МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Оценка и управление качеством услуг

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.04.02. Менеджмент
ПрофильПроектный менеджмент качества в цифровой экономике
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планv38_04_02_Менеджмент_ПМКвЦЭ-2023
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 116
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 12,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Лабораторные 18 18 18 18
Сам. работа 116 116 116 116
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.э.н., Доцент, Рудакова Оксана Юрьевна

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Оценка и управление качеством услуг

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 38.04.02 Менеджмент (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 952)

составлена на основании учебного плана:
38.04.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 07.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 2023-2026 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.э.н., доцент Рудакова Оксана Юрьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 07.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой к.э.н., доцент Рудакова Оксана Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование теоретических знаний, практических умений и навыков в области оценки уровня качества и управления качеством

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен разрабатывать программы и проекты в области планирования качества продукции (работ, услуг)
ПК-3.1 Знает инструменты менеджмента качества и возможности их применения в обеспечении качества продукции (работ, услуг) в организации
ПК-3.2 Умеет применять инструменты менеджмента качества при разработке программ и проектов в области планирования качества продукции (работ, услуг)
ПК-3.3 Способен осуществлять разработку и реализацию политики в области планирования качества продукции (работ, услуг) с учетом цифровизации экономики
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-3.1: Знает инструменты менеджмента качества и возможности их применения в обеспечении качества продукции (работ, услуг) в организации
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-3.2: Умеет применять инструменты менеджмента качества при разработке программ и проектов в области планирования качества продукции (работ, услуг)
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-3.3: Способен осуществлять разработку и реализацию политики в области планирования качества продукции (работ, услуг) с учетом цифровизации экономики

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы управления качеством
1.1. Основные понятия в области управления качеством. Объекты управления качеством. Показатели качества продукции и методы их опредения Лекции 4 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.2. Основные понятия в области управления качеством. Объекты управления качеством. Показатели качества продукции и методы их опредения Лабораторные 4 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.3. Основные понятия в области управления качеством. Объекты управления качеством. Показатели качества продукции и методы их опредения Сам. работа 4 16 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.4. Организация и функционирование систем менеджмента качества на предприятии Лекции 4 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.5. Организация и функционирование систем менеджмента качества на предприятии Лабораторные 4 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.6. Организация и функционирование систем менеджмента качества на предприятии Сам. работа 4 16 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Инструменты и методы оценки уровня качества
2.1. Показатели качества продукции. Методы определения значений показателей качества продукции Лекции 4 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.2. Показатели качества продукции. Методы определения значений показателей качества продукции Лабораторные 4 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.3. Показатели качества продукции. Методы определения значений показателей качества продукции Сам. работа 4 16 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.4. Методы оценки уровня качества продукции Лекции 4 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.5. Методы оценки уровня качества продукции Лабораторные 4 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.6. Методы оценки уровня качества продукции Сам. работа 4 16 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.7. Основы сертификации продукции и систем качества. Лекции 4 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.8. Основы сертификации продукции и систем качества. Лабораторные 4 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.9. Основы сертификации продукции и систем качества. Сам. работа 4 16 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.10. Стандарты серии ИСО 9000 и современная концепция менеджмента качества Лекции 4 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.11. Стандарты серии ИСО 9000 и современная концепция менеджмента качества Лабораторные 4 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.12. Стандарты серии ИСО 9000 и современная концепция менеджмента качества Сам. работа 4 16 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.13. Аудит качества и премии качества. Лекции 4 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.14. Аудит качества и премии качества. Лабораторные 4 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.15. Аудит качества и премии качества. Сам. работа 4 20 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ПРИМЕРНЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Выберете один наиболее правильный и полный вариант определения для каждого
термина, приведенного ниже, из нескольких возможных:
1. Продукция – это:
а) нечто, что может быть материальным и нематериальным, или их комбинацией;
б) результат процесса;
в) все, что попадает на прилавки магазинов.
2. Термин продукция включает:
а) все, в том числе и услуги;
б) все, кроме услуг;
в) сырье, материалы, комплектующие и готовую продукцию.
3. Качество – это:
а) тип, класс, сорт, категория, цена и другие присвоенные характеристики;
б) степень, с которой совокупность собственных характеристик выполняет требования;
в) характеристика совершенства или привлекательности продукта, которая может быть описана
только словесно.
4. Система менеджмента качества – это:
а) стандарт ISO 9000, документированные процедуры, руководство по качеству, инструкции,
освещающие мероприятия в отношении качества;
б) руководство организации в лице Генерального директора и его заместителей;
в) совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов для руководства и управления
организацией применительно к качеству.
5. Поставщик – это:
а) организация или лицо, предоставляющие продукцию;
б) только внешняя организация, с которой осуществляются контрактные отношения;
в) организация, поставляющая сырье и материалы для основного производства.
6. Потребитель – это:
а) клиент, покупатель, заказчик;
б) только тот, кто является конечным пользователем продукции;
в) организация или лицо, получающие продукцию.
8. «Восприятие потребителями степени выполнения их требований» - это:
а) постоянное улучшение;
б) удовлетворенность потребителей;
в) обратная связь.
9. «Степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных
результатов» - это:
а) надежность;
б) организованность;
в) эффективность.
10. «Продемонстрированная способность применять знания и навыки» - это:
а) ресурсы;
б) компетентность;
в) навык.
11. «Совокупность условий, в которых выполняется работа» - это:
а) организация;
б) инфраструктура;
в) производственная среда.
12. Третья сторона – это:
а) потребитель, клиент, заказчик;
б) посредник при реализации продукции или поиске партнера;
в) лицо или орган, признаваемые независимо от участвующих сторон в рассматриваемом вопросе.
13. Верификация (проверка) – это:
а) дегустация продукции;
б) подтверждение посредством представления объективных свидетельств того, что установленные
требования были выполнены;
в) визуальный осмотр продукции.
14. Политика в области качества – это:
а) декларация о соответствии продукции, подписанная руководством компании;
б) общие намерения и направления в области качества, официально сформулированные высшим
руководством;
в) отношения с Советом директоров, акционерами, поставщиками и потребителями компании.
15. Политику в области качества утверждает:
а) коммерческий директор;
б) генеральный директор;
в) заместитель директора по качеству.
16. Требование – это:
а) положение законодательного или нормативного документа;
б) потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является
обязательным;
в) приказ, распоряжение, служебная записка.
17. Информация – это:
а) значащие данные;
б) содержание разговора;
в) снимок, публикация.
18. Документ – это:
а) требования, существующие только в форме печатного издания;
б) информация и ее носитель;
в) счет-фактура, накладная, стандарт.
19. Цели в области качества – это:
а) то, чего добиваются или к чему стремятся в области качества;
б) реклама и пропаганда достижений организации в области качества;
в) повторяющаяся деятельность по увеличению способности выполнять требования.
20. Руководство по качеству – это:
а) сборник стандартов и инструкций организации;
б) пояснительные и справочные документы по созданию и внедрению системы менеджмента
качества;
в) документ, устанавливающий систему менеджмента качества.
21. Запись – это:
а) документ, содержащий сведения о достигнутых результатах или свидетельства осуществленной
деятельности;
б) значимые данные только в электронном виде;
в) идентификационные знаки для обозначения статуса продукции.
22. Нормативная и техническая документация – это:
а) вся документация, кроме справочной;
б) документы, выражающие требования;
в) только документы внешнего происхождения.
23. «Политика в области качества …..
а) «остается постоянной, чтобы подчеркнуть стабильность организации»;
б) «должна быть выдана каждому сотруднику организации»;
в) «обеспечивает основу для разработки и анализа целей в области качества».
24. Стандарт ИСО 9001:2000 распространяется на …..
а) требования к продукции;
б) требования к производству;
в) требования к системе качества.
25. В систему менеджмента качества, основанную на процессном подходе, должны войти
процессы, относящиеся к ….
а) менеджменту ресурсов, ответственности руководства, производству или оказанию услуг,
измерения.
б) воздействию организации на окружающую среду;
в) финансовому менеджменту
в) размера организации, сложности процессов, компетентности персонала.
31. «Руководство по качеству» должно содержать:
а) область применения системы качества и ссылки на документированные процедуры;
б) методику оценки производства;
в) готовую программу обучения персонала.
32. Внутренние аудиты планируются исходя из:
а) статуса и важности процессов и участков, подлежащих аудиту, а также результатов
предыдущих аудитов;
б) проверок органа по сертификации;
в) пожеланий потребителя.
33. Не обязательно иметь документированную процедуру по :
а) корректирующим действиям;
б) мониторингу и измерению процессов;
в) управлению документацией.
34. Анализ требований, относящихся к продукции, проводится организацией до выполнения
заказа для того, чтобы:
а) выявить и устранить невыполненные требования;
б) обеспечить уверенность в своей способности выполнить требования заказа;
в) обеспечить необходимую точность контрольного оборудования.
35. Организация должна предъявлять следующие требования к своему поставщику:
а) иметь Руководство по качеству;
б) быть способным поставлять продукцию в соответствии с требованиями организации;
в) иметь свой транспорт.
36. Управление несоответствующей продукцией необходимо, чтобы:
а) предотвратить ее непреднамеренное использование или поставку;
б) готовить производство новых видов продукции;
в) содержать и пополнять имеющийся парк средств измерений.
37. Для реализации процессного подхода организация должна:
а) каждое требование ИСО 9001 назначить процессом и обеспечить его управление;
б) назначить ровно шесть процессов и отразить их в виде обязательных документированных
процедур;
в) определить бизнес-процессы, необходимые для системы менеджмента качества, определить их
последовательность и взаимодействие, обеспечить их ресурсами, осуществлять менеджмент этих
процессов в соответствии с требованиями ИСО 9001.
38. Цели в области качества …
а) могут быть не измеримыми;
б) могут быть не задокументированы, а лишь провозглашены на высшем уровне;
в) должны быть согласуемыми с Политикой в области качества и установлены в соответствующих
подразделениях и на соответствующих уровнях организации.
39. Результаты внутренних аудитов должны:
а) протоколироваться и доводиться до сведения персонала, ответственного за проверенный
участок;
б) передаваться клиентам организации;
в) оставаться конфиденциальными особенно для высшего уровня.
40. Корректирующие действия предусматривают реализацию таких требований, как:
а) установления причин несоответствий;
б) физического размещения продукции;
в) сохранения качества произведенной продукции.
40. Нестандартный товар это:
а) сорт;
б) класс;
в) градация.
41. Способность товара удовлетворять определенные человеческие потребности:
а) потребительная стоимость;
б) полезность товара;
в) стоимость товара.
42. Характеристика качества продукции, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой продукции с базовыми значениями соответствующих показателей:
а) оценка качества;
б) показатель качества продукции;
в) уровень качества.
43. Количественные методы оценки качества составляют самостоятельный раздел в управлении качеством под названием:
а) метрология;
б) квалиметрия;
в) стандартизация.
44. Свойство изделия сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта:
а) безотказность;
б) сохраняемость;
в) долговечность.
45. Метод определения показателей качества, основанный на наблюдениях и подсчете числа определенных событий, предметов и затрат:
а) регистрационный;
б) измерительный;
в) экспертный.
46. Объективная особенность продукции, проявляющая при производстве, эксплуатации и потреблении:
а) показатель качества продукции;
б) параметр продукции;
в) свойство продукции.
47. Эффект от повышения качества продукции для потребителя:
а) расширение и обновление ассортимента изделий;
б) ускорение НТП в промышленности;
в) моральное удовлетворение коллектива предприятия.
48. Метод оценки качества продукции, основанный на использовании единичных показателей качества:
а) комплексный метод;
б) смешанный;
в) дифференцированный.
49. Определение полезного эффекта и суммарных затрат является целью:
а) оценки проектирования качества продукции;
б) оценки качества изготовленной продукции;
в) оценки качества продукции в эксплуатации.
50. В основу Саратовский системы БИП положен принцип:
а) сдачи продукции с первого предъявления;
б) увеличения моторесурса на базе повышения долговечности и надежности деталей;
в) укрепления технической подготовки производства.
51. Система, ориентированная на постоянное улучшение качества, минимизацию затрат, увеличение производительности:
а) TQC;
б) TQM;
в) система Тейлора.
52. В основу Горьковской системы КАНАРСПИ положен принцип:
а) сдачи продукции с первого предъявления
б) увеличения моторесурса на базе повышения долговечности и надежности деталей
в) укрепления технической подготовки производства.
53. Фаза развития менеджмента качества, основанная на увеличение выхода годных изделий в результате управления производственными процессами:
а) фаза контроля;
б) фаза отбраковки;
в) фаза управления.
54. Принципы всеобщего управления качеством и параллельного инжиниринга разработал:
а) Кросби;
б) Деминг;
в) Фейгенбаум.
55. Началом применения статистических методов управления качеством является:
а) фаза контроля качества;
б) фаза отбраковки;
в) фаза управления качеством.
56. Эволюция методов обеспечения качеством насчитывает:
а) шесть фаз;
б) пять фаз;
в) четыре фазы.
57. Эффективное функционирование широкой сети кружков качества на всех стадиях жизненного цикла продукции – характерная особенность:
а) американского опыта управления качеством;
б) российского опыта управления качеством;
в) японского опыта управления качеством.
58. В основу Ярославской системы НОРМ положен принцип:
а) сдачи продукции с первого предъявления;
б) увеличения моторесурса на базе повышения долговечности и надежности деталей;
в) укрепления технической подготовки производства.
59. Система качества, направленная на управление качеством с целью выполнения установленных требований:
а) TQM;
б) TQC;
в) система Тейлора.
60. Система менеджмента качества должна:
а) устранять несоответствие качества после их обнаружения;
б) предупреждать возникновение проблем с качеством;
в) удовлетворять требования потребителей к качеству продукции.
8. Контроль качества сырья, полуфабрикатов, комплектующих деталей, поступающих на склады предприятия:
а) входной контроль;
б) контроль готовой продукции;
в) производственный контроль.

ПРИМЕРНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

Практическое задание №1
«Принципы обеспечения и управления качеством на предприятии»
Обеспечение качества продукции предполагает знание и использование 14 принципов Деминга. Предложите мероприятия по их реализации на предприятии.
№ Принципы Деминга Мероприятия по реализации принципов Деминга
1 Постоянно совершенствуйте качество товаров или
2 Примите новую философию: откажитесь от низ¬кого качества во всем
3 Откажитесь от массового контроля
4 Откажитесь от партнерских отношений, осно-ванных только на цене продукции: установите долгосрочные партнерские отношения; умень¬шайте число поставщиков
5 Постоянно совершенствуйте систему производ¬ства и обслуживания
6 Применяйте современные методы обучения персонала
7 Внедряйте современные методы руководства: функции руководства должны быть смещены с контроля количественных показателей на контроль качественных
8 Исключите страх ошибки: способствуйте тому, чтобы сотрудники высказывались открыто
9 Устраните барьеры между подразделениями предприятия
10 Откажитесь от лозунгов, транспарантов и настав-лений
11 Откажитесь от количественных оценок работы
12 Поддерживайте чувство профессиональной гордости в сотрудниках
13 Внедрите на предприятии систему образования и самосовершенствования сотрудников
14 Принимайте любую работу по улучшению качества продукции и услуг

Практическое задание №2
«Разработка и внедрение системы менеджмента качества на предприятии»
На примере реального или условного предприятия предложить внедрение системы менеджмента качества на предприятии. Выполнение задания предполагает следующую последовательность действий:
- обозначить предпосылки и обосновать целесообразность внедрения системы менеджмента качества;
- составить перечень документации системы менеджмента качества;
- охарактеризовать ожидаемый эффект от внедрения системы менеджмента качества на предприятия;
- описать модель системы менеджмента качества, предлагаемой к внедрению ;
- оценить ресурсы, необходимые для формирования и функционирования системы менеджмента качества на предприятии.
Практическое задание №3
Используя диаграмму Исикавы, проанализируйте факторы, формирующие качество продукции мясоперерабатывающего предприятия.
Таблица - Исходные данные о финансовых потерях из-за факторов качества
№ п/п Фактор качества
Потери (П ),
тыс. руб. % от общих потерь
1 Квалификация работников 7200 19,05
2 Соблюдение технологического процесса 6300 16,67
3 Обеспечение санитарно-гигиенических
норм 900 2,38
4 Качество сырья 16200 42,86
5 Готовность оборудования 900 . 2,38
6 Своевременный контроль качества
процесса 2700 7,14
7 Качество охлаждения сырья 900 2,38
8 Соблюдение норм хранения продукции 1800 4,76
9 Прочие 900 2,38
Всего 37800 100

Практическое задание №4
Комплексным методом определите уровень качества ситца, значения показателей качества которого указаны в таблице. Сделайте вывод о его соответствии предъявляемым требованиям. Коэффициенты весомости показателей качества определите самостоятельно.
Таблица– Показатели качества ситца

Показатель качества
Коэффициент весомости, gi Абсолютные значения показателей

Х баз
Х факт
X min
Толщина ткани, мм 0,75 0,6 0,58
Масса 1 м2 ткани, г 75 65 65
Прочность на разрыв, дан 12 11 6,5
Дизайн, баллы 10 8 6
Устойчивость окраски, баллы 10 7,5 6
Стойкость к истиранию, циклы 2 210 2 200 1 950

Практическое задание №5
Рассчитать интегральный показатель уровня качества нового упаковочного автомата для упаковки Овсяных хлопьев. Заполнить таблицу расчетов
Таблица 1
Наименование показателей Базовое значение Упаковочный
автомат
Стоимость станка, тыс. р.
Срок эксплуатации, лет
Производительность, т/сут
Стоимость 1 т продукта, р.
Время простоев, %
Среднегодовые затраты на
эксплуатацию станка, тыс. р.
Затраты на эксплуатацию за весь срок службы, тыс. р.
Количество дней работы в году

Таблица 2
Наименование показателей Варианты
1 2 3 4 5
Стоимость станка, тыс. р.
а) исследуемый 17 21 23 24 26
б) базовый 20 19 21 22 28
Срок эксплуатации, лет
а) исследуемый 12 13 14 20 11
б) базовый 13 12 13 22 12
Производительность, т/сут
а) исследуемый 7 8 9 10 11
б) базовый 8 9 12 14 9
Стоимость 1 т продукта, р.
а) исследуемый 800 900 700 800 800
б) базовый 700 750 750 750 900
Время простоев, %
а) исследуемый 6 2 3 4 5
б) базовый 7 3 5 2 3
Среднегодовые затраты на эксплуатацию станка, тыс. р.
а) исследуемый
2,0
1,5
2,5
2,0
3,0
б) базовый 3,5 3,0 3,0 4,0 2,5
Затраты на эксплуатацию за весь срок службы, тыс. р.
а) исследуемый
12
13
12
14
13
б) базовый 15 16 14 15 15
Количество дней работы в году
а) исследуемый
340
340
340
340
340
б) базовый 350 350 350 350 350

Практическое задание №6
Рассчитать интегральный уровень качества двух колесных скреперов. Исходные данные представлены в таблице 3.
Таблица 3
Параметры Единицы измерения Значения параметров
анализируемого
А базового
Б
Емкость ковша,
м3 2,5 3
Коэффициент наполнения ковша,
- 0,9 0,8
Продолжительность рабочего цикла,
мин. 2,65 2,85
Средний срок службы машины,
тыс.час. 8 8
Средний срок службы шин,
тыс.час. 3 3
Средний срок службы фильтра,
час. 143 143
Расход топлива на среднем режиме эксплуатации,
л./час. 49,5 50,1
Расход масла,
л./час. 1,48 1,61
Расход консистентной смазки,
л./час. 0,04 0,05
Затраты на ремонт,
долл./час 4,96 4,88
Цена машины с доставкой,
тыс.долл. 68,7 79,3
В расчете использовать следующие цены: дизельное топливо (1 л) – 0,7 долл.; масло (1 л) – 31 долл.; консистентная смазка (1 л) – 6 долл.; фильтр (1 шт.) – 60 долл.; комплект шин - 2000 долл.
Таблица 4
Параметры Расчеты

Суммарный полезный эффект:
Суммарные затраты на создание и эксплуатацию:
Интегральный
показатель;
Практическое задание №7
Построить цикл PDCA Деминга для конкретной продукции или конкретного процесса и кратко опишите этапы цикла. Обоснуйте построенный цикл Деминга.
Практическое задание №8
Опишите основную роль политики в области качества. Сформулируйте (разработайте) политику в области качества для выбранной Вами компании.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ДОКЛАДОВ
1. Особенности развития управления качеством в России (НОРМ, КАНАРСПИ, КСУКП, СИБ и др.).
2. Научные походы американской школы управления качеством (Э. Деминг, Г. Фейгербаум и др.).
3. Научные походы японской школы управления качеством (К. Исикава, Т. Тагути, С. Синго и др.).
4. Взаимосвязь понятий «качество» и «конкурентоспособность»;
5. Проблема вступления России в ВТО.
6. Современные модели управления качеством, их сходства и отличия ISO и TQM.
7. Роль лидера в управлении качеством.
8. Роль персонала в управлении качеством.
9. Роль и значение Премии правительства РФ в области качества.
10. Роль и значение региональных программ «Качество» в РФ.
11. Основные виды и характеристика показателей качества.
12. Особенности расчета уровня качества пищевой продукции.
13. Методы классификации затрат на качество.
14. Методы определения оптимальной цены на качество продукции.
15. Взаимосвязь общего менеджмента и менеджмент качества.
16. Процессный и системный подходы в управлении качеством.
17. Семь классических и семь современных инструментов качества.
18. Метод определения надежности технологического процесса.
19. Примеры успешного внедрения системы менеджмента качества на конкретных предприятиях.
20. Система экологического менеджмента.
21. Основные этапы внедрения системы менеджмента качества.
22. Система экологического менеджмента.
23. Основные этапы внедрения системы менеджмента качества.
24. Правовые механизмы управления качеством.


5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ПРИМЕРНЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Значение оценки уровня качества на предприятии.
2. Этапы развития принципов управления качеством.
3. Отечественные системы управления качеством продукции.
4. Потребности, как главная цель в решении проблемы качества.
5. Основные показатели качества продукции.
6. Методы оценки показателей качества продукции по количественным критериям.
7. Методы оценки показателей качества продукции по информационному признаку.
8. Метод распределения приоритетов.
9. Классификация затрат на качество.
10. Сущность конкурентоспособности продукции.
11. Оценка уровня конкурентоспособности продукции.
12. Стандартизация, как организационная и нормативная база управления качеством.
13. Нормативные документы по стандартизации и их применение.
14. Унификация.
15. Организация метрологического обеспечения качества продукции.
16. Международные стандарты ИСО 9000.
17. Международные и региональные организации по стандартизации.
18. Политика предприятия в области качества.
19. Планирование качества.
20. Система менеджмента качества на предприятии.
21. Документирование системы качества в соответствии с требованиями МС ИСО 9000
22. Виды дефектов.
23. Контроль и его виды.
24. Процедуры контроля и испытаний.
25. Организация обеспечения качества на предприятии.
26. Статистические методы регулирования качества.
27. Зарубежный опыт управления качеством.
28. Кружки качества.
29. Всеобщее управление качеством.
30. Премии по качеству.
31. Сертификация, её виды и значение.
32. Системы сертификации.
33. Сертификация продукции.
34. Сертификация услуг.
35. Сертификация систем качества.
36. Основные участники и схемы сертификации.
37. Декларация изготовителя о соответствии.
38. Процедура сертификации третьей стороной.
39. Правовое обеспечение качества.
40. Стандартизация и сертификация как элемент договорных отношений
41. Административная и уголовная ответственность изготовителя за
несоответствующую продукцию.
42. Гражданско-правовая ответственность и страхование ответственности
изготовителя за несоответствующую продукцию.
43. Роль сертификации в преодолении технических барьеров в торговле.
44. Маркировка продукции

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ


. 1. Квалиметрия, как наука. Предмет изучения, цели и задачи квалиметрии.
2. Предпосылки возникновения квалиметрии. Связь квалиметрии с другими областями научных
знаний.
3. Понятие и история возникновения квалиметрии.
4. История развития квалиметрии.
5. Принципы квалиметрии.
6. Объекты квалиметрии.
7. Понятия свойства объекта, показателя качества. Отличие понятия показателя качества от
признака.
8. Классификация показателей качества по применению для оценки.
9. Классификация показателей качества по характеризуемым свойствам.
10. Дать определение понятия «показатель качества продукции».
11. Раскройте классификацию показателей качества продукции.
12. Определите понятие «номенклатура показателей качества продукции». Зачем нужна
регламентация номенклатуры показателей качества продукции?
13. Дать понятие интегрального, обобщённого, группового показателей качества.
14. Привести классификацию промышленной продукции.
15. Что такое классификация. Объяснить смысл классификации продукции и услуг. Типы
структур кодов.
16. Методы определения значений показателей качества продукции.
17. Измерительные шкалы.
18. Охарактеризовать шкалы на основе «предпочтительных чисел». Градации измерительных
шкал.
19. Комплексирование показателей качества. Раскрыть смысл понятия.
20. Способы коплексирования ПК объекта.
21. Понятие средневзвешенного комплексного показателя качества. Виды средних взвешенных
комплексных показателей. Выбор параметра логики усреднения при образовании
комплексного показателя качества.
22. Коэффициент вето. Понятие. В каких случаях его применяют?
23. Комплексирование по трёхуровневой шкале. Принципы. Когда применяется?
24. Формы графического представления структуры показателей качества объекта.
25. Правила построения структуры показателей качества в графической форме.
26. Объяснить смысл приведения ПК к относительным значениям ПК при определении
комплексного ПК объекта.
27. Аналитические методы определения коэффициентов весомости свойств продукции.
28. Экспертные методы определения коэффициентов весомости свойств продукции.
29. Экспертные методы оценки. Как выглядит таблица попарного сопоставления?
30. Экспертные методы оценки. Как выглядит таблица двойного попарного сопоставления?
31. Суть метода последовательного приближения определения коэффициентов весомости. В каких
случаях он используется.
32. Привести и пояснить формулу расчёта весовых коэффициентов экспертным методом при
учёте мнений нескольких экспертов.
33. Привести алгоритм заполнения таблицы двойного попарного сопоставления при методе
последовательного приближения, если известно отношение значений лучшего ПК к худшему.
34. Понятие уровня качества продукции. Этапы оценки уровня качества.
35. Принципы выбора эталонного образца.
36. Методы оценки уровня качества разнородной продукции.
37. Градации уровня качества продукции и их характеристика.
38. Оценка уровня качества продукции по ее важнейшему показателю.
39. Оценка уровня качества по обобщенному показателю группы свойств продукции.
40. Дифференциальный метод оценки уровня качества.
41. Метод комплексной оценки качества. Метод интегральной оценки уровня качества
технических изделий.
42. Метод комплексной оценки уровня качества продукции. Смешанный метод оценки уровня
качества продукции.
43. Дайте характеристику методов оценки уровня качества однородной продукции.
44. Классификация экспертных методов оценки уровня качества продукции.
45. Качественный и количественный состав экспертной комиссии.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Тепман, Л.Н. Управление качеством: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления М. :Юнити-Дана, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н. В. Кузнецова Управление качеством : учебное пособие Москва : ФЛИНТА, 2021 biblioclub.ru
Л2.2 Михеева, Е.Н. Управление качеством: учебник М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=454086
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Управление качеством", "Оценка уровня качества" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010),бессрочно
Windows 7 Professional (№ 61834699 от 22.04.2013), бессрочно
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), бессрочно
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), бессрочно
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf ),бессрочно

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические (лабораторные) занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое (лабораторное) занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы,обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (лабораторных) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
Подробнее методические рекомендации по изучению курса представлены в Moodle на образовательном портале