МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современные теории общественного развития

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки41.04.04. Политология
ПрофильУправление и PR в политике и бизнесе
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план41_04_04_Политология_УиPRвПиБ-2023
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 75
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 16 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 6 6 4 4 10 10
Практические 18 18 14 14 32 32
Сам. работа 12 12 63 63 75 75
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 36 36 108 108 144 144

Программу составил(и):
д.ф.н., Профессор, Широкова М.А.

Рецензент(ы):
к.и.н., Доцент, Киреева О.С.

Рабочая программа дисциплины
Современные теории общественного развития

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 41.04.04 Политология (приказ Минобрнауки России от 13.07.2017 г. № 654)

составлена на основании учебного плана:
41.04.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232025 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., проф. И.В. Черданцева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.ф.н., проф. И.В. Черданцева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Современные направления политической науки» являются формирование у магистрантов целостного представления о новых течениях, школах, теориях в политологии, проблемах, нашедших отражение в современной политологии, а также тенденциях развития современных политологических исследований.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен оценивать, моделировать и прогнозировать глобальные, макрорегиональные, национально-государственные, региональные и локальные политико-культурные, социально-экономические и общественно-политические процессы на основе применения методов теоретического и эмпирического исследования и прикладного анализа
ОПК-3.1 Знает принципы построения, методику теоретического и эмпирического исследования, прикладного анализа и прогнозирования политико-культурных, социально-экономических и общественно-политических процессов
ОПК-3.2 Умеет выбирать теоретические и эмпирические методы для анализа, оценки и моделирования политико-культурных, социально-экономических и общественно-политических процессов различных уровней
ОПК-3.3 Умеет выделять специфику политико-культурных, социально-экономических и общественно-политических процессов различного уровня
ОПК-3.4 Владеет способностью применять теоретические и эмпирические методы для анализа, оценки и прогнозирования развития ситуаций в рамках решения конкретных политических и бизнес-проблем
ОПК-4Способен проводить научные исследования по профилю деятельности, в том числе в междисциплинарных областях, самостоятельно формулировать научные гипотезы и инновационные идеи, проверять их достоверность
ОПК-4.1 Знает научную терминологию в сфере политической науки, управления и коммуникации
ОПК-4.2 Умеет формулировать цель и задачи конкретных научных исследований в сфере политической науки, управления и коммуникации, выбирать методы исследования, определять научную новизну исследуемой проблематики, подтверждать достоверность выдвинутых гипотез и идей
ОПК-4.3 Владеет способностью проводить научные исследования в сфере политической науки, управления и коммуникации с соблюдением принципов инновационности и научной объективности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-4.1: Знает научную терминологию в сфере политической науки, управления и коммуникации
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-3.2: Умеет выбирать теоретические и эмпирические методы для анализа, оценки и моделирования политико-культурных, социально-экономических и общественно-политических процессов различных уровней
ОПК-4.2: Умеет формулировать цель и задачи конкретных научных исследований в сфере политической науки, управления и коммуникации, выбирать методы исследования, определять научную новизну исследуемой проблематики, подтверждать достоверность выдвинутых гипотез и идей

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-3.4: Владеет способностью применять теоретические и эмпирические методы для анализа, оценки и прогнозирования развития ситуаций в рамках решения конкретных политических и бизнес-проблем
ОПК-4.3: Владеет способностью проводить научные исследования в сфере политической науки, управления и коммуникации с соблюдением принципов инновационности и научной объективности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные подходы к развитию общества
1.1. Социальная динамика: пути и формы Лекции 1 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.2, ОПК-3.4 Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
1.2. Особенности и этапы развития общества Лекции 1 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.2, ОПК-3.4 Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
1.3. Интерпретации общественного развития:классика и современность Лекции 1 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.2, ОПК-3.4 Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.4. Линейно-стадиальные подходы к развитию общества Практические 1 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.2, ОПК-3.4 Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.5. Формационный подход к развитию общества Сам. работа 1 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.2, ОПК-3.4 Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.6. Индустриально-технологический подход к развитию общества Сам. работа 1 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.2, ОПК-3.4 Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
1.7. Цивилизационный подход к развитию общества Лекции 1 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.2, ОПК-3.4 Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
1.8. Осбенности России как цивилизации Практические 1 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.2, ОПК-3.4 Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.9. Понятие и типы цивилизаций Сам. работа 1 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.2, ОПК-3.4 Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
1.10. Теории локальных цивилизаций Сам. работа 1 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.2, ОПК-3.4 Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.2
1.11. Идеология и общественное развитие Практические 1 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.2, ОПК-3.4 Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
1.12. Теории идеологии Сам. работа 1 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.2, ОПК-3.4 Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.13. Теории модернизации Сам. работа 1 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.2, ОПК-3.4 Л2.3, Л1.2, Л2.2
1.14. Первые модернизационные теории Практические 1 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.2, ОПК-3.4 Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.15. Теории демократии Лекции 1 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.2, ОПК-3.4 Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.2
1.16. Теории революции Практические 1 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.2, ОПК-3.4 Л2.3, Л1.2, Л2.2
1.17. Теории революции Сам. работа 1 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.2, ОПК-3.4 Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.18. Проблема общественного прогресса и его критериев Практические 1 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.2, ОПК-3.4 Л1.2, Л2.2
1.19. Мир-системная теория Практические 1 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.2, ОПК-3.4 Л1.2, Л2.2
1.20. Мир-системная теория Сам. работа 1 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.2, ОПК-3.4 Л1.2, Л2.2
1.21. Власть и общественное развитие Практические 1 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.2, ОПК-3.4 Л1.2, Л2.2
1.22. Власть и общественное развитие Сам. работа 1 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.2, ОПК-3.4 Л1.2, Л2.2
1.23. Теории войны и насилия в политической науке Практические 1 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.2, ОПК-3.4 Л1.2, Л2.2
1.24. Футурологические теории развития общества Сам. работа 1 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.2, ОПК-3.4 Л1.2, Л2.2
1.25. Этические основания теорий общественного развития Практические 1 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.2, ОПК-3.4 Л1.2, Л2.2
1.26. Государство как субъект общественного развития Практические 1 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.2, ОПК-3.4 Л1.2, Л2.2
1.27. Государство как субъект общественного развития Сам. работа 1 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.2, ОПК-3.4 Л1.2, Л2.2
1.28. Религиозные концепции общественного развития: история и современность Практические 1 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.2, ОПК-3.4 Л1.2, Л2.2
1.29. Религиозные концепции общественного развития: история и современность Сам. работа 1 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.2, ОПК-3.4 Л1.2, Л2.2
1.30. Развитие общества и развитие личности Практические 1 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.2, ОПК-3.4 Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Направления в политической науке конца ХХ и начала ХХI века об общественном развитии
2.1. Модерн в политическом измерении Лекции 2 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.2, ОПК-3.4 Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.2. Гидденс о модерне Практические 2 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.2, ОПК-3.4 Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.3. Рождение постмодерна Сам. работа 2 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.2, ОПК-3.4 Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.4. Метамодерн: от культуры к политике Практические 2 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.2, ОПК-3.4 Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.5. Отечественные мыслители о модерне Практические 2 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.2, ОПК-3.4 Л1.2, Л2.2
2.6. Постомодернизм в зарубежной науке и философии Сам. работа 2 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.2, ОПК-3.4 Л1.2, Л2.2
2.7. Модерн и постмодерн Сам. работа 2 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.2, ОПК-3.4 Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.8. Характеристика постмодерна в политике Лекции 2 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.2, ОПК-3.4 Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.9. Власть и государство в постмодерне Лекции 2 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.2, ОПК-3.4 Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.10. Феминизм и общественное развитие. "Волны" феминизма Сам. работа 2 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.2, ОПК-3.4 Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.11. Феминистские направления в политической науке Лекции 2 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.2, ОПК-3.4 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.12. Феминистские теории политики Практические 2 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.2, ОПК-3.4 Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.13. Постмодернизм в Российской науке Сам. работа 2 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.2, ОПК-3.4 Л1.2, Л2.2
2.14. Теория политики и общественное развитие Сам. работа 2 7 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.2, ОПК-3.4 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.15. Особенности представлений о развитии общества в различных идеологиях и режимах Сам. работа 2 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.2, ОПК-3.4 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.16. Современные концепции России как государства-цивилизации Практические 2 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.2, ОПК-3.4 Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.17. Современные концепции России как государства-цивилизации Сам. работа 2 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.2, ОПК-3.4 Л1.2, Л2.2
2.18. Мультикультурализм Практические 2 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.2, ОПК-3.4 Л1.2, Л2.2
2.19. Неореакция и либертарианство Практические 2 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.2, ОПК-3.4 Л1.2, Л2.2
2.20. Неореакция и либертарианство Сам. работа 2 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.2, ОПК-3.4 Л1.2, Л2.2
2.21. Теория мультикультурализма Сам. работа 2 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.2, ОПК-3.4 Л1.2, Л2.2
2.22. Парадоксы общественного развития Сам. работа 2 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.2, ОПК-3.4 Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.23. Коммунитаризм о развитии общества Практические 2 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.2, ОПК-3.4 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.24. Коммунитаризм о развитии общества Сам. работа 2 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.2, ОПК-3.4 Л2.3, Л1.2, Л2.2
2.25. Новейшие теории демократии Практические 2 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.2, ОПК-3.4 Л2.3, Л1.2, Л2.2
2.26. Новейшие теории демократии Сам. работа 2 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.2, ОПК-3.4 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.27. Проблема идентичности и общественное развитие Практические 2 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.2, ОПК-3.4 Л1.2, Л1.3, Л2.2
2.28. Проблема идентичности и общественное развитие Сам. работа 2 8 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.2, ОПК-3.4 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4754
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-3:
Способен оценивать, моделировать и прогнозировать глобальные, макрорегиональные, национально-государственные, региональные и локальные политико-культурные, социально-экономические и общественно-политические процессы на основе применения методов теоретического и эмпирического исследования и прикладного анализа

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Общество, по мнению Г. Спенсера – это социальный организм, сходный с организмом биологическим. Что отличает социальный организм от биологического?
а. рост на протяжении всего своего существования
б. способность мыслить и чувствовать развита у каждого отдельного элемента
в. дифференциация структуры элементов сопровождается соответствующим разделением их функций
ОТВЕТ: б

Вопрос 2. Совокупность элементов общества и их взаимоотношений – это:
а. кастовая система
б. социальные институты
в. социальная структура
ОТВЕТ: в

Вопрос 3. К формам общественного развития относятся
а. эволюция
б. революция
в. прогресс
г. все перечисленное
ОТВЕТ: г

Вопрос 4. Идея исторического развития человеческого сообщества как регрессивных изменений господствовала в периоды древности и средневековья
а. верно
б. неверно
ОТВЕТ: а

Вопрос 5. Эсхатология как идея христианства – это:
а. учение о бытии
б. учение о человеке
в. учение о конце мира
ОТВЕТ: в

Вопрос 6. В социально-философских концепциях эпохи Просвещения общественное развитие интерпретировалось преимущественно как линейно-поступательное восхождение человечества к совершенству
а. верно
б. неверно
ОТВЕТ: а

Вопрос 7. В современных общественных науках интегральным критерием прогресса считается:
а. степень свободы личности
б. развитие производительных сил
в. развитие нравственности
ОТВЕТ: в

Вопрос 8. О. Конт усматривал смысл и содержание общественного развития в прогрессе знаний
а. верно
б. неверно
ОТВЕТ: а

Вопрос 9. Согласно формационному подходу, общественная надстройка включает в себя:
а. политические отношения
б. социальные отношения
в. духовные отношения
г. все перечисленное
ОТВЕТ: г

Вопрос 10. Автором работы «Стадии экономического роста» является:
а. Д. Белл
б. Э. Тоффлер
в. У. Ростоу
ОТВЕТ: в

Вопрос 11. Теории модернизации выделяют прежде всего:
а. культурное своеобразие каждого общества
б. влияние природно-географических факторов на развитие общества
в. общечеловеческие ценности
ОТВЕТ: в

Вопрос 12. В исторически наиболее древнем значении под цивилизацией понимают совокупность всех достижений человечества в ходе исторического процесса
а. верно
б. неверно
ОТВЕТ: а

Вопрос 13. Понятие «цветущая сложность» как характеристика этапа цивилизационного развития принадлежит:
а. О. Шпенглеру
б. Н.Я. Данилевскому
в. К.Н. Леонтьеву
ОТВЕТ: в

Вопрос 14. Автор мир-системной теории:
а. И. Валлерстайн
б. А. Тойнби
в. Ф. Фукуяма
ОТВЕТ: а

Вопрос 15. Концепцию «вызовов» и «ответов» в цивилизационном развитии создал:
а. У. Ростоу
б. М. Вебер
в. А. Тойнби
ОТВЕТ: в

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Политические идеи и деятельность, направленные на решительное, кардинальное изменение политических отношений, а также основных институтов политической системы – это политический __________________ (вставьте пропущенное слово)
Ответ: радикализм

2. Международная общественная организация, созданная в 1968 г. с целью «углубления понимания особенностей развития человечества в эпоху научно-технической революции». Объединяет ученых, усилия которых направлены на глобальное моделирование общественного развития и анализ проблем футурологии:
Ответ: Римский клуб

3. Название работы Н.Я. Данилевского, в которой сформулирована теория культурно-исторических типов:
Ответ: «Россия и Европа»

4. По Э. Дюркгейму, отсутствие регуляторов поведения, состояние социальной дезорганизации, когда социальные ценности и нормы становятся неустойчивыми, текучими, противоречивыми:
Ответ: аномия

5. Развертывание политики во времени и пространстве в виде упорядоченной последовательности действий и взаимодействий – это политический __________________ (вставьте пропущенное слово)
Ответ: процесс

6. Перемещение индивидов и социальных групп общества между различными позициями в системе социальной стратификации – это социальная __________________ (вставьте пропущенное слово)
Ответ: мобильность

7. Институты, механизмы, виды деятельности, с помощью которых индивиды и группы могут перемещаться вверх или вниз из одного слоя в другой, называются социальные __________________ (вставьте пропущенное слово)
Ответ: лифты

8. Постепенные, медленные, количественные изменения в обществе, которые носят объективный характер, – это социальная __________________ (вставьте пропущенное слово)
Ответ: эволюция

9. Быстрый качественный скачок в развитии общества, переход от одного общественного строя к другому – это…
Ответ: революция

10. Переход общества как системы и ее отдельных частей из одного состояния в другое – это социальная __________________ (вставьте пропущенное слово)
Ответ: динамика

11. Масштабное изменение какой-либо одной стороны общественной жизни, не затрагивающее основ социальной структуры:
Ответ: реформа

12. Направленное развитие общества, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному – это…
Ответ: прогресс

13. Деградация общества, переход от высшего к низшему, от более совершенного к менее совершенному – это…
Ответ: регресс

14. Своеобразие, уникальность каждого народа, каждого периода в истории, каждого региона изучает ____________ подход к развитию общества (вставьте пропущенное слово)
Ответ: цивилизационный

15. Согласно теории К. Маркса, стадия в развитии общества и человечества в целом, в основе которой лежит определенный способ производства материальных благ – это общественно-экономическая ______________ (вставьте пропущенное слово)
Ответ: формация

16. По Марксу, производственные отношения являются объективным _________ человеческой истории (вставьте пропущенное слово)
Ответ: базисом

17. Д. Белл ввел понятие ______________ общества, которое приходит на смену индустриальному (вставьте пропущенное слово)
Ответ: постиндустриального

18. Для стран первого эшелона капитализма (США, Западная Европа) характерна _____________ модернизация (вставьте пропущенное слово)
Ответ: первичная (органичная)

19. Если модернизация осуществляется в относительно короткий промежуток времени, то ее называют…
Ответ: трансформацией

20. «Концом истории» Ф. Фукуяма называл победу идеологии _____________ (вставьте пропущенное слово)
Ответ: либерализма

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-4:
Способен проводить научные исследования по профилю деятельности, в том числе в междисциплинарных областях, самостоятельно формулировать научные гипотезы и инновационные идеи, проверять их достоверность

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Автор теории «локальных цивилизаций»:
а. А. Тойнби
б. О. Конт
в. Р. Мертон
ОТВЕТ: а

Вопрос 2. К современным вызовам общественного развития относится быстрое распространение новых информационных технологий от социальных сетей до искусственного интеллекта с его непредсказуемыми последствиями
а. верно
б. неверно
ОТВЕТ: а

Вопрос 3. Современное общественное развитие характеризуется:
а. обособлением цивилизаций
б. отсутствием межцивилизационных противоречий
в. интенсификацией межцивилизационных конфликтов
ОТВЕТ: в

Вопрос 4. Управление потоками информации и технологии управления психикой и сознанием людей могут активизировать деструктивные процессы в развитии общества
а. верно
б. неверно
ОТВЕТ: а

Вопрос 5. Автором работы «Незападный политический процесс» является:
а. Л. Пай
б. С. Хантингтон
в. З. Бжезинский
ОТВЕТ: а

Вопрос 6. В современном мире в наибольшей степени соответствует концепции Хантингтона о столкновении цивилизаций:
а. Африка
б. Арабский Восток
в. Индия
ОТВЕТ: б

Вопрос 7. Критерием выделения цивилизаций С. Хантингтон избрал:
а. конфессиональный принцип
б. территориальный принцип
в. хронологический принцип
ОТВЕТ: а

Вопрос 8. Ценности, разделяемые большинством, могут рассматриваться как важнейший признак принадлежности к той или иной цивилизации
а. верно
б. неверно
ОТВЕТ: а

Вопрос 9. Автором работы «Похищение истории» является:
а. М. Каддафи
б. Дж. Гуди
в. Э. Саид
ОТВЕТ: б

Вопрос 10. Борьба против засилья европейских ценностей, навязывания «европейского пути развития» вызывают к жизни стремление вернуться к корням, подчеркнуть уникальность своей цивилизации
а. верно
б. неверно
ОТВЕТ: а

Вопрос 11. Новое значение термину «ориентализм» придал:
а. Э. Саид
б. Р. Киплинг
в. О. Шпенглер
ОТВЕТ: а

Вопрос 12. С течением времени культурные традиции могут то затухать, то актуализироваться
а. верно
б. неверно
ОТВЕТ: а

Вопрос 13. Какие факторы делают понятие «цивилизация» трудно поддающимся формальному описанию?
а. субъективизм исследователей
б. отсутствие устойчивой номенклатуры цивилизаций
в. динамичность современного общества
г. все перечисленное
ОТВЕТ: г

Вопрос 14. Сторонники мир-системного подхода используют термины: «мир-система», «мир-экономика» и «мир-империя»
а. верно
б. неверно
ОТВЕТ: а

Вопрос 15. С точки зрения мир-системного похода, цивилизационные теории являются «идеологией слабых», как форма протеста этнического национализма против развитых стран «ядра» современной мир-системы:
а. верно
б. неверно
ОТВЕТ: а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Согласно теории ______________, мир движется к системе, в которой будут реализованы положительные стороны как капитализма, так и социализма (вставьте пропущенное слово)
Ответ: конвергенции

2. Международная общественная организация, созданная в 1968 г. с целью «углубления понимания особенностей развития человечества в эпоху научно-технической революции». Объединяет ученых, усилия которых направлены на глобальное моделирование общественного развития и анализ проблем футурологии:
Ответ: Римский клуб

3. Название работы Н.Я. Данилевского, в которой сформулирована теория культурно-исторических типов:
Ответ: «Россия и Европа»

4. По Э. Дюркгейму, отсутствие регуляторов поведения, состояние социальной дезорганизации, когда социальные ценности и нормы становятся неустойчивыми, текучими, противоречивыми:
Ответ: аномия

5. Развертывание политики во времени и пространстве в виде упорядоченной последовательности действий и взаимодействий – это политический __________________ (вставьте пропущенное слово)
Ответ: процесс

6. Перемещение индивидов и социальных групп общества между различными позициями в системе социальной стратификации – это социальная __________________ (вставьте пропущенное слово)
Ответ: мобильность

7. Институты, механизмы, виды деятельности, с помощью которых индивиды и группы могут перемещаться вверх или вниз из одного слоя в другой, называются социальные __________________ (вставьте пропущенное слово)
Ответ: лифты

8. Постепенные, медленные, количественные изменения в обществе, которые носят объективный характер, – это социальная __________________ (вставьте пропущенное слово)
Ответ: эволюция

9. Быстрый качественный скачок в развитии общества, переход от одного общественного строя к другому – это…
Ответ: революция

10. Переход общества как системы и ее отдельных частей из одного состояния в другое – это социальная __________________ (вставьте пропущенное слово)
Ответ: динамика

11. Масштабное изменение какой-либо одной стороны общественной жизни, не затрагивающее основ социальной структуры:
Ответ: реформа

12. Направленное развитие общества, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному – это…
Ответ: прогресс

13. Деградация общества, переход от высшего к низшему, от более совершенного к менее совершенному – это…
Ответ: регресс

14. Своеобразие, уникальность каждого народа, каждого периода в истории, каждого региона изучает ____________ подход к развитию общества (вставьте пропущенное слово)
Ответ: цивилизационный

15. Согласно теории К. Маркса, стадия в развитии общества и человечества в целом, в основе которой лежит определенный способ производства материальных благ – это общественно-экономическая ______________ (вставьте пропущенное слово)
Ответ: формация

16. По Марксу, производственные отношения являются объективным _________ человеческой истории (вставьте пропущенное слово)
Ответ: базисом

17. Д. Белл ввел понятие ______________ общества, которое приходит на смену индустриальному (вставьте пропущенное слово)
Ответ: постиндустриального

18. Для стран первого эшелона капитализма (США, Западная Европа) характерна _____________ модернизация (вставьте пропущенное слово)
Ответ: первичная (органичная)

19. Если модернизация осуществляется в относительно короткий промежуток времени, то ее называют…
Ответ: трансформацией

20. «Концом истории» Ф. Фукуяма называл победу идеологии _____________ (вставьте пропущенное слово)
Ответ: либерализма

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета и экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Выделите основные черты политической жизни в России, ставшие традицией.
2. Охарактеризуйте специфические закономерности протекания политических процессов в России.
3. Изучите концепции «политического» К. Шмитта и Х. Арендт.
4. Сравните интерпретации природы и сущности политики К. Шмитта и Х. Арендт.
5. Выделите особенности восприятия политического времени и пространства в эпоху традиционализма, модерна и постмодерна.
6. Изучите трактовку власти М. Фуко, Д. Миллера, С. Льюкса.
7. Изучите и сравните подходы к соотношению власти и насилия у Х. Арендт и Э. Канетти
8. Выделите особенности философского подхода к анализу политических режимов (Ф. Бенетон, П. Манан).
9. Сравните образы современного российского государства (империя, корпорация, демократия)
10. Проанализируйте и сравните подходы к пониманию государства Ф. Фукуямы и С. Хантингтона
11. Сравните представления о свободе политических философов ХХ века: Х. Арендт, И. Берлин, Р.Арон, Э. Геллнер.
12. Выделите основные идеи работы Дж. Ролза «Теория справедливости».
13. Охарактеризуйте утопическое сознание как тип политического сознания.
14. Перечислите функции утопического сознания и дайте интерпретацию его природы.
15. Дайте характеристику политическим мифам и их роли в политике.
16. Сравните общественные идеалы в разных идеологиях.
17. Охарактеризуйте влияние личности на политические события.
18. Дайте характеристику бюрократу как политическому типу личности.
19. Сравните роль гениев, героев и злодеев в политике.
20. Сравните человека массы и толпы.
21. Выделите критерии выделения антиподов в политике.
22. Обоснуйте положение об интеллигенте как политическом типе человека.
23. Дайте оценку роли интеллигенции в политической жизни России.
24. Сравните положение человека в разных режимах и идеологиях.
25. Приведите примеры проявления рационального и иррационального в политике.
26. Покажите значение языка в политике.
27. Выделите свойства и элементы войны, нашедшие отражение в концепциях политических философов.
28. Сравните сущность, содержание и значение для человека реформ и революций.
29. Выделите модели существования человека в переходных эпохах.
30. Сравните основные положения философии насилия и ненасилия.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Выделите основные подходы к анализу общественного развития
2. Охарактеризуйте средний класс и определите его место в общественном развитии
3. Определите место экспертов и консультантов в системе общественного развития
4. Выделите основные свойства бюрократии и дайте характеристику понятию «бюрократизм».
5. Выявите особенности функционирования бюрократии в общественного развития разных стран.
6. Покажите особенности реформам и революций
7. Дайте характеристику общественного развития в модернизационных процессах западного и незападного типа.
8.Охарактеризуйте роль бюрократии в модернизационных циклах России.
9. Оцените роль олигархии в качестве субъекта общественного развития.
10. Выделите основные проблемы взаимодействия власти и интеллигенции в дореволюционной, советской и современной России.
11. Выделите проблемные моменты участия бизнес-элиты в общественном развитии
12. Выявите формы и способы влияния интеллигенции на процесс общественного развития

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.


6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гаджиев, К.С. Введение в политическую философию : учебник Логос, 2004 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=84688
Л1.2 Гаджиев К.С. Политическая социология: Учебное пособие М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Поздняков, Э.А Философия политики : М.: Весь Мир, 2014 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=276915
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Баркалов, В.Я. Методология политической науки : учеб. пособие Барнаул : Си-пресс, 2015 elibrary.asu.ru
Л2.2 Алексеева, Т.А. Современная политическая мысль (XX-XXI вв.). Политическая теория и международные отношения: учеб. пособие для вузов М. : Аспект Пресс, 2015
Л2.3 В. В. Желтов, М. В. Желтов Политическая социология: учеб. пособие Кемерово: [Кузбассвузиздат], 2006
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС Юрайт biblio-online.ru
Э2 Университетская библиотека on-line www.biblioclub.ru
Э3 Проект "ПолитНаука - политология в России и мире" www.politnauka.org
Э4 Российская национальная библиотека www.nlr.ru
Э5 Публичная интернет-библиотека http//: www.public.ru
Э6 Философский портал - гуманитарные науки и дисциплины, общественные науки и предметы www.philosophy.ru
Э7 Виртуальный методический кабинет read.virmk.ru
Э8 Современные направления политической науки portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные занятия со студентами по курсу «Современные теории общественного развития» проходят в форме лекций и семинарских занятий. Во время лекций студенту предлагается небольшой объем обязательной к усвоению информации об эволюции, состоянии и кризисных явлениях политической философии и социологии, их взаимобусловленности в интерпретации политических проблем и познании политического мира. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время семинарских занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к экзамену.
Семинарские занятия по курсу «Современные теории общественного развития» ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные компетенциями ФГОС по направлению «Политология», а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса и использовать полученные навыки при написании исследовательской работы (ВКР).
При подготовке к семинару студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться на семинаре и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к семинару следует просмотреть конспекты лекций по теме семинара и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой учебной и научной литературы, составит планы ответов на вопросы семинарского занятия.
Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу семинарского занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на семинарское занятие.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную литературу. Это - необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации. При этом необходимо учитывать, что разные авторы придерживаются разных подходов к существу рассматриваемых на семинарах проблем. Поэтому по возможности студент должен ознакомиться с точкой зрения различных авторов, их подходами и аргументацией. В список предлагаемой к плану семинара дополнительно рекомендуемой литературы могут быть включены монографии и публикации в периодических изданиях,публичные лекции, которые помогут студенту более глубоко и детально изучить рассматриваемые темы, подготовить интересный доклад. Кроме того, знание студентом дополнительно рекомендуемой литературы является подтверждением успешного усвоения курса и приветствуется преподавателем.
С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, подготовку докладов (устных выступлений, сообщений, презентаций) по темам семинарских занятий.
В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студент может обратиться к ведущему преподавателю в часы консультаций.