МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Проектная деятельность в профессиональной сфере

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.04.02. Менеджмент
ПрофильПроектный менеджмент качества в цифровой экономике
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv38_04_02_Менеджмент_ПМКвЦЭ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 88
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 88 88 88 88
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Горбунова Алла Юрьевна

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Рудакова О.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Проектная деятельность в профессиональной сфере

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 38.04.02 Менеджмент (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 952)

составлена на основании учебного плана:
38.04.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 07.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 2023-2026 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.э.н., Рудакова О.Ю., доцент кафедры "Менеджмента, организации бизнеса и инноваций"


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 07.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой к.э.н., Рудакова О.Ю., доцент кафедры "Менеджмента, организации бизнеса и инноваций"


1. Цели освоения дисциплины

1.1.дать комплексное представление студентам о проектировании в профессиональной деятельности, а так же в приобретении ими навыков эффективного применения полученных знаний на практике.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4Способен руководить проектной и процессной деятельностью в организации с использованием современных практик управления, лидерских и коммуникативных навыков, выявлять и оценивать новые рыночные возможности, разрабатывать стратегии создания и развития инновационных направлений деятельности и соответствующие им бизнес-модели организаций
ОПК-4.1 Знает методологические (экономические и правовые) основы проектной деятельности, инновационного и стратегического управления
ОПК-4.2 Умеет оценивать внутренние и внешние условия принятия управленческих решений при организации и осуществлении проектной деятельности
ОПК-4.3 Способен руководить проектной и процессной деятельностью в организации с использованием современных практик управления, лидерских и коммуникативных навыков, выявлять и оценивать новые рыночные возможности, разрабатывать стратегии создания и развития инновационных направлений деятельности и соответствующие им бизнес-модели организаций
ОПК-5Способен обобщать и критически оценивать научные исследования в менеджменте и смежных областях, выполнять научно-исследовательские проекты.
ОПК-5.1 Знает подходы к обоснованию и оценке актуальности, теоретической и практической значимости исследований и проектов
ОПК-5.2 Умеет критически оценивать актуальность, теоретическую и практическую значимость исследований и проектов, выявлять нерешенные проблемы
ОПК-5.3 Способен обобщать и критически оценивать научные исследования в профессиональной деятельности, выполнять научно-исследовательские проекты
УК-2Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
УК-2.1 Знает требования, предъявляемые к проектной работе; методы представления и описания результатов проектной деятельности; критерии и параметры оценки результатов выполнения проекта
УК-2.2 Формирует план-график реализации проекта в целом и план контроля его выполнения; организовывает и координирует работу участников проекта; представляет результаты проекта в различных формах
УК-2.3 Владеет навыками осуществления деятельности по управлению проектом на всех этапах его жизненного цикла
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-2.1. Знать: методы управления проектами; этапы жизненного цикла проекта.
ОПК-4.1 Знает методологические (экономические и правовые ) основы проектной деятельности, инновационного и стратегического управления
ОПК-5.1 Знает подходы к обоснованию и оценке актуальности, теоретической и практической значимости исследований и проектов
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-2.2. Уметь: разрабатывать и анализировать альтернативные варианты проектов для достижения намеченных результатов; разрабатывать проекты, определять целевые этапы и основные направления работ.
ОПК-4.2Умеет оценивать внутренние и внешние условия принятия управленческих решений при организации и осуществлении проектной деятельности
ОПК-5.2 Умеет критически оценивать актуальность, теоретическую и практическую значимость исследований и проектов, выявлять нерешенные проблемы
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-2.3. Владеть навыками разработки проектов в избранной профессиональной сфере; методами оценки эффективности проекта, а также потребности в ресурсах.
ОПК-4.3 Способен руководить проектной и процессной деятельностью в организации с использованием современных практик управления, лидерских и коммуникативных навыков, выявлять и оценивать новые рыночные возможности, разрабатывать стратегии создания и развития инновационных направлений деятельности и соответствующие им бизнес-модели организаций
ОПК-5.3 Способен обобщать и критически оценивать научные исследования в профессиональной деятельности, выполнять научно-исследовательские проекты





4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Проектно - ориентированный подход в менеджменте
1.1. Актуальность и понятие проектного управления Лекции 3 1 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Актуальность и понятие проектного управления Практические 3 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Актуальность и понятие проектного управления Сам. работа 3 14 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Участники проекта. Виды проектов Лекции 3 1 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Участники проекта. Виды проектов Практические 3 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.6. Участники проекта. Виды проектов Сам. работа 3 16 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Особенности проектной деятельности
2.1. Содержание управления проектом. Разработка концепции проекта Лекции 3 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Содержание управления проектом. Разработка концепции проекта Практические 3 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Содержание управления проектом. Разработка концепции проекта Сам. работа 3 16 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.4. Оценка экономической эффективности проектов Лекции 3 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.5. Оценка экономической эффективности проектов Сам. работа 3 16 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.6. Оценка экономической эффективности проектов Практические 3 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.7. Планирование проектов Практические 3 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.8. Планирование проектов Лекции 3 1 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.9. Планирование проектов Сам. работа 3 16 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.10. Организационные структуры управления проектами /Лек/ Практические 3 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.11. Организационные структуры управления проектами Лекции 3 1 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.12. Организационные структуры управления проектами /Лек/ Сам. работа 3 10 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (контрольные вопросы, практические задания) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6768

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вариант 1
Тестовые задания (выбор одного из вариантов)
1. Основное преимущество проектно – ориентированного управления – это:
а) усиление гибкости и адаптивности организаций к изменениям
б) сокращение персонала
в) упрощение организационных структур
ОТВЕТ: а

2. Проект направлен на:
а) экономию ресурсов
б) сокращение времени выполнения заказов
в) достижение поставленных оригинальных целей
ОТВЕТ: в

3. Жизненный цикл проекта это:
а) сумма инвестиций
б) команда проекта
в) определенные фазы, через которые проходит тот или иной замысел в процессе своей реализации и функционирования
ОТВЕТ: в

4. Инвестиционная фаза жизненного цикла проекта включает:
а) пуск объекта
б) изучение прогнозов
в) заключение контрактов по реализации проекта
ОТВЕТ: в

5. Процесс инициации проекта включает:
а) процессы, начиная от формулирования идеи проекта, заканчивая принятием решения о начале выполнения проекта
б) формализацию выполнения проекта и подведение его к упорядоченному финалу
в) координацию людей и других ресурсов для выполнения плана проекта
ОТВЕТ: а
6. Описание содержания проекта включает в себя:
а) характеристику исполнителей проекта
б) критерии приемки проекта
в) объем инвестиций в проект
ОТВЕТ: б

7. Стиль управления в проектной команде должен быть:
а) авторитарным
б) либеральным
в) демократическим
ОТВЕТ: в
8. Проект должен быть совместим с:
а) долгосрочными планами организации
б) с планами поставщиков
в) с планами подрядчиков
ОТВЕТ: а

9. К финансовым критериям оценки проектов относятся:
а) потенциальный годовой размер прибыли
б) уникальность продукции, отсутствие аналогов
в) соответствие проекта имеющимся производственным мощностям
ОТВЕТ: а

10. Выделение стадий жизненного цикла проекта позволяет:
а) правильно поставить цели проекта
б) набрать квалифицированный персонал для реализации проекта
в) детализировать процесс реализации замысла проекта, разбивая его на конкретные фазы
ОТВЕТ: в

11. Мультипроект состоит:
а) из ряда монопроектов
б) из ресурсов и исполнителей
в) из целей и задач
ОТВЕТ: а

12. К основным характеристикам проекта относятся:
а) единоначалие
б) новизна
в) разделение труда
ОТВЕТ: б

13. Для реализации проекта привлекают специалистов:
а) из отдела проектирования
б) разных отделов и разного профиля
в) из производственных подразделений
ОТВЕТ: б

14. Инвестор проекта - это:
а) лицо, вкладывающее средства в проект
б) специализированные проектные организации, разрабатывающие проектно – сметную документацию
в) владелец и пользователь будущих проектных результатов
ОТВЕТ: а

15. Определение содержания проекта — это:
а) процесс планирования проекта
б) процесс контроля хода выполнения проекта
в) процесс разработки подробного описания проекта и продукта
ОТВЕТ: в

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
1. Что является основным преимуществом проектно – ориентированного управления?
ОТВЕТ: Основное преимущество проектно – ориентированного управления – это усиление гибкости и адаптивности организаций к изменениям.

2. Чем характеризуется стадия жизненного цикла проекта «инициация»?
ОТВЕТ: На этой стадии происходит выдвижение идеи, а также подготовка проектных документов. Производится детальное обоснование, а также маркетинговые исследования, которые послужат подспорьем для реализации последующих стадий.

3. Чем характеризуется стадия жизненного цикла проекта «планирования проекта»?
ОТВЕТ: Планирование – это определение сроков реализации замысла, разделение данных процессов на конкретные этапы, а также назначение исполнителей и ответственных лиц.

4. Чем характеризуется стадия жизненного цикла проекта «исполнения проекта»?
ОТВЕТ: Подразумевает реализацию в полном объеме всех намеченных действий по проекту.

5. Чем характеризуется стадия жизненного цикла проекта «завершения проекта»?
ОТВЕТ: Завершение проекта – это анализ полученных данных и контроль на предмет соответствия их запланированным.

6. Что такое монопроект?
ОТВЕТ: Монопроект – это отдельный проект различного типа, вида и масштаба.

7. Что такое мультипроект?
ОТВЕТ: Мультипроект представляет собой комплексный проект или программу, состоящую из ряда монопроектов и требующую применения мультипроектного управления.

8. Что такое мегапроект?
ОТВЕТ: Мегапроект – это целевая программа, содержащая множество взаимосвязанных проектов, объединенных общей целью, выделенными ресурсами и отпущенным на их выполнение временем.

9. Кто является инициатором проекта?
ОТВЕТ: Инициатор проекта - сторона, являющаяся автором главной идеи проекта, его предварительного обоснования и предложений по осуществлению проекта. В качестве инициатора может выступать практически любой из будущих участников проекта.

10. Кто является заказчиком проекта?
ОТВЕТ: Заказчик –это владелец и пользователь будущих проектных результатов. В качестве заказчика может выступать одно или несколько физических и (или) юридических лиц.

11. Кто является инвестором проекта?
ОТВЕТ: Инвестор — это физическое или юридическое лицо, группа лиц, вкладывающие средства в проект.

12. Кто является проектировщиком проекта?
ОТВЕТ: Проектировщик– специализированные проектные организации, разрабатывающие проектно – сметную документацию.

13. Кто является поставщиком проекта?
ОТВЕТ: Поставщик– организации, обеспечивающие материально - техническое обеспечение проекта (закупки, поставки).

14. От чего зависят состав и функции команды проекта?
ОТВЕТ: Состав и функции команды проекта зависят от масштабов, сложности и других характеристик проекта.

15. Кто является подрядчиком (контрактором) проекта?
ОТВЕТ: Подрядчик (контрактор) — это юридическое лицо, несущее в соответствии с контрактом ответственность за выполнение работ по реализации проекта.

16. Цель проекта – это:
ОТВЕТ: Утверждение, формулирующее общие результаты, которых хотелось бы добиться в процессе выполнения проекта

17. Реализация проекта – это:
ОТВЕТ: Комплексное выполнение всех описанных в проекте действий, которые направлены на достижение его целей


18. Какова цель управления временем проекта?
ОТВЕТ: Минимизация времени выполнения проекта и гарантия того, что он будет выполнен вовремя.

19. Что включает в себя управление стоимостью проекта?
ОТВЕТ: Планирование ресурсов необходимых для выполнения работ проекта, определение стоимости работ по проекту, определение и контроль общей стоимости проекта.

20. Что включает в себя планирование ресурсов, необходимых для реализации проекта?
ОТВЕТ: Планирование ресурсов, необходимых для реализации проекта включает определение того, какие физические ресурсы (люди, оборудование, материалы и т.п.) и в каких количествах должны быть использованы для выполнения работ проекта.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вариант 2
Тестовые задания (выбор одного из вариантов)
1. Какие факторы влияют на принятие решения о переводе организаций на проектное управление?
а) глобальное потепление
б) рост уровня жизни населения
в) сокращение жизненного цикла продукта
ОТВЕТ: в

2. Что в большей степени определяет успех управления проектами организации?
а) заинтересованность пользователя (инвестора, владельца)
б) дешевизна проекта
в) время исполнения проекта
ОТВЕТ: а

3. Основная цель создания организационной структуры управления проектом:
а) сокращение стоимости проекта
б) улучшение качества выполнения работ
в) координация взаимодействия между участниками проекта
ОТВЕТ: в

4. К экологическим критериям оценки проектов относятся:
а) потенциальный годовой размер прибыли
б) уникальность продукции, отсутствие аналогов
в) возможный экологический ущерб
ОТВЕТ: в

5. Что является основными ограничениями при принятии решения о выборе варианта реализации проекта?
а) запланированные цели и качество
б) погодные условия
в) амбиции руководства
ОТВЕТ: а

6. Руководитель проекта не может своим подчинённым делегировать:
а) полномочия
б) ответственность
в) функции
ОТВЕТ: б

7. При принятии решения о назначении руководителя проекта прежде всего, должны учитываться:
а) его деловые и профессиональные качества
б) стаж работы
в) лояльность к руководству
ОТВЕТ: а

8. Кто принимает решение о назначении руководителя рабочей группы проекта?
а) высшее руководство организации
б) руководитель функционального подразделения
в) избирается членами рабочей группы проекта
ОТВЕТ: а

9. Команда проекта – это:
а) организация, обеспечивающая материально - техническое обеспечение проекта
б) специфическая организационная структура, возглавляемая руководителем проекта, создаваемая на период его осуществления с целью эффективного достижения его целей
в) лицо, которому заказчик делегирует полномочия по руководству работами по проекту
ОТВЕТ: б

10. При принятии решения о формировании проектной команды следует учитывать:
а) трудовой стаж работников
б) уровень оплаты труда работников
в) знания, способности, мотивацию персонала
ОТВЕТ: в

11. В каком аспекте нельзя употребить понятие "проект"?
а) форма управления деятельностью по проекту
б) процесс осуществления проекта
в) мотивация персонала
ОТВЕТ: в

12. Монопроект – это:
а) проект, выполняемый одним исполнителем
б) проект, финансируемый из одного источника
в) отдельный проект различного типа, вида и масштаба
ОТВЕТ: в


13. Мегапроекты состоят из:
а) из ряда монопроектов
б) из целей и задач
в) из целевых программ
ОТВЕТ: в


14. Инновационный проект отличается от чисто инвестиционного:
а) более высокой степенью неопределенности
б) большими затратами
в) большей продолжительностью
ОТВЕТ: в

15. Инновационный проект предполагает:
а) увеличение объема выпускаемой продукции
б) создание новшества
в) сокращение издержек производства
ОТВЕТ: б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
1. Какова цель управления качеством проекта?
ОТВЕТ: Обеспечение соответствия результатов проекта предъявляемым требованиям по его качеству.

2. Что включает в себя контроль качества проекта?
ОТВЕТ: Контроль качества проекта включает в себя выявление причин несоответствия качества выполненных работ, установленным стандартам, анализ выявленных причин и поиск путей устранения причин неудовлетворительного выполнения.

3. Для чего осуществляется управление человеческими ресурсами проекта?
ОТВЕТ: Для того, чтобы сделать использование людей, вовлеченных в проект, наиболее эффективным.

4. Что включает в себя совершенствование команды проекта?
ОТВЕТ: Совершенствование команды проекта включает в себя как повышение возможности всех участников внести свою долю как индивидуумов, так и повышение возможности группы функционировать как команда.

5. Что включает в себя организационное планирование проекта?
ОТВЕТ: Организационное планирование включает определение, документирование и распределение проектных ролей, обязанностей и отношений отчетности.

6. На что направлено управление коммуникациями проекта?
ОТВЕТ: Управление коммуникациями проекта направлено на генерацию, сбор, распространение, хранение и конечное размещения информации проекта.

7. Что определяет планирование коммуникаций проекта?
ОТВЕТ: Планирование коммуникаций определяет информационные и коммуникационные нужды участников проекта: кто нуждается в какой информации, когда и как она будет передана.

8. Что включает в себя управление интеграцией проекта?
ОТВЕТ: Управление интеграцией проекта - включает в себя описание основных процессов, необходимых для соответствующей координации различных элементов проекта.

9. Что является целями проекта?
ОТВЕТ: Цели проекта – это список сводного уровня подпродуктов, полное и успешное создание которых означает завершение проекта.

10. Что включает в себя декомпозиция целей проекта?
ОТВЕТ: Декомпозиция целей проекта включает в себя разбиение основных целей проекта на более мелкие и более управляемые компоненты до тех пор, пока цели не определены в деталях настолько, что можно обеспечить будущие работы проекта.

11. Что включает в себя установление последовательности работ по проекту?
ОТВЕТ: Установление последовательности работ по проекту включает определение и документирование зависимостей между работами.

12. Что включает в себя отчетность о ходе выполнения проекта?
ОТВЕТ: Отчетность о ходе выполнения проекта включает сбор и распространение информации о ходе проекта с целью предоставления участникам информации о том, как используются ресурсы для достижения целей проекта.
13. Процессы планирования проекта включает:
ОТВЕТ: Определение целей и критериев успеха проекта и разработку рабочих схем их достижения

14. На какой стадии разработки проекта определяется его содержание?
ОТВЕТ: На стадии планирования проекта

15. Какова основная цель создания организационной структуры управления проектом?
ОТВЕТ: Координация взаимодействия между участниками проекта

16. На ком лежит главная ответственность за качество и эффективность проекта?
ОТВЕТ: На руководителе организации

17. Может ли руководитель проекта своим
подчинённым делегировать ответственность?
ОТВЕТ: Нет

18. Каким должен быть стиль управления в проектной команде?
ОТВЕТ: Демократическим

19. Что показывает индекс рентабельности проекта (PI)?
ОТВЕТ: Величину получаемого дохода на каждый рубль инвестиций

20. Внутренняя норма доходности (IRR) представляет собой норму дисконта (Е), при которой:
ОТВЕТ: Интегральный эффект (NPV) равняется нулю

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
Оценочные материалы для текущего контроля (контрольные вопросы, практические задания) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6768


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Практическое задание
№1 Задание: в команде, состоящей из 3-4 человек придумать и презентовать наиболее интересную идею для проекта, основываясь на интересах каждого из членов команды и на принятом определении проекта. Работу организовать, применив доску Trello.
№ 2 1. Каждому участнику команды предлагается написать не менее 2 примеров противоречий каждого типа. 2. Предложенные участниками примеры равномерно распределяются между командами. 3. Командам необходимо определить, к какому типу противоречий относятся предложенные им примеры, и выбрать 3 наиболее интересных. 4. В ходе общего обсуждения командам нужно обосновать, почему пример относится к определённому типу противоречий. 5. Далее каждый участник выбирает один наиболее интересный для него пример и работа продолжается во вновь образовавшихся командах. 6. Новым командам необходимо придумать идею того, как разрешить противоречие, и сформулировать проблему, связанную с противоречием.
№ 3 Команды студентов приступают к разработке собственного проекта пошагово на лабораторных занятиях и самостоятельно. Все шаги по разработке проекта должны отображаться на выбранной платформе по управлению проектом, которую студенты выбирают самостоятельно опираясь на рекомендации. На платформе проекта еженедельно должны появляться новые разделы и новости (минимум 1 в неделю о том, что проделано на этой неделе).
№ 4 При разработке проекта должно быть: Наименование проекта Команда проекта (ФИО, конт. Тел., e-mail) Аннотация проекта (минимум 1 стр., максимум 1. Краткое изложение проекта включает в себя следующие сведения: кто будет выполнять проект, на кого направлены мероприятия проекта, каковы цели и задачи проекта, каким будет результат от реализации проекта, с указанием основных мероприятий проекта, продолжительности реализации проекта и его общей стоимости. 2. Обоснование необходимости реализации проекта Данный раздел включает описание проблемной ситуации и проблемы, на решение которой направлен проект, с указанием цифр и фактов, свидетельствующих об актуальности данной проблемы. 3. Цель проекта Какова цель проекта (не более 1) 4. Целевая группа В данном разделе необходимо описать тех, кто является целевой группой проекта. 5. Механизм реализации деятельности по проекту В данном разделе описываются задачи проекта и мероприятия к каждой из задач, т.е. конкретные действия (или мероприятия), направленные на выполнение поставленных задач. 6. Рабочий план реализации проекта Перечислите в хронологическом порядке мероприятия проекта согласно таблице. 7. Основные исполнители проекта Опишите, кто входит в команду проекта, с указанием зоны ответственности каждого исполнителя и его функциональных обязанностей по проекту. 8. Ожидаемые результаты проекта, критерии оценки Укажите основные (общие для всего проекта) результаты. Опишите результаты количественно и качественно. Укажите напротив каждого результата метод его фиксации, позволяющий подтвердить или опровергнуть его достижение.
Кейс 1. Разработка проектной идеи и развитие ее в проект. Стратегическое планирование фандрайзинговой деятельности. План работы над кейсом: 1. Выработка идеи проекта (с применением технологий творческого мышления и мозгового штурма). 2. Оформление проектной идеи в виде паспорта проектной идеи 3. Перечень Интернет-ресурсов, позволяющих осуществлять фандрайзинговую деятельность по тематике проекта (самостоятельно и заранее готовится каждым студентом). 4. Российские ресурсы: специфика отечественных фондов и программ. 5. Зарубежные ресурсы и фонды: поиск, информационное обеспечение, особенности размещения информации. 6. Стратегическое планирование (фандрайзинговая стратегия). 6. Стратегическое планирование (фандрайзинговая стратегия).
Кейс 2. Составление письма-запроса в фонд. Подготовка сопроводительных документов на индивидуальный грант. План работы над кейсом: 1. Этапы подготовки резюме будущего проекта. 2. Рекомендательные письма: структура, типовая форма, особенности составления. 3. Автобиография: принципы написания. 4. Составление письма-запроса в фонд. 5. Проработка пакета сопроводительных документов в фонд.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Перечень вопросов к Зачету:

1. Понятие проектной деятельности. Характерные черты метода проекта.
2. Специфика организации проектной деятельности в области информационных технологий.
3. Критерии и требования к выбору темы проекта.
4. Формулировка темы, целей и задач проекта.
5. Понятие и сущность проекта и процесса проектирования с позиции системного подхода.
6. Классификация и основные типы проектов.
7. Жизненный цикл проекта
8. Типы лидерства и их особенности. Применимость различных типов лидерства для управления проектами.
9. Основные этапы организации проектной деятельности.
10. Определение «продукта» проектной деятельности. Внешние и внутренние продукты проектной деятельности.
11. Правила оформления проектной документации и законченного проекта.
12. Виды презентаций проекта и требования к их оформлению.
13. Публичная защита проекта и требования к ней.
14. Методы и критерии оценивания проектов
15. Понятие тимспирит и тимбилдинг.
16. Условия формирования команд. Проблемы формирования команд и методы их преодоления.
17. Распределение ролей в команде: роль, виды ролей, принципы распределения ролей.
18. Значение фандрайзинговой деятельности. Технологии и принципы фандрайзинга.
19. Технологии генерации идей проекта. Развитие идеи в проект
20. Ресурсы проектной деятельности
21. Принципы проектной работы
22. Мониторинг и индикация ключевых событий/мероприятий.
23. Система управления проектной деятельностью.
24. Стэйкхолдеры, бенефициарии и целевая группа
25. Планирование проектной деятельности: понятие, сущность, основные этапы.
26. Организация проектной деятельности: понятие, сущность, основные этапы.
27. Предпроектный анализ: сущность, назначение, методы, ожидаемые результаты.
28. Субъекты проектирования.
29. Замысел проекта: работа с идеями.
30. Критерии, методы и процесс отбора и оценки проектов.
31. Организационная структура управления проектом. Основные подходы к выбору оргструктуры.
32. Типы и виды оргструктур управления проектом.
33. Миссия проекта: определение, требования к формулированию.
34. Стратегия проекта.
35. Разбиение работ в проектной деятельности: определение работы, структуры разбиения работ, назначение, функции, организация структуры разбиения работ.
36. Нормативные документы, регламентирующие разработку и утверждение проектно-сметной документации.
37. Требования к структуре и содержанию технического задания.
38. Планирование и организация конкретного мероприятия в рамках проекта.
39. Контроль процесса выполнения проектных работ: сущность, назначение, этапы для разработки системы контроля.
40. Основные этапы и методы завершения проекта.
41. Важнейшие факторы успеха проекта и типичные причины неудач управления проектом.
42. Требования, предъявляемые к проектной работе
43. Методы представления и описания результатов проектной деятельности; критерии и параметры оценки результатов выполнения проекта.
44. Методологические (экономические и правовые) основы проектной деятельности, инновационного и стратегического управления
45. Подходы к обоснованию и оценке актуальности, теоретической и практической значимости исследований и проектов



Практическое задание к Зачету

На примере компании (на выбор):

1) проанализируйте направления проектной деятельности с точки зрения эффективности и перспективы
2) поясните, чем отличаются проекты, разрабатываемые на различных уровнях управления. Приведите пример
3) приведите пример содержания плана-графика проекта и контроля его выполнения
4) проанализируйте внутренние и внешние условия принятия управленческих решений при организации и осуществлении проектной деятельности
5) предложите методические рекомендации по руководству проектной и процессной деятельностью

Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Вылегжанина А.О. Организационный инструментарий управления проектом : учебное пособие: учебное пособие из университетской библиотеки "Оnline" М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru
Л1.2 Гущин А.Н. Методы управления проектами: инфографика : учебное пособие из университетской библиотеки "online" Директ-Медиа, 2014 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Беликова И.П. Управление проектами : краткий курс лекций : Учебник из университетской библиотеки "Оnline" Ставрополь : Ставропольский государственный аграрный университет, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 КонсультантПлюс : справочно-правовая система [Электронный ресурс]
Э2 Гарант:справочно-правовая система [Электронный ресурс]
Э3 ЭБС Университетская библиотека online
Э4 ЭБС Университетская библиотека "Лань"
Э5 Электронный курс «Управление проектом» в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические (лабораторные) занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое (лабораторное) занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе. Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы, обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (лабораторных) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.