МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы технологий отраслей экономики

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.03.02. Менеджмент
ПрофильМаркетинг и цифровые коммуникации; Управление бизнесом
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_02_Менеджмент_Профили-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат экономических наук, доцент, Рудакова О.Ю.

Рецензент(ы):
кандидат экономических наук, доцент, Горбунова Алла Юрьевна

Рабочая программа дисциплины
Основы технологий отраслей экономики

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 970)

составлена на основании учебного плана:
38.03.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 07.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.э.н., доц. Рудакова О.Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 07.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой к.э.н., доц. Рудакова О.Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.-сформировать способность критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий:
- сформировать системное представление о сущности и содержании отраслевых технологий и организации производства, его целях, задачах, методологии, месте и роли в системе наук и практическом управления;
- научить координировать деятельность исполнителей с помощью методического инструментария реализации управленческих решений в области фотраслевых технологий для достижения конкретных целей;
- реализовать требования, установленные в Государственном стандарте высшего профессионального образования и подготовке квалифицированных специалистов в области оотраслевых технологий и рганизации производства.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен осуществлять управленческие функции на уровне организации и структурного подразделения
ПК-2.1 Знает функции, инструменты и методы управления
ПК-2.2 Умеет применять инструменты и методы управления, разрабатывать управленческую документацию (в том числе стандарты, нормы и правила, техническую документацию) с использованием современного программного обеспечения
ПК-2.3 Способен осуществлять управленческие функции на уровне организации и/или структурного подразделения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-2.1: Знает функции, инструменты и методы управления
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-2.2: Умеет применять инструменты и методы управления, разрабатывать управленческую документацию (в том числе стандарты, нормы и правила, техническую документацию) с использованием современного программного обеспечения
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-2.3: Способен осуществлять управленческие функции на уровне организации и/или структурного подразделения

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы отраслевых технологий и организации производства
1.1. Производственный менеджмент: функции, методы и принципы Лекции 1 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Производственный менеджмент: функции, методы и принципы Практические 1 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Производственный процесс- основа деятельности предприятия Лекции 1 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.4. Производственный менеджмент: функции, методы и принципы Сам. работа 1 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.5. Производственный процесс- основа деятельности предприятия Практические 1 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.6. Производственный процесс- основа деятельности предприятия Сам. работа 1 15 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.7. Управленческие решения в производственном менеджменте Лекции 1 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.8. Управленческие решения в производственном менеджменте Практические 1 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.9. Управленческие решения в производственном менеджменте Сам. работа 1 20 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Обеспечение эффективности производственной деятельности
2.1. Обеспечение эффективности производственной деятельности Лекции 1 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Обеспечение эффективности производственной деятельности Практические 1 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.3. Обеспечение эффективности производственной деятельности Сам. работа 1 5 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.4. Организация труда и производства Лекции 1 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.5. Организация труда и производства Практические 1 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.6. Организация труда и производства Сам. работа 1 20 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. По характеру поведения издержки различают:
а) постоянные и переменные;+
б) постоянные и прямые;
в) косвенные и переменные;
г) косвенные и прямые.
2. По факту отнесения на себестоимость различают:
а) переменные и постоянные издержки;
б) переменные и косвенные издержки;
в) прямые и постоянные издержки;
г) прямые и косвенные издержки.+
3. Переменные издержки – это:
а) издержки, которые не меняются, когда меняется уровень производства и продаж за какой-то определенный период времени;
б) издержки непосредственно связанные с производством и реализацией конкретного вида продукции;
в) издержки связанные с производством одновременно нескольких видов продукции, так что невозможно непосредственно выделить ту часть издержек, которая приходится на конкретный вид продукции;
г) издержки, которые меняются прямо пропорционально увеличению или уменьшению объема производства и продаж.+
4. Издержки, связанные с продажей продукции – это:
а)сумма затрат на оплату труда основного производственного персонала, непосредственно связанного с производством готового продукта;
б) сумма затрат на обслуживание производства на предприятии;
в) сумма затрат предприятия, связанные с сохранением готовой продукции на складе, продвижением товара на рынок и доставкой товара потребителю;+
г) сумма затрат, связанных с общим управлением предприятием.
5. Объекты управления – это:
а) производственные ресурсы, их источники, производственные отношения;+
б) операционные ресурсы и производственные службы;
в) производственные службы и производственные отношения;
г) операционные менеджер и производственные службы.
6. Субъекты управления – это:
а) операционные ресурсы, их источники, производственные отношения;
б) операционные ресурсы и производственные службы;
в) операционные менеджер и производственные службы;
г) директор, операционный менеджер и производственные службы.+
7. Способ передачи деталей, при котором обработка производится партиями, а переход с операции на операцию только после обработки всей партии:
а) параллельный;
б) последовательный;
в) смешанный;+
г) нет правильного ответа.
8. Длительность производственного цикла это:
а) время, в течение которого обрабатываемые изделия находятся в производстве;
б) промежуток времени между обработкой двух деталей;
в) интервал времени между очередными выпусками равного количества изделий;+
г) нет правильного ответа.
9. Производственный процесс протекает:
а) только во времени;
б) во времени и в пространстве;+
в) только в пространстве;
г) нет правильного ответа.
10. Законченная часть ТП, выполняемая на одном рабочем месте:
а) технологический переход;
б) технологическая операция;+
в) вспомогательный переход;
г) нет правильного ответа
11. Основной производственный процесс -это:
а) процесс изготовления продукции, которая будет использоваться внутри предприятия;
б) процесс, в результате которого исходное сырье и материалы превращаются в продукцию;+
в) совокупностьорудий производства, необходимых для выполнения ТП;
г) нет правильного ответа.
12. Технологический процесс - это:
а) процесс, в результате которого изменяется форма, размеры, свойства изделия;+
б) процесс, который не приводит к изменению формы, размеров, и свойств изделия;
в) законченная часть технологического перехода;
г) нет правильногоответа.
13.Одновременное выполнение во времени разных частей единого сложного ПП, это (параллельность).
14.Создает условия для равномерного выпуска продукции в течениевсего плановогопериода:
а) ритмичность.+
б) параллельность.
в) пропорциональность.
г) нетправильного ответа.
15. Начальным этапом проектирования изделия является разработка:
а) технического задания.
б) эскизного проекта.+
в) технического проекта.
г) нет правильного ответа.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=5114
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Е.А. Сергеева, А.С. Брысаев Инновационный и производственный менеджмент в условиях глобализации экономики : Учебное пособие Казань : Издательство КНИТУ, 2013, 03.07.2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=270287
Л1.2 И. Н. Иванов Производственный менеджмент. Теория и практика в 2 ч.: учебник для академического бакалавриата — М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/082AA38D-6186-4414-93AB-2392F2C77748.
Л1.3 А.Д. Воронин, А.В. Королев Управление операционной логистической деятельностью : Учебное пособие Минск : Вышэйшая школа, 2014, 03.07.2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Герчикова, И.Н Менеджмент: Учебник М. : Юнити-Дана, 2015, 03.07.2017 biblioclub.ru
Л2.2 Л. С. Леонтьевой, В. И. Кузнецова Производственный менеджмент : учебник и практикум для вузов М. : Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. www.aup.ru (Административно-управленческий портал).
Э2 2. www.fcsm.ru (Федеральная служба по финансовым рынкам).
Э3 3. www.cfin.ru (Корпоративный менеджмент).
Э4 4. www.kommersant.ru (Коммерсант).
Э5 5. www.raexpert.ru («ЭкспертРА»).
Э6 6. www.change-russia.com (Ассоциация менеджеров по управлению изменениями).
Э7 7. www.amr.ru (Ассоциация менеджеров России).
Э8 8. www.stplan.ru (Стратегическое управление и планирование).
Э9 9. www.StrategPlann.ru (Стратегическое планирование и стратегическое управление).
Э10 10. www.InvenTech.ru (Центр креативных технологий).
Э11 Основы отраслевых технологий и организации производства. Курс на образовательном портале АлтГУ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы,обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.