МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Цифровая трансформация организации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.03.02. Менеджмент
ПрофильМаркетинг и цифровые коммуникации; Управление бизнесом
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план38_03_02_Менеджмент_Профили-2023
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 81
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 14,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 28 28 28 28
Лабораторные 22 22 22 22
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 81 81 81 81
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.э.н., Доцент, Рудакова О.Ю.

Рецензент(ы):
к.э.н., Доцент, Горбунова А.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Цифровая трансформация организации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 970)

составлена на основании учебного плана:
38.03.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 07.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
Рудакова О. Ю., канд. экон. наук, доц.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 07.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Рудакова О. Ю., канд. экон. наук, доц.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины: формирование компетенций, позволяющих принимать эффективные решения в области стратегического менеджмента и цифровой трансформации бизнеса с целью повышения его эффективности.
Задачи дисциплины (модуля):
-изучение теоретических основ стратегического менеджмента и цифровой трансформации бизнеса;
-формирование навыков применения полученных знаний на практике.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять информационно-аналитическое обоснование управленческих решений
ПК-1.1 Знает инструменты и методы анализ-за информации, необходимой для принятия управленческих решений, основные экономические показатели работы организации
ПК-1.2 Умеет анализировать информацию для принятия управленческих решений, оценивать возможность реализации решения с точки зрения выбранных целевых показателей и имеющихся ресурсов
ПК-1.3 Использует современные технические средства, информационные технологии аналитический инструментарий при обосновании управленческих решений
ПК-2Способен осуществлять управленческие функции на уровне организации и структурного подразделения
ПК-2.1 Знает функции, инструменты и методы управления
ПК-2.2 Умеет применять инструменты и методы управления, разрабатывать управленческую документацию (в том числе стандарты, нормы и правила, техническую документацию) с использованием современного программного обеспечения
ПК-2.3 Способен осуществлять управленческие функции на уровне организации и/или структурного подразделения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1. Знает инструменты и методы анализа информации, необходимой для принятия управленческих решений, основные экономические показатели работы организации.
ПК-2.1. Знает функции, инструменты и методы управления.


3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.2. Умеет анализировать информацию для принятия управленческих решений, оценивать возможность реализации решения с точки зрения выбранных целевых показателей и имеющихся ресурсов.
ПК-2.2: Умеет применять инструменты и методы управления, разрабатывать управленческую документацию (в том числе стандарты, нормы и правила, техническую документацию) с использованием современного программного обеспечения
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-2.3: Способен осуществлять управленческие функции на уровне организации и/или структурного подразделения
ПК- 1.3. Использует современные технические средства, информационные технологии и аналитический инструментарий при обосновании управленческих решений

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Цифровая трансформация бизнеса
1.1. Общая концепция цифровой экономики: понятие, цели, задачи, базовые направления развития Лекции 8 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.3 Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.6, Л1.3, Л1.7, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л2.6, Л2.5
1.2. Общая концепция цифровой экономики: понятие, цели, задачи, базовые направления развития Практические 8 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.3 Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.6, Л1.3, Л1.7, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л2.6, Л2.5
1.3. Общая концепция цифровой экономики: понятие, цели, задачи, базовые направления развития Сам. работа 8 20 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.3 Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.6, Л1.3, Л1.7, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л2.6, Л2.5
1.4. Цифровая трансформация бизнеса: инструменты, методы, алгоритмы Лекции 8 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.3 Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.6, Л1.3, Л1.7, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л2.6, Л2.5
1.5. Цифровая трансформация бизнеса: инструменты, методы, алгоритмы Практические 8 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.3 Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.6, Л1.3, Л1.7, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л2.6, Л2.5
1.6. Цифровая трансформация бизнеса: инструменты, методы, алгоритмы Сам. работа 8 20 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.3 Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.6, Л1.3, Л1.7, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л2.6, Л2.5
1.7. Цифровая трансформация бизнеса: стратегии, коммуникации, безопасность Лекции 8 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.3 Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.6, Л1.3, Л1.7, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л2.6, Л2.5
1.8. Цифровая трансформация бизнеса: стратегии, коммуникации, безопасность Практические 8 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.3 Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.6, Л1.3, Л1.7, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л2.6, Л2.5
1.9. Цифровая трансформация бизнеса: стратегии, коммуникации, безопасность Сам. работа 8 20 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.3 Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.6, Л1.3, Л1.7, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л2.6, Л2.5
1.10. Перспективные направления и сервисы цифрового бизнеса Лекции 8 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.3 Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.6, Л1.3, Л1.7, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л2.6, Л2.5
1.11. Перспективные направления и сервисы цифрового бизнеса Практические 8 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.3 Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.6, Л1.3, Л1.7, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л2.6, Л2.5
1.12. Перспективные направления и сервисы цифрового бизнеса Сам. работа 8 21 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.3 Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.6, Л1.3, Л1.7, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л2.6, Л2.5
1.13. ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ ПО ТЕМАМ КУРСА Лабораторные 8 22 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.3 Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.6, Л1.3, Л1.7, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л2.5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тест

1. Цифровая трансформация – это…
а) Обновление гаджетов руководства предприятия
б) Использование современных технологий для кардинального повышения производительности и ценности предприятий
в) Развитие клиентской базы
1. Ключевым направлением менеджмента является…
а) стратегическое управление
б) формирование долгосрочного стратегического конкурентного поведения на рынках товаров и услуг
в) целенаправленное искажение информации
г) избыточный объем информации
2. Сдерживающим факторам развития цифровых технологий…
а) Не желание руководства использовать цифровые технологии
б) Высокая стоимость решений
в) Нехватка квалифицированных специалистов в данной области
3. Преимущества цифровых технологий:
а) Не требуется дополнительных знаний
б) Не требуется дополнительной техники
в) Сигналы передаются без искажений
г) Хранение информации проще и более длительно
4. Конгитивные технологии – это…
а) Набор слов
б) Технологии, используемые в изучении языка
в) Цифровые технологии будущего
5. Что является основой стратегического планирования:
а) Учет тенденций развития рынка и внешней среды в целом.
б) Предвидение возможностей.
в) Контроль отклонений.
6. Основой стратегии дифференциации являются:
а) Высокое качество товаров и услуг.
б) Уникальность продукции, признанная покупателями.
в) Значительное разнообразие продукции.
г) Интенсивная реклама новинок
7. Высший уровень стратегического менеджмента – это:
а) Корпоративный
б) Деловой
в) Общественный
8. Назовите три элемента, составляющих процесс стратегического менеджмента:
а) Стратегическое планирование, анализ внешней среды, формирование целей и задач фирмы
б) Анализ внешней среды, формирование целей и задач фирмы, реализация стратегии
в) Стратегическое планирование, реализация стратегии, контроль и регулирование
9. Стратегия определяет:
а) Границы возможных действий фирмы и принимаемых управленческих решений
б) Сознательность управления фирмой
в) Эффективность использования внутреннего и внешнего потенциала
Вопросы для устного обсуждения

1 Что такое VUCA?
2. Чем стратегия отличается от тактики?
3. В чем различия между бизнес-процессом и бизнес-моделью?
4. Каковы основные характерные черты цифровой экономики?
5. Какие условия необходимы для развития бизнеса в цифровой среде?
6. Чем деятельность организации в цифровой экономике отличается от рыночной экономики?
7. Перечислите угрозы для бизнеса в цифровой среде.
8. Какие новые модели бизнеса могут быть сформированы в результате цифровой трансформации?
9. Возможности применения технологий промышленного интернета вещей, новых производственных технологий и технологий беспроводной связи в стратегическом управлении и разработке стратегии цифровой трансформации бизнеса
Практическое задание
Задание 1. Постановка целей, деление на группы.
- Выполнение заданий по группам:
1) Значение анализа внешней среды в стратегическом менеджменте
2) Источники сбора информации о внешней среде
3) Принципы проведения стратегического анализа внешней среды
4) SWOT-анализ
5) PEST-анализ
- Обсуждение в группах.
- Представление результатов работы групп.
- Выработка группового решения совместно с преподавателем.
Задание 2 Постановка целей, деление на группы.
- Выполнение заданий по группам:
1) Значение анализа внутренней среды в стратегическом менеджменте
2) Структура информации о внутренней среде в системе стратегического менеджмента
3) Организация получения информации о внутренней среде
4) Организация обработки и хранения информации внутренней среде
- Обсуждение в группах.
- Представление результатов работы групп.
- Выработка группового решения совместно с преподавателем.
Задание 3 Постановка целей, деление на группы.
- Выполнение заданий по группам:
1) Понятие, сущность, значение стратегического планирования
2) Место стратегического планирования в стратегическом менеджменте организации
3) Принципы стратегического планирования
4) Этапы стратегического планирования
5) Организация процесса стратегического планирования
- Обсуждение в группах.
- Представление результатов работы групп.
- Выработка группового решения совместно с преподавателем.
Задание 4 Постановка целей, деление на группы.
- Выполнение заданий по группам:
1. Сформулировать для организации видение
2. Сформулировать для организации миссию
3. Дать характеристику факторам внешней среды
- Обсуждение в группах.
- Представление результатов работы групп.
- Выработка группового решения совместно с преподавателем.
Задание 5 Постановка целей, деление на группы.
- Выполнение заданий по группам:
1. Сформулировать сильные и слабые стороны организации
2. Сформулировать возможности и угрозы организации
3. Провести SWOT-анализ деятельности организации.
- Обсуждение в группах.
- Представление результатов работы групп.
- Выработка группового решения совместно с преподавателем.
Задание 6 Постановка целей, деление на группы.
- Выполнение заданий по группам:
1. Сформулировать наиболее актуальную для организации цель с учетом факторов внешней и внутренней среды
2. Выбрать тип стратегии, наиболее подходящий для достижения поставленной цели.
3. Обосновать выбор предложенного типа стратегии
- Обсуждение в группах.
- Представление результатов работы групп.
- Выработка группового решения совместно с преподавателем.
Задание 7 Постановка целей, деление на группы.
- Выполнение заданий по группам:
1. Построить «дерево целей»
2. Разработать основные аспекты выбранной стратегии
3. Обосновать свои предложения
- Обсуждение в группах.
- Представление результатов работы групп.
- Выработка группового решения совместно с преподавателем.
Задание 8 Постановка целей, деление на группы.
- Выполнение заданий по группам:
1. Определить руководителей, задействованных в реализации стратегии
2. Разработать для каждого руководителя систему управления по целям
3. Оформить графически.
- Обсуждение в группах.
- Представление результатов работы групп.
- Выработка группового решения совместно с преподавателем.
Задание 9 Постановка целей, деление на группы.
- Выполнение заданий по группам:
1. Разработать основные аспекты реализации стратегии
2. Разработать сетевой график, оперограмму
3. Разработать систему мотивации реализации стратегических планов.
- Обсуждение в группах.
- Представление результатов работы групп.
- Выработка группового решения совместно с преподавателем.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Перечень вопросов и заданий к Экзамену:

1. Понятие, значение и цель стратегического менеджмента.
2. Отличие стратегического менеджмента от оперативного управления.
3. Функции стратегического менеджмента.
4. Ограничения стратегического менеджмента.
5. Этапы процесса стратегического управления.
6. Особенности стратегических решений.
7. Роль видения в управлении организацией.
8. Миссия организации.
9. Понятие и классификация целей организации.
10. Дерево целей организации.
11. Факторы внешней среды организации косвенного воздействия. PEST – анализ.
12. Факторы внешней среды организации прямого воздействия.
13. Модель «пяти сил» М. Портера.
14. Матрица Бостонской консультативной группы.
15. Понятие и направления управленческого анализа.
16. Анализ стратегического потенциала организации.
17. Определение конкурентных преимуществ организации.
18. Анализ по сферам деятельности организации (система Mc Kincey, «цепочка М. Портера»).
19. SWOT- анализ деятельности организации.
20. Понятие стратегии организации.
21. Корпоративные стратегии организации.
22. Конкурентные (деловые) стратегии организации.
23. Функциональные стратегии организации.
24. Связь между функциональными стратегиями организации.
25. Понятие и этапы стратегического планирования.
26. Понятие стратегического плана производства и сбыта в организации.
27. Требования к стратегическим планам организации.
28. Структура стратегического плана организации.
29. Этапы реализации стратегии.
30. Понятие и уровни стратегических изменений в организации.
31. Роль структурных изменений в реализации стратегии организации.
32. Организационная культура и стратегические изменения.
33. Методы управления организационными изменениями.
34. Организация управления реализацией стратегии организации.
35. Этапы, виды и принципы контроля реализации стратегии организации.
36. Понятие мониторинга стратегической ситуации.
37. Оценка эффективности реализации стратегии организации.
38. Направления совершенствования стратегического менеджмента организации.
39.Технологическое развитие: исторические вехи и современность.
40.Сущность и особенности цифровой трансформации бизнеса
41. Свойства цифровых технологий и определения цифровой экономики.
42. Четвертая промышленная революция и технологические основы цифровой экономики
43. Большие данные
44.Нейротехнологии и искусственный интеллект.
45.Системы распределенного реестра (блокчейн).
46.Квантовые технологии (квантовые вычисления и квантовый компьютер, квантовая телепортация).
47. Новые производственные технологии.
48.Промышленный интернет (индустриальный интернет вещей). робототехника и сенсорика (система чувствительных датчиков).
49.Технологии беспроводной связи.
50.Технологии виртуальной и дополненной реальностей.
51.Распределенные вычисления и хранилище данных (облачное хранение).
52.Цифровая трансформация отраслей экономики
53.Стратегии перехода к цифровой экономике: проблемы и риски.
54.Проблема информационной и экономической безопасности при цифровой трансформации бизнеса
55.Формирование новых рынков при цифровой трансформации бизнеса
56.Социально-этические аспекты цифровой экономики
57.Сущность и определение цифровой платформы
58.Принципы функционирования бизнеса в экономике платформ
59.Стратегии развития информационного общества и программа "Цифровая экономика Российской Федерации" в РФ.
60.Цели и задачи нормативно - правового регулирования цифровой экономики
Критерии оценки уровня развития цифровой экономики
61.Особенности управления бизнесом в цифровой экономике
62.Правовое обеспечение и роль государства в переходе к цифровой экономике
63. Развитие цифровой экономики в РФ
64. Возможности применения технологий промышленного интернета вещей, новых производственных технологий и технологий беспроводной связи в стратегическом управлении и разработке стратегии цифровой трансформации бизнеса


Задания к Экзамену
1. Выбор операционных систем и цифровых сервисов для решения задач управления: возможности и ограничения на примере конкретной организации.
2. Анализ показателей организации и экономическое обоснование управленческих решении на основе применения цифровых технологий на примере конкретной организации.
3.На основе данных компании (по выбору) определите параметры цифрового развития и цифровой зрелости организаций, уровень готовности бизнеса к цифровой трансформации, алгоритмы формирования и мониторинга основных показателей цифровой трансформации бизнеса.
4. Изучите опыт цифровой трансформации General Electric и выявите причины провала выбранной стратегии: https://www.inc.com/alex-moazed/why-ge-digital-didnt-make-it-big.html
5. Посмотрите видео программы Сколково Управление цифровой трансформацией «Технологическая трансформация Сбербанка» и ответьте на поставленные вопросы. https://courses.skolkovo.ru/event/corp-cdto-2/
Приложения
Приложение 1.   ФОС_ЦТО_22.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Розанова Н.М. КОНКУРЕНТНЫЕ СТРАТЕГИИ СОВРЕМЕННОЙ ФИРМЫ. : Учебник и практикум для вузов М.:Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
Л1.2 А. Н. Асаул, М. А. Асаул, И. Г. Мещеряков, И. Р. Шегельман УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫМИ НОВОВВЕДЕНИЯМИ. : Учебник и практикум для вузов М.:Издательство Юрайт, 2021 URL: https://urait.ru/bcode/473009
Л1.3 Фролов Ю. В., Серышев Р. В. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ. ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ : учебное пособие для вузов М.:Издательство Юрайт, 2021 URL: https://urait.ru/bcode/471817
Л1.4 Одинцов Б.Е. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ БИЗНЕСА: Учебник и практикум ЭБС: Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.5 Попов С.А. АКТУАЛЬНЫЙ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ. ВИДЕНИЕ - ЦЕЛИ - ИЗМЕНЕНИЯ. Учебно-практическое пособие: М.:Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
Л1.6 Малюк В.И. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ. ОРГАНИЗАЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. : учебник и практикум для вузов М.:Издательство Юрайт, 2021 URL: https://urait.ru/bcode/469399
Л1.7 Спивак В.А. УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Матвеева, Л. Г. /Л. Г. Матвеева, А. Ю. Никитаева, О. А. Чернова Новые концепции, инструменты и технологии управления промышленным предприятием: учебник Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону ; Таганрог : Южный федеральный университет, 2020 biblioclub.ru
Л2.2 А. Шеер ; под науч. ред. Д. Стефановского ; пер. с англ. Д. Стефановского, О. А. Виниченко Индустрия 4.0: от прорывной бизнес-модели к автоматизации бизнес-процессов: Москва : Дело, 2020 URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=612569
Л2.3 Сафина Г. Р. Управление операциями: Учебники и учебные пособия для ВУЗов КГТУ, 2010 biblioclub.ru
Л2.4 Дашков Л.П., Памбухчиянц О.В. Организация и управление коммерческой деятельностью: Учебники Издательство "Дашков и К", 2018 URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=495757
Л2.5 Г. С. Сологубова Составляющие цифровой трансформации: монография Москва : Издательство Юрайт, 2021 URL: https://urait.ru/bcode/475065
Л2.6 Пурлик, В. М. Управление операционной и стратегической эффективностью бизнеса: Монография Москва : Издательство Юрайт, 2021 URL: https://urait.ru/bcode/476781
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в МУдл portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional
Office 2010 Professional
OpenOffice
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru).
2. Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com).
3. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru).
4. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические (лабораторные) занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое (лабораторное) занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы,обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (лабораторных) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
Наиболее важным моментом самостоятельной работы является выполнение КУРСОВОЙ РАБОТЫ. Теоретическая часть курсовой работы выполняется по установленным темам с использованием практических материалов. Курсовая работа имеет целью научить студентов самостоятельно применять полученные знания для комплексного решения конкретных теоретических или практических задач, привить навыки самостоятельного проведения научных исследований. Она представляет собой изложение в письменной форме одной из актуальных проблем изучаемой дисциплины. Курсовая работа выполняется студентом самостоятельно под руководством преподавателя. Структура курсовой работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, разделенная на главы и параграфы, заключение, список литературы; приложение.
Во введении должны быть освещены следующие вопросы: актуальность выбранной темы, объект и предмет исследования, исследования, цель и задачи исследования; методы исследования. В основной части подробно раскрывается содержание темы. Каждая глава основной части должна заканчиваться выводами. В заключении курсовой работы даются краткие выводы, полученные в результате исследования проблемы, а также практические рекомендации и предложения. В список литературы студент включает только те документы, которые он использовал при написании курсовой работы. В приложении содержится иллюстративный материал. Текст курсовой работы оформляется на листах белой бумаги формата А4.