Закреплена за кафедрой | Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций |
---|---|
Направление подготовки | 38.03.02. Менеджмент |
Профиль | Маркетинг и цифровые коммуникации; Управление бизнесом |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 38_03_02_Менеджмент_Профили-2023 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 36 | 36 | 36 | 36 |
Сам. работа | 88 | 88 | 88 | 88 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Протокол от 27.05.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой Рудакова О.Ю.
1.1. | формирование знаний, умений и навыков по вопросам эффективного корпоративного управления, учитывающего интересы всех заинтересованных сторон общественной сферы в условиях цифровой трансформации жизни социума. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02 |
ПК-1 | Способен осуществлять информационно-аналитическое обоснование управленческих решений |
ПК-1.1 | Знает инструменты и методы анализ-за информации, необходимой для принятия управленческих решений, основные экономические показатели работы организации |
ПК-1.2 | Умеет анализировать информацию для принятия управленческих решений, оценивать возможность реализации решения с точки зрения выбранных целевых показателей и имеющихся ресурсов |
ПК-1.3 | Использует современные технические средства, информационные технологии аналитический инструментарий при обосновании управленческих решений |
ПК-5.02 | Способен формировать и представлять предложения по развитию организации в условиях цифровой экономики |
ПК-5.02.1 | Знает бизнес-процессы и бизнес-модели и методы их реорганизации(трансформации) в условияхцифровойэкономики |
ПК-5.02.2 | Умеет оценивать экономические и социальные условия осуществления деятельности и предлагать варианты трансформации бизнес-процессов и бизнес-моделей с целью развития организации |
ПК-5.02.3 | Владеет навыками формирования предложений по развитию организации на основе создания и ведения баз данных по различным показателям еефункционирования |
ПК-5.02.4 | Умеет использовать передовые цифровые технологии, направленные на развитие организации |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в этику бизнеса. | ||||||
1.1. | Этика и бизнес. | Лекции | 6 | 4 | ПК-5.02.1, ПК-5.02.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-5.02.3, ПК-5.02.4 | Л1.4, Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2 |
1.2. | Этика и бизнес. | Практические | 6 | 4 | ПК-5.02.1, ПК-5.02.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-5.02.3, ПК-5.02.4 | Л1.4, Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2 |
1.3. | Этика и бизнес. | Сам. работа | 6 | 12 | ПК-5.02.1, ПК-5.02.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-5.02.3, ПК-5.02.4 | Л1.4, Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2 |
1.4. | Проблемы этики и бизнеса | Лекции | 6 | 2 | ПК-5.02.1, ПК-5.02.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-5.02.3, ПК-5.02.4 | Л1.4, Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2 |
1.5. | Проблемы этики и бизнеса | Практические | 6 | 8 | ПК-5.02.1, ПК-5.02.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-5.02.3, ПК-5.02.4 | Л1.4, Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2 |
1.6. | Проблемы этики и бизнеса | Сам. работа | 6 | 12 | ПК-5.02.1, ПК-5.02.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-5.02.3, ПК-5.02.4 | Л1.4, Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2 |
1.7. | Организационная культура | Лекции | 6 | 2 | ПК-5.02.1, ПК-5.02.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-5.02.3, ПК-5.02.4 | Л1.4, Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2 |
1.8. | Организационная культура | Практические | 6 | 4 | ПК-5.02.1, ПК-5.02.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-5.02.3, ПК-5.02.4 | Л1.4, Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2 |
1.9. | Организационная культура | Сам. работа | 6 | 10 | ПК-5.02.1, ПК-5.02.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-5.02.3, ПК-5.02.4 | Л1.4, Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2 |
Раздел 2. Корпоративная социальная ответственность в условиях цифровой трансформации жизни социума | ||||||
2.1. | Понятие и сущность корпоративной социальной ответственности | Лекции | 6 | 2 | ПК-5.02.1, ПК-5.02.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-5.02.3, ПК-5.02.4 | Л1.4, Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2 |
2.2. | Понятие и сущность корпоративной социальной ответственности | Практические | 6 | 2 | ПК-5.02.1, ПК-5.02.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-5.02.3, ПК-5.02.4 | Л1.4, Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2 |
2.3. | Понятие и сущность корпоративной социальной ответственности | Сам. работа | 6 | 8 | ПК-5.02.1, ПК-5.02.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-5.02.3, ПК-5.02.4 | Л1.4, Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2 |
2.4. | Концепция заинтересованных сторон | Лекции | 6 | 2 | ПК-5.02.1, ПК-5.02.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-5.02.3, ПК-5.02.4 | Л1.4, Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2 |
2.5. | Концепция заинтересованных сторон | Практические | 6 | 4 | ПК-5.02.1, ПК-5.02.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-5.02.3, ПК-5.02.4 | Л1.4, Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2 |
2.6. | Концепция заинтересованных сторон | Сам. работа | 6 | 8 | ПК-5.02.1, ПК-5.02.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-5.02.3, ПК-5.02.4 | Л1.4, Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2 |
2.7. | Корпоративное гражданство | Лекции | 6 | 2 | ПК-5.02.1, ПК-5.02.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-5.02.3, ПК-5.02.4 | Л1.4, Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2 |
2.8. | Корпоративное гражданство | Практические | 6 | 4 | ПК-5.02.1, ПК-5.02.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-5.02.3, ПК-5.02.4 | Л1.4, Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2 |
2.9. | Корпоративное гражданство | Сам. работа | 6 | 10 | ПК-5.02.1, ПК-5.02.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-5.02.3, ПК-5.02.4 | Л1.4, Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2 |
2.10. | Кросс-культурное взаимодействие в менеджменте стратегических проектов | Лекции | 6 | 2 | ПК-5.02.1, ПК-5.02.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-5.02.3, ПК-5.02.4 | Л1.4, Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2 |
2.11. | Кросс-культурное взаимодействие в менеджменте стратегических проектов | Практические | 6 | 4 | ПК-5.02.1, ПК-5.02.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-5.02.3, ПК-5.02.4 | Л1.4, Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2 |
2.12. | Кросс-культурное взаимодействие в менеджменте стратегических проектов | Сам. работа | 6 | 14 | ПК-5.02.1, ПК-5.02.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-5.02.3, ПК-5.02.4 | Л1.4, Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2 |
2.13. | Управление социальной ответственностью бизнеса в условиях цифровизации | Лекции | 6 | 4 | ПК-5.02.1, ПК-5.02.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-5.02.3, ПК-5.02.4 | Л1.4, Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2 |
2.14. | Управление социальной ответственностью бизнеса в условиях цифровизации | Практические | 6 | 6 | ПК-5.02.1, ПК-5.02.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-5.02.3, ПК-5.02.4 | Л1.4, Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2 |
2.15. | Управление социальной ответственностью бизнеса в условиях цифровизации | Сам. работа | 6 | 14 | ПК-5.02.1, ПК-5.02.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-5.02.3, ПК-5.02.4 | Л1.4, Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Вопросы для устного обсуждения 1. Как соотносятся между собой определения терминов «Цифровая трансформация» и «цифровизация»? Существуют ли принципиальные различия между ними? 2. Можно ли называть цифровую экономику платформенной экономикой? Почему? 3. Смогут ли цифровые платформы поменять этику бизнеса? Почему? 4. Как отразилась (позитивные и/или негативные последствия) цифровая трансформация жизни социума на управлении социальной ответственностью бизнеса? 5. Каковы особенности количественного и качественного анализа проектных рисков в условиях цифровой трансформации? 6. Приведите пример сервиса, который, на Ваш взгляд, является наиболее удачным решением в плане управления проектами (разными). 7. Какие особенности социального аудита в условиях цифровизации можно выделить? 8. Какова взаимосвязь (опишите суть) между сервисами общественной демократии, управлением проектными рисками и социальной ответственностью бизнеса? Практическое задание 1.С помощью Google-формы разработать (создать) анкету (не менее 10 вопросов) и провести (с помощью ИКТ) социологический опрос (не менее 20 человек) с целью выявления осведомленности населения о существующих сервисах электронной демократии, предназначенных для взаимодействия (диалога) граждан по вопросам городского развития. Результаты анкетирования обобщить, используя MicrosoftExсel как одну из популярных программ для работы с электронными таблицами. 2.С помощью онлайн-сервиса (на выбор) разработать (создать) анкету (не менее 10 вопросов) ипровести (с помощью ИКТ) социологический опрос (не менее 20 человек) стейкхолдеровс целью повышения социальной ответственности бизнеса. Результаты анкетирования обобщить, используя MicrosoftExсel. 3.Оцените значимость использования сервисов «Активный гражданин» и «Добродел» для эффективного корпоративного управления. 4. Сравните содержание и значение сервисов ProjectLibre, Trello, Битрикс24, Miro,определив их положительные и отрицательные стороны для эффективного управления проектами. Приведите пример сервиса (не обязательно из представленного выше списка), который, на Ваш взгляд, является наиболее удачным решением для бизнеса с точки зрения эффективности управления проектами. 5. Используя сервисные возможностиинформационных систем, разработайте проект, способствующий ускоренному и эффективному решению актуальных проблем (вызовов) городского хозяйства (инфраструктурных, экологических и пр.), обеспечивающему комфортную среду для жизни граждан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1.Формирование и развитие социальной ответственности бизнеса в условиях цифровой трансформации. 2.Цифровые платформы взаимодействия государства и бизнеса в обеспечении социально ответственного поведения. 3. Корпоративное гражданство в условиях цифровой трансформации жизни социума: перспективы развития. 4. Влияние Четвертой промышленной революции на отношение к социальной сфере. 5. Особенности управления социальной ответственностью бизнеса в условиях цифровизации. 6. Оппортунизм как показатель степени развития социальной ответственности бизнеса в условиях цифровой трансформации. 7. Особенности нормативного регулирования в области социальной ответственности бизнеса. 8.Динамика развития социальной отчетности. 9. Корпоративная документация (коллективный договор и т.п.) как проявление социальной ответственности бизнеса. 10. Этические индексы. 11.Мировая стандартизация в области корпоративной социальной ответственности. 12.Информационные технологии проектного менеджмента и управление корпоративной социальной ответственностью: взаимосвязь. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Перечень вопросов и заданий к Зачету: 1.Мораль, совесть, этика, право, экономика и бизнес: взаимосвязь. 2.Становление этики бизнеса как научной дисциплины. 3.Деловая, трудовая, профессиональная, корпоративная этика: соотношение понятий. 4. Цифровые платформы и этика бизнеса: взаимосвязь. 5. Этические нормы и поведение в бизнесе. 6. Межкультурные коммуникации бизнеса. 7. Коммерческая тайна и этика бизнеса. 8. Интеллектуальная собственность и ее защита. 9.«Этический кодекс» организации. 10. Типология корпоративных культур. 11. Управление процессом формирования и развития организационной культуры. 12. Лояльность работников. 13. Эволюция концепций социальной ответственности бизнеса. 14. Глобальный бизнес и глобальная этика: перспективы формирования единой международной деловой культуры. 15. Основные заинтересованные стороны — стейкхолдеры. 16. Развитие концепции заинтересованных сторон. 17. Становление понятия «корпоративное гражданство». 18. Особенности корпоративного гражданства. 19. Модели корпоративного гражданства. 20. Сервисы электронной демократии. 21. Основы проектного менеджмента. 22. Классификация проектных рисков. 23. Технологические и организационно-управленческие вызовы. 24. Международные и национальные стандарты, регулирующие социальную ответственность бизнеса. 25. Управление вовлечением заинтересованных сторон в операции проекта с применением цифровых инструментов. 26. Определение приоритетных направлений развития социальной ответственности бизнеса на основе сбора и анализа социально-экономических показателей. 27. Социальный аудит в условиях цифровизации. 28. Информационные технологии управления социальной ответственностью бизнеса. 29. Содержание и значение сервисов ProjectLibre, Trello, Битрикс24, Miro в контексте эффективности корпоративного управления. Задания к Зачету 1.С помощью онлайн-сервиса (на выбор) разработать (создать) анкету (не менее 10 вопросов), конечной целью апробации которой является повышение эффективности корпоративного управления на основе учета интересов всех заинтересованных сторон общественной сферы. 2. Проанализируйте цифровую платформу вовлечения граждан в решение вопросов городского развития в Российской Федерации (названия сервисов, их содержание) и ее значение в контексте управления социальной ответственностью бизнеса. 3. С помощью сервисов электронной демократии определить тематику перспективного инвестиционного проекта для бизнеса. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Марусева, И. В. | Современный менеджмент: (классический и прикладной аспекты) : | Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2018 | URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=494455 |
Л1.2 | А. В. Чекмарев | Управление цифровыми проектами и процессами: учебное пособие для академического бакалавриата | Юрайт, 2024 | urait.ru |
Л1.3 | Ю. И. Грибанов, М. Н. Руденко | Цифровая трансформация бизнеса: учебное пособие | Москва : Дашков и К°, 2023 | biblioclub.ru |
Л1.4 | Горфинкель В. Я., Родионова Н. В. ; Отв. ред. Горфинкель В. Я., Родионова Н. В. | КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф ФИРО | М.:Издательство Юрайт, 2019 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | М. Н. Конягина | Основы цифровой экономики : учебник и практикум для вузов | Юрайт, 2021 | URL: https://urait.ru/bcode/468187 |
Л2.2 | Сергеев, Л.И., Юданова, А.Л. | Цифровая экономика : учебник для вузов | Юрайт, 2021 | URL: https://urait.ru/bcode/477012 |
Л2.3 | Е. С. Григорян, И. А. Юрасов. | Корпоративная социальная ответственность : учебник | Москва : Дашков и К°, 2023 | biblioclub.ru |
Л2.4 | А. С. Сенин, Е. А. Бубенок, М. Н. Дудин и др. | Информационный менеджмент: учебное пособие для бакалавров очной и заочной формы обучения | Москва : Дело, 2018 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс в МУДЛ | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: 1. КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/. Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ: - работа с преподавателем; - самостоятельная работа. Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические (лабораторные) занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Практическое (лабораторное) занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы,обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания. Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы. Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (лабораторных) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса. При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя. |