МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационные технологии в социальной работе

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
ПрофильСоциальная работа в сфере социальной защиты населения
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_02_СР-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 32 32 32 32
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Калинина Ю.А.

Рецензент(ы):
к.с.н. , доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Информационные технологии в социальной работе

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 76)

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 21.05.2021 г. № 08
Срок действия программы: 2021-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
Максимова С.Г., д.с.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 21.05.2021 г. № 08
Заведующий кафедрой Максимова С.Г., д.с.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у студентов профессиональных компетенций, направленных на освоение и применение информационных технологий в профессиональной деятельности.
Дать студентам знания об информационных технологиях и их применению в социальной сфере.
Познакомить с возможностями программных средств автоматизации деятельности в социальной сфере.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.1 Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории
УК-1.2 Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов
УК-1.3 Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений
УК-1.4 Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории
3.2.Уметь:
3.2.1.Осуществлять поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов
Сопоставлять разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Информационные технологии в профессиональной деятельности по социальной работе
1.1. Роль и место информационных технологий в современном мире Лекции 5 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Информационные технологии при формировании социальной политики, в управлении социальной сферой, в социальной работе Практические 5 6 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Практика применения информационных технологий в социальной работе. Информационное пространство социальной сферы. Методы, способы, средства получения, хранения, переработки информации Практические 5 6 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.4. Практика применения информационных технологий в социальной работе Лекции 5 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.5. Информационные технологии взаимодействия клиента и организаций системы социальной защиты населения Практические 5 6 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.6. Информационные технологии взаимодействия клиента и организаций системы социальной защиты населения Сам. работа 5 15 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Практическое использование информационных технологий в социальной защите
2.1. Глобальная сеть Интернет и социальная работа Лекции 5 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Официальные сайты организаций системы социальной защиты населения. Информационная открытость и доступность учреждений социального обслуживания для получателей социальных услуг Практические 5 7 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.3. Автоматизированные информационные системы в практике социальной работы Практические 5 7 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.4. Официальные сайты организаций системы социальной защиты населения. Информационная окрытость и доступность учреждений социального обслуживания для получателей социальных услуг Сам. работа 5 12 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.5. Автоматизированные информационные системы в практике социальной работы Сам. работа 5 12 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=165
Оценка сформированности компетенции
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
Примеры заданий закрытого типа (выбор одного или нескольких вариантов)
1. Укажите, в соответствии с Законом «Об информации», информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления является:
а) закрытой, конфиденциальной;
б) открытой, с ограниченным доступом;
в) открытой и свободно доступной;
г) открытой и равнодоступной.
Ответ: б) открытой, с ограниченным доступом
2. Какая автоматизированная система, ориентированная на работу органов и учреждений социальной защиты населения, разработана по заказу Министерства труда и социального развития РФ?
а) «Социальная помощь гражданам РФ»;
б) «Адресная социальная помощь»;
в) «Социальная помощь лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации»;
г) «Социальная поддержка граждан Российской Федерации».
Ответ: б) «Адресная социальная помощь»
3. Каким законодательным актом регулируются вопросы ответственности за содержание интернет сайтов?
а) ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
б) ФЗ «Об электронно-цифровой подписи»
в) ФЗ «Об образовании»
г) ФЗ «О персональных данных»
Ответ: а) ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
4. Выберите, что является поисковой системой:
а) Yandex
б) AliExpress
в) Госуслуги
г)Вконтакте
Ответ: Yandex
5. Что НЕ является признаком информационной культуры при общении по электронной почте?
а) Рассылать спам
б) Проверять перед отсылкой сообщения орфографические ошибки
в) Приветствовать респондента
г) Подписывать письмо своим именем
Ответ: а) Рассылать спам
6. Информационная культура предполагает:
а) Умение программировать на различных языках программирования
б) Знание нескольких иностранных языков
в) Знание и умение работать с информацией
г) Умение работать в команде
Ответ: в) Знание и умение работать с информацией
7. Согласно информационной и компьютерной этики:
а) Допускается публиковать под свои именем чужой интеллектуальный труд
б) Следует думать о последствиях создаваемых программ и информационных систем
в) На страницах в социальных сетях можно обмениваться заведомо ложной информацией
г) Можно пользоваться программами, не предназначенными для свободного использования
Ответ: б) Следует думать о последствиях создаваемых программ и информационных систем
8. Информационное общество - это этап развития общества, в котором главными продуктами производства является:
а) материальные блага и услуги
б) информация и знания
в) натуральные продукты
г) всё вышеперечисленное
Ответ: б) информация и знания
9. Что означает фраза, написанная БОЛЬШИМИ БУКВАМИ?
а) автор смеётся
б) автор громко кричит
в) автор спокойно рассказывает
Ответ: б) автор громко кричит
10. Что НЕ реализовано в электронных каталогах библиотек:
а) поиск по библиографическим спискам научных публикаций
б) доступ к полным текстам всех публикаций
в) доступ к сведениям о публикациях, размещенных в ЭБС
Ответ: б) доступ к полным текстам всех публикаций
11. Для защиты компьютеров от вирусов рекомендуется:
а) использовать антивирусное программное обеспечение
б) обновлять операционную систему
в) не скачивать информацию из сети Интернет на компьютер
Ответ: а) использовать антивирусное программное обеспечение
12. Что принято указывать в поле темы, отвечая на чьё-либо письмо?
а) Re: Исходная_тема
б) Re: Любимая_тема
в) Re: Научная_тема
г) Re: Новая_тема
Ответ: Re: Исходная_тема
13. Что такое модерация?
а) улучшение уже имеющихся материалов
б) проверка соответствия правилам
в) увеличенные возможности профиля
г) редактирование личного кабинета
Ответ: б) проверка соответствия правилам
14. Автоматизированное рабочее место - это ...(Выберите один ответ):
а) совокупность информационных и материальных приспособлений, необходимых для успешной работы сотрудника предприятия
б) место расположения сетевой информации и место работы сотрудника предприятия
в) совокупность информационно-программно-технических ресурсов, обеспечивающую конечному пользователю обработку данных и автоматизацию управленческих функций в конкретной предметной области
Ответ: в) совокупность информационно-программно-технических ресурсов, обеспечивающую конечному пользователю обработку данных и автоматизацию управленческих функций в конкретной предметной области
15. Что является целью информатизации общества?:
а) защита информации
б) создание информационного общества
в) ограничение доступа к информации
Ответ: б) создание информационного общества
Критерии оценивания: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом.
1-49 баллов – оценка «неудовлетворительно»,
50-69 баллов - оценка «удовлетворительно»,
70-79 баллов - оценка «хорошо»,
80-100 баллов – оценка «отлично».

Примеры заданий открытого типа
1. _____________ информации — возможность получения информации, необходимой пользователю.
Ответ: Доступность

2. _______________ информации связана с правильностью ее отбора и формирования в целях адекватного отражения свойств объекта.
Ответ: Репрезентативность
3. ______________ информации — свойство отражать реально существующие объекты с необходимой точностью.
Ответ: Достоверность
4. ______________ информации — это степень соответствия реальному объективному состоянию дела.
Ответ: Адекватность
5. _______________ информации - это степень соответствия информации текущему моменту времени, определяется степенью сохранения ценности информации для управления в момент ее использования и зависит от динамики изменения ее характеристик и от интервала времени, прошедшего с момента возникновения данной информации.
Ответ: Актуальность
6. ________________ информации характеризует качество информации и определяет минимальный, но достаточный набор данных для принятия решений или для создания новых данных на основе имеющихся данных.
7. Ответ: Полнота (достаточность)_____________ информации — возможность получения информации, необходимой пользователю.
Ответ: Доступность

8. _______________ информации связана с правильностью ее отбора и формирования в целях адекватного отражения свойств объекта.
Ответ: Репрезентативность
9. ______________ информации — свойство отражать реально существующие объекты с необходимой точностью.
Ответ: Достоверность
10. ______________ информации — это степень соответствия реальному объективному состоянию дела.
Ответ: Адекватность
11. _______________ информации - это степень соответствия информации текущему моменту времени, определяется степенью сохранения ценности информации для управления в момент ее использования и зависит от динамики изменения ее характеристик и от интервала времени, прошедшего с момента возникновения данной информации.
Ответ: Актуальность
12. ________________ информации характеризует качество информации и определяет минимальный, но достаточный набор данных для принятия решений или для создания новых данных на основе имеющихся данных.
Ответ: Полнота (достаточность)
13. Единицей измерения количества информации является ___ – это наименьшая (элементарная) единица.
Ответ: бит
14. Укажите минимальное количество знаков в пароле, согласно общепринятым рекомендациям безопасности:
Ответ: 8, 12
15. Укажите, какая технология позволяет подключаться к локальной беспроводной сети?
Ответ: WiFi, Wi-Fi
16. Что является ключом доступа к персональным ресурсам корпоративной сети (например, корпоративной сети Алтайского государственного университета)?
Ответ: пароль, логин и пароль
17. Назовите наиболее популярный, свободно распространяемый офисный пакет.
Ответ: LibreOffice
18. Укажите клавишу, которая позволяет фиксировать смену регистров букв для ввода текста?
Ответ:Caps Lock
19. Укажите самый «старый» сервис офлайн общения.
Ответ: электронная почта
20. Укажите самый «старый» сервис офлайн общения.
Ответ: электронная почта
21. Укажите четыре наиболее популярных браузера.
Ответ: Google Chrome, Mozilla Firefox, Internet Explorer, Microsoft Edge, Yandex browser
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 2 баллами.
«отлично»: ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«хорошо»: ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, владеет основной литературой, суждения правильны.
«удовлетворительно»: ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты.
«неудовлетворительно»: ответ неполный, либо отсутствует. Есть ошибки в терминологии. Студент не владеет программным материалом.

Критерии оценивания:
Общая суммарная оценка за выполнение задания «Итоговое тестирование по курсу» может составлять максимум 100 баллов.
Баллы, начисленные студенту за выполнение заданий пересчитываются преподавателем по схеме:
1-49 баллов – оценка «неудовлетворительно»,
50-69 баллов - оценка «удовлетворительно»,
70-79 баллов - оценка «хорошо»,
80-100 баллов – оценка «отлично».
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=165.
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации составляет 20 заданий. Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для экзамена:
1-49 баллов – оценка «неудовлетворительно»,
50-69 баллов - оценка «удовлетворительно»,
70-79 баллов - оценка «хорошо»,
80-100 баллов – оценка «отлично».
Примеры заданий:
1. Организация, уполномоченная организовывать предоставление государственных и муниципальных услуг, по принципу «одного окна».
а) многофункциональный центр
б) управление по социальной защите населения
в) центр занятости
г) пенсионный фонд
Ответ: а) многофункциональный центр
2. Информационные средства — это
а) электронные средства хранения, обработки и передачи информации с помощью компьютеров.
б) инструмент анализа экономических явлений и процессов, построения теоретических моделей, позволяющих отобразить существующие связи в экономической жизни, прогнозировать поведение экономических субъектов и экономическую динамику.
в) средства регуляции познавательной деятельности субъектов образовательного процесса, инструменты формирования знаний, умений, навыков обучающихся.
Ответ: а) электронные средства хранения, обработки и передачи информации с помощью компьютеров.
3. Скорость передачи пакетов между узлами сети через различные коммуникационные устройства — это
а) пропускная способность
б) время реакции
в) задержка передачи
Ответ: а) пропускная способность
4. Основу культуры информационного общества, по мнению профессора В. Н. Стегния, составляет:
а) информированность
б) нравственность
в) образованность
г) научность
д) все перечисленное
Ответ: д) все перечисленное
5. Сетевой этикет, это
а) правила общения в жизни
б) правила поведения в сети
в) тема сообщения
г) сервис сети
Ответ: б) правила поведения в сети
6. Широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, а также создания данных, в том числе с применением вычислительной техники – это____________________.
Ответ: информационные технологии
7. Информационная безопасность - это защищенность __________________ и поддерживающей инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера.
Ответ: информации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гасумова, С. Е. Информационные технологии в социальной сфере: учебник и практикум для среднего профессионального образования Москва : Издательство Юрайт, 2021 URL: https://www.urait.ru/bcode/476487
Л1.2 Гаврилов, М. В. Информатика и информационные технологии : учебник для вузов: Москва : Издательство Юрайт, 2021 URL: https://www.urait.ru/bcode/468473
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Советов, Б.Я., Цехановский, В.В. Информационные технологии: учебник для вузов Юрайт, 2021 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Автоматизированная информационная система «Социальная защита населения Алтайского края».
Э2 http://www.gosuslugi.ru - Электронное Правительство (Портал государственных услуг РФ)
Э3 http://www.rosmintrud.ru - Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты РФ
Э4 http://www.aksp.ru - официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Алтайского края
Э5 http://mfc22.ru - сайт Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Алтайского края
Э6 http://www.citforum.ru/internet/search/searchsystems.shtml - Тихонов В. Поисковые системы в сети Интернет
Э7 http://www.citforum.ru/programming/khramtsov/search.shtml. - Храмцов П. Информационно-поисковые системы Internet.
Э8 Поисковые системы: www.yandex.ru, www.google.com
Э9 Курс в Moodle «Информационные технологии в социальной работе» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
511Д лаборатория математического обеспечения социально-психологических исследований - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютеры: 10 единиц; мониторы: 10 единиц.
415Д специализированный компьютерный класс кафедры связей с общественностью и рекламы - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; системный блок: IntelCore 2 DuoE7400 -17 шт.; сервер: системный блок: AquariusIntelPentiumD; монитор: Acer V173 B -16 шт.; монитор: Acer V193W 1 шт.; телевизор Samsung
410Д лаборатория информационных технологий - компьютерный класс кафедры теории и практики журналистики - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 24 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска пластиковая - 1 шт.; компьютеры: марка Intel Core модель i3-2120 3,3 ГГц/DDR3 2 ГБ/500 ГБ/DVD RW/22» - 11 единиц; монитор: марка samsung модель 943T - 1 единица; мониторы: BenQ G950A/КМ/ - 10 шт.; бесперебойник: UPS IPPon Black Power Pro 500 - 12 шт.; телевизор: LCD 46" Samsung LE-46S81B

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо иметь план семинарского занятия
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.