МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Охрана биоразнообразия России

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра ботаники
Направление подготовки06.04.01. Биология
ПрофильБиоразнообразие, молекулярная генетика и биоресурсы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_04_01_Биология_БМГиБ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Лабораторные 20 20 20 20
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.б.н., проф., Силантьева М.М.;преп., Корниевская Т.В.

Рецензент(ы):
д.б.н., проф., Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Охрана биоразнообразия России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 06.04.01 Биология (приказ Минобрнауки России от 11.08.2020 г. № 934)

составлена на основании учебного плана:
06.04.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра ботаники

Протокол от 30.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Силантьева М.М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра ботаники

Протокол от 30.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Силантьева М.М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- Ознакомление студентов с основами биоразнообразия, как современной комплексной науки об экосистемах
и биосфере, формирование представления о современном многообразии живых организмов,
- формирование экологического мировоззрения на основе знаний особенностей живых организмов, образующих сложные многокомпонентные экосистемы, способные к саморегуляции.

Задачи:
- углубление теорий и понятий современной экологии, формирование биоэкологических представлений о взаимосвязях в природе;
- понимание фундаментального значения экологических и биологических знаний в формировании профессиональных компетенций магистрантов, а также ественнонаучного мировоззрения и экологического мышления.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять научно-исследовательскую работу в области изучения живых организмов и биологических систем различных уровней организации и представлять результаты в выбранной области исследования
ПК-1.1 Знает теоретические основы, методологию и методы исследования в выбранной области
ПК-1.2 Умеет осуществлять научно-исследовательскую работу в выбранной области исследования
ПК-1.3 Владеет навыками обработки полученных результатов и их представления
УК-2Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
УК-2.1 Знает требования, предъявляемые к проектной работе; методы представления и описания результатов проектной деятельности; критерии и параметры оценки результатов выполнения проекта
УК-2.2 Формирует план-график реализации проекта в целом и план контроля его выполнения; организовывает и координирует работу участников проекта; представляет результаты проекта в различных формах
УК-2.3 Владеет навыками осуществления деятельности по управлению проектом на всех этапах его жизненного цикла
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности биологического разнообразия региона и методы сбора и анализа данных для его изучения.
3.2.Уметь:
3.2.1.Определяет и применяет подходы для разработки мер по предотвращению потерь охраняемых видов животных, растений и грибов, генофонда растительных и животных сообществ
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками разработки природоохранных мероприятий на территориях с особым режимом природопользования

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы науки о биоразнообразии. Факторы возможного сокращения биоразнообразия.
1.1. Биоразнообразие: основные термины и понятия. Факторы, воздействующие на биоразнообразие. Лекции 2 2 ПК-1.2, ПК-1.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.2. Виды, растений занесенные в Красные книги Лабораторные 2 2 ПК-1.2, ПК-1.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.1, Л1.3
1.3. Охрана растительного покрова на высокоурбанизированных территориях. Лекции 2 2 ПК-1.2, ПК-1.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.1, Л1.3
1.4. Охрана растений и растительного покрова при рекреации Лекции 2 2 ПК-1.2, ПК-1.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.1, Л1.3
1.5. Планирование национальных и региональных мероприятий по ограничению использования редких и угрожаемых растений. Лабораторные 2 2 ПК-1.2, ПК-1.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.1, Л1.3
1.6. Планирование национальных и региональных мероприятий по ограничению использования редких и угрожаемых растений. Сам. работа 2 12 ПК-1.2, ПК-1.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.1, Л1.3
Раздел 2. Роль России в сохранении глобального разнообразия
2.1. Особенности хозяйственного использования растений как возобновимого природного ресурса. Лекции 2 1 ПК-1.2, ПК-1.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.1, Л1.3
2.2. Экономические аспекты реализации природоохранных решений. Менеджмент и охрана растительного покрова Лекции 2 1 ПК-1.2, ПК-1.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.1, Л1.3
2.3. Расчет ущерба от уничтожения охраняемых видов растений на землях Гослесфонда Лабораторные 2 4 ПК-1.2, ПК-1.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.1, Л1.3
2.4. Редкие виды и уникальные биогеоценозы Большого Алтая Сам. работа 2 5 ПК-1.2, ПК-1.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.1, Л1.3
Раздел 3. Факторы возможного сокращения биоразнообразия
3.1. Факторы возможного сокращения биоразнообразия Лекции 2 1 ПК-1.2, ПК-1.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.1, Л1.3
3.2. Разработка мероприятий по сохранению редких и исчезающих видов растений, животных и грибов в ленточных борах Алтайского края Лабораторные 2 4 ПК-1.2, ПК-1.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.1, Л1.3
3.3. Мониторинг редких и исчезающих видов растений территории Кислухинского и Усть-Чумышского заказников Сам. работа 2 12 ПК-1.2, ПК-1.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.1, Л1.3
Раздел 4. Экономические, экологические и правовые проблемы сохранения биоразнообразия
4.1. Вымирание видов и экономика: утрата ценностей Лекции 2 1 ПК-1.2, ПК-1.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.1, Л1.3
4.2. Межденародное, национальное и региональное законодательство в сфере сохранения биоразнообразия Лекции 2 1 ПК-1.2, ПК-1.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.1, Л1.3
4.3. Методы выявления популяций редких и находящихся под угрозой уничтожения видов растений и организация их охраны Лабораторные 2 4 ПК-1.2, ПК-1.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.1, Л1.3
4.4. Сохранение биоразнобразия на промышленных и урбанизированных территориях Сам. работа 2 10 ПК-1.2, ПК-1.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.1, Л1.3
Раздел 5. Принципы и способы сохранения биоразнообразия
5.1. Принципы и способы сохранения биоразнообразия в мире и в России Лекции 2 1 ПК-1.2, ПК-1.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3
5.2. Программы мероприятий по сохранению биологического разнообразия для бизнеса Лабораторные 2 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3
5.3. Разработка программы по сохранению биологического разнообразия на генетическом, видовом и экосистемном уровне ленточных боров Алтайского края Сам. работа 2 10 ПК-1.2, ПК-1.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3
5.4. Экзамен 2 27 ПК-1.2, ПК-1.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

УК-2: Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
Тестовые задания
1. Реализация проекта – это:
а) Создание условий, требующихся для выполнения проекта за нормативный период;
б) Наблюдение, регулирование и анализ прогресса проекта;
в) Комплексное выполнение всех описанных в проекте действий, которые направлены на достижение его целей;
г) Подведение итогов проекта.

2. Проект отличается от процессной деятельности тем, что:
а) Процессы менее продолжительные по времени, чем проекты;
б) Для реализации одного типа процессов необходим один-два исполнителя, для реализации проекта требуется множество исполнителей;
в) Процессы однотипны и цикличны, проект уникален по своей цели и методам реализации, а также имеет четкие срока начала и окончания;
г) Проект имеет цель.

3 Что включают в себя процессы организации и проведения контроля качества проекта?
а) Проверку соответствия уже полученных результатов заданным требованиям;
б) Составление перечня недоработок и отклонений;
в) Промежуточный и итоговый контроль качества с составлением отчетов
г) сдача итогового отчета

4. Какие факторы сильнее всего влияют на реализацию проекта?
а) Экономические и социальные
б) Экономические и организационные
в) Экономические и правовые
г) Политические

5. Инициация проекта является стадией в процессе управления проектом, по итогам которой:
а) Объявляется окончание выполнения проекта
б) Санкционируется начало проекта
в) Утверждается укрупненный проектный план
г) Подводятся итоги проекта.

6. Структурная декомпозиция проекта – это:
а) Наглядное изображение в виде графиков и схем всей иерархической структуры работ проекта;
б) Структура организации и делегирования полномочий команды, реализующей проект;
в) График поступления и расходования необходимых для реализации проекта ресурсов;
г) Изменение плана-графика проекта

7. Как называется временной промежуток между началом реализации и окончанием проекта?
а) Стадия проекта;
б) Жизненный цикл проекта;
в) Результат проекта
г) Итог проекта

8) Научный проект направлен
а) на создание уникального продукта и услуги в заданной сфере.
б) создание платформы для общения ученых исследователей;
в) освоение денежных средств;
г) написания публикаций.

9. При создании научного проекта в начале:
а) Определяется концепция проекта;
б) определяется источник финансирования;
в) формируется коллектив;
г) выбирается руководитель.

10. Научно-исследовательская работа – это:
а) работа ученого в НИИ;
б) работа, связанная с научным поиском, проведением исследований, экспериментами в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, проверки научных гипотез, установления закономерностей, научных обобщений и обоснований;
в) работа, связанная со сбором новых данных об объекте исследования;
г) студенческая работа по подготовке диплома.

Тестовые задания открытого типа

1. Определение степени важности проекта на данный момент и в данной ситуации для решения определенной проблемы, задачи или вопроса – это …проекта
2. Конкретные шаги, которые надо предпринять для изменения существующей ситуации – для достижения цели проекта – это …
3. Научное предположение, выдвигаемое, чтобы объяснить или сделать заключение о правдивости или ложности факта, явления или процесса, исследуемого в научном проекте – это …
4. Документ, содержащий подробную информацию о проекте: его объемах и целях, исполнителях и задачах, сроках и бюджетах – это …
5.Список необходимых для реализации проекта работ, которые расположены на временном промежутке – это …
6. Основными формами представления результатов научного проекта являются …
7. Манера поведения руководителя по отношению к подчиненным – это
8. Мультимедийный инструмент, используемый в ходе выступления для наглядной иллюстрации описываемых фактов и явлений – это
9. Временная организационная структура, объединяющая отдельных специалистов, группы и/или организации, привлеченные к выполнению работ проекта и ответственные перед руководителем проекта за их выполнение – это…
10. Научные проекты разрабатываются на основе применения …, в котором указаны шаги, которые необходимо предпринять для получения научных знаний.

ПК-1: Способен осуществлять научно-исследовательскую работу в области изучения живых организмов и биологических систем различных уровней организации и представлять результаты в выбранной области исследования.

1. Биоразнообразие – это:
а) вариабельность живых организмов наземных экосистем;
б) совокупность видов растений и животных;
в) совокупность живых организмов всех типов ландшафтов Земли;
г) разнообразие живого на всех уровнях его проявления, формирующееся в результате действия эволюционных, экологических, а в последние тысячелетия и антропогенных факторов.

2. Средообразующая функция биоразнообразия – это:
а) оптимальное развития растительного мира;
б) поддержание биосферных процессов на Земле и формирование благоприятных для жизни человека условий;
в) чистый воздух, чистая вода, плодородие почв, устойчивый климат;
г) создание биологической продукции, используемой в качестве продуктов питания, энергоресурсов и сырья для многих отраслей экономики.

3. Виды каких групп живых организмов, по мнению ученых, очень давно живут на планете Земля
а) бактерии;
б) птицы;
в) млекопитающие;
г) растения.

4. В Российской Федерации большие площади занимают следующие экосистемы:
а) таежные леса;
б) тропические леса;
в) водно-болотные сообщества;
г) пустыни.

3. Какая из перечисленных групп живых организмов имеет наибольшее число видов на территории России:
а) сосудистые растения;
б) водоросли;
в) грибы и лишайники;
г) мохообразные.

4. Какая из групп позвоночных животных представлена в России большим числом видов, чем остальные группы:
а) млекопитающие;
б) птицы;
в) рептилии;
г) рыбы.

5. В Красную книгу России занесены:
а) кролик;
б) лиса;
в) уссурийский тигр;
г) воробей.

6. На территории Большого Алтая обитают:
а) снежный барс;
б) уссурийский тигр,
в) жираф;
г) носорог.

7. Охрана биоты и экосистем в процессе использования должна включать в себя
а) только охрану редких и исчезающих видов;
б) применение комплексного управления экосистемами;
в) создание питомников редких видов;
г) только повышение экологической культуры и образования.

8. К редким лесным сообществам на территории Российской Федерации относятся:
а) тайга,
б) березовые леса,
в) самшитовая роща,
г) липовые леса.

9. Красная книга является …
а) статусным списком уязвимых видов;
б) законодательным актом;
в) программой по охране природы;
г) законом о защите редких видов.

10. Причина охраны вида при его редкости в отдельном регионе …
а) уникальный генофонд;
б) высокая декоративность;
в) историческая значимость;
г) эмоции краеведов.

Задания открытого типа

1. Синантропизация растительного покрова – процесс преобразования растительного покрова под влиянием деятельности ….
2. Мониторинг редких и исчезающих видов включает в себя процедуры…
3. Перечислите факторы антропогенного воздействия на биоразнообразие (не менее четырех), которые относятся к прямым:
4. Выберите из предложенного перечня, те мероприятия, которые реально будут способствовать сохранению биоразнообразия: а) создание особо охраняемых природных территорий; б) покровительственная охрана животных, растений, сообществ; в) разведение редких и исчезающих видов в неволе; г) строительство новых птицефабрик.
5. Высшей формой территориальной охраны биологического разнообразия в Российской Федерации являются…
6.…– это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
7….– это официальный документ, содержащий свод сведений о редких и находящихся под угрозой исчезновения видах (подвидах, популяциях) диких животных, дикорастущих растений и грибов.
8. Уровни организации биологического разнообразия, определяющие использование научных методов исследования и способы охраны…..
9. … –это разнообразие растений, животных, грибов, бактерий, которые прямо или косвенно применяются в производстве пищи, и в сельском хозяйстве.
10. …. международный юридически обязательный договор, три основные цели которого заключаются в сохранении биоразнообразия, устойчивом использовании биоразнообразия и совместном получении на справедливой и равной основе выгод, связанных с использованием генетических ресурсов.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Традиции охраны природы в России.
2. Традиции охраны природы в различных религиях мира.
3. Развитие движения по охране природы и историко-культурного наследия.
4. Философия и этика заповедного дела.
5. История охраны природы в Алтайском крае
6. Критерии, определяющие включение растений и грибов в Красную книгу РФ и необходимость создания региональных Красных книг.
7. Причины редкости растений и грибов. Способы их охраны.
8. Зеленые книги: мотивы создания и значение.
9. Черные книги: мотивы создания и значение.
10. Редкие растительные сообщества Алтайского края и их охрана.
11. Степь как исчезающий тип растительности.
12. Охрана растительного покрова на ООПТ Алтайского края.
13. ООПТ Алтайского края, включающие лесные экосистемы: особенности мероприятий по их сохранению.
14. ООПТ Алтайского края, включающие степные экосистемы: особенности мероприятий по их сохранению.
15. Редкие лесные сообщества Алтайского края и способы их сохранения.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Предмет, цели, методы науки о биологическом разнообразии
2. Понятия «охраны природы» и «охраны природной окружающей среды». Связь между понятиями «охрана природы» и биоразнообразие.
3. Система природоохранных мер. Основные этапы становления и развития охраны природы как
самостоятельной дисциплины. Международные организации и международное сотрудничество по охране природы и сохранению биоразнообразия.
4. Этапы охраны природы в России (общественные, государственные и международные аспекты).
5. Уровни биоразнообразия и центры видового разнообразия. Закономерности биоразнообразия.
6. Экологическая обстановка и биоразнообразие России.
7. Воздействие человека на природу и изменение биоразнообразия. Экологические кризисы.
8. Антропогенное воздействие на природу в Российской Федерации. Его особенности.
9. Основные причины вымирания видов. Значение особенностей популяций и видов для охраны живой природы.
10. Понятие о биоразнообазии. Факторы биологической устойчивости, виды резистентности и критерии устойчивости. Факторы видового многоообразия растений. Уровни биоразнообразия и центры видового разнообразия на Земле и в Российской Федерации. Закономерности биоразнообразия.
11. Понятие мониторинга, основные этапы мониторинга биологического разнообразия. Подходы и задачи, решаемые при организации и проведении длительного мониторинга.
12. Основные положения Конвенция о биологическом разнообразии (Рио-де-Жанейро, 5 июня 1992 года). Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (Париж, 16 ноября 1972 года). Определение понятия культурного и природного наследия. Объекты природного наследия на территории России.
13. Основные положения стратегии сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов.
14. Центры биоразнообразия растений в мире и в Российской Федерации.
15. Мониторинг биоразнообразия пресноводных экосистем. Его особенности.
16. Мониторинг биоразнообразия лесов России. Доля лесов России в мире.
17. Почвенно-экологический мониторинг и биоразнообразие. Основные направления мониторинга разнообразия почвенной биоты. мониторинга.
18. Охрана ландшафтов. Элементы и основные типы ландшафтов Российской Федерации.
19. История развития охраняемых территорий Российской Федерации. Федеральный, региональный и муниципальный уровни ООПТ. Охраняемые территории России. Типы ООПТ. Оптимальные размеры участков природоохранных территорий. Рекреационные территории и охрана природы.
20. Принципы охраны природы. Выживание видов. Краткая история концепции жизнеспособной популяции и принцип «ключевого вида» охраны природы.
21. Биологические особенности редких и потенциально уязвимых видов. Оптимальные размеры природоохранных территорий.
22. Принципы и способы сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов. Уровни охраны и задачи сохранения редких видов.
23. Способы сохранения редких видов в искусственной среде. Способы сохранения редких видов в природной среде.
24. Красная книга. Редкие виды, занесенные в Красную книгу МСОП, Российской Федерации и Алтайского края.
25. Виды рекреационного воздействия на биоразнообразие. Их масштабы и особенности локализации. Рекреационная дигрессия. Пути и методы повышения рекреационной емкости естественных местообитаний
26. Особенности реализации природоохранных рекомендаций в условиях социально-экономической формации: воздействие экономических, правовых, культурно-исторических и иных социальных факторов на этот процесс.
27. Роль и место негосударственных организаций в охране биоразнообразия России.
28. Особенности национального законодательства (гражданского, административного и др.) применительно к охране биоразнообразия.
29. Обзор основных статей действующего национального законодательства (экологического, гражданского, административного и др.) применительно к охране растений и растительного покрова в целом.
30. Агробиоразнообразие. Особенности. Мониторинг агросистем.
31. Программы сохранения биологического разнообразия федерального, регионального, муниципального и отраслевого характера.

Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Галушин В.М., Константинов В.М., Жигарев И.А., Челидзе Ю.Б., Константинов В.М. Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2009
Л1.2 Лебедева Н.В., Дроздов Н.Н., Криволуцкий Д.А. Биологическое разнообразие: Учебн. пособие для вузов М.: ВЛАДОС, 2004 36
Л1.3 М. М. Силантьева, Н. В. Карлова, О. Н. Мироненко Основы экологии, природопользования, охраны природы и экологического права: Учебн. пособие Изд-во АлтГУ, 2008 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС "АлтГУ" elibrary.asu.ru
Э2 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э3 Правовая поддержка по всем направлениям природопользования и экологическому праву (кодексы, законы и другие материалы). СПС КонсультантПлюс www.consultant.ru
Э4 Красная книга Алтайского края. Растения и грибы www.altairegion22.ru
Э5 База данных «Глобальная система по биоразнообразию (GBIF)». Содержит данные о распространении животных, растений, грибов и микроорганизмов на планете, изображения в природе и коллекциях www.gbif.org
Э6 Справочник. Информационная система "Биоразнообразие России. Ботаника" www.binran.ru
Э7 Курс в системе Moodle portal.edu.asu.ru
Э8 Иванов, Евгений Сергеевич Биоразнообразие и охрана природы: Учебник и практикум для вузов/ Иванов Е. С., Чердакова А. С., Марков В. А., Лупанов Е. А.- 2-е изд.- Москва : Юрайт, 2020.- 247с. https: //urait.ru/bcode/456373
6.3. Перечень программного обеспечения
Лекции в электронном варианте в «PowerPoint» по всем разделам.
Видеопроектор, ноутбук, переносной экран. На компьютере должны быть установлены средства MS Office 2007; Word, Excel, PowerPoint u др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС "АлтГУ" http://elibrary.asu.ru/
Научная электронная библиотека elibrary http://elibrary.ru/
СПС КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/
Красная книга Алтайского края. Растения и грибы http://www.altairegion22.ru/territory/info/redbook/
База данных «Глобальная система по биоразнообразию (GBIF)». Содержит данные о распространении животных, растений, грибов и микроорганизмов на планете, изображения в природе и коллекциях https://www.gbif.org
Справочник. Информационная система «Биоразнообразие России. Ботаника http://www.binran.ru/resources/archive/biodiv/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
016Л склад кафедры ботаники – помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Палатка Lair4 - 7 шт.; палатка Скаут Sahara-4 - 8 шт.; палатка Comfort 4 - 2 шт.; пенетромер почвенный (трость агронома) - 1 шт.; полный набор буров для отбора всех типов почв и донных осадков на глубину до 5 м - 1 шт.; почвенный цилиндрический бур 05.07 - 1 шт.; пробоотборник почвенный с подножкой - 1 шт.; мешок спальный - 9 шт.; мешок спальный Mountain зеленый - 20 шт.; спальный мешок - 20 шт.
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
214Л лаборатория систематики высших растений; кабинет ботаники и физиологии растений - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка ScreenMedia Economy - 1 шт.; микроскоп МБС-10 - 12 шт.; микроскоп Микромед - 4 шт.; микроскоп монокулярный Микмед - 4 шт., микроскоп ЛОМО – 4 шт., шкаф для хранения оптики – 1 шт.; шкаф для хранения демонстрационных материалов - 5 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Целью освоения учебной дисциплины «Охрана растительного мира» является формирование представления об охране растительного покрова как об области практической деятельности, имеющей биологические, социально-экономические и правовые основы.
Задачами дисциплины являются: создание представления о биологических основах охраны растительного покрова на популяционном, видовом, ценотическом и экосистемном и биосферном уровнях организации живой природы; формирование представления о социально-экономических особенностях охраны растительного покрова; обучение планированию мероприятий по охране растительного покрова в зависимости от особенностей природной ценности территорий, характера действий антропогенных факторов и правоприменительной практики; формирование представления о путях охраны растительного покрова в соответствии с действующим природоохранным законодательством и сложившимися историко-культурными традициями.
Дисциплина состоит из 4 разделов. При знакомстве с разделом – «Охрана растительного покрова как область практической деятельности» для магистранта важным является знакомство с биологическими и социально-экономическими основами охраны растительного покрова. В разделе «Охрана отдельных видов растений и их популяций» обучающиеся учатся давать определение категориям охраняемых видов растений. Знакомясь с разделом «Понятие ООПТ, их типы и особенности создания и функционирования» магистранты называют действующие законы и кодексы российского законодательства (природоохранного, гражданского, административного и др.) применительно к охране растений, растительного покрова. При изучении проблем рекреации и рекреационной дигрессии подготавливается оценка рекреационной емкости какого-либо фитоценоза; оценивается возможная рекреационная дигрессия и пути повышения рекреационной емкости естественного фитоценоза. В разделе «Социально-экономические особенности охраны растительного покрова» обучающимися оцениваются особенности хозяйственного использования растений в качестве возобновимого природного ресурса; экономические аспекты реализации природоохранных решений; расчет ущерба от уничтожения охраняемых видов растений на землях Гослесфонда.
При освоении раздела «Правовые проблемы охраны растительного покрова» рассматриваются особенности реализации природоохранных рекомендаций в существующих социально-экономических условиях с учетом воздействия экономических, правовых, культурно-исторических и иных социальных факторов на этот процесс.
Изучая раздел «Историко-культурное наследие и народные традиции в охране растительного покрова», магистранты оценивают пути охраны растительного покрова на территории Алтайского края в соответствии с действующим природоохранным законодательством и сложившимися историко-культурными традициями; применяют на практике биологические, социально-экономические и правовые сведения для проведения мероприятий по экологическому образованию и просвещению различных групп населения.