МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современные теории менеджмента

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.04.02. Менеджмент
ПрофильПроектный менеджмент качества в цифровой экономике
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv38_04_02_Менеджмент_ПМКвЦЭ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 61
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 61 61 61 61
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Горбунова Алла Юрьевна

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Рудакова Оксана Юрьевна

Рабочая программа дисциплины
Современные теории менеджмента

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 38.04.02 Менеджмент (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 952)

составлена на основании учебного плана:
38.04.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 07.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20232026 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.э.н., доц., Рудакова О.Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 07.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой к.э.н., доц., Рудакова О.Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель учебной дисциплины: дать представление студентам о новых направлениях развития менеджмента, вызванных современными особенностями развития экономики, а так же научить применять эти знания на практике.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен решать профессиональные задачи на основе знания (на продвинутом уровне) экономической, организационной и управленческой теории, инновационных подходов, обобщения и критического анализа практик управления
ОПК-1.1 Знает положения экономической, организационной и управленческой теорий (на продвинутом уровне) и возможности их применения в решении профессиональных исследовательских и прикладных задач
ОПК-1.2 Умеет применять положения экономической, организационной и управленческой теорий в решении профессиональных исследовательских и прикладных задач
ОПК-1.3 Способен решать профессиональные задачи на основе знания (на продвинутом уровне) экономической, организационной и управленческой теории, инновационных подходов, обобщения и критического анализа практик управления
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-1.1: Знает положения экономической, организационной и управленческой теорий (на продвинутом уровне) и возможности их применения в решении профессиональных исследовательских и прикладных задач

3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-1.2: Умеет применять положения экономической, организационной и управленческой теорий в решении профессиональных исследовательских и прикладных задач
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-1.3: Способен решать профессиональные задачи на основе знания (на продвинутом уровне) экономической, организационной и управленческой теории, инновационных подходов, обобщения и критического анализа практик управления

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Требования к современному менеджменту и уровень соответствия им используемых управленческих подходов
1.1. Особенности современного менеджмента Лекции 1 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.2. Особенности современного менеджмента Практические 1 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.3. Особенности современного менеджмента Сам. работа 1 10 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.4. Характеристика рационального подхода, применяемого в менеджменте Лекции 1 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.5. Характеристика рационального подхода, применяемого в менеджменте Сам. работа 1 12 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.6. Характеристика рационального подхода, применяемого в менеджменте Практические 1 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Инновационные направления в менеджменте
2.1. Инкрементализм как новый методологический подход в менеджменте Лекции 1 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.2. Инкрементализм как новый методологический подход в менеджменте Сам. работа 1 12 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.3. Инкрементализм как новый методологический подход в менеджменте Практические 1 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.4. Применение свойства эквифинальности в менеджменте Лекции 1 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.5. Применение свойства эквифинальности в менеджменте Практические 1 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.6. Применение свойства эквифинальности в менеджменте Сам. работа 1 11 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.7. Заблуждения (мифы) современного менеджмента Лекции 1 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.8. Заблуждения (мифы) современного менеджмента Сам. работа 1 16 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.9. Заблуждения (мифы) современного менеджмента Практические 1 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (контрольные вопросы, практические задания) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6767
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Проверяемая компетенция ОПК-1: Способен решать профессиональные задачи на основе знания (на продвинутом уровне) экономической, организационной и управленческой теории, инновационных подходов, обобщения и критического анализа практик управления
Тестовые задания (выбор одного из вариантов)
1 Управление организацией — это:
1. Целенаправленное воздействие, согласующее совместную деятельность людей в организациях
2. Осуществление лидерских способностей людей в организации
3. Процесс коммуникаций в организации
Ответ: 1

2 Из чего состоит организация с точки зрения менеджмента?
1. Из объекта и субъекта управления
2. Из технической и социальной подсистем
3. Из финансовой и коммуникационной подсистем
Ответ: 1

3 Что относится к общим функциям управления?
1. Контроль
2. Бухгалтерский учет
3. Изучение рынка
Ответ: 1

4. С помощью чего реализуется воздействие руководителя на организацию?
1 С помощью финансов
2. С помощью механизма управления
3. С помощью коммуникаций
Ответ: 2

5 Что относится к характеристике менеджмента?
1. Управление организацией с учетом психологических особенностей работников
2. Управление организацией с учетом внешней и внутренней среды
3. Управление организацией в рыночных условиях
Ответ: 3

6. Что можно отнести к механизму кооперации в организации?
1. Установление заработных плат работникам
2. Проведение корпоративов
3. Распределение функций и закрепление их в организационной структуре управления
Ответ: 3

7 Какие принципы учитываются при формировании личности менеджера?
1. Развитие творческих способностей
2. Физическое развитие
3. Интеллектуальное развитие
Ответ: 3
8 По каким параметрам задается цель?
1. Времени, количеству, пространству
2. Задачам, функциям, операциям
3. Исполнителям, финансам, оборудованию
Ответ: 1
9. Какой инструмент используется для декомпозиции целей?
1. Треугольник целей
2. Круг целей
3. Дерево целей
Ответ: 3

10 Какова цель планирования?
1. Определение направления развития компании
2. Изучение потребителей
3. Изучение рынка
Ответ: 1

11 Что включает в себя планирование как процесс?
1. Работу с клиентами
2. Мотивацию сотрудников
3. Установку целей и задач
Ответ: 3

12 Какова цель финансового планирования?
1. Увеличить прибыль
2. Расплатиться со всеми кредиторами
3. Выполнить заданный бюджет
Ответ: 3
13 Какова цель перспективного планирования?
1. Увеличить прибыль
2. Выполнить заданный бюджет
3. Разработать направлений развития на основе предвидения изменений во внешней и внутренней среде
Ответ: 3

14 Какова цель стратегического планирования?
1. Увеличить прибыль
2. Приспособиться к внешним изменениям на основе прогнозов не только существующих, но и новых тенденций развития внешней и внутренней среды 3. Разработать направления развития на основе предвидения изменений на рынке, прогнозирования будущего
Ответ: 2

15 Какова цель стратегического менеджмента?
1. Использовать стратегические окна, т.е. внезапные возможности, вызванные как благоприятными, так и неблагоприятными изменениями на рынке
2. Приспособиться к внешним изменениям на основе прогнозов не только существующих, но и новых тенденций развития внешней и внутренней среды
3. Разработать направления развития на основе предвидения изменений на рынке, прогнозирования будущего
Ответ: 1
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
1 Управление организацией — это:____________________
Ответ: Целенаправленное воздействие, согласующее совместную деятельность людей в организациях
2 Какова цель планирования?
Ответ: Определение направления развития компании
3 Планирование как процесс включает в себя____________
Ответ: Установку целей и задач
4 Цель финансового планирования______________
Ответ: Выполнить заданный бюджет
5 Цель перспективного планирования________________
Ответ: Разработать направлений развития на основе предвидения изменений во внешней и внутренней среде
5 Цель стратегического планирования________________
Ответ: Приспособиться к внешним изменениям на основе прогнозов не только существующих, но и новых тенденций развития внешней и внутренней среды
6 Цель стратегического менеджмента_________________
Ответ: Использовать стратегические окна, т.е. внезапные возможности, вызванные как благоприятными, так и неблагоприятными изменениями на рынке
7 Стратегическое управление дает ответ на вопрос___________
Ответ: Что должна делать организация сейчас, чтобы в будущем достичь желаемых результатов
8 Имеет ли стратегический менеджмента четкий алгоритм проведения?
Ответ: Нет
9 Определение миссии и целей организации относится к этапам ___________________ управления
Ответ: Стратегического
10 Количество людей, подчиненных одному руководителю называется_______
Ответ: Норма управляемости
11 Контроль относится к ____________ функциям управления?
Ответ: Общим
12 С помощью механизма управления реализуется ________________ руководителя на организацию
Ответ: Воздействие
13 Управление организацией в рыночных условиях является характеристикой
Ответ: Менеджмента
14 Распределение функций и закрепление их в организационной структуре управления относится к функции ___________ в менеджменте
Ответ: Организации
15 Цель задается по следующим параметрам_____________
Ответ: Времени, количеству, пространству
16 Для декомпозиции целей используется инструмент ___________
Ответ: Дерево целей
17 Источником власти и управления является ____________
Ответ: Собственность на средства производства
18 При делегировании полномочий_____________ не делегируется
Ответ: Ответственность
19 Перечень, характеристика и взаимосвязь подразделений организации – это ________________
Ответ: Организационная структура
20 Работник должен иметь только одного непосредственного руководителя и только от него получать распоряжения – это принцип ____________
Ответ: Единоначалия
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Тематика для индивидуального исследования в рамках научной статьи определяется по согласованию с научным руководителем
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Перечень вопросов:

1. Характеристика экономических систем при переходе к постиндустриальному обществу.
2. Конкурентоопределяющие факторы современных компаний.
3. Современные требования к системе менеджмента организаций.
4. Общая характеристика рационального подхода, его методологический принцип.
5. Алгоритм применения рационального подхода.
6. Преимущества рациональной модели в управлении.
7. Недостатки применения рационального подхода в менеджменте.
8. Как надо применять рациональный подход в современном менеджменте?
9. Понятие инкрементализма как метода управления, причины его использования на современных предприятиях.
10. Характеристика метода нелогического инкрементализма.
11. В чем проявляется фрагментарность инкрементализма как метода менеджмента?
12. Недостатки применения инкрементализма в менеджменте.
13. Преимущества применения инкрементализма в менеджменте.
14. Где и как применяется метод нелогического инкрементализма?
15. Общая характеристика логического инкрементализма в менеджменте.
16. Отличие логического инкрементализма от нелогического инкрементализма и рационального подхода в менеджменте.
17. Характеристика этапов логического инкрементализма.
18. Каким требованиям должна соответствовать организация, чтобы менеджеры могли использовать метод инкрементализма в управлении?
19. Характеристика эквифинальности как свойства открытой системы и применение его в менеджменте.
20. Особенности управления при возникновении разных ситуаций эквифинальности (Низкий уровень противоречивости задач, низкая степень гибкости системы управления. Высокий уровень противоречивости задач, низкая степень гибкости системы управления).
21. Особенности управления при возникновении разных ситуаций эквифинальности (Низкий уровень противоречивости задач, низкая степень гибкости системы управления. Высокий уровень противоречивости задач, низкая степень гибкости системы управления).
22. Особенности управления при возникновении разных ситуаций эквифинальности (Низкий уровень противоречивости задач, высокая степень гибкости системы управления. Высокий уровень противоречивости задач, высокая степень гибкости системы управления).
23. Что такое управленческие мифы и причины их возникновения?
24. Характеристика мифа менеджмента (управленческого заблуждения) «Миссия организации способна сплотить всех работников вокруг себя».
25. Характеристика мифа менеджмента (управленческого заблуждения) «Структуру организации можно и нужно совершенствовать в зависимости от меняющейся ситуации».
26. Характеристика мифа менеджмента (управленческого заблуждения) «Грамотная маркетинговая кампания – панацея от всех бед».
27. Характеристика мифа менеджмента (управленческого заблуждения) «Основа успешного бизнеса – ориентация на бизнес – партнера (оптового покупателя)».
28. Характеристика мифа менеджмента (управленческого заблуждения) «Создание системы стимулирования – путь к росту эффективности».
29. Характеристика мифа менеджмента (управленческого заблуждения) «Делегирование полномочий и участие подчиненных в управлении – главный ресурс в повышении эффективности организации».
30. Характеристика мифа менеджмента (управленческого заблуждения) «Мы – одна команда».
31. Характеристика мифа менеджмента (управленческого заблуждения) «Рано или поздно усилия каждого будут замечены и по достоинству оценены организацией».
32. Характеристика мифа менеджмента (управленческого заблуждения) «Лидер – совокупность особых свойств, исключительных черт и характеристик».
33. Характеристика мифа менеджмента (управленческого заблуждения) «С помощью подробной и тщательной типологизации можно достоверно диагностировать и успешно управлять представителями того или иного типа».
34. Как менеджеры должны работать с существующими управленческими мифами (заблуждениями)?


Практическое задание:

1. Проведите сравнительный анализ современных теорий менеджмента с точки зрения проблематики. Назовите преимущества, недостатки и особенности применения теории в современном менеджменте.
2. Оцените результаты исследований проблем управления, полученных в рамках теории инкрементализма с точки зрения актуальности их применения в современной управленческой практике.
Приложения
Приложение 1.   ФОС СТМ_СМ_зачет.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кафидов, В. В. Современные концепции управления=Modern management concepts : учебник Москва : Креативная экономика, 2020 URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=599510
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Марусева, И. В. Современный менеджмент: (классический и прикладной аспекты) : Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2018 URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=494455
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в МУДЛ "Современные теории менеджмента" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические (лабораторные) занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое (лабораторное) занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе. Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы, обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (лабораторных) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.