Закреплена за кафедрой | Кафедра ботаники |
---|---|
Направление подготовки | 06.04.01. Биология |
Профиль | Биоразнообразие, молекулярная генетика и биоресурсы |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 06_04_01_Биология_БМГиБ-2023 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 17 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 |
Лабораторные | 20 | 20 | 20 | 20 |
Сам. работа | 49 | 49 | 49 | 49 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра ботаники
Протокол от 30.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Силантьева М.М.
1.1. | - Ознакомление студентов с основами биоразнообразия, как современной комплексной науки об экосистемах и биосфере, формирование представления о современном многообразии живых организмов, - формирование экологического мировоззрения на основе знаний особенностей живых организмов, образующих сложные многокомпонентные экосистемы, способные к саморегуляции. Задачи: - углубление теорий и понятий современной экологии, формирование биоэкологических представлений о взаимосвязях в природе; - понимание фундаментального значения экологических и биологических знаний в формировании профессиональных компетенций магистрантов, а также ественнонаучного мировоззрения и экологического мышления. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03 |
ПК-1 | Способен осуществлять научно-исследовательскую работу в области изучения живых организмов и биологических систем различных уровней организации и представлять результаты в выбранной области исследования |
ПК-1.1 | Знает теоретические основы, методологию и методы исследования в выбранной области |
ПК-1.2 | Умеет осуществлять научно-исследовательскую работу в выбранной области исследования |
ПК-1.3 | Владеет навыками обработки полученных результатов и их представления |
УК-2 | Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла |
УК-2.1 | Знает требования, предъявляемые к проектной работе; методы представления и описания результатов проектной деятельности; критерии и параметры оценки результатов выполнения проекта |
УК-2.2 | Формирует план-график реализации проекта в целом и план контроля его выполнения; организовывает и координирует работу участников проекта; представляет результаты проекта в различных формах |
УК-2.3 | Владеет навыками осуществления деятельности по управлению проектом на всех этапах его жизненного цикла |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | особенности биологического разнообразия региона и методы сбора и анализа данных для его изучения. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Определяет и применяет подходы для разработки мер по предотвращению потерь охраняемых видов животных, растений и грибов, генофонда растительных и животных сообществ |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками разработки природоохранных мероприятий на территориях с особым режимом природопользования |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Основы науки о биоразнообразии. Факторы возможного сокращения биоразнообразия. | ||||||
1.1. | Биоразнообразие: основные термины и понятия. Факторы, воздействующие на биоразнообразие. | Лекции | 2 | 2 | ПК-1.2, ПК-1.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
1.2. | Виды, растений занесенные в Красные книги | Лабораторные | 2 | 2 | ПК-1.2, ПК-1.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 | Л1.1, Л1.3 |
1.3. | Охрана растительного покрова на высокоурбанизированных территориях. | Лекции | 2 | 2 | ПК-1.2, ПК-1.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 | Л1.1, Л1.3 |
1.4. | Охрана растений и растительного покрова при рекреации | Лекции | 2 | 2 | ПК-1.2, ПК-1.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 | Л1.1, Л1.3 |
1.5. | Планирование национальных и региональных мероприятий по ограничению использования редких и угрожаемых растений. | Лабораторные | 2 | 2 | ПК-1.2, ПК-1.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 | Л1.1, Л1.3 |
1.6. | Планирование национальных и региональных мероприятий по ограничению использования редких и угрожаемых растений. | Сам. работа | 2 | 12 | ПК-1.2, ПК-1.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 | Л1.1, Л1.3 |
Раздел 2. Роль России в сохранении глобального разнообразия | ||||||
2.1. | Особенности хозяйственного использования растений как возобновимого природного ресурса. | Лекции | 2 | 1 | ПК-1.2, ПК-1.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 | Л1.1, Л1.3 |
2.2. | Экономические аспекты реализации природоохранных решений. Менеджмент и охрана растительного покрова | Лекции | 2 | 1 | ПК-1.2, ПК-1.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 | Л1.1, Л1.3 |
2.3. | Расчет ущерба от уничтожения охраняемых видов растений на землях Гослесфонда | Лабораторные | 2 | 4 | ПК-1.2, ПК-1.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 | Л1.1, Л1.3 |
2.4. | Редкие виды и уникальные биогеоценозы Большого Алтая | Сам. работа | 2 | 5 | ПК-1.2, ПК-1.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 | Л1.1, Л1.3 |
Раздел 3. Факторы возможного сокращения биоразнообразия | ||||||
3.1. | Факторы возможного сокращения биоразнообразия | Лекции | 2 | 1 | ПК-1.2, ПК-1.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 | Л1.1, Л1.3 |
3.2. | Разработка мероприятий по сохранению редких и исчезающих видов растений, животных и грибов в ленточных борах Алтайского края | Лабораторные | 2 | 4 | ПК-1.2, ПК-1.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 | Л1.1, Л1.3 |
3.3. | Мониторинг редких и исчезающих видов растений территории Кислухинского и Усть-Чумышского заказников | Сам. работа | 2 | 12 | ПК-1.2, ПК-1.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 | Л1.1, Л1.3 |
Раздел 4. Экономические, экологические и правовые проблемы сохранения биоразнообразия | ||||||
4.1. | Вымирание видов и экономика: утрата ценностей | Лекции | 2 | 1 | ПК-1.2, ПК-1.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 | Л1.1, Л1.3 |
4.2. | Межденародное, национальное и региональное законодательство в сфере сохранения биоразнообразия | Лекции | 2 | 1 | ПК-1.2, ПК-1.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 | Л1.1, Л1.3 |
4.3. | Методы выявления популяций редких и находящихся под угрозой уничтожения видов растений и организация их охраны | Лабораторные | 2 | 4 | ПК-1.2, ПК-1.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 | Л1.1, Л1.3 |
4.4. | Сохранение биоразнобразия на промышленных и урбанизированных территориях | Сам. работа | 2 | 10 | ПК-1.2, ПК-1.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 | Л1.1, Л1.3 |
Раздел 5. Принципы и способы сохранения биоразнообразия | ||||||
5.1. | Принципы и способы сохранения биоразнообразия в мире и в России | Лекции | 2 | 1 | ПК-1.2, ПК-1.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 | |
5.2. | Программы мероприятий по сохранению биологического разнообразия для бизнеса | Лабораторные | 2 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 | |
5.3. | Разработка программы по сохранению биологического разнообразия на генетическом, видовом и экосистемном уровне ленточных боров Алтайского края | Сам. работа | 2 | 10 | ПК-1.2, ПК-1.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 | |
5.4. | Экзамен | 2 | 27 | ПК-1.2, ПК-1.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
УК-2: Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла Тестовые задания 1. Реализация проекта – это: а) Создание условий, требующихся для выполнения проекта за нормативный период; б) Наблюдение, регулирование и анализ прогресса проекта; в) Комплексное выполнение всех описанных в проекте действий, которые направлены на достижение его целей; г) Подведение итогов проекта. 2. Проект отличается от процессной деятельности тем, что: а) Процессы менее продолжительные по времени, чем проекты; б) Для реализации одного типа процессов необходим один-два исполнителя, для реализации проекта требуется множество исполнителей; в) Процессы однотипны и цикличны, проект уникален по своей цели и методам реализации, а также имеет четкие срока начала и окончания; г) Проект имеет цель. 3 Что включают в себя процессы организации и проведения контроля качества проекта? а) Проверку соответствия уже полученных результатов заданным требованиям; б) Составление перечня недоработок и отклонений; в) Промежуточный и итоговый контроль качества с составлением отчетов г) сдача итогового отчета 4. Какие факторы сильнее всего влияют на реализацию проекта? а) Экономические и социальные б) Экономические и организационные в) Экономические и правовые г) Политические 5. Инициация проекта является стадией в процессе управления проектом, по итогам которой: а) Объявляется окончание выполнения проекта б) Санкционируется начало проекта в) Утверждается укрупненный проектный план г) Подводятся итоги проекта. 6. Структурная декомпозиция проекта – это: а) Наглядное изображение в виде графиков и схем всей иерархической структуры работ проекта; б) Структура организации и делегирования полномочий команды, реализующей проект; в) График поступления и расходования необходимых для реализации проекта ресурсов; г) Изменение плана-графика проекта 7. Как называется временной промежуток между началом реализации и окончанием проекта? а) Стадия проекта; б) Жизненный цикл проекта; в) Результат проекта г) Итог проекта 8) Научный проект направлен а) на создание уникального продукта и услуги в заданной сфере. б) создание платформы для общения ученых исследователей; в) освоение денежных средств; г) написания публикаций. 9. При создании научного проекта в начале: а) Определяется концепция проекта; б) определяется источник финансирования; в) формируется коллектив; г) выбирается руководитель. 10. Научно-исследовательская работа – это: а) работа ученого в НИИ; б) работа, связанная с научным поиском, проведением исследований, экспериментами в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, проверки научных гипотез, установления закономерностей, научных обобщений и обоснований; в) работа, связанная со сбором новых данных об объекте исследования; г) студенческая работа по подготовке диплома. Тестовые задания открытого типа 1. Определение степени важности проекта на данный момент и в данной ситуации для решения определенной проблемы, задачи или вопроса – это …проекта 2. Конкретные шаги, которые надо предпринять для изменения существующей ситуации – для достижения цели проекта – это … 3. Научное предположение, выдвигаемое, чтобы объяснить или сделать заключение о правдивости или ложности факта, явления или процесса, исследуемого в научном проекте – это … 4. Документ, содержащий подробную информацию о проекте: его объемах и целях, исполнителях и задачах, сроках и бюджетах – это … 5.Список необходимых для реализации проекта работ, которые расположены на временном промежутке – это … 6. Основными формами представления результатов научного проекта являются … 7. Манера поведения руководителя по отношению к подчиненным – это 8. Мультимедийный инструмент, используемый в ходе выступления для наглядной иллюстрации описываемых фактов и явлений – это 9. Временная организационная структура, объединяющая отдельных специалистов, группы и/или организации, привлеченные к выполнению работ проекта и ответственные перед руководителем проекта за их выполнение – это… 10. Научные проекты разрабатываются на основе применения …, в котором указаны шаги, которые необходимо предпринять для получения научных знаний. ПК-1: Способен осуществлять научно-исследовательскую работу в области изучения живых организмов и биологических систем различных уровней организации и представлять результаты в выбранной области исследования. 1. Биоразнообразие – это: а) вариабельность живых организмов наземных экосистем; б) совокупность видов растений и животных; в) совокупность живых организмов всех типов ландшафтов Земли; г) разнообразие живого на всех уровнях его проявления, формирующееся в результате действия эволюционных, экологических, а в последние тысячелетия и антропогенных факторов. 2. Средообразующая функция биоразнообразия – это: а) оптимальное развития растительного мира; б) поддержание биосферных процессов на Земле и формирование благоприятных для жизни человека условий; в) чистый воздух, чистая вода, плодородие почв, устойчивый климат; г) создание биологической продукции, используемой в качестве продуктов питания, энергоресурсов и сырья для многих отраслей экономики. 3. Виды каких групп живых организмов, по мнению ученых, очень давно живут на планете Земля а) бактерии; б) птицы; в) млекопитающие; г) растения. 4. В Российской Федерации большие площади занимают следующие экосистемы: а) таежные леса; б) тропические леса; в) водно-болотные сообщества; г) пустыни. 3. Какая из перечисленных групп живых организмов имеет наибольшее число видов на территории России: а) сосудистые растения; б) водоросли; в) грибы и лишайники; г) мохообразные. 4. Какая из групп позвоночных животных представлена в России большим числом видов, чем остальные группы: а) млекопитающие; б) птицы; в) рептилии; г) рыбы. 5. В Красную книгу России занесены: а) кролик; б) лиса; в) уссурийский тигр; г) воробей. 6. На территории Большого Алтая обитают: а) снежный барс; б) уссурийский тигр, в) жираф; г) носорог. 7. Охрана биоты и экосистем в процессе использования должна включать в себя а) только охрану редких и исчезающих видов; б) применение комплексного управления экосистемами; в) создание питомников редких видов; г) только повышение экологической культуры и образования. 8. К редким лесным сообществам на территории Российской Федерации относятся: а) тайга, б) березовые леса, в) самшитовая роща, г) липовые леса. 9. Красная книга является … а) статусным списком уязвимых видов; б) законодательным актом; в) программой по охране природы; г) законом о защите редких видов. 10. Причина охраны вида при его редкости в отдельном регионе … а) уникальный генофонд; б) высокая декоративность; в) историческая значимость; г) эмоции краеведов. Задания открытого типа 1. Синантропизация растительного покрова – процесс преобразования растительного покрова под влиянием деятельности …. 2. Мониторинг редких и исчезающих видов включает в себя процедуры… 3. Перечислите факторы антропогенного воздействия на биоразнообразие (не менее четырех), которые относятся к прямым: 4. Выберите из предложенного перечня, те мероприятия, которые реально будут способствовать сохранению биоразнообразия: а) создание особо охраняемых природных территорий; б) покровительственная охрана животных, растений, сообществ; в) разведение редких и исчезающих видов в неволе; г) строительство новых птицефабрик. 5. Высшей формой территориальной охраны биологического разнообразия в Российской Федерации являются… 6.…– это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. 7….– это официальный документ, содержащий свод сведений о редких и находящихся под угрозой исчезновения видах (подвидах, популяциях) диких животных, дикорастущих растений и грибов. 8. Уровни организации биологического разнообразия, определяющие использование научных методов исследования и способы охраны….. 9. … –это разнообразие растений, животных, грибов, бактерий, которые прямо или косвенно применяются в производстве пищи, и в сельском хозяйстве. 10. …. международный юридически обязательный договор, три основные цели которого заключаются в сохранении биоразнообразия, устойчивом использовании биоразнообразия и совместном получении на справедливой и равной основе выгод, связанных с использованием генетических ресурсов. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Традиции охраны природы в России. 2. Традиции охраны природы в различных религиях мира. 3. Развитие движения по охране природы и историко-культурного наследия. 4. Философия и этика заповедного дела. 5. История охраны природы в Алтайском крае 6. Критерии, определяющие включение растений и грибов в Красную книгу РФ и необходимость создания региональных Красных книг. 7. Причины редкости растений и грибов. Способы их охраны. 8. Зеленые книги: мотивы создания и значение. 9. Черные книги: мотивы создания и значение. 10. Редкие растительные сообщества Алтайского края и их охрана. 11. Степь как исчезающий тип растительности. 12. Охрана растительного покрова на ООПТ Алтайского края. 13. ООПТ Алтайского края, включающие лесные экосистемы: особенности мероприятий по их сохранению. 14. ООПТ Алтайского края, включающие степные экосистемы: особенности мероприятий по их сохранению. 15. Редкие лесные сообщества Алтайского края и способы их сохранения. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
1. Предмет, цели, методы науки о биологическом разнообразии 2. Понятия «охраны природы» и «охраны природной окружающей среды». Связь между понятиями «охрана природы» и биоразнообразие. 3. Система природоохранных мер. Основные этапы становления и развития охраны природы как самостоятельной дисциплины. Международные организации и международное сотрудничество по охране природы и сохранению биоразнообразия. 4. Этапы охраны природы в России (общественные, государственные и международные аспекты). 5. Уровни биоразнообразия и центры видового разнообразия. Закономерности биоразнообразия. 6. Экологическая обстановка и биоразнообразие России. 7. Воздействие человека на природу и изменение биоразнообразия. Экологические кризисы. 8. Антропогенное воздействие на природу в Российской Федерации. Его особенности. 9. Основные причины вымирания видов. Значение особенностей популяций и видов для охраны живой природы. 10. Понятие о биоразнообазии. Факторы биологической устойчивости, виды резистентности и критерии устойчивости. Факторы видового многоообразия растений. Уровни биоразнообразия и центры видового разнообразия на Земле и в Российской Федерации. Закономерности биоразнообразия. 11. Понятие мониторинга, основные этапы мониторинга биологического разнообразия. Подходы и задачи, решаемые при организации и проведении длительного мониторинга. 12. Основные положения Конвенция о биологическом разнообразии (Рио-де-Жанейро, 5 июня 1992 года). Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (Париж, 16 ноября 1972 года). Определение понятия культурного и природного наследия. Объекты природного наследия на территории России. 13. Основные положения стратегии сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов. 14. Центры биоразнообразия растений в мире и в Российской Федерации. 15. Мониторинг биоразнообразия пресноводных экосистем. Его особенности. 16. Мониторинг биоразнообразия лесов России. Доля лесов России в мире. 17. Почвенно-экологический мониторинг и биоразнообразие. Основные направления мониторинга разнообразия почвенной биоты. мониторинга. 18. Охрана ландшафтов. Элементы и основные типы ландшафтов Российской Федерации. 19. История развития охраняемых территорий Российской Федерации. Федеральный, региональный и муниципальный уровни ООПТ. Охраняемые территории России. Типы ООПТ. Оптимальные размеры участков природоохранных территорий. Рекреационные территории и охрана природы. 20. Принципы охраны природы. Выживание видов. Краткая история концепции жизнеспособной популяции и принцип «ключевого вида» охраны природы. 21. Биологические особенности редких и потенциально уязвимых видов. Оптимальные размеры природоохранных территорий. 22. Принципы и способы сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов. Уровни охраны и задачи сохранения редких видов. 23. Способы сохранения редких видов в искусственной среде. Способы сохранения редких видов в природной среде. 24. Красная книга. Редкие виды, занесенные в Красную книгу МСОП, Российской Федерации и Алтайского края. 25. Виды рекреационного воздействия на биоразнообразие. Их масштабы и особенности локализации. Рекреационная дигрессия. Пути и методы повышения рекреационной емкости естественных местообитаний 26. Особенности реализации природоохранных рекомендаций в условиях социально-экономической формации: воздействие экономических, правовых, культурно-исторических и иных социальных факторов на этот процесс. 27. Роль и место негосударственных организаций в охране биоразнообразия России. 28. Особенности национального законодательства (гражданского, административного и др.) применительно к охране биоразнообразия. 29. Обзор основных статей действующего национального законодательства (экологического, гражданского, административного и др.) применительно к охране растений и растительного покрова в целом. 30. Агробиоразнообразие. Особенности. Мониторинг агросистем. 31. Программы сохранения биологического разнообразия федерального, регионального, муниципального и отраслевого характера. |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС_Охрана биоразнообразия России 23_24 учгод.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Галушин В.М., Константинов В.М., Жигарев И.А., Челидзе Ю.Б., Константинов В.М. | Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы: учеб. пособие для вузов | М.: Академия, 2009 | |
Л1.2 | Лебедева Н.В., Дроздов Н.Н., Криволуцкий Д.А. | Биологическое разнообразие: Учебн. пособие для вузов | М.: ВЛАДОС, 2004 | 36 |
Л1.3 | М. М. Силантьева, Н. В. Карлова, О. Н. Мироненко | Основы экологии, природопользования, охраны природы и экологического права: Учебн. пособие | Изд-во АлтГУ, 2008 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ЭБС "АлтГУ" | elibrary.asu.ru | ||
Э2 | Научная электронная библиотека elibrary | elibrary.ru | ||
Э3 | Правовая поддержка по всем направлениям природопользования и экологическому праву (кодексы, законы и другие материалы). СПС КонсультантПлюс | www.consultant.ru | ||
Э4 | Красная книга Алтайского края. Растения и грибы | www.altairegion22.ru | ||
Э5 | База данных «Глобальная система по биоразнообразию (GBIF)». Содержит данные о распространении животных, растений, грибов и микроорганизмов на планете, изображения в природе и коллекциях | www.gbif.org | ||
Э6 | Справочник. Информационная система "Биоразнообразие России. Ботаника" | www.binran.ru | ||
Э7 | Курс в системе Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
Э8 | Иванов, Евгений Сергеевич Биоразнообразие и охрана природы: Учебник и практикум для вузов/ Иванов Е. С., Чердакова А. С., Марков В. А., Лупанов Е. А.- 2-е изд.- Москва : Юрайт, 2020.- 247с. | https: //urait.ru/bcode/456373 | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Лекции в электронном варианте в «PowerPoint» по всем разделам. Видеопроектор, ноутбук, переносной экран. На компьютере должны быть установлены средства MS Office 2007; Word, Excel, PowerPoint u др. Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
ЭБС "АлтГУ" http://elibrary.asu.ru/ Научная электронная библиотека elibrary http://elibrary.ru/ СПС КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/ Красная книга Алтайского края. Растения и грибы http://www.altairegion22.ru/territory/info/redbook/ База данных «Глобальная система по биоразнообразию (GBIF)». Содержит данные о распространении животных, растений, грибов и микроорганизмов на планете, изображения в природе и коллекциях https://www.gbif.org Справочник. Информационная система «Биоразнообразие России. Ботаника http://www.binran.ru/resources/archive/biodiv/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
016Л | склад кафедры ботаники – помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования | Палатка Lair4 - 7 шт.; палатка Скаут Sahara-4 - 8 шт.; палатка Comfort 4 - 2 шт.; пенетромер почвенный (трость агронома) - 1 шт.; полный набор буров для отбора всех типов почв и донных осадков на глубину до 5 м - 1 шт.; почвенный цилиндрический бур 05.07 - 1 шт.; пробоотборник почвенный с подножкой - 1 шт.; мешок спальный - 9 шт.; мешок спальный Mountain зеленый - 20 шт.; спальный мешок - 20 шт. |
119Л | абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
214Л | лаборатория систематики высших растений; кабинет ботаники и физиологии растений - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка ScreenMedia Economy - 1 шт.; микроскоп МБС-10 - 12 шт.; микроскоп Микромед - 4 шт.; микроскоп монокулярный Микмед - 4 шт., микроскоп ЛОМО – 4 шт., шкаф для хранения оптики – 1 шт.; шкаф для хранения демонстрационных материалов - 5 шт. |
Целью освоения учебной дисциплины «Охрана растительного мира» является формирование представления об охране растительного покрова как об области практической деятельности, имеющей биологические, социально-экономические и правовые основы. Задачами дисциплины являются: создание представления о биологических основах охраны растительного покрова на популяционном, видовом, ценотическом и экосистемном и биосферном уровнях организации живой природы; формирование представления о социально-экономических особенностях охраны растительного покрова; обучение планированию мероприятий по охране растительного покрова в зависимости от особенностей природной ценности территорий, характера действий антропогенных факторов и правоприменительной практики; формирование представления о путях охраны растительного покрова в соответствии с действующим природоохранным законодательством и сложившимися историко-культурными традициями. Дисциплина состоит из 4 разделов. При знакомстве с разделом – «Охрана растительного покрова как область практической деятельности» для магистранта важным является знакомство с биологическими и социально-экономическими основами охраны растительного покрова. В разделе «Охрана отдельных видов растений и их популяций» обучающиеся учатся давать определение категориям охраняемых видов растений. Знакомясь с разделом «Понятие ООПТ, их типы и особенности создания и функционирования» магистранты называют действующие законы и кодексы российского законодательства (природоохранного, гражданского, административного и др.) применительно к охране растений, растительного покрова. При изучении проблем рекреации и рекреационной дигрессии подготавливается оценка рекреационной емкости какого-либо фитоценоза; оценивается возможная рекреационная дигрессия и пути повышения рекреационной емкости естественного фитоценоза. В разделе «Социально-экономические особенности охраны растительного покрова» обучающимися оцениваются особенности хозяйственного использования растений в качестве возобновимого природного ресурса; экономические аспекты реализации природоохранных решений; расчет ущерба от уничтожения охраняемых видов растений на землях Гослесфонда. При освоении раздела «Правовые проблемы охраны растительного покрова» рассматриваются особенности реализации природоохранных рекомендаций в существующих социально-экономических условиях с учетом воздействия экономических, правовых, культурно-исторических и иных социальных факторов на этот процесс. Изучая раздел «Историко-культурное наследие и народные традиции в охране растительного покрова», магистранты оценивают пути охраны растительного покрова на территории Алтайского края в соответствии с действующим природоохранным законодательством и сложившимися историко-культурными традициями; применяют на практике биологические, социально-экономические и правовые сведения для проведения мероприятий по экологическому образованию и просвещению различных групп населения. |