МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление развитием

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.04.02. Менеджмент
ПрофильПроектный менеджмент качества в цифровой экономике
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планv38_04_02_Менеджмент_ПМКвЦЭ-2023
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 89
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 12,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
канд.экон.наук, доцент, Рудакова О.Ю.

Рецензент(ы):
к.э.н., Доцент, Горбунова А.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Управление развитием

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 38.04.02 Менеджмент (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 952)

составлена на основании учебного плана:
38.04.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 07.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 2023-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.э.н., доцент Рудакова О.Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 07.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой к.э.н., доцент Рудакова О.Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.-формирование комплекса знаний по дисциплине в области организационных и управленческих аспектов и выработка навыков их применения в практической деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4Способен управлять программами и проектами в области обеспечения качества продукции (работ, услуг)
ПК-4.1 Знает инструменты и технологии проектного менеджмента, количественные и качественные показатели эффективности проекта
ПК-4.2 Умеет применять инструменты и технологии проектного менеджмента, оценивать эффективность проектных решений в области обеспечения качества продукции (работ, услуг)
ПК-4.3 Способен разрабатывать управленческие решения в отношении программ и проектов в области обеспечения качества продукции (работ, услуг)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-4.1: Знает инструменты и технологии проектного менеджмента, количественные и качественные показатели эффективности проекта
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-4.2: Умеет применять инструменты и технологии проектного менеджмента, оценивать эффективность проектных решений в области обеспечения качества продукции (работ, услуг)
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-4.3: Способен разрабатывать управленческие решения в отношении программ и проектов в области обеспечения качества продукции (работ, услуг)

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1.Объективная необходимость и предпосылки управления развитием организации
1.1. Объективная необходимость и предпосылки управления развитием организации Лекции 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.4, Л2.4
1.2. Объективная необходимость и предпосылки управления развитием организации Практические 4 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.4, Л2.4
1.3. Объективная необходимость и предпосылки управления развитием организации Сам. работа 4 20 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.4, Л2.4
Раздел 2. 2. Теория управления развитием и ее место в системе научных знаний
2.1. Теория управления развитием и ее место в системе научных знаний Лекции 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.4, Л2.4
2.2. Теория управления развитием и ее мето в системе научных знаний Практические 4 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.4, Л2.4
2.3. Теория управления развитием и ее место в системе научных знаний Сам. работа 4 20 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.4, Л2.4
Раздел 3. 3. Теоретические и методологические основы управления развитием организации
3.1. Теоретические и методологические основы управления развитием организации Лекции 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.4, Л2.4
3.2. Теоретические и методологические основы управления развитием организации Практические 4 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.4, Л2.4
3.3. Теоретические и методологические основы управления развитием организации Сам. работа 4 24 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.4, Л2.4
Раздел 4. 4. Система и механизм управления развитием организации
4.1. Система и механизм управления развитием организации Лекции 4 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.4, Л2.4
4.2. Система и механизм управления развитием организации Практические 4 6 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.4, Л2.4
4.3. Система и механизм управления развитием организации Сам. работа 4 25 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.4, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ПК-4: Способен управлять программами и проектами в области обеспечения качества продукции (работ, услуг)
Тест

1. Организационные изменения - это:
а) переход организации из одного состояния в другое, более завершенное, от старого к новому, от простого к сложному.
б) конечный желаемый результат, к которому стремится организация;
в) любое действие по обновлению чего-либо в организации;+

2. Модель организационного развития И.Адизеса включает в себя:
а) зарождение, рождение, взросление, бюрократизация и смерть
б) рождение, младенчество, финальное разрушение
в) ухаживание, младенчество, давай-давай, юность, расцвет, старение (аристократизм), бюрократизация и смерть+

3. Определенный период времени, в течении которого организация обладает жизнеспособностью, - это
а) жизненный цикл организации+
б) стадия жизненного цикла
в) стратегия организационных изменений

4. Альянс между несколькими менеджерами, одинаково представляющими цели и проблемы организации, представляет собой:
а) коалиция+
б) организованная анархия
в) команда

5. Директивная политика организационных изменений применяется, если:
а) возникает или может возникнуть сопротивление со стороны сотрудников, вызванное недостатком информации о планируемых преобразованиях в организации
б) необходимо провести организационные изменения в сжатые сроки с целью преодоления кризисной ситуации+
в) необходимо обратится к помощи консультантов для проведения изменений и есть достаточное количество времени для преобразований в организации
г) в условиях высокого уровня неопределенности целей и направления организационных изменений
6. Стратегия организации это:
а) деятельность организации в определенной стратегической зоне хозяйствования (определенный сегмент рынка);
б) практическое использование методологии стратегического управления;
в) генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей;
г) обеспечение выработки действий для достижения целей организации и создание управленческих механизмов реализации этих действий через систему планов.
7. Стратегический анализ – это?
а) высшее руководство отслеживает наиболее важные для будущего корпорации факторы, называемые стратегическими факторами
б) формирование альтернативных направлений развития предприятия, их оценка, выбор лучшей стратегической альтернативы для реализации
в) разработка программ, бюджетов и процедур, которые можно рассматривать как среднесрочные и краткосрочные планы реализации стратегии
г) прогнозирование внешней среды и разработка способов адаптации предприятия к её изменениям
8. Как называется данный этап в развитии методологии стратегического управления: «начали возникать неожиданные явления и темп изменений ускорился, однако не настолько, чтобы нельзя было вовремя предусмотреть будущие тенденции и определить реакцию на них путем выработки соответствуй щей стратегии (стратегическое планирование)»
а) долгосрочное планирование
б) управление на основе контроля за исполнением
в) Управление на основе предвидения изменений
г) управление на основе гибких экстренных решений
9. Если причиной сопротивления организационным изменениям является непонимание целей и стратегии изменений сотрудниками организации, какой из нижеперечисленных методов преодоления сопротивления будет более эффективным:
а) участие и вовлеченность
б) явное и неявное принуждение
в) помощь и поддержка
г) информирование и общение
д) переговоры и соглашения
е) манипуляция и кооптация
10. Возможные модели стратегии изменений:
а) Модель постепенного наращивания
б) Модель переходного периода
в) Модель Л. Грейнера
г) Модель И. Адизеса
11. Миссия компании в общем смысле – это:
а) то, что компания собирается делать и чем она хочет стать
б) комбинация из запланированных действий и быстрых решений по адаптации к новым достижениям промышленности и новой диспозиции на поле конкурентной борьбы
в) разработка направлений деятельности и прогресса компании.
г) разработка концепции долгосрочного развития фирмы.
12. Результат анализа сильных и слабых сторон организации, а также определения возможностей и препятствий ее развития, это:
а) стратегическое планирование
б) стратегия
в) СВОТ – анализ
г) стратегическое управление
13. Социальное партнерство – это:
а) способ разрешения социальных, экономических и производственных конфликтов в целях и интересах как наемных работников, так и работодателей;
б) умение объединить усилия работодателей и работников в давлении на правительство, чтобы добиться более благоприятных условий для развития производства;
в) способ, позволяющий наемным работникам добиваться определенных социальных гарантий и льгот ценой отказа от забастовок.
14. Столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, явлений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия, называется:
а) конфликтом;
б) конкуренцией;
в) соревнованием.
15. Конфликты, способствующие принятию обоснованных решений и развитию взаимодействий, называются:
а) конструктивными;
б) деструктивными;
в) реалистическими
16. Какой из приведенных методов относится к группе методов управлениями конфликтами:
а) социологический метод;
б) метод тестирования;
в) метод картографии;
г) метод наблюдения;
д) метод эксперимента.
17. Причина конфликта – это:
а) противоположные мотивы субъектов социального взаимодействия;
б) стечение обстоятельств, которые проявляют конфликт;
в) явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия вызывают его;
г) накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия, которые создают почву для реального противоборства между ними;
д) то, из-за чего возникает конфликт.
18. Коммуникативный аспект общения отражает стремление партнеров по общению к:
а) обмену информацией;
б) налаживанию добрых взаимоотношений;
в) достижению взаимопонимания;
г) расширению темы общения;
д) усилению информационного воздействия на партнера.
19. Какие из перечисленных ниже способов избавления от гнева разработаны Д.Скотт:
а) визуализация, «заземление», проецирование, очищение ауры;
б) визуализация, сублимация, проецирование, «заземление»;
в) регрессия, сублимация, визуализация;
г) визуализация, выдержка, сублимация, очищение ауры;
д) сублимация, рационализация, регрессия, визуализация.
20. В рамках какой стратегии в переговорном процессе ставится основная цель – выигрыш за счет проигрыша оппонента:
а) «выигрыш – выигрыш»; б) «выигрыш – проигрыш»; в) «проигрыш – проигрыш»;
г) «проигрыш – выигрыш»; д) «выигрыш – проигрыш» и «проигрыш – выигрыш».
21. Внутриличностный конфликт – это:
а) глубокие эмоциональные переживания личностью своих неудач;
б) состояние тревоги, вызываемое предстоящей сложной ситуацией;
в) столкновение противоположно направленных мотивов личности;
г) столкновение противоположно направленных поведенческих характеристик личности;
д) внутренние колебания личности, стоящей перед выбором средств для достижения конкретной цели.
22. Какой тип факторов межличностных конфликтов по В.Линкольну связан с такими формами их проявления как: верование и поведение (предрассудки, предпочтения, приоритеты); приверженность к групповым традициям, ценностям, нормам; религиозные, культурные, политические и другие ценности; нравственные ценности (представления о добре и зле, справедливости и несправедливости и т. п.):
а) информационные факторы; б) поведенческие факторы; в) факторы отношений; г) ценностные факторы; д) структурные факторы.
23. Стратегические методы разрешения конфликта:
а) планирование социального развития
б) конкретные требования к работе каждого
в) система поощрения за инициативу
г) добросовестность
24. Поддержание сотрудничества как форма предупреждения конфликтов представляет собой деятельность:
а)по укреплению нейтральных или дружеских взаимоотношений
б) по регуляции взаимоотношений
в) по выдвижению контрмотивов, способных заблокировать агрессивные намерения
25. Переговоры как способ разрешения конфликта представляют собой:
а) выдвижение своих требований каждой из сторон с одновременной готовностью к компромиссу
б) обращение за помощью третьей стороны
в) обязательства, данные участниками конфликта, по восстановлению мирных отношений


Вопросы для устного обсуждения
1. Объективная необходимость и предпосылки управления развитием организации.
2. Теория управления развитием и ее место в системе научных знаний.
3. Теоретические и методологические основы управления развитием организации.
4. Система и механизм управления развитием организации.
5. Условия и фаторы реализации эффективной стратегии управления развитием организации.
6. Общая концепция управления развитием организации
7. Проблемы и предпосылки управления развитием организации в условиях рыночных отношений
8. Теория управления развитием в системе научных знаний
9. Цели управления развитием организаци
10. Принципы управления организацией
11. Функции управления и процесс их оптимизации в управлении развитием компании
12. Методы управления развитием организации
13. Организация как развивающаяся система
14. Система управления развитием организации
15. Механизм управления развитием организации
16. Эффективная стратегия как условие конкурентоспособсности организации
17. Стратегический анализ в управлении развитием организации
18. Управление непрерывностью бизнеса в компании
19. Сокращение рисков при реализации стратегии развития орагнизации
20. Процесс разработки стратегии развития организации
21. Консалтинг в стратегическом управлении
22. Факторы эффективной реализации стратегии развития компании
23. управление организационными изменениями при реализации стратегии развития
24. Конкурентоспособность организации в условиях рынка
25. Подходы к управлению развитием организации
26. Программно-целевой подход в управлении развитием компании
Адаптивное управление и жизненный цикл организаии
27. Стратегия сужения бизнеса: преимущества и недостатки аутсорсинга
28. Формирование ключевых компетенций компании методом организационного обучения.
29. Информационные технологии в управлении развитием организации
30. Формирование конкурентоспособного потенциала организации и управление им в условиях рынка
31. Конфликты в международных компаниях: особенности, предотвращение и преодоление конфликтов. Конфликты и организационное развитие.
32. Формирование коммуникаций в транснациональных компаниях.
33. Развитие персонала организации как фактор организационного развития.
Практическое задание
Задание 1.
Сформулировать миссию организации ХХХ, генеральную цель развития, название, форму собственности слоган, логотип. Записать исходные данные, содержащие общие сведения об организации и сведения о персонале. Оценить принятый в организации стиль управления, элементы корпоративной культуры.

Задание 2.Разработайте программу развития международной компании ХХХ. Опишите механизм ее реализации.

Задание 3. Опишите процесс управления развитием международной компании ХХХ. Определите факторы внутренней и внешней среды, оцените степень их влияния на деятельность организации. Опишите коммуникационную среду организации. Сформируйте модель управления персоналом организации и ее влияние на процесс развития.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
РАЗРАБОТКА ПЛАНА/СТРАТЕГИИ/ПРОЕКТА РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ/СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ/ПЕРСОНАЛА
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Перечень вопросов к Экзамену

1. Почему необходимо системное мышление при принятии стратегических решений?
2. В чем сущность и необходимость управления изменениями и развитием компании?
3. Какие уровни организационных изменений?
4. Роль агентов перемен при реализации программы развития компании, какими качествами они должны обладать?
5. В чем содержание основных принципов управления развитием организации?
6. Как связаны управление изменениями и развитие организации?
7. В чем сущность управления развитием организации как вида деятельности?
8. Какие основные особенности организационного развития?
9. Можно ли отождествлять понятия "управление изменениями", "управление развитием" и "адаптивное управление"?
10. В чем состоят объект и предмет управления развитием организации?
11. Какие составляющие "потенциала изменениями"?
12. Дать характеристику процесса управления изменениями?
13. Какие особенности поведения руководителя в зависимости от стадии жизненного цикла организации?
14. Какие знания и навыки необходимы для управления развитием организации?
15. Опирается ли организационное развитие на достижения и методы поведенческих наук?
16. Почему стратегия развития организации является многоуровневой?
17. Как связаны способность к адаптации и конкурентоспособсность организации?
18. Из каких элементов состоит модель конкурентоспособности организации и как они между собой взаимосвязаны?
19. Какие цели развития стоят перед орагнизацией (модель дерева целей управления развитием организации)?
20. Какие принципы управления развитием организации и как они соотносятся с базовыми (ключевыми) ценностями?
21. Какой механизм оптимизации функций в ходе управления развитием организации?
22. Какие методы используются в управлении развитием организации?
23. Что служит стимулом для организационных перемен?
24. В чем выражается сопротивление переменам и как его уменьшить?

Практическое задание к Экзамену:

На примере компании (на выбор):

1) проанализируйте элементы стратегии развития
2) поясните, чем отличаются проекты развития, разрабатываемые на различных уровнях управления. Приведите пример

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шеремет М.А. Управление изменениями: учебное пособие М.: Издательский дом "Дело", 2015 biblioclub.ru
Л1.2 Николаев, А. А. Стратегическое управление организацией: Учебник Москва : Прометей, 2023 URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=701072
Л1.3 Кожевина О.В. Управление развитием организации: теория, методология, практика: учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2008
Л1.4 Спивак В.А. УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шаймиева Э.Ш. Управление изменениями: учебное пособие Казань: Познание, 2014 biblioclub.ru
Л2.2 А. А. Одинцов Менеджмент организации. Введение в специальность: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2009
Л2.3 Какаева, Е.А. Инновационный бизнес: стратегическое управление развитием : учебное пособие для слушателей программ профессиональной подготовки и переподготовки М. : Издательский дом «Дело», 2015 URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=443301
Л2.4 Кожинова Т. В., Ферова И. С., Абуховский В. И. Управление развитием предприятий малого бизнеса в обрабатывающей промышленности: Научные монографии Сибирский федеральный университет, 2012 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Ассоциация менеджеров по управлению изменениями www.chang-russia.com
Э2 Управление изменениями и развитием portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.

Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.

Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной

дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Выбор конкретных заданий для самостоятельной работы осуществляется каждым студентом самостоятельно.
Для выполнения заданий необходимо изучить списки нормативных актов и экономической литературы, рекомендуемых по каждой теме учебной дисциплины.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины.
В письменной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
Выполненное задание проверяется преподавателем и оценивается .
При желании студентом может быть подготовлен реферат, по тематике предложенной в настоящей рабочей программе или по теме предложенной студентом и предварительно согласованной с преподавателем.