МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психолингвистические основы межкультурной коммуникации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра лингвистики, перевода и иностранных языков
Направление подготовки45.03.02. Лингвистика
ПрофильПеревод и переводоведение
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план45_03_02_Лингвистика_ПиП-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.филол.н., доцент, Дьяченко Ирина Николаевна

Рецензент(ы):
д.филол.н., профессор, Карпухина Виктория Николаевна

Рабочая программа дисциплины
Психолингвистические основы межкультурной коммуникации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 45.03.02 Лингвистика (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 969)

составлена на основании учебного плана:
45.03.02 Лингвистика
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра лингвистики, перевода и иностранных языков

Протокол от 12.05.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.филол.н., доцент Саланина Ольга Сергеевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра лингвистики, перевода и иностранных языков

Протокол от 12.05.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой к.филол.н., доцент Саланина Ольга Сергеевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения дисциплины «Основы теории межкультурной коммуникации являются ознакомление студентов с основным содержанием и закономерностями культурных традиций, межкультурных коммуникаций ,подготовка их к профессиональной деятельности в условиях процесса глобализации для улучшения межкультурных отношений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-3Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.1 Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства
УК-3.2 Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командного задачи, презентуя профессиональные задачи
УК-3.3 Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками
УК-4Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
УК-4.1 Знает нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи; особенности современных коммуникативно-прагматических правил и этики речевого общения
УК-4.2 Проводит анализ конкретной речевой ситуации; оценивая степень эффективности общения и определяя причины коммуникативных удач и неудач, выявляя и устраняя собственные речевые ошибки
УК-4.3 Создаёт устные и письменные высказывания, учитывая коммуникативные качества речи
УК-4.4 Владеет устными и письменными речевыми жанрами; принципами создания текстов разных функционально смысловых типов; общими правилами оформления документов различных типов; письменным аргументированным изложением собственной точки зрения
УК-5Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.1 Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира
УК-5.2 Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно-исторической обусловленности
УК-5.3 Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества
УК-5.4 Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Методику лингвостилистического анализа текста; адаптивные механизмы культуры.
Культурную обусловленность различных стратегий; знаки и символы как составляющие межкультурной коммуникации.
3.2.Уметь:
3.2.1.Учитывать этнокультурные различия при построении социальных взаимодействий;толерантно воспринимать социальные и культурные различия.
Осуществлять вертикальную и горизонтальную коммуникацию; пользоваться коммуникативными сетями.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Основами речевой профессиональной культуры; многообразием культурных паттернов.
Протоколом и этикетом в деловой обстановке.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Межкультурные коммуникации в системе наук. Теория межкультурной коммуникации.
1.1. Межкультурная коммуникация: структура и виды, комплексность и процессуальность коммуникации. Практические 3 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Проблемы междисциплинарного метода в межкультурных коммуникациях. Практические 3 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Проблемы междисциплинарного метода в межкультурных коммуникациях. Сам. работа 3 14 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Культура: функции, основные характеристики и элементы.
2.1. Сущность культуры: социализация иинкультуризация. Многообразие культурных паттернов. Практические 3 4
2.2. Этноцентризм как характеристика культуры. Практические 3 2 Л2.1, Л1.2
2.3. Этноцентризм как характеристика культуры. Сам. работа 3 16 Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Сущность и формы межкультурной коммуникации. Виды коммуникации.
3.1. Модель межкультурной коммуникации. Элементы межкультурной коммуникации. Практические 3 4
3.2. Виды коммуникации. Пространственное поведение. Восприятие времени. Практические 3 4 Л2.1, Л1.2
3.3. Виды коммуникации. Пространственное поведение. Восприятие времени. Сам. работа 3 14 Л2.1, Л1.2
Раздел 4. Социально-психологические основы межкультурной коммуникации.
4.1. Социально-психологические закономерности общения и взаимодействия людей. Практические 3 4
4.2. Групповая психология: большие и малые социальные группы. Межгрупповые отношения. Практические 3 4 Л2.1, Л1.1
4.3. Групповая психология: большие и малые социальные группы. Межгрупповые отношения. Сам. работа 3 14 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Межкультурные коммуникации в сфере бизнеса.
5.1. Классификация культур. Коммуникации в контексте бизнеса. Практические 3 4
5.2. Деловой протокол. Коммуникационные стили. Практические 3 4 Л2.1, Л1.1
5.3. Деловой протокол. Коммуникационные стили. Сам. работа 3 14 Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
1. Термин «Межкультурная коммуникация» был введен:
А. З.Фрейдом
Б. Э.Холлом
В. Л..С. Выготским
Ответ: Б
2. Формы межкультурной коммуникации:
А) Линейная, прямоугольная, круговая
Б) Линейная, гносеологическая, информативная
В) Линейная, транзакционная, интерактивная
Ответ: В
3. Цели коммуникации:
А) сокрытие информации, ее кодирование, обмен опытом
Б) не допущение раскрытия принимаемых решений
В) обмен и передача информации, обмен эмоциями, обмен опытом
Ответ: В
4. Межкультурная коммуникация — это:
А) совокупность методов и способов ведения бизнеса и воздействия на партнеров с целью получения прибыли
Б) отношение людей к событиям и фактам социальной действительности и их
оценка
В) совокупность разнообразных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам
Ответ: В
5. Для осуществления процесса коммуникации необходимо участие:
А) по крайней мере, двух сторон
Б) хотя бы одной стороны
В) более чем двух сторон
Ответ: А
6. К каналам коммуникации относят:
А) сокрытие информации, ее кодирование, обмен опытом
Б) обмен и передача информации, обмен эмоциями, обмен опытом
В) средство, с помощью которого сообщение передается от источника к получателю
Ответ: В
7. Вербальные средства общения:
А) переписка, приказы, распоряжения, служебные записки
Б) использование речи, языка и слов
В) жесты, мимика, телодвижения, одежда, взгляды, манера держать себя
Ответ: Б
8. Символы в межкультурной коммуникации:
А) это условные знаки, обозначающие какие-то предметы, процессы, явления
Б) это информация в исходном виде, которую автор хочет передать получателю, идея
В) это желание вступить в общение с другим человеком
Ответ: А
9. Невербальные средства общения:
А) переписка, приказы, распоряжения, служебные записки
Б) жесты, мимика, телодвижения, одежда, взгляды, манера держать себя
В) использование речи, языка и слов
Ответ: Б
10. Название коммуникативной модели ИСКП расшифровывается как:
А) источник - сообщение – канал - получатель
Б) информация - сообщение – коммуникация - получатель
В) источник – событие – канал - публикация
Ответ: А
11. Общие представления, разделяемые большей частью общества, относительно того, что является желательным, правильным и полезным – это:
А) ценности
Б) традиции
В) обычаи
Ответ: А
12. К определению культурные универсалии можно отнести выражение:
А) осознание человеком своей принадлежности к определенной социальной
общности как носительнице конкретной культуры
Б) формирование эстетических понятий, оценок, суждений, идеалов, потребностей
В) это черты, присущие всем без исключения культурам
Ответ: В
13. Метод научного познания, сущность которого в разделении социокультурных систем и объектов, их группировка с помощью обобщенной идеальной модели или типа — это:
А) культурные универсалии
Б) компоненты культуры
В) типология культуры
Ответ: В
14. К компонентам культуры относятся:
А) знания, влияние, ответственность, экономность
Б) влияние, выбор методов
В) знания, ценности, нормы, обряд, обычай, ритуал, традиции.
Ответ: В
15. Социокультурная идентичность это:
А) осознание человеком своей принадлежности к определенной социальной
общности как носительнице конкретной культуры
Б) формирование эстетических понятий, оценок, суждений, идеалов, потребностей
В) это черты, присущие всем без исключения культурам
Ответ: А

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
1. Как называются элементы социокультурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном обществе в течение длительного времени?
Ответ: традиции
2.Как называют динамичную систему знаний, ценностей, творений и действий, производимых людьми?
Ответ: культура
3.Какое понятие представляют следующие функции: познавательная, историческая преемственность, знаковая, ценностная, коммуникативная, гуманистическая, регулятивно-нормативная, социальной интеграции?
Ответ: культуру
4. Что является коммуникативной средой?
Ответ: все, что окружает человека, что составляет его среду обитания и общения является коммуникативной средой.
5. Что такое коммуникативная цель?
Ответ: это стратегический результат, на который направлен коммуникативный акт.
6. Что является коммуникативными событиями в сфере бизнес – коммуникации?
Ответ: собрание, заседание
7. Как называется наука о формах (знаках), средствах выражения значения?
Ответ: семиотика или семиология
8. Что такое коммуникативная интенция?
Ответ: это намерение коммуниканта осуществить то или иное действие через
коммуникативный акт или с его помощью.
9. Что такое функциональный параметр коммуникативной личности?
Ответ: Практическое владение вербальными и невербальными средствами для осуществления коммуникативных функций; умение варьировать коммуникативные средства в процессе коммуникации в связи с изменением ситуации и условий общения; построение дискурса в соответствии с нормами кода и правилами этикета.
10. Каковы правила коммуникативного поведения в группе?
Ответ: взаимное признание статусов участников общения как коммуникантов и как членов группы; кроме того, публичное оценивание достижения других; умение вовремя разрядить обстановку (шутка, анекдот); умение выразить согласие с групповыми идеями, действиями и решениями; умение предложить нужную информацию и идеи группе.
11.Дайте определение проксемики.
Ответ: Одна из наук, занимающаяся невербальной коммуникацией, обозначающая поведение в пространстве, значение дистанции между собеседниками.
12. Какие типы реакций на другую культуру являются неверными?
Ответ: отрицание культурных значений, защита собственного превосходства, минимизация культурных различий, адаптация к новой культуре, интеграция.
13. Дайте определение такесики.
Ответ: Одна из наук, занимающаяся невербальной коммуникацией, изучающая роль прикосновений при общении.
14. Что такое аккультурация?
Ответ: результат взаимного влияния взаимодействующих культур, при котором представители одной культуры принимают ценности, нормы, обычаи и традиции другой культуры.
15. Какими чертами характеризуются страны с преобладанием мужественной культуры?
Ответ: приверженность общества таким ценностям, как рекорды, достижения, героизм, упорство в достижении цели, материальный успех
16. Как называют условные знаки, обозначающие какие-то предметы, процессы, явления?
Ответ: символы
17. Как называются общие представления, разделяемые большей частью общества, относительно того, что является желательным, правильным и полезным?
Ответ: ценности
18. Что такое социокультурная идентичность?
Ответ: осознание человеком своей принадлежности к определенной социальной общности как носительнице конкретной культуры.
19. Что такое типология культуры?
Ответ: Метод научного познания, сущность которого в разделении социокультурных систем и объектов, их группировка с помощью обобщенной идеальной модели или типа.
20. Какие средства общения представляют жесты, мимика, телодвижения, одежда, взгляды, манера держать себя?
Ответ: невербальные

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-4: Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
1. Slang is used
a) to show that the speaker shares the same idea as are possessed by his communicants;
b) to make speech more expressive;
c) to produce humorous effect.
Answer: b
2. The sentence "I would give you the whole world to know " contains
a) zeugma;
b) hyperbole;
c) inversion.
Answer: b
3. Metonymy is
a) a description of an object;
b) a transfer of a name of one object to another with which it is in some way connected;
c) a comparison of two things.
Answer: b
4. A sentence where one of the main members is omitted is
a) rhetorical question;
b) parallelism;
c) elliptical sentence.
Answer: c
5. If bookish words are used in colloquial context
a) they elevate the speech;
b) they produce humorous effect;
c) they characterize the speaker as a well-educated person.
Answer: c
6. A delibarate exaggeration of some quantity or quality is
a) hyperbole;
b) metonymy;
c) metaphor.
Answer: a
7. The sentence "The long arm of the law will catch him in the end" contains
a) hyperbole;
b) epithet;
c) persomfication.
Answer: c
8. Inversion is
a) broken word order;
b) play on words;
c) a trasfer of the name of one object to another.
Answer: a
9. A description of an object or an idea as if it were a human being is .
a) epithet;
b) similie;
c) personification.
Answer: c
10. The stylistic device in the sentence "Bill gets down on his all fours, and a look comes in his eye like a rabbit’s when you catch it in a trap" is
a) similie;
b) epithet;
c) irony.
Answer: a
11. Indicate the sentence, which constitutes a simile:
a) "She writes novels as Agatha Cristie"; :
b) "She is as talkative as a parrot"-,
c) "She sings like Madonna".
Answer: b
12. Archaisms may be used in a literary text.
a) to show that the speaker is attacked to usage of unusual words;
b) create the historic atmosphere;
c) to produce humorous effect.
Answer: b
13. A trasfer of the name of one object to another with which it is in some way connected is
a) personification;
b) metonymy;
c) metaphor.
Answer: b
14. Rhetorical question is
a) a statement in the form of a question which needs no answer;
b) a sentence where one member is omitted;
c) a comparison of two things.
Answer: a
15. A comparison of two things which are quite different, but which have one important quality in common is
a) epithet;
b) zeugma;
c) similie.
Answer: c

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69%

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
1.What is the definition of style by Vinogradov?
Answer: Style is a system of coordinated, interrelated and interconditioned language means intended to fulfil a specific function of communication and aiming at a definite effect. (V V Vinogradov)
2.What is stylistics?
Answer: Stylistics is a branch of general linguistics which deals mainly with two interdependent tasks: a) the investigation of the inventory of special language media which by their ontological features secure the desirable effect of the utterance; and b) certain types of texts (discourse) which due to the choice and arrangement of language means are distinguished by me pragmatic aspect of the communication. (I. R Galperin)
3.What is functional stylistics?
Answer: Functional stylistics deals with paradigms of language units of all levels of language hierarchy serving to accommodate the needs of certain typified communicative situations.
4. What do you about individual style study?
Answer: Individual style study puts particular emphasis on the study of an individual author's style, looking for the correlations between the creative concepts of me author and the language of his works.
5. What is the main concern of practical stylistics?
Answer: Practical stylistics proceeds from the norms of language usage at a given period and teaches these norms to language speakers especially those who deal with the language professionally (editors, publishers, writers, journalists, teachers).
6. What does "foregrounding" mean?
Answer: Foregrounding is the ability of a verbal element to obtain extra significance to say more in a definite context.
7. What types of lexical meaning do you know and what stipulates their existence and differentiation?
Answer: Denotational meaning informs of the subject of communication. Connotational meaning informs of the participants and conditions of communication.
8. What is a metaphor?
Answer: METAPHOR is transference of names based on the associated likeness between two objects, (pancake, ball, volcano =the sun; silver dust, sequins -the stars).
9. What is a metonymy?
Answer: METONYMY is based on nearness of objects or phenomena. It's the use of one word for another that it suggests, as the effect for the cause, the container for the thing contained, the instrument for the action, etc.
E. g.: Will you have another cup? (of tea).
10. What are antonomasia and synecdoche?
Answer: SYNECDOCHE is a type of metonymy which is based on the relations between the part and the whole, individual for the class or singular for the plural.
E.g.: For there can live no hatred in thine eye .( = eyes)
ANTONOMASIA is a type of metonymy in which a proper name is used to express a general idea (Othello – a jealous man; Morpheus - sleep; He is the Napoleon of crime).
11. What is a pun?
Answer: PUN consists in deliberate usage of one word-form in two meanings for the humorous effect
E.g.: Have you been seeing any spirits? - Or taking any? ( spirits -1) supernatural forces; 2) strong drinks).
12. What is a zeugma?
Answer: ZEUGMA is deliberate usage of polysemantic verbs with two or more homogenous members which are not connected semantically.
E.g.: He took his hat and his leave, (to take a hat; to take a leave)
She went home in a flood of tears and a sedan chair, (to go home in a flood of tears; to go home in a sedan chair).
13. What is a hyperbole?
Answer: HYPERBOLE is a SD in which emphasis is achieved through deliberate exaggeration. It relies on the foregrounding of the emotional meaning (the sea depth of her eyes).
14. What is understatement? In what way does it differ from hyperbole?
Answer: UNDERSTATEMENT is'a SD aimed at underrating characteristic features of me object Eg.: We danced on the handkerchief-size space between the tables.
15. What is an oxymoron?
Answer: OXYMORON consists in the use of two semantically contrasting notions.
Eg.: О loving hate! О heavy lightness! cold fire; sick health.
16.What is a simile?
Answer: SIMILE - an imaginative comparison of two unlike objects belonging to two different classes.
17.What is a personification?
Answer: PERSONIFICATION is a metaphor involving likeness between inanimate and animate objects, (the face of London; the pain of the ocean; the smiling sea).
18.What is a stylistic device?
Answer: STYLISTIC DEVICE (SD) is a conscious and intentional intensification of some typical structure and/or semantic property of a language unit. SDs always carry additional information and require a certain effort to decode their meaning.
19.What are expressive means?
Answer: EXPRESSIVE MEANS (EMs) are those phonetic, morphological, word-building, lexical, phraseological and syntactical forms which exist in language-as-a-system for the purpose of logical and/or emotional intensification of the utterance. EMs are concrete facts of language. They follow the natural course of thought and have a rather high degree of predictability.
20.What is a periphrasis?
Answer: PERIPHRASIS - a SD which consists of using a roundabout form of expression instead of a simple one, i.e. using a more or less complicated syntactical structure instead of a word.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
1. Цель обучения ИЯ. Указать правильный вариант:
а. Воспитательная
б. Образовательная
в. Практическая
г. Все варианты верны
Ответ: г
2. Компоненты коммуникативной компетентности (по Шейлзу). Указать правильный вариант:
а. Лингвистическая
б. Социолингвистическая
в. Стратегическая и социокультурная
г. Все варианты верны
Ответ: г
3. Когда появился коммуникативный подход в обучении ИЯ в России. Указать правильный вариант:
а. 30-е годы
б. 90-е годы
в. 80-е годы
Ответ: в
4. Критерии оценки современного учебника. Указать правильный вариант:
а. Соответствует требованиям Госстандарта
б. Учёт адресата
в. Осуществление коммуникативного подхода
г. Все варианты верны
Ответ: г
5. Упражнения, направленные на формирование коммуникативной компетенции. Указать неправильный вариант:
а. Ролевая игра
б. Моделированная ситуация
в. Текст
Ответ: в
6. Условно-речевые упражнения. Указать неправильный вариант:
а. С опорой на картину, фото
б. С опорой на аутентичный текст
в. Жесты, мимика
Ответ: а
7. Речевые упражнения. Указать неправильный вариант:
а. Диалог этикетного характера
б. Ролевая игра
в. Круглый стол
г. Пантомима
Ответ: г
8. Чтение. Виды чтения. Указать правильный вариант:
а. Просмотровое
б. Ознакомительное
в. Изучение
г. Все ответы верны
Ответ: г
9. Типология упражнений по работе с текстом. Указать верный вариант:
а. Подобрать заголовок к §
б. Задание на множество, выбор
в. Поиск конкретной информации
г. Все ответы верны
Ответ: г
10. Как формируется диалогическая речь сверху вниз? Указать неправильный вариант:
а. Стандартный способ с опорой на диалог-клише
б. Без опоры на клише
ответ: б
11. Как формируется диалогическая речь снизу верх? Указать неправильный вариант:
а. Диалог-просьба без опоры
б. Диалог-образец с опорой
Ответ: б
12. Отметить упражнения на формирование навыков записи (письма). Указать правильный вариант:
а. Списывание
б. Выписывание из текста или записывание со слуха при прослушивании (ответов, основных идей)
в. Нахождение в предложении и текстах ошибок и т. п.
г. Все варианты верны
Ответ: г
13. Упражнения, формирующие культурно-страноведческую компетенции (КСК). Социолингвистические языковые упражнения. Указать правильный вариант:
а. Фонетические: ритмико-интонационные и артикуляционные
б. Грамматические
в. Лексические
г. Все варианты верны
Ответ: г
14. К какой дисциплине отнести страноведение. Выбрать правильный вариант:
а. Географическая дисциплина
б. Историческая
в. Культурология
Ответ: а
15. Какие виды коллажа используются в обучении ИЯ? Указать правильный вариант:
а. Солнышко
б. Белые пятна
в. Закрытое ядро
г. Все варианты верны
Ответ: г

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
Вопрос 1. Объяснение — это:
 Ответ: способ обучения путем изложения правил, описания значения слов и т.п
Вопрос 2. Вид упражнения в речевой деятельности, включающий некоторые учебные ограничения, а также использование наряду со способом учения «поиск», способа учения — «повторение», относят к:
 Ответ: условно-речевым упражнениям
Вопрос 3. Частные принципы обучения — это:
 Ответ: интерпретация тех или иных лингвистических, психологических или педагогических закономерностей в непосредственных условиях обучения конкретному предмету
Вопрос 4. Речевой навык — это способность ...
 Ответ: автоматизированно совершать речевое действие
Вопрос 5. Привязанность упражнений к ситуации называется:
 Ответ: ситуативностью
Вопрос 6. Обучение — это специальный вид деятельности, заключающийся в передаче ...
 Ответ: опыта одной группе людей другой, задачей которого является формирование навыков и умений
Вопрос 7. Ознакомительное упражнение — это вид упражнения, ...
 Ответ: цель которого ознакомить учащихся с новым материалом
Вопрос 8. Вид упражнения, совмещающего два способа учения: ознакомление и повторение — относят к:
 Ответ: ознакомительно-тренировочным упражнениям
Вопрос 9. Имплицитный подход — это:
 Ответ: формирование грамматических навыков без объяснения правил грамматики, на основе интуиции
Вопрос 10. Условно-речевые упражнения — это упражнения, ...
 Ответ: включающие некоторые учебные ограничения и использование, наряду со способом учения «поиск», способа учения — повторения
Вопрос 11. Способ учения путем заучивания и выполнения упражнений, нацеленный на закрепление в долговременной памяти приобретенных знаний — это:
 Ответ: повторение
Вопрос 12. Семантизация лексики — это:
 Ответ: раскрытие значений лексических единиц
Вопрос 13. Реальные или предполагаемые закономерности, сформулированные как нормативные положения, которыми следует руководствоваться в учебном процессе, называются:
 Ответ: принципами обучения
Вопрос 14. Способы учения — это:
 Ответ: одна из возможных психологических операций учащихся совершить учебное действие
Вопрос 15. Подстановочные упражнения — это тип упражнения, ...
 Ответ: подразумевающий замену одного из элементов фразы
Вопрос 16. Дидактические принципы обучения — это:
 Ответ: категория дидактики, определяющая правила использования законов обучения в соответствии с целями воспитания и образования
Вопрос 17. Учебник является:
 Ответ: комплексным средством обучения, способным в той или иной степени реализовывать функции учителя в их совокупности
Вопрос 18. Сложный вид речевой деятельности, заключающийся в ознакомлении с текстом с целью выделения из него содержания с целью его письменного изложения, называется:
 Ответ: реферированием
Вопрос 19. Способ обучения, заключающийся в оценке действий учащихся, и которому всегда предшествует контроль
 Ответ: подкрепление
Вопрос 20. Знание является:
 Ответ: продуктом общественной, материальной и духовной деятельности людей
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 1 вопрос теоретического характера.
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА:
Примерные вопросы к зачету:
1. История межкультурной коммуникации
2. Коммуникация как процесс и её составляющие
3. Основные атрибуты корпоративной (организационной) культуры
4. Доминирующая культура и субкультуры.
5. Этнокультурные основы теории межнационального общения
6. Культурное разнообразие многонациональных корпораций
7. Синергические навыки, необходимые для успешной деятельности
международного руководителя
8. Стадии отбора и подготовки сотрудников для работы в зарубежных
филиалах многонациональных корпораций
9. Вербальная и невербальная коммуникация. Виды невербальных средств
коммуникации.
10. Актуальность межкультурной коммуникации в процессе глобализации.
11. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура
12. Функции, основные характеристики и элементы культуры
13. Социальная коммуникация: её сущность, типология
14. Социология межкультурного конфликта
15. Место русской культуры среди мировых культур
16. Психология межэтнической напряжённости
17. Этнокультура и национальное самосознание
18. Культура делового общения
19. Язык и межкультурная коммуникация
20. Воспитание деловой культуры
21. Протокол и этикет в деловой обстановке
22. Этнокультурные основы теории межнационального общения
23. Обычаи и нравы и их роль в деловом социальном взаимодействии
24. Обрядовая культура в межкультурной коммуникации
25. Символ в международных и межкультурных коммуникациях
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 М.А. Кулинич, О.А. Кострова Теория и практика межкультурной коммуникации.: учебное пособие ФЛИНТА, 2017 e.lanbook.com
Л1.2 Ж. Багана, Н.И. Дзенс, Ю.Н. Мельникова. Основы теории межкультурной коммуникации: учебное пособие ФЛИНТА, 2017 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Колоскова С.Е. Немецкий язык для магистрантов и аспирантов университетов: Германия и Европа: Учебное пособие Издательство Южного Федерального университета, 2008 // ЭБС «Универ.библ. он-лайн» 2018 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Основы теории межкультурной коммуникации" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader(http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

6.4. Перечень информационных справочных систем
Многоязычные словари:
- http://www.multitran.ru
- http://slovari.yandex.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
513Д лаборатория "Лингафонный кабинет фмкфип"- учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; интерактивная доска в комплекте; рабочее место преподавателя в комплекте (стол, ПК, гарнитура); 20 рабочих мест студента в комплекте (стол, гарнитура, цифровой пульт); специализированное коммутационное устройство «Норд Ц» в комплекте; компьютер: модель Инв. №0160604664 - 1 единица; проектор: марка SMART модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SmartBoard модель SB480iv3 - 1 единица; монитор: марка ViewSonic модель VA1948M-LED - 1 единица; микросистема преподавателя Panasonic SA-PM07; учебно-наглядные пособия, карты

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Программа данного курса предусматривает использование активных и интерактивных форм проведения занятий. Ведущим элементом в системе обучения является лекция, цель которой состоит в рассмотрении теоретических вопросов дисциплины в логически выдержанной форме. Главная цель лекций по основам теории МКК – сформировать у студентов системное представление об изучаемом предмете, обеспечить усвоение будущими специалистами принципов и закономерностей развития соответствующей научно-практической области, а также методов применения полученных знаний.
Лекции строятся с учетом различных дидактических принципов: логичности высказывания, последовательности изложения, постепенного нарастания трудности, опоры на предыдущие знания. В ходе лекций предпринимается попытка стимулировать мыслительную деятельность студентов при помощи вопросов, заданий дедуктивного и индуктивного характера.
Главная цель практических занятий по МКК – не только проверить и закрепить, но и углубить знания студентов по той или иной теме, сформировать систему навыков их использования, привить необходимые практические умения. Данная цель предполагает решение следующих задач: создавать на практических занятиях условия для формирования творческого мышления и научить студентов самостоятельно анализировать поведенческие и языковые ситуации. Большую роль в решении названных задач играет внедрение элементов проблемного обучения в практику занятий.
Практические занятия предусматривают следующие формы:
- выполнение , упражнений, призванных закрепить и углубить знания студентов по различным темам;
- обсуждение заданий, целью которых является проверка знаний студентов по определенной теме;
Работа над материалом начинается с толкования предмета и задач теории МКК и продолжается рассмотрением проблем и их разделов.
Тема занятия и список вопросов, которые будут разбираться, оглашаются заранее. Иногда материалы, вынесенные на обсуждение (например, основные причины того или иного поведения) предоставляются его участникам для предварительного ознакомления, поэтому готовиться к предстоящему диспуту студентам обязательно – преподаватель за занятии становится лишь координатором беседы.
При подготовке к практическим занятиям и при самостоятельной работе целесообразно основные теоретические представления формировать на базе основной и дополнительной литературы.
Рекомендации для студентов по подготовке к зачету и экзамену :
- перед зачетом экзаменом необходимо проработать конспекты лекций по всем пройденным темам курса ;
- рекомендуется чтение основной литературы по темам;
- необходимо повторить алгоритм анализа различных языковых явлений.