МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Автоматизация бухгалтерского учета и аудита

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)
Направление подготовки09.02.03. специальность Программирование в компьютерных системах
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБийск_09_02_03_Программирование в компьютерных системах-2020_9кл
Часов по учебному плану 124
в том числе:
аудиторные занятия 70
самостоятельная работа 54
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 36 36 36 36
Практические 34 34 34 34
Сам. работа 54 53 54 53
Итого 124 123 124 123

Программу составил(и):
Преподаватель, Тигашева Надежда Викторовна

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Автоматизация бухгалтерского учета и аудита

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 09.02.03 ПРОГРАММИРОВАНИЕ В КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМАХ (приказ Минобрнауки России от 28.07.2014 г. № 804)

составлена на основании учебного плана:
09.02.03 ПРОГРАММИРОВАНИЕ В КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМАХ Профиль получаемого профессионального образования: технический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)

Протокол от 26.06.2023 г. № 4
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Осознанное понимание обучающимися сущности бухгалтерского учета, объектов бухгалтерского наблюдения, знание процессов создания и развития системы бухгалтерского учета и понимание особенностей аудита.
Задачи:
- ключевые понятия, основные принципы, приемы бухгалтерского учета;
- методологию ведения бухгалтерского учета имущества организации, ее обязательств, собственного и заемного капитала;
- систему сбора и обобщения информации, необходимой для составления бухгалтерской отчет-ности;
- использование данных аудита при анализе финансово-хозяйственной деятельности организаций и предприятий.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОП

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 2.1 Разрабатывать объекты базы данных.
ПК 2.2 Реализовывать базу данных в конкретной системе управления базами данных (далее - СУБД).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- принципы автоматизированной формы бухгалтерского учета;
- принципы построения и функционирования автоматизированной системы бухгалтерсого учета;
- применение АСБУ на крупных предприятиях;
- применение АСБУ на предприятиях малого и среднего бизнеса;
- классификацию АСБУ;
- основы аудита.
3.2.Уметь:
3.2.1.- создавать информационную базу 1С: Предприятие;
- составлять новые формы отчета;
- проводить документы по нескольким регистрам;
- работать с оборотными регистрами накопления.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы анализа бухгалтерской (финансовой)и аудиторской отчетности
1.1. Теория автоматизации бухгалтерского учета Лекции 8 6 ПК 2.1, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Создание информационной базы в 1 С. Лекции 8 4 ПК 2.1, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Подсистемы в среде 1 С. Лекции 8 2 ПК 2.1, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Аудиторская отчетность Сам. работа 8 10 ПК 2.1, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Справочники в среде 1 С. Практические 8 6 ПК 2.2, ПК 2.1, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.6. Документы в среде 1 С. Практические 8 4 ПК 2.1, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.7. Модули в разработке Практические 8 4 ПК 2.1, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.8. Формы документов Лекции 8 2 ПК 2.1, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.9. Регистры накопления Практические 8 6 ПК 2.1, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.10. Регистры сведений Лекции 8 2 ПК 2.1, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.11. Отчет в системе 1 С. Лекции 8 2 ПК 2.1, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.12. Проведение документа по регистру Лекции 8 4 ПК 2.1, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.13. Макеты. Редактирование макетов Практические 8 4 ПК 2.1, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.14. Формы аудиторских документов Сам. работа 8 10 ПК 2.1, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.15. Периодические регистры сведений Лекции 8 2 ПК 2.1, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.16. Перечисления в 1 С. Лекции 8 2 ПК 2.1, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.17. Оптимизация проведения документов Практические 8 2 ПК 2.1, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.18. Технические возможности оптимизации документооборота Сам. работа 8 12 ПК 2.1, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.19. Отчеты в Системе 1 С. Лекции 8 6 ПК 2.1, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.20. План видов характеристик Практические 8 4 ПК 2.1, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.21. Бухгалтерский учет в системе 1 С. Практические 8 2 ПК 2.1, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.22. Виды и применение отчетов в программе 1 С. Сам. работа 8 12 ПК 2.1, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.23. План видов расчета, регистр расчета Лекции 8 4 ПК 2.1, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.24. Использование регистра расчета Практические 8 2 ПК 2.1, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.25. Регистры расчета Сам. работа 8 9 ПК 2.1, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение
Приложения
Приложение 1.   ФОС АБУиА.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Дмитриева И.М. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ 6-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
Л1.2 Лупикова Е.В. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. ТЕОРИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА 3-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 О. А. Агеева, Л. С. Шахматова Бухгалтерский учет : учебник и практикум для СПО Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/FCF15000-78EF-4815-9819-8E041DAC1B3B
Л2.2 Замотаева О.А., Максимова Н.В., Штефан М.А. - под общ. ред. АУДИТ. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Правовая база данных "Консультант Плюс" www.consultant.ru
Э2 Правовая база "Гарант" www.garant.ru
Э3 Издательство "Бухгалтерский учет" www.buhgalt.ru
Э4 Издательский дом "Главбух" www.glavbukh.ru
Э5 Институт профессиональных бухгалтеров России www.ipbr.ru
Э6 Онлайн-курс portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 Professional, № 60674416 от 17.07.2012;
Microsoft Office Professional Plus 2010, № 60674416 от 17.07.2012.
Microsoft Windows Vista OEM
Microsoft SQL Server Standard 2014 SNGL OLP, № контракта 2448-44/15 от 22.12.2015;
1C: Предприятие 8, № 126-3 от 01.04.2015)Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
ИТС ПРОФ ВУЗ (в рамках договора № 126-3 от 01.04.2015 г.)
СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/)
СПС Гарант (http://www.garant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 201 (филиал в г. Бийске) лаборатория технологии разработки баз данных – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель; рабочее место преподавателя; компьютеры; доска магнитно-маркерная; проектор; экран; переносной ноутбук из аудитории № 207.
№ 103 (филиал в г. Бийске) кабинет стандартизации и сертификации – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; кафедра; проектор; экран; переносной ноутбук из аудитории № 207.
№ 207 (филиал в г. Бийске) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Вспомогательное лабораторное оборудование; переносные ноутбуки.
№ 105 (филиал в г. Бийске) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание обучающегося сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях обучающийся некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОБУЧАЮЩИМСЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления обучающимися изучаемого теоретического материала. Они предназначены (в том числе через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании обучающихся основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи практических занятий:
- становление и развитие познавательной мотивации;
- умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
- овладение понятийным аппаратом в области данной дисциплины;
- овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения;
- повторение и закрепление знаний;
- контроль;
- педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы практического занятия, обучающиеся должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами, а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет обучающимся наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к занятиям следует использовать учебники, учебные пособия, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Обучающиеся должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным понятиям каждого занятия.
Отвечать на тот или иной вопрос рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

В процессе освоения данного курса обучающиеся должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа обучающихся проводится с целью:
- закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
- углубления и расширения общекультурного уровня обучающегося;
- формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
- развития познавательных способностей обучающегося, а также его творческого потенциала;
- формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей обучающийся должен решать следующие задачи:
- изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
- выполнять предлагаемые задания;
- выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.
Самостоятельная работа делится на аудиторную – во время которой обучающийся составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебной дисциплины. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания, обучающийся конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему на занятии и при подготовке к соответствующей формы аттестации.