МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Проектирование развития образовательной организации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки44.04.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильШкола директоров: управленческие команды в образовании
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_04_04_Профессиональное обучение_ШД-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд искусствоведения, Доцент, Пойдина Т.В.

Рецензент(ы):
доктор искусствоведения , Дир. инст., Нехвядович Л.И.

Рабочая программа дисциплины
Проектирование развития образовательной организации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 129)

составлена на основании учебного плана:
44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск.,доцент Кирюшина Ю.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой к.иск.,доцент Кирюшина Ю.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.овладение способами моделирования и проектирования инновационных процессов, внедрения и реализации инноваций в образовательные системы различного уровня

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-8Способен проектировать педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний и результатов исследований
ОПК-8.1 Знает основы проектирования педагогической деятельности
ОПК-8.2 Владеет специальными научными знаниями, в том числе по результатам различных исследований, в области дизайна интерьера
ОПК-8.3 Умеет анализировать и обобщать научную информацию, результаты международных и отечественных исследованийв области дизайна интерьера, адаптировать и применять их в педагогическом проектировании
ПК-3Способен руководить разработкой, продвижением и реализацией управленческих проектов в сфере образования
ПК-3.1 Знает принципы, этапы, механизмы разработки, продвижения и реализации проектов в сфере образования
ПК-3.2 Умеет разработать маркетинговую стратегию в ходе создания и продвижения образовательных продуктов; создавать проекты в сфере образования
ПК-3.3 Владеет технологиями реализации проектов в сфере образования
УК-2Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
УК-2.1 Знает требования, предъявляемые к проектной работе; методы представления и описания результатов проектной деятельности; критерии и параметры оценки результатов выполнения проекта
УК-2.2 Формирует план-график реализации проекта в целом и план контроля его выполнения; организовывает и координирует работу участников проекта; представляет результаты проекта в различных формах
УК-2.3 Владеет навыками осуществления деятельности по управлению проектом на всех этапах его жизненного цикла
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-2.1 Знает требования, предъявляемые к проектной работе; методы представления и описания результатов проектной деятельности; критерии и параметры оценки результатов выполнения проекта
ОПК-8.1 Знает основы проектирования педагогической деятельности
ПК-3.1 Знает принципы, этапы, механизмы разработки, продвижения и реализации проектов в сфере образования

3.2.Уметь:
3.2.1.УК-2.2 Формирует план-график реализации проекта в целом и план контроля его выполнения; организовывает и координирует работу участников проекта; представляет результаты проекта в различных формах
ПК-3.2 Умеет разработать маркетинговую стратегию в ходе создания и продвижения образовательных продуктов; создавать проекты в сфере образования
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-2.3 Владеет навыками осуществления деятельности по управлению проектом на всех этапах его жизненного цикла
ПК-3.3 Владеет технологиями реализации проектов в сфере образования

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Правовые и организационные основы проектирования развития образовательной организации
1.1. Концептуальные подходы в проектировании инноваций в образовательных системах. Лекции 2 2 УК-2.2, УК-2.3, ОПК-8.1, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л1.2, Л2.2
1.2. Изучение и конспектирование основной и дополнительной литературы. Работа со справочными материалами. Подготовка к устному собеседованию по теоретическим разделам.Выполнение заданий при подготовке к семинарским занятиям. Сам. работа 2 4 УК-2.2, УК-2.3, ОПК-8.1, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2
1.3. Проектирование и научное исследование: особенности и проблемы. Понятия «метод проектов», «проектирование», «проблема», «исследование». История метода проектирования. Общее, особенное в научном исследовании и проектировании. Сам. работа 2 2 УК-2.2, УК-2.3, ОПК-8.1, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2
1.4. Изучение и конспектирование основной и дополнительной литературы. Работа со справочными материалами. Подготовка к устному собеседованию по теоретическим разделам.Выполнение заданий при подготовке к семинарским занятиям. Сам. работа 2 2 УК-2.2, УК-2.3, ОПК-8.1, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2
1.5. Проектирование технологий внедрения инноваций в образовательные системы различного уровня. Практические 2 2 УК-2.2, УК-2.3, ОПК-8.1, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2
1.6. Алгоритмы (технология) деятельности руководителя- исследователя, руководителя-проектировщика.Сравнить и соотнести два понятия «проектирование» и «научное исследование». Дать характеристику особенностям научного исследования и проектирования. Сам. работа 2 4 УК-2.2, УК-2.3, ОПК-8.1, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2
1.7. Методология проектирования развития образовательных систем в условиях модернизации образования в Российской Федерации: компетентностный и деятельностный подходы. Сам. работа 2 2 УК-2.2, УК-2.3, ОПК-8.1, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2
1.8. Произвести оценку научной литературы по проблемам проектирования и моделирования инновационных процессов в образовании (на примере конкретного образовательного учреждения. Сам. работа 2 2 УК-2.2, УК-2.3, ОПК-8.1, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2
1.9. Составить аннотированный каталог литературы по проблемам проектирования, внедрения инновационных процессов, инновационным технология обучения и управления Сам. работа 2 4 УК-2.2, УК-2.3, ОПК-8.1, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2
1.10. Разработать проект основной образовательной программы (по выбору); проект развития образовательной системы (методической или управленческой деятельности). Сам. работа 2 4 УК-2.2, УК-2.3, ОПК-8.1, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Проектирование технологии внедрения компетентностного подхода и проектных методов в образовательный процесс
2.1. Особенности реализации требований ФГОС: проектирование, разработка основных образовательных программ, процессов внедрения ключевых компетенций в образовательный процесс вуза. Лекции 2 2 УК-2.2, УК-2.3, ОПК-8.1, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2
2.2. Теория и практика внедрения компетентностного подхода в образовательный процесс. Сам. работа 2 2 УК-2.2, УК-2.3, ОПК-8.1, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2
2.3. Изучение и конспектирование основной и дополнительной литературы. Работа со справочными материалами. Подготовка к устному собеседованию по теоретическим разделам.Выполнение заданий при подготовке к семинарским занятиям. Сам. работа 2 2 УК-2.2, УК-2.3, ОПК-8.1, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2
2.4. Инновационные технологии, обеспечивающие внедрение компетентностного подхода. Сам. работа 2 2 УК-2.2, УК-2.3, ОПК-8.1, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2
2.5. Подготовка к устному собеседованию по теоретическим разделам.Выполнение заданий при подготовке к семинарским занятиям. Сам. работа 2 4 УК-2.2, УК-2.3, ОПК-8.1, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2
2.6. Метод проекта как механизм внедрения ключевых компетенций в образовательный процесс.Разработать проект внедрения инноваций в образовательную систему конкретного учебного заведения. Подготовить презентацию проекта в электронном варианте. Сам. работа 2 4 УК-2.2, УК-2.3, ОПК-8.1, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2
2.7. Проблемы внедрения инноваций в систему образования вуза: моделирование и проектирование процесса. Сам. работа 2 2 УК-2.2, УК-2.3, ОПК-8.1, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2
2.8. Изучить Проект развития образовательной организации (на примере конкретной образовательной организации). Сам. работа 2 4 УК-2.2, УК-2.3, ОПК-8.1, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2
2.9. Проектировани развития системы воспитательной работы в вузе. Изучение и конспектирование основной и дополнительной литературы. Работа со справочными материалами. Подготовка к устному собеседованию по теоретическим разделам.Выполнение заданий при подготовке к семинарским занятиям. Сам. работа 2 4 УК-2.2, УК-2.3, ОПК-8.1, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Проекты инновационного развития образовательных систем
3.1. Социальная и развивающая образовательная среда. Перспективы развития. Методы создания социальной и образовательной развивающей среды в образовательном учреждении. Практические 2 2 УК-2.2, УК-2.3, ОПК-8.1, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2
3.2. Социальное предпринимательство как инновационные факторы развития образовательной организации. Сам. работа 2 6 УК-2.2, УК-2.3, ОПК-8.1, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2
3.3. Практики поддержки: программы помощи и социальные агентства. Организация в микросоциальной среде коллективов и групп и предоставлении им помощи. Специфические требования к профессиональной компетенции. Сам. работа 2 8 УК-2.2, УК-2.3, ОПК-8.1, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2
3.4. Проекты инновационного развития образовательных систем. Опыт работы конкретных образовательный учреждений по инновационному развитию образовательных организаций. Практико-ориентированные модели инновационного развития образовательных систем. Сам. работа 2 2 УК-2.2, УК-2.3, ОПК-8.1, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2
3.5. Социальные требования (запросы) к инновационному развитию образования: вызовы, риски, перспективы. Прогнозирование развития высшего образования до 2030 г. Сам. работа 2 2 УК-2.2, УК-2.3, ОПК-8.1, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2
3.6. Проектирование внедрения информационно-образовательной среды в вузе.Проекты, программы, планы в системе высшего образования. Сам. работа 2 8 УК-2.2, УК-2.3, ОПК-8.1, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2
3.7. Нормативно-правовые документы, определяющие инновационные направления образовательных систем: НОИ проект «Образование», Закон ФЗ «Об образования в РФ» и др. Проблемы, риски, тенденции проектирования развития образования в РФ. Сам. работа 2 2 УК-2.2, УК-2.3, ОПК-8.1, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2
3.8. Практики поддержки: программы помощи и социальные агентства. Организация в микросоциальной среде коллективов и групп и предоставлении им помощи. Специфические требования к профессиональной компетенции.Подготовка к устному собеседованию по теоретическим разделам.Выполнение заданий при подготовке к семинарским занятиям. Сам. работа 2 6 УК-2.2, УК-2.3, ОПК-8.1, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2
3.9. Проектирование процесса внедрения ФГОС ВО в вузе. Проектирование внедрения информационно-образовательной среды в вузе.Инновационное проектирование развития системы образования в вузе. Сам. работа 2 2 УК-2.2, УК-2.3, ОПК-8.1, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2
3.10. Инновационно-проектная деятельность современного педагога высшей школы. Подготовка к устному собеседованию по теоретическим разделам.Выполнение заданий при подготовке к семинарским занятиям. Сам. работа 2 2 УК-2.2, УК-2.3, ОПК-8.1, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2
3.11. Разработка проекта развития образовательной организации. Подготовить презентацию проекта в электронном варианте. Практические 2 2 УК-2.2, УК-2.3, ОПК-8.1, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2
3.12. Инновационное проектирование развития системы образования в вузе. Подготовка к зачету. Сам. работа 2 8 УК-2.2, УК-2.3, ОПК-8.1, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет "АлтГУ" -https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11313

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-2: Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Этапы проектной работы: даты, основные этапы и краткое содержание проделанной работы, результат на каждом этапе; представлены
а. Во введении.
б. В заключении.
в. В паспорте.
Правильный ответ : а

Вопрос 2. Целью практико-ориентированного проекта является:
а. Доказательство или опровержение какой либо гипотезы.
б. Предоставление публике опыта участия в решении проблемы проекта.
в. Сбор информации о каком-либо объекте или явлении.
Правильный ответ : а

Вопрос 3. Какой из пунктов не является обязательным, но учитывается при Публичном представлении индивидуального итогового проекта обучающегося :
а. Обоснование выбранной темы, доказательства ее актуальности.
б. Цели и задачи проекта и степень их выполнения.
в. Эмоциональное воздействие на слушателей.
Правильный ответ : в

Вопрос 4. Какая модель жизненного цикла проекта характеризуется внесением поправок и изменений на каждом витке:
а. Инкрементная.
б. Водопад.
в. Спиральная.
г. Семиотическая.
Правильный ответ : в

Вопрос 5. Стадия процесса управления проектом, результатом которой является санкционирование начала проекта это:
а. Планирование.
б. Инициирование.
в. Мониторинг и контроль.
Правильный ответ : б

Вопрос 6. Сколько фаз содержит стандартная схема жизненного цикла проекта:
а. 3;
б. 4;
в. 5.
Правильный ответ : в

Вопрос 7. Стратегия проекта – это
а. Желаемый результат деятельности, достигаемый в итоге успешного осуществления проекта в заданных условиях его выполнения;
б. Направления и основные принципы осуществления проекта.
в. Причина существования проекта утверждение сводного плана.
г. Утверждение сводного плана.
Правильный ответ : б

Вопрос 8. Суждения, предоставляемые на основании компетентности в прикладной области, области знаний, сфере деятельности, отрасли и т. д., соответствующих выполняемой
операции:
а. Экспертные отметки.
б. Экспертные оценки.
в. Экспертные замечания.
Правильный ответ : б

Вопрос 9. Документированное управление исполнением работ проекта с целью привести ожидаемое будущее исполнение работ проекта в соответствие с планом управления
проектом:
а. Исправления.
б. Корректирующее воздействие.
в. Экспертиза.
Правильный ответ : б

Вопрос 10. Элемент структуры проектной работы следующий за оглавлением:
а. Титульный лист.
б Введение.
в Паспорт проектной работы.
г Основная часть.
Правильный ответ : б

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Распределение рисков между участниками проекта - это
Правильный ответ : Диверсификация.

Вопрос 2. Создание резервного фонда финансовых средств на покрытие непредвиденных расходов называется
Правильный ответ : Резервирование.

Вопрос 3. Замена управленческого решения вследствие воздействия разных объективных или субъективных факторов при разработке и реализации проекта - это
Правильный ответ : Изменения.
Вопрос 4. Форма предвидения, предположительная оценка будущего состояния объекта, условий его возникновения - это
Правильный ответ : Прогнозирование.

Вопрос 5. Научное и практическое обоснование определения целей, выявление задач, сроков, темпов, пропорций развития того или иного явления, его
реализация - это
Правильный ответ : Планирование.

Вопрос 6. Интеллектуальная деятельность, состоящая в целенаправленном построении в идеальной форме какого-либо объекта - это
Правильный ответ : Конструирование.

Вопрос 7. Апробация полученных теоретических гипотез - это
Правильный ответ : Эксперимент.

Вопрос 8. Как называется метод оценки, в ходе которого опрашиваются компетентные специалисты конкретных областей деятельности, имеющие отношение к исследуемой проблеме (специалисты службы управления персоналом, директора предприятий, управленцы высшего звена и др.)?
Правильный ответ : Экспертный.

Вопрос 9. Как называется вступительная часть письменного отчета по проекту, где формулируется проблема и обосновывается ее значимость для теории и практики, определяются цель и задачи проектного исследования и фиксируются методы и инструменты выполнения проекта?
Правильный ответ : Введение.

Вопрос 10. Как называется инструмент предъявления визуального ряда, назначение которого – создание цепочки образов состоящей из слайдов с простой, понятной структурой, содержащей текстовые или графические элементы, несущие основную идею?
Правильный ответ : Презентация.

Вопрос 11. Как называется структура управления, где управленческие функции распределены по отдельным направлениям, тогда как административные функции остаются под ведомством главного штаба?
Правильный ответ : Дивизиальная
.
Вопрос 12. Как называется рабочая структура, в рамках которой участники команд подчиняются нескольким руководителям?
Правильный ответ : Матричная.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК -8: Способен проектировать педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний и результатов исследований

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Научная деятельность определяет науку как:
а. Институт.
б. Процесс.
в. Результат
г. Достижение
Правильный Ответ : б

Вопрос 2. Всеобщность выступает важнейшей чертой организации научного знания в форме:
а. Научного принципа
б. Научного закона.
в. Научной теории.
г. Научный постулат.
Правильный ответ : б

Вопрос 3. Подход в научном исследовании, направленный на выявление характеристик различных явлений, процессов по степени развития или интенсивности присущих им свойств,
выражаемых в величинах и числах:
а. Качественный подход.
б. Количественный подход.
в. Логический подход.
г. Системный подход.
Правильный ответ : б.

Вопрос 4. Квазиэкспериментальные научные исследования связаны:
а. С усилением контроля экспериментального фактора.
б. Со снижением контроля экспериментального фактора.
в. С неизменным контролем экспериментального фактора.
г. С постоянным контролем экспериментального фактора.
Ответ : б.

Вопрос 5. К какому виду педагогического проектирования относится преобразование целей обучения и воспитания?
а. Социально-педагогическое проектирование.
б. Образовательное проектирование.
в. Психолого-педагогическое проектирование.
Правильный ответ : б.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Педагогическая модель, как аналог рассматриваемого объекта, воспроизводит ___ связи между его элементами
Правильный ответ : Причинно-следственные и структурно-функциональные.

Вопрос 2. Образ, аналог определенного фрагмента природной или социальной реальности -это
Правильный ответ : Модель.

Вопрос 3. Как называется проектно-технологический тип реализации научного исследования?
Правильный ответ : Научный проект.

Вопрос 4. Какой тип проекта реализуют научные исследования по актуальным проблемам педагогической сферы?
Правильный ответ : Организационный, социальный, образовательный, инвестиционный, инновационный, научно -исследовательский, учебный, комплексный/смешанный.

Вопрос 5. Назовите последовательность стадий научно-исследовательского проекта
Правильный ответ : Концептуальная, конструирования, моделирования, реализации, технологизации, представления результата.

Вопрос 6. Назовите критерии оценки достоверности результатов научного исследования для любых отраслей научного знания
Ответ : Предметность; полнота; непротиворечивость; интерпретируемость; проверяемость; достоверность.

Вопрос 7. Формы представления результатов НИР
Правильный ответ : Реферат, статья, доклад, отчет, монография.

Вопрос 8. Формы представления результатов НИОКР
Ответ : База данных, база знаний, компьютерная программа, тест, экспертная система, мобильное приложение.

Вопрос 9. Формы организации устного научного общения
Правильный ответ : Семинар, конференция, съезд, конгресс, симпозиум).

Вопрос 10.Основные разделы научной статьи в научном рецензируемом журнале
Правильный ответ : Введение, исследовательский дизайн (материалы и методы), результаты, дискуссия, заключение.

Вопрос 11. Как называется деятельность, направленная на разработку и реализацию образовательных проектов?
Ответ : Педагогическое проектирование.

Вопрос 12. Совокупность объективных и субъективных факторов, сложившихся в данный момент времени, - это педагогическая
Правильный ответ : Ситуация.

Вопрос 13.Тип научного исследования, которое опирается на опытные, эмпирические данные - это
Правильный ответ : эмпирическое исследование.

Вопрос 14. Тип научного исследования, которое формулирует новые идеи и развивает новые перспективы объяснения и предсказания фактов
Ответ : Теоретическое исследование.

Вопрос 15. Эмпирические методы в педагогическом исследовании
Правильный ответ : Наблюдение, обследование, опрос, мониторинг, тестирование, экспертиза.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: Способен руководить разработкой, продвижением и реализацией управленческих проектов в сфере образования

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Принципиальные отличия проекта от бизнес-процессов состоят в том, что:
а. Бизнес-процессы являются по сути циклически повторяющимися задачами, а проект служит реализации уникальной задачи.
б. Проект не всегда требует документационного оформления, в то время как процесс всегда основан на регламентирующих его документах.
в. Бизнес-процесс может быть реализован только в режиме коллективной работы, в отличие от проекта, который может выполняться и одним менеджером.
Правильный ответ : а.

Вопрос 2. Существенными признаками проекта, как средства управления являются:
а. Непрерывный характер реализации, наличие выделенного бюджета, обязательность эффективности.
б. Целевой характер, ограниченность во времени, уникальность деятельности и результата.
в. Командный характер реализации, иерархичность результатов, поступательность этапов исполнения.
Правильный ответ : б.

Вопрос 3. Два обязательных документа необходимых для реализации любого проекта:
а. Устав и план проекта.
б.Бизнес-план и регламенты управления проектом.
в. Матрица ответственности и бюджет проекта.
Правильный ответ : а.

Вопрос 4. Для целостного восприятия проекта, необходимо понимать следующие основные факторы:
а. Ресурсы, иерархию результатов, состав команды, потенциальные проблемы проекта.
б. Ответственность, полномочия, мотивацию менеджера проекта и команды.
в. Содержание, ограничения и риски проекта.
Правильный ответ : в.

Вопрос 5. Какая из представленных структур не может являться одним из видов организационных структур проекта?
а. Стратегическая
б. Функциональная.
в. Матричная.
Правильный ответ : а.

Вопрос 6. Какой из указанных коллективных органов выбирает проекты для их включения в инвестиционный портфель, назначает куратора и заслушивает отчеты по реализации проектов?
а. Потребители проектных результатов.
б. Совет директоров компании.
в. Проектный комитет (координационный совет).
Правильный ответ : в.

Вопрос 7. Какое из представленных определений в наибольшей степени соответствует понятию
«проектный офис»?
а. Управленческое подразделение, организующее хозяйственное обеспечение проектов.
б. Структурная единица, которая существенно облегчает процесс административного управления проектами.
в. Подразделение, помогающее обеспечить подготовку процесса производства.
Правильный ответ : б.

Вопрос 8. Как называется роль представителя высшего руководства или материнской к проекту компании, который подписывает устав вместе с менеджером проекта?
а. Куратор проекта.
б. Руководитель.
в. Инициатор.
Правильный ответ : а.

Вопрос 9. Под участниками проекта понимаются:
а. Инвестор, заказчик, руководитель и команда проекта.
б. Команда управления проектом и потребители проектных результатов.
в. Организации и физические лица, непосредственно или опосредованно вовлеченные
и заинтересованные в результатах проекта.
Правильный ответ : в.

Вопрос 10. Риск при осуществлении проекта – это:
а. Вероятное событие, в результате которого субъект, принявший решение, теряет
возможность достичь запланированных результатов проекта или его отдельных
параметров, имеющих временную, количественную и стоимостную оценку
б. Вероятность возникновения неблагоприятных политических последствий в форме
потери ожидаемого дохода в ситуациях неопределенности его осуществления.
в. Вероятность возникновения неблагоприятных социальных последствий в форме
потери ожидаемого дохода в ситуациях неопределенности его осуществления.
Правильный ответ : а.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Путь проекта представляющий собой последовательность работ проекта, которая
требует больше всего времени для завершения
Правильный ответ: Критический.

Вопрос 2. Директивный ̆документ, реестр планируемых расходов и доходов с распределением
по статьям на соответствующий ̆период времени и ресурсные ограничения проекта.
Правильный ответ: Бюджет

Вопрос 3. Системное независимое исследование, для установки соответствие деятельности в
области качества принятому плану, оценка эффективности деятельности по отношению
к запланированным целям
Правильный ответ: Аудит

Вопрос 4. Форма предвидения, предположительная оценка будущего состояния объекта, условий его возникновения.
Правильный ответ: Прогнозирование

Вопрос 5. Научное и практическое обоснование определения целей, выявление задач, сроков,
темпов, пропорций развития того или иного явления, его реализация
Правильный ответ: Планирование

Вопрос 6. Как называется целенаправленный, мотивированный способ изменения конкретной образовательной ситуации, упорядочения деятельности всех субъектов образовательного процесса – участников реализации проекта, а также создания специальной системы управления и всестороннего сопровождения и поддержки этой деятельности?
Ответ : Управленческое проектирование (управленческий проект).

Вопрос 7. Как называется распределение рисков между участниками проекта?
Правильный ответ : Диверсификация

Вопрос 8. Создание резервного фонда финансовых средств на покрытие непредвиденных расходов.
Правильный ответ : Резервирование

Вопрос 9. Как называется предварительная разработка основных деталей предстоящей совместной деятельности управляющей и личностной управляемой подсистем в целях перевода образовательного учреждения или его модуля в новое, более совершенно состояние?
Правильный ответ: Управленческое проектирование в образовании

Вопрос 10. Физическое лицо, группы людей или организации, интересы которых связаны с проектом, а их влияние сказывается на процессе и результатах реализации на определенных стадиях жизненного цикла проекта
Правильный ответ: Стейкхолдер/стейкхолдеры проекта.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически.
Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 3.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Б.Р. Мандель Инновационные процессы в образовании и педагогическая инноватика : учебное пособие для обучающихся в магистратуре М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2017 biblioclub.ru
Л1.2 Пирогов С. В. Социальное прогнозирование и проектирование: : учебное пособие Москва: Проспект, 2016 biblioclub.ru
Л1.3 Балашов А. И., Рогова Е. М., Тихонова М. В., Ткаченко Е. А. ; Под общ. ред. Роговой Е.М. Управление проектами : учебник и практикум М. : Издательство Юрайт, 2024 https://urait.ru/ bcode/535573
Л1.4 Б.Р. Мандель Инновационные процессы в образовании и педагогическая инноватика : учебное пособие для обучающихся в магистратуре : учебное пособие для обучающихся в магистратуре М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2017. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=455509
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н.И. Корытченкова, Т.И. Кувшинова Психология и педагогика профессиональной деятельности: учебное пособие Кемеровский государственный университет // ЭБС "Университетская библиотека online", 2012 biblioclub.ru
Л2.2 Золотарева А.В. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ. РАЗВИТИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Голованова, Н. Ф. Педагогика: учебник и практикум для вузов . М.: Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/7E727000-6289-4B94-A30D-CA1AD840BEB7.
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении [Электронный ресурс] : учебное пособие М.: ФЛИНТА, 2014 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Вопросы образования: сайт журнала: vo.hse.ru
Э2 Российское образование: федеральный портал www.edu.ru
Э3 Библиотека федерального портала Российское образование http://www.edu.ru/index. php?page_id=242
Э4 Курс на портале "Цифровой университет АлтГУ" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Многопрофильный образовательный ресурс «Консультант студента»: http://www.studentlibrary.ru
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: http://elibrary.ru
Вопросы образования: сайт журнала: http://vo.hse.ru/
Использование социальных сервисов в образовании: http://bobrdobr.ru/search.html? keywords=использование+социальных+сервисов
Универсальная справочно-информационная база данных периодических изданий «ИВИС» http://www.ebiblioteka.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:

1. Посещение лекционных занятиях семестра. Так как лекции являются одним из важнейших видов учебных занятий и составляют фундамент теоретической подготовки обучаемых по данной дисциплине. Цель лекций - дать обучаемым основу теоретических знаний по дисциплине, на базе которых в последующем вырабатываются умения и навыки, сконцентрировать у них внимание на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их самостоятельную активную познавательную деятельность.
2. Обязательное посещение всех практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для подготовки к выполнению практических заданий, докладов; они будут проходить в форме деловых игр, дискуссий, проблемных занятий, пресс-конференций. На практических занятиях активно участвуйте в обсуждении.
3. В процессе подготовки домашних заданий по дисциплине «Проектирование образовательной организации» придерживайтесь следующих общих рекомендаций.
a. осмысливайте предлагаемый материал лекций и практических занятий;
b. сосредотачивайтесь на понимании смысла научных понятий, в противовес автоматическому заучиванию;
c. тренируйтесь рассказывать и объяснять подготовленный материал без обращения к зачитыванию материала из учебников, конспектов лекций и т.д.
d. изучайте материал из всех рекомендуемых литературных источников,
e. составляйте терминологический словарь и анализируйте интернет-ресурсы по темам раздела.
4. При подготовке к практическим занятиям следует При не только знакомиться с основной литературой, но и активно читать дополнительную литературу по проблеме, а также по результатам работы с литературой подготовить тематические доклады и выступления на пресс-конференциях и дискуссиях, для организации взаимодействия в разных социальных ситуациях учебного процесса.
5. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: в экспериментировании, проигрывании позиций в практических ситуациях с последующим их анализом, кейсовых упражнениях.
6. Доклад – оценочное средство, позволяющее оценить рефлексивный процесс, умения студента осознавать и анализировать теоретический материал.
7. Условиями допуска к итоговой аттестации по дисциплине являются обязательное посещение семинаров, выполнение практических заданий, тестирование