МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы социолингвистики

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра лингвистики, перевода и иностранных языков
Направление подготовки45.03.02. Лингвистика
ПрофильПеревод и переводоведение
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план45_03_02_Лингвистика_ПиП-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.филол.н, доцент, Савочкина Елена Александровна

Рецензент(ы):
д.филол.н., профессор, Карпухина Виктория Николаевна

Рабочая программа дисциплины
Основы социолингвистики

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 45.03.02 Лингвистика (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 969)

составлена на основании учебного плана:
45.03.02 Лингвистика
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра лингвистики, перевода и иностранных языков

Протокол от 12.05.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Саланина Ольга Сергеевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра лингвистики, перевода и иностранных языков

Протокол от 12.05.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Саланина Ольга Сергеевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения курса является сформировать у студентов представление об одном из направлений современного языкознания, стоящего на стыке нескольких наук: лингвистики,социологии, социальной психологии, этнографии и некоторые другие. К основным задачам курса можно отнести следующие: установление взаимосвязи между социальными языковыми процессами, характеристика ключевых понятий социолингвистики, таких как "языковая ситуация", "билингвизм", "языковая политика", "национальный язык" и многие другие; знакомство с направлениями и методами социолингвистических исследований, характеристика социальных разновидностей языка; соотношение социолингвистики с другими дисциплинами.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-3Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.1 Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства
УК-3.2 Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командного задачи, презентуя профессиональные задачи
УК-3.3 Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками
УК-4Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
УК-4.1 Знает нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи; особенности современных коммуникативно-прагматических правил и этики речевого общения
УК-4.2 Проводит анализ конкретной речевой ситуации; оценивая степень эффективности общения и определяя причины коммуникативных удач и неудач, выявляя и устраняя собственные речевые ошибки
УК-4.3 Создаёт устные и письменные высказывания, учитывая коммуникативные качества речи
УК-4.4 Владеет устными и письменными речевыми жанрами; принципами создания текстов разных функционально смысловых типов; общими правилами оформления документов различных типов; письменным аргументированным изложением собственной точки зрения
УК-5Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.1 Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира
УК-5.2 Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно-исторической обусловленности
УК-5.3 Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества
УК-5.4 Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.
3.2.Уметь:
3.2.1.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Вводные замечания. Описание курса. Описание существующей литературы по курсу. Общество и многоязычие.
1.1. Языковая политика и языковое планирование: из опыта мировой практики. Типы и теории языкового планирования. Этапы и процедуры, составляющие языковое планирование. Факторы, влияющие на языковое планирование. Практические 3 6 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3
1.2. Выполнение групповых и индивидуальных заданий. Сам. работа 3 12 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4
1.3. Применение социолингвистических понятий к анализу культурных феноменов. Язык и культура Практические 3 6 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4
1.4. Выполнение групповых и индивидуальных заданий. Сам. работа 3 14 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4
Раздел 2. Социальные диалекты и языковая характеристика говорящего. Понятие социолекта. Социальная дифференциация и языковая дифференциация.
2.1. Оценка социального положения говорящего по его речи; ошибки в оценке. Практические 3 6 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4
2.2. Выполнение групповых и индивидуальных заданий. Сам. работа 3 12 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4
2.3. Возрастные особенности речевого поведения. Сленг. Практические 3 6 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4
2.4. Выполнение групповых и индивидуальных заданий. Сам. работа 3 12 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4
Раздел 3. . Выбор языка. Индивидуальный выбор говорящим языка из своего репертуара.
3.1. Контактные языки и компаративистика. Контактные языки и языки-источники: проблема соотношения. Распределение контактных языков на карте мира. Практические 3 6 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4
3.2. Выполнение групповых и индивидуальных заданий. Сам. работа 3 12 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4
3.3. Сохранение языка. Языковой сдвиг. Исчезающие языки. Условия сдвига. Темпы сдвига. Причины сдвига. Практические 3 6 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4
3.4. Выполнение групповых и индивидуальных заданий. Сам. работа 3 10 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
1. Термин «Межкультурная коммуникация» был введен:
А. З.Фрейдом
Б. Э.Холлом
В. Л..С. Выготским
Ответ: Б
2. Формы межкультурной коммуникации:
А) Линейная, прямоугольная, круговая
Б) Линейная, гносеологическая, информативная
В) Линейная, транзакционная, интерактивная
Ответ: В
3. Цели коммуникации:
А) сокрытие информации, ее кодирование, обмен опытом
Б) не допущение раскрытия принимаемых решений
В) обмен и передача информации, обмен эмоциями, обмен опытом
Ответ: В
4. Межкультурная коммуникация — это:
А) совокупность методов и способов ведения бизнеса и воздействия на партнеров с целью получения прибыли
Б) отношение людей к событиям и фактам социальной действительности и их
оценка
В) совокупность разнообразных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам
Ответ: В
5. Для осуществления процесса коммуникации необходимо участие:
А) по крайней мере, двух сторон
Б) хотя бы одной стороны
В) более чем двух сторон
Ответ: А
6. К каналам коммуникации относят:
А) сокрытие информации, ее кодирование, обмен опытом
Б) обмен и передача информации, обмен эмоциями, обмен опытом
В) средство, с помощью которого сообщение передается от источника к получателю
Ответ: В
7. Вербальные средства общения:
А) переписка, приказы, распоряжения, служебные записки
Б) использование речи, языка и слов
В) жесты, мимика, телодвижения, одежда, взгляды, манера держать себя
Ответ: Б
8. Символы в межкультурной коммуникации:
А) это условные знаки, обозначающие какие-то предметы, процессы, явления
Б) это информация в исходном виде, которую автор хочет передать получателю, идея
В) это желание вступить в общение с другим человеком
Ответ: А
9. Невербальные средства общения:
А) переписка, приказы, распоряжения, служебные записки
Б) жесты, мимика, телодвижения, одежда, взгляды, манера держать себя
В) использование речи, языка и слов
Ответ: Б
10. Название коммуникативной модели ИСКП расшифровывается как:
А) источник - сообщение – канал - получатель
Б) информация - сообщение – коммуникация - получатель
В) источник – событие – канал - публикация
Ответ: А
11. Общие представления, разделяемые большей частью общества, относительно того, что является желательным, правильным и полезным – это:
А) ценности
Б) традиции
В) обычаи
Ответ: А
12. К определению культурные универсалии можно отнести выражение:
А) осознание человеком своей принадлежности к определенной социальной
общности как носительнице конкретной культуры
Б) формирование эстетических понятий, оценок, суждений, идеалов, потребностей
В) это черты, присущие всем без исключения культурам
Ответ: В
13. Метод научного познания, сущность которого в разделении социокультурных систем и объектов, их группировка с помощью обобщенной идеальной модели или типа — это:
А) культурные универсалии
Б) компоненты культуры
В) типология культуры
Ответ: В
14. К компонентам культуры относятся:
А) знания, влияние, ответственность, экономность
Б) влияние, выбор методов
В) знания, ценности, нормы, обряд, обычай, ритуал, традиции.
Ответ: В
15. Социокультурная идентичность это:
А) осознание человеком своей принадлежности к определенной социальной
общности как носительнице конкретной культуры
Б) формирование эстетических понятий, оценок, суждений, идеалов, потребностей
В) это черты, присущие всем без исключения культурам
Ответ: А

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
1. Как называются элементы социокультурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном обществе в течение длительного времени?
Ответ: традиции
2.Как называют динамичную систему знаний, ценностей, творений и действий, производимых людьми?
Ответ: культура
3.Какое понятие представляют следующие функции: познавательная, историческая преемственность, знаковая, ценностная, коммуникативная, гуманистическая, регулятивно-нормативная, социальной интеграции?
Ответ: культуру
4. Что является коммуникативной средой?
Ответ: все, что окружает человека, что составляет его среду обитания и общения является коммуникативной средой.
5. Что такое коммуникативная цель?
Ответ: это стратегический результат, на который направлен коммуникативный акт.
6. Что является коммуникативными событиями в сфере бизнес – коммуникации?
Ответ: собрание, заседание
7. Как называется наука о формах (знаках), средствах выражения значения?
Ответ: семиотика или семиология
8. Что такое коммуникативная интенция?
Ответ: это намерение коммуниканта осуществить то или иное действие через
коммуникативный акт или с его помощью.
9. Что такое функциональный параметр коммуникативной личности?
Ответ: Практическое владение вербальными и невербальными средствами для осуществления коммуникативных функций; умение варьировать коммуникативные средства в процессе коммуникации в связи с изменением ситуации и условий общения; построение дискурса в соответствии с нормами кода и правилами этикета.
10. Каковы правила коммуникативного поведения в группе?
Ответ: взаимное признание статусов участников общения как коммуникантов и как членов группы; кроме того, публичное оценивание достижения других; умение вовремя разрядить обстановку (шутка, анекдот); умение выразить согласие с групповыми идеями, действиями и решениями; умение предложить нужную информацию и идеи группе.
11.Дайте определение проксемики.
Ответ: Одна из наук, занимающаяся невербальной коммуникацией, обозначающая поведение в пространстве, значение дистанции между собеседниками.
12. Какие типы реакций на другую культуру являются неверными?
Ответ: отрицание культурных значений, защита собственного превосходства, минимизация культурных различий, адаптация к новой культуре, интеграция.
13. Дайте определение такесики.
Ответ: Одна из наук, занимающаяся невербальной коммуникацией, изучающая роль прикосновений при общении.
14. Что такое аккультурация?
Ответ: результат взаимного влияния взаимодействующих культур, при котором представители одной культуры принимают ценности, нормы, обычаи и традиции другой культуры.
15. Какими чертами характеризуются страны с преобладанием мужественной культуры?
Ответ: приверженность общества таким ценностям, как рекорды, достижения, героизм, упорство в достижении цели, материальный успех
16. Как называют условные знаки, обозначающие какие-то предметы, процессы, явления?
Ответ: символы
17. Как называются общие представления, разделяемые большей частью общества, относительно того, что является желательным, правильным и полезным?
Ответ: ценности
18. Что такое социокультурная идентичность?
Ответ: осознание человеком своей принадлежности к определенной социальной общности как носительнице конкретной культуры.
19. Что такое типология культуры?
Ответ: Метод научного познания, сущность которого в разделении социокультурных систем и объектов, их группировка с помощью обобщенной идеальной модели или типа.
20. Какие средства общения представляют жесты, мимика, телодвижения, одежда, взгляды, манера держать себя?
Ответ: невербальные

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-4: Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Charles has ____________ for you.
a) any food; b) some flower; c) a furniture; d) some news
2. His parents are old, but __________ are young.
a) her; b) hers; c) their; d) Henrys’
3. She __________ on weekends.
a) isn’t working; b) isn’t work; c) doesn’t work; d) doesn’t works
4. It __________ today.
a) snow; b) snows; c) snowing; d) is snowing
5. This math exam was _________ than the last one.
a) as hard; b) harder; c) more hard; d) hardest
6. She _________ to the doctor yesterday.
a) must go; b) must went; c) must to go; d) had to go
7. ______ Smiths live in Bath.
a) the; b) -- ; c) a; d) none of the above
8. Do you take __ sugar in __ coffee? – I used to, but now I’m on __ diet. I’m trying to lose __ weight.
a) --; --; a; --; b) --; the; a; --; c) --; the; a; the; d) --; --; --; --
9. I’m not going to the party. I ________________.
a) not have been invited; b) haven’t been invited; c) haven’t invited; d) haven’t been inviting
10. She was tired, because she ______________ all day.
a) has been traveling; b) had been traveling; c) had been traveled; d) had traveled
11. I’m afraid I can’t come and see you. My car ___________ today.
a) is repaired; b) is being repaired; c) is repairing; d) is been repaired
12. A friend of mine ____________ in a car crash yesterday.
a) was hurt; b) has been hurt; c) was hurted; d) had hurt
13. Where is the mistake?
This (A) news (B) are (C) so important to (D) me now.
14. Where is the mistake?
These (A) goose (B) seem (C) to be (D) ill.
15. Where is the mistake?
In (A) Wednesday, we shall (B) be traveling (C) in (D) the southern direction.
Правильные ответы: d, b, c, d, b, d, a, a, b, b, b, a, B, B, A

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. How would you describe a person who always reaches his goals?
2. Guess the notion by its definition: "to change something such as a report or computer file so that it includes new information".
3. What is a "message"?
4. What is 'body language"?
5. What varieties and sub varieties of English do you know?
6. What American public holidays can you name?
7. Guess the notion by its definition: "a musical instrument usually with six strings that you play by pulling the strings with your fingers or with a plectrum"
8. What is ‘culture shock’?
9. Complete the sentence: "A large piece of ground in town with greenery for public use is called ..."
10. What is ‘buckwheat’?
11. What groups of people gave rise to modern Russia?
12. What descent does Siberian population have?
13. Guess the notion by its definition: "one of the 24 areas that the world is divided into, each of which has its own time".
14. What three branches of power do you know?
15. What is a "map"?
16. How do we call a long journey in a ship or spacecraft?
17. What can happen if you work illegally abroad?
18. How do we call "a group of connected cells in an animal or plant that are similar to each other, have the same purpose, and form the stated part of the animal or plant"?
19. What is "cloning"?
20. What institutes does ASU have today?
Правильные ответы:
1. persistent, hard-working, decisive
2. to update
3. a spoken or written piece of information that you send to another person or leave for them
4. forms of communication using body movements or gestures instead of, or in addition to, sounds, verbal language, or other forms of communication
5. British English, Newfoundland English, Canadian English, African American English within American English
6. New Year's Day, (Presidents' Day) Washington's Birthday, Memorial Day, July 4 Independence Day, Labor Day, Columbus Day, Thanksgiving Day, Christmas
7. guitar
8. a psychological disorientation that most people experience when living in a culture markedly different from one’s own
9. a park
10. a type of small brown grain used as food when boiled, and for making flour
11. the Eastern Slavs
12. Most of the people are of Russian and Ukrainian descent but there are also ethnic Germans and other groups. In the far eastern parts of Siberia, there is also a considerable amount of Chinese.
13. time zone
14. legislative, executive, judicial
15. a drawing of a particular area, for example a city or country, which shows its main features, such as its roads, rivers, mountains etc
16. voyage
17. You can be deported, fined and imprisoned if you do. You may also be prevented from entering the country again in the future.
18. tissue
19. the creation of an exact genetic copy of an organism, tissue, cell or gene
20. Among the institutes are: the institute of humanities, geography, law, mathematics and informational technologies, chemistry, biology.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 50% заданий.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:

1. Лидерство - это
А) Управление
Б) Тип управленческого взаимодействия
В) Метод управления
Г) Способ воздействия на подчиненных
2. Лидерство концентрирует внимание на то, чтобы …
А) люди совершали правильные поступки
Б) люди правильно поступали
В) «правильные» люди правильно поступали
Г) «правильные» люди делали правильные вещи
3. Лидер это
А) Администратор
Б) Профессионал
В) Инноватор
Г) Уважаемая личность
4. Основа действий лидера
А) План
Б) Видение
В) Подсказки
Г) Все вышеперечисленное
5. К действиям лидера относят
А) Даёт импульс движению
Б) Поддерживает движение
В) Препятствует движению
Г) Не влияет на движение
6. К ошибочному утверждению относят
А) Большая часть управленцев обладает лидерскими качествами;
Б) Зачастую лидер не является менеджером;
В) Редко встречается лидер, не являющийся руководителем;
Г) Часто лидер – обожаемый человек, которого любят, принимают на веру все им сказанное.
7. Стиль лидерства, используемый в управлении чаще всего
А) Авторитарный
Б) Демократический
В) Либеральный
Г) Смешанный
8. Лозунг демократического стиля управления
А) Будем все решать вместе!
Б) Жду вклад и инициативу со стороны подчиненных!
В) Коллега – это партнер, или тот, кто возьмет все на себя!
Г) Будем делать то, что прикажет начальство!
9. Синоним «авторитарному» стилю
А) Директивный
Б) Коллегиальный
В) Формальный
Г) Анархический
10. Либеральный стиль руководства
А) Мотивирует подчиненных на плодотворную работу
Б) Стимулирует профессиональный рост, способствует приобретению опыта и творческих умений
В) Негативно воспринимается опытными работниками
Г) Не может поддержать долгое время производительность труда
11. Для авторитарного стиля не характерно
А) Эффективность и своевременность;
Б) Возможность роста профессионализма у неопытных работников;
В) Большая вероятность принятия верного решения;
Г) Способствует профессиональному росту всех работников.
12. Одно из преимуществ демократического стиля
А) Все работники вовлечены в трудовой процесс, нет саботирующих цели организации, в которой работают
Б) Создаются условия для профессионального роста подчиненных
В) Отсутствуют конфликты в связи с нововведениями
Г) Решение большинства (что характерно для демократов) всегда наилучше отвечает интересам организации
13. Авторитарного стиля в управлении следует придерживаться
А) Когда работник нуждается в помощи, в управлении
Б) Только при наличии высококвалифицированного персонала
В) Если работник может взять на себя ответственность за выполнение работы и принятия всех решений
Г) Когда работник хочет взять ответственность на себя и принимать все решения относительно взятых обязательств
14. Иерархия, существующая среди лидеров
А) Традиционная (лидер-начальник – лидер-подчиненный)
Б) Межклассовая
В) Заданная системой ответственности
15. Вышестоящее руководство, которое напрямую дает указания сотруднику, минуя его непосредственного начальника
А) Это право главного управленца, ведь он главнее.
Б) Это некомпетентно, так как статус лидера должен поддерживаться неукоснительно. Воздействовать на сотрудников нужно только через их непосредственных начальников.
В) В исключительных случаях такое поведение позволительно.
Г) Вышестоящее руководство не имеет прав и полномочий так поступать.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1.б
2.а
3.в
4.б
5.а
6.б
7.г
8.а
9.а
10.б
11.г
12.б
13.а
14.в
15.б


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. В качестве дополнительной компетенции наставника выступает __________
2. Одна из форм обучения на рабочем месте, акцент в которой делается на практическую составляющую, называется ________
3. Эмоционально окрашенное отношение к себе в разных конкретных ситуациях и различных видах деятельности называется _________
4. Состояние обоюдной готовности к приему и передаче сообщений характеризует функцию общения________
5. Обмен информацией становится возможен, если коммуникатор и реципиент используют различную систему кодирования и декодирования__________
6. Лидер, который должен уметь менять свое поведение в зависимости от ситуации и быть эмоционально устойчивым __________
7.Правила, вырабатываемые и принятые группой, которые обязаны соблюдать ее члены, называются групповыми _________
8.Коммуникация между индивидами без использования слов, представленных в прямой или какой- либо знаковой форме, называются __________
9.Метод, направленный на изучение социально-психологического климата, характера отношений и структуры коллектива, позволяющий выявить лидера, называется__________
10.Управление собственными психическими состояниями и поведением в рамках сложившихся ситуаций называется _________
11.Общественное влияние, которое объединяет других и мотивирует прикладывать максимальные усилия для достижения цели, называется __________
12. Влияние, право и возможность управлять объектом, подчинять его своей воле, называется _______________
13.Основой власти принуждения выступает возможность руководителя наказывать, препятствовать достижению целей исполнителей и их ___________
14.Конформизм особенно сильно развивается в тех случаях, когда велико влияние группы, а человек испытывает большую потребность в _________
15.Эмоционально окрашенное отношение к себе в разных конкретных ситуациях и различных видах деятельности называется
16.Микродвижение лицевых мышц, создающее смену эмоциональных выражений лица, называется ___________
17.Свойство группы, связанное с ценностно-ориентационным единством, называется _____________
18.Свойства общей моторики различных частей тела изучает ______
19.Способность эффективно использовать все имеющиеся источники власти для превращения созданного для других видения в реальность, называется ________
20Управление собственными психическими состояниями и поведением в рамках сложившихся ситуаций называется _________

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ
1.самообучаемость
2.наставничество
3.самооценка
4.контактную
5.информация
6.демократом
7.нормами
8.невербальным общением
9.социометрия
10.саморегуляция
11.лидерство
12.власть
13.потребностей
14.одобрение
15.самооценка
16.мимика
17.сплоченность
18.кинесика
19.лидерство
20.саморегуляция

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 50% заданий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ аттестация заключается в проведении в конце 3 семестра зачета по всему изученному материалу. Зачет проводится в устной форме по билетам, каждый из которых содержит два теоретических вопроса

Примерные вопросы к зачету:

1. Общество и многоязычие. Нация, этничность и язык. Понятие национальности и понятие этничности. Определение этнической группы. Языковые варианты. Функция языка (варианта) как идентификатора. Роль языка с точки зрения национализма и "национизма". Контрастивная самоидентификация. Многоязычие как проблема: и как благо. "Полуязычие".
2. Статус языка. Языковая ситуация. Языковые меньшинства. Государственный, официальный, титульный языки. Язык, диалект и регистр. Стандартный язык и литературный язык. Проблема разграничения языка и диалекта. Диалектная цепь. Родной язык, материнский язык, первый язык. Понятие языковой ситуации.
3. Социальные диалекты и языковая характеристика говорящего.
4. Различия речевых характеристик у разных народов.
5. Оценка социального положения говорящего по его речи; ошибки в оценке.
6. Понятие социолекта. Социальная дифференциация и языковая дифференциация. Диалектология города.
7. Методики изучения социальных диалектов: исследования У.Лабова в Нью-Йорке; исследования П.Традгила в Норидже. Мужское и женское в языке. Манифестация оппозиции "мужской / женский" в различных языках мира и речевом поведении: к построению типологии.
8. Языковые формулы как выражение половой дифференциации и дискриминации по признаку пола. Роль оппозиции "мужской / женский" в построении модели мира.
9. Выбор языка. Индивидуальный выбор говорящим языка из своего репертуара. Выбор между полноценными языками. Понятие переключения кодов и смешения кодов. Выбор между вариантами. Социологический и социально-психологический подход к проблематике выбора языка. Теория аккомодации (приспособления) Говарда Джайлса. Антропологический подход.
Исследования Сьюзан Гэл..
10. Взаимодействие этносов и языковые контакты. История изучения языковых контактов. Изучение языковых контактов как самостоятельный раздел лингвистики. Типы языковых контактов. Неэкстремальные ситуации языковых контактов. Билингвизм. Интерференция.
11. Результаты языковых контактов в экстремальных ситуациях. Морские и торговые жаргоны. Лингва франка. Пиджины. Креольские языки. Лингвистические характеристики. Гипотезы о происхождении. Пути развития контактных языков.
12. Смешанные языки. Социолингвистические ситуации, благоприятствующие образованию смешанных языков. Возможные пути возникновения и развития смешанных языков.
13. Контактные языки и компаративистика. Контактные языки и языки-источники: проблема соотношения. Распределение контактных языков на карте мира.
14. Контактные языки в контексте универсальных законов развития языка. Гипотеза о биологической программе. Контактные языки и усвоение второго языка. Контактные языки и развитие речи ребенка.
15. Сохранение языка. Языковой сдвиг. Исчезающие языки. Условия сдвига. Темпы сдвига. Причины сдвига. Катастрофический сдвиг. Языковая смерть. Методика экспертной оценки. Шкала степени владения языком. "Лингвистическая биография".
16. Исчезающие языки. Сохранение языка. Утрата языков и утрата культур. Уникальные языки и уникальные культурные явления. Понятие языкового разнообразия. Нелинейность процессов языковой смерти. Устойчивость языков. Причины устойчивости языков.
17. Языковая политика и языковое планирование: из опыта мировой практики. Типы и теории языкового планирования. Этапы и процедуры, составляющие языковое планирование.Факторы, влияющие на языковое планирование.
18. Меньшинства как лингвистическая проблема. Способы решение проблемы языковых меньшинств в процессе языкового планирования. Языковые конфликты: причины, характеристики, способы разрешения.
19. Язык и школа. Образование и двуязычие. Типы программ двуязычного образования. Примеры двуязычных программ из опыта мировой практики.
20. Применение социолингвистических понятий к анализу культурных феноменов. Язык и культура. Метафора как средство научного познания. Многоязычие и "многокультурие". Культурные меньшинства. Национальная культура и локальные культурные варианты. Родная культура и понятие культурной ситуации.
21. Отношение к культуре. Культурные контакты и проблема выбора культуры. Культурный сдвиг.
22. Смешение культур. Типы культурных смешений. Культурная трансформация и разрыв культурной традиции. Механизмы культурной трансформации.
23. Специфика языковой политики в одноязычных, многоязычных, демократических и тоталитарных социумах.
24. Компоненты национально-языковой политики.
25. Теоретическое обоснование, административно-экономическая и юридическая регламентация языковой политики.
26. Койне и лингва франка, пути их сложения и функции.
27. Пиджины. Их виды, функции, лингвистические особенности.
28. Креолизация, сложение посткреольского континуума, декреолизация.
29. Социальные факторы языкового развития. Проблема социальной обусловленности языковой эволюции в истории отечественного языкознания.
30. Социолингвистические аспекты заимствования.

Критерии оценивания
ЗАЧТЕНО
Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса.
НЕ ЗАЧТЕНО
Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Разделы 2,3,4 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader(http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Peter Trudgill - http://www.phon.ucl.ac.uk/home/estuary/trudgill.htm
сайт по социолингвистике - http://cw.routledge.com/textbooks/meyerhoff/exercise2.asp
сайт по социолингвистике - http://www.pbs.org/speak/speech/sociolinguistics/sociolinguistics/
сайт по социолингвистике - http://www.unc.edu/~gerfen/Ling30Sp2002/sociolinguistics.html
сайт по социолингвистике - http://logos.uoregon.edu/explore/socioling/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
513Д лаборатория "Лингафонный кабинет фмкфип"- учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; интерактивная доска в комплекте; рабочее место преподавателя в комплекте (стол, ПК, гарнитура); 20 рабочих мест студента в комплекте (стол, гарнитура, цифровой пульт); специализированное коммутационное устройство «Норд Ц» в комплекте; компьютер: модель Инв. №0160604664 - 1 единица; проектор: марка SMART модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SmartBoard модель SB480iv3 - 1 единица; монитор: марка ViewSonic модель VA1948M-LED - 1 единица; микросистема преподавателя Panasonic SA-PM07; учебно-наглядные пособия, карты
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Данная дисциплина показывает место языка в жизни человека и истории человечества – в смене общественных формаций, развитии культуры, религии, школы. Рассматривает закономерности социальной эволюции языков, разнообразие языковых ситуаций на Земле, современные проблемы общения в многообразном мире.
При подготовке к практическому занятию необходимо изучить литературу, рекомендованную в списке литературы к курсу, составить план ответа и конспект по каждому вопросу занятия. Из дополнительной литературы использовать только те факты, которые вели бы к раскрытию основной идеи, проблемы, отбрасывая всё второстепенное. При этом необходимо учитывать общие методические требования: отличное знание материала, умение логически и аргументированно защищать собственную точку зрения, делать выводы.
Данная дисциплина показывает место языка в жизни человека и истории человечества – в смене общественных формаций, развитии культуры, религии, школы. Рассматривает закономерности социальной эволюции языков, разнообразие языковых ситуаций на Земле, современные проблемы общения в многообразном мире.
При подготовке к практическому занятию необходимо изучить литературу, рекомендованную в списке литературы к курсу, составить план ответа и конспект по каждому вопросу занятия. Из дополнительной литературы использовать только те факты, которые вели бы к раскрытию основной идеи, проблемы, отбрасывая всё второстепенное. При этом необходимо учитывать общие методические требования: отличное знание материала, умение логически и аргументированно защищать собственную точку зрения, делать выводы.

На практических занятиях применяются следующие методы изучения материала:

Дискуссия – форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают мнение по проблеме, заданной преподавателем. Проведение дискуссий по проблемным вопросам подразумевает написание студентами эссе, тезисов или рефератов по предложенной тематике.

Дискуссия групповая – метод организации совместной коллективной деятельности, позволяющий в процессе непосредственного общения путем логических доводов воздействовать на мнения, позиции и установки участников дискуссии. Целью дискуссии является интенсивное и продуктивное решение групповой задачи. Метод групповой дискуссии обеспечивает глубокую проработку имеющейся информации, возможность высказывания студентами разных точек зрения по заданной преподавателем проблеме, тем самым, способствуя выработке адекватного в данной ситуации решения. Метод групповой дискуссии увеличивает вовлеченность участников в процесс этого решения, что повышает вероятность его реализации.

Доклад (презентация) – публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение определенной темы, вопроса программы, который может быть представлен различными участниками процесса обучения. Доклады направлены на более глубокое изучение аспирантами лекционного материала или рассмотрения вопросов для дополнительного изучения.

Интерактивные методы обучения - методы обучения, при которых сам процесс передачи информации построен на принципе активного двухстороннего взаимодействия преподавателя и студента. Он предполагает большую активность студента, его творческое переосмысление полученных сведений. Основные критерии интерактивной модели обучения: возможность неформальной дискуссии, свободного изложения материала, наличие групповых заданий, которые требуют коллективных усилий, инициативность студента, постоянный контроль во время семестра, выполнение письменных работ. Интерактивные методы включают: метод презентации, групповой дискуссии, разбор конкретных ситуаций (кейсов) с заданиями, способствующими развитию профессиональных компетенций (решение задачи на основе сообщаемой фабулы), метод тестирования и др. Данный комплекс методов обучения активно используется в учебном процессе при проведении лабораторных занятий.

Исследовательский метод обучения - организация обучения на основе поисковой, познавательной деятельности студентов путем постановки преподавателем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Сущность исследовательского метода обучения обусловлена его функциями. Метод организует творческий поиск и применение знаний, является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности, в самообразовании. Основная идея исследовательского метода обучения заключается в использовании научного подхода к решению той или иной учебной задачи. Работа студентов в этом случае строится по логике проведения классического научного исследования с использованием всех научно-исследовательских методов и приемов, характерных для деятельности ученых.
Основные этапы организации учебной деятельности при использовании исследовательского метода:
1 Определение общей темы исследования, предмета и объекта исследования.
2 Выявление и формулирование общей проблемы.
3 Формулировка гипотез.
4 Определение методов сбора и обработки данных в подтверждение выдвинутых гипотез.
5 Сбор данных.
6 Обсуждение полученных данных.
7 Проверка гипотез.
8 Формулировка понятий, обобщений, выводов.
9 применение заключений, выводов.

Пост-тест - тест на оценку, позволяющий проверить знания студентов по пройденным темам. Данный метод обучения используется в учебном процессе при проведении тестирования с использованием аттестационного педагогического измерительного материала для оценки качества знаний студентов по дисциплине. Круглый стол - один из наиболее эффективных способов для обсуждения острых, сложных и актуальных на текущий момент вопросов в любой профессиональной сфере, обмена опытом и творческих инициатив. Такая форма занятий позволяет лучше усвоить материал, найти необходимые решения в процессе эффективного диалога на семинарском занятии по темам изучаемой дисциплины