МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Ценообразование и тарифная политика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.03.02. Менеджмент
ПрофильМаркетинг и цифровые коммуникации; Управление бизнесом
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_02_Менеджмент_Профили-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., Доцент, Бутакова Марина Михайловна;к.э.н., Зав. каф., Рудакова Оксана Юрьевна

Рецензент(ы):
д.э.н., Профессор, Шваков Евгений Евгениевич

Рабочая программа дисциплины
Ценообразование и тарифная политика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 970)

составлена на основании учебного плана:
38.03.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 07.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
Рудакова Оксана Юрьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 07.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Рудакова Оксана Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование компетенций в области ценообразования и тарифной политики, позволяющих принимать эффективные решения в области управления бизнесом с целью повышения его эффективности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять информационно-аналитическое обоснование управленческих решений
ПК-1.1 Знает инструменты и методы анализ-за информации, необходимой для принятия управленческих решений, основные экономические показатели работы организации
ПК-1.2 Умеет анализировать информацию для принятия управленческих решений, оценивать возможность реализации решения с точки зрения выбранных целевых показателей и имеющихся ресурсов
ПК-1.3 Использует современные технические средства, информационные технологии аналитический инструментарий при обосновании управленческих решений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1. Знает инструменты и методы анализа информации, необходимой для принятия управленческих решений, основные
экономические показатели работы организации.

3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.2. Умеет анализировать информацию
для принятия управленческих решений,
оценивать возможность реализации решения с точки зрения выбранных целевых
показателей и имеющихся ресурсов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК- 1.3. Использует современные технические средства, информационные технологии и аналитический инструментарий при обосновании управленческих решений

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Экономическая сущность ценообразования
1.1. Экономическая сущность ценообразования Лекции 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.2. Экономическая сущность ценообразования Практические 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.3. Экономическая сущнеость ценообразования Сам. работа 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
Раздел 2. Теоретические основы тарифной политики
2.1. Теоретические основы тарифной политики Лекции 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.2. Теоретические основы тарифной политики Практические 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.3. Теоретические основы тарифной политики Сам. работа 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
Раздел 3. Государственное регулирование цен и тарифов
3.1. Государственное регулирование цен и тарифов Лекции 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
3.2. Государственное регулирование цен и тарифов Практические 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
3.3. Государственное регулирование цен и тарифов Сам. работа 3 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
Раздел 4. Анализ влияния цен и тарифов на финансовые результаты предприятия
4.1. Анализ влияния цен и тарифов на финансовые результаты предприятия Лекции 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л2.1
4.2. Анализ влияния цен и тарифов на финансовые результаты предприятия Практические 3 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
4.3. Анализ влияния цен и тарифов на финансовые результаты предприятия Сам. работа 3 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
Раздел 5. Стратегия и тактика ценообразования
5.1. Стратегия и тактика ценообразования Лекции 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
5.2. Стратегия и тактика ценообразования Практические 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
5.3. Стратегия и тактика ценообразования Сам. работа 3 9 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
Раздел 6. Ценообразование и тарифная политика в цифровой среде
6.1. Ценообразование и тарифная политика в цифровой среде Лекции 3 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
6.2. Ценообразование и тарифная политика в цифровой среде Практические 3 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
6.3. Ценообразование и тарифная политика в цифровой среде Сам. работа 3 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
ВАРИАНТ 1
Выберите правильный ответ:
1. Функцией, показывающей, во что обходится обществу удовлетворение конкретной потребности в той или иной продукции, является:
а) учетно-измерительная функция;
б) стимулирующая функция;
в) функция перелива капитала;
г) распределительная функция.
2. Эластичность спроса по цене – это:
а) зависимость спроса от цены;
б) зависимость изменения спроса от изменения цены;
в) зависимость спроса от изменения цены.
3. Снижение цены на товар приводит к росту выручки от продаж в случае:
а) высокоэластичного спроса;
б) низкоэластичного спроса;
в) единичной эластичности.
4. Трансфертная цена – это:
а) цена, используемая для реализации продукции от предприятия-изготовителя посреднику (сбытовой фирме);
б) цена на продукт, назначаемая государством;
в) цена, применяемая внутри предприятия при реализации продукции между его подразделениями.
5. Цена предельная – это:
а) цена, при которой объем спроса на товар равен объему его предложения;
б) максимальное количество денег, которое покупатель готов заплатить за товар;
в) значение цены, устанавливаемое в качестве ее верхнего или нижнего предела;
г) цена, складывающаяся на рынке в ходе взаимодействия продавцов и покупателей.
6. Подвижная цена – это:
а) цена разнородных по качеству товаров, устанавливаемая в среднем вне зависимости от индивидуальных качеств,
сортов отдельных единиц товара;
б) цена, по которой товар реализуется с немедленной оплатой;
в) зафиксированная при заключении контракта цена, которая может быть пересмотрена в дальнейшем, если рыночная цена данного товара к моменту его поставки изменится;
г) цена, установленная на основе изучения спроса и предложения в условиях сильно монополизированного рынка.
7. Регулирование цен на продукцию предприятий-монополистов может осуществляться в форме установления:
а) скользящих цен;
б) предельных цен;
в) сезонных цен;
г) прейскурантных цен.
8. Оптовая цена промышленности формируется:
а) на основе оптовой цены предприятия плюс издержки обращения, прибыль сбытовых организаций и НДС;
б) на основе розничной цены товара за вычетом издержек обращения, плановой прибыли розничной торговли и НДС;
в) на основе средней оптовой цены промышленности плюс НДС и акцизы.
9. В структуру оптовой цены предприятия входят:
а) себестоимость и прибыль;
б) прибыль и валютный курс;
в) валютный курс и себестоимость;
г) себестоимость, прибыль и валютный курс.
10. Что включает продажная цена оптового посредника:
а) себестоимость и прибыль;
б) себестоимость, прибыль, акциз, НДС;
в) себестоимость, прибыль, акциз, НДС, торговую надбавку;
г) себестоимость, прибыль, акциз, НДС, снабженческо-сбытовую надбавку, НДС оптовой организации.
11. Возмещение всех издержек оптовой торговли осуществляется с помощью:
а) торговой надбавки;
б) себестоимости продукции;
в) снабженческо-сбытовой надбавки;
г) издержек обращения.
12. Ставки этого налога на определенные товары являются едиными по всей территории РФ и устанавливаются в процентах или абсолютной сумме (в рублях) на единицу измерения. Что это за налог:
а) налог на доходы;
б) НДС;
в) акциз;
г) налог на прибыль.
13. Производственная себестоимость продукции включает затраты:
а) цеха на производство данного вида продукции;
б) цеховую себестоимость и общезаводские расходы;
в) на производство и сбыт продукции;
г) на коммерческую себестоимость.
14. Какие статьи себестоимости относятся к прямым расходам:
а) топливо и энергия на технологические нужды;
б) цеховые расходы;
в) общехозяйственные расходы;
г) коммерческие расходы.
15. Определить оптовую цену предприятия, если полная себестоимость изделия составляет 60 руб., уровень рентабельности затрат – 20 %, налог на добавленную стоимость производителя – 6 руб., наценка посреднических организаций – 5 руб., торговая надбавка – 20 % от отпускной цены посредников:
а) 72 руб.;
б) 68 руб.;
в) 76 руб.;
г) 84 руб.
16. По степени регулирования выделяют:
а) свободные цены;
б) биржевые котировки;
в) скользящие цены;
г) индексы цен.
17. Государственное регулирование цен на отдельные виды продукции отражает выполнение, ценами функции:
а) учетно-измерительной;
б) стимулирующей;
в) распределительной.
18. Через цены осуществляет связь между производством и потреблением, предложением и спросом:
а) стимулирующая функция;
б) функция перелива капитала;
в) распределительная функция;
г) функция сбалансирования спроса и предложения.
19. Если коэффициент эластичности спроса по цене равен (-2), то снижение цены на 3%, вызовет:
а) рост выручки на 6%;
б) снижение выручки на 3%;
в) рост выручки на 1,5%;
г) нет правильного ответа.
20. Если коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене больше нуля, то товары являются:
а) взаимозаменяемыми;
б) взаимодополняемыми;
в) независимыми;
г) нормальными.
21. Регулирование цен на продукцию ликероводочной промышленности осуществляется в форме:
а) предельного уровня рентабельности;
б) фиксированных цен;
в) предельно высоких цен;
г) предельно низких цен.
21. Скользящая цена – это:
а) цена, достигшая прежнего уровня после ее понижения или повышения;
б) цена, исчисленная в момент исполнения контракта путем пересмотра договорной (базисной) цены с учетом изменений в издержках производства, происшедших в период исполнения контракта;
в) цена, при которой производственная фирма может лишь возмещать свои издержки.
22. Цена твердая – это:
а) цена, полученная на основе объективно обусловленных оценок затрат и дохода от реализации товара;
б) цена, ниже которой продавец не согласен продать свой товар, или цена, которую готов заплатить покупатель;
в) цена, установленная при заключении договора и остающаяся неизменной в течение всего срока его действия;
г) цена товаров, приобретаемых розничным торговцем у оптовика для дальнейшей перепродажи.
23. Зафиксированная в договоре цена меняется в момент поставки, если изменилась рыночная цена товара, установленная по оговоренному в контракте источнику. Это:
а) твердая цена;
б) скользящая цена;
в) цена с последующей фиксацией;
г) подвижная цена.

ВАРИАНТ 2
1. На уровне субъектов федерации цены регулируются на:
a) перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщениях;
b) протезно-ортопедические изделия;
c) услуги систем водоснабжения и канализации;
d) плата за обучение в вузах;
e) оплата населением жилья и коммунальных услуг.

2. Регулирование цен на продукцию ликеро-водочной промышленности осуществляется в форме:
a) предельного уровня рентабельности;
b) фиксированных цен;
c) предельно высоких цен;
d) предельно низких цен.

3. Государство регулирует:
a) торговые надбавки на обувь;
b) торговые надбавки на продукты детского питания;
c) торговые надбавки на товары, реализуемые на Крайнем Севере и приравненных к ним районах;
d) торговые надбавки на ткани.

4. Цены регулируются на уровне субъектов федерации:
a) услуги, оказываемые предприятиям промышленности железнодорожным транспортом на подъездных путях;
b) керосин;
c) протезно-ортопедические изделия
d) топливо твердое, реализуемое для населения.
5. К косвенным методам регулирования цен можно отнести:
a) установление предельного норматива рентабельности;
b) установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции;
c) изменение акцизной ставки;
d) установление паритетных цен.
6. Цена предельная - это:
a) цена, при которой объем спроса на товар равен объему его предложения;
b) максимальное количество денег, которое покупатель готов заплатить за товар;
c) значение цены, устанавливаемое государством в качестве ее верхнего или нижнего предела;
d) цена, складывающаяся на рынке в ходе взаимодействия продавцов и покупателей.
7. К продукции, цены на которую регулируются на федеральном уровне, относятся:
a) алмазное сырье и драгоценные камни;
b) газ природный, реализуемый населению;
c) электро-и теплоэнергия, тарифы на которые регулируются ФЭК;
d) ликероводочная продукция крепостью свыше 28%, ввозимая на территорию РФ.

8. Регулирование цен на продукцию предприятий-монополистов может осуществляться в форме установления:
a) скользящих цен;
b) предельных цен;
c) сезонных цен;
d) прейскурантных цен.

ВАРИАНТ 3
Выберите правильный ответ:
1. Основное условие применения стратегии дифференцированного ценообразования:
a) возможность позиционирования товара;
b) наличие свободных производственных мощностей;
c) высокая степень конкуренции;
d) низкая эластичность спроса по цене.

2. Убыточным лидером продаж называется товар:
a) продаваемый по цене ниже себестоимости;
b) продаваемый с минимальной прибылью для привлечения к покупке других товаров фирмы;
c) продаваемый в меньшем количестве, чем другие товары;
d) продаваемый в большем количестве, чем другие товары.

3. Применение стратегии ценового прорыва рекомендуется:
a) при высокой эластичности спроса по цене;
b) при низкой эластичности спроса по цене;
c) при единичной эластичности спроса по цене;
d) при положительной эластичности спроса по цене.

4. Стратегия “нейтрального ценообразования” означает:
a) установление цен на уровне фирм конкурентов;
b) установление цен со средним по отрасли уровнем прибыли;
c) расчет цен затратными методами;
d) установление цены в соответствие с экономической ценностью товара.

5. Стратегия премиального ценообразования не применима:
a) при высокой эластичности спроса по цене;
b) при низкой эластичности спроса по цене;
c) при высоких удельных переменных затратах;
d) при низких удельных переменных затратах.

6. Для дифференцированного ценообразования необходимо:
a) высокоэластичный рыночный спрос;
b) умение изолировать рынки с целью устранения возможности перепродажи товара;
c) различная ценовая эластичность для отдельных субрынков;
d) наличие определенной монопольной власти фирмы-производителя.

7. Стратегия дифференцированного образования означает:
a) продажу товаров в кредит;
b) продажу товаров по индивидуальной цене каждому покупателю;
c) продажу товаров по различным ценам разным покупателям;
d) продажу товаров по единым ценам всем покупателям.

8.Для дифференцированного ценообразования необходимо:
a) сегментирование покупателей по уровню доходов;
b) отсутствие правовых ограничений;
c) использование конкурентами дифференцированного ценообразования;
d) отсутствие возможности проникновения конкурентов на высокодоходный сегмент рынка.
9. Стратегия ступенчатых премий означает:
a) Снижение цены товара по мере освоения рынка;
b) Увеличение цены товара по мере освоения рынка;
c) Увеличение премии продавцу за рост объемов продаж;
d) Премиальные выплаты покупателю за увеличение закупок.

10. Снижение цены товара по мере освоения рынка называется:
a) Стратегия убыточного лидера продаж;
b) Стратегия ступенчатых премий;
c) Стратегия премиального ценообразования;
d) Стратегия нейтрального ценообразования.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
ВАРИАНТ 1
Задача 1. Ценовая эластичность спроса на продукцию предприятия «Бета» равна -1,75. Определить последствия снижения цены на 1 руб., если до этого снижения объем реализации составлял 10000 шт. по цене 17,5 руб/шт., а общие затраты были равны 100000 руб. (в том числе постоянные 20000 руб.) на весь объем производства.
Задача 2. Определить дуговой коэффициент эластичности спроса по цене, если известно, что при цене 20 руб. объем спроса на товар 600 единиц, а при цене 30 руб. – 400 единиц. К какой группе следует отнести данный товар?
Задача 3. Фирма на условиях скользящих цен получила заказ на поставку оборудования. Дата получения заказа – январь текущего года, срок поставки - декабрь текущего года. Предложенные поставщиком условия скольжения определяют следующую раскладку цены на составляющие:
стоимость материалов - 50%;
стоимость рабочей силы - 20%;
неизменная часть цены - 30%.
Предполагается, что за текущий год цены на материалы вырастут на 17%, а ставки номинальной заработной платы повысятся в машиностроении на 25%. Приняв базисную цену за 100 условных единиц, определить по формуле скольжения ожидаемый процент повышения цены.
ВАРИАНТ 2
Задача 1. Имеется информация, относящаяся к магазину, который в настоящее время продает 25 000 пар обуви в год. Цена продаж пары обуви, руб. – 1400. Закупочная цена за пару обуви, руб. – 1050. Совокупные постоянные издержки за год, тыс. руб. – 1800. Определите точку безубыточности и кромку безопасности. Рассчитайте прибыль (убытки) магазина.
Задача 2. Исходные данные предприятия:
1) постоянные издержки за год — 60000 руб.;
2) цена реализации единицы продукции — 20 руб.;
3) переменные издержки на единицу продукции — 12 руб.;
4) текущий объем реализации — 8200шт. -
Какой дополнительный объем продаж необходим для покрытия возросшей на 6750 руб. арендной платы в связи с расширением производственных мощностей.
Задача 3. Рассчитайте отпускную цену на новый автомобиль балловым методом при условии, что цена базовой модели составляет 135 тыс. руб. (табл.).
Таблица - Исходные данные
Автомобили Параметры
Комфортабельность Надежность Проходимость
балл Коэффициент весомости балл Коэффициент весомости балл Коэффициент весомости
Базовый 45 0,2 70 0,4 80 0,4
Новый 50 0,2 83 0,4 80 0,4

Задача 4. Определите верхний уровень цены на кухонную электрическую плиту балловым методом, если цена базовой плиты 4950 руб., балловая оценка основных параметров базового и нового изделий приведена в таблице.
Балловая оценка параметров
Количество потребляемой электроэнергии
Разнообразие функций
Дизайн
Срок службы
Безопасность
Мощность

Базовая 75 50 40 60 45 40
Новая 80 70 55 60 52 50
Коэффициент весомости 0,3 0,2 0,1 0,2 0,1 0,1


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
НЕ ПРЕДУСМОТРЕНО
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Перечень вопросов к зачету:

1. Сущность цены. «Цена» и «стоимость», их понятие, взаимосвязь.
2. Функции цен в рыночной экономике и их реализация.
3. Эластичность спроса по цене. Расчет общих и дуговых коэффициентов эластичности.
4. Виды товаров по ценовой эластичности спроса. Учет ценовой эластичности спроса при принятии ценовых решений.
5. Система цен. Состав и структура цены.
6. НДС в структуре цены. Порядок включения НДС в цену в соответствии с НК РФ.
7. Акцизы в структуре цены. Порядок включения акцизов в цену в соответствии с НК РФ.
8. Классификация цен.
9. Ценообразование на рынке свободной конкуренции.
10. Ценообразование на рынке монополистической конкуренции.
11. Ценообразование в условиях олигополии и монополии.
12. Цели и методы государственного регулирования цен в рыночной экономике.
13. Способы прямого государственного регулирования цен в рыночной экономике. Уровни государственного регулирования цен.
14. Себестоимость в составе цены. Постоянные и переменные затраты, их состав и характеристика.
15. Методология ценообразования.
16. Эконометрические методики ценообразования.
17. Рыночные методы ценообразования.
18. Затратные методы ценообразования.
19. Метод установления цены на основе «анализа безубыточности», его содержание.
20. Ценовые стратегии предприятия, их виды, условия выбора.
21. Тактика ценообразования. Классификация тактических приемов ценообразования.
22. Скидки как элемент тактики ценообразования. Виды скидок.
23. Контрактные внешнеторговые цены.
Приложения
Приложение 1.   ФОС_ЦОиТП.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И. В. Липсиц Ценообразование: учеб.-практ. пособие М.: Юрайт, 2011
Л1.2 Липсиц И. В. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ 4-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Касьяненко Т.Г. - отв. ред. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ 7-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Баздникин А.С. Цены и ценообразование: учеб. пособие М.: Юрайт, 2011
Л2.3 Бутакова М.М. Стратегия и тактика ценообразования: основная литература АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс на образовательном портале portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
пакет MS-Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталированный ресурс АлтГУ http://www.consultant.ru/ )
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrari.ru)
Научная электронная библиотека elibrari(http://wwwhttp://elibrari.asu.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
103С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; помещение для саостоятельной работы Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная; марка ASUSTeK Computer INC модель P8B75-M - 15 единиц; мониторы: марка Asus модель VW224 - 15 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Промежуточным контролем знаний студентов в течение и обучения являются контрольные работы по ключевым темам дисциплины. Особенное место при чтении курса занимают практические занятия. На практических занятиях при освоении новой темы студентам выдаются задания, направленные на закрепление практических навыков в данной предметной области. Получение углубленных знаний по изучаемой дисциплине достигается за счет дополнительных часов к аудиторной работе - самостоятельной работы студентов. Выделяемые часы целесообразно использовать для знакомства с дополнительной научной литературой по проблематике дисциплины, анализа научных концепций и практических рекомендаций лидеров ценообразования России и ведущих российских и зарубежных компаний. Самостоятельная работа студента в процессе освоения дисциплины включает в себя:
- изучение основной и дополнительной литературы по курсу;
- работу с электронными учебными ресурсами;
- изучение Интернет-ресурсов;
- выполнение самостоятельной работы;
- индивидуальные и групповые консультации по наиболее сложным вопросам.