.2, ПК-3.01.3, ПК-4.01.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Особенности аудитории социальных сетей, сегментирование и таргетирование аудитории в SMM Лекции 6 2 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-4.01.1, ПК-4.01.2, ПК-3.01.3, ПК-4.01.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.5. Особенности аудитории социальных сетей, сегментирование и таргетирование аудитории в SMM Практические 6 2 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-4.01.1, ПК-4.01.2, ПК-3.01.3, ПК-4.01.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.6. Особенности аудитории социальных сетей, сегментирование и таргетирование аудитории в SMM Сам. работа 6 14 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-4.01.1, ПК-4.01.2, ПК-3.01.3, ПК-4.01.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. SMM-кампания: цели, стратегия, алгоритмы и маркетинговый потенциал
3.1. Построение стратегии присутствия в социальных сетях Лекции 6 4 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-4.01.1, ПК-4.01.2, ПК-3.01.3, ПК-4.01.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Построение стратегии присутствия в социальных сетях Сам. работа 6 14 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-4.01.1, ПК-4.01.2, ПК-3.01.3, ПК-4.01.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Построение стратегии присутствия в социальных сетях Практические 6 4 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-4.01.1, ПК-4.01.2, ПК-3.01.3, ПК-4.01.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.4. Мониторинг социальных сетей: возможности, инструменты, параметры Лекции 6 2 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-4.01.1, ПК-4.01.2, ПК-3.01.3, ПК-4.01.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.5. Мониторинг социальных сетей: возможности, инструменты, параметры Практические 6 2 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-4.01.1, ПК-4.01.2, ПК-3.01.3, ПК-4.01.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.6. Мониторинг социальных сетей: возможности, инструменты, параметры Сам. работа 6 14 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-4.01.1, ПК-4.01.2, ПК-3.01.3, ПК-4.01.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Эффективность продвижения в социальных сетях
4.1. Эффективность продвижения в социальных сетях Лекции 6 2 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-4.01.1, ПК-4.01.2, ПК-3.01.3, ПК-4.01.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.2. Эффективность продвижения в социальных сетях Практические 6 2 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-4.01.1, ПК-4.01.2, ПК-3.01.3, ПК-4.01.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.3. Эффективность продвижения в социальных сетях Сам. работа 6 14 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-4.01.1, ПК-4.01.2, ПК-3.01.3, ПК-4.01.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Лабораторные по темам курса
5.1. Лабораторные работы по всем разделам курса Лабораторные 6 16 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-4.01.1, ПК-4.01.2, ПК-3.01.3, ПК-4.01.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Одна из стратегий в рамках SMM:
а) работа по построению сообщества вокруг продвигаемого бренда
б) работа по построению сообщества вне продвигаемого бренда
в) работа по построению сообщества вокруг человека
2. Одна из стратегий в рамках SMM:
а) основная стратегия
б) использование рекламных инструментов и посевы на площадках с целью прямой продажи продукции и повышения узнаваемости
в) отделение рекламных инструментов и посевы на площадках с целью прямой продажи продукции и повышения узнаваемости
3. Одна из стратегий в рамках SMM:
а) работа по построению сообщества вне продвигаемого бренда
б) единоличная стратегия
в) комбинированная стратегия
4. В 2014 году более …% руководителей предприятий указали, что социальные сети являются неотъемлемой частью их бизнеса:
а) 70
б) 80
в) 40
5. Существует … основные стратегии привлечения социальных сетей в качестве инструментов маркетинга:
а) 4
б) 3
в) 2
6. Одна из основных стратегий привлечения социальных сетей в качестве инструментов маркетинга:
а) мягкий подход
б) пассивный подход
в) наглый подход
7. Одна из основных стратегий привлечения социальных сетей в качестве инструментов маркетинга:
а) активный подход
б) аккуратный подход
в) целенаправленный подход
8. Направляет обсуждение в нужное русло, нейтрализовывает негативное отношение пользователей, повышает активность пользователей в сообществах:
а) контент-менеджмент
б) pr-менеджмент
в) комьюнити-менеджмент
9. Продвижение в социальных сетях позволяет точечно воздействовать на такую аудиторию:
а) целевую
б) пассивную
в) активную
10. Один из инструментов SMM:
а) целенаправленный подход
б) ведение блога в социальных сетях
в) пассивный подход
11.Коммуникация в узком (социально-психологическом) смысле – это обмен:
информацией+
впечатлениями
действиями
информацией, действиями, впечатлениями

12. Система маркетинговых коммуникаций – это:
-платное, однонаправленное, неличное, опосредованное обращение, пропагандирующее товар и готовящее потенциального потребителя к покупке
-проведение комплексных рекламных мероприятий, связанных в определенной последовательности, способствующих повышению интереса к товару и имеющих целью прочное внедрение товара на рынок
-целенаправленное и комплексное воздействие на внешнюю и внутреннюю среду фирмы, прямо или косвенно способствующее достижению основной ее цели: получение прибыли+

13. К недобросовестной относят рекламу:
агрессивную, косвенную, неоднородную, превентивную
недостоверную, неэтичную, заведомо ложную, скрытую+
подсознательную, неосознанную, общественно-опасную, агрессивную

14. Основными формами коммуникаций в маркетинге являются:
реклама, «public relations», стимулирование продаж, персональная продажа, участие в выставках и ярмарках, телемаркетинг, интерактивный маркетинг +
периодическая печать, рекламно-коммерческая литература, телевидение, радио, кино, наружная реклама, оформление и упаковка товара
пропаганда, спонсорство, создание фирменного стиля, товарная, фирменная, косвенная

15. Основной задачей «паблик рилейшенз» (public relations) является:
создание и сохранение имиджа предприятия +
разработка рекомендаций по совершенствованию внутренней среды предприятия
адекватное осуществление ценовой политики

16. Графическое воплощение индивидуального названия компании, направленное на усиление эмоционального воздействия и максимальное открытие ключевых аспектов позиционирования компании:
логотип+
торговая марка
бренд
фирменный стиль

17. «Подгонка» товара к образу жизни покупателя, придание товару некого смысла, отличающего его от других:
представление
объявление
позиционирование+
тиражирование

18. Расходы на рекламу включаются в:
производственную себестоимость
косвенные налоги
себестоимость продукции+
амортизационные исчисления

19. Продвижение интересов через органы государственной власти:
адвокатирование
лоббирование +
пропаганда
политическая реклама

20. Брэнд – это:
имя, символ, дизайн или образ, применяемый для идентификации товара или фирмы +
товары, уходящие с рынка
товар, пользующийся доверием у покупателей

21. Спонсорство – это:
создание и сохранение имиджа предприятия
деятельность по предоставлению фирмой финансовых средств отдельным лицам или организациям, занятым в сфере спорта, культуры, здравоохранения, образования и т.д., для достижения ею поставленных целей в области маркетинга
неоплачиваемое стимулирование спроса на товар, услугу или фирму с помощью распространения о них важных сведений во всех средствах распространения информации

22. Коммуникационный канал, по которому передаются слухи:
канал внутренних коммуникаций
канал формальных коммуникаций
канал неформальных коммуникаций+
канал внешних коммуникаций
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

1. Понятие Интернета и социальных сетей, их роль в рекламе и в системе связей с общественностью.
2. Эволюционные процессы в Интернет-технологиях и социальных сетях.
3. Интернет, как основа для развития Socila media.
4. Влияние воздействия социальных сетей на трансформацию мышления пользователей.
5. Разновидности коммуникаций и коммуникантов в Интернете.
6. Электронная коммуникация в системе коммуникационных каналов.
7. Интернет - сервисы, в системе Интернет-коммуникаций.
8. Особенности формирования доменов.
9. Понятие Интернет - аудитории, пользователи, целевой аудитории, целевых групп.
10. Характеристика мировой аудитории социальных сетей.
11. Способы описания целевой аудитории.
12. Способы оценки Интернет - аудитории.
13. Характерные черты Интернет - аудитории России.
14. Основные свойства электронного текста. Основные требования к электронным документам.
15. Понятие Интернет-рекламы, принцип Действия, задачи.
16. Основные виды и преимущества Интернет-рекламы.
17. Основные характеристики Интернет-рекламы. Стандартный таргетинг.
18. Основные типы ретаргетинга.
19. Измерение эффективности рекламной Интернет-кампании.
20. Контекстная реклама (текстовые объявления).
21. Размещение рекламы в ВЭБ-каналах.
22. Основные рекламные Интернет-форматы.
23. Понятия: блог, блогосфера, блогер, блог-пост.
24. Что такое SMM
25. История возникновения SMM
26. Обзор социальных интернет-платформ
27. Стратегии продвижения через социальные сети
28. Организация рекламных кампаний через социальные медиа
29. Цели и тактики SMM.
30. Маркетинговые технологии и инструменты при продвижении через социальные медиа.
31. Этические вопросы при использовании инструментов SMM
32. Что такое SMO
33. Связь SMO и SEO
34. Связь SMO и вирусного маркетинга
35. Истоки и базовые принципы SMO
36. Принципы SMO
37. Нетрадиционные виды SMO
38. Анализ сайта на предмет продвижения через SMO
На Зачет выносятся теоретико-практические вопросы и задания. На подготовку ответа студенту отводится 30минут. За ответ на теоретические вопросы студент может получить максимально 100 баллов. Перевод баллов в оценку: 85-100 – «отлично», 65-84 – «хорошо», 50-64 – «удовлетворительно», 0-49 – «неудовлетворительно».
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4585
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шарков Ф.И. Константы гудвилла: стиль, паблисити, репутация, имидж и бренд фирмы: учеб. пособие М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015 biblioclub.ru/index.php?page=book&id=452896
Л1.2 Габинская О.С., Дмитриева Н.В. Маркетинговые коммуникации: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2010
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ткаченко Н. В. Креативная реклама. Технологии проектирования.: учебное пособие М. :Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Журнал "МАркетинг в России и за рубежом" www.mavriz.ru
Э2 Курс в Мудл portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional
Office 2010 Professional
Open Office
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru).
2. Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com).
3. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru).
4. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение данного курса предполагает последовательное выполнение всех заданий по порядку (пройти лекцию, изучить термины из глоссария, выполнить задания и тесты). Последовательность проведения занятий и их содержание определяются настоящей программой. Основная работа проводится на практических занятиях и в форме самостоятельной работы. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе. Самостоятельная работа предусматривает также изучение рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение соответствующих заданий студентами самостоятельно. Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Для прохождения итоговой аттестации по дисциплине студент должен продемонстрировать систематическую подготовку к разделам дисциплины в течение учебного семестра в виде выполненных практических заданий, заданий для самостоятельной работы, решение тестов, написание реферата (эссе).